Таким образом, праздник - это многогранное явление. Они - праздники, способствуют объединению участников в один большой слаженный коллектив, а также созданию взросло - детской общности.
Литература
1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания. М., Просвещение 1983, 270 стр.
2. Горохова Л. А., Губанова Н. Ф. «Праздники и развлечения в детском саду». - М., ВАКО, 2007 г.
3. Обухова Л. А., Петелин А. С. «Праздники и развлечения в детском саду». - М.: ВАКО, 2004. - 240 с.
Organization of a vocational education as one of the directions of professional orientation work of the senior school students in conditions of additional education Mahleeva L. Организация профессионального обучения, как одно из направлений профориентационной работы старших школьников в условиях дополнительного образования
Махлеева Л. В.
Махлеева Людмила Владимировна /Mahleeva Lyudmila - аспирант, кафедра педагогики,
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
Аннотация: в статье анализируются вопросы организации профессионального обучения, его специфике. Автор раскрывает основные понятия темы. Рассматривает вопрос по организации профессиональной подготовки в учреждении дополнительного образования. Приведены примеры форм и методов работы по профессиональной ориентации старших школьников.
Abstract: the article analyzes in article questions of the organization of a vocational education, its specifics are analyzed. The author opens the basic concepts of a subject. Considers a question on the organization of vocational training in establishment of additional education. Examples offorms and methods of work on vocational guidance of the senior school students are given.
Ключевые слова: профессиональное обучение, профессиональная подготовка, профориентация, мастер производственного обучения, образовательная программа, проект.
Keywords: vocational education, vocational training, career guidance, training officer, educational program, project.
В Концепции развития образования РФ до 2020 года говорится о предоставлении возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования указывается на то, что обучающимся основной школы важно ориентироваться в мире профессий и профессиональных представлений.
Профессиональная ориентация является одной из основных задач в деятельности образовательных учреждений всех типов [10].
Профессиональная ориентация может проводиться в рамках образовательной области «Технология», в рамках внеклассной работы, в виде элективных курсов или в системе дополнительного образования. «Организации дополнительного образования, вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения, реализация которых не является основной целью их деятельностью» [9, с. 25]. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего и направлено на приобретение профессиональной компетенции, получение квалификационных разрядов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования [9, с. 75].
Рассматривая процесс профессионального обучения необходимо, прежде всего, исходить из особенностей организации учебного процесса в образовательном учреждении, на базе которого оно организовано:
- во-первых, процесс обучения происходит в условиях определённой ориентированности учащихся на получение конкретной профессии, это влияет на мотивы учения, определяет, как правило, повышенный интерес учащихся к содержанию учебного материала и производственному обучению;
- во-вторых, процесс обучения происходит на основе тесной связи с производительным трудом учащихся, это определяет общую прикладную направленность учебного процесса, ориентацию на овладение учащимися умениями применять знания для решения практических задач, взаимосвязь общих целей умственного развития учащихся и целей формирования их профессионального (в частности технического) мышления;
- в-третьих, особая роль в учебном заведении принадлежит мастерам производственного обучения, которые являются учителями профессии, воспитателями и наставниками учащихся, это в значительной степени влияет на организацию учебного процесса в учебном заведении и во многом определяет специфику деятельности его педагогического коллектива;
- в-четвёртых, режим учебного процесса таков, что теоретическое обучение чередуется с производственным, как правило, по целым дням.
Особенностью процесса профессионального обучения является приоритет формирования профессиональных умений и навыков перед формированием профессиональных знаний, Знания являются основой умений, но главной целью, определяющей специфику профессиональной подготовки старших школьников, как части процесса профессионального обучения, выступают профессиональные умения и навыки [8].
Профессиональные умения и навыки учащихся формируются постепенно, в течение всего периода обучения. Выбор и применение форм, методов и методических приёмов обучения, широкое применение принципа связи с жизнью при подборе учебного материала, это ещё один из приоритетов в организации профессиональной подготовки старшеклассников. Профессиональное обучение осуществляется на основе тесной взаимосвязи теории и практики [1].
В деятельности мастера производственного обучения, в отличии от преподавателя, значительно усиливается руководящая, направляющая, инструктивная функции. Ведущим методом профессионального обучения выступают упражнения, особое значение приобретает демонстрация трудовых приёмов и способов, использование учебной и производственной документации. Основным средством профессионального обучения является производительный труд учащихся. Производительный труд учащихся - не самоцель, но без него профессиональное обучение не возможно. Это предъявляет особые требования к рациональному подбору учебно-производственных
работ учащихся, к материально-техническому оснащению процесса профессионального обучения.
