Научная статья на тему 'Организация проектной деятельности в сфере культуры и искусства в регионах РФ'

Организация проектной деятельности в сфере культуры и искусства в регионах РФ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / индустрия культуры / региональный аспект / project activity / the culture industry / the regional dimension.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мальшина Наталия Анатольевна, Сергеева Ирина Владимировна

Основная цель исследования — разработка эффективных форм организации проектной деятельности в сфере культуры и искусства, обеспечивающей устойчивое ее развитие в регионах РФ. В деятельности сферы культуры, в частности в СГК имени Л. В. Собинова, раскрывается разнонаправленная динамика развития. С 2008 г. в Саратовской консерватории ведется мониторинг удовлетворенности текущей ситуацией и профессиональных ожиданий среди студентов исполнительских специальностей старших курсов. На основе полученных ответов формируется обобщенный «портрет», «аватар» студента. На основании проведенных опросов с другими социальными группами также была составлена «карта» их обобщенного портрета, сформированная в виде mind-map. В ней отражены психотипы целевой аудитории и краткие ее характеристики, страхи, которые они испытывают, риски, которые видят в проектной деятельности. Также в данной схеме отражены проблемы, которые испытывает аудитория в сфере проектирования в настоящий момент и то, какие попытки для их решения были применены. Их желания, ожидания (точка В) также отражены на данной карте. За основу были взяты две категории: преподаватели школ, лицеев, колледжей, вузов (одна группа) и руководители — директора школ, лицеев, управленцы учреждений культуры, некоммерческих организаций и образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Project Activities in the Sphere of Culture and Art in the Regions of the Russian Federation

The main goal of the research is to develop effective forms of organizing project activities in the field of culture and art, ensuring its sustainable development in the regions of the Russian Federation. The multidirectional dynamics of development is revealed in the activities of the sphere of culture, in particular in the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov. Since 2008, the Saratov Conservatoire has been monitoring satisfaction with the current situation and professional expectations among senior performing arts students. Based on the received answers, we got a generalized «portrait», «avatar» of arts student. Based on surveys with other social groups, we also compiled a «map» of their generalized portrait, which we presented in the form of a mind-map. It reflects the psycho types of the target audience and its brief characteristics, the fears they experience, and the risks they see in project activities. The diagram also reflects the problems that the audience is experiencing in the field of design at the moment and the attempts made to solve them. Their desires and expectations (point B) are also reflected on this map. We took as a basis two categories: teachers of schools, lyceums, colleges, universities (one group) and managers — Directors of schools, lyceums, managers of cultural institutions, non-profit organizations and educational institutions.

Текст научной работы на тему «Организация проектной деятельности в сфере культуры и искусства в регионах РФ»

Мальшина Наталия Анатольевна, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Malshina Natalia Anatolievna, PhD, Associate Professor at the Department of Humanities of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: malsnataliya@yandex.ru

Сергеева Ирина Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Sergeeva Irina Vladimirovna, PhD, Associate Professor at the Music History Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: irinas73@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

В РЕГИОНАХ РФ

Основная цель исследования — разработка эффективных форм организации проектной деятельности в сфере культуры и искусства, обеспечивающей устойчивое ее развитие в регионах РФ. В деятельности сферы культуры, в частности в СГК имени Л. В. Собинова, раскрывается разнонаправленная динамика развития. С 2008 г. в Саратовской консерватории ведется мониторинг удовлетворенности текущей ситуацией и профессиональных ожиданий среди студентов исполнительских специальностей старших курсов. На основе полученных ответов формируется обобщенный «портрет», «аватар» студента. На основании проведенных опросов с другими социальными группами также была составлена «карта» их обобщенного портрета, сформированная в виде mind-map. В ней отражены психотипы целевой аудитории и краткие ее характеристики, страхи, которые они испытывают, риски, которые видят в проектной деятельности. Также в данной схеме отражены проблемы, которые испытывает аудитория в сфере проектирования в настоящий момент и то, какие попытки для их решения были применены. Их желания, ожидания (точка В) также отражены на данной карте. За основу были взяты две категории: преподаватели школ, лицеев, колледжей, вузов (одна группа) и руководители — директора школ, лицеев, управленцы учреждений культуры, некоммерческих организаций и образовательных учреждений.

Ключевые слова: проектная деятельность, индустрия культуры, региональный аспект.

ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES IN THE SPHERE OF CULTURE AND ART IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The main goal of the research is to develop effective forms of organizing project activities in the field of culture and art, ensuring its sustainable development in the regions of the Russian Federation. The multidirectional dynamics of development is revealed in the activities of the sphere of culture, in particular in the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov. Since 2008, the Saratov Conservatoire has been monitoring satisfaction with the current situation and professional expectations among senior performing arts students. Based on the received answers, we got a generalized «portrait», «avatar» of arts student. Based on surveys with other social groups, we also compiled a «map» of their generalized portrait, which we presented in the form of a mind-map. It reflects the psycho types of the target audience and its brief characteristics, the fears they experience, and the risks they see in project activities. The diagram also reflects the problems that the audience is experiencing in the field of design at the moment and the attempts made to solve them. Their desires and expectations (point B) are also reflected on this map. We took as a basis two categories: teachers of schools, lyceums, colleges, universities (one group) and managers — Directors of schools, lyceums, managers of cultural institutions, non-profit organizations and educational institutions.

