Научная статья на тему 'Организация противотуберкулезной помощи населению Ставропольского края в современных условиях'

Организация противотуберкулезной помощи населению Ставропольского края в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
104
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация противотуберкулезной помощи населению Ставропольского края в современных условиях»

Организация противотуберкулезной помощи населению Ставропольского края в современных условиях

Одинец В.С., к.м.н., засл. врач РФ, гл. врач ГУЗ «Краевой клинический противотуберкулезный диспансер», г. Ставрополь

В последнее время проблема туберкулеза рассматривается на всех уровнях в Российской Федерации. Первый заместитель Председателя Правительства РФ Д.Медведев на совещании 29 июня 2007 г поручил министрам здравоохранения и социального развития, чрезвычайных ситуаций, финансов РФ с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ обеспечить устранение выявленных нарушений законодательства РФ в области предотвращения распространения туберкулеза.

Несмотря на то, что в последние годы борьбе с туберкулезом в РФ уделялось существенное внимание, радикального перелома в развитии ситуации с туберкулезом не достигнуто, она остается стабильно напряженной. Социальный, экономический и медицинский ущерб, наносимый туберкулезом обществу, все еще значителен. Россия, где заболеваемость туберкулезом по сравнению с 1990 г увеличилась более чем в 2 раза, а смертность от него - в 1,5 раза, относится к числу 22 стран с наиболее значительной распространенностью туберкулеза. Ежегодная заболеваемость всеми формами туберкулеза в нашей стране превышает 80 случаев на 100 тыс. населения.

Для Ставропольского края, в связи с его приграничным географическим положением, проблема борьбы с туберкулезом имеет особое значение. Основные эпидемиологические показатели по туберкулезу в Ставропольском крае за 4 года (2003-2006) свидетельствуют об относительной стабилизации ситуации.

В текущем году стало возможным изучить эффективность основного курса лечения больных туберкулезом с использованием когортного анализа. Если эффективный курс химиотерапии в/в больных, зарегистрированных для лечения в 2005 г, по РФ составил 63,9%, по ЮФО - 67,9%, то по Ставропольскому краю - 71,1%. Неэффективный курс химиотерапии по Ставропольскому краю составил 6% против 13,2% по ЮФО и 13,5% по РФ.

Основными ресурсами повышения эффективности лечения, на наш взгляд, являются:

• усиление работы по раннему выявлению больных туберкулезом;

• акцентирование работы по раннему выявлению туберкулеза среди лиц, не проходивших профилактические осмотры на туберкулез более двух лет;

• организации комплексного лечения больных и контролируемой химиотерапии на всех этапах;

Основные эпидемиологические показатели по туберкулезу за 2006 г. в Ставропольском крае (СК), ЮФО и РФ

Показатель СК ЮФО РФ

Данные на 100 тыс. населения

Заболеваемость территориальная 66,2 71,5 82,4

Заболеваемость постоянного населения 52,3 61,4 67,9

Заболеваемость детей 10,2 12,7 16,1

Смертность от туберкулеза (данные за 2005 г.) 15,2 23,4 22,6

Охват профилактическими осмотрами 73,8 59,2 58,2

Данные в %

Удельный вес туберкулеза легких с деструкцией 44,6 54,9 50,3

Удельный вес умерших, неизвестных диспансеру 0,8 0,6 2,4

Удельный вес фиброзно-кавернозного туберкулеза среди в/в больных 1,5 1,4 2,2

Удельный вес больных, выявленных при профосмотрах 63,2 54,0 54,5

Закрытие полостей распада 70,8 57,4 50,3

№4(12) 2007

www.akvarel2002.ru

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Т^РАЧ

• улучшение качества культуральной диагностики туберкулеза с определением лекарственной чувствительности, в том числе - ускоренными методами (ВАСТЕС).

