Научная статья на тему 'Профилактика побегов заключенных в дореволюционной России'

Профилактика побегов заключенных в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3943
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКЛЮЧЕННЫЕ / МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ПОБЕГИ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / PRISONER / DETENTION FACILITY / ESCAPE / CRIMINAL LAW / PENAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пертли Лариса Федоровна

В статье приводятся результаты историко-правового исследования одного из пенитенциарных преступлений побегов из мест заключения и предусмотренной за него юридической ответственности в дореволюционной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESCAPES OF PRISONERS IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

The results of a historical and legal research on one of penitentiary offences, namely, escape from a detention facility, and liability for committing this offence in pre-revolutionary Russia are given in the paper.

Текст научной работы на тему «Профилактика побегов заключенных в дореволюционной России»

Пертли Лариса Федоровна

кандидат юридических наук, г. Москва E-mail: larisa.pertli@mail.ru

Профилактика побегов заключенных в дореволюционной России

В статье приводятся результаты историко-правового исследования одного из пенитенциарных преступлений — побегов из мест заключения и предусмотренной за него юридической ответственности в дореволюционной России.

Ключевые слова: заключенные, места лишения свободы, побеги, уголовное законодательство, пенитенциарная система.

На всех этапах существования отечественной системы исполнения уголовных наказаний государство принимало правовые и организационные меры предупреждения, пресечения и профилактики побегов заключенных.

Прежде всего, следует сказать об ответственности должностных лиц, на которых возложена обязанность обеспечения изоляции заключенных. Так, практически сразу после нормативного закрепления Судебником 1550 г. тюремного заключения в качестве одного из видов наказания, Уставная книга Разбойного приказа 15551556 гг. в ст. 10 установила солидарную материальную ответственность целовальников и губных старост в виде выплаты в равных долях следуемых истцу вознаграждений («вытей») при побеге «разбойников» из тюрем в случае не выделения губными старостами людей на охрану тюрем1.

Уставная книга Разбойного приказа 16161617 гг. продолжила практику материальной ответственности за ущерб, причиненный побегом заключенных, без закрепления ее конкретного размера: «как государь укажет» (ст. 62)2.

Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. закрепило порядок взыскания с бежавших

1 Уставная книга Разбойного приказа 1555-1556 гг. // Памятники русского права. Выпуск первый: памятники права периода укрепления русского централизованного государства (XV-XVII в.). М.: ГИЮЛ, 1956. С. 359.

2 Уставная книга Разбойного приказа 1616-1617 гг. // Памятники русского права. Выпуск пятый: памятники права периода сословно-представительной монархии (первая половина XVII в.) / под. ред. проф. Л.В. Черепнина. М.: ГИЮЛ, 1959. С. 200.

из тюрем разбойников («утеклецов») «вытей»: в этом случае выть взыскивалась с целовальников и сторожей, а при отсутствии или недостатке у них имущества - с губных старост и лиц, выбиравших целовальников и сторожей. При этом с губных старост размер вытей в пользу истца взыскивался в двойном размере, поскольку им вменялось в обязанность следить за тем, чтобы у сидящих в тюрьмах («тюремных сидельцев») не было возможности бежать («из тюрьмы выреза-тися»). Главная причина побега, по мнению законодателя - недостаточно жесткий контроль за заключенными («в городах ис тюрем воры уходят губных старост небрежением и недосмотром и за то на губных старостах истцом быти перед губными целовальники вдвое правити») (ст. 101)3.

В разные исторические периоды применялись различные наказания заключенных за побег либо его попытку, а также за содействие побегу которые зачастую были достаточно жестокими, например, казнить смертью (1690 г.)4. Преступников, пойманных при попытке побега, «бить кнутом и вкинуть в тюрьму до указу», а их пособника «казнить, отсечь обе руки»5.

Соборное уложение 1649 г. - первый правовой документ, закрепляющий изоляцию пре-

3 Памятники русского права. Выпуск шестой: Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 года. М.: ГИЮЛ,1957. С. 429.

4 См.: Петренко Н.И. Система исполнения наказания в виде лишения свободы в России: XVI - начало XX века. Чебоксары, 1999. С. 139-140.

