Фумм Александра Михайловна
кандидат юридических наук, доцент, г.Москва
E-mail: [email protected]
Исторические аспекты предупреждения преступлений в местах лишения свободы
На основе документальных и архивных материалов рассматриваются основные вехи формирования системы предупреждения преступлений в местах лишения свободы.
Ключевые слова: тюремные учреждения, наказание, заключенный, побег, профилактика преступлений.
О лишении свободы в древнерусском государстве можно говорить только как о предварительной мере. В Х1-ХШ вв. преступников заключали в погреба и ямы, заковывали «в железа» (причем вес кандалов достигал нескольких десятков килограммов); в дополнение к тюремному заключению к ним применялись жесткие, а порой и жестокие, телесные наказания. Вполне очевидно, что о предупреждении пенитенциарных преступлений, в частности побегов, речи быть не могло, поскольку в таких условиях арестанту было тяжело даже двигаться, не то, что сбежать.
Нормы об уголовных наказаниях и их исполнении получили дальнейшее развитие в период образования и укрепления русского централизованного государства. Примечательно, что несмотря на отсутствие норм, непосредственно касающихся профилактики пенитенциарных преступлений, правовые источники XIV-XVI столетий, в частности Судебники 1497 и 1550 гг., содержат сведения об обязанностях персонала тюрем, к которым среди прочего относилось недопущение побегов из мест заключения.
Так, Судебник 1497 г. впервые упоминает о недельщиках1 - должностных лицах, в ведение которых входили, в частности, арест обвиняемых, исполнение решений и приговоров. Эти лица назначались судом инициативно либо по просьбе заинтересованной стороны, например истца.
Судебник предписывал недельщикам выполнять свои обязанности лично или с помощью племянников (родственников) или людей (холопов), позднее - с помощью специального ап-
парата (ездоков и заговорщиков). В обязанности недельщика входили пытка и содержание под стражей воров до передачи их дела в суд. При этом лиц, находящихся под арестом, без согласования с вышестоящей инстанцией запрещалось отдавать на поруки, а также выдавать истцу для отработки долга. За нарушение своих должностных обязанностей, например за получение вознаграждения за свою работу, недельщик обычно отстранялся от должности2.
С расширением сферы применения наказания в виде тюремного заключения вопросы устройства и содержания тюрем, а также условий его отбывания весьма подробно стали регламентироваться законодательством. В соответствии с Соборным уложением 1649 г. (глава XXI) контроль за тюремным режимом осуществляли тюремные сторожа и целовальники, которые через присягу и поручительство выбирались сошными людьми и в случае побега арестанта несли имущественную («за побег колодников - взыскивать с приставников»), а иногда и уголовную ответственность. При невозможности взыскать с них сумму ущерба ее солидарно оплачивали выбравшие их лица. К концу XVII в. должность целовальников была упразднена, а сторожа стали не выбираться, а наниматься3.
2 Российское законодательство Х-ХХ вв. 1985. - С. 55, 58, 80,81.
Т. 2. - М.,
1 Свое наименование недельщики получили потому, что сменялись еженедельно.
3 Никитин В. Н. Тюрьма и ссылка: историческое,
законодательное, административное и бытовое положение заключенных, пересыльных, их детей и освобожденных из-под стражи со времени возникновения русской тюрьмы и до наших дней (1560-1880). - СПб., 1880. - С. 6.
Управление городскими тюрьмами возлагалось на губных старост, в обязанности которых входило наблюдение за состоянием тюремных зданий и условиями содержания заключенных. Законодатель обязывал губных старост пресекать всякие попытки побега («чтобы тюрмы были крепки, и у тюремных сидельцев в тюрмах ничего не было, чем им из тюрмы вырезатися») и главную причину побегов видел в недостаточно жестком контроле за заключенными («в городах ис тюрем воры уходят губных старост небрежением и недосмотром и за то на губных старостах истцом быти перед губными целовальники вдвое правити»). Таким образом, недопущение побегов арестантов фактически стало первым профилактическим мероприятием, закрепленным в российском законодательстве.