Сегодня организация борьбы с туберкулезом в России регламентируется правовой базой. Она предусматривает наличие системы профилактики туберкулеза, сложившейся в советское время, и включает ряд прогрессивных элементов международной стратегии:

• Закон РФ от 18.06.01 №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ»;

• ПостановлениеПравительстваРФот25.12.01 №892 «О реализации закона «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ»;

• Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 22.04.03 №62 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП.3.1. 1295-03»;

• ПостановлениеПравительстваРФот30.12.06 №885 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2007 год»;

• Приказ МЗ РФ от 23.05.03 №109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в РФ»;

• Приказ МЗ РФ от 13.02.04 №50 «О введении в действие учетной и отчетной документации мониторинга туберкулеза»;

• Приказ Минздравсоцразвития РФ от 02.10.06 №690 «Об утверждении учетной документации по выявлению туберкулеза методом микроскопии»;

• Приказ Минздравсоцразвития РФ от 19.04.07 №282 «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-терапевта участкового».

2 марта 2007 г. издан приказ Минздравсоц-развития РФ №143 «О создании Федерального центра мониторинга противодействия распространению туберкулеза в РФ». Центр создан как структурное подразделение на базе ФГУ «ЦНИИ Организации и информатизации здравоохранения Росздрава».

В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» реализуется:

• Проведение дополнительной диспансеризации населения, в т.ч. направленное на выявление новых случаев туберкулеза.

• Оснащение диагностическим оборудованием муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-социальную помощь населению (обеспечение муниципальных амбулаторно-поликлиничес-ких учреждений стационарными и передвижными флюорографическими аппаратами, что позволит повысить выявляемость больных туберкулезом).

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 19.04.07 №282 утвердил необходимость оцен-

ки эффективности деятельности врача-терапевта участкового в разделе противотуберкулезных мероприятий.

С целью повышения уровня противотуберкулезных мероприятий в Ставропольском крае в течение 2005-2006 гг. изданы следующие приказы:

• «Об усилении мер по профилактике туберкулеза в Ставропольском крае», регламентирующий ежегодное флюорографическое обследование всего населения, начиная с 15 лет;

• «О реализации мероприятий Проекта Международного банка реконструкции и развития «Профилактика, диагностика и лечение туберкулеза и СПИДа по компоненту «Туберкулез»;

• «По дальнейшему совершенствованию своевременного выявления туберкулеза внеле-гочных локализаций в Ставропольском крае». Это позволило в нашем крае существенно

улучшить процесс выявления внелегочного туберкулеза (2004 - 4,9; 2005 - 5,1; 2006 - 5,6 случаев на 100 тыс. населения; 9 месяцев 2007 г. -4,3 против 3,8 в 2006 г). Доля запущенных форм за этот же период снизилась с 16 до 9,4%. В данном случае это говорит о том, что многие больные смогли излечиться быстрее, без операции и утраты трудоспособности.

С 2006 г. фтизиатрами Ставропольского края проводится работа по реализации ст. 10 Федерального закона от 18.06.01 №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ». За 2006 г. по инициативе фтизиатров направлено в суд 52 исковых заявления о принудительной госпитализации больных заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающих санитарно-противоэпидемичес-кий режим и умышленно уклоняющихся от лечения. За первое полугодие 2007 г. подано уже 42 иска. Но даже осуществленная по решению суда госпитализация таких пациентов не решает проблему, так как отсутствуют стационары закрытого типа.

На территории нашего края реализуется ряд международных проектов.

• Проект МБРР «Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза и СПИДа», компонент «Туберкулез».

• Программа Глобального фонда «Стратегия лечения населения РФ, уязвимого к туберкулезу».

• Программа Всемирной организации здравоохранения «Туберкулез в мире» в проекте «Борьба с мультирезистентным туберкулезом путем усовершенствования диагностики в Ставропольском крае, РФ».

ГУЗ ККПТД участвовал в конкурсах Программы Глобального фонда и выиграл 5 грантов на получение оборудования и финансовых средств на общую сумму 174,2 тыс. долл., в т.ч. на осуществление проектов:

• Совершенствование мер инфекционного

www.akvarel2002.ru

№4(12) 2007

контроля в лечебных учреждениях противотуберкулезного профиля;

• Внедрение системы мониторинга туберкулеза на региональном уровне;

• Совершенствование организации раннего выявления и контролируемого лечения больных туберкулезом;

• Формирование приверженности к лечению у больных туберкулезом, проходящих контролируемое амбулаторное лечение;

• Совершенствование инфраструктуры лабораторной базы в лечебных учреждениях Министерства здравоохранения и социального развития.

Кроме того, грант на 18,3 тыс. долл. получила краевая туберкулезная больница «Бурукшун» для совершенствования мер инфекционного контроля, еще 3 диспансера (Пятигорск, Буденновск и Кисловодск) получают гранты на совершенствование инфраструктуры лабораторной службы. Всего в рамках Программы РФ за 20062007 гг. уже получено оборудования и финансовых средств на общую сумму 2737 тыс. руб.

По Проекту Международного банка реконструкции и развития «Диагностика, профилактика и лечение туберкулеза и СПИДа» поступило оборудования и противотуберкулезных препаратов на сумму более 16 млн руб. В рамках Российско-Германской Программы «Борьба с мультирезис-тентным туберкулезом путем усовершенствования диагностики в Ставропольском крае, РФ» получено оборудование для бактериологической лаборатории ГУЗ ККПТД на сумму 250 тыс. евро. Кроме того, на грант немецкой неправительственной организации «Штернштунден» (34 тыс. евро) построена детская площадка, оснащен компьютерный класс в детском отделении краевого диспансера.

С целью повышения качества лабораторной диагностики туберкулеза в крае проведены обучающие семинары для специалистов разных профилей общей лечебной и фтизиатрической сети. В июле 2006 г. в обучении приняли участие секретарь секции микробиологии, иммунологии Международного союза борьбы с туберкулезом (Париж), директор супранаци-ональной лаборатории по микробиологической диагностике (Мюнхен), президент неправительственной организации «Кураторий туберкулеза в мире» (Германия), эксперт-консультант программ ВОЗ по борьбе с туберкулезом, профессор Кнут Фельдман; представитель ФСВОК, д.б.н. Шульгина М.В.; представитель московского офиса ВОЗ Е.В. Данилова; зав. каф. лабораторной диагностики ФПО СтавГМА Ю.В. Первушин; гл. внештатный специалист МЗ СК по лабораторной диагностике Ковалевич Н.И.; гл. фтизиатр МЗ СК Одинец В.С., специалисты ГУЗ ККПТД.

Финансирование противотуберкулезных ме-

роприятий в крае осуществляется из средств федерального, краевого и муниципальных бюджетов, внебюджетных источников.

Финансирование за счет федеральной и ведомственной программ в Ставропольском крае производится на достаточно высоком уровне, однако необходимо отметить, что потребность превышает запланированные по ведомственной программе средства на 40-45%. Основные статьи расходов по федеральной и ведомственной программам - противотуберкулезные препараты и медицинское оборудование. В 2006 г. в рамках поставок оборудования по федеральной целевой программе в ГУЗ ККПТД поступила установка для утилизации медицинских отходов Newster-10 с автоматическим упаковщиком стоимостью 6125,3 тыс. руб. и расходные материалы к ней на сумму 1521,9 тыс. руб.

В заключение можно сделать выводы о том, что большинство основных эпидемиологически значимых показателей (заболеваемость туберкулезом постоянного населения, заболеваемость всех категорий населения, заболеваемость туберкулезом детей, болезненность, смертность от туберкулеза) в Ставропольском крае стабильно лучше, чем в среднем по ЮФО и РФ. Но при этом эпидемическая ситуация по туберкулезу в крае остается сложной.

Для улучшения ситуации в Ставропольском крае в отношении туберкулеза необходимо:

• выделение дополнительных финансовых средств для осуществления комплекса противотуберкулезных мероприятий в полном объеме;

• закрепление существующих и привлечение квалифицированных кадров в учреждения противотуберкулезной службы;

• стимулирование труда медицинских работников противотуберкулезной службы путем установления доплаты для сотрудников госучреждений здравоохранения противотуберкулезной службы за счет средств краевого бюджета, для специалистов фтизиатрической службы муниципальных учреждений - за счет средств муниципальных образований;

• увеличение размера выделяемых финансовых средств в рамках краевой ведомственной программы для приобретения резервных противотуберкулезных препаратов;

• улучшение материально-технической базы противотуберкулезных учреждений, осуществление капитального ремонта стационарных и диспансерного отделений головного учреждения ГУЗ ККПТД;

• увеличение размера финансовых средств, выделяемых на питание больных туберкулезом;

• осуществление социальной поддержки больных туберкулезом путем выделения финансовых средств на бесплатный проезд к месту обследования и лечения на период контролируемого лечения.

№4(12) 2007

Ф1

www.akvarel2002.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.