Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8, №4. С. 120-127.
Практическая психология
МОДЕЛЬ СУПЕРВИЗИЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЦЕНТРА ДИСТАНЦИОННОГО ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Е.Б. СТАНКОВСКАЯ
Станковская Елена Борисовна — преподаватель факультета психологии НИУ ВШЭ. Профессиональные интересы: персонология, экзистенциальный анализ, психология телесности, психологическое консультирование Контакты: stankovskaya@hse.ru
Резюме
В статье представлена модель супервизорского сопровождения, ориентированная на молодых специалистов центра дистанционного экзистенциально-аналитического консультирования. Раскрыты цели, задачи и результаты супервизорской поддержки, методологический базис модели, описаны и обоснованы форматы организации супервизий.
Ключевые слова: консультативная персонология, консультативная психология, супервизии, психологическое консультирование, экзистенциальный анализ.
Супервизии традиционно являются неотъемлемым элементом обучения и профессионального сопровождения психологов-консультантов. Необходимость включения
этого формата в образовательный процесс отражена в Страсбургской декларации, принятой Европейской психотерапевтической ассоциацией, в разработанных в США стандартах
Совета по аккредитации образовательных программ по консультированию (The Council for Accreditation of Counseling and Related Educational Programs). В экзистенциально-аналитическом сообществе участие и представление индивидуальных случаев на супервизиях выступает одним из условий сертификации консультантов.
Столь важная роль супервизий обусловлена спецификой профессиональной деятельности психолога-консультанта, которая, с одной стороны, предполагает владение сложными теоретическими конструктами и техниками работы, с другой — развитую способность осознавать переживания клиента и собственные чувства, высокую толерантность к неопределенности, гибкость и устойчивость во взаимодействии с клиентом. Кроме того, психологическое консультирование, как и другие виды помогающих профессий, связано с рисками формирования у специалиста синдрома эмоционального выгорания.
Таким образом, для успешной практической деятельности консультант должен освоить не только систему теоретических представлений, но и получить опыт проживания соответствующих психологических содержаний, упражнения профессиональных навыков и обхождения с собственными личностными дефицитами.
Одним из эффективных «ответов» на указанные вызовы профессии является регулярное участие в супервизиях. Именно этот формат работы предоставляет пространство для соединения теоретических положений с живым, практическим опытом (Щукина, 2008а, б), для отработ-
ки конкретных приемов консультирования, получения эмоциональной поддержки, обнаружения личностных трудностей и особенностей консультанта, влияющих на его отношения с клиентами (Булюбаш, 2003; Goodyear, Bernard, 1998).
В настоящее время в России, к сожалению, нет устоявшихся стандартов организации супервизорской поддержки для практикующих консультантов. Осознавая потребность в подобном сопровождении и опираясь на мировой опыт в этой области, мы создали модель супервизий, ориентированную на молодых специалистов, работающих в центре дистанционного экзистенциально-аналитического консультирования.
Анализ литературы (Булюбаш, 2003; Щукина, 2008а, б; Goodyear, Bernard, 1998) позволил нам реконструировать потенциалы супервизий для развития консультанта и его клиентов, центра психологической помощи, профессионального сообщества, психотерапевтического метода и практики психологического консультирования в целом, академической и консультативной персоноло-гии. В соответствии с этим были выделены следующие цели и задачи супервизорского сопровождения молодых специалистов, практикующих дистанционное экзистенциально-аналитическое консультирование (таблица 1).
Учитывая теоретическую ориентацию и этап профессионального развития адресатов супервизорского сопровождения, в качестве методологической базы данной модели были выбраны теория экзистенциального анализа и логотерапии А.Лэнгле (Лэнгле, 2006, 2009а, б),
Таблица 1
Цели и задачи супервизорского сопровождения специалистов центра дистанционного экзистенциально-аналитического консультирования
Цели Задачи
Профессиональное и личностное развитие консультантов - Отработка навыков психологического консультирования, упражнение в применении экзистенциально-аналитических техник и методов работы. - Помощь в антропологической, структурной и динамической диагностике трудностей клиентов. - Формирование навыков концептуализации клиента и понимания его психодинамики и генеза актуального состояния с позиции концепции четырех фундаментальных мотиваций А. Лэнгле. - Определение стратегии работы с клиентом. - Анализ «сложных случаев» и поиск путей преодоления трудностей консультанта. - Содействие в выстраивании «композиции» (структуры) сессии с клиентом. - Развитие профессиональной идентичности консультанта. - Совершенствование способности распознавать, понимать и обходиться с собственными чувствами. - Обучение приемам анализа психотерапевтических отношений. - Укрепление установки консультанта на саморазвитие. - Определение индивидуальной траектории профессионального и личностного развития консультанта.