Организация профилактики преступлений в тюрьмах России в рассматриваемый период в основном регламентировалась именными и сенатскими указами, так как Артикул воинский 1715 г. практически не упоминал об этом. Одной из главных задач тюремной системы по-прежнему провозглашалось недопущение совершения побегов заключенными. Видимо, опасения властей были не напрасны: ряд указов говорит о реальной угрозе «утечки» заключенных («колодников») во время прошения милостыни, в процессе привлечения их к труду, во время следования приговоренных к месту ссылки. Особое внимание уделялось обеспечению изоляции и недопущению побегов заключенных по религиозным мотивам4.
Достижение указанной цели осуществлялось при реализации следующих мероприятий правового и организационного характера:
> судам предписывалось решать дела заключенных «безволокитно», «без промедления, чтоб колодников... в задержании не множить» и чтобы от долговременного заключения «надежды им к побегам не было»;
> заключенные содержались в оковах (ручных и ножных твердых кандалах, «железах»), что значительно затрудняло совершение побегов из мест заключения;
> заключенные находились под «неослабным и немалочисленным» караулом, их передвижение происходило под «надлежащим», «крепким» конвоем. Причем сенатский указ от 12 июня 1741 г. устанавливал, что если ка-
4 Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). - Т. VI. - № 4111; Т. XIII. - № 9872; Т. Х. - № 7296 , 7521; Т. XIII. - № 9872.
раульные солдаты упустили колодника «не из взяток или другого пристрастия», то дать им «поверстной срок», в течение которого они должны были организовать розыск и задержание сбежавшего заключенного. А если в указанный срок «не сыщут, то поступать с этими солдатами по указам»5;
> чтобы во время выполнения казенных работ и прошения милостыни заключенные не совершили побег, они по несколько человек сковывались длинной цепью, как каторжники;
> заключенным выдавались кормовые и прогонные деньги, «дабы. сидя под караулом долговременно, не терпели напрасно голода и побегов не чинили»6;
> заключенных часто ссылали в такие места, откуда совершение побега представлялось маловероятным, например, в Кронштадт, Сибирь. Кроме того, осужденных к вечным каторжным работам предписывалось «по множеству их (около 2 000 человек) в безопасности от побега» содержать в надлежащих местах, огороженных острогом или палисадником;
> каждый час тюремная стража подвергалась осмотру караульным обер-офицером и унтер-офицером, арестанты один раз в сутки -обыску с целью обнаружения орудий совершения побега, а тюремные здания - осмотру с целью выявления следов подкопа. Данные меры, обусловленные групповым побегом заключенных ночью с Казанского тюремного двора, были установлены сенатским указом от 2 сентября 1747 г.7. Архивные данные свидетельствуют, что впервые в пенитенциарной истории проводилась проверка обстоятельств данного происшествия, при этом выяснялись условия содержания заключенных, причины и способ побега, степень участия каждого арестанта в приготовлении к нему и пр.
Побеги совершались не только из тюрем, но и в процессе сбора подаяний, выполнения казенных работ, следования по этапу. Поэтому власти предпринимали меры, направленные на
5 ПСЗРИ. - Т. XI. - № 8397.
6 К сожалению, государство начало выделять по 2 алтына в день кормовых денег на каждого заключенного лишь в 1662 году. Но даже для скромного пропитания эта сумма была недостаточной. Арестанты нередко голодали, умирали от голода и болезней, совершали побеги и были вынуждены сами заботиться о своей еде: кого-то кормили родственники, остальные просили подаяние.
7 ПСЗ РИ. - Т. XII. - № 9437.
облегчение идентификации сбежавших заключенных и их поимки, путем клеймения или обезображивания лица преступника.
Таким образом, анализ именных и сенатских указов первой половины XVIII в. показывает, что наиболее острыми проблемами в деятельности российских тюрем были побеги заключенных, в связи с чем власти предусматривали ряд мер правового и организационного характера, направленных на их профилактику8.
