УДК 34 ББК 67
DOI 10.24411/2414-3995-2020-10318 © Г.В. Акимова, 2020
Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. ЧАСТЬ I - США
Галина Вячеславовна Акимова,
старший преподаватель кафедры специальной тактики учебно-научного комплекса специальной подготовки Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются вопросы организации и осуществления противодействия проявлениям экстремизма в молодежной среде на примере зарубежных стран, в частности рассматривается США. Определяются приоритетные направления противодействия молодежному экстремизму силами подразделений.
Ключевые слова: экстремизм, молодежь, молодежный экстремизм, противодействие, международное законодательство, преступность.
ORGANIZATION OF COUNTERACTION TO MANIFESTATIONS OF EXTREMISM IN THE YOUTH ENVIRONMENT ON THE EXAMPLE OF FOREIGN COUNTRIES.
PART I-USA
Galina V. Akimova,
Senior Lecturer of the Department of Special Tactics, Educational and Scientific Complex of Special Training Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. The article deals with the organization and implementation of counteraction to manifestations of extremism in the youth environment on the example of foreign countries, in particular, the United States. Priority directions of counteraction to youth extremism by the forces of divisions are determined.
Keywords: extremism, youth, youth extremism, counteraction, international law, crime.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Акимова Г.В. Организация противодействия проявлениям экстремизма в молодежной среде на примере зарубежных стран. Часть I - США. Вестник экономической безопасности. 2020;(5):177-84.
Международное законодательство, международно-правовые акты, регулирующие сотрудничество стран всего мира по обеспечению безопасности личности, общества и государства, в реалиях современного мира является опорой противодействия международной террористической и экстре-мисткой деятельности. Подавляющее большинство государств ведет жесткую политику по совместному сдерживанию и устранению любых причин и проявлений сторонников радикальных течений по всему миру. Наряду с этим, властями многих стран запрещается создание общественных объединений, целью и деятельностью которых является насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности суверенной территории.
В Шанхайской Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, основанной 15 июня 2001 года, установлено, что терроризм, сепаратизм и экстремизм не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах, а лица, виновные в совершении таких деяний, должны быть привлечены к ответственности в соответствии с законом.
Страны, подписавшие Конвенцию, опираясь на цели и принципы Устава ООН, касающиеся мирного взаимодействия государств, осознавали, что терроризм, сепаратизм и экстремизм представляют угрозу международному миру и безопасности, угрожают территориальной целостности, политической, экономической и социальной стабильности
Сторон и были твердо убеждены, что данные деяния и совершившие их лица не могут быть оправданы, несмотря на преследуемые мотивы и идеалы. Страны согласились с тем, что «экстремизм» [14] - это какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти, насильственное удержание власти или насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в указанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.
В частности, одной из стран участниц Организации Объединенных Наций, преследующей любые проявления радикально настроенных группировок и формирований - Соединенными Штатами Америки, была создана система по выявлению и борьбе с экстремисткой и террористической деятельностью. Спецслужбы штатов, преследуя цели по глобальному вычленению и уничтожению любых проявлений террористической деятельности, активно взаимодействуют со специальными службами других стран, проводя операции за рубежом. В итоге число террористических актов, совершаемых на территории Соединенных Штатов Америки стало значительно ниже, чем в странах Западной Европы.
Следует отметить, что к 2001 году в Штатах была автоматическая система шпионажа «Carnivore», вскрывающая и анализирующая информацию с интернет-страниц и серверов электронной почты, с помощью которой производилась глобальная слежка за лицами пропагандирующими деятельность, направленную на подрыв безопасности страны. Данная программа систематизирует и хранит вскрытую информацию «Пакеты могут выбираться на основании IP-адреса или, в случае электронной почты, по имени пользователя в полях TO и FROM, а в отдельных случаях - на основании их содержания. Перехваченные пакеты могут быть зарегистрированы полностью (полнотекстовый режим). Регистрация также может ограничиться только адресной частью (режим по ключевым словам), включающей IP-адрес и имя пользователя» [22]. Данные не уничтожаются и могут быть извлечены и использованы в любой момент времени по мере необходимости.
