УДК 343.85 ББК 67.409-1 С65
M.V. SOROKIN
PREVENTING OFFENCES IN PRISONS OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE END OF XIX CENTURY
Annotation:, the author analyses the organization of crime prevention measures in prisons of imperial Russia
in the late 19th century.
Keywords.prisons, penal system, crime prevention.
МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ СОРОКИН, преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права (Владимирский юридический институт ФСИН России)
E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ТЮРЬМАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА
Abstract: в статье анализируется организация работы по профилактике правонарушений в тюрьмах царской
России конца XIX века.
Ключевые слова: тюрьмы, пенитенциарная система, профилактика правонарушений
Либеральные реформы второй половины XIX в. послужили началом коренных изменений в государственной политике Российской империи, в том числе в пенитенциарной сфере. По оценке современников, управление пенитенциарными учреждениями того времени характеризовалось крайней хаотичностью: «Эта бессистемность заключается в том, что у нас в виде отдельных проблесков в различных местах заключения встречаются обрывки различных тюремных систем, но сколько-нибудь широко и полно не проводится ни одной. Эта бессистемность тюремного дела в России и составляет тот коренной недостаток, который по возможности и в скорейшем времени должен быть устранен»1.
С целью осуществления коренных преобразований мест заключения власти Российской империи провели сбор информации о положении дел в пенитенциарной сфере, после чего Министерством внутренних дел в 1865 г. были изданы «Материалы по вопросу о преобразовании тюремной части в России».
Режим в тюрьмах характеризовался следующим образом: «В уездной тюрьме убийца, грабитель и обыкновенный вор, подсудимыйи след-
ственный содержатся вместе, в одной камере; результатом является полное, стороннее изучение арестантом способов совершать всевозможные преступления; и наконец, арестант, человек еще мало испорченный и даже не преступник, просидев несколько времени в тюрьме, выходит на свободу с огромным запасом острожных познаний»2. Таким образом, официально признавался факт: «тюрьмы сделались не местами исправления, но рассадниками преступлений»3.
Профессор С.В. Познышев характеризовал пенитенциарную систему России этого периода следующим образом: «Г осподствующий у нас способ размещения арестантов не есть какая-либо тюремная система, а знаменует отсутствие системы, дореформенное, хаотичное состояние тюремного дела со всеми его печальными последствиями. Благодаря ему у нас искони арестанты сплачиваются в группы со своими обычаями и традициями, очень грубеют и быстро деморализуют всякого новичка... Противоестественные пороки, физическое насилие, воровство, атмосфера вечной циничной брани и самых циничных разговоров, распространение заразных болезней и многое другое в изо-
билии проявляются в жизни каждой нашей тюрьмы»4.
Переполнение тюрем приводило к нарушениям режима содержания заключенных: «... теснота помещений не позволяла держать камеры запертыми днем, вследствие чего было скопление арестантов в тюремных коридорах и постоянное брожение по тюрьме. Ко всему этому присоединяется легкость побегов»5 .
В связи с изложенным первоочередными задачами пенитенциарной политики Российского государства с начала 1860 г. стали: создание единой системы управления местами заключения; организация четкого взаимодействия между аппаратом управления и пенитенциарными учреждениями на местах; наведение правопорядка в тюрьмах; подготовка законодательной базы по устройству тюремной части.
Для достижения целей профилактики правонарушений в пенитенциарных учреждениях была создана четкая структура персонала надзора, в нее входили:
- начальники тюрем и их помощники;
- помощницы начальников тюрем или смотрительницы, заведовавшие женскими отделениями;
- старшие и младшие надзиратели, надзира-тельницы6.
Циркуляром Г лавного тюремного управления (ГТУ) от 17 апреля 1889 г. № 8 начальникам тюрем предписывалось заниматься формированием надежного персонала надзора и подавать ему своим усердием и исполнительской дисциплиной пример добросовестного отношения к служебному долгу7 .