Однако несмотря на меры, принятые по предотвращению побегов во второй половине XVIII в. ситуация с недостаточным обеспечением режимных требований продолжала оставаться сложной, что нередко способствовало совершению арестантами побегов. По свидетельству Е. В. Анисимова, «днем арестантам разрешалось гулять по внутреннему двору, часть из них, скованные цепью, выводились на улицу для сбора милостыни. Вернувшись в тюрьму, узники поровну делили милостыню. Весь день тюрьма была открыта для посетителей: к заключенным приходили родственники, знакомые, торговцы, которые приносили еду и одежду. Больные арестанты переводились из тюрьмы в госпиталь, находившийся неподалеку. Ночью тюрьма тщательно охранялась, а за побеги были положены суровые телесные наказания. Однако побеги при таком лояльном режиме не были редкостью: охрана, получая небольшое жалованье, охотно шла на сговор с заключенным»9.
Одним из первых нормативных актов, в котором была предпринята попытка упорядочить режим в местах заключения, можно считать Инструкцию для офицера военного караула Петербургской тюрьмы, принятую в 1799 году. Этот документ впервые регламентировал вопросы поступления арестантов в тюрьму, их разделение по сословию, полу и видам совершенных преступлений. Утром и вечером предусматривалась перекличка заключенных, а во время свиданий с родственниками в комнате должен был присутствовать караульный офицер. Запрещалось свидание нескольких лиц одновременно. Устанавливался строгий контроль
8 Нарышкина Н. И. Профилактика правонарушений в российских тюрьмах в первой половине XVIII в. // мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. «Борьба с пенитенциарной преступностью: опыт, проблемы, перспективы». - Владимир, 2013. - С. 107-111.
9 Анисимов Е. В. Дыба и кнут: политический сыск и русское общество в XVIII веке. - М., 1999. - С. 141, 142.
за поступавшими арестантам подаяниями, пе-редачами10.
В 1804 году появилось Положение о должности смотрителя тюремного замка в Москве и о должности караульного офицера в тюремном замке. Этот документ предусматривал классификацию арестантов по полу, возрасту, роду преступлений; не допускалось их смешение по сословному признаку. Предписывалось удерживать заключенных от нарушения дисциплины «кроткими средствами, как-то: благородных сажать в уединенные покои, а разночинцев употреблять в работы по замку и вне очереди для очищения нечистот и пр. или, давая умеренную пищу, хлеб да воду только»11.
Как и раньше, в качестве дисциплинарных взысканий сохранялись телесные наказания. Однако телесные наказания, а также ограничение пищи хлебом и водой, назначение на грязные работы применялись лишь к арестантам непривилегированных сословий. Причем определение вида взыскания целиком зависело от воли смотрителя тюремного замка. Заключенным не полагались чернила, перья и бумага, но разрешалось читать книги религиозного содержания.
В каждой тюремной камере выбирался староста, который был ближайшим помощником смотрителя по наблюдению за порядком и чистотой в местах заключения. Инструкция предписывала смотрителю «с заключенными арестантами обхождение иметь строгое, однако же никогда не отступать от правил человеколюбия и обходиться без злобы, мщения и насильства»12.
Издание Устава о содержащихся под стражей 1832 года имело огромное значение для развития института наказания в виде тюремного заключения. К Уставу, который был разослан на места, прилагалась Общая тюремная инструкция 1831 года.
Интересны некоторые положения Устава относительно полномочий и ответственности начальника тюрьмы и стражи (ст. 29-33). Закон устанавливал достаточно строгие взыскания для лиц, виновных в побеге арестантов. Обо всех происшествиях в тюрьме, а также о ходе расследования случившегося администрация места заключения была обязана доносить императо-
10 Гернет М. Н. История царской тюрьмы. - Т. 1. - М., 1961. - С. 265-268.
11 Гернет М. Н. Указ. соч. - Т. 1. - С. 105.
