Научная статья на тему 'Организация процесса контроля качества в современном вузе России'

Организация процесса контроля качества в современном вузе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Башмакова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация процесса контроля качества в современном вузе России»

Н.И. Башмакова ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ РОССИИ*

В последнее время высшие учебные заведения России сталкиваются с двумя задачами:

1) обеспечить достаточно устойчивое развитие вуза;

2) построить гармоничную систему его управления.

Сегодня в контексте Болонского процесса, указанные задачи становятся особенно важными, поскольку успешное их решение во многом определяет конкурентоспособность современного вуза на рынке образовательных услуг как в РФ и за ее пределами [1].

В сложившихся условиях конкурентоспособным на рынке образовательных услуг России становится тот вуз, который стремится предоставить наиболее эффективное и экономичное образование наиболее высокого качества и максимально соответствовать нуждам и потребностям заинтересованных сторон.

В современных условиях выживание и успех вуза РФ «связаны с выделением и организацией следующих интегрированных процессов управления» [2]:

- стратегической деятельностью вуза на основе сформулированной политики в области качества;

- образовательной деятельностью (планированием, организацией, контролем и постоянным совершенствованием процесса оказания образовательных услуг);

- научной и инновационной деятельностью вуза;

- качеством предоставляемых услуг;

- инфраструктурой образовательной деятельности и т.п.

Более того, от качества предоставляемых услуг, удовлетворяющих потребности человека в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, т.е. в знаниях и профессионально-социальных навыках, которые являются основой всестороннего развития личности, зависит повышение конкурентоспособности вуза.

Конкурентоспособность вуза, в свою очередь, определяется функционированием и улучшением следующих взаимосвязанных элементов:

1) способностью удовлетворять внешних и внутренних потребителей образовательных услуг;

2) снижением и экономической обоснованностью затрат на повышение качественного уровня предоставляемых услуг;

3) управлением объектами интеллектуальной собственности;

4) разработкой и коммерциализацией инноваций;

5) инфраструктурным обеспечением основных и вспомогательных процессов образовательной деятельности.

Обеспечение высокого качества подготовки специалистов высшими учебными заведениями России достигается с помощью механизма оценки и контроля качества образовательных и иных услуг в вузе, который обязательно должен функционировать. Поэтому сегодня каждый вуз сталкивается с необходимостью построения и внедрения системы менеджмента качества, под которой в статье понимается совокупность организационных структур, методик и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Постановка системы менеджмента качества, по мнению автора, - это задача, интегрирующая общее управление вузом на основе идеологии качества, как ее высшей стратегической цели. Интегрирующая роль постановки системы менеджмента качества проявляется в том, что все сферы деятельности вуза и практически все инновационные проекты в таких областях как: стратегия, структуры, процессы, персонал, маркетинг и др. -в той или иной мере опираются на принципы менеджмента качества, сформулированные в стандартах ИСО 9000: ориентация на потребителя, лидерство, вовлечение работников, процессный подход, системный подход к менеджменту, непрерывное улучшение, подход к принятию решений на основе фактов, взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Эффективная работа системы менеджмента качества, в значительной степени, определяется контролем реализации принятого решения и пла-

* Статья поступила в редакцию в 2006 году.

© Н.И. Башмакова, 2007 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 20071

9

План

Выработка управляющего воздействия и корректирующих действий

Информация Управляющие воздействие

о ходе и качестве реализации

Процесс реализации

Рис. 1. Выработка и осуществление эффективного управляющего воздействия

на в области качества, предназначенного для получения полной информации о ходе и качестве реализуемого процесса, выработки и осуществления своевременного управляющего воздействия и корректирующих действий в случае, если или ход, или качество процесса, или то и другое вместе не будут соответствовать плану.

Следовательно, конечным результатом, целью контроля в области качества является выработка и осуществление эффективного управляющего воздействия, которое должно исключить отклонение от плана (рис. 1).

Говоря об эффективности управляющего воздействия и корректирующих действий в области качества, следует иметь в виду не только его качество, но и своевременность.

Сущностью контроля является выработка и осуществление эффективного и своевременного управляющего воздействия и корректирующих действий в области качества для обеспечения заданной эффективности достижения цели деятельности вуза.

Для того чтобы выработать управляющее воздействие и корректирующие действия в вузе, руководителю процесса следует убедиться в том, что по каким-то причинам имеет место несоответствие результатов деятельности тех или иных процессов или сроков завершения операций от запланированных. Причем убедиться в этом необходимо не случайным образом или субъективно, а в оптимально выбранных точках контроля процесса в результатах проверки состояния деятельности по значениям, заранее определенных контролируемых параметрах.

Проверка значений контролируемых параметров в определенных точках контроля является первой задачей вуза.

Далее, имея значения проверенных параметров, необходимо выяснить причины их несоответствия запланированным значениям и выработать управляющее воздействие и корректирующие действия, которые обеспечивали бы достижение вузом конечной цели.

Выработка управляющего воздействия и корректирующих действий представляет собой вторую задачу вуза.

Как известно, любое решение, план, а, следовательно, и управляющее действие и корректирующие действия, нуждаются в том, чтобы они приобрели некоторую юридическую силу, и были утверждены руководителем. Таким образом, утверждение высшим руководством выработанного управляющего воздействия и корректирующих действий является третьей задачей.

Поскольку имеется утверждение воздействия и корректирующих действий необходимо организовывать его выполнение в подразделениях вуза, осуществить управляющее воздействие и корректирующие действий, в этом и заключается четвертая задача вуза.

Теперь, когда ясно содержание контроля качества в вузе, представляется возможным рассмотреть особенности процесса контроля качества в вузе.

