Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СУБЪЕКТАМ ПРОФИЛАКТИКИ В РАБОТЕ С СИТУАЦИЯМИ КОМПЛЕКСНОГО ХАРАКТЕРА {МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ СУПЕРВИЗИЯ)'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СУБЪЕКТАМ ПРОФИЛАКТИКИ В РАБОТЕ С СИТУАЦИЯМИ КОМПЛЕКСНОГО ХАРАКТЕРА {МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ СУПЕРВИЗИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СУБЪЕКТАМ ПРОФИЛАКТИКИ В РАБОТЕ С СИТУАЦИЯМИ КОМПЛЕКСНОГО ХАРАКТЕРА {МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ СУПЕРВИЗИЯ)»

Организация

профессиональной помощи субъектам профилактики в работе с ситуациями комплексного характера (межведомственная супервизия)

СТАТЬЯ

38

Организация профессиональной помощи субъектам профилактики в работе с ситуациями комплексного характера (межведомственная супервизия5)

Галанина Ольга Николаевна — заместитель директора ГБУ Ресурсного Центра «Навигатор», руководитель Ресурсного Центра «Ориентир», заведующая отделом психологической помощи Ресурсного Центра «Ориентир», супервизор по линии Министерства по делам молодежи Республики Татарстан, г. Казань

Сагеева Екатерина Равилевна — к.психол.н., заведующий отделом сопровождения психологической деятельности Ресурсного Центра «Ориентир», заместитель руководителя Ресурсного Центра «Ориентир», супервизор по линии Министерства по делам молодежи Республики Татарстан, г. Казань

За последние годы мир сильно изменился, изменились характеристики и картина мира в целом. Мир выглядит для нас сегодня как хрупкий, тревожный, нелинейный и непостижимый. Такие изменения оказывают серьезное влияние на психологические состояния и реакции всех людей, в зоне риска могут оказаться и специалисты (субъекты профилактики).

При организации психологического сопровождения субъектов профилактики, осуществляющих психологическую помощь и психологическую деятельность, важно, во-первых, создать такие условия, которые бы обеспечивали успешную профессиональную деятельность и развитие специалистов-психологов, формируемой системы в контексте их межведомственного взаимодействия.

Во-вторых, обеспечить возможность совместного профессионального движения специалистов-психологов с более опытными коллегами, своевременного указания им возможных путей развития и при необходимости

получения помощи и поддержки опытных коллег.

В профессиональной среде специалистов-психологов вопросы сопровождения, наставничества, оказания методической помощи и поддержки укладываются в понятие «супервизия».

Важно отметить, что процесс организации сопровождения психологов различной ведомственной принадлежности в рамках формируемой системы психологической помощи населению Республики Татарстан курируют две государственные структуры:

— специализированный отдел Министерства по делам молодежи Республики Татарстан обеспечивает решение вопросов по созданию условий профессиональной деятельности специалистов системы психологической помощи (нормативно-правовых, организационно-управленческих и др.),

— ресурсный центр «Ориентир» ГБУ РЦ «Навигатор» непосредственно

5 Супервизия — один из методов повышения квалификации специалистов-психологов в области сопровождения, наставничества, оказания методической помощи в профессиональной среде.

сопровождает психологов различном ведомственной принадлежности, формирует систему супервизии и наставничества.

Для организации сопровождения ситуаций комплексного характера требуется объединение усилий специалистов различных профессиональных направлений и специальностей. На наш взгляд, комплексный подход позволяет рассматривать каждый конкретный случай или ситуацию системно и индивидуально, обозначать имеющиеся актуальные риски и совместно вырабатывать способы ее решения, что может реализовываться только при условии включенного межведомственного взаимодействия.

Именно поэтому межведомственный подход был использован при разработке Межведомственного регламента осуществления супервизии специалистов системы психологической помощи населению Республики Татарстан (далее — Регламент), утвержденного протоколом заседания межведомственного экспертного совета

системы психологической помощи населению Республики Татарстан от 23.10.2020 №ЛФ-12-323. Супервизию в рамках данного Регламента могут оказывать специалисты-психологи, рекомендованные ведомствами в качестве экспертов для проведения межведомственной супервизии.

Согласно Регламенту, межведомственной супервизии подлежат ситуации, содержащие:

— высокий риск суицида, незавершенный суицид, завершенный суицид;

— высокую степень радикализации по религиозному, национальному, политическому, социальному направлениям (скулшутинг6, АУЕ7, фанаты и др.);

— высокий риск химической зависимости, злоупотребление ПАВ;

— высокий риск нехимических зависимостей, злоупотребление компьютерными играми, ограничение физической активности, питания, общения и др.;

Рис. 1. Проведение межведомственной супервизии в Республике Татарстан.

6 Колумбайн (скулшутинг) - террористическая организация, запрещенная на территории России.

7 АУЕ - экстремистская организация, запрещенная на территории России.

Рис. 2. Проведение межведомственной супервизии в Республике Татарстан.