5 См.: Полное собрание законодательства Российской империи: В 42 т. Спб., 1830-1916. Т. 3. № 1449.

ступников как основную цель тюремного заключения. На губного старосту возлагалась обязанность по осуществлению контроля за состоянием тюрем и заключенных: «... тюрмы и тюремных сидельцев осматривать почасту, чтобы тюрмы были крепки, и у тюремных бы сидельцев. ничего не было, чем им ис тюрем вырезатися...»6. До начала XIX в. Соборное уложение оставалось практически единственным документом, закреплявшим обязанность администрации противодействовать побегам заключенных из мест лишения свободы.

Артикул воинский 1715 г. не упоминает о побегах заключенных, так как в этот период данный вопрос регулировался в основном именными и сенатскими указами. Перед тюремной системой по прежнему ставилась задача недопущения совершения побегов заключенными: ряд указов говорит о реальной угрозе «утечки» заключенных «колодников» во время прошения милостыни, в процессе привлечения к труду, по дороге в ссылку7. Поимка беглых преступников возлагалась на внутреннюю стражу помимо общих воинских обязанностей, караульной и конвойной службы в соответствии с Положением для внутренней стражи, утвержденным 3 июля 1811 г. Императором Александром 18.

В соответствии с Инструкцией смотрителю губернского тюремного замка от 26 мая 1831 г., действовавшей на всей территории государства, безопасность тюрьмы обеспечивал военный караул, который нес службу на внутренних постах, где основной задачей было наблюдение за поведением заключенных, а на внешних постах - недопущение побегов.

В каторжных тюрьмах широко применялось клеймение заключенных - «ВОР» (с 1845 г. - «КАТ») и заковывание в кандалы. Арестант, учинивший побег, а также изобличенный в покушении или подготовке к побегу, изолировался в отдельную камеру и на него (только на лиц мужского пола) могли накладываться ручные или ножные кандалы весом 5-5,5 фунтов9. В соответствии с Уставом уголовного судопро-

6 См.: Соборное уложение 1649 года // Российское законодательство Х-ХХ веков: В 9 т. / Под ред. О. И. Чистякова. М., 1985. Т. 3. Акты земских соборов. Ст. 101.

7 См.: Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 4111; Т. XIII. № 9872; Т. X. № 7296, 7521.

8 См.: Войсковой вестник. 1997. № 4. С. 32-33.

9 Свод учреждений и уставов о содержащихся под

стражей и ссыльных // Свод законов Российской им-

перии: в 16 т. Спб., 1910. Т. XIV. Ст. 405-415.

изводства издания 1892 г. (ст. 968) и Сводом учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных 1832 г. (ст. 414) за побег арестанта ему начислялся срок заключения вновь со дня нового задержания. В целях предупреждения побегов арестантов Свод обязал начальников места заключения постоянно наблюдать за исправностью тюремных зданий, точным исполнением установленного порядка содержания арестантов.

На основании Нормального проекта тюремного замка в губернских городах на 300 арестантов от 30 июля 1846 г. вместо различного рода погребов, порубов, тюремных изб и ям, должным образом не оборудованных в противопобеговом отношении, где персонал часто размещался в одном помещении с заключенными, предписывалось единообразно на всей территории Российской империи строить тюремные замки10.

По данным Главного тюремного управления в 1881 г. общее число побегов из мест заключения составило 588 случаев (на 94,8 тыс. заключенных или 0,62 %), в том числе из исправительных арестантских отделений осуществлено 50 побегов, из тюрем - 105 побегов, из пересыльных и каторжных тюрем - 27 побегов, из помещений при полиции и волостных правлений и прочих арестных домов - 258 побегов и при этапировании - 148 побегов. Наибольшее число бежавших преступников было из мест заключения Иркутской, Волынской, Московской, Новгородской и Подольской губерний11.

