Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школа / учащиеся / начальные классы / младшие школьники / проект / проектная деятельность / метапредметные результаты. / school / students / elementary grades / junior high school students / project / project activity / meta-subject results.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробейникова Ольга Юрьевна

в данной статье автор, учитель начальных классов, касается важной темы организации проектной деятельности младших школьников. Автор подчеркивает значение этой деятельности для формирования универсальных учебных действий и достижения метапредметных результатов, установленных ФГОС НОО. В статье кратко изложены основные рекомендации для разработки успешного проекта, которые составлены как на основе уже существующих методических материалов, так и с опорой на опыт реализации проектной деятельности в школе, где работает автор статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коробейникова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES IN ELEMENTARY SCHOOL

in this article, the author, a primary school teacher, deals with an important topic of organizing the project activities of younger schoolchildren. The author emphasizes the importance of this activity for the formation of universal educational activities and the achievement of metasubject results established by the Federal State Educational Standard. The article summarizes the main recommendations for the development of a successful project, which are compiled both on the basis of existing methodological materials and based on the experience of implementing project activities at the school where the author of the article works.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Коробейникова О.Ю.

Коробейникова Ольга Юрьевна - учитель начальных классов, Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 102,

г. Краснодар

Аннотация: в данной статье автор, учитель начальных классов, касается важной темы организации проектной деятельности младших школьников. Автор подчеркивает значение этой деятельности для формирования универсальных учебных действий и достижения метапредметных результатов, установленных ФГОС НОО. В статье кратко изложены основные рекомендации для разработки успешного проекта, которые составлены как на основе уже существующих методических материалов, так и с опорой на опыт реализации проектной деятельности в школе, где работает автор статьи. Ключевые слова: школа, учащиеся, начальные классы, младшие школьники, проект, проектная деятельность, метапредметные результаты.

ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES IN ELEMENTARY SCHOOL

Korobeynikova O.Yu.

Korobeynikova Olga Yurievna - primary school teacher, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL NO. 102,

KRASNODAR

Abstract: in this article, the author, a primary school teacher, deals with an important topic of organizing the project activities of younger schoolchildren. The author emphasizes the importance of this activity for the formation of universal educational activities and the achievement of metasubject results established by the Federal State Educational Standard. The article summarizes the main recommendations for the development of a successful project, which are compiled both on the basis of existing methodological materials and based on the experience of implementing project activities at the school where the author of the article works. Keywords: school, students, elementary grades, junior high school students, project, project activity, meta-subject results.

УДК 372.4

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает достижение учащимися планируемых результатов. Как известно, они делятся на три группы: личностные, метапредметные и предметные.

Личностные результаты достигаются посредством активной воспитательной деятельности педагогов как на уроках, так и в рамках различных внеурочных мероприятий в стенах школы и за ее пределами. Определить степень освоения личностных результатов можно с помощью оценки нравственных качеств ребенка, отраженных в письменных характеристиках, которые классные руководители пишут по окончании каждого года обучения, фиксируя изменения и личностный рост учащихся.

Достижение предметных результатов непосредственно связано с учебным процессом. Степень освоения учащимся предметных результатов определяет посредством различных диагностик: текущих контрольных работ, предусмотренных учебной программой, школьных административных мониторингов, региональных и всероссийских проверочных работ. Также уровень достижения учащимися предметных результатов можно выявить с помощью различных олимпиад и конкурсов, в которых учащиеся демонстрируют уровень своих знаний по различным предметам [1].

Метапредметные результаты - это общеучебные навыки, которые приобретаются детьми в процессе обучения и воспитания. Это умение самоорганизовываться, ставить цели, планировать свою работу, выстраивать взаимоотношения с окружающими, использовать в повседневной жизни и в учебных целях различные навыки, выходящие за рамки отдельно взятых предметов. Как определить уровень владения этими навыками?

Для определения уровня достижения планируемых метапредметных результатов самым эффективным средством является проектная деятельность. Именно детский проект может продемонстрировать, на каком уровне владения метапредметными результатами находится ребенок на данном этапе.

В Федеральной образовательной программе слово «проект» встречается 547 раз. В каждой рабочей программе учебных предметов предусмотрена проектная деятельность учащихся. Подробно о ней написано в Программе формирования универсальных учебных действий, которая является обязательной частью основной образовательной программы школы [1].