Временные правила о распределении служебных обязанностей между чинами управления в тюрьмах г. Санкт-Петербурга (далее -Правила) нормативно закрепляли следующие должностные обязанности начальника тюрьмы по организации надзора и поддержанию правопорядка на территории тюрьмы:
- начальник тюрьмы в пределах предоставленной ему власти заведовал всеми отраслями управления, хозяйства, надзора и внутреннего порядка;
- все чины управления и надзора были непосредственно подчинены начальнику тюрьмы и исполняли свои служебные обязанности под его руководством. Ко всем чинам надзора начальник тюрьмы обязан был обращаться на «Вы» и не должен был делать им замечаний в присутствии арестантов;
- начальник тюрьмы утверждал месячный наряд на службу надзирателей, и без его разре-
шения не допускалось вносить изменения в данный документ;
- начальник тюрьмы обязан был по очереди со своими помощниками производить ночные обходы тюрьмы, каждую ночь после полуночи;
- начальник тюрьмы был вправе накладывать на арестантов дисциплинарные взыскания;
- в обязанность начальника тюрьмы вменялось разрешение переписки арестантам, при этом он должен был прочитывать полученные и отправляемые письма (§ 1, 2, 4, 7, 11, 12 Правил)8.
В целях предупреждения побегов по решению начальника мест заключения в отношении арестантов, совершивших побег, а также изобличенных в покушении или приготовлении к побегу, применялись дисциплинарные меры, такие как заключение в отдельную камеру, ручные и ножные кандалы. Вес кандалов должен был составлять от 5 до 10 фунтов (то есть от 2 до
4 килограммов), и они применялись только в отношении лиц мужского пола. О каждом случае применения кандалов начальник мест заключения обязан был сообщать лицам, осуществлявшим прокурорский надзор. В отношении лиц, приговоренных к ссылке на каторжные работы, кандалы применялись в обязательном порядке после вступления приговора в законную силу9 .
9 ноября 1888 г. начальником ГТУ было утверждено Положение о тюремной страже, которое предписывало, что в тюрьмах, даже в ночное время, должен был присутствовать представитель руководства администрации (начальник, его помощник или старший надзиратель)10.
Для организации управления тюрьмами в составе тюремного персонала предусматривалось две должности помощника начальника тюрьмы. На одного из них начальник тюрьмы возлагал обязанности наблюдать за порядком в тюрьме в полицейском отношении, а также заведовать мастерскими и арестанскими работами, на другого - заведовать хозяйством тюрьмы (§ 27 Правил).
Независимо от выполнения своих специальных обязанностей для обеспечения правопорядка помощники начальника тюрьмы должны были:
- как можно чаще обходить всю тюрьму и наблюдать за точным исполнением служебных обязанностей чинами надзора;
- по очереди друг с другом и с начальником тюрьмы производить ночные обходы тюремных помещений;
- по очереди присутствовать на вечернем роспуске надзирателей;
- по очереди наблюдать за порядком проведения свиданий;
- присутствовать при богослужении в тюремной церкви.
Помощник начальника тюрьмы, ответственный за соблюдение полицейского порядка, был ближайшим начальником и руководителемстар-шего надзирателя и подчиненных ему младших надзирателей. Он должен был обращать особое внимание на изучение чинами надзора их служебных обязанностей. Ему вменялось в обязанность наблюдать за несением службы всеми чинами надзора, за точным соблюдением распорядка дня, исполнением всех правил, относящихся к размещению и порядку содержания арестантов в отделениях, одиночных кельях, карцерах, выводом арестантов в мастерские, на работы за территорией тюрьмы, прогулку, в баню, школу, церковь и на свидания.
Он имел право подвергать арестантов предварительному аресту и при необходимости давать распоряжение о применении смирительной рубашки. Обо всех случаях он обязан был доложить начальнику тюрьмы при первой встрече с ним или на первом служебном совещании (§ 28-31 Правил)11.
Помощник начальника тюрьмы, заведовавший хозяйственной частью, в целях поддержания правопорядка обязан был:
- наблюдать за исправностью всех зданий, их отдельных частей и приспособлений (двери, замки, решетки, окна, тюремные дворы и т. д.);
- осуществлять надзор за выполнением ремонтных работ, особенно в тех случаях, когда они производились силами арестантов (§ 41 Правил)12 .
Основная нагрузка по надзору и осуществлению работы по профилактике правонарушений была возложена на тюремную стражу, которая состояла из старших и младших тюремных надзирателей и старших и младших надзирательниц. Старшие тюремные надзиратели были начальниками смен и контролировали внутренний порядок в местах заключения. На эти должности назначались благонадежные отставные и уволенные в запас из армии нижние чины13.