В целях стимулирования борьбы с побегами 23 мая 1901 г. утверждены Временные правила о дисциплинарной ответственности содержащихся под стражею в тюрьмах и исправительных арестантских отделениях и о предупреждении побегов арестантов12; в 1906 г. приняты Правила о наградах, выдаваемых за поимку арестантов и ссыльных, учинивших побег, в соответствии со ст. 415 Свода учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных. Согласно этому акту за поимку беглых арестантов из мест заключения, из-под стражи при этапировании,

10 Нарышкина Н.И. Организационно-правовые меры предупреждения побегов из тюрем в России: исторический аспект // Вестник ВЮИ. 2007. 2(3). С. 194-198.

11 Тимофеев В.В., Тимофеев В.Г. Уголовно-исполнительная система России: цифры, факты и события: учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2008. С. 77.

12 Петренко Н.И. Режим исполнения наказания в местах заключения гражданского ведомства Российской империи (вторая половина XIX - начало XX вв.): учеб. пособие. Чебоксары, 1999. С. 70-71.

Теория и история права и государства

ссыльных из мест поселения всем участвующим в задержании выдавалась денежная премия в размере трех рублей каждому за одного арестанта или ссыльного. Средства на премирование взыскивались с лиц, укрывавших беглых. При невозможности их установить - средства отпускались из казны.

На основании Инструкции об употреблении оружия чинами тюремной администрации и стражи, утвержденной Министром юстиции 17 октября 1907 г., за служащими тюремного ведомства закреплено право применения оружия против арестантов и других лиц в целях пресечения побегов заключенных13. В совокупности с выплатами стимулирующего характера за поимку беглых арестантов данная мера привела к сокращению количества побегов. В расчете на каждую тысячу среднего ежедневного количества заключенных приходилось бежавших арестантов: в 1905 г. - 23; 1906 г. - 29; 1907 г. - 20; 1908 г. - 8; 1909 г. - 8; 1910 г. - 7; 1911 г. - 7; 1912 г. - 7; 1913 г. - 714. Таким образом, относительное число побегов (в расчете на 1 000 человек) снизилось в 1912-1913 гг. в четыре раза по сравнению с критическим периодом 1905-1907 гг.

На 124 418 заключенных, находящихся в местах лишения свободы в 1913 г.15, согласно отчету Главного тюремного управления совершено 1 169 побегов, а также 89 случаев подкопов и взрывов, при этом 573 бежавших продолжали находиться в розыске16.

Общая тюремная инструкция 1915 г. 17 установила, что «первый и важнейший долг службы чинов тюремной администрации и стражи состоит в недопущении побегов, находящихся под их охраною и наблюдением преступников» (ст. 5). О важности профилактики побегов говорит тот факт, что первой обязанностью начальника тюрьмы было «распределение караульной службы чинов тюремной стражи, чтобы исключить возможность побегов» (ст. 14). В случае по-

13 См.: Тимофеев В.В., Тимофеев В.Г. Уголовно-исполнительная система России: цифры, факты и события: учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2008. С. 101.

14 См.: Лучинский Н. Ф. Краткий очерк деятельности Главного тюремного управления за первые XXXV лет его существования (1879-1914 гг.) / Н. Ф. Лучинский. Спб.: ГТУ, 1914. С. 37.

15 См.: ГА РФ. Ф. 7420. Оп. 2. Д. 413. Л. 5.

16 См.: Право. 1915. № 6. С. 400-401.

17 См.: Общая тюремная инструкция. Пг.: Тип. петроград. тюрьмы, 1916. 105 с.

бега начальник немедленно сообщал об этом не только губернскому тюремному инспектору, но и лицу прокурорского надзора, жандармской полиции, судебной или следственной власти, а сам проводил письменное или устное расследование и дознание (ст. 26, 28).

Основная задача по профилактике побегов Общей тюремной инструкцией возлагалась на помощника начальника тюрьмы по заведы-ванию административным порядком, который следил за исправностью караула, смен и сигнализации, обучением стрельбе надзирательского состава, знанием караульной службы, производством обысков в целях обнаружения и изъятия запрещенных вещей и предметов. В свою очередь, на помощника начальника тюрьмы по заведыванию хозяйственной частью возлагалась обязанность следить за исправностью тюремных строений и приспособлений (ст. 36, 37).

