УДК 37.013.42
Оксана Николаевна Богомягкова
кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: [email protected]
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛО-ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ СОВРЕМЕННОГО
ПОКОЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ АУТОДЕСТРУКТИВНЫХ НАМЕРЕНИЙ
Oksana N. Bogomyatkova
candidate of pedagogical sciences, associate professor
Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Perm, Russia 614990, Perm, Siberian str., 24, e-mail: [email protected]
TO THE PROBLEM OF RESEARCH OF MEANING-LIFE ORIENTEDS OF MODERN GENERATION IN THE SYSTEM OF PREVENTION OF AUTODESTRUCTIVE INTENTIONS
Аннотация. Представленные материалы ориентированы на определение смыслов и жизненных ориентиров эпохи современного детства, подростничества и юности с целью обеспечения сохранности жизни и психологического здоровья, профилактики суицидов и суицидальных рисков несовершеннолетних. Комплексный подход исследования охватывает все предикторы рисков и угроз аутодеструкции несовершеннолетних: семью, образовательную организацию, личность самого субъекта, общество сверстников.
Ключевые слова: личность, мотивация, ценностные ориентации, образование, психологическая безопасность, суицид, несовершеннолетние.
Abstract. The presented materials are focused on the definition of meanings and life guides of the epoch of modern childhood, adolescence and adolescence with the aim of ensuring the safety of life and psychological health, the prevention of suicides and the suicide risks of minors. The complex approach of the study covers all the predictors of risks and threats to the autodestruction of minors: the family, the educational organization, the personality of the subject himself, the peer society.
Key words: personality, motivation, value orientations, education, psychological security, suicide, minors.
© Богомягкова О.Н., 2018
Сегодня для всех субъектов образовательного процесса очевидно, что вместе с социальной, научно-технической и информационной революцией российское общество вступило в эру так называемого быстрого развития. Каждый из нас постоянно ощущает, как возрастает роль новаторства, что настоятельно требуется оперативность управления, способность быстро реагировать на перемены, создание новых технологий и замена их новейшими, виртуозная ориентация в информационном поле. Следует подчеркнуть, что за последние годы количество детей, подвергающихся стрессовому воздействию, значительно выросло. Этот факт, безусловно, говорит о том, что общество «быстрого» развития, таким образом, демонстрирует потребность в новых системах внутри образования, способных ответить на вызов возрастающего ускорения всех форм общественного бытия. Масштабы и опасные социальные последствия этого явления, особенно в городском масштабе, становятся все более очевидными.
Несмотря на значительное количество суицидологических исследований в нашей стране и за рубежом (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко, В.Ф. Войцех, N. Farberow), многие аспекты самоубийств, в частности, проблема своевременного выявления лиц с высоким риском суицидальных реакций, остаются недостаточно проработанными, что препятствует организации эффективной профилактики суицидов [3].
Прогнозирование суицидального поведения с целью профилактики суицидов является одной из основных задач, стоящих перед медико-психологическими и социально-педагогическими службами различных учреждений. При этом в одних случаях речь идет о своевременном выявлении лиц с высоким риском суицидальных реакций, в других - об оценке суицидального риска у лиц, уже совершавших попытку самоубийства или самоповреждения. Мы акцентируем внимание на феноменологии суицида и компилируем академический и прикладной аспект данной проблемы, включая теоретические основы проблемы суицида, определение маркеров и мониторинг суицидальных рисков и угроз, технологию комплексного сопровождения субъектов и ситуаций суицидального риска.
В последние годы проблема суицидального поведения детей и подростков привлекает пристальное внимание исследователей различных специальностей - психиатрии, психологии, антропологии, социологии, криминалистики и др. Это связано с неуклонным ростом суицидальной активности молодежи во второй половине XX столетия. По материалам Всемирной организации здравоохранения, суицид как причина смерти вышел на одно из первых мест в мире. Самоубийства у лиц в возрасте до 25 лет составляют примерно 19% от общего числа суицидов [4].
Термин «суицид» (suicidium; лат. sui себя + caedo убивать) вошел в научный оборот с момента опубликования в начале ХХ века знаменитого
исследования-эссе о самоубийстве французского социолога Э. Дюркгейма. В середине ХХ века широкое распространение получил термин «суицидальное поведение», нашедший отражение в исследованиях В.Д. Бадмаева, Е.Г. Дозорцева, К.В. Сыроквашина и др.