Key words: project activity, the culture industry, the regional dimension.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-010-01004/20 «Разработка организационно-экономических и финансовых механизмов поддержки и стратегического развития индустрии культуры в регионах России».

I. ВВЕДЕНИЕ

Проекты имеют четкую инновационную направленность на модернизацию как внутренней, так и внешней среды. Проектирование в сфере культуры и искусства [18] есть реакция на изменение внешней среды и попытка влияния, преобразования действительности средствами культурных ценностей, этических

и эстетических норм. Проектная деятельности в сфере культуры и искусства перспективна для формирования партнерских отношений с субъектами окружающей среды [8], оказывающими формирующее влияние на социально-культурную обстановку.

Исходя из представленной современной социально-культурной обстановки, поставлена основная цель исследования — разработка эффективных форм организации проектной деятельности в сфере культуры и искусства, обеспечивающих устойчивое развитие данной сферы в современных рыночных условиях. Определены основные задачи исследования: формирование методик организации проектной деятельности индустрии культуры и творчества на основе анализа многолетнего

опыта организации проектной деятельности в России и, в частности, в СГК имени Л. В. Собинова; применение анализа стратегических направлений развития индустрии культуры для формирования модели повышения эффективности региональных системах индустрий культуры.

II. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве общеметодологической базы исследования использованы методы диалектики и системного анализа, интегрированного маркетингового и проектного подхода [7], программно-целевого подхода [6]. Методологической основой исследования являются методологические и методические положения, изложенные в научных публикациях, законодательных и нормативных актах, методы системного, технико-экономического [15] и организационного анализа, методы сравнительного анализа.

Для получения объективной картины при проведении комплексных исследований по оценке развития и эффективности системы культуры и искусства применены базовые методы сбора данных, в т. ч. мониторинг отдельных показателей развития сферы культуры, анализ данных статистики Росстата и Министерства культуры РФ.

III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках данного исследования под проектом понимается системный комплекс плановых (финансовых, технологических, организационных и прочих)документов, содержащих комплексно-системную модель действий, направленных на достижение оригинальной цели [16, с. 21]. Проект — это всесторонний план, полноценная модель действий, которые необходимо разработать и реализовать, что и составляет укрупненное содержание управления проектом. Модель проекта, являющаяся его идеальным воплощением, затем проецируется на предметную область, уровень реализации. Модель проекта претерпевает те или иные изменения под воздействием окружающей среды и реальной предметной областью. Эффективная реализация проекта состоит в достижении оптимального компромисса между требованиями проектных решений и возможностями реализации.

Совокупность субъектов деятельности самого проекта может включать как активных участников, самостоятельно реализующих деятельность по проекту или деятельность, результаты которой непосредственно влияют, взаимодействуют с проектом, так и пассивных участников проекта, которые сами испытывают влияние проекта на результатах своей деятельности. Прямые непосредственные участники проекта задействованы в самой деятельности проекта, а косвенные участники проекта задействованы в деятельности реализуемой объектами окружения проекта. Прямыми активными субъектами проекта могут быть: инициатор, заказчик, инвестор, руководитель проекта, команда проекта.

Временная структура проекта (жизненный цикл проекта) выступает реальным инструментом управления проектом, для дальнейшей эффективной интеграции проекта в реальную окружающую среду и построения стратегии развития. Специфические оригинальные черты конкретного проекта и являются необходимым составляющим развития, что особо важно для проектов культуры и искусства. В соответствии с принципом программно-целевого подхода предусматривается обоснование экономической и культурной целесообразности объемов и сроков реализации проектов культуры и искусства. Практическая реализация проектов культуры в рамках организационно-экономического механизма может осуществляться в несколько этапов [19]. Процесс внедрения проектов культуры схож с этапами осуществления инновационного проекта — выделяются начальный (прединвестиционный), инвестиционный этап (НИР, ОКР, СМР) и эксплуатационный (этап реализации) (рис. 1).

Рисунок 1. Этапы практических действий в рамках проектной деятельности индустрии культуры и искусства

5 |

о g &>=

1-1 =

3 5

Н о

U X

Формирование идеи услуг индустрии культуры

ш

Рассмотрение альтернативных вариантов реализации идеи

zu

Предпроектное исследование возможностей:

- Разработка стандартов потребления услуг культуры;

- Предварительная оценка потребности услуг культуры;

- Проектное предложение услуг культуры

HZ

Оценка планируемой эффективности услуг культуры

3 о н о. U с

~Т~

Выбор проекта услуг культуры из альтернативных

□I

Определение уточненной потребности услуг культуры

ш

Определение сформированного объема предложения услуг культуры

zu

Определение процесса взаимодействия участников

zu

Разработка экономического обоснования выбранной программы

Реализация проекта к) чыпуры Контроль хода 'ализации

Подготовка контрактов, договоров между участниками проекта Учет фактических финансовых затрат

1 1

Процедура предоставления услуг Анализ фактических затрат

Анализ отклонения от его плановых значений

Потребление услуг культуры

1

Принятие управленческих решений

В рамках управления проектами культуры функционируют материальные, финансовые потоки ресурсов и потоки информации, отражающие эффективность проводимых процессов и сигнализирующие о нарушениях в ходе работ. Необходимым элементом управления учреждениями культуры является применение общественного контроля или контроля стейкхолдеров,

76

как главной особенности управления учреждениями культуры, определяющей социальную значимость работы и необходимость финансирования.

