Научная статья на тему 'Организация проектной деятельности в учреждении начального профессионального образования по созданию «Виртуального музея культуры и быта казачества на Южном Урале»'

Организация проектной деятельности в учреждении начального профессионального образования по созданию «Виртуального музея культуры и быта казачества на Южном Урале» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ИСКУССТВО / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / КОМПЛЕКСНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЗАЧЕСТВО / INTERACTIVE ART / MUSEUM EDUCATION / COMPLEXITY / DESIGN ACTIVITY / COSSACKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагорная В.А.

В статье освещаются вопросы, связанные с историей формирования музейной педагогики, даются базовые формы организации музейной работы, определяются цели и задачи, связанные с созданием виртуального музея. Предствлены технологии разработки телекоммуникационных проектов по созданию коллекции экспонатов виртуального музея, планы описания проекта и доминирующие методы, а также разработана конкретная тематика, используемая для создания презентаций и видеороликов при формировании музейной экспозиции в виртуальном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITY IN PRIMARY VOCATIONAL INSTITUTION FOR CREATING A «VIRTUAL MUSEUM OF COSSACKS’ CULTURE AND LIFE IN THE SOUTH URAL»

The article highlights issues related to the history of the formation of museum education, provides the basic forms of organization of museum work, defined goals and objectives related to the creation of a virtual museum. In the article it is shown the technologies of development telecommunicational projects for the creating a virtual museum collection of artifacts, plans, project description and dominant methods, as well as the development of a specific subject matter used for the creating presentations and videos in the formation of museum display in the virtual space.

Текст научной работы на тему «Организация проектной деятельности в учреждении начального профессионального образования по созданию «Виртуального музея культуры и быта казачества на Южном Урале»»

3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М. : Академия, 2004. — 352 с.

4. Пахомова, Н. Ю. Освоение учителем технологии проектного обучения [Текст] / Н. Ю. Пахомова // Школьные технологии. — 2006. — № 6. — С. 109-113.

5. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М. : Академия, 2008. — 365 с.

УДК 377:069 В. А. Нагорная, доц. Челябинского института

развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОЗДАНИЮ «ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ КУЛЬТУРЫ И БЫТА КАЗАЧЕСТВА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ»

В статье освещаются вопросы, связанные с историей формирования музейной педагогики, даются базовые формы организации музейной работы, определяются цели и задачи, связанные с созданием виртуального музея. Предствлены технологии разработки телекоммуникационных проектов по созданию коллекции экспонатов виртуального музея, планы описания проекта и доминирующие методы, а также разработана конкретная тематика, используемая для создания презентаций и видеороликов при формировании музейной экспозиции в виртуальном пространстве.

Ключевые слова: интерактивное искусство, музейная педагогика, комплексность, проектная деятельность, казачество.

Первый шаг в истории формирования музейной педагогики принадлежит отечественным ученым и общественным деятелям. Педагогическая деятельность музеев в области профессиональной подготовки учителей зародилась в России по инициативе органов народного образования Санкт-Петербурга в 1864 г. В 1865 г. в России возник Русский педагогический музей, который выступил в роли общественного научного и просветительского центра, разрабатывающего актуальные вопросы педагогической науки [1]. Не раскрывая подробно историю развития музейной педагогики, отметим, что в 1934 г. К. Фризен предложил ввести термин «музейная педагогика», под которым подразумевались «традиции художественного воспитания музейными средствами, опирающимися на просветительскую работу и музейную дидактику». Немецкие ученые, изучая педагогические возможности музея, заложили основы представлений о развивающем характере музейной среды [2].

Содержание культурно-образовательной деятельности отечественного музея любого типа

выражается в формах организации работы с музейной аудиторией, во взаимодействии с системой образования. Большинство исследователей выделяют такие базовые формы, как: лекции, экскурсии, консультации, научные чтения, кружки, студии, клубы, литературные вечера, киносеансы, концерты, встречи с интересными людьми, праздники, исторические игры, конкурсы и викторины. Сегодня образовательные учреждения все чаще в своей работе обращаются к практике виртуальных музеев, примером тому выступает кафедра искусствоведения и культурологии Южно-Уральского государственного университета, а также другие вузы страны [1].

«Интерактивное искусство» — это современный термин в списке выражений, которые используются для идентификации теоретической и практической деятельности, определяющей искусство во всем его многообразии. Понятие это относится скорее к области деятельности, определяющей искусство во всем его многообразии; оно обозначает очень широкий круг экспериментов и подлинных художественных достижений в области художест-

венных медиа, которые бросают вызов многим нашим привычным представлениям о том, что такое искусство [3]. Интерактивное искусство предъявляет специфический поток информации (образов, текстов, звуков) и множество кибернетических (можно сказать - адаптирующихся или «разумных») структур окружающей среды в сочетании с некой коммуникационной сетью типа зрелища, представления, спектакля, персонального воздействия или просто компьютерной сети. В целом эта интеллектуальная среда вступает в контакт со зрителем таким образом, что он может почувствовать информационный поток, изменить структуру системы или взаимодействовать с ней, управлять формами и способами своего общения с неживыми компьютерными объектами и оказаться вовлеченным в процессы и изменения и создания окружающей его художественной среды. В итоге эстетика и форма этой художественной среды зависит от поведения зрителя.

Художник создает только начальные условия, описывает широкий контекст происходящего, обеспечивает разнообразие среды, необходимую и достаточную ее сложность, а затем организует «точки входа» в систему, через которые зритель получает доступ в созданное художественное пространство. Эта схема и определяет рамки, в которых мыслится интерактивное искусство — на уровне широкого культурного вмешательства в жизнь больших групп людей или же на уровне индивидуального опыта участника художественного процесса [4].

Цели музейной педагогики можно обозначить следующим образом: пробуждение интереса к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции; воспитание бережного, уважительного отношения к музейным памятникам как части культуры; формирование понимания единства природы и культуры. Задачи музейной педагогики: формирование способности комбинировать зрительные впечатления путем свободного ассоциирования с целью создания нового образа, новой реальности; развитие способности цветового и пространственного видения, чувства ритма, гармонии; наработка навыков музейного поведения, самостоятельной ориентации в музее; постижение на примере творчества крупнейших художников горизонтов внутренней и внешней свободы человека.

В основе музейного образовательного процесса лежат следующие принципы: интерактивность (человек запоминает только то, что делает); комплексность как включение всех каналов восприятия (чувственный, логико-ана-

литический, психомоторный); программность, обеспечивающая усвоение информации и приобретение умений на основе специально разработанных программ [5]. Таким образом, достигается образовательная задача: воспитание, обучение и развитие.

Зачем же нужна музейная педагогика в сетевом пространстве? В провинциальном образовательном учреждении есть ощущение замкнутости, оторванности от социокультурных процессов. В этих условиях очень сложно включить обучающегося в сферу культуры. Как подготовить обучающегося к прочтению музейной информации, ориентироваться в музейной среде, понимать язык музейной экспозиции, воспринимать музейный предмет в определенной историко-культурной среде, оценивать его как частицу истории [6]? Виртуальный музей должен помочь обучающемуся, «оторванному» географически от музейных центров, стать творческой личностью и сформировать у него систему ценностей. Текстовая информация по музею может содержать гиперссылки на музеи мира. Режим коллективных экскурсий по музеям мира дает уникальную возможность формирования ценностного отношения аудитории к ресурсам и технологиям Интернета, к виртуальным музейным представительствам, а следовательно, и к самим музеям. Стремительное увеличение емкости информационных носителей, качества записи и воспроизведения изображений раздвигает стены музея. Компакт-диски и глобальные сети делают сокровища изобразительного искусства все более доступными. Десятки и сотни доступных для каждого пользователя компьютера виртуальных музеев — реальность сегодняшнего дня.

Предлагаем вниманию коллег тематическое планирование модуля «Виртуальный музей культуры и быта казачества на Южном Урале», разрабатываемого на базе ПУ №№ 88. Проект виртуального музея можно разрабатывать с помощью телекоммуникационных проектов, используя возможности Интернета, видеоконференций и чатов. Благодаря которым можно расширить целевую аудиторию обучающихся и педагогов, участвующих в создании такого музея. Например, музей казачьей культуры можно создавать с помощью казаков-кадетов всего Уральского региона или России в целом. В нашем проекте принимали участие три образовательных учреждения: ПУ № 88 (с. Варна), Челябинский колледж информатики, информационных технологий и экономики и Южно-Уральский государственный университет.

Рассмотрим технологию разработки телекоммуникационного проекта. Прежде всего, необходимо обсудить со своими партнерами возможную тему для разработки телекоммуникационного проекта. Требования к теме: она должна быть конкретной и интересной для всех участников группы. Затем следует определить доминирующий метод реализации проекта:

- исследовательский — включает сбор эмпирических данных (опрос, эксперимент, наблюдение и т. п.) и их анализ через электронную почту, списки рассылки, форумы и т. п. В этом случае результатом проекта будет анализ и обобщение полученных данных;

- творческий — предполагает сбор галереи образов или цитат из литературных произведений. Результатом проекта будет издание альбома или создание эдеЬ-страницы;

- ролево-игровой — заключается в создании двух команд, которые должны что-то доказать друг другу. Результатом проекта будет присуждение победы команде, которая предоставила наиболее убедительные аргументы;

- ознакомительно-ориентировочный — подразумевает сбор информации на заданную тему. Результатом такого проекта может стать реферат, отчет, статья и т. д.

Выбрав тему и доминирующий метод, договоритесь о том, кто будет координировать работу подгруппы, кто и какие материалы будет готовить для отчета, кто соберет эти материалы и оформит отчет подгруппы. Разработайте телекоммуникационный проект (групповой) и оформите его в соответствии с планом, разместите в «Электронной конференции».

План описания проекта включает указание: авторов идеи, авторов-разработчиков, внешних консультантов и экспертов, название, краткое обоснование выбранной темы, актуальность, перспективность и т. д., учебный предмет, межпредметные связи.

Следует определить предполагаемый возраст учащихся (класс, курс); сформулировать цели и задачи проекта; составить аннотацию, краткую характеристику проекта; выбрать используемые методы обучения и педагогические технологии; спланировать этапы и сроки проведения проекта; решить форму подведения итогов, определить как будут использоваться данные результаты, полученные в ходе проведения проекта. В конце работы зачет за описание проекта получает вся подгруппа в целом.

Рассмотрим возможные темы для разработки телекоммуникационных проектов при созда-

нии «Виртуального музея культуры и быта казачества на Южном Урале»:

1. История и этапы создания кадетских казачьих корпусов в России в 1990-1997 (Сибирский, Донской, Михайловский кадетский корпус).

2. Историко-культурный комплекс Оренбургского казачьего корпуса. Самодержавие и оренбургские казаки на рубеже Х1Х-ХХ столетия. Ритуалы кадетского корпуса (вынос знамени, принятие Присяги, торжественный парад, прощание со Знаменем). История нагрудных знаков, знамен, гимна, кодекс и правила, устав казачьего кадетского корпуса. Символика кадетских корпусов в России. Военно-спортивная игра «Зарница» (эволюция сценария). Распорядок дня кадетских корпусов, система оценки знаний в Х1Х-ХХ вв. Кадетские корпуса за рубежом — опыт межкультурной коммуникации.

3. Оренбургские казаки: вклад в деятельность армии в годы лихолетья. Защита рубежей в период Гражданской войны, Великой Отечественной войны. Обучение в кадетских казачьих корпусах в годы войны.

4. Великие государственные деятели, деятели искусства и культуры, выпускники казачьих кадетских корпусов.

5. Культура и быт казаков. Народные традиции в убранстве дома казака. Национальная самобытность - орнаментальные мотивы, декор карнизов, наличников крыльца, фронтона дома, оформление ворот. Строение дома: хозяйственный двор, сени, комнаты, печь. Предметный мир дома: праздничный и будничный женский и мужской костюм, предметы религиозного культу, сундуки, старинные комоды, деревянные народные изделия, бытовая утварь и керамика, узорная вязка, вышивка, лоскутные узоры.

6. Казак как детище Южно-Уральского края. Традиции и обычаи казаков, проживающих на Южно-Уральской земле. Отражение уральского характера в творчестве оренбургских казаков (выставки народного творчества, ярмарки), свадебные обряды, блюда казачьего стола. Легенды и предания о казаках Южного Урала (фольклорные мотивы в песнях, частушках, потешках, анекдотах). Праздничные традиции: колядки, масленица, День Ивана Купалы. Церковные праздники: Троица, Пасха, Рождество, Крещение, Рождество. Взаимодействие с традиционными конфессиями, в том числе с Русской православной церковью подрастающего поколения казаков-кадетов. Социально-этническая толерантность и культура межнациональных отношений. Паломнические экскурсии по городам России. Театрализованные праздники. Фестивали народ-

ного творчества: хор, песни, танцы. (Видеосюжеты). Сбор видео-коллекции, фильмы о казаках и оружии: «Тихий Дон», «Оружейная палата Кремля», «Златоустовская гравюра на стали», «Военные музеи России» и т. д. Генетическое, родовое древо семей казаков.

Таким образом, музей — это форма представленности мира в его историко-культу-рологическом материализованном виде, деятельность которого рассматривается в теории культурной коммуникации. Являясь хранителем культурного наследия, музей проводит аксиологический отбор наиболее значимых для развития этноса, цивилизаций, памятников истории и культуры, которые аккумулируют в себе ценности, нормы, идеалы, опосредованный креативный опыт человечества. Образовательный процесс, связанные с созданием

Библиографический список

регионального музея, в том числе при образовательном учреждении — это особый вид культурной коммуникации, основанный на личном соприкосновении с музейными предметами — источниками информации, в специально организованной, образно-наполненной среде. Он включает познавательную, оценочную коммуникативную деятельность и творческую активность учащихся; создает условия для развития интеллекта, творчества учащихся; повышает их познавательную активность; расширяет замкнутые рамки провинциального пространства. Обучающиеся с глубоким погружением в проблему, осваивают учебный материал, создавая пространство виртуального музея и расширяют свое информационное поле и информационное поле тех, кто будет посетителем этого виртуального пространства.

1. Архангельская, Т. И. Использование музейной педагогики в воспитании у студентов уважения к учебному заведению [Текст] / Т. И. Архангельская. — М. : СПО, 2006.

2. Колоскова, Т. В. Музейные уроки в образовательном и воспитательном процессе [Текст] / Т. В. Колоскова. - М., 2006.

3. Методическое пособие по организации работы музейного комплекса государственного образовательного учреждения по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся [Текст] / под ред. Р. С. Акаурина. — М., Армпресс, 2006.

4. Меджидова, Ч. М. Школьный музей как фактор формирования гражданской позиции старшеклассников [Текст] / Ч. М. Колоскова. — Ставрополь, СКИПКРО, 2007.

5. Музейная педагогика [Текст] / М. Ф. Соловьева. — Киров : Изд-во Вятского ГГУ, 2005.

6. Нагорский, Н. В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство [Текст] / Н. В. Нагорский // Педагогика. — 2005. — № 5.

УДК 378.12 О. К. Позднякова, проф. Поволжской

государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА), д-р пед. наук, г. Самара, e-mail: Oksana_1970@mail.ru

НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ УЧИТЕЛЯ: СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ

В статье ставится проблема нравственного сознания учителя в контексте его профессиональной подготовки; раскрывается структура нравственного сознания; анализируются особенности нравственного сознания учителя.

Ключевые слова: нравственное сознание, этическое и моральное знание, понятия нравственного сознания, беспристрастность, надситуативность, универсализуемость.

Глобализация, рост технологического могущества человека, характерные для современного этапа развития человеческой цивилизации, порождают нравственные коллизии. Совершаю-

щаяся в настоящее время переоценка ценностей, определяющих выбор человеком поступков, линии поведения, «ломка» устоявшихся стереотипов поведения и деятельности, в основе которых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.