3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М. : Академия, 2004. — 352 с.
4. Пахомова, Н. Ю. Освоение учителем технологии проектного обучения [Текст] / Н. Ю. Пахомова // Школьные технологии. — 2006. — № 6. — С. 109-113.
5. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М. : Академия, 2008. — 365 с.
УДК 377:069 В. А. Нагорная, доц. Челябинского института
развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОЗДАНИЮ «ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ КУЛЬТУРЫ И БЫТА КАЗАЧЕСТВА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ»
В статье освещаются вопросы, связанные с историей формирования музейной педагогики, даются базовые формы организации музейной работы, определяются цели и задачи, связанные с созданием виртуального музея. Предствлены технологии разработки телекоммуникационных проектов по созданию коллекции экспонатов виртуального музея, планы описания проекта и доминирующие методы, а также разработана конкретная тематика, используемая для создания презентаций и видеороликов при формировании музейной экспозиции в виртуальном пространстве.
Ключевые слова: интерактивное искусство, музейная педагогика, комплексность, проектная деятельность, казачество.
Первый шаг в истории формирования музейной педагогики принадлежит отечественным ученым и общественным деятелям. Педагогическая деятельность музеев в области профессиональной подготовки учителей зародилась в России по инициативе органов народного образования Санкт-Петербурга в 1864 г. В 1865 г. в России возник Русский педагогический музей, который выступил в роли общественного научного и просветительского центра, разрабатывающего актуальные вопросы педагогической науки [1]. Не раскрывая подробно историю развития музейной педагогики, отметим, что в 1934 г. К. Фризен предложил ввести термин «музейная педагогика», под которым подразумевались «традиции художественного воспитания музейными средствами, опирающимися на просветительскую работу и музейную дидактику». Немецкие ученые, изучая педагогические возможности музея, заложили основы представлений о развивающем характере музейной среды [2].
Содержание культурно-образовательной деятельности отечественного музея любого типа
выражается в формах организации работы с музейной аудиторией, во взаимодействии с системой образования. Большинство исследователей выделяют такие базовые формы, как: лекции, экскурсии, консультации, научные чтения, кружки, студии, клубы, литературные вечера, киносеансы, концерты, встречи с интересными людьми, праздники, исторические игры, конкурсы и викторины. Сегодня образовательные учреждения все чаще в своей работе обращаются к практике виртуальных музеев, примером тому выступает кафедра искусствоведения и культурологии Южно-Уральского государственного университета, а также другие вузы страны [1].
«Интерактивное искусство» — это современный термин в списке выражений, которые используются для идентификации теоретической и практической деятельности, определяющей искусство во всем его многообразии. Понятие это относится скорее к области деятельности, определяющей искусство во всем его многообразии; оно обозначает очень широкий круг экспериментов и подлинных художественных достижений в области художест-
венных медиа, которые бросают вызов многим нашим привычным представлениям о том, что такое искусство [3]. Интерактивное искусство предъявляет специфический поток информации (образов, текстов, звуков) и множество кибернетических (можно сказать - адаптирующихся или «разумных») структур окружающей среды в сочетании с некой коммуникационной сетью типа зрелища, представления, спектакля, персонального воздействия или просто компьютерной сети. В целом эта интеллектуальная среда вступает в контакт со зрителем таким образом, что он может почувствовать информационный поток, изменить структуру системы или взаимодействовать с ней, управлять формами и способами своего общения с неживыми компьютерными объектами и оказаться вовлеченным в процессы и изменения и создания окружающей его художественной среды. В итоге эстетика и форма этой художественной среды зависит от поведения зрителя.
Художник создает только начальные условия, описывает широкий контекст происходящего, обеспечивает разнообразие среды, необходимую и достаточную ее сложность, а затем организует «точки входа» в систему, через которые зритель получает доступ в созданное художественное пространство. Эта схема и определяет рамки, в которых мыслится интерактивное искусство — на уровне широкого культурного вмешательства в жизнь больших групп людей или же на уровне индивидуального опыта участника художественного процесса [4].
Цели музейной педагогики можно обозначить следующим образом: пробуждение интереса к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции; воспитание бережного, уважительного отношения к музейным памятникам как части культуры; формирование понимания единства природы и культуры. Задачи музейной педагогики: формирование способности комбинировать зрительные впечатления путем свободного ассоциирования с целью создания нового образа, новой реальности; развитие способности цветового и пространственного видения, чувства ритма, гармонии; наработка навыков музейного поведения, самостоятельной ориентации в музее; постижение на примере творчества крупнейших художников горизонтов внутренней и внешней свободы человека.
В основе музейного образовательного процесса лежат следующие принципы: интерактивность (человек запоминает только то, что делает); комплексность как включение всех каналов восприятия (чувственный, логико-ана-
литический, психомоторный); программность, обеспечивающая усвоение информации и приобретение умений на основе специально разработанных программ [5]. Таким образом, достигается образовательная задача: воспитание, обучение и развитие.