В качестве стейкхолдеров выступают государственные органы в управлении интегрированных сервисных комплексов, спонсоры, благотворители и т. д., реализующие контроль через попечительские советы в организационной системе управления учреждений и организаций культуры.

Определение основ, алгоритма, составных элементов, функций организационно-экономического механизма поддержки индустрии культуры обеспечивает инновационное развитие сферы услуг в условиях системной неопределенности экономики. Содержание их заключается в регулярном целенаправленном процессе воздействия на всех уровнях и на всех стадиях формирования и движения услуг индустрии культуры по принципу: реальный запрос — адекватный отклик, что приводит к достижению эффективного функционирования всей системы социально-культурного сервиса в целом [9].

Особенностью оценки эффективности поддержки системы услуг индустрии культуры является эффект мультипликативности — необходимость учитывать не только прямую эффективность, которую получает посредник и реципиент, но также и косвенную, которую получают другие участники, напрямую не связанные с данным процессом.

Современное состояние экономики характеризуется наивысшей степенью рисков для функционирующих субъектов. Для логистической системы услуг индустрии культуры сложность заключается в многообразии видов рисков. Современное экономическое, технологическое и политическое состояние экономики порождает новые виды риска, которые довольно трудно определить, количественно оценить. Кроме рисков, которым подвержены все организации, существуют специфические виды риска, характерные для определённых видов деятельности: экологические, природные, инновационные и др.

Построение эффективных систем управления на национальном уровне должно основываться на апробированных моделях риск-менеджмента в других областях знаний с учетом особенностей их применения в индустрии культуры. Среди сфер деятельности, имеющих отношение к социально-культурной сфере экономики, можно выделить области с эффективным управлением риском: страхование, инвестирование.

Выделяют несколько вариантов стратегий минимизации рисков в условиях неопределенности: избегание риска, принятие риска, управление риском. Выбор стратегии и последующее стратегическое планирование может снять большую часть неопределённости, предугадать появление узких мест, заранее идентифицировать профиль факторов риска и разработать комплекс компенсирующих мероприятий, план использования и подключения ресурсов [2]. В ситуации усиления для российских организаций фактора глобализации увеличивается степень конкуренции как на внешних, так и на внутренних товарных рынках, что повлечет рост сте-

пени проявления различных рисков в их деятельности.

IV. СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ

При анализе регионального аспекта многолетнего опыта организации проектной деятельности сферы культуры, например, в СГК имени Л. В. Собинова раскрывается разнонаправленная динамика развития [11]. С 2008 г. в Саратовской консерватории ведется мониторинг удовлетворенности текущей ситуацией и профессиональных ожиданий среди студентов исполнительских специальностей старших курсов, были приведены примеры распределения мнений и процентных соотношений на период 2008-2014 гг. [14, с. 199-200]. Примечательно, что наивысший рейтинг по экономической перспективности профессии по настоящее время сохранен у представителей фольклорной кафедры, а наименьший оптимизм сопровождает ответы пианистов и исполнителей на духовых инструментах. Желаемое место работы для большинства выпускников все так же занимает крупный российский город, и лишь небольшой процент (менее пяти) ежегодно называют в качестве места, где хотелось бы жить и работать, небольшой российский город, поселение.

В связи с переходом в 2020 г. образовательных учреждений РФ на дистанционные формы обучения, возросла активность в интернет-пространстве практически всех профессиональных групп и сообществ. Реагируя на данный вызов, уже с начала 2020 г. мы перенесли наш мониторинг в формат онлайн и провели серию опросов среди разных групп респондентов, так или иначе связанных с проектированием в сфере искусства и культуры. Один и тот же опрос был проведен среди студентов вузов РФ различной направленности, среди активных учащихся школ (в рамках движения РДШ — Российского движения школьников), среди слушателей курсов повышения квалификации на базе СГК имени Л. В. Собинова по различным направлениям учреждений культуры в регионах: дома культуры, библиотеки, детские школы искусств. В опросе принимали участие как руководители учреждений, так и рядовые служащие, преподаватели, специалисты разного уровня.

Цель проведения опроса сводилась к тому, чтобы выявить наиболее проблемные зоны в социальном проектировании, понять, на каком этапе понимания проектной деятельности находится аудитория, что считает для себя самым трудным, какие достижения уже имеются. Все вопросы были организованы в google-фор-ме и направлены в виде ссылки нашим респондентам через почту или социальные сети. Кроме базового блока (паспортички), где нужно было указать имя, емайл и соцсети, было несколько смысловых блоков. Остановимся на каждом из них подробнее. Прежде всего, нам было важно выявить уровень осведомленности аудитории о проектной деятельности, знают ли они, что такое проект (закрытый вопрос с вариантами ответов) и на какую оценку могли бы оценить собственные

