Научная статья на тему 'Практика проектного управления на уроках в школе'

Практика проектного управления на уроках в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
621
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод проектов / проектное обучение / проектное управление на уроках / инновации в образовании / дидактика / технологическая карта урока / учебные умения / педагогическое проектирование / бизнес-план / project method / project training / project management in the classroom / innovation in education / didactics / lesson technological map / teaching skills / pedagogical design / business plan

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Мария Александровна, Алешина Анна Валентиновна, Булгаков Андрей Леонидович

В статье рассматривается метод проектов как форма учебного процесса, анализируется инновационная сущность метода проектов в образовании, рассматривается история возникновения проектных форм проведения занятий. Особое внимание уделяется факторам управления проектами на уроках. Сравниваются особенности традиционных и проектных уроков. Выделены ключевые дидактические принципы управления проектной деятельностью. Авторами рассматриваются аспекты управления проектной деятельностью в вопросах повышения эффективности учебно-воспитательного процесса; систематизируются составляющие успешного урока на основе процесса управления проектной деятельностью; анализируется технологическая карта проектного урока; сравниваются слагаемые успешного проектного урока – умения, навыки, универсальные учебные действия, креативность, практическая ориентация. Сегодня педагогика интенсивно подпитывается техническими и информационными технологиями. В статье рассматривается популярная педагогическая технология “scrum” и ее сущность для системы школьного образования “edu scrum”. Ключевые приоритеты SCRUM-уроков – это работа в командах, самоорганизация, становление как мотиватора, возможность создать деловой стартап в стенах школы, связь школьников с реальным производством и бизнесом. Модератор (учитель) определяет список источников для реализации проекта, например, аудиои видеоносители, интерактивные и интернет-ресурсы, электронные и печатные учебники и сборники, периодическая пресса и др. Школьный класс объединяется в проектные команды. Сегодня с участием школьников создаются высокотехнологичные учебные мастерские и лаборатории, на практике применяются нанотехнологии, робототехника, биотехнологии, альтернативные источники энергии. Управление проектами в школе подразумевает достижение целей учебно-производственной деятельности, проведение технико-экономического измерения эффективности проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Мария Александровна, Алешина Анна Валентиновна, Булгаков Андрей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF DESIGN MANAGEMENT AT LESSONS AT SCHOOL

The article considers the method of projects as a form of the educational process. The innovative essence of the method of projects in education is analyzed. The history of the origin of project forms of conducting classes is considered. Particular attention is paid to the factors of project management in the classroom. The features of traditional and project lessons are compared. The key didactic principles of project activity management are singled out. The aspects of project activity management in questions of increasing the effectiveness of the teaching and educational process are considered. The components of a successful lesson are systematized through the prism of the project management process. The technological map of the project lesson is analyzed. The components of a successful project lesson are compared: skills, skills, universal learning activities, creativity, practical orientation. Today, pedagogy is intensively fueled by technical and information technologies. The article describes the popular pedagogical technology “scrum” and its essence for the school education system “edu scrum”. The key priorities of SCRUM lessons are teamwork, self-organization, changing the role of a teacher from a dictaphone to a motivator, the opportunity to create a business startup within the school, the connection of schoolchildren with real production and business. The moderator (teacher) determines the list of sources for the implementation of the project, for example, audio and video carriers, interactive and Internet resources, electronic and printed textbooks and collections, periodicals, etc. The school class is combined into project teams. Today, with the participation of schoolchildren, high-tech training workshops and laboratories are created, in practice nanotechnology, robotics, biotechnology, alternative energy sources are used. Project management in the school implies the achievement of the objectives of training and production activities, it is necessary to carry out a technical and economic measurement of the effectiveness of the project.

Текст научной работы на тему «Практика проектного управления на уроках в школе»

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Практика проектного управления на уроках в школе

Кузнецова Мария Александровна,

юрист, преподаватель гуманитарных дисциплин, директор школы № 1065 города Москвы E-mail: masha812@yandex.ru

Алешина Анна Валентиновна,

кандидат экономических наук, руководитель образовательных проектов ООО «Институт экспериментальной экономики и финансов МГУ имени М.В. Ломоносова», доцент кафедры «Финансы и кредит» экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: annaaleshina@mail.ru

Булгаков Андрей Леонидович,

кандидат экономических наук, доцент НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, генеральный директор ООО «Институт экспериментальной экономики и финансов МГУ имени М.В. Ломоносова» E-mail: z3900207@mail.ru