Все чины тюремной стражи, несущие службу на внутренних постах, «всемерно предупреждают побеги и принимают все меры, чтобы каждое помещение, порученное их надзору, было ежедневно тщательно осмотрено, и бдительно наблюдают за поведением арестантов» (ст. 14). Надзиратели, несущие службу привратников, впускали и выпускали из тюрьмы людей с обязательным осмотром документов, осуществляли обыск входящих, выходящих арестантов и повозок; несущие службу на наружных постах наблюдали за тюремным зданием или оградой, за арестантами, находящимися вблизи их поста, в целях предупреждения побегов (ст.88, 109, 110, 112, 114).

В случае побега заключенного, тюремная администрация могла вызвать войска в соответствии со ст. 1 Правил о призыве войск для содействия гражданским властям, а согласно Уставу конвойной службы 1909 г. конвойная стража могла сопровождать арестантов из тюрем в присутственные места или осуществлять внешнюю охрану тюрем в виде постоянной или временной меры, с разрешения командующих войсками в округах. Для противодействия побегу заключенного персонал мог применять оружие в соответствии с Инструкцией об употреблении оружия чинами тюремной администрации и стражи (ст. 1).

После февральской революции 1917 г. побеги заключенных стали повседневным явлением, нередко принимавшим массовый характер. «Столь нежелательное явление, - докладывал начальник Главного управления местами заключения 28 июля 1917 г., - объясняется тем, что караульные воинские чины, позволяя себе вмешиваться во внутренний распорядок окарауливания заключен-

ных, если прямо не способствовали побегам, то, во всяком случае, своим преступным бездействием создавали обстановку, при которой попытки к побегам увенчивались полным успехом»18.

Таким образом, проведенное историко-пра-вовое исследование позволяет констатировать, что на протяжении всей истории пенитенциарной системы дореволюционной России прослеживается тенденция:

> законодательного закрепления изоляции заключенных как одной из основных целей уголовного наказания лишением свободы;

> введения достаточно жестких наказаний за побег, попытку или содействие побегу заключенного, вплоть смертной казни;

> установления обязанности администрации мест заключения по обеспечению изоляции заключенных, пресечению и профилактике побегов, а также ответственности администрации за допущенные побеги;

> закрепления права администрации мест заключения применять оружие в целях предотвращения и пресечения побегов (иногда и в отношении лиц, содействующих побегу);

> введения стимулирующих выплат администрации мест заключения за предотвращение побега или поимку беглого арестанта.

Литература

1. Уставная книга Разбойного приказа 1555-1556 гг. // Памятники русского права. Выпуск первый: памятники права периода укрепления русского централизованного государства (XV-XVII в.). М.: ГИЮЛ, 1956.

2. Уставная книга Разбойного приказа 1616-1617 гг. // Памятники русского права. Выпуск пятый: памятники права периода сословно-представительной монархии (первая половина XVII в.) / под. ред. проф. Л.В. Череп-нина. М.: ГИЮЛ, 1959.

3. Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. // Памятники русского права. Выпуск шестой. М.: ГИЮЛ,1957.

4. Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных // Свод законов Российской империи: в 16 т. Спб., 1910. Т. XIV.

5. Общая тюремная инструкция. Пг.: Тип. петроград. тюрьмы, 1916.

6. Лучинский Н. Ф. Краткий очерк деятельности Главного тюремного управления за первые XXXV лет его существования (1879-1914 гг.) / Н. Ф. Лучинский. Спб.: ГТУ, 1914.

7. Нарышкина Н.И. Организационно-правовые меры предупреждения побегов из тюрем в России: исторический аспект // Вестник ВЮИ. 2007. 2(3). С. 194-198.

8. Петренко Н.И. Режим исполнения наказания в местах заключения гражданского ведомства Российской империи (вторая половина XIX - начало XX вв.): учеб. пособие. Чебоксары, 1999.

9. Петренко Н.И. Система исполнения наказания в виде лишения свободы в России: XVI - начало XX века. Чебоксары, 1999.

10. Тимофеев В.В., Тимофеев В.Г. Уголовно-исполнительная система России: цифры, факты и события: учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2008.

11. Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк. М., 1996.

18 См.: Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк. М., 1996. С. 145-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.