знания (вопрос-шкала). В случае имеющихся у респондентов проектов (закрытый вопрос: «есть проект / нет проекта»), мы просили прислать названия своих проектов и мастерских по проектированию (открытые вопросы), если они с таковыми соприкасались в своей практике. Центральными вопросами были те, которые отражают проблемы работы над проектом: что считают респонденты самым трудным в проектировании и как они пытались справиться с данными препятствиями (полузакрытые вопросы с вариантами ответов). Также нам было необходимо понять, что было бы важным для наших слушателей, студентов при изучении проектной деятельности. На какие аспекты нам, авторам и разработчикам проектных курсов, следует обратить максимальное внимание в дальнейшем (полузакрытый вопрос). Данный аспект был для нас поворотным пунктом, подводящим к следующему блоку — предполагаемому открытому вебинару, который состоится в ближайшее время. Нам было важно выяснить наиболее «горячие» темы для вебинара, о чем он должен быть, в какое время, сколько длиться — мы стремились охватить практически все характеристики. Кроме того, важным для нас моментом была «зашитая» внутрь опроса мотивация: какой приз, подарок респонденты хотели бы получить на вебинаре? В качестве подарка был предложен перечень полезных материалов, чек-листов и полезных ссылок. Данный вопрос показывал нам не только и не столько наиболее ценный для аудитории «приз», но и был скрытой мотивацией привести слушателей на наше будущее интернет-событие, заинтересовать их и темой, и подарком от спикера. В результате опроса мы получили ряд любопытных выводов, которые отражены в наших диаграммах.

В данной статье мы остановимся на описании одной категории респондентов — на студентах, как наиболее репрезентативной, отражающей многообразие региональных аспектов и показывающей большую вовлеченность в проектную деятельность [10]. Более 80 процентов опрошенных составили молодые люди 18-25 лет, большая часть из которых (90,1 %) знает или, по крайней мере, слышала о том, что такое проект. При этом у 64 % опрошенных на момент проведения опроса (март — апрель 2020 г.) не было своего проекта, у 22,4 % — имелся один, а у 11,8 % — более одного проекта в активе. Названия проектов, представленные в открытом вопросе, дали широкую палитру ответов: от создания сайта до волонтерских отрядов, от создания кафе до школы актива, множество медийных и социально-ориентированных событий.

Самым трудным в проектировании молодежь считает поиск классной идеи для проекта (36 %), также сложным считается написание текста проекта (16,1 %), заставить себя работать (13 %), посчитать смету (10,6 %) и создать команду (9,3 %). Ответы на вопрос о том, что уже было предпринято для решения проблем с написанием проекта, распределились следующим образом: большинство участников опроса самостоятельно ищут ответы и решения (39,1 %), чуть меньшая аудитория

отметила, что просто не знает, что с этим делать (25,4 %) или ничего не делает (10,7 %). Примерно десятая часть опрошенных назвала курсы по проектированию, которые они проходили в очном или заочном формате (9 %). Отдельный вопрос был посвящен названию этих курсов, которые можно увидеть в диаграмме (рис. 2).

Рисунок 2. Что самым трудным является для целевой аудитории в проектировании

Что самое трудное в проектировании?

ть календарный

ть себя работал

■ Создать команду

■ Выиграть конкурс

■ Грамотно Другое

Самым важным при изучении проектной деятельности студенты считают умение создавать оригинальные идеи и грамотно «укладывать» их в текстовый формат (56,9 %) (рис. 3). На втором месте по значимости стоит получение опыта проектной деятельности (41,3 %). Третье место занял ответ «найти команду единомышленников» (30 %). Поровну (по 20,6 %) разделились варианты ответов «найти с помощью проекта хорошую работу» и «создать с помощью проекта некоммерческую организацию». С данным вопросом коррелирует вопрос о теме бесплатного вебинара, видео-урока: 25,6 % опрошенных отметили тему «Где взять идеи на проект», чуть меньше (25,1 %) — «Первые шаги в проектировании». Удивительно, что при этом уровень собственной проектной грамотности студенты и молодежь оценили в среднем на 6-7 баллов по десятибалльной шкале, что свидетельствует о достаточно неплохом знании предмета и заставляет нас задуматься об объективности самооценки. Также соотносится данный вопрос с призом, подарком, который аудитория хотела бы получить после вебинара: 38,2 % назвали список полезных ресурсов по проектированию, а 32,7 % — пять лайфхаков для победы на конкурсе грантов. Также высокий процент (25,6) опрошенных пожелал получить чек-лист проверки своего проекта перед подачей на конкурс. Желаемое время просветительского вебинара большинством (39,2 %) было названо 21.00-23.00, а его продолжительность, по мнению 45,2 % опрошенных, должна составить примерно один час.

На основе полученных ответов у нас получился обобщенный «портрет», «аватар» нашего студента, который мы представили в виде схемы на рис. 4. С левой стороны мы видим текущую ситуацию, так называемую «точкуА», в которой находится опрашиваемый

Рисунок 3. Что для целевой аудитории было бы самым важно при изучении проектной деятельности

Что для вас было бы самым важным при изучении проектной деятельности?

Рисунок 4. Обобщенный портрет целевой аудито-ши — студент 18-25 лет

на момент проведения исследования. С правой стороны схемы — «точка В» — цели, задачи, намерения, желания, к которым стремится сконструированный нами «обобщенный» образ респондента (см. рис. 4, где точка «А» реальность, исходные данные — левая сторона схемы, точка «В» ожидание, намерения, цель — правая часть).

