Научная статья на тему 'Организация профильного обучения в общеобразовательной школе'

Организация профильного обучения в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
997
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД / ORGANIZATION / PROFILE INSTRUCTION / MARKETING APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фесенко Зоя Николаевна

Статья посвящена проблеме организации профильного обучения в общеобразовательной школе. Раскрываются понятия: профильное обучение, управление, внутришкольное управление, маркетинговый подход. В статье представлены данные опроса школьников по проблеме организации профильного обучения, подтверждающие актуальность данной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of profile education in comprehensive school

The article is dedicated to the problem of the organization of profile education in comprehensive school. The concepts are revealed: profile education, control, intra school control, marketing approach. In the article the data of the interrogation of schoolboys on the problem of the organization of the profile education, which confirm the urgency of this theme, are represented.

Текст научной работы на тему «Организация профильного обучения в общеобразовательной школе»

новятся проектировщиками и реализаторами своих же замыслов и, дополняя друг друга, достигают качественно нового уровня индивидуального и коллективного развития) [2].

3. Сущностные изменения структуры и содержания управления муниципальной методической службы, которые должны обеспечить:

— экономическую целесообразность;

— управляемость структур муниципальной методической службы при их самостоятельности и относительной автономности.

Предложенные концептуальные идеи являются фундаментом для оптимального сочетания традиций, прошлого опыта деятельности с процессом системного преобразования методического пространства.

Библиографический список

2. Шевченко, А. Современный подход к муниципальной методической службе/А. Шевченко//Методист. — 2004. — №2. — С. 21-26.

3. Маслов, А. Организация работы методических объединений в школе/А. Маслов//Школьное планирование. — 2007. — № 1. - С. 82-94.

4. Галкина, Т. И. Организация и содержание методической работы в современной школе / Т. И. Галкина. — М. : Феникс, 2007. - 156 с.

РЕШЕТНИКОВ Вячеслав Геннадьевич, аспирант кафедры педагогики и андрагогики Тюменского областного государственного института развития регионального образования, методист отдела образования администрации Викуловского муниципального района Тюменской области.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

1. Кричевский, В. Методическая служба / В. Кричесвкий // Методист. - 2002. — №2. — С. 6 —7.

Статья поступила в редакцию 15.03.2010 г. © В. Г. Решетников

уДк 371 3. Н. ФЕСЕНКО

Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 85»,

г. Омск

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена проблеме организации профильного обучения в общеобразовательной школе. Раскрываются понятия: профильное обучение, управление, внутришкольное управление, маркетинговый подход. В статье представлены данные опроса школьников по проблеме организации профильного обучения, подтверждающие актуальность данной темы.

Ключевые слова: организация, профильное обучение, маркетинговый подход.

В настоящее время функционирование общеобразовательных школ в России осуществляется в условиях модернизации образования. Введение профильного обучения на старшей ступени общего образования предполагает освоение руководителями школ новых механизмов управления образовательным процессом.

Организация профильного обучения в школе является сложной, многоступенчатой процедурой, включающей в себя формирование и реализацию образовательного запроса старшеклассников. Данные исследования, проведенного нами в мае 2009 г. в школах г. Омска (№ 75, 77, 85), показывают, что у 30% опрошенных такой запрос к концу 9-го класса отсутствует. Следовательно, предпрофильная подготовка, которая должна подвести учащихся к осознанному выбору профиля обучения, дает сбои. Для того, чтобы сформировать правильный образовательный запрос необходимо создать организационные условия, которые позволят школьникам выявить свои способности, оценить возможности и сопоставить их с потребностями рынка труда. Школьник, выбирая направление образования в старшей школе, должен

быть готов к последующей самореализации в данном образовательном профиле. Администрация школы, в свою очередь, формируя перечень профильных классов, должна опираться на образовательный запрос учащихся, а также на потребность общества в специалистах разных направлений. Процедура формирования профильных классов также включает в себя анализ возможностей педагогического коллектива школы.

Таким образом, проблему выбора направлений профилизации школы можно решить, изучив мнения (потребности) учащихся и их родителей относительно профессиональных планов, сопоставив эти планы с потребностями рынка труда. Далее необходимо учесть возможности школы (материально-техническую базу и кадры) и принять взвешенное решение. Такой подход соответствует целям профильного обучения, но требует больших затрат при его введении. В связи с этим во многих школах выбирается единый профиль, исходя из материальной и учебно-методической базы, кадрового обеспечения, но при этом не учитываются потребности учащихся. Последний вариант наиболее простой организацион-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

но, но существенно снижает возможность выбора профиля обучения для самих учащихся [1].