Зачем же нужна музейная педагогика в сетевом пространстве? В провинциальном образовательном учреждении есть ощущение замкнутости, оторванности от социокультурных процессов. В этих условиях очень сложно включить обучающегося в сферу культуры. Как подготовить обучающегося к прочтению музейной информации, ориентироваться в музейной среде, понимать язык музейной экспозиции, воспринимать музейный предмет в определенной историко-культурной среде, оценивать его как частицу истории [6]? Виртуальный музей должен помочь обучающемуся, «оторванному» географически от музейных центров, стать творческой личностью и сформировать у него систему ценностей. Текстовая информация по музею может содержать гиперссылки на музеи мира. Режим коллективных экскурсий по музеям мира дает уникальную возможность формирования ценностного отношения аудитории к ресурсам и технологиям Интернета, к виртуальным музейным представительствам, а следовательно, и к самим музеям. Стремительное увеличение емкости информационных носителей, качества записи и воспроизведения изображений раздвигает стены музея. Компакт-диски и глобальные сети делают сокровища изобразительного искусства все более доступными. Десятки и сотни доступных для каждого пользователя компьютера виртуальных музеев — реальность сегодняшнего дня.
Предлагаем вниманию коллег тематическое планирование модуля «Виртуальный музей культуры и быта казачества на Южном Урале», разрабатываемого на базе ПУ №№ 88. Проект виртуального музея можно разрабатывать с помощью телекоммуникационных проектов, используя возможности Интернета, видеоконференций и чатов. Благодаря которым можно расширить целевую аудиторию обучающихся и педагогов, участвующих в создании такого музея. Например, музей казачьей культуры можно создавать с помощью казаков-кадетов всего Уральского региона или России в целом. В нашем проекте принимали участие три образовательных учреждения: ПУ № 88 (с. Варна), Челябинский колледж информатики, информационных технологий и экономики и Южно-Уральский государственный университет.
Рассмотрим технологию разработки телекоммуникационного проекта. Прежде всего, необходимо обсудить со своими партнерами возможную тему для разработки телекоммуникационного проекта. Требования к теме: она должна быть конкретной и интересной для всех участников группы. Затем следует определить доминирующий метод реализации проекта:
- исследовательский — включает сбор эмпирических данных (опрос, эксперимент, наблюдение и т. п.) и их анализ через электронную почту, списки рассылки, форумы и т. п. В этом случае результатом проекта будет анализ и обобщение полученных данных;
- творческий — предполагает сбор галереи образов или цитат из литературных произведений. Результатом проекта будет издание альбома или создание эдеЬ-страницы;
- ролево-игровой — заключается в создании двух команд, которые должны что-то доказать друг другу. Результатом проекта будет присуждение победы команде, которая предоставила наиболее убедительные аргументы;
- ознакомительно-ориентировочный — подразумевает сбор информации на заданную тему. Результатом такого проекта может стать реферат, отчет, статья и т. д.
Выбрав тему и доминирующий метод, договоритесь о том, кто будет координировать работу подгруппы, кто и какие материалы будет готовить для отчета, кто соберет эти материалы и оформит отчет подгруппы. Разработайте телекоммуникационный проект (групповой) и оформите его в соответствии с планом, разместите в «Электронной конференции».
План описания проекта включает указание: авторов идеи, авторов-разработчиков, внешних консультантов и экспертов, название, краткое обоснование выбранной темы, актуальность, перспективность и т. д., учебный предмет, межпредметные связи.
Следует определить предполагаемый возраст учащихся (класс, курс); сформулировать цели и задачи проекта; составить аннотацию, краткую характеристику проекта; выбрать используемые методы обучения и педагогические технологии; спланировать этапы и сроки проведения проекта; решить форму подведения итогов, определить как будут использоваться данные результаты, полученные в ходе проведения проекта. В конце работы зачет за описание проекта получает вся подгруппа в целом.
Рассмотрим возможные темы для разработки телекоммуникационных проектов при созда-
нии «Виртуального музея культуры и быта казачества на Южном Урале»:
1. История и этапы создания кадетских казачьих корпусов в России в 1990-1997 (Сибирский, Донской, Михайловский кадетский корпус).
2. Историко-культурный комплекс Оренбургского казачьего корпуса. Самодержавие и оренбургские казаки на рубеже Х1Х-ХХ столетия. Ритуалы кадетского корпуса (вынос знамени, принятие Присяги, торжественный парад, прощание со Знаменем). История нагрудных знаков, знамен, гимна, кодекс и правила, устав казачьего кадетского корпуса. Символика кадетских корпусов в России. Военно-спортивная игра «Зарница» (эволюция сценария). Распорядок дня кадетских корпусов, система оценки знаний в Х1Х-ХХ вв. Кадетские корпуса за рубежом — опыт межкультурной коммуникации.