Существует огромное количество методической литературы на данную тему. Уже, практически, каждый педагог, как опытный, так и начинающий, понимает, что такое проект и способен качественно организовать проектную деятельность с учащимися. Однако хочется еще раз заострить внимание на самых важных моментах, без которых проектная деятельность не будет иметь должного эффекта и не достигнет своей цели.

Главное, что нужно помнить, приступая к работе над проектом, что проект - это шесть «П». Проблема — Планирование — Поиск информации — Продукт — Презентация — Портфолио.

1. Проект создается только тогда, когда возникает первое «П» - проблема. По сути, проект - это и есть решение проблемы. В детском проекте проблема должна быть такой, которая может быть решена ребенком совместно с учителем или родителями. Не следует поднимать в детских проектах глобальные мировые проблемы, которые ребенок не в силах ни понять, не решить. Проект ребенка должен быть практичным, социально значимым, приносящим кому-то конкретную пользу. Поиск такой проблемы для проекта — одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю вместе с учащимися.

Целью любого проекта является решение поставленной проблемы. Если проблема сформулирована, то и цель определить несложно.

2. Планирование - это то, с чего начинается работа над проектом. В процессе планирования также определяется вид продукта и форма его представления (презентации).

3. Поиск информации - это очень важный этап. Информационный материал для проекта нарабатывается ребенком совместно с учителем, являющимся руководителем проекта. Также к этом процессу могут быть подключены родители, которые, как правило, заинтересованы в успешной работе ребенка над проектом.

После того, как материал для проекта собран, следует его внимательно проанализировать, убрать лишнее, структурировать и привести в рамки регламента, соблюдая количество страниц, предусмотренное положением о проектах. Работа с информацией - это важная составляющая исследовательской деятельности, которая присутствует в каждом проекте, какой бы направленности он ни был.

4. Результатом работы над проектом является продукт. Продукты проектов могут быть совершенно разными в зависимости от направленности проектов. Это могут быть технические изобретения, творческие работы (литературные, музыкальные и художественные произведения, предметы декоративно-прикладного творчества), видеоматериалы (мультфильмы, учебные видео, рекламы и т.д.), наглядные пособия (буклеты, презентации, дидактические материалы), экскурсии и многое другое.

5. Презентация (защита) проекта в школе может осуществляться как на уроках, так и на специально организованных школьных конференциях. Защита проекта - это всегда очень ответственное и волнительное дело для ребенка, требующее специальной подготовки. Защита проекта на конференции всегда более значима и эффективна.

В нашей школе ежегодно проводится научно-практическая конференция «Планета знаний». На этом мероприятии дети учатся не только представлять свои проекты, но и слушать друг друга, задавать вопросы, оценивать объективно свои результаты и результаты других участников.

В рамках конференции работают секции по различным направлениям, где собираются ребята с общими интересами. Работа (защита проектов) в таких секциях всегда проходит очень интересно, активно. Порой в процессе работы возникает немало идей для новых проектов. Также в рамках конференции проводится конкурс ученических проектов, победители которого получают специально разработанные для этого мероприятия грамоты.

6. Портфолио — это папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта (черновики, фотографии, отчеты и т.д.) и, конечно же, сам проект, напечатанный на бумажном носителе [2].

В заключении хочется упомянуть о том, что наряду с содержанием проекта немаловажную роль играет его оформление. В каждой школе обязательно должно быть разработано положение о проектной деятельности, в котором прописываются чёткие требования к оформлению проектной работы и критерии оценивания проектов. Руководитель проекта должен помогать ребенку младшего школьного возраста правильно оформить проект, т.к. ребенок не сможет это сделать сам. Также к этой работе можно привлечь и родителей. При этом необходимо заострить внимание детей на правильном оформлении списка литературы. Необходимо научить детей начальных классов понимать структуру проекта (введение, основная часть, заключение), а также значение и особенности содержания каждого раздела.

Правильное соблюдение требований к проекту формирует у ребенка навыки написания научной работы, которые обязательно будут востребованы в будущем на всех ступенях образования.

Показателем уровня достижения метапредметных результатов является проектная деятельность учащихся, которая должна быть организована в классе и в школе со всей степенью ответственности. Школьные проекты учащихся начальных классов - это первые шаги на пути к новым знаниям.

Проектная деятельность развивает и личностные качества ребенка, и его предметные познания, и что особенно важно - формирует научное мышление и прививает интерес к науке.

Список литературы /References

1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" [Электронный ресурс] / https://static.edsoo. ru/proj ects/upload/FOP_NOO.pdf

2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2005. — 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.