Кроме того, на основании проведенных опросов с другими социальными группами, нами также была составлена «карта» их обобщенного портрета, которую мы сформировали в виде mind-map. В ней отражены психотипы целевой аудитории и краткие ее характеристики, страхи, которые они испытывают, риски, которые видят в проектной деятельности. Также в нашей схеме отражены проблемы, которые испытывает аудитория в сфере проектирования в настоящий момент, и то, какие попытки для их решения были применены. Их желания, ожидания (точка В) также отражены на данной карте. Нами были взяты за основу две категории: преподаватели школ, лицеев, колледжей, вузов (одна группа) и руководители — директора школ, лицеев, управленцы учреждений культуры, некоммерческих организаций и образовательных учреждений [17].

В течение последних пяти лет эффективность проектной деятельности и качество проектов значительно возросло — прежде всего, благодаря росту и развитию большого числа фондов, выделяющих значительные суммы на поддержку гражданских инициатив. Ранее в регионах уже появлялись проекты в сфере культуры и искусства, которые продолжают свое существование в течение многих лет (проекты-«ветераны», проекты «со стажем»), однако за последние годы их число, инспирированное деятельностью федеральных и региональных фондов и ресурсных центров, увеличилось в несколько раз.

Говоря о проектах «со стажем», хотелось бы отметить те из них, которые возникли буквально «на глазах» авторов настоящей статьи — на площадке Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Предварим немного рассказ о них информацией о том, какие этапы проходит студент при написании проекта, и как с течением времени менялась ситуация с проектированием в рамках учебных занятий.

С 2008 г. проектные идеи студентов консерватории возникают, вызревают и превращаются в проекты на занятиях по дисциплине «Арт-менеджмент» и являются

частью учебного процесса. Студенты изучают историю проектной деятельности, структуру проекта, учатся «упаковывать» свои идеи в виде законченного проектного документа. Как правило, работа идет в командах и строится на умении вырабатывать единую стратегию развития проекта. Проектирование в консерватории изучается с самых основ, с «нуля», оно становится доступным всем, не зависимо от специальности и курса. Главным объединяющим все проекты условием студенческого проекта в Саратовской консерватории является тот факт, что все они должны быть так или иначе связаны с творчеством, с искусством. Приставка «арт» в слове арт-проекты, арт-мастерские делает акцент именно на данной тематической сфере. Студенческие проекты могут быть как социальной, так и коммерческой направленности [12]. Учитывая специфику твор-

79

ческого вуза, большинство проектов — социального плана, но не исключены и коммерческие инициативы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студенты проходят проектирование, шаг за шагом изучая теорию и сразу же внедряя полученные знания на практике, в рамках разрабатываемого проекта. С 2016 г. проектная деятельность изучается в рамках курса «Основы арт-менеджмента» для бакалавров всех специальностей, а также предметов «Проектирование и маркетинг творческих мероприятий» для магистров и «Менеджмент в сфере культуры и искусства» для музыковедов и дирижеров академического хора (специ-алитет). По завершении обучения по всем программам, связанным с арт-менеджментом и проектированием, студенты представляют свои проекты на конкурс социокультурных и арт-проектов АРТстАРТ и защищают их перед авторитетным жюри. Презентация и открытая защита — важная часть проектной деятельности; студенты понимают, что нужно не только грамотно написать проект, но и ярко и творчески его представить. Конкурс АРТстАРТ проводится на базе СГК имени Л. В. Собинова ежегодно с 2009 г., с 2010 г. стал межвузовским, с 2016 г. Региональным, а с 2018 г. имеет статус Межрегионального. Возникнув внутри образовательного учреждения как часть учебного процесса (итоговая форма отчетности, экзамен), конкурс вышел за рамки одного учебного заведения и держит курс на статус Всероссийского. В 2020 г. АРТстАРТ впервые прошел в формате онлайн.

Сферы интересов студентов самые разные: это и сохранение национальных традиций, и создание творческих исполнительских коллективов, организация фестивалей, форумов, сфера культурного туризма, а также большой блок социальной тематики, связанной с доступностью учреждений культуры для детей и лиц с ОВЗ. Есть немало медиа-проектов, а также проектов, ориентированных на открытие творческих курсов и школ для взрослых, поддержка семей, молодых мам, студентов и других социальных групп1. Вся информация

0 конкурсе АРТстАРТ [2], его участниках и победителях, представлена на официальном сайте, уои-ШЬе канале [4] и в социальных сетях (вконтакте [1], фейсбук [3], ин-стаграм [5], одноклассники); также все конкурсы представлены на сайте Саратовской консерватории. Кроме того, конкурс получает широкую поддержку и освещение в местных, региональных и федеральных СМИ.