В статье рассматривается метод проектов как форма учебного процесса, анализируется инновационная сущность метода проектов в образовании, рассматривается история возникновения проектных форм проведения занятий. Особое внимание уделяется факторам управления проектами на уроках. Сравниваются особенности традиционных и проектных уроков. Выделены ключевые дидактические принципы управления проектной деятельностью. Авторами рассматриваются аспекты управления проектной деятельностью в вопросах повышения эффективности учебно-воспитательного процесса; систематизируются составляющие успешного урока на основе процесса управления проектной деятельностью; анализируется технологическая карта проектного урока; сравниваются слагаемые успешного проектного урока - умения, навыки, универсальные учебные действия, креативность, практическая ориентация. Сегодня педагогика интенсивно подпитывается техническими и информационными технологиями. В статье рассматривается популярная педагогическая технология "scrum' и ее сущность для системы школьного образования "edu scrum". Ключевые приоритеты SCRUM-уроков - это работа в командах, самоорганизация, становление как мотиватора, возможность создать деловой стартап в стенах школы, связь школьников с реальным производством и бизнесом. Модератор (учитель) определяет список источников для реализации проекта, например, аудио- и видеоносители, интерактивные и интернет-ресурсы, электронные и печатные учебники и сборники, периодическая пресса и др. Школьный класс объединяется в проектные команды. Сегодня с участием школьников создаются высокотехнологичные учебные мастерские и лаборатории, на практике применяются нанотехнологии, робототехника, биотехнологии, альтернативные источники энергии. Управление проектами в школе подразумевает достижение целей учебно-производственной деятельности, проведение технико-экономического измерения эффективности проекта.

Ключевые слова: метод проектов; проектное обучение; про— ектное управление на уроках; инновации в образовании; дидактика; технологическая карта урока; учебные умения; педа-" гогическое проектирование; бизнес-план. сч о см со

Метод проектов (метод проблем) был разработан в 20-е годы ХХ века в США. Автором считается американский ученый-исследователь Джон Дьюи. Метод проектов - обозначение, появившееся в более позднее время. [15, с. 96].

Термин стал использоваться только в середине XX века. В этот же период методика получила широкое распространение, интегрировалась в образовательную систему многих стран. Известный советский педагог С.Т. Шацкий с последователями внедряли проектный метод обучения в образовательный процесс, его также поддержала Н.К. Крупская. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Надежды Константиновны, однако позже он советскими школами не использовался.

На момент создания методология считалась одной из самых инновационных. В ее основу было заложено построение всей системы преподавания на обратной связи с обучающимися. Во главу угла ставилось превалирование личной заинтересованности учеников в повышении уровня своих знаний и в самом учебном процессе. Это и являлось основным отличием метода проектов от типовой дидактически-трансляционной системы преподавания, используемой ранее повсеместно и не имеющей альтернатив. [2, с. 95].

Вторая половина ХХ века ознаменовалась сильным интересом к новейшим педагогическим технологиям, в том числе очень активно стал использоваться проектный метод в образовании. Данная тенденция наметилась почти во всех странах мира [7, с. 38]. Причем разработка проектного метода обучения успешно внедрялась как в России, так и в США. Особенно это стало заметно в постреволюционной школе первой четверти ХХ века. В учебный процесс стали активно внедряться новые идеи:

- педагогика сотрудничества;

- мотивация личного интереса учеников;

- ориентация учебного процесса на практику;

- стажировка на реальном производстве.

Секрет успешного преподавания дисциплины

с использованием проектного метода заключался именно в гармоничном сочетании теоретических знаний и практики. Используемые проектные технологии «обеспечивают успешное усвоение навыков, умений и знаний, формирование компетентности в любой предметной области познаний» [8, с. 11].

Применение методики управления проектами реализует «учебное сотрудничество: умение рас-

пределять работу, договариваться, оценивать общий результат деятельности и свой вклад» [11, с. 12]. Оно дает возможность закрепить полученные навыки и умения на практике.

Эффективность рассматриваемой методики обеспечивается предоставлением свободы выбора: ребенок может самостоятельно принимать решения, осуществлять выбор способов реализации задания. [5, с. 38]. Причем такие решения могут различаться типом взаимодействия с другими участниками проектной работы, выбором способа действия, распределением ролей между участниками, что вырабатывает организаторские и административные навыки у участников проекта.