— высокий риск тяжелых последствий в связи с домашним насилием;

— объективные серьезные трудности ребенка/подростка, связанные

с посещением организаций, учреждений (обусловленные спецификой его деятельности, поведения, наличия проблем со здоровьем, коммуникацией и социальной активностью);

— иные ситуации, связанные

с пребыванием ребенка/подростка/семьи в трудной жизненной ситуации и требующие оказания психологической, правовой, социальной, медицинской помощи в рамках межведомственного взаимодействия (жестокое обращение, нарушение половой неприкосновенности или подозрение на нее и др.).

Первые две ситуации как несущие угрозу жизни и здоровью несовершеннолетнего или окружающих его людей отрабатываются в рамках супервизии в экстренном порядке.

Деятельность по апробации действующих механизмов организации и проведения

межведомственной супервизии была начата в июне 2021 года. В настоящий момент наработанный опыт проведения межведомственных супервизий позволяет определить ряд преимуществ данного формата профессионального сопровождения специалистов, обеспечивающих организацию социально-психологического сопровождения несовершеннолетних группы риска или подростков и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Среди таких преимуществ хотелось бы отметить следующие:

— формат супервизии обеспечивает объемное рассмотрение ситуаций комплексного характера, в том числе ситуаций суицидальной проблематики, позволяет своевременно выявить имеющиеся риски психологического, социального, организационно-управленческого уровня, совместно подобрать наиболее эффективные способы сопровождения с учетом имеющихся ресурсов муниципальных районов. Это подтверждается положительным опытом повторных обращений за супервизийной помощью

специалистов образовательных организаций из муниципальных районов Республики Татарстан. Эти случаи демонстрируют, как удается скорректировать условия образовательной среды с учетом выявленных рисков, смоделировать более безопасную среду для субъекта и семьи в целом;

— также он позволяет частично компенсировать кадровый

и компетентностный дефициты психологических кадров в муниципальных районах, за счет консультативной помощи ведомственных супервизоров, включенных в реестр;

— процедура супервизии направлена не только на совершенствование профессиональных компетенций специалистов, но и позволяет решать вопросы по снижению уровня

их психоэмоционального напряжения, оказания поддержки и повышения заинтересованности и включенности в процесс решения проблемы;

— использование формата супервизии возможно не только для специалистов-

психологов, а также для всех специалистов, обеспечивающих процесс социально-психологического сопровождения и организацию комплексной работы, направленной на профилактику разного рода негативных явлений в детской и молодежной среде;

— порядок организации и проведения супервизии прописанный в Регламенте на практике показал свою состоятельность.

Формат межведомственной супервизии реализуется в Республике Татарстан с июня 2021 года по настоящее время. За указанный период проведена 81 супервизия, из них:

— со специалистами УФСИН — 11;

— по ситуациям с рисками радикализации — 41;

— межведомственные по ситуациям комплексного характера — 27 (суицид + химическая зависимость, проблема посещения образовательной организации + здоровье, риски нехимической зависимости, суицидальные риски

Рис. 3. Проведение межведомственной супервизии в Республике Татарстан.

+ проблемы здоровья, проблемы посещения образовательной организации + трудная жизненная ситуация, домашнее насилие);

— ведомственная супервизия — 2.

Также специалистами РЦ «Ориентир» регулярно организуются индивидуальные супервизии специалистов системы психологической помощи населению Республики Татарстан по вопросам организации психологического сопровождения детей и молодежи как части комплекса профилактических мероприятий и межведомственных программ сопровождения.

На начальных этапах внедрения и апробации Регламента супервизии процесс сопровождался определенными сложностями как организационного, так и содержательного характера, например, отсутствием сертифицированных супервизоров, сложностями по алгоритму ведения процедуры супервизии и оформления итоговых протоколов, отсутствием опыта обращения за супервизийной помощью у специалистов-психологов.

На настоящем этапе проблемы организационного характера в целом отработаны, однако сохраняется ряд содержательных проблем, которые сказываются на эффективности сопровождения ситуаций комплексного характера.

В качестве профессиональных проблем специалистов можно отметить:

— страх оценки деятельности по организации сопровождения

и профилактической работы и нежелание «выносить сор из избы» могут выступать внутренними ограничениями для обращения специалистов на межведомственную супервизии;

— у специалистов возникают затруднения при анализе имеющейся информации

и ее обобщении для комплексного рассмотрения случая;

— выявляется слабая дифференциация факторов риска, в том числе суицидального риска, недооценка

их влияния на ситуацию, сложности в определении степени индивидуальной и массовой угрозы.

Формат межведомственной супервизии — апробированный эффективный инструмент в организации работы с ситуациями комплексного характера. Региональный опыт использования формата межведомственной супервизии обобщен и может быть представлен специалистам на межрегиональном уровне в виде программы стажировки по теме «Организация и проведение межведомственной супервизии по ситуациям с высокими рисками радикализации» объемом не менее 12 часов.

По вопросам прохождения стажировки обращаться в Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ «Навигатор».

Контакты:

— сохраняются трудности в представлении случая на супервизию из-за отсутствия опыта обращения за супервизийной помощью;

Телефон: 8 (843) 5124921 BS Почта: rumc@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.