Научная статья на тему 'Организация профилактики правонарушений в тюрьмах Российской империи в конце XIX века'

Организация профилактики правонарушений в тюрьмах Российской империи в конце XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮРЬМЫ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / PRISONS / PENAL SYSTEM / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сорокин Михаил Владимирович

в статье анализируется организация работы по профилактике правонарушений в тюрьмах царской России конца XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTING OFFENCES IN PRISONS OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE END OF XIX CENTURY

the author analyses the organization of crime prevention measures in prisons of imperial Russia in the late 19th century.

Текст научной работы на тему «Организация профилактики правонарушений в тюрьмах Российской империи в конце XIX века»

УДК 343.85 ББК 67.409-1 С65

M.V. SOROKIN

PREVENTING OFFENCES IN PRISONS OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE END OF XIX CENTURY

Annotation:, the author analyses the organization of crime prevention measures in prisons of imperial Russia

in the late 19th century.

Keywords.prisons, penal system, crime prevention.

МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ СОРОКИН, преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права (Владимирский юридический институт ФСИН России)

E-mail: editor62@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ТЮРЬМАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА

Abstract: в статье анализируется организация работы по профилактике правонарушений в тюрьмах царской

России конца XIX века.

Ключевые слова: тюрьмы, пенитенциарная система, профилактика правонарушений

Либеральные реформы второй половины XIX в. послужили началом коренных изменений в государственной политике Российской империи, в том числе в пенитенциарной сфере. По оценке современников, управление пенитенциарными учреждениями того времени характеризовалось крайней хаотичностью: «Эта бессистемность заключается в том, что у нас в виде отдельных проблесков в различных местах заключения встречаются обрывки различных тюремных систем, но сколько-нибудь широко и полно не проводится ни одной. Эта бессистемность тюремного дела в России и составляет тот коренной недостаток, который по возможности и в скорейшем времени должен быть устранен»1.

С целью осуществления коренных преобразований мест заключения власти Российской империи провели сбор информации о положении дел в пенитенциарной сфере, после чего Министерством внутренних дел в 1865 г. были изданы «Материалы по вопросу о преобразовании тюремной части в России».

Режим в тюрьмах характеризовался следующим образом: «В уездной тюрьме убийца, грабитель и обыкновенный вор, подсудимыйи след-

ственный содержатся вместе, в одной камере; результатом является полное, стороннее изучение арестантом способов совершать всевозможные преступления; и наконец, арестант, человек еще мало испорченный и даже не преступник, просидев несколько времени в тюрьме, выходит на свободу с огромным запасом острожных познаний»2. Таким образом, официально признавался факт: «тюрьмы сделались не местами исправления, но рассадниками преступлений»3.

Профессор С.В. Познышев характеризовал пенитенциарную систему России этого периода следующим образом: «Г осподствующий у нас способ размещения арестантов не есть какая-либо тюремная система, а знаменует отсутствие системы, дореформенное, хаотичное состояние тюремного дела со всеми его печальными последствиями. Благодаря ему у нас искони арестанты сплачиваются в группы со своими обычаями и традициями, очень грубеют и быстро деморализуют всякого новичка... Противоестественные пороки, физическое насилие, воровство, атмосфера вечной циничной брани и самых циничных разговоров, распространение заразных болезней и многое другое в изо-

билии проявляются в жизни каждой нашей тюрьмы»4.

Переполнение тюрем приводило к нарушениям режима содержания заключенных: «... теснота помещений не позволяла держать камеры запертыми днем, вследствие чего было скопление арестантов в тюремных коридорах и постоянное брожение по тюрьме. Ко всему этому присоединяется легкость побегов»5 .

В связи с изложенным первоочередными задачами пенитенциарной политики Российского государства с начала 1860 г. стали: создание единой системы управления местами заключения; организация четкого взаимодействия между аппаратом управления и пенитенциарными учреждениями на местах; наведение правопорядка в тюрьмах; подготовка законодательной базы по устройству тюремной части.

Для достижения целей профилактики правонарушений в пенитенциарных учреждениях была создана четкая структура персонала надзора, в нее входили:

- начальники тюрем и их помощники;

- помощницы начальников тюрем или смотрительницы, заведовавшие женскими отделениями;

- старшие и младшие надзиратели, надзира-тельницы6.

Циркуляром Г лавного тюремного управления (ГТУ) от 17 апреля 1889 г. № 8 начальникам тюрем предписывалось заниматься формированием надежного персонала надзора и подавать ему своим усердием и исполнительской дисциплиной пример добросовестного отношения к служебному долгу7 .