Существует ряд основных дидактических принципов управления проектной деятельностью:

- стимуляция активности социального характера, интереса к учебному процессу и самостоятельному обучению;

- интеграция в образовательный процесс воспитания и развития личности;

- создание дополнительной мотивации для учебно-познавательной работы учащихся;

- формирование научного мировоззрения учащихся.

Серьезную поддержку оказывает проектная работа в повышении эффективности как воспитательного, так и учебного процесса. Участие в проектной деятельности положительно сказывается на итоговой аттестации учащихся; позволяет оценить степень усвоения учащимися основной образовательной программы в соответствии с ФГОС в начальной, основной и старшей школах.

Технологическая карта проектного обучения. Проектное обучение позволяет повысить креативность мышления учащихся и наработать практические навыки, учитывает особенности ме-тапредметности обучения, однако реализация этого метода требует использования высокотехнологической учебной карты, использование которой становится актуальным при реализации учебно-воспитательного процесса в школе и позволяет решать следующие задачи:

- развить уже имеющиеся навыки, умения;

- оптимизировать универсальные учебные действия (далее - УУД) [1, с. 27].

Применение методики этого типа уже доказало свою эффективность при реализации проектного управления в образовательных учреждениях.

Разработка технологической карты изначально позиционировалась как инновационная система для управления образовательным процессом. С ее помощью можно максимально точно и адекватно отобразить процесс управления учебным процессом, измерить степень эффективности и качество преподавания как в начальной, так и в старшей школе.

Применение технологической карты дает возможность пошагово разработать план достижения основных показателей УУД, оценить требуемую скорость для достижения результата, разработать план освоения основных образовательных

программ в соответствии с требованиями ФГОС на всех ступенях образования.

Использование статистики, полученной в результате применения карт, позволяет оценить реализацию поставленных задач, планов. Выполнение требований ФГОС также не составит труда оценить с помощью данных карт. Применение практики проектного управления с применением технологической карты позволяет обеспечить реализацию следующих умений, навыков:

- предметных;

- личностных;

- метапредметных (универсальных).

Одним из самых перспективных направлений для школ сегодня является инновационная проектная деятельность самих учащихся. Основными причинами актуальности использования проектного типа обучения являются: сравнительно высокие требования к преподавателю и обучающемуся, внушительные объемы изучаемого материала, метапредметные особенности ФГОС. В основе проектного управления лежит один из принципов успешного менеджмента - мозговой штурм. Его использование позволяет обучающимся:

- эффективно проявлять свои таланты и личностные качества;

- совершенствовать коммуникационные навыки;

- повысить уровень владения учебными предметами;

- заниматься самообразованием;

- стать более самоорганизованными и самостоятельными;

- получить практические навыки.

Проектное управления дает возможность школьнику развиваться всестороннее. Применение различных способов проектирования (индивидуального, группового, метапредметного) позволяет решить вопрос личностного роста учащегося. Проектная технология обучения, рассмотренная выше, получила широкое распространение не только на территории нашей страны, она используется в школах разных стран, в том числе в США, Японии, Финляндии, Южной Кореи и других стран.

Термин «проектное обучение» (от лат. р^еси - «брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд») означает самостоятельный поиск пути.

Учебно-познавательный проект - целенаправленное, практико-ориентированное, самостоятельное решение учебной проблемы школьником. Использование такого проекта позволяет сразу охватить несколько задач: познавательные, конструкторские, исследовательские и др. Проблема решается оперативно, ученик ориентируется на положительный результат.

Основная цель - закрепить метапредметные навыки и умения и самостоятельно обучиться без помощи преподавателя. Метод предполагает как индивидуальное, так и коллективное решение различных задач. В первую очередь проектный метод нацелен на коллективное взаимодействие. Имен-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

но таким образом нарабатывается навык коммуникации. Проектная технология обучения позволяет осваивать образовательную программу, соответствующую ФГОС, а также повышает мотивацию к получению знаний и усвоению учебной программы, увеличивает интерес школьников к образованию.

Проектный метод обладает рядом признаков, повышающих эффективность его применения и достижения результата, в том числе вариативностью (по темам, методам проведения, содержанию, длительностью реализации проекта, количеству вовлеченных участников, распределению ролей в группе, формам исполнения), высоким целе-полаганием, эффективным управлением уроков. Формы исполнения проекта включают в себя классическую презентацию, печатную статью, доклад на конференции, школьную стенгазету и другие формы. Основной критерий выбора формы исполнения - доступность представляемой информации. [10, с. 22].