Эмоциональная поддержка консультантов - Уменьшение тревоги консультанта, связанной с профессиональной деятельностью. - Эмоциональная «разгрузка» консультанта, поддержка в работе с агрессивными, оказывающими давление клиентами. - Приобщение к культуре психогигиены. - Формирование доверительных и уважительных отношений в коллективе, создание безопасного пространства для формирования профессиональной идентичности специалиста. - Конструктивная обратная связь, улавливающая и возвращающая консультанту опыт его профессиональных успехов, применения нетривиальных приемов работы, точного понимания динамики индивидуальной жизни клиентов и т.д.
Оценка и нормирование профессиональной деятельности консультантов - Экспертная оценка профессиональной деятельности специалиста. - Корректировка стратегий и тактики работы с клиентами. - Разъяснение и контроль над соблюдением этических принципов работы психолога-консультанта. - Определение границ эффективности консультативного способа взаимодействия и необходимости обращения к другим специалистам (психотерапевтам, врачам, юристам, священнослужителям и т.д.). - Освоение последовательности действий консультанта в случае суицидального обращения.
Координация деятельности специалистов центра - Обсуждение случаев работы нескольких консультантов с одним клиентом и согласование их действий. - Трансляция принципов и условий работы центра.
Накопление и осмысление опыта практической деятельности в контексте консультативной персонологии - Сбор эмпирических данных (аудио-, видеозаписи супервизий, расшифровки консультативных сессий и обучающих семинаров). - Исследование эффективности применения методов экзистенциального анализа, способов обучения психологическому консультированию, процесса профессионального становления психолога-консультанта и т.д. - Научное обоснование и развитие экзистенциального анализа и практики психологического консультирования.
концепции динамики профессионального становления психологов-консультантов (Хамитова, 2000; Stoltenberg et al., 1995).
Экзистенциальный анализ и лого-терапия — это феноменологическое направление психологического консультирования и психотерапии, центральной темой которого выступает человек во взаимодействии с миром. В его основе лежит идея о том, что необходимым условием и одновременно способом достижения индивидом исполненного бытия — экзистенции — является развитие им собственной индивидуальности.
Экзистенциальный анализ начал создаваться в 1930-е гг. В. Франклом, который позднее отошел от этого направления и сосредоточил свои усилия на разработке логотерапии. А. Лэнгле не только развил идеи своего учителя, но во многом переосмыслил и дополнил их, что позволяет говорить о самобытности созданной им концепции. В настоящее время экзистенциальный анализ А. Лэнгле является научно обоснованным и эмпирически проверенным подходом в психологии, признанным мировым сообществом (Международной психотерапевтической федерацией, Европейской психотерапевтической ассоциацией и т.д.). Долгосрочные образовательные программы по данному направлению проводятся в Австрии, Аргентине, Канаде, России, Чили. Подчеркнем, что за годы существования практики экзистенциально-аналитической помощи в России была продемонстрирована ее эффективность в дистанционном консультировании (Лэнгле и др., 2005) и в супервизорском сопровождении специалистов (Размахнина, 2011).
В соответствии с данным подходом, вслед за В. Франклом, человек рассматривается как живое единство трех измерений: телесного, психического и духовного. Основные темы, содержания духовного измерения человека обобщены А. Лэнгле в разработанной им концепции фундаментальных мотиваций. Анализируя характер запросов, которые обращает ситуация к человеку, он выделяет в них четыре горизонта: возможного, ценного, этически допустимого и осмысленного. В соответствии с этим автор намечает четыре основополагающие области экзистенции: внешний мир, его условия и возможности; жизнь, человеческая природа в ее витальности; бытие собой; будущее с его возможностями для воплощения и призывом к действиям. Эти фундаментальные условия исполненной жизни всегда присутствуют в бытии индивида и выступают четырьмя фундаментальными экзистенциальными мотивациями человека: мотивацией к физическому и духовному преодолению бытия, к тому, чтобы «мочь быть» в мире; мотивацией к получению радости от жизни и переживанию ценностей, к тому, чтобы «нравилось жить»; мотивацией к аутентичности и справедливости, к тому, чтобы «иметь право быть собой»; мотивацией к экзистенциальному смыслу и реализации ценности, к тому, чтобы «действовать должным образом».
В практике экзистенциально-аналитического консультирования эта концепция применяется для структурной и процессуальной диагностики трудностей клиента, концептуализации индивидуального случая, а также для планирования стратегии
и тактики консультативного процесса. В ходе помощи клиентам используются три группы методов: методы, направленные на ресурсы, на проблему и на развитие личности.