В рамках конкурса АРТстАРТ за более чем десятилетнюю историю его существования получили импульс к развитию сотни молодежных проектов. Ежегодно их число колеблется от 50 до 150, в финал (очная защита) проходят в среднем 20 проектов, несколько победителей делят между собой первое, второе и третье места и ряд номинаций (лучший социальный проект, лучшая презентация, посвящение вузу и другие). Таким образом, на настоящий момент в арсенале конкурса уже более

1 000 проектов. До 2018 г. проекты представлялись в печатном виде, и в настоящее время все они хранятся

в библиотеке Саратовской консерватории. С 2018 г. проекты представляются электронно и находятся в распоряжении организаторов конкурса АРТстАРТ, с полной защитой доступа к ним, с соблюдением авторских прав. Число проектных команд, которые вышли за рамки учебного проекта и реализуются в реальных условиях, растет с каждым годом [13]. Первоначально (20092012 гг.) процент «перешедших в реальность» проектов составлял от 5 до 10 % ежегодно. В период 2013-2018 число эффективных проектов, получающих развитие за пределами вузовской площадки, достигает 15-20 % ежегодно. После 2018 г. внедрение проектов в жизнь и получение финансовой поддержки из разных фондов перешагнуло порог 20 % и стремится к 30 %. В 2020 г. ситуация несколько изменилась в сторону уменьшения актуализации из-за переходов многих проектов в сферу онлайн. Но это стало также и положительным фактором для тех, кто увидел новые возможности для развития своего проекта за пределами образовательных рамок и учебных программ.

Среди проектов-долгожителей, которые стали гордостью нашего вуза, — Театр новой музыки, который и по сей день существует на базе Саратовской консерватории как экспериментальная творческая лаборатория, площадка для продвижения музыки современных композиторов. Автор проекта — композитор Владимир Орлов, в настоящее время — преподаватель класса композиции и ряда теоретических дисциплин в СГК имени Л. В. Собинова; в 2009 г., будучи студентом пятого курса, представил «Театр новой музыки» как свой проект на первом конкурсе. Еще одна творческая удача — эстрадно-симфонический оркестр BRIGTH LIGTH, дважды участвовавший в АРТстАРТе, когда его руководитель, Сергей Ноздрин, был еще студентом третьего и затем уже пятого курса. Ансамбль «Кураж», состоявший из четырех девушек-скрипачек, своим вдохновением и мастерством буквально заразивших не один концертный зал и украсивших множество праздничных событий, также просуществовал более пяти лет с 2009 г. Существующий в настоящее время Ансамбль старинной музыки ALIENOR также первые шаги делал в студенческое время, а его руководитель Василий Васин на страницах своих социальных сетей нередко вспоминает участие своего коллектива в АРТстАРТе. Эти и многие другие студенческие инициативы дают нам основание полагать, что конкурс социокультурных и арт-проектов АРТстАРТ имеет не только образовательную, но и стратегическую миссию, открывает пути реализации новым молодежным проектам и инициативам.

Конкурс АРТстАРТ стал своего рода тренировочной площадкой, промежуточным звеном между проектированием в рамках учебного процесса и «большими» площадками регионального и федерального уровня, на которых распределяются грантовые средства под конкретные проекты. В настоящее время есть множество конкурсов, где можно представить свой проект

1 Подробнее об этом мы рассказывали в статье «Идея — проект — воплощение: студенческие арт-проекты в сфере культурной политики» [12, с. 147].

80

и получить на него денежные средства как для физических лиц, так и для организаций — Фонд Потанина, Фонд «Русский Мир», Фонд имени Горчакова и, конечно же, лидер — Фонд президентских грантов. Однако мы остановим в данной статье свое внимание на одном из ведущих молодежных грантовых операторов РФ, Всероссийском конкурсе молодежных проектов «Ро-смолодежь» (ВКМП «Росмолодежь»). Данная площадка активно развивается в очном (форумная кампания) и заочном (конкурсы для физлиц, вузов, НКО) форматах и ежегодно предоставляет возможность сотням молодых людей получить финансовую поддержку своих проектов. Конкурс АРТстАРТ стал стартовой площадкой для будущих побед целого ряда номинантов ВКМП «Росмолодежь». Среди них — выпускники консерватории, которые первоначально представили свои проекты перед жюри конкурса АРТстАРТ. Алексеенко Дмитрий, студент фортепианного факультета, в 2014 г. участвовал в форуме Приволжского федерального округа <аВол-га» и получил грант в размере 300 000 рублей на свой проект «Мелодия надежды», посвященный интеграции детей-инвалидов в обучающие и концертные музыкальные программы. В 2018 г. фольклорист Дарья Кузнецова получила грант Росмолодежи (200 000 рублей) на свой проект «Петрушка» в рамках заочного конкурса для физлиц. Проект посвящен организации ряда выступлений детского коллектива «Родничок» в детских домах Саратовской области. Хухлова (Копытина) Олеся (специальность — фортепиано) стала обладателем гранта 300 000 рублей на организацию летней творческой площадки Free-art на базе Дома культуры Кизлярского района (Удмуртия). Благодаря данному проекту дети в период летних каникул получили возможность бесплатно посещать творческие занятия (направления живопись, музыка, хореография) на свежем воздухе, в парке, под руководством опытных педагогов. Губова Анастасия (специальность — аккордеон) получила

грант в размере 300 000 рублей на открытие своей школы «Музыкоешка» для подготовки детей разного возраста к поступлению в музыкальную школу. И, наконец, команда студентов СГК имени Л. В. Собинова под руководством Сергеевой И. В. в 2018 г. выиграла грант в размере 900 000 рублей на организацию Межрегионального конкурса социокультурных и арт-проектов АРТстАРТ. Так, впервые благодарю гранту Росмолодежи наш конкурс, базирующийся на инициативах и энтузиазме его создателей, получил финансовую поддержку и вышел на новый уровень своего развития.