12 Рассказов Л. П., Упоров И. В. Тюремные инструкции
в Российской империи. - Краснодар, 1999. - С. 5-7.
ру. Вот что было сказано по этому поводу непосредственно в статьях нормативного акта: «За упуск арестантов из-под стражи, караульные или конвойные нижние чины подлежат взысканию, а Начальники их ответственности, в Своде Военных Законов определенным. . О побегах арестантов Воинские Начальники обязаны доносить Государю Императору тем же порядком, как определено о других происшествиях»13.
В целях недопущения правонарушений Устав предусматривал следующие виды дисциплинарных наказаний: заковывание в кандалы или обручи, бритье головы, а также «посажение на хлеб и воду». При этом закон определял максимальный вес кандалов, запрещал накладывать ножные кандалы на женщин и наказывать данным способом малолетних преступников и дворян (ст. 83, 85, 87, 89-91). Однако на практике основными видами наказания в русской тюрьме середины XIX века оставались телесные наказания (они были отменены лишь в 1863 году) и помещение узника в карцер. Карцеры находились в плачевном состоянии: они были маленькими и сырыми, плохо освещались и проветривались, а горячая пища выдавалась там лишь один раз в три дня. Часто они устраивались в подвальных помещениях, что еще больше ухудшало условия содержания узников, а также затрудняло доступ в карцеры администрации тюрьмы. Позднее в закон были внесены и иные меры усмирения арестантов и предупреждения побегов: выговор, лишение права переписки и свиданий, лишение части или всего заработка и пр.
Нарушения в тюрьме могли иметь как дисциплинарный (за леность в работе, грубость, порчу тюремного имущества и пр.), так и уголовный характер (за оскорбление тюремного персонала, побег, умышленное уничтожение или повреждение тюремного имущества и пр.).
За побеги в большинстве случаев назначались самые суровые наказания. Из-за халатности надзирателей побеги были особенно распространены среди заключенных, следующих по этапам в Сибирь. Для предупреждения побегов усиливалась охрана осужденных; иногда на них налагались ручные и даже ножные кандалы, что к тому времени уже было запрещено законом. Согласно закону помещение в карцер применялось за побег из-под стражи для заключенных, не освобожденных от телесных наказаний, на срок не более трех дней. Для сравнения:
13 Свод законов Российской империи (СЗ РИ). Т. 14 (Уставы благочиния). - СПб., 1832. - С. 365.
в Бельгии срок содержания в карцере составлял 9 дней, в Норвегии - 12 дней, в Пруссии -7 дней, во Франции - 3 дня14.
Вновь образованное в 1879 году Главное тюремное управление одновременно с принятием мер поощрительного характера начинает ужесточение режима и условий содержания заключенных, что во многом объяснялось ростом числа пенитенциарных правонарушений. В одном из его циркуляров отмечалось: «Пенитенциарный режим, ставящий во главу угла возрождение и социальное перевоспитание человека, имевшего несчастье совершить преступление, и не забывающий в заключенном личного человеческого достоинства, должен, конечно, покоиться на соблюдении известного порядка и дисциплины в месте заключения»15.
К сожалению, желание законодателя существенно расходилось с тюремной реальностью. Внутри тюрьмы создавалось некоторое подобие общин, под непосредственным влиянием наиболее авторитетных лиц вырабатывался определенный тюремный кодекс жизни, устанавливались поборы с вновь прибывших арестантов, так называемое «влазное», которое, несмотря на официальное запрещение, имело широкое распространение. Такой союз арестантов имел своими целями защиту, покровительство, достижение различных льгот. С первого же пребывания в тюрьме преступник, как правило, примыкал к сообществу, и с этого момента его личная жизнь начинала зависеть от общественной. При этом общественное мнение предполагало безусловное следование всех арестантов установленным в учреждении неформальным порядкам и правилам. А человек, идущий против общины, становился для нее самым опасным врагом. По мнению, В.М. Дорошевича «арестантская среда снисходительная ко всем преступлениям, дозволяя даже воровство, грабеж и буйство, никогда не потерпит одного в своем обществе - измены. Предательство здесь не прощается. Любая измена, в какой бы форме она не выражалась, влекла за собой смерть. Примеры подобных приговоров и арестантского суда в сибирских острогах
постоянны»16. «Изменника» чаще всего закалы-
14 Познышев С. В. Очерки тюрьмоведения. - М., 1915. - С. 216.