Специфической особенностью процесса профессионального обучения является сочетание обучения учащихся в специально организованных, в том числе смоделированных, условиях (учебных мастерских и учебных лабораториях, тренажёрах, полигонах, учебных хозяйствах и т.п.), а так же в условиях реального производства. Наряду с дидактическими средствами особое значение имеет учебно -материальное оснащение учебно-производственного процесса: оборудование, рабочие инструменты, контрольно-измерительные средства, оснастка, техническая и технологическая документация, учебный транспорт и т. п. [8].
Большим подспорьем в организации профессионального обучения является сетевая форма реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов сторонних образовательных организаций [9, с. 19].
Наряду с взаимодействием с образовательными и профессиональными учреждениями, наше учреждение так же успешно сотрудничает и с общественными организациями города: школой ДОСААФ России, Управлением по делам ГО и ЧС.
Однако для более эффективной организации профориетационной работы со школьниками остаются и нерешённые проблемы. К ним относятся:
1. Отсутствие системного подхода к профориентационной работе по формированию у школьников интереса к профессиям, востребованным экономикой города.
2. Не достаточно эффективна работа по профориентации школьников.
3. Низкий уровень вовлечения педагогических коллективов школ в процесс профориентации старших школьников.
4. Невыстроенная система повышения квалификации педагогических работников по вопросам профориентации молодёжи.
К решению данных проблем необходимо подходить комплексно, выработать единый подход. К решению данных проблем мы предлагаем:
- Более тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса и социальных партнёров.
- Разработать курс специальной кратковременной подготовки профориентаторов.
- Применение новых технологий и методов профориентационной работы в деятельность образовательных организаций.
Считаем, что одним из решений создавшихся проблем является внедрение новейших форм организации деятельности, таких как:
- индивидуальные маршруты обучения старшеклассников;
- работа над проектами;
- портфолио ученика и педагога.
В нашем Центре мы широко используем проектный метод.
Таким образом, с целью вовлечения учащихся, отдыхающих в детском загородном оздоровительном лагере, являющемся нашим структурным подразделением, в летний период планируем создание профильного отряда, организацию работы профильной смены.
С целью активизации профориентационной работы среди учащихся общеобразовательных школ, мотивированных на получение инженерно-технических специальностей и перспективы увеличить процент поступления учащихся уровней основного общего и среднего общего образования на инженерно-технические специальности наш Центр участвует в реализации муниципального проекта «Создание Центра политехнического образования». Тесно взаимодействует с городским центром занятости населения. С целью ориентирования обучающихся
старших классов на получение специальностей, востребованных в горнорудной промышленности, ведущей отраслью нашего региона, наше учреждение участвует в реализации муниципального проекта «Создание на базе общеобразовательных учреждений города модели профессиональной ориентации учащихся на получение специальностей, востребованных в горнорудной промышленности».
Так же в рамках нашего учреждения разработана и апробируется годичная программа по профориентации «Мой выбор», целью которой является, прежде всего, ознакомление подростков с информацией о ведущих предприятиях города, востребованных в нашем регионе, создание условий для более успешной их социализации в дальнейшем. А так же приведение образовательных потребностей учащихся в соответствие с рынком труда на основе личностно-ориентированного подхода.
В дальнейшем нами планируется расширение спектра рабочих профессий, востребованных на рынке труда нашего региона. А так же в перспективе создание единой модели организации профессиональной ориентации в рамках нашего учреждения с тесным взаимодействием со всеми участниками образовательного процесса и социальными партнерами.
Литература
1. Носова Н. С. Конкурентная стратегия компании. М.: Юрайт, 2009. 256 с.
2. Исаев И. Ф., Кормакова В. Н. Жизненное самоопределение школьников: труд, мотивация, готовность: Учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. 256с.
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М., 1996.
4. Кухарчук А. М., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. -М., 1996.
5. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996.
6. Митина Л М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психол. - 1997. - № 4.
7. МудрикА. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. - М., 1997.
8. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. - Воронеж, 1996.
9. Романова Е. С. Организация профориентационной работы в школе. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 304 с.
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Издательство «Омега-Л», 2014. 134 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// минобрнауки.рф./, свободный. - Загл. с экрана.