Так как предлагаемая нами модель супервизорского сопровождения ориентирована на начинающих консультантов, мы постарались оптимизировать ее под запросы именно этой группы специалистов.
Анализ литературы по проблеме профессионального становления психологов-консультантов позволил выявить следующую специфику профессиональной ситуации молодых специалистов.
Начинающий консультант сталкивается с противоречием между присущим ему уровнем профессионализма и сложностью задач, возникающих в ходе его практической деятельности. В эмоциональном плане это несоответствие между умениями и требованиями отражается в виде диффузной тревоги, страхов, неуверенности в собственных профессиональных возможностях. Молодой специалист занят поисками ответов на три главных вопроса: «Что представляет собой психологическое консультирование?», «Как я могу консультировать?» и «Действительно ли я способен выполнять эту работу успешно?». При этом у него еще нет сформированной системы критериев оценки своей профессиональной деятельности и ее эффективности, нет надежного «инструмента» для уловления личностных и профессиональных вкладов в клиента. Рефлексия консультативного процесса во многом является ограниченной: консультант фокусируется на частных деталях сессии, от его внимания час-
то ускользают психотерапевтические отношения, перспектива дальнейшей работы, причины, внутренние основания обращения человека за консультацией и т.д.
На начальном этапе профессионального становления консультант обнаруживает амбивалентное отношение к супервизорской поддержке. С одной стороны, он стремится к ее получению, с другой — испытывает стыд и страх перед супервизором. В содержательном плане специалист заинтересован, в первую очередь, в обретении от супервизора конкретных рекомендаций, техник, «рецептов» правильного поведения с клиентом, а также в выстраивании стратегии и тактики консультативного процесса.
Соответственно, супервизорское сопровождение должно быть направлено на эмоциональную поддержку и подтверждение консультанта в статусе профессионала, формирование и тренировку профессиональных навыков, оказание помощи в диагностике и концептуализации случая, планирование траектории дальнейшей работы, экспертную оценку осуществляемых консультантом интервенций, прояснение связанных с клиентом переживаний. Кроме того, супервизии должны быть ориентированы на анализ психотерапевтических отношений, поощрение инициативности и креативности специалиста, формирование профессионального самосознания и идентичности, приобщение к профессиональному сообществу.
Реализация указанных целей и задач позволяет обеспечить следующие результаты супервизорского сопровождения: высокое качество
предоставляемых клиентам услуг, развитие и эмоциональное благополучие консультантов, согласованную работу коллектива центра, участие в жизни экзистенциально-аналитического сообщества, вклады в развитие экзистенциального анализа и консультативной персонологии.
На практике применение данной модели предполагает использование на регулярной основе различных форматов супервизорского сопровождения: индивидуального и группового, заочного и очного, клинического и образовательного.
Применение индивидуальных супервизий связано с гибкостью, полнотой видения стиля работы консультанта, а также привлекательностью данного формата для специалиста (Prieto, 1998; Ray, Altekruse, 2000). В частности, этот формат позволяет реализовывать индивидуальную программу встреч с супервизором, дает обзор различных индивидуальных случаев консультанта, позволяет фиксировать прогресс в работе с конкретным клиентом и динамику профессионального развития в целом, а также обеспечивает высокий уровень конфиденциальности (Efstation et al., 1990). Жанр индивидуальной беседы облегчает прояснение трудных, эмоционально нагруженных профессиональных ситуаций, которые консультант не может обсуждать с коллегами.
Использование групповых супер-визий, помимо экономических соображений, обусловлено существенными преимуществами данного формата. Так, в групповой работе консультант не только анализирует случаи из собственной практики, но и получает доступ к опыту коллег, обнаруживает универсальность ряда про-
фессиональных сложностей и одновременно знакомится с богатством индивидуальных стилей работы. Источником поддержки для него становится не только супервизор, но и другие участники обсуждения (Бу-любаш, 2003). Непохожесть, разнообразие откликов укрепляет сложность, многомерность профессиональной рефлексии специалиста. Помимо этого, групповые суперви-зии могут способствовать сплоченности коллектива.
Заочные супервизии предполагают анализ индивидуальных случаев на основе подготовленных консультантом презентаций. Супервизор не присутствует лично во время сессии, и источником информации выступает молодой специалист. В соответствии с правилами экзистенциально-аналитических супервизий, презентация индивидуального случая должна содержать: ясно сформулированный запрос к супервизору, краткие сведения о клиенте и указание количества проведенных сессий, антропологическую, структурную и процессуальную диагностику трудностей клиента, информацию о динамике консультативного процесса, применяемых методах и техниках.
