УДК 376.4
Психолого-педагогические науки
Акчурина Эльмира Наилевна, магистрант ФГБОУ ВО ««Российский государственный социальный университет»» e-mail: akchurina.elmira2014@yandex.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-
ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ И УМЕРЕННОЙ СТЕПЕНЯМИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Аннотация: в статье рассматривается программа коррекционно- по коррекции эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей. Анализируются особенности эмоционально-волевой сферы детей, направления коррекционно-развивающего воздействия. Описываются методики данного эмпирического исследования.
Ключевые слова: умственная отсталость, эмоционально-волевая сфера, коррекция, коррекционно-развивающая программа.
Abstract: he article deals with the program of correction of the emotional and volitional sphere of mentally retarded children. The article analyzes the features of the emotional and volitional sphere of children, the direction of correctional and developmental impact. The methods of this empirical research are described.
Keywords: mental retardation, emotional and volitional sphere, correction, correctional and developmental program.
Умственная отсталость проявляется в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей [1, с. 432].
Для выявления особенностей эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с легкой и умеренной степенями умственной отсталости было проведено исследование. Для его проведения дети была
разбита на 2 группы по 15 человек - экспериментальная группа с легкой и умеренной степенью умственной отсталости, которая принимала участие в предложенной программе и контрольная группа. Исследование было осуществлено на базе государственного казенного общеобразовательного учреждения Пензенской области «Кузнецкая школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам».
Для первичного определения особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде была выбрана методика «Паровозик». (С.В. Велиева). Для того, чтобы выявить состояние эмоциональной сферы ребенка, наличие агрессии, ее направленности и интенсивности нами была выбрана методика «Кактус» (М.А. Панфилова). Для выявления особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности был выбран цветовой тест эмоциональных состояний М. Люшер. Чтобы изучить эмоционально-волевую сферу младших школьников была выбрана методика «Определение уровня саморегуляции» (Н.А. Мишин). «Изучение импульсивности и волевой регуляции школьников» (А.И. Высоцкий) был выбран, чтобы исследовать особенности волевой регуляции детей. В ходе первичной диагностики было выявлено, что у некоторых умственно отсталых школьников наблюдается затянутость, инертность эмоциональных реакций, часто имеющих ярко выраженный эгоцентрический характер. Все эти особенности приводят к незрелости личностной сферы и нуждаются в коррекции. В связи с этим возникла необходимость разработки программы по развитию эмоционально-волевой сферы для детей с умственной отсталостью.
Цель коррекционно-развивающей программы: развитие у умственно отсталых детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований и личностного роста ребёнка, развитие познавательных возможностей.
Основные задачи коррекционно-развивающей программы:
1. Коррекция и развитие навыков социального поведения младших школьников с легкой и умеренной степенями умственной отсталости.
2. Обучение коррекционно- развивающей программе младших школьников, с умственной отсталостью, легкой и умеренной степеней.
3. Формирование навыков применения коррекционно-развивающей программе младших школьников, с умственной отсталостью, легкой и умеренной степеней.
Среди основных приемов работы были игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально -волевой сферы, а также на формирование навыков адекватного социального поведения. Вместе с тем еще одним необходимым элементом всех занятий были психотехники, направленные на развитие собственно групповой динамики, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества.
Основной формой организации учебного процесса являлось комплексное групповое занятие, включающее в себя как теоретическую, так и практическую деятельность детей. Всего предлагается 10 занятий. Продолжительность занятий 40 минут.
Ожидаемые результаты.
-повышение уровня представлений о различных эмоциях, умение понимать и выражать собственные чувства;
-снижение психоэмоционального напряжения;
-повышение активности и самостоятельности детей с умственной отсталостью.
Тематический план занятий представлен в таблице 1.
Таблица 1. Тематический план
Тема Кол-во занятий Тематическое содержание Методический инструментарий
1. «Путешествие в 1 Упражнение «Нарисуй Пиктограммы эмоций и
страну эмоции» эмоцию» Игра «Доброе животное» Упражнение «Страшные звуки» Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь -превращусь» Упражнение «У страха глаза велики» Упражнение «Зеркало» Упражнение «Закончи предложение» фотографии: страх, радость, злость и т.д. магнитная доска, бумага для рисования, карандаши,детские стулья по числу детей, зеркало.
«Радость» 1 Рисование картины «Радость» (под музыку). Игра с платком. Бумага для рисования, карандаши, платок
2. «Грусть» 1 Доверительная беседа на тему «Что такое обида». Знакомство с эмоцией обиды. Тренинговое упражнение. Рисование «обиды» (под музыку). Знакомство с советами Незнайки. Пиктограмма эмоции «Грусть», бумага для рисования, карандаши,
3. «Страх» 1 Знакомство с пиктограммой «страх» Проигрывание ситуации «Гимнастика дружных» Игра «Гуси-лебеди» Обсуждение поговорки «У страха глаза велики» Пиктограмма «страх»
4. «Удивление» 1 Рисование «Удивления» Игра «Фантазии» Давайте продолжим начало удивительных приключений: Чтение истории «Живая шляпа» Зеркало, детские стулья по числу детей, пиктограмма.
5. «Самодовольство» (хвастовство), 1 Разыгрывание сказки «Мышка-хвастунишка» Игра «Цветок» Пиктограмма,
6. «Как воспитать себя» 1 Фронтальный опрос Практическая работа Беседа Презентация «Воля», видеоматериал.
7. «Стыд, вина» 1 Чтение истории А.Н. Рисунок А.Н. Толстого
Толстого «Косточка». Этюды на выражение вины Рисование на тему: «Мой стыд» Беседа на тему «Когда нам бывает стыдно?» «Советы от Незнайки» «Косточка», краски, бумага.
8. «Закрепление знаний о воле» 1 Тренинг на закрепление чувств. Игра «Раз, два, три, нужное место займи». Игра «Сурдопереводчики» «По грибы» Пиктограммы эмоций.
9. Волевое планирование 1 Упражнение «Построй схему» Упражнение. «Умение управлять эмоциями» Упражнение. Когда закусишь удила Игра «Человек привычки» и «человек воли» Видеозапись стихотворения А.Барто «Когда закусишь удила», презентация, листочки, дерево, карточки с таблицей.
После проведения с участниками экспериментальной группы комплекса коррекционных мероприятий был проведен контрольный этап диагностики при помощи методик, использованных при первичном исследовании. После проведения повторной диагностики было выявлено, что у экспериментальной группы повысилось позитивное эмоциональное отношение, которое характеризуется преобладанием положительного настроения ребенка, понизился уровень проявления агрессии, понизился уровень тревожности и агрессивности, повысился уровень саморегуляции и повысился уровень волевых качеств, снизился уровень импульсивности.
У участников контрольной группы, младшие школьники из которой не принимали участие в предложенной программе, направленной на развитие у умственно отсталых детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований и личностного роста ребёнка, развитие познавательных возможностей, изменений выявлено не было.
Таким образом, удалось сделать вывод о том, что программа, направленная на коррекцию эмоционально - волевой сферы младших
школьников с легкой и умеренной степенями умственной отсталости на базе ГКОУ «Кузнецкая школа-интернат» оказалась эффективной.
Библиографический список:
1. Воронкова В.В. Эмоционально-волевые процессы умственно отсталых детей: Учебник. - М.: Гардарика, 2015. - 432 с.