Для успешной организации профильного обучения в школе необходимо выполнение ряда условий:

• сформированный образовательный запрос учащихся (знание уровня и направления послешкольно-го образования и необходимых дисциплин для углубленного изучения);

• знание учащимися своих способностей и интересов;

• наличие опыта диагностики познавательных интересов и возможностей учащихся;

• наличие у преподавателей квалификации, необходимой для работы по программам углубленного изучения предмета;

• наличие возможности предоставления ученикам выбора (курсов, программ, заданий, форм оценивания, форм контроля);

• учебно-методическое сопровождение и материально-техническое обеспечение программ профильного обучения;

• связь с учреждениями профессионального образования, которые могут содействовать реализации профильного обучения;

• наличие эффективной предпрофильной подготовки учащихся, в частности, через введение пред-профильных курсов по выбору;

• наличие внутренних нормативных документов (приказов, распоряжений, положений, договоров и т.п.) для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Процедура организации профильного обучения в школе является одним из элементов управления школой. В науке термин «управление» трактуется с трех позиций. Во-первых, управление определяется как деятельность (В.С. Лазарев, Г.Х. Попов, М.М. Поташник, А. Файоль и др.). Во-вторых, управление рассматривается как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу (В.Г. Афанасьев, Л.Б. Ительсон, А.А. Орлов, Н.С. Сунцов, Н.Д. Хмель и др.). В-третьих, управление есть взаимодействие субъектов (В.Г. Афанасьев, В.И. Зверева, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.), что предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых, убеждает в необходимости изменения взаимодействующих субъектов и самого процесса взаимодействия как смены его состояний [2].

Нам более близко третье понимание процесса управления, относящееся к личностно-ориентированному подходу, где учащийся выступает не объектом, а субъектом обучения. К сожалению, часто при организации профильного обучения в школах субъект-ность учащихся в образовательном процессе не учитывается. Не принимаются во внимание образовательные запросы школьников при формировании направлений профилизации школ. Результаты уже упомянутого исследования подтверждают данное положение. 50% опрошенных не устраивает перечень профилей обучения в школе, и они не знают, по какому профилю будут учиться дальше, при этом 82% учащихся хотели бы получить профильное образование в старшей школе.

Анализ научной литературы (Б.Ф. Ломов, В.Г. Афанасьев, и др.) показывает, что процесс управления состоит из элементов, схожих для всех социальных систем: постановка цели, планирование или принятие управленческих решений, организация, контроль, регулирование (или коррекция). Директор школы, как субъект управления, выполняет все эти

функции управления в процессе организации профильного обучения в школе. Но для того, чтобы данный процесс являлся эффективным, в современных условиях необходимо применять маркетинговый подход к управлению. Важнейшей причиной реализации маркетингового подхода в образовании является активное развитие рынков труда и образовательных услуг, необходимыми атрибутами которых выступают конкуренция, конъюнктура, спрос и предложение. Маркетинг в сфере образования можно рассматривать как организационный механизм, интегрирующий человеческие, пространственно-временные и материально-технические факторы деятельности образовательного учреждения в действенный маркетинговый комплекс. Маркетинг обеспечивает удовлетворение потребностей потребителей в образовательных услугах различного уровня и направленности [3].

Учитывая вышеизложенное, деятельность директора школы по организации профильного обучения должна строиться на основе маркетингового подхода и включать четыре составляющие:

— изучение рынка спроса на образовательные услуги, сбор и анализ маркетинговой информации;

— определение соответствующих спросу целей и задач образовательной среды, планирование маркетинга;

— реклама результатов и стимулирование спроса, организация службы маркетинга;

— контроль соответствия цели и результата, маркетинговый контроль [4].

Профильное обучение в общеобразовательной школе позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс. При правильной организации профильного обучения более полно учитываются интересы, способности и склонности учащихся, а также создаются условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и планами в отношении продолжения образования. В настоящее время на базе гимназии № 85 ведется работа по организации профильного обучения на основе маркетингового подхода. Исследуются потребности, интересы, профессиональные планы учащихся, ожидания родителей и педагогов, осуществляется коррекция образовательного процесса в соответствии с образовательной конъюнктурой региона и ситуацией на рынке труда. В ходе работы было выявлено, что использование маркетингового подхода к организации профильного обучения способствует наиболее полному учету всех условий, факторов, необходимых для построения эффективной системы профильного обучения в

Библиографический список

1. Бурцева, И. Внедрение профильного обучения: опыт и проблемы / И. Бурцева, Д. Ермаков // Народное образование. — 2006. - №2. - С. 129-136.

2. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Т. И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г. Н. Шибанова ; под ред. Т. И. Шамовой. — М. : Издательский центр Академия, 2002. - 384 с.

3. Танцев, А.А. Маркетинговый подход в управлении / А.А. Танцев // Школьные технологии. - 2004. - № 1. - С. 163- 168.

4. Щербова, Т.В. Управление школой: маркетинговый подход : учеб.-метод. пособие / Т.В. Щербова. - СПб. : СПбАППО,

2004. - 80 с.

ФЕСЕНКО Зоя Николаевна, педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения «Гимназия № 85», г. Омск; соискатель при кафедре профессиональной педагогики, психологии и педагогического управления Омского госу-

дарственного педагогического университета. Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 02.07.2009 г.

© 3. Н. Фесенко

удк 371.044.4 и. Ю. КОЖЕВНИКОВА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Предлагаемая нами модель позволит впервые обосновать возможность использования православного паломничества как педагогического явления в социально-культурной деятельности. Основополагающими элементами предлагаемой нами модели-схемы являются система духовно-нравственного воспитания средствами православного паломничества, принципы православной и светской педагогики. Данная научная разработка важна для методики воспитательной работы с детьми в культурно-досуговых центрах региона, связанных с народной и православной культурой.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, принципы православной и светской педагогики, паломничество, формы духовно-нравственного воспитания, православная культура, паломнические экспедиции.

Система духовно-нравственного воспитания средствами православного паломничества ставит перед собой следующие задачи: содействие в формировании духовной культуры, духовных ценностей (ориентации), духовных идеалов и мировоззрения, а также накопление духовного опыта и выработку духовного смысла.

Православное понимание духовного воспитания базируется в первую очередь на христианской антропологии, в основе которой лежит фундаментальное положение о триединстве человеческого бытия.

Христианская антропология четко различает проявления телесные, душевные и духовные. Так, в апостольских посланиях человек представлен в виде трихотомии — дух, душа, тело. В. Н. Лосский |1, с. 67), говоря о человеческой природе Христа, замечает: «Его тело испытывает голод и жажду, душа Его любит, скорбит..., возмущается, Его человеческий дух прибегает к молитве, которая есть пища всякого твар-ного духа». Однако в Священном писании часто встречается также выражение «душа и тело». Как справедливо отмечает Л. В. Сурова, данное выражение относится не к составу человека, а к двум путям, двум возможностям бытия человека: возможности жизни духовной и жизни телесной, сосредоточенной исключительно на материальном (2, с. 481. Вообще же человек рассматривается как существо трехсоставное.

Согласно христианской антропологии, личность построена иерархически, и ее правильное развитие

предполагает не равномерное развитие всех ее сторон, а соблюдение определенных духовных приоритетов в развитии. Поэтому основополагающим моментом в православном воспитании, согласно учениям святых отцов, должно быть развитие духа, а средством к этому служит воспитание страха Божия, приобщение к молитве и развитие совести.

Если в светской педагогике понятая «духовность», «духовное» семантически окрашены положительно, то представители православной педагогики отмечают противоречия внутри материального и духовного. С точки зрения христианской антропологии, человек объединяет в себе духовный и материальный миры. По утверждению В. В. Зеньковского, «как эмпирическое развитие одушевляется и направляется духовным началом, так и духовное развитие нуждается в эмпирии, которой она опосредуется в своем выражении» [3, с. 48]. Таким образом, тело (материальное) может стать орудием страстей, а может способствовать победе в человеке «светлой духовности» (например, в том случае, если человек соблюдает «телесную чистоту»). Выделение противоречий внутри самих понятий «материальное» и «духовное» объединяет материальный и духовный миры в единое целое и дает более полное представление о человеке как целостном существе. В православной педагогике каждое воспитательное средство имеет комплексный характер; его воздействие направлено не только на приобщение к «светлой» духовности, но также на телесное очищение и воспитание чувств и эмоций,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.