А.Г. Амбрумова (1980) говорит о значимости того промежутка времени, который длится с момента возникновения суицидальных мыслей и намерений до момента их реализации, называет его «пресуицид» и связывает с ним основные идеи системы сопровождения. В ее же исследованиях можно обнаружить характеристику трех периодов в проживании постсуицидальных состояний и направленность векторов помощи [3]. А.Е. Личко (1980) выделяет истинный, демонстративный и аффективный суицид. В.А. Тихоненко (1980) разрабатывает классификацию, основанную на мотивации добровольного ухода из жизни [3]. Официальная статистика говорит о том, что наиболее опасный возраст по риску совершения завершенных суицидов - с 14-15 лет и выше (Я. Гилинский, И. Гурвич и др.). Факторы и причины детского и подросткового суицида становятся центром внимания исследований Л. Сафиной, В.Д. Бадмаевой, Е.Г. Дозорцевой, К.В. Сыроквашиной, Е.Ю. Шкитырь, Н.А. Александровой, Ю.В. Синягина, Н.Ю. Синягиной [4].
В работе с темой аутодеструктивного поведения несовершеннолетних отдельного внимания заслуживает типология суицидоопасных ситуационных реакций подросткового возраста (А.Г. Амбрумова, Е.М. Вроно). Теория, методология и эмпирическая реальность XXI века находят свое отражение в исследованиях Я. Гилинского, И. Гурвич, М. Русаковой, Ю. Симпура, Р. Хлопушина [2].
Отношение к жизни определяется мотивацией и системой ценностей субъекта. Это обращает на себя внимание в части организации социальных условий, обеспечивающих интериоризацию внешней мотивации во внутриличностную структуру мотивов. Возможности саморазвития, самовоспитания и самообучения становятся предметом исследования возрастно-психологического, деятельностного, личностно-ориентированного подхода. Зарубежная и отечественная психология, социальная педагогика и юриспруденция все больше акцентируют внимание на социальных условиях, в которых реализуются воспитательно-образовательные задачи. В этом контексте факт социально-психологической безопасности образовательной и семейной системы является тем условием, которое обеспечивает личность необходимым ресурсным фондом [1].
Доминирующим ценностным ориентиром в современном российском обществе является идеал безопасности [1]. Образование и воспитание в современных условиях приобретают особое значение как фактор и ресурс обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Психологический аспект безопасности - это, с одной стороны, состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии людей, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье и психологическую защищенность включенных в нее участников. С другой стороны, это способность личности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, сопротивляемость деструктивным внешним и внутренним воздействиям, отражающаяся в переживании своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации (И.А. Баева). Мы можем относиться к проблеме социально-психологической безопасности как к процессу (создается заново каждый раз, когда встречаются участники социальной среды), как к состоянию (обеспечивает базовую защищенность личности и общества), как к свойству личности (характеризует ее защищенность от деструктивных воздействий и внутренний ресурс сопротивляемости), каждый раз связывая ее с определенными группами ценностей: стремлением к новым преобразующим идеям, действиям и переживаниям, отсутствием стремления к избеганию изменений, самоограничению и порядку, стремлением к саморазвитию, психоэмоциональной регуляцией, удовлетворенностью и уверенностью в себе, исследовательской инициативностью, регуляторным опытом, способностью анализировать ситуации повседневной жизни, видеть причины и последствия своих действий и поступков других людей (О.И. Муравьева, П.И. Беляева, Л.А. Михайлов) [1]. О.Ю. Зотова говорит о психологической безопасности личности с точки зрения ее когнитивного, поведенческого, смыслового, коммуникативного, мотивационно-потребностного, ценностного, мотивационно-оценочного компонента. На сегодняшний день универсальным критерием нарушения психологической безопасности личности можно считать наличие у нее негативных эмоциональных состояний, а важнейшим компонентом психического здоровья личности выступает стрессоустойчивость.
Комплексный подход, системная работа, концептуальные основы безопасности образования и личности являются базисом в приобретении жизненных ресурсов и копинг-стратегий. Только на основе выстроенной, логичной, осмысленной и личностно-ориентированной концепции возможно говорить о методах, техниках и технологиях реализации как отдельных элементов программы профилактики, так и всей системы в целом.
Концепция нашего исследования опирается на комплексный, системный и ресурсный подход. Комплексный подход позволяет организовать работу с темой с четырех сторон: психологическое здоровье, психология личности; фактор семьи в профилактике рисков и угроз среди несовершеннолетних;
отношения со сверстниками; психологическая безопасность образовательной среды. Это позволит охватить не только явные, но и скрытые риски психологического благополучия современных детей, подростков и юности. Системный подход отобразится во всех элементах системы сопровождения, обеспечивая ее целостность и взаимосвязь работы специалистов.
