УДК 376.4
Психолого-педагогические науки
Акчурина Эльмира Наилевна, магистрант ФГБОУ ВО ««Российский государственный социальный университет»» e-mail: akchurina.elmira2014@yandex.ru
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО -ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ
Аннотация: в статье рассматривается различия младших школьников с лёгкой и умеренной степенями умственной отсталости в эмоционально-волевой сфере, полученные в ходе экспериментального исследования на основе диагностической программы, содержащей стандартизированные психолого-педагогические методики.
Ключевые слова: эмоционально-волевая сфера, умственная отсталость.
Abstract: the article considers the differences between primary school children with mild and moderate degrees of mental retardation in the emotional and volitional sphere, obtained in the course of an experimental study based on a diagnostic program containing standardized psychological and pedagogical methods.
Keywords: emotional-volitional sphere, mental retardation.
Эмоционально-волевая сфера - это взаимосвязь эмоциональных и волевых процессов, их влияние на контроль человека над своими состояниями в процессе деятельности. У детей с умственной отсталостью эмоционально -волевая сфера имеет свои специфические особенности: недоразвитие потребностной и мотивационной сферы; недостаточная дифференциация чувств и эмоций; неадекватность, неустойчивость, лабильность эмоций, импульсивные реакции на внешние впечатления; недостаточно развита воля и
произвольность; неадекватная самооценка; - низкий уровень притязаний [5, а 400].
Существенным вкладом в рассмотрении эмоций человека служит деятельный подход, развиваемый в настоящее время Воронковой В. В. [1, с. 432] и др. Исследования С. Д. Забрамной [2], В. В. Лебединского [3], В. И. Лубовского [4], М. С. Певзнер [6], А. М. Полякова [7, с. 35-45], С. Я. Рубинштейна [8, с. 192] и многих других специалистов вскрывают ряд особенностей умственно отсталых детей, затрудняющих процесс формирования их личности. К таким особенностям целесообразно отнести: недоразвитие потребностной и мотивационной сферы, недостаточная дифференциация чувств и эмоций, неадекватность, неустойчивость, лабильность эмоций, импульсивные реакции на внешние впечатления; недостаточно развита воля и произвольность, неадекватная самооценка, низкий уровень притязаний.
Изучая работы этих и других авторов и опираясь на данные собственных наблюдений, мы констатировали, что основным инструментарием практических исследований эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей являются методики: «Паровозик» (Велиева С.В), «Кактус» (Панфилова М.А.), цветовой тест эмоциональных состояний (Люшер М.), «Определение уровня саморегуляции» (Мишин Н.А.), «Изучение импульсивности и волевой регуляции школьников» (Высоцкий А.И).
Наше исследование проводилось среди учащихся 3-4 классов на базе государственного казенного общеобразовательного учреждения Пензенской области «Кузнецкая школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам». Все испытуемые были разделены на две группы. В экспериментальную группу вошли 15 человек с легкой и умеренной степенью умственной отсталостью и в контрольную группу вошли 15 человек с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.
Целью исследования было изучить особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с лёгкой и умеренной степенями умственной отсталости и убедиться в том, что между контрольной и экспериментальной
группы нет значимых различий по следующим методикам: «Паровозик» (Велиева С.В), «Кактус» (Панфилова М.А.), цветовой тест эмоциональных состояний (Люшер М.), «Определение уровня саморегуляции» (Мишин Н.А.), «Изучение импульсивности и волевой регуляции школьников» (Высоцкий А.И).
В таблице 1 приведены средние показатели по методикам эмоционально-волевой сферы у контрольной и экспериментальной групп.
Таблица 1. Средние показатели по методикам эмоционально-волевой сферы детей с лёгкой и умеренной степенями умственной отсталости в эмоционально-волевой сфере
Методики Экспериментальная группа Контрольная группа
Методика «Паровозик» (Велиева СВ.) 6,5 6,6
Методика 2. «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой 5,6 6,1
Методика 3. Цветовой тест эмоциональных состояний (Цветовой тест М. Люшера) 4,4 4,5
Методика 4 «Определение уровня саморегуляции» (автор Н.А. Мишина). 2,4 2,2
Методика 5. «Изучение импульсивности и волевой регуляции школьников» А.И. Высоцкого. 0,5 0,3
По результатам проведенной методики «Паровозик» было выявлено, что 93 % отмечается негативное эмоциональное состояние, которое характеризуется тем, что ребенок эмоционально нестабилен, часто меняется настроение - от эмоциональной подавленности до безудержного веселья, отмечается повышенная тревожность и эмоциональна лабильность. А у 7 % отмечается позитивное эмоциональное отношение, которое характеризуется преобладанием положительного настроения ребенка.
По контрольной группе у 100 % отмечается выраженность негативного эмоционального состояния.