Аналогичными программами являются Omnivore и Etherpeek.
«Carnivore» автоматически архивирует все электронные сообщения граждан, что позволяет спецслужбам вести эффективную разведывательно-оперативную деятельность по выявлению террористических угроз [23]. При этом многие эксперты отмечали, что возможности судебного контроля были существенно сужены в связи с тем, что факт истребования информации отследить было практически невозможно.
В тоже время, оценивая последствия общенационального кризиса О.Г. Карпович в своей работе [4, с. 14] отмечает, что: «из-за колоссальных затрат на внутреннюю безопасность, существенных ограничений гражданских свобод США были вынуждены фактически отказаться от своей миграционной политики».
Но, А.И. Никитин [5] высказывает иное мнение: «под влиянием трагедии 11 сентября в ряде ключевых аспектов миграционная политика в Америке действительно была пересмотрена, но этот процесс растянулся минимум на 10 лет и до сих пор еще находится в стадии трансформации. В частности, у администрации Д. Трампа также есть свое видение миграционной политики, где фигурируют такие по-литэкзотические идеи, как строительство «стены» вдоль границы с Мексикой, запрет на въезд на территорию США представителей некоторых конфессий. Вряд ли, думается, эти меры ограничительного характера связаны с воспоминаниями, представлениями Д. Трампа о трагедии 11 сентября 2001 года и стремлением предотвратить ее возможное повторение в будущем».
Трагедия 11 сентября 2001 года заставило США бросить все силы на обеспечение национальной безопасности внутри страны, а не вовне, как это было ранее.
Конгрессом США после вышеуказанных событий был принят Акт «О сплочении и укреплении Америки путем обеспечения надлежащими средствами, требуемыми для пресечения и воспрепятствования терроризму» 2001 г. (так называемый Патриотический [16]).
Данный законодательный акт дает ФБР контроль над перехватом сообщений различного характера, в которых упоминается экстремизм и терроризм, ком-
пьютерное и почтовое мошенничества. В нем также были предусмотрены специальные меры по борьбе с отмыванием денег. В части иммиграционных правил появилось обязательное требование задержания лиц, подозреваемых в терроризме, раскрыта процедура многостороннего сотрудничества по борьбе с терроризмом, усилены меры по расследованию преступлений террористической направленности, установлено вознаграждение за информацию по борьбе с терроризмом, была введена процедура установления ДНК лиц обвиняемых.
Указанный акт ужесточил уголовное законодательство по борьбе с преступлениями террористической направленности. Так, были введены понятия терроризма, как уголовно наказуемого деяния, запрет на поддержку террористам, а также введен новый состав преступления - террористические акты и другие акты насилия в отношении общественных транспортных систем. Следует отметить, что указанный законодательный акт отменил течение сроков давности за совершение преступлений указанной направленности.
Закон о национальной безопасности [17] был принят для предотвращения террористических нападений, уменьшения уязвимости и сведения к минимуму ущерба от террористических атак на территории США. При этом ответственность за расследование террористических актов правоохранительными органами возлагается на Департамент внутренней безопасности.
Итогом реформирования разведывательной деятельности США стало принятие Конгрессом Закона о реформе разведки и предотвращении терроризма 2004 г. [18], которым была введена должность директора национальной разведки, созданы Национальный антитеррористический центр, Национальный центр противодействия распространению оружия массового уничтожения и национальные центры разведки. Также были усилены иммиграционная безопасность и пограничный контроль.
В конце 2005 г. в указанные выше законодательные акты вносятся изменения [19], а именно новый термин: «одиночка террорист-смертник» («одинокий волк»).