V. ВЫВОДЫ

В современных условиях неопределенности экономики сфера услуг индустрии культуры России, обладая нереализованным потенциалом, имеет возможности повышения эффективности функционирования путем рационального управления потоковыми процессами. Данная проблематика и обуславливает необходимость: уточнения классификации услуг сферы культуры, определения основных признаков общей классификации услуг, потоковых процессов, разработки экономико-математической модели развития и формирования потоковых процессов, отличающихся объектной направленностью, исследования многоуровневой системы обслуживания.

На основе проведенного анализа следует предложить систему мер по оптимизации процессов индустрии культуры и созданию единой системы услуг культуры и искусств. Актуальность применения анализа стратегических направлений развития индустрии культуры для формирования модели повышения эффективности в региональных системах индустрий культуры выявляет именно молодежное студенческое проектирование как метод стратегического планирования и минимизации рисков развития индустрии культуры РФ.

Литература

1. АРТстАРТ / Вконтакте — https://vk.com/artstartkonkurs.

2. АРТстАРТ / Инстаграм — https://www.instagram.com/ artstart2018/.

3. АРТстАРТ / Сайт конкурса — http://artstartproject.ru/.

4. АРТстАРТ / Фейсбук — https://www.facebook.com/ groups/artstart.online/.

5. АРТстАРТ / You-tube — канал — https://www.youtube. com/channel/UC73zp21Gb4bU88YwK2Habsg?view_as=subscriber.

6. Бегельсдайк Ш., Маселанд Р. Культура в экономической науке. История, методологические рассуждения и области практического применения в современности. СПб.: Изд-во Института Гайдара, Международные отношения, Факультет свободных искусств и наук, 2016. 446 с.

7. Генисаретский О. И. Философия проектности: из истории проектной культуры второй полвины ХХ века. URSS, 2016. 400 с.

8. Глазычев В. Л. Лекция об эволюции проектирования — http://www.shkp.ru/lib/archive/second/2001-1/8.

9. Мальшина Н. А. Разработка модели новой парадигмы

развития индустрии культуры // Экономика фирмы. Научные исследования и разработки. 2019. Т. 8. № 3. С. 52-60.

10. Опрос о проектах и конкурсах — https://docs.google.com/ Рогт8^/1Х^г19Хтт5«таП^МЩ-8_-6ТН5оху^ХО^МНе0/ е^?шр=8Ьаг^.

11. Полозова И. В. Научная жизнь Саратовской консерватории: традиции и новые тенденции на примере научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому «Проблемы художественного творчества» // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2020. № 1 (7). С. 85-91.

12. Сергеева И. В. Идея — проект — воплощение: студенческие арт-проекты в свете современной культурной политики // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. По материалам Международного научного форума. Том X. Редактор-составитель А. И. Демченко. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2020. С. 142-151.

13. Сергеева И. В. Образовательные возможности социальных сетей в преподавании гуманитарных дисциплин.

Научное мнение: научный журнал // Санкт-Петербургский университетский консорциум. 2014. № 8. 283-292.

14. Сергеева И. В. Профессиональная идентичность музыканта в контексте культурной политики региона // Социальная политика в пространстве постсоциализма: идеологии, акторы, культуры. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции «Социальная политика в пространстве постсоциализма: идеологии, акторы, культуры». Саратов, СГТУ имени Гагарина Ю. А., 22-23 ноября 2013 г. Саратов: СГТУ. 2014. С. 197-202.

15. Тросби Д. Экономика и культура. М.: Изд. дом Высшей школы экономик. 2013. 159 с.

16. Управление проектом. Основы проектного управления.

М.: КНОРУС, 2011. 768 с.

17. ЦА_TAKEPROJECT — https://coggle.it/ diagram/xbiV0172Ik9w7dbP/t/%D1%86%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-takeproject-2020/b0a3e4069617 9049a081aaf6910b66f30448291ab4573c2a84eba170ae385ba3.

18. ЩедровицкийП. Г. Лекция о метаметодологии проектирования — http: //www.shkp.ru/lib/archive/second/2001-1/4.

19. Malshina N. A., Garnov A. P. Modern principles analysis of resource flows in crisis conditions: culture and creative industry. San Francisco, Academus Publ., 2020, pt. 1, 101 p. DOI: 10.31519/978-1-4946-0018-1 (in Russian). Available at: https:// academuspub.com/en/nauka/monography/1895/view (Date of access 03.12.2020).

References

1. ARTstART / Vkontakte [ARTstART / Vkontakte] — https:// vk.com/artstartkonkurs.

2. ARTstART / Instagram [ARTstART / Instagram] — https:// www.instagram.com/artstart2018/.

3. ARTstART / Sajt konkursa [ARTstART / Contest website] — http://artstartproject.ru/.

4. ARTstART / Fejsbuk [ARTstART / Facebook] — https:// www.facebook.com/groups/artstart.online/.

5. ARTstART / You-tube — kanal [ARTstART / You-tube-chan-nel] — https://www.youtube.com/channel/UC73zp21Gb4bU88Y-wK2Habsg?view_as=subscriber.