Временные правила о распределении служебных обязанностей между чинами управления в тюрьмах г. Санкт-Петербурга (далее -Правила) нормативно закрепляли следующие должностные обязанности начальника тюрьмы по организации надзора и поддержанию правопорядка на территории тюрьмы:

- начальник тюрьмы в пределах предоставленной ему власти заведовал всеми отраслями управления, хозяйства, надзора и внутреннего порядка;

- все чины управления и надзора были непосредственно подчинены начальнику тюрьмы и исполняли свои служебные обязанности под его руководством. Ко всем чинам надзора начальник тюрьмы обязан был обращаться на «Вы» и не должен был делать им замечаний в присутствии арестантов;

- начальник тюрьмы утверждал месячный наряд на службу надзирателей, и без его разре-

шения не допускалось вносить изменения в данный документ;

- начальник тюрьмы обязан был по очереди со своими помощниками производить ночные обходы тюрьмы, каждую ночь после полуночи;

- начальник тюрьмы был вправе накладывать на арестантов дисциплинарные взыскания;

- в обязанность начальника тюрьмы вменялось разрешение переписки арестантам, при этом он должен был прочитывать полученные и отправляемые письма (§ 1, 2, 4, 7, 11, 12 Правил)8.

В целях предупреждения побегов по решению начальника мест заключения в отношении арестантов, совершивших побег, а также изобличенных в покушении или приготовлении к побегу, применялись дисциплинарные меры, такие как заключение в отдельную камеру, ручные и ножные кандалы. Вес кандалов должен был составлять от 5 до 10 фунтов (то есть от 2 до

4 килограммов), и они применялись только в отношении лиц мужского пола. О каждом случае применения кандалов начальник мест заключения обязан был сообщать лицам, осуществлявшим прокурорский надзор. В отношении лиц, приговоренных к ссылке на каторжные работы, кандалы применялись в обязательном порядке после вступления приговора в законную силу9 .

9 ноября 1888 г. начальником ГТУ было утверждено Положение о тюремной страже, которое предписывало, что в тюрьмах, даже в ночное время, должен был присутствовать представитель руководства администрации (начальник, его помощник или старший надзиратель)10.

Для организации управления тюрьмами в составе тюремного персонала предусматривалось две должности помощника начальника тюрьмы. На одного из них начальник тюрьмы возлагал обязанности наблюдать за порядком в тюрьме в полицейском отношении, а также заведовать мастерскими и арестанскими работами, на другого - заведовать хозяйством тюрьмы (§ 27 Правил).

Независимо от выполнения своих специальных обязанностей для обеспечения правопорядка помощники начальника тюрьмы должны были:

- как можно чаще обходить всю тюрьму и наблюдать за точным исполнением служебных обязанностей чинами надзора;

- по очереди друг с другом и с начальником тюрьмы производить ночные обходы тюремных помещений;

- по очереди присутствовать на вечернем роспуске надзирателей;

- по очереди наблюдать за порядком проведения свиданий;

- присутствовать при богослужении в тюремной церкви.

Помощник начальника тюрьмы, ответственный за соблюдение полицейского порядка, был ближайшим начальником и руководителемстар-шего надзирателя и подчиненных ему младших надзирателей. Он должен был обращать особое внимание на изучение чинами надзора их служебных обязанностей. Ему вменялось в обязанность наблюдать за несением службы всеми чинами надзора, за точным соблюдением распорядка дня, исполнением всех правил, относящихся к размещению и порядку содержания арестантов в отделениях, одиночных кельях, карцерах, выводом арестантов в мастерские, на работы за территорией тюрьмы, прогулку, в баню, школу, церковь и на свидания.

Он имел право подвергать арестантов предварительному аресту и при необходимости давать распоряжение о применении смирительной рубашки. Обо всех случаях он обязан был доложить начальнику тюрьмы при первой встрече с ним или на первом служебном совещании (§ 28-31 Правил)11.

Помощник начальника тюрьмы, заведовавший хозяйственной частью, в целях поддержания правопорядка обязан был:

- наблюдать за исправностью всех зданий, их отдельных частей и приспособлений (двери, замки, решетки, окна, тюремные дворы и т. д.);

- осуществлять надзор за выполнением ремонтных работ, особенно в тех случаях, когда они производились силами арестантов (§ 41 Правил)12 .