К 2010 году в силу преобразования указанных законодательных актов, и событиями, происходящими на территории Израиля, Палестины, Ирака
и Ирана, в уголовное законодательство США был введен такой вид наказания, как конфискация внутренних или иностранных активов человека, совершившего террористический акт против США, американских граждан и их собственности, а термин «одинокий волк», был изменен на: «любой неамериканский человек, который участвует в международной террористической деятельности или готовится к такой деятельности».
Согласно Стратегии национальной безопасности [13] 2015 г. главными угрозами национальной безопасности США является распространение оружия массового поражения, прежде всего ядерного оружия, угрозы со стороны организации «Исламского государства Ирака и Леванта» и связанных с ней террористических группировок. США наращивает борьбу с различными формами терроризма и организованной преступности, наносящими ущерб международной торговле, туризму и соблюдению прав и свобод личности, рассматривает более гибкую стратегию, предусматривающую сочетание «адресных» контртеррористических акций, взаимодействие с ответственными партнерами и осуществление превентивных мер по борьбе с экстремистской идеологией и предотвращению радикализации населения.
В связи с обнародованием информации о программе разведки PRISM [24] (всеобщей слежке за лицами, проживающими на территории штатов, а также использовании данных о пользователях продуктов IT-компаний Apple, Google, Microsoft, Facebook и др.), 2 июня 2015 года был принят новый Акт о свободе [20], при котором АНБ требовалось разрешение на сбор информации о конкретном лице, банковском счете или считывание данных с электронных устройств. После этого спецслужбам, чтобы установить слежку, требовалось предоставить доказательства, что лицо или счет имеет отношение к террористической деятельности. При этом суд должен назначить пятерых представителей, которым будет поручен поиск контраргументов против установления наблюдения за указанными объектами. Кроме того, предусматривалось ежегодное опубликование соответствующего отчета, в котором конкретно указываются сведения о разведывательной деятельности АНБ (в соответствии со стандартами охраны государственной тай-
ны). Указанный акт расширил понятие «агент иностранного государства», а также расширил перечень мер и средств контроля при регулярной смене объектом наблюдения номеров телефонов, устройств и маскирования их адресов.
Конкретнее о характерной особенности указанного Акта, было подчеркнуто в работе [10] О.В. Романовской, которая указала, что больше всего подверглась изменениям сама процедура выдачи судебного ордера на электронное наблюдение, которой теперь ведает специально созданный суд, либо специально назначенный Верховным Судом США судья. Запрос может оформить как Генеральный прокурор США, так и глава Центральной разведки. В запросе должны быть четко указаны данные лица, в отношении которого вводится электронное наблюдение. Акт о свободе учитывает, что террористы могут пользоваться различными способами связи, шифроваться, менять сим-карты, а также вести переговоры под вымышленными именами. В каждом из приведенных случаев, как указывает автор, ордер может лишь давать общее описание: известное имя лица, его ник, географию его нахождения, место арендуемой квартиры и т.д.
При сомнениях в законности наблюдения судья может назначить эксперта, который, в свою очередь, представляет собственное заключение, которое либо поддерживает запрос, либо указывает на его недостатки. Судебный ордер выдается на 90 дней, но может быть продлен еще на 90 дней. Есть исключение: если наблюдение осуществляется в отношении иностранной организации или иностранного гражданина, то ордер может быть выдан на один год.
Момент, заслуживающий внимания, отмеченный автором, что Акт о свободе часть контролирующих функций возлагает, на сами интернет-компании и организации, т.е. они обладают правом сбора, систематизации и хранения конфиденциальной информации о своих клиентах, если данная информация носит подозрительный характер. Государство в этом случае только выделяет финансовые ресурсы для ведения подобных массивов персональных данных [10].
В указанный период времени деятельность правоохранительных структур в системе органов исполнительной власти США можно охарактеризо-
вать определенного рода децентрализованностью. Как указывают в своих работах О.Н. Алексеев и О.Г. Карпович Государство в этом случае только выделяет финансовые ресурсы для ведения подобных массивов персональных данных [1; 10]: основным органом, обеспечивающим организацию деятельности в сфере борьбы с терроризмом, является Министерство внутренней безопасности, созданное в США в ноябре 2002 г. и объединяющее, за исключением ЦРУ и ФБР, 22 различных ведомства.