Представляется важным также проведение очных супервизий. В случае получения информированного согласия клиента супервизор может стать свидетелем живого консультативного процесса и получить собственное, основанное на непосредственном восприятии впечатление о работе специалиста. Подобный опыт является особенно важным на начальных этапах профессионального становления, когда консультант еще не обладает развитой способностью к
профессиональному самовосприятию и к рефлексии психотерапевтического взаимодействия.
Поскольку данная модель адресована молодым специалистам, в ее структуру включены образовательные супервизии (Щукина, 2008а). В процессе образовательных суперви-зий происходит обучение консультантов экзистенциально-аналитическим техникам и методам, осмысление практического опыта с теоретических позиций, а также ознакомление консультантов с более общим контекстом консультативной персонологии.
Клинические супервизии ориентированы, в первую очередь, на анализ и развитие практической деятельности консультанта. В рамках этих встреч специалисты получают возможность прояснения индивидуальных трудностей, возникающих в работе с клиентами, и обнаружения более эффективных способов помощи; обретают эмоциональную поддержку и ориентиры для построения индивидуальной траектории профессионального развития. Важными темами также выступают: профессиональное самосознание и идентичность специалиста, причастность к профессиональному сообществу, психологическое консультирование как феномен культуры.
В содержательном плане данная модель предполагает использование тематических супервизий и суперви-зий, связанных с текущей практикой консультанта.
При учете специфики экзистенциального анализа как метода консультирования и профессиональной ситуации молодого специалиста нам кажется уместной организация следующих тематических супервизий:
- суицидальные обращения и кризисная интервенция;
- композиция сессии;
- работа с агрессивными клиентами;
- способы обхождения с давлением, оказываемым на консультанта;
- феноменологический метод в практике дистанционного консультирования;
- «забота о себе»: психогигиена.
В случае необходимости возможна также организация серии супер-визий, направленных на анализ практики применения конкретных экзистенциально-аналитических методов («Персональный экзистенциальный анализ», «Метод укрепления воли», «Метод занятия персональной позиции» и т.д.).
Таким образом, супервизии являются центральным элементом подготовки и профессионального сопровождения психологов-консультантов. Реализация полноценной супер-визорской поддержки вносит вклад в эмоциональное благополучие специалиста и его клиентов, а также способствует развитию психотерапевтического метода, практики психологической помощи и консультативной персонологии.
Литература
Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
Лэнгле А. Персональный экзистенциальный анализ // Психология индивидуальности: Новые модели и концепции / Под науч. ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009а.
Лэнгле А. Фундаментальные мотивации экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической терапии // Экзистенциальный анализ. Бюллетень. 2009б. № 1. С. 9-29.
Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. М.: Генезис, 2006.
Лэнгле А, Зайцев С.Н., Шумский В.Б. Экзистенциальный анализ в практике телефонного психологического консультирования // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 2. С. 99-109.
Размахнина Д.Ю. Возможности супервизии работы начинающих тренеров подростковых групп на основании модели персонального экзистенциального анализа А. Лэнгле // Экзистенциальный анализ. 2011. № 3. С. 181-201.
Хамитова И.Ю. Развитие профессиональной идентичности консультанта [Электронный ресурс] // Журнал практической психологии и психоанализа. Электрон. журн. 2000. № 1. URL: http://psyjournal.ru/index.php.
Щукина Ю.В. Особенности «образовательной» и «клинической» супервизии школы Понимающей психотерапии. 2008а. [Электронный ресурс]. URL: http://pk.mgppu.ru/index.php?option= com_content&task=view&id=356&Ite-mid=1.
Щукина Ю.В. Функции супервизии в обучении методу понимающей психотерапии. 2008б. [Электронный ресурс]: URL: http://pk.mgppu.ru/index.php?op-tion= com_content&task=view&id=269& Itemid=128.
Efstation J.F., Patton M.J., Kardash C.A. Measuring the working alliance in counselor supervision // Journal of Counseling Psychology. 1990. 3. 322-329.
Goodyear R.K., Bernard J.M. Clinical supervision: Lessons from the literature // Counselor Education and Supervision. 1998. 38. 1. 6-22.
Prieto L.R. Practicum class supervision in CACREP-accredited counselor training programs: A national survey // Counselor Education and Supervision. 1998. 38. 113-124.
Ray D.C., Altekruse M. Effectiveness of group supervision versus combined group and individual supervision // Counselor Education and Supervision. 2000. 40. 1. 119-130.
Stoltenberg C.P, McNeilB.W., CretharH.C. Persuasion and development in œunsellor supervision // The Counselling Psychologist. 1995. 23. 633-648.