Далее было проведено исследование по методике «Кактус». Таким образом, по результатам проведенной методики было выявлено, что у 40 % отмечается высокий уровень проявления агрессии, который характеризуется тем, что дети отличаются повышенной возбудимостью, агрессией и нетерпимостью. У 33 % отмечается средний уровень агрессии и только у 27 % отмечается низкий уровень агрессии. В контрольной группе результаты представлены следующим образом - у 40 % средний уровень проявления агрессии, у 13 % - низкий уровень проявления агрессии, у 47 % отмечен высокий уровень агрессии.
Изучение показателей по тесту М. Люшера в группе детей показало, что анализ средних значений был использован для составления типичного («среднего») цветового ряда, то есть для выявления наиболее приятных (неприятных) цветов для детей в каждой группе. Расположение цветов в выборах испытуемых двух групп сравнивалось с расположением цветов при аутогенной норме (аутогенная норма (АН) - это «оптимальный» цветовой ряд, являющийся эталоном нервно-психического благополучия).
По группе детей с легкой и умственной отсталостью отмечается преобладание черного цвета (7,20), серого цвета (6,8), коричневого (5,73), красного (4,53), что свидетельствует о неблагополучным эмоциональном состоянии данной выборки. Поэтому, мы можем говорить о том, что по расположению цветов в выборке, у детей психоэмоциональное состояние неблагополучное. Почти аналогичные результаты отмечены в контрольной выборке исследования, у которых также отмечается неблагополучное психоэмоциональное состояние.
Далее мы провели изучение уровня саморегуляции детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.
Таким образом, по результатам проведенной методики было выявлено, что у 40 % средний уровень саморегуляции, который выражается в том, что
дети воспринимают лишь часть задания, но и ее не может сохранить до конца в полном объеме; постепенно (примерно через 2-3 минуты) система знаков нарушается, допускаются ошибки, он не замечает их, не проявляет желания улучшить качество работы; к результату работы безразличен. У 60 % отмечается низкий уровень. Такие дети воспринимают лишь небольшую часть задания, но сразу ее теряет и пишет палочки и строчки в случайном порядке; ошибки не замечает и не исправляет, к качеству работы безразличен. Некоторые дети не воспринимают задания и пишет (или рисует) на своем листе что-то свое или ничего не делает. В контрольной группе результаты распределились таким образом, что у 20 % средний уровень саморегуляции, который выражается в том, что дети воспринимают лишь часть задания, но и ее не может сохранить до конца в полном объеме; постепенно (примерно через 2-3 минуты) система знаков нарушается, допускаются ошибки, он не замечает их, не проявляет желания улучшить качество работы; к результату работы безразличен. У 80 % отмечается низкий уровень, высокого уровня отмечено не было.
Далее было проведено исследование импульсивности и волевой детей младшего школьного возраста с легкой и умеренной умственной отсталостью.
Анализируя результаты исследования уровня импульсивности в группе детей ЭГ, было выявлено, что высокий уровень отмечается у 60 % детей, у 40 % детей отмечается средний уровень агрессивности. У детей с КГ у 2 обследуемых школьников (14 %) выявлен высокий уровень, средний уровень выявлен у 8 детей (53%) и низкий уровень определен у 5 обследуемых школьников (33%).
Проведенный анализ показал, что у некоторых умственно отсталых школьников наблюдается затянутость, инертность эмоциональных реакций, часто имеющих ярко выраженный эгоцентрический характер. Не всегда возникающие у ребенка эмоции адекватны оказываемым на него внешним воздействиям.
Для сравнительного анализа показателей по двум группам использовали критерий Стьюдента. Статистика рассчитана с использованием программного пакета «SPSSv22.0.». Статистика проводилась на двух независимых выборках ЭГ и КГ.
В таблице 2 представлены сводные итоговые результаты статистического анализа данных исследования.
Таблица 2. Сравнительный анализ показателей эмоционально - личностного развития младших школьников с УО по двум группам
Показатели по методикам эмоционально-волевой сферы детей с УО p
Методика «Паровозик» (Велиева С.В.) 0,68905 7
Методика 2. «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой 0,19455 5
Методика 3. Цветовой тест эмоциональных состояний (Цветовой тест М. Люшера) 0,83640 0
Методика 4 «Определение уровня саморегуляции» (автор Н.А. Мишина). 0,50305 4
Методика 5. «Изучение импульсивности и волевой регуляции школьников» А.И. Высоцкого. 0,80106 1
Уровень ошибки по всем группам показателей составил более 0,05 (р >0,05), то есть полученные значения свидетельствуют об отсутствии достоверных различий в уровне развития эмоционально-волевой сферы у младших школьников с легкой и умеренной степенями умственной отсталости.
Библиографический список:
1. Воронкова В.В. Эмоционально-волевые процессы умственно отсталых детей: Учебник. - М.: Гардарика, 2015. - 432 с.
2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1995.
3. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
4. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
5. Мамайчук И. И., Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с.
6. Певзнер М.С. Дети - олигофрены. - М , 1959.
7. Поляков А.М. Особенности целеобразования у учащихся с интеллектуальной недостаточностью // Вопросы психологии. 2009. № 6 С. 3545.
8. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология" / С.Я.Рубинштейн. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.