Одним из главных приоритетов Министерства, указанных на официальном сайте ведомства [25], является защита американцев от терроризма и других угроз национальной безопасности путем предотвращения участия национальных государств и их доверенных лиц, транснациональных преступных организаций и групп или отдельных лиц в террористических или преступных актах, угрожающих США.
Там же указывается, что: «в последние годы террористы и преступники все чаще применяют новые методы и передовые тактики в попытке обойти меры, обеспечивающие национальную безопасность, и поставить ее под угрозу, угрожают безопасности и процветанию американской общественности и безопасности союзников. Быстро развивающаяся среда угроз требует упреждающего реагирования со стороны Министерства и Департамента и ее партнеров для выявления, обнаружения и предотвращения нападений на Соединенные Штаты.
Структурное построение Министерства представляет собой совокупность органов и подразделений и должностей. К примеру: заместитель министра, начальник штаба, исполнительный секретарь, военный советник, подразделение обеспечения кибербезопасности и безопасности инфраструктуры, агентство таможенной и пограничной защиты, гражданство и иммиграционные службы, береговая охрана, иммиграционные и таможенные службы, федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям, секретная служба, управление транспортной безопасности, федеральные правоохранительные органы, подразделение по обеспечению противодействия использованию и применению оружия массового уничтожения, управление разведки, управление по гражданским правам и гражданским свободам, директорат по вопросам управления,
управление по законодательным вопросам, управление по стратегии, политике и планам, управление по связям с общественностью и др.
Следует отметить, что ФБР создавалось для осуществления деятельности по сбору, анализу и актуализации информации о лицах и организациях, прямо или косвенно причастных к террористической деятельности. В ходе реформирования произошло переориентирование на предупреждение террористической деятельности. Аналогичные преобразования затронули Министерство обороны и Корпуса военной полиции и Разведывательного управления.
Сыскная деятельность сотрудников полиции зарубежных стран, включает в себя: процесс сбора и обработки информации, виды и способы разведывательной деятельности, методы добывания информации, источники получения информации, агентурная работа, организация и структура разведывательных систем и подразделений, обеспечение процесса сбора информации, и другие специфические функции негласной деятельности [11, с. 5]. При этом в законодательстве зарубежных стран и, в частности в США, не имеется конкретного разграничения на методы и способы получения информации, которые впоследствии можно будет преобразовать в доказательства. Например, сотрудник в силу своего должностного положения, одновременно занимается как оперативной, так и следственной деятельностью и, зачастую, занимаемая им должность так и именуется - детектив.
Если в США не удается добыть информацию или доказательства открытым методом сбора информации, то сотрудник прибегает к скрытому методу, при котором он имеет право на сокрытие своего официального статуса, маскировку под любой объект, в целях сохранения в тайне своей причастности к правоохранительному органу.
Основное условие осуществления такого расследования заключается в том, что применение негласных методов должно осуществляться по правилам, установленным руководителями соответствующего ведомства и утвержденным генеральным прокурором. Сотрудник является ответственным за ведение дела, от получения его от руководителя до передачи в суд. Когда он считает, что собранных доказательств достаточно, он передает материалы
расследования государственному обвинителю (прокурору), которому принадлежит право обвинения в суде от имени государства [12, с. 13].
Интересен используемый в США институт ложного или мнимого соучастия.
Так, по законодательству США, ложным соучастником признается тот, кто по указанию сотрудника или по личной инициативе выдает себя за соучастника преступления, в целях выявления лиц, причастных к совершению преступных деяний. Ответственность за такие деяния исключена, так как в действиях ложного соучастника отсутствует преступное намерение и, соответственно, виновность. Более того, допускаются при определенных условиях действия, которые направляют лицо к совершению преступления с целью привлечения его к уголовной ответственности, т.е. по своей сути - провокационные, что, к примеру, запрещено в России.