3. Оренбургские казаки: вклад в деятельность армии в годы лихолетья. Защита рубежей в период Гражданской войны, Великой Отечественной войны. Обучение в кадетских казачьих корпусах в годы войны.
4. Великие государственные деятели, деятели искусства и культуры, выпускники казачьих кадетских корпусов.
5. Культура и быт казаков. Народные традиции в убранстве дома казака. Национальная самобытность - орнаментальные мотивы, декор карнизов, наличников крыльца, фронтона дома, оформление ворот. Строение дома: хозяйственный двор, сени, комнаты, печь. Предметный мир дома: праздничный и будничный женский и мужской костюм, предметы религиозного культу, сундуки, старинные комоды, деревянные народные изделия, бытовая утварь и керамика, узорная вязка, вышивка, лоскутные узоры.
6. Казак как детище Южно-Уральского края. Традиции и обычаи казаков, проживающих на Южно-Уральской земле. Отражение уральского характера в творчестве оренбургских казаков (выставки народного творчества, ярмарки), свадебные обряды, блюда казачьего стола. Легенды и предания о казаках Южного Урала (фольклорные мотивы в песнях, частушках, потешках, анекдотах). Праздничные традиции: колядки, масленица, День Ивана Купалы. Церковные праздники: Троица, Пасха, Рождество, Крещение, Рождество. Взаимодействие с традиционными конфессиями, в том числе с Русской православной церковью подрастающего поколения казаков-кадетов. Социально-этническая толерантность и культура межнациональных отношений. Паломнические экскурсии по городам России. Театрализованные праздники. Фестивали народ-
ного творчества: хор, песни, танцы. (Видеосюжеты). Сбор видео-коллекции, фильмы о казаках и оружии: «Тихий Дон», «Оружейная палата Кремля», «Златоустовская гравюра на стали», «Военные музеи России» и т. д. Генетическое, родовое древо семей казаков.
Таким образом, музей — это форма представленности мира в его историко-культу-рологическом материализованном виде, деятельность которого рассматривается в теории культурной коммуникации. Являясь хранителем культурного наследия, музей проводит аксиологический отбор наиболее значимых для развития этноса, цивилизаций, памятников истории и культуры, которые аккумулируют в себе ценности, нормы, идеалы, опосредованный креативный опыт человечества. Образовательный процесс, связанные с созданием
Библиографический список
регионального музея, в том числе при образовательном учреждении — это особый вид культурной коммуникации, основанный на личном соприкосновении с музейными предметами — источниками информации, в специально организованной, образно-наполненной среде. Он включает познавательную, оценочную коммуникативную деятельность и творческую активность учащихся; создает условия для развития интеллекта, творчества учащихся; повышает их познавательную активность; расширяет замкнутые рамки провинциального пространства. Обучающиеся с глубоким погружением в проблему, осваивают учебный материал, создавая пространство виртуального музея и расширяют свое информационное поле и информационное поле тех, кто будет посетителем этого виртуального пространства.
1. Архангельская, Т. И. Использование музейной педагогики в воспитании у студентов уважения к учебному заведению [Текст] / Т. И. Архангельская. — М. : СПО, 2006.
2. Колоскова, Т. В. Музейные уроки в образовательном и воспитательном процессе [Текст] / Т. В. Колоскова. - М., 2006.
3. Методическое пособие по организации работы музейного комплекса государственного образовательного учреждения по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся [Текст] / под ред. Р. С. Акаурина. — М., Армпресс, 2006.
4. Меджидова, Ч. М. Школьный музей как фактор формирования гражданской позиции старшеклассников [Текст] / Ч. М. Колоскова. — Ставрополь, СКИПКРО, 2007.
5. Музейная педагогика [Текст] / М. Ф. Соловьева. — Киров : Изд-во Вятского ГГУ, 2005.
6. Нагорский, Н. В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство [Текст] / Н. В. Нагорский // Педагогика. — 2005. — № 5.
УДК 378.12 О. К. Позднякова, проф. Поволжской
государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА), д-р пед. наук, г. Самара, e-mail: Oksana_1970@mail.ru
НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ УЧИТЕЛЯ: СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ
В статье ставится проблема нравственного сознания учителя в контексте его профессиональной подготовки; раскрывается структура нравственного сознания; анализируются особенности нравственного сознания учителя.
Ключевые слова: нравственное сознание, этическое и моральное знание, понятия нравственного сознания, беспристрастность, надситуативность, универсализуемость.
Глобализация, рост технологического могущества человека, характерные для современного этапа развития человеческой цивилизации, порождают нравственные коллизии. Совершаю-
щаяся в настоящее время переоценка ценностей, определяющих выбор человеком поступков, линии поведения, «ломка» устоявшихся стереотипов поведения и деятельности, в основе которых