Ресурсный подход ориентирует нас на формирование и актуализацию жизненных смыслов несовершеннолетних, дает целевые ориентиры мотивации и самомотивации детей и молодежи, опираясь на сильную, сохранную структуру индивидуальности.
Исследование смысложизненных ориентиров современного поколения подростков и юношей предполагает два этапа реализации: 1) эмпирическое исследование смысложизненных ориентиров, ценностных ориентаций и мотивационных структур школьников и студентов (9-18 лет); 2) определение предикторов аутодеструктивного поведения и технологизация процесса сопровождения (технологическая карта).
В актуальной ситуации сопровождения несовершеннолетних аутодеструктивное поведение подвергается одностороннему анализу, центрированному на диагностике личностных свойств и самооценки. Однако суицидальные случаи в детской и молодежной среде обнародуют противоречие между ожидаемыми и фактическими рисками психологического благополучия. Мы предлагаем исследование и анализ с последующей структуризацией системы профилактики и сопровождения сразу по всем направлениям комплексной работы: психологическая безопасность в образовательной организации, психологическая безопасность в семейной системе, психология здоровья личности, отношения в референтной среде.
В результате реализации проекта образовательные организации и специалисты системы сопровождения получат навигатор (в виде технологической карты) комплексного сопровождения школьников в профилактике суицидальных рисков и угроз, девиаций. Родители получат инструменты социально-психологической поддержки своих детей, компетенции ресурсного подхода по отношению к себе и семейной среде. Школьники приобретут системную и стабильную поддержку.
Первый этап исследования позволит ответить на вопрос смыслов и жизненных ориентиров младших школьников, подростков, юности. Диагностика и статистическая обработка данных покажут нам достоверные корреляции и статистически-значимые особенности выборок в параметрах личностного, мотивационного, социально-эмоционального развития, в восприятии критериев психологической безопасности семейной и образовательной систем.
Второй этап исследования структурирует практическую работу служб системы сопровождения (учителей, социальных педагогов, психологов, административных служб), представит технологические карты по четырем направлениям комплексной работы с аутодеструктивными (суицидальными)
рисками: психологическая безопасность образовательной среды, фактор семьи в профилактике рисков и угроз среди несовершеннолетних, психологическое здоровье и психология личности, отношения со сверстниками.
Профилактика суицидов - это та задача, которая для каждого имеет личностный смысл. Для одних это - мотивация к жизни, для других - аргумент против смерти. Понимание этого смысла в жизнеобеспечении, адаптации и социализации, профессиональном самоопределении придаст уверенности в своих силах и возможностях, внесет свободу в коммуникацию с узким и широким социумом (семья и школа соответственно), позволит быть гибким в изменяющихся социально-экономических условиях. Научная значимость исследования заключается в выявлении реперных точек/маркеров/предикторов аутодеструктивного поведения несовершеннолетних; выявление их жизненных смыслов и мотивационных ориентиров.
Практическая значимость исследования заключается в создании технологических таблиц мониторинга и системы сопровождения несовершеннолетних психологом, социальным педагогом, классным руководителем, учителями-предметниками. В итоге проект предоставит структурированный документ, обращение к которому наглядно и содержательно распределит целевые ориентиры деятельности социально -педагогических и психологических служб в работе с несовершеннолетними. Технологическая карта отразит целевые ориентиры профессиональной деятельности системы сопровождения с каждым субъектом образовательной системы. В результате технологизации психолого-педагогической деятельности произойдет повышение качества оказания услуги за счет того, что поставленная задача проектируется от противоречия до результата; субъектный подход реализуется через современные методы работы; организуется поэтапная интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность всех субъектов образовательной системы; обеспечиваются условия для реализации комплексного подхода в практической деятельности.
Список литературы
1. Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: сб. науч. ст. / под ред. И.А. Баевой, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой. - М.: МГППУ, 2013. - 304 с.
2. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): Тенденции и социологическое осмысление. - СПб., 2000. - 143 с.
3. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Перевозкина Ю.М. Самоубийства: психология, психопатология, терапия: учеб. пособие. - СПб.: СПбГИПСР, 2016. - 196 с.
4. Теория и практика выявления и предупреждения самоубийств в деятельности практического психолога / В.П. Костюкевич, А.А. Биркин, В.П. Войцеха, А.А. Кучер. - М., 2003.