Данная деятельность сотрудников правоохранительных структур в западных странах достаточно распространена, и в настоящее время, часто и вполне эффективно используется негласный сотрудник, отнесенный к категории агент-провокатор. При этом, некоторые авторы, ссылаясь на решение Верховного суда США [11], отмечают, что не считаются провокацией действия, в результате которых лицам, намеревавшимся совершить преступление, предоставляется возможность осуществить свой противоправный умысел.
Представляется необходимым учесть и то обстоятельство, что легальный сыск сотрудников и использование осведомителей применяются наряду с использованием кадровых секретных сотрудников специальных подразделений. При этом в законодательстве США наличествуют положения о привлечении к ответственности в виде уголовного наказания (тюремного заключения на срок до 10 лет) или штрафа, либо обоим наказаниям совокупно, за разглашение любых сведений о негласных агентах, конфидентах либо об их взаимоотношениях в области разведки.
Еще одна немаловажная часть общей борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма в США -это применение пыток в целях спасения жизни американских граждан. Так, после огласки фактов насилия в Гуантанамо и иракской тюрьме Абу-Грейб,
широкой общественности стали доступны сведения о секретных инструкциях, созданных во исполнение положений Патриотического акта 2001 года, и регламентирующих так называемые интенсивные методы допросов. Однако, после принятия Акта о свободе, из деятельности сотрудников спецслужбы и военных применение пыток были полностью исключены.
Как уже было указано ранее, единого правового понятия экстремизма в США не существует. В СМИ, научных работах, экстремистами называют и террористов, и всех лиц, проповедующих насилие на почве ненависти в отношении различных политических, расовых, национальных, религиозных групп, а также групп нетрадиционной сексуальной ориентации.
Особенностями системы противодействия экстремизму в США, которую отметили в своей работе «Экстремизм в США» Владимир Овчинский и Марианна Кочубей[8] по итогам поездки, организованной Бюро образования и культурных программ Государственного департамента США по программе «Борьба с радикализмом и экстремистскими идеологиями», является то обстоятельство, что аналитические центры, обрабатывающие информацию об экстремистской активности и осуществляющие подготовку рекомендаций в противодействие экстремизму, тактических практических решений для высших органов государственной власти США, находятся не в спецслужбах, а вынесены вовне и имеют статус независимых аналитических центров или общественных организаций. У центров высокая эффективность работы, благодаря серьезному финансированию и привлечению лучших специалистов. Так, у них в наличии имеются банки данных обо всех экстремистских организациях, их лидерах, членах, совершенных и планируемых мероприятиях. Ими задействованы высокие технологии мониторинга всех групп с разными формами экстремизма: от человеконенавистнических до клубов защиты животных и экологии. Причем информацию они получают прямо из среды экстремистов от своих осведомителей. Имеются и четкие представления о тенденциях развития экстремизма, а также прогностические расчеты.
Масштабные программы противодействия экстремизму разрабатываются в общественных орга-
низациях еще и в связи с их возможностью в полном объеме использовать первую поправку к Конституции США, гарантирующую свободу слова, печати, вероисповедания, собраний.
Институт мира, Антидиффамационная лига, Южный центр по защите гражданских прав, Международный центр развития толерантного сознания и предотвращения экстремизма - являются эффективными организациями, вырабатывающие стратегические и тактические решения.
Антидиффамационная лига - организация, обладающая данными об экстремистских группах, которая основана в 1913 году с целью противостоять антисемитизму. Штаб-квартира расположена в Нью-Йорке, организация имеет 29 отделений в США и 3 отделения в других странах.
Лига так же, как и Проект «Разведка», ведет постоянное наблюдение за всеми группами экстремистской направленности. По всем основным организациям готовятся подробные доклады. Иными словами, Лига и Проект «Разведка» взаимодополняют и перепроверяют друг друга, благодаря чему складывается относительно реальная картина ситуации с экстремизмом в стране.