15 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 7420. Оп. 1. Д. 122. Л. 14.
16 Дорошевич В. М. Сахалин: Каторга. - М., 1907. - С. 263.
вали, а убийца непременно поворачивал нож в ране, как бы подчеркивая жестокое отношение к подобным поступкам.
Вместе с тем община, по меткому замечанию дореволюционного исследователя тюрьмы В. Н. Никитина, выполняла и полицейские функции: она сама заботилась о ненарушении порядка и в некоторых случаях употребляла свою власть и вмешательство. Всякое буйство и драки прекращались самими арестантами; таким образом, в хорошо организованных острожных и каторжных общинах начальство было избавлено от жалоб и претензий17.
В свою очередь известный дореволюционный тюрьмовед А. И. Свирский отмечал: «Только тот арестант может пользоваться известным почетом и уважением среди заключенных, который ознаменовал свою порочную деятельность какими-то важным преступлениями, который находится в дружеских отношениях с выдающимися знаменитостями тюремного мира; азартно и рискованно играет в карты, или то, наконец, который обладает необыкновенной физической силой. Последнее качество - самое важное для арестанта»18. Однако несмотря на достаточное распространение насилия внутри тюрьмы, такие действия квалифицировались как дисциплинарные проступки и, в крайнем случае, наказывались битьем кнутом или батогами.
Литература
1. Гернет М. Н. История царской тюрьмы. - Т. 1. - М., 1961.
2. Нарышкина Н. И. Профилактика правонарушений в российских тюрьмах в первой половине XVIII в. // мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. «Борьба с пенитенциарной преступностью: опыт, проблемы, перспективы». - Владимир, 2013. - С. 107-111.
3. Никитин В. Н. Тюрьма и ссылка: историческое, законодательное, административное и бытовое положение
Единственным пенитенциарным преступлением, упоминавшимся в нормативных документах, по-прежнему оставался побег.
Таким образом, к 1917 году в России не существовало специального законодательства о предупреждении пенитенциарных преступлений, а действовавшие нормативные акты, касавшиеся тюремной сферы, касались исключительно вопросов недопущения побегов. На практике же условия содержания арестантов во многом зависели от усмотрения местной администрации. Именно в рассматриваемый период, когда лишение свободы становится основным видом наказания, а в местах заключения начинает собираться большое количество преступников, у них формируются первые признаки крими-ногенности: стратификация спецконтингента, возникновение жаргона и тюремных обычаев, совершение правонарушений, направленных на дестабилизацию обстановки в исправительных учреждениях.
Изучение исторического опыта функционирования тюремной системы, в том числе и в области предупреждения преступлений со стороны спецконтингента, является необходимым условием повышения эффективности уголовно-исполнительной системы в условиях ее реформирования.
заключенных, пересыльных, их детей и освобожденных из-под стражи, со времени возникновения русской тюрьмы, до наших дней. - СПб., 1880.
4. Познышев С. В. Очерки тюрьмоведения. - М., 1915.
5. Рассказов Л. П., Упоров И. В. Тюремные инструкции в Российской империи. - Краснодар, 1999.
6. Российское законодательство Х-ХХ вв. - Т. 2. -
М., 1985.
17 Никитин В.Н. Тюрьма и ссылка: историческое, законодательное, административное и бытовое положение заключенных, пересыльных, их детей и освобожденных из-под стражи, со времени возникновения русской тюрьмы, до наших дней. - СПб., 1880. - С. 496.
18 Свирский А. И. Погибшие люди. - СПб., 1898. - Т. 2. - С. 60.