Первой особенностью является то, что система контроля и целевая группа контроля создается заблаговременно при выработке решения планирования и организации деятельности вуза в области качества, т.е. система контроля в вузе создается при осуществлении функций выработки решения, планирования и организации предстоящей деятельности.

Вторая особенность состоит в том, что процесс контроля входит и непосредственное воздей-

10

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007

Рис. 2. Методика определения точек контроля и набор контролируемых параметров

ствие с целью обеспечения эффективной деятельности вуза.

При выработке решения, разработке плана и осуществлении организации деятельности в вузе,

создается система контроля за качеством деятельности вуза. При этом, очевидно, что и то и другое должно проверяться в точках контроля выбранных таким образом, чтобы было возможно по результатам контроля выбрать и осуществить эффективное управляющее действие и корректирующие действия в области качества, которое обеспечило бы заданную эффективность достижения цели вуза.

Следовательно, определение так называемых узловых точек, определяющих качество и своевременность осуществления деятельности вуза. Поэтому определение точек контроля можно считать этапом процесса создания системы (этап 1). После определения точек контроля следует определить, что контролировать в точках, т.е. определить набор контролируемых параметров (2 этап). (Методика работы на первых двух этапах создания системы контроля качества представлена на рисунке 2.)

Разработка методики, алгоритма проверки контролируемых параметров представляет следующий этап (3 этап).

Теперь, когда есть последовательность работ по проверке хода и результатов деятельности вуза, становится возможным определить состав целевой организации - лиц, организующих проверку. Создание такой целевой организации является четвертым этапом создания системы контроля.

На этом этапе следует определить алгоритм выработки управляющего воздействия и корректирующих действий. Разработка алгоритма выработки управляющего воздействия и корректирующих действий (V этап). При этом сущность процесса выработки управляющего воздействия

ПРОЦЕСС

ВХОД 1.Определение

Точки контроля. причинно-следственных

Набор связей между ВЫХОД

контролируемых состояний контролируемых Методика

параметров параметров вуза и условий, (алгоритм)

от которых они зависят. выработки

2.Выработка вузом ь-

рекомендации

по изменению условий, управляющего

Методика вызвавших отклонение от воздействия и

осуществления плана. корректирующ

каждого их действий

параметра

Рис. 3. Сущность процесса выработки управляющего воздействия при осуществлении контроля в вузе

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007

11

и корректирующих действий при осуществлении контроля можно представить рисунком 3.

Процесс выработки управляющего воздействия и корректирующих действий в вузе состоит в определении причинно-следственных связей между состоянием контролируемых параметров и условий, от которых они зависят, а также выработке на основе этого рекомендации по изменению этих условий.

При этом должны быть определены такие процедуры, которые в большинстве случаев должны обеспечить быстрое, оперативное получение результата, т.е. управляющего воздействия.

Теперь, когда определена цель (выход) рассматриваемого этапа и сущность процесса, в результате которого должен быть получен этот выход. Приступим к определению содержания этого процесса, разработке методики работы на пятом этапе.

Для выработки управляющего воздействия необходимо определить значение показателей целей и задач. Для того чтобы осуществить это, очевидно, необходима разработка способов расчета этих показателей по известным параметрам. Разработка таких способов и должна быть содержанием первого шага разработки методики выработки управляющего воздействия.

В случае, когда невозможно выразить все показатели через контролируемые параметры, то следует проанализировать состояние и величины показателей эффективности достижения цели и выполнение задач (контролируемых параметров) по сравнению с результатами предыдущих проверок. Это следует сделать по двум причинам:

1) для того, чтобы выявить направление изменения показателей;

2) для того, чтобы произвести анализ действенности ранее осуществляемых управляющих воздействий.

Проведение такого сравнительного анализа и должно составлять содержание второго шага методики выработки управляющего воздействия.

Анализ содержания этого выхода позволит:

1) проверить правильность и своевременность выработки предыдущих управляющих воздействий, и эффективность их применения;

2) основываясь на данных анализа действенности примененных воздействий и данных настоящей проверки, выявить причинно-следственные связи между ранее принятыми воздействиями и эффективностью их результатов.

Таким образом, анализ качества и своевременность выработанных и примененных ранее управляющих воздействий является контролем качества системы.

Библиографический список

1. Антонова К.Н., Башмакова Н.И. Высшее образование в России. XXI век: проблемы и перспективы. - СПб., 2005.

2. ЛобачеваГ.В., БорщевА.С., АстафьевН.В. Методологические основы управления качеством образования в высшей школе // Управление качеством высшего образования: теория, методология, организация, практика. - СПб.; Ка-строма, 2005. - Т. 2. - С. 10.

Г.А. Петраков, Т.Е. Коровкина ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В настоящей публикации представлены материалы исследования о ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Костромской области в оценках экспертов и педагогов.

Социологический опрос учителей школ г. Костромы и области, являющихся непосредственными участниками данного проекта, показал, что несмотря на наличие нерешенных проблем, различные точки зрения на степень успешности того или иного направления проекта, респонденты едины в при-

знании актуальности и своевременности его принятия, понимании значимости качественного образования для каждого гражданина и государства в целом. Однако эксперты, в качестве которых выступили преподаватели костромских вузов, признавая значимость ПНП «Образование», подчеркивали, что для повышения его эффективности и получения положительных результатов от его реализации, необходимо конструктивно воспринимать критику, вовремя вносить коррективы в проект, особенно учитывая при этом мнение педагогического

12

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007

© Г.А. Петраков, Т.Е. Коровкина, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.