Одной из основных целей исполнения наказания в виде лишения свободы и применения меры пресечения в виде заключения под стражу была изоляция заключенных, вследствие чего все места заключения находились под охраной. Надзиратели несли службу на внутренних постах, вооруженные табельным огнестрельным или холодным оружием.
В Циркуляре ГТУ от 24 января 1886 г. № 4 приведено описание обмундирования и вооружения нижних чинов тюремной стражи, которые вооружались:
- револьвером системы Смита и Вессона -младшие и старшие надзиратели только при несении службы;
- шашкой - только старшие тюремные надзиратели, вахтеры и ключники.
Во время несения службы при передаче дежурства младшие и старшие надзиратели должны были передавать револьверы в кобуре заступающим на дежурство14 .
В Циркуляре ГТУ от 25 января 1888 г. № 1 сообщалось, что часовой при несении службы по охране тюрьмы имел право применять оружие на основании Воинского устава о гарнизонной службе для защиты охраняемого лица или поста, самозащиты, пресечения побега арестантов. Во всех этих случаях, если была возможность избежать применения оружия вызовом помощи или преду-преждением, то часовой обязан был это сделать. Часовой сам решал, какой вид оружия применять: холодное или огнестрельное15.
Наружное окарауливание по взаимному соглашению Министерства юстиции и Военного министерства могло возлагаться на войска. Кроме того, войска, несущие караульную службу, привлекались для предупреждения и подавления беспорядков с применением оружия среди лиц, содержавшихся в заключении16.
Одним из средств профилактики правонарушений лиц, содержавшихся в тюрьмах и допустивших нарушения порядка содержания, были следующие меры дисциплинарной ответственности:
- устный выговор наедине или в присутствии других арестантов;
- лишение права читать литературу, кроме книг духовного содержания, на срок не более одного месяца;
- лишение права переписки на срок не более одного месяца;
- лишение свиданий на срок не более одного месяца;
- запрет на приобретение продуктов пита -ния и других разрешенных к хранению и использованию предметов на срок не более одного месяца;
- лишение права расходовать половину заработанных денег на срок не более одного месяца;
- лишение заработной платы на срок не более одного месяца, а в некоторых случаях - на срок не более двух месяцев;
- уменьшение нормы питания (оставление на хлебе и воде) на срок не более трех дней;
- водворение в светлый карцер на срок не более одной недели;
- водворение в темный карцер на срок не более одной недели с возможностью перевода в светлый карцер и с разрешением ежедневной прогулки через три дня содержания;
- смирительная рубашка - для арестантов, буйствовавших в карцере17.
Таким образом, преобразования, проходившие в пенитенциарной системе Российской империи в конце XIX в., позволили сформировать центральный аппарат управления тюремным ведомством; упорядочить работу мест заключения в каждой губернии; четко закрепить на законодательном уровне организацию охраны и надзора, а также меры по профилактике правонарушений среди заключенных.
1 Познышев С.В. Очерки тюрьмоведения М., 1915. С. 129-130.
2 Материалы по вопросу о преобразованиитюремной части в России СПб., 1865. С. 51.
3 Там же. С. 154.
4 Познышев С. В. Указ соч. С. 131.
5 Там же. С. 19.
6 См.: Свод законов Российскойимперии. Т. XIV: Свод учреждений и уставов о содержащихсяпод стражею. СПб., 1890. Ст. 25.
7 См.: КоковцовВ.Н., Рухлов С.В. Систематический сборник узаконений и распоряжений по тюремной части. СПб., 1894. С. 85.
8 См.: Там же. С. 87.
9 См.: Свод учреждений и уставов о содержащихсяпод стражею. Ст. 409.
10 См.: КоковцовВ.Н., Рухлов С.В. Указ соч. С. 84.
11 См.: Там же. С. 89.
12 См.: Там же. С. 91.
13 Свод учреждений и уставов о содержащихсяпод стражею. Ст. 189.
14 См.: КоковцовВ.Н., Рухлов С.В. Указ* соч. С. 101.
15 См.: Там же. С. 102.
16 Свод учрежденийи уставов о содержащихсяпод стражею. Ст. 189-189-1.
17 См.: Там же. Ст. 395.