Основная нагрузка по надзору и осуществлению работы по профилактике правонарушений была возложена на тюремную стражу, которая состояла из старших и младших тюремных надзирателей и старших и младших надзирательниц. Старшие тюремные надзиратели были начальниками смен и контролировали внутренний порядок в местах заключения. На эти должности назначались благонадежные отставные и уволенные в запас из армии нижние чины13.

Одной из основных целей исполнения наказания в виде лишения свободы и применения меры пресечения в виде заключения под стражу была изоляция заключенных, вследствие чего все места заключения находились под охраной. Надзиратели несли службу на внутренних постах, вооруженные табельным огнестрельным или холодным оружием.

В Циркуляре ГТУ от 24 января 1886 г. № 4 приведено описание обмундирования и вооружения нижних чинов тюремной стражи, которые вооружались:

- револьвером системы Смита и Вессона -младшие и старшие надзиратели только при несении службы;

- шашкой - только старшие тюремные надзиратели, вахтеры и ключники.

Во время несения службы при передаче дежурства младшие и старшие надзиратели должны были передавать револьверы в кобуре заступающим на дежурство14 .

В Циркуляре ГТУ от 25 января 1888 г. № 1 сообщалось, что часовой при несении службы по охране тюрьмы имел право применять оружие на основании Воинского устава о гарнизонной службе для защиты охраняемого лица или поста, самозащиты, пресечения побега арестантов. Во всех этих случаях, если была возможность избежать применения оружия вызовом помощи или преду-преждением, то часовой обязан был это сделать. Часовой сам решал, какой вид оружия применять: холодное или огнестрельное15.

Наружное окарауливание по взаимному соглашению Министерства юстиции и Военного министерства могло возлагаться на войска. Кроме того, войска, несущие караульную службу, привлекались для предупреждения и подавления беспорядков с применением оружия среди лиц, содержавшихся в заключении16.

Одним из средств профилактики правонарушений лиц, содержавшихся в тюрьмах и допустивших нарушения порядка содержания, были следующие меры дисциплинарной ответственности:

- устный выговор наедине или в присутствии других арестантов;

- лишение права читать литературу, кроме книг духовного содержания, на срок не более одного месяца;

- лишение права переписки на срок не более одного месяца;

- лишение свиданий на срок не более одного месяца;

- запрет на приобретение продуктов пита -ния и других разрешенных к хранению и использованию предметов на срок не более одного месяца;

- лишение права расходовать половину заработанных денег на срок не более одного месяца;

- лишение заработной платы на срок не более одного месяца, а в некоторых случаях - на срок не более двух месяцев;

- уменьшение нормы питания (оставление на хлебе и воде) на срок не более трех дней;

- водворение в светлый карцер на срок не более одной недели;

- водворение в темный карцер на срок не более одной недели с возможностью перевода в светлый карцер и с разрешением ежедневной прогулки через три дня содержания;

- смирительная рубашка - для арестантов, буйствовавших в карцере17.

Таким образом, преобразования, проходившие в пенитенциарной системе Российской империи в конце XIX в., позволили сформировать центральный аппарат управления тюремным ведомством; упорядочить работу мест заключения в каждой губернии; четко закрепить на законодательном уровне организацию охраны и надзора, а также меры по профилактике правонарушений среди заключенных.

1 Познышев С.В. Очерки тюрьмоведения М., 1915. С. 129-130.

2 Материалы по вопросу о преобразованиитюремной части в России СПб., 1865. С. 51.

3 Там же. С. 154.

4 Познышев С. В. Указ соч. С. 131.

5 Там же. С. 19.

6 См.: Свод законов Российскойимперии. Т. XIV: Свод учреждений и уставов о содержащихсяпод стражею. СПб., 1890. Ст. 25.

7 См.: КоковцовВ.Н., Рухлов С.В. Систематический сборник узаконений и распоряжений по тюремной части. СПб., 1894. С. 85.

8 См.: Там же. С. 87.

9 См.: Свод учреждений и уставов о содержащихсяпод стражею. Ст. 409.

10 См.: КоковцовВ.Н., Рухлов С.В. Указ соч. С. 84.

11 См.: Там же. С. 89.

12 См.: Там же. С. 91.

13 Свод учреждений и уставов о содержащихсяпод стражею. Ст. 189.

14 См.: КоковцовВ.Н., Рухлов С.В. Указ* соч. С. 101.

15 См.: Там же. С. 102.

16 Свод учрежденийи уставов о содержащихсяпод стражею. Ст. 189-189-1.

17 См.: Там же. Ст. 395.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.