Она должна легко восприниматься. Проектное управление на проводимых в школе уроках - одно из самых эффективных средств для развития ребенка, которое дает возможность раскрыть творческий потенциал учащегося и научиться работать в группе, выявляет лидеров и организаторов и хороших исполнителей, которые могут пошагово реализовать поставленные задачи, помогает решать возникающие межличностные конфликты, обучая учащихся совместным действиям, когда вклад и усилия каждого из участников проекта важны и влияют на общий результат достижения целей проекта [14, с. 45].

Одним из основных преимуществ использования такого типа обучения является то, что учащийся самостоятельно приходит к пониманию основной цели своего обучения, что в дальнейшем помогает расставить верные приоритеты в личностном развитии. [3, с. 178]. Помимо вышеперечисленного учащиеся смогут:

- лучше понимать цель учебного процесса и возможность практического использования полученных знаний;

- улучшить контроль за своей учебной деятельностью.

К недостаткам проектного метода можно отнести невозможность системно усвоить всю учебную программу по каждому предмету, так как нельзя все темы учебных предметов поделить на проекты. Значительное число учебного материала требует системного пошагового освоения с закреплением пройденного. Проектный метод позволяет повысить интерес к процессу обучения и имеет ряд других положительных качеств, перечисленных выше, но требует применения в комплексе с другими познавательными методами. 5 Системно-деятельностная парадигма школь-§ ного обучения, заложенная во ФГОС, может быть ^ эффективно реализована именно с использова-° нием проектного метода обучения. Использова-2 ние такого подхода позволяет преподавателю

сделать свою позицию как учителя оптимальной. [4, с. 19].

Применение системно-деятельностной парадигмы проектного метода вместо учителя - обычного ретранслятора знаний - дает учащемуся наставника, администратора познавательной деятельности. Фактически школьник занимается самообучением. Учитель лишь модерирует процесс и выступает в роли научного консультанта.

Федеральный государственный образовательный стандарт регламентирует системно-деятельностную парадигму проектного управления, которая включает в себя следующие виды учебной деятельности:

- творческую;

- ролевую;

- исследовательскую;

- научную;

- поисковую.

Эффективная реализация проектной деятельности для успешного освоения ФГОС требует осуществить типологизацию проектной деятельности. [13, с. 36].

Наиболее часто в школах применяются следующие типы проектного управления.

Научно-исследовательские проекты. Данная методика подчиняется строгой логике научного исследования, что предусматривает структуру деятельности, соответствующую реализации научного проекта. Это позволяет упорядочить процесс поиска информации, упрощает анализ получаемого результата. Структура проектов этого типа обязательно включает в себя ряд требований: формулирование объекта и субъектов исследования, постановку задачи, оценку актуальности, разработку проблематики, формулирование и отбор основных методов исследования, выдвижение гипотезы.

Проекты творческого характера. Основная задача, поставленная во главе угла при реализации этого направления, - развитие и максимальное раскрытие творческого потенциала школьников. Подобные проекты позволяют развить такие качества, как креативность и эрудиция. Школьники учатся добиваться поставленных задач, заранее определенного творческого результата. Использование такой методики позволяет популяризовать, сделать более значимым творческий проект.

Ролевые проекты. Основное назначение подобных проектов - создать имитацию взрослой жизни и протестировать будущие роли. Подобный симулятор позволит школьникам примерить на себя роль политика, ученого, руководителя крупной организации, директора фирмы и др., оценить, насколько комфортно ученики чувствуют себя в заданной роли. Учащиеся смогут самостоятельно выбирать наиболее подходящие роли и социальные модели поведения. Эти проекты могут быть очень разными. Допускается разыгрывание любых ситуаций: исторических, деловых, социальных и других. Рекомендуется использование и ду-

блирование реальных производственных, социальных ролей.

Информационные проекты. Основной задачей информационных проектов является системный сбор, анализ получаемой информации учебного характера. Выбирается наиболее популярный на текущий момент информационный повод, проводится его пристальное изучение. Содержание и структура подобного проекта обязательно включает в себя исследуемый предмет, источник информации (это могут быть СМИ, источники из интернета), результат проделанной работы (готовая статья, доклад либо реферат). Если это уместно, то создается презентация проекта или публикация в сети, печатных изданиях. Хорошим решением также является обсуждение результата исследования на научно-практической конференции. Реализация таких проектов по достаточно громким информационным поводам помогаем школьникам сформулировать собственную точку зