Организация пространства трудовой активности как эффективная практика экологического воспитания сельских школьников
Якунина Ольга Николаевна,
директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мирненская средняя общеобразовательная школа» Уйского муниципального района Челябинской области E-mail: [email protected]
Скрипова Надежда Евгеньевна
заведующий кафедрой начального образования Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», доктор педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
В статье представлены промежуточные результаты деятельности региональной инновационной площадки «Создание Центра АгроЭкологии в условиях образовательной организации» в контексте описания значимости создания и реализации технологии пространства трудовой активности сельских школьников. Учитывая условия и положения профориентационного минимума по профориентации и профсамоопределению сельского школьника, опираясь на методологию модели логических уровней мышления мы обосновываем необходимость изменения и выводим на следующую цепочку - «знаю - умею -хочу - могу». Появление позиций «хочу - могу» показывает направленность пространства трудовой активности на мотивированность обучения и на мотивированность действий в экологическом воспитании и профессиональном самоопределении с учётом имеющихся внутренних и внешних регуляторов. Описываются кратко компоненты презентуемой технологии: урочная и внеурочная деятельность (через внесение в содержание идей воспитания личности сельского хозяина); реализация дополнительных общеобразовательных программ, в частности «Сити-фермерство»; обязательная учебно-производственная практика на пришкольном участке; деятельность учебно-производственной бригады в период летних и осенних каникул; привлечение кадрового ресурса и материальной базы (оборудование, учебные лаборатории) социальных партнеров. Показана результативность реализации технологии пространства трудовой активности сельских школьников в отношении экологического воспитания.
Ключевые слова: сельские школьники, пространство трудовой активности, экологическое воспитание, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение.
о с
CJ
со см о см
СП
Приоритетность патриотического, трудового, экологического воспитания, усиленная направленность на профессиональное самоопределение школьников посредством реализации единого профориентационного минимума являются характерными маркерами деятельности каждой школы. Сегодняшнее село и его инфраструктура в условиях ситуационных позиций импортозамещения, естественно, нуждается как в грамотных специалистах, так и в «умных и грамотных хозяевах» земли.
Отмеченные проблемы явились смыслообразу-ющими для инновационной деятельности нашей сельской школы, представленной в виде педагогической системы [1]. В нашем случае - это реализация задач деятельности региональной инновационной площадки (РИП) МБОУ «Мирненская СОШ» «Создание Центра АгроЭкологии в условиях образовательной организации».
С целью определения стратегических и тактических направлений РИП мы провели первичное исследование в форме самоаудита локальных нормативных документов, использования тестовых методик, опросов и анкетирования среди детей, родителей, педагогов, социальных партнёров (в исследовании участвовали 187 обучающихся; 60 родителей; 20 педагогов; 57 социальных партнёров (работники администрации сельского поселения; клуба и библиотеки; фельдшерско-акушерского пункта, сотрудники детского сада, педагоги малокомплектных школ, работники ООО «Сокол», «Уйский»).
В результате исследований мы пришли к следующим выводам:
- профессии в сельском хозяйстве не котируются у обучающихся и их родителей;
- большинство обучающихся не желают оставаться работать в сельском хозяйстве;
- занятие производительным сельским трудом зачастую (среднее значение) считается немолодёжным мероприятием и неактуальным среди детей;
- представления о специфике сельского труда, в основном, находятся на высоком уровне;
- знание особенностей обучения в профессиональных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего образования находятся на уровне выше среднего;
- большая часть испытуемых, выстраивая иерархию потребностей, на первое место ставят материальное благополучие и карьерный рост, на второе - социальный статус, третье место получила такая позиция как «получение социального одобрения избранной профессии».
В данной статье представлена эффективная практика функционирования и развития пространства трудовой активности сельских школьников как условия для патриотического, экологического, трудового воспитания, профориентации и профса-моопределения.
Выстраивая деятельность РИП по дальнейшему развитию пространства трудовой активности сельских школьников и её технологии мы к основаниям отбора её содержания опираемся на методологию модели педагогической деятельности: обучения, а также развития логических уровней мышления -«знаю - умею - надо» [2]. В нашей практике с учётом современных требований мы данную технологию выстраиваем как «знаю - умею - хочу - могу» [4]. Обоснованием этого является то, что осмысление первого и второго понятий «знаю и умею» мы однозначно оставляем в прежней редакции. А следующие две позиции появляются вновь и с акцентами: дефиниция «хочу» с усилением ударения на мотивированность обучения; дефиниция «могу» - на мотивированность действий ребёнка в профессиональном самоопределении с учётом имеющихся внутренних и внешних регуляторов. Одним словом, модель пространства трудовой активности сельских школьников нами организована в виде процесса восхождения: окружающая среда - поведение - способности - интересы и ценности -смысл жизни, миссия [5]. И, на наш взгляд, только данная композиция задействует все ресурсы пространства трудовой активности сельских школьников: школьного (уроки, внеурочная деятельность) и внешкольного (кружки, секции, профильные смены, акции), практико-ориентированного (учебно-производственная бригада, работа в вермицехе, на пришкольном участке) и семейного [3; 6]. Ведь в сложившихся социально-экономических условиях сельские дети должны не только получать первые навыки работы с землёй и на земле, но и учиться эффективно хозяйствовать на ней, уметь оценивать результаты своего труда.
Приступим к краткому описанию обозначенных ресурсов пространства трудовой активности сельских школьников. К школьным ресурсам пространства трудовой активности сельских школьников относятся следующие компонентные не рядополо-женные составляющие.
Во-первых, осуществление реализации содержания всех учебных предметов в 1-11 классах с учётом идей эковоспитания личности сельского хозяина - культурного, просвещенного земледельца, подготовленного к новым экономическим условиям деятельности, способного на коренные преобразования в сельском хозяйстве. То есть вооружение тем минимальным объемом экознаний и экоумений по сельскому хозяйству, которые дадут обучающимся возможность реализовать себя как будущего грамотного и умного хозяина земли. В данной части особенно это касается учебных предметов «Окружающий мир», «Биология», «Химия», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Экология».
Это и использование содержательных особенностей рабочих программ учебных курсов внеурочной деятельности («Практическая экология для младших школьников», «Экология растений», «Экология животных», «Основы организации агробизнеса», «Семейная экономика»). Так, главной задачей учебного курса внеурочной деятельности «Практическая экология для младших школьников вляется
Так, в основе конструирования содержания учебного курса внеурочной деятельности «Практическая экология для младших школьников» позиционируется следующее:
- понимание законов развития природы через познание доступных возрасту закономерностей природных явлений окружающего ребёнка мира;
- достижение эмоционального отклика на происходящие в окружающей природе явления и процессы;
- удовлетворение поисковой потребности обучающегося через включение в учебную исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность;
- пропедевтика интереса к учебным предметам естественнонаучного цикла основного общего образования и ранняя профориентация в направлении «Человек-Природа» (урбанист-эколог, парковый эколог, эковожатый, экопро-поведник).
Во-вторых, с 2021 года в школе эффективно организована интеграция общего и дополнительного образования посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ «Юный исследователь» (для детей 1-4 классов), «Сити-фермерство» (для младших подростков 5-7 классов), «Агроэкология» (для старших подростков).
Кратко дадим характеристику некоторых из них. Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности «Сити-фермерство» предназначена для ознакомления учащихся с основами ведения современного фермерского хозяйства и введения в профессию будущего - СШ-фермер, а также:
- воспитание культуры труда, формирование у школьников умений и навыков практической и исследовательской деятельности;
- ознакомление детей новыми профессиями (гмо-агроном, вермитехнолог);
- помощь в профессиональном самоопределении.
Программа состоит из двух модулей «Агротех-нология» и «Вермитехнология». Основной упор делается на экологически чистое земледелие. Практические занятия по программе связаны с отработкой навыков приемов ухода за калифорнийскими дождевыми червями породы «Старатель», выращивания экологически чистых растений методом гидропоники и аэропоники, фитомодулей. На лабораторно-практических занятиях учащиеся проводят технологические расчеты по составле-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
нию норм кормления дождевых червей, определяют количество нитратов в овощах, произведённых на нашем школьном пришкольном участке, выращивают зелёные овощи для школьной столовой на вертикальных грядках.
Необходимо отметить, что в качестве направлений непрерывного АгроЭко-образования, большое место отводится у нас организации исследовательской деятельности обучающихся на пришкольном участке. Выращивая овощные и цветочно-декоративные растения, обучающиеся проводят наблюдения и эксперименты: «Выращиваем микрозелень на подоконнике», «Друзья и враги на одной грядке», «Использование народных средств для борьбы с насекомыми-вредителями», «Влияние биогумуса на урожай овощных культур» и т.д. Эта работа является важнейшим средством для углубления и расширения знаний школьников по агротехнике выращивания растений с использованием технологии современного экологического земледелия, формирует у них профессиональные компетенции по организации сельскохозяйственных работ, знакомит с профессиями в сельскохозяйственном производстве.
В-третьих, в качестве материально-технической базы пространства трудовой активности сельских школьников используются кабинеты технологии, пришкольный участок - 3 га, теплица - 300 метров2, цветники, вермицех, мастерские, трактор МТЗ-80. В школе организовано профессиональное обучение. Учащиеся 10-11 классов занимаются по программам профессионального обучения «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «Повар».
В школе имеется овощехранилище для хранения овощей: картофеля, свеклы, моркови, капусты, которые в течение года используются для приготовления пищи в школьной столовой, что ощутимо удешевляет стоимость завтраков и обедов.
В-четвертых, идеи пространства трудовой активности сельских школьников реализуются круглогодично. В период летних и осенних каникул в лагере дневного пребывания ежегодно реализуется программа агроэкологической направленности «Росток» - лето 2023», данная программа реализуется с й22020 года.
Обучающиеся 7-11 классов являются членами ученической производственной бригады, трудового отряда главы поселения. Учебно-производственная бригада школьников «Ровесник» существует в нашей школе с 1961 года. В 1983 году учебно-производственная бригада «Ровесник» признана лучшей во Всероссийском смотре учебно-производственных бригад. В 1996 г. коллектив Мирненской школы награжден почетной грамотой за 1 место в областном смотре-5 конкурсе производственно-предпринимательских § объединений среди ученических трудовых коллек-Я тивов. С 2002 по 2007 год школа является ежегод-° но победителем и призёром в областном конкур-ав се трудовых объединений учащихся. В 2007 году
за участие во Всероссийской Агро-выставке наша школа награждена Золотой медалью. В настоящее время ученическая производственная бригада занимается выращиванием картофеля, свеклы, капусты, моркови для нужд школьной столовой и для бюджетных организаций муниципалитета, в том числе для детских садов. Средства от реализации продукции идут на премирование обучающихся, на «первую», а также закуп семенного фонда овощей.
В-пятых, возможности пространства трудовой активности наших школьников расширяются и усиливаются посредством реализации договоров о сетевом сотрудничестве с Уйским филиалом ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум», с Институтом агроэкологии ЮжноУральского ГАУ. (используется лабораторное оборудование, пришкольный учебно-опытный участок, теплица, вермицех, цветники).
Опираясь на логику научного исследования, мы провели промежуточное эмпирическое исследование обучающихся (тестовые методики, опросы) и получили достаточно убедительные промежуточные выводы: пространство трудовой активности является знаковой позицией для экологического воспитания сельских школьников.
В заключение считаем необходимым указать, что:
- в школе используется логика расширения круга знаний школьников о профессиях в сфере сельского хозяйства, которая предусматривает использование матрицы концентра (движение от известного к неизвестному с увеличением при знакомстве количества профессий);
- у школьников появляется возможность проявить хозяйственную инициативу при организации работ на пришкольном участке, в учебно-производственной бригаде, вермицехе.
Зная особенности сельской жизни, коллектив школы успешно готовит учащихся к умению найти себя, не потеряться в сложном водовороте взрослой профессиональной жизни.
Мы, конечно, не претендуем на такие результаты, что все наши выпускники будут работать в сельском хозяйстве. Таких целей никто не ставит, но уважать не всегда лёгкий и невысоко оплачиваемый сельскохозяйственный труд, уважать человека труда, однозначно, наши дети приучены, как приучены и к ведению сельского приусадебного, фермерского хозяйства.
Литература
1. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. - 304 с.
2. Дилтс, Р. Коучинг с помощью НЛП. СПб: Прайм-Еврознак, 2004.
3. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-метод. пособие / Г.В. Резапкина. - М.: Генезис, 2000. - 128 с.
4. Скрипова, Н.Е. Психолого-педагогические детерминанты ориентации школьников на рабочие профессии. Монография. - Челябинск: Изд-во «Полиграф-Мастер», 2015. - 221 с.
5. Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В.А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука. 1975. - С. 89-105.
6. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин / -М.: Смысл, 2001. - 365 с
ORGANIZING A SPACE OF LABOR ACTIVITY AS AN EFFECTIVE PRACTICE OF ENVIRONMENTAL EDUCATION FOR RURAL SCHOOLCHILDREN
Yakunina O.N., Skripova N.E.
Municipal budgetary educational institution "Mirnenskaya secondary school" of the Uysky municipal district of the Chelyabinsk region, Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Education Workers
The article presents the intermediate results of the activities of the regional innovation platform "Creation of the AgroEcology Center in the context of an educational organization" in the context of describing the significance of the creation and implementation of technology for the space of labor activity of rural schoolchildren. Taking into account the conditions and provisions of the minimum career guidance for career guidance and professional self-determination of rural schoolchildren, based on the methodology of the model of logical levels of thinking, we substantiate the need for change and bring it to the next chain - "I know - I can - I want - I can." The emergence of the "I want - I can" positions shows the focus of the space of labor activity on the motivation of learning and on the motivation of actions in environmental education and professional self-determina-
tion, taking into account the existing internal and external regulators. The components of the presented technology are briefly described: classroom and extracurricular activities (through the introduction of ideas for educating the personality of a rural owner into the content); implementation of additional general education programs, in particular "City Farming"; compulsory educational and work practice at the school site; activities of the training and production team during the summer and autumn holidays; attracting human resources and material resources (equipment, training laboratories) of social partners. The effectiveness of the implementation of technology for the space of labor activity of rural schoolchildren in relation to environmental education is shown.
Keywords: rural schoolchildren, space of labor activity, environmental education, vocational guidance, professional self-determination.
References
1. Bespalko, V.P. Fundamentals of the theory of pedagogical systems / V.P. Fingerless. - Voronezh: Voronezh Publishing House. University, 1977. - 304 p.
2. Dilts, R. Coaching using NLP. St. Petersburg: Prime-Eurosign, 2004.
3. Rezapkina, G.V. Me and my profession: Professional self-determination program for teenagers: Educational method. allowance / G.V. Rezapkina. - M.: Genesis, 2000. - 128 p.
4. Skripova, N.E. Psychological and pedagogical determinants of schoolchildren's orientation towards working professions. Monograph. - Chelyabinsk: Publishing house "Poligraph-Master", 2015. - 221 p.
5. Yadov, V.A. On the dispositional regulation of social behavior of a person / V.A. Yadov // Methodological problems of social psychology. - M.: Science. 1975. - pp. 89-105.
6. Yasvin, V.A. Educational environment: from modeling to design / V.A. Yasvin / - M.: Smysl, 2001. - 365 p.