Деятельность Антидиффамационной Лиги разнообразна. Именно она, к примеру, предоставила в Бюро по контролю за исполнением законов об алкогольных напитках, табачных изделиях, огнестрельном оружии и взрывчатых веществах собственные разведданные о готовившемся покушении на президента страны. Так же, как и Проект «Разведка», Лига информирует о своих выводах, оказывает методическую и консультативную помощь правоохранительным органы и спецслужбам. Она активно контактирует с ФБР по конкретным членам экстремистских организаций, разработала и реализует программы «Правоохранительные органы и общество», «Мир различных культур и религий», «Борьба с обидчиками» и др.
При анализе современного состояния организации борьбы с терроризмом и экстремизмом в США, пожалуй, стоит отталкиваться от уже упомянутых событий 2001 года. Как результат - принятие Закона «О внутренней безопасности США» и создание Министерства внутренней безопасности [21].
Внутренняя политика США по противодействию экстремизму и терроризму кардинально от-
личается от внешней, так как активных спецопераций и военных конфликтов на территории Штатов не проводится.
У сотрудников правоохранительных органов и спецслужб США превентивная работа по программам раннего предупреждения экстремизма занимает около 2% от общего объема работы, что не мешает им осуществлять специальные оперативные, розыскные и следственные мероприятия [7]. Американские нормативные правовые акты позволяют специальным подразделениям арестовывать, помещать под стражу и проводить допросы подозреваемых без санкций судебных и следственных органов.
В докладе ЮНЕСКО от 2017 года «Предотвращение насильственного экстремизма посредством образования: пособие для политиков» было подчеркнуто [15], что экстремизм по своей сути - совокупность идей и взглядов, выходящих за общепринятую норму. Вовлечение молодежи в экстремизм часто обуславливается тем, что молодой человек, как личность еще не сформирован, в силу чего легко поддается влиянию. Кроме того, нестабильные социально-экономические, политические, культурные условия, в которых вынужден действовать человек или группа людей, также повышают риск вовлечения молодежи в круги экстремистов. Эксперт Томского государственного университета В.А. Диль полагает, что существует несколько факторов вступления молодых людей в современные экстремистские движения, например, непреодолимый разлом между культурой старшего и младшего поколений, который обусловлен полной сменой жизненных ориентиров и ценностей благодаря мощному развитию информационных технологий, или фактор изменения нравственных ориентиров, сопровождающийся сменой стереотипов и моделей поведения, понимания самой структуры общества.
Другой важной особенностью американской практики является отслеживание деятельности экстремистских группировок в Интернете, особенно на известных информационно-развлекательных порталах и в социальных СМИ, причем при наличии чрезвычайных обстоятельств правоохранительные органы могут не только контролировать, но и взламывать электронную почту подозреваемых, а также отслеживать их в сетях без необходимого
ордера. В штате полицейских департаментов состоят специальные сотрудники, которые работают на просторах социальных сетей, являясь одновременно и аналитиками, и агентами под прикрытием [2, с. 105].
Кроме того, в США разработаны программы стимулирования активности граждан. Так, программа «Следи за соседом», целью которой является поддержка усилий рядовых граждан, информирующих полицию о подозрительных действиях соседей, коллег по работе, случайных знакомых и т.д., анализирует количество обращений граждан в соотношении с количеством реальных противозаконных действий.
Ведение разъяснительной и пропагандистской работы, разоблачающей истинные цели и намерения исламских экстремистов, несостоятельность их теорий, противоречащих реалиям современного мира и коренным интересам исламских стран, многолетний опыт США на который стоит обратить внимание и ввести его в повсеместную практику деятельности сотрудников правоохранительных органов России.
Каждое государство стремится создать эффективную систему противодействия экстремизму и терроризму, приобретая неоценимый опыт в данном направлении, однако в складывающейся мировой тенденции развития технологий и их влиянии на развитие преступности, главам государств следует развивать системный подход в борьбе с экстремизмом и терроризмом, соответствующий современным реалиям, в том числе и в молодежной среде.
Литература
1. Алексеев О.Н. Противодействие терроризму в США: опыт и проблемы. Теория и практика общественного развития, 2012, № 7.
2. Брюхнов А.А., Вакуленко Н.А., Щербачен-ко А.К. Положительные аспекты зарубежного опыта противодействия экстремизму // Юристъ-Право-ведъ. 2016. № 1 (74).
3. Исмаилов Б.И. Теоретические аспекты противодействия молодежному экстремизму и правоприменительная практика зарубежных государств. [Электронный ресурс] // RL:http://www. ekstremizm.m/ЫЫюteka/item/194-protivodeystvie-
molodejnomuekstremizmu (дата обращения:
01.11.2019 г.).
4. Карпович О.Г. Противодействие терроризму в США. М., «ЮНИТИ-ДАНА», 2017.
5. Никитин А.И. Международные конфликты: вмешательство, миротворчество, урегулирование. Учебник. М., «Аспект-Пресс», 2017.
6. Интерфакс. Путин приравнял к экстремизму призывы к свержению существующего строя [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/ russia/408405 (дата обращения: 13.01.2020 г.).
7. Лубский Р.А. Политический менталитет: методологические проблемы исследования. Ростов н/Д, 2002.
8. Овчинский В.С., Кочубей М.А. «Экстремизм в США» [Электронный ресурс] // URL:http:// zavtra.ru/blogs/2009-01-1121 (дата обращения:
13.01.2020 г.).
9. Петров В., Царев Д. О подходах НАТО к борьбе с терроризмом // Зарубежное военное обозрение. 2016. № 4.
10. Романовская О.В. Акт о свободе: ограничения прав человека в США в целях противодействия терроризму // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» 2017. Т. 5, № 3 (19) http://esj.pnzgu.ru
11. Самохин Б.М., Князев В.В. Зарубежный опыт оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью (научно-аналитический обзор). М., 1991.
12. Смирнов М.П. Оперативно-розыскная деятельность полиции зарубежных стран. М., 2001.
13. Сайт правительства США [Электронный источник] // иКЬ: https://www.whitehouse.gov/sites/ default/files/docs/2015_national_security_strategy.pdf
14. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [Электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/ supplement/3405 (дата обращения: 13.01.2020 г.)
15. Preventing violent extremism through education. A guide for policy-makers. Paris, 2017.
16. Public Law No. 107-56 (26.10.2001), S. 735. United States Congress.
17. Public Law No. 107-296 (25.11.2002), H. R. 5005. United States Congress.
18. Public Law No. 108-458 (17.12.2004), S. 2845. United States Congress.
19. Public Law No. 109-160 (30.12.2005), S. 2167. United States Congress.
20. Public Law No. 114-23 (02.06.2015), H. R. 2048. United States Congress.
21. Homeland Security Act. November 25th, 2002. [Электронный ресурс] // URL: http://www. rationalrevolution.net/war/homeland_security_act.htm (дата обращения: 01.11.2019 г.).
22. Heymann P. Civil Liberties and Human Rights in the Aftermath of September 11 [Электронный ресурс] // URL: http://www.harvard-jlpp.com/vols-25-29/#253 (доступ 21.01.2020).
23. Zetter К. Everything we know about how the FBI Hacks People / К. Zetter // [Электронный ресурс] // URL: https://www.wired.com/2016/05/history-fbis-hacking/(доступ 21.01.2020).
24. U. S. Intelligence Mining Data from Nine U. S. Internet Companies in Broad Secret Program // The Washington Post. 6 June 2013.
25. Электронный ресурс - сайт Министерства внутренней безопасности США // URL: https://www. dhs.gov/counter-terrorism-and-homeland-security-threats (дата обращения: 20.01.2020).