6. BegelsdijkSh., Maseland R. Kul'tura v ekonomicheskoj nauke. Istoriya, metodologicheskie rassuzhdeniya i oblasti prakticheskogo primeneniya v sovremennosti [Culture in economic science. History, methodological reasoning and areas of practical application in modernity]. SPb.: Publishing House of the Gaidar Institute, International Relations, Faculty of Liberal Arts and Sciences, 2016. 446 p.

7. Genisaretsky O. I. Filosofiya proektnosti: iz istorii proektnoj kul'tury vtoroj poloviny XX veka [The philosophy of project making: from the history of project culture of the second half of the 20th century]. URSS, 2016. 400 p.

8. Glazychev V. L. Lektsiya ob evolyutsii proektirovaniya [Lecture on the evolution of design] — http://www.shkp.ru/lib/archive/ second/2001-1/8.

9. Malshina N. A. Razrabotka modeli novoj paradigmy razvitiya industrii kul'tury [Development of a model of a new paradigm for the development of the cultural industry] // Ekonomika firmy. Nauchnye issledovaniya i razrabotki [The economy of a firm. Research and development]. 2019. Vol. 8. № 3. Pp. 52-60.

10. Opros o proektah i konkursah [Survey on projects and competitions] — https://docs.google.com/forms/d/1X_bkDrl9X-mm5wziTRqRAbJ-8_-6TH5oxyIgX0KwMHe0/edit?usp=sharing.

11. Polozova I. V. Nauchnaya zhizn' Saratovskoj konserva-torii: traditsii i novye tendentsii na primere nauchnyh chtenij, posvyashchennyh B. L. Yavorskomu «Problemy hudozhestvennogo tvorchestva» [Scientific life of the Saratov Conservatory: traditions and new trends on the example of scientific readings dedicated to B. L. Yavorsky «Problems of artistic creativity»] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya. [Journal ofSaratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2020. № 1 (7). Pp. 85-91.

12. Sergeeva I. V. Ideya — proekt — voploshchenie: studenches-kie art-proekty v svete sovremennoj kul'turnoj politiki [Idea — project — implementation: students' art projects in the light of modern

cultural policy] // Dialog iskusstv i art-paradigm. Stat'i. Ocherki. Materialy. Po materialam Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. Tom X [Dialog of Arts and Art paradigms. Articles. Essays. Materials. Based on the materials of the International Scientific Forum. Vol.X]. Redaktor-sostavitel' A. I. Demchenko. Saratov: Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov, 2020. Pp. 142-151.

13. Sergeeva I. V. Obrazovatel'nye vozmozhnosti social'nyh setej v prepodavanii gumanitarnyh discipline. Nauchnoe mnenie: nauchnyj zhurnal [Educational opportunities of social networks in teaching humanities] // Sankt-Peterburgskij universitetskij konsortsium [Saint-Petersburg University Consortium]. 2014. № 8. Pp. 283-292.

14. Sergeeva I. V. Professional'naya identichnost' muzykan-ta v kontekste kul'turnoj politiki regiona [Professional identity of a musician in the context of the cultural policy of the region] // Social'naya politika v prostranstve postsocializma: ideologii, aktory, kul'tury [Social policy in the space of post-socialism: ideologies, actors, cultures]. Sbornik nauchnyh statej Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii «Sotsial'naya politika v prostranstve postsocializma: ideologii, aktory, kul'tury». Saratov, Gagarin State Technical University, November 22-23, 2013, Saratov: SSTU. 2014. Pp. 197-202.

15. Throsby D. Ekonomika i kul'tura [Economy and culture]. M.: Izd. dom Higher School of Economics. 2013. 159 p.

16. Upravlenie proektom. Osnovy proektnogo upravleniya [Project management. Fundamentals of project management]. M.: KNORUS, 2011. 768 p.

17. CA_TAKEPROJECT [CA_TAKEPRO J-ECT] — https://coggle.it/diagram/XbiVO172Ik-9 w 7 d b P /1 / % D 1 % 8 6 % D 0 % B 0 - % D 0 % B 4 % D 0 % B -B % D 1 % 8 F - t a k e p r o j e c t - 2 0 2 0 / b0a3e40696179049a081aaf6910b66f30448291ab4573c2a84e-ba170ae385ba3.

18. Shchedrovitsky P. G. Lektsiya o metametodologii proektirovaniya [Lecture on the metamethodology of design] — http:// www.shkp.ru/lib/archive/second/2001-1/4.

19. Malshina N. A., Garnov A. P. Modern principles analysis of resource flows in crisis conditions: culture and creative industry. San Francisco, Academus Publ., 2020, pt. 1, 101 p. DOI: 10.31519/978-1-4946-0018-1 (in Russian). Available at: https:// academuspub.com/en/nauka/monography/1895/view (Date of access 03.12.2020).

Информация об авторах

Наталия Анатольевна Мальшина E-mail: malsnataliya@yandex.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1

Information about the authors

Natalia Anatolievna Malshina E-mail: malsnataliya@yandex.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Kirov Av.

Ирина Владимировна Сергеева E-mail: irinas73@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1

Irina Vladimirovna Sergeeva E-mail: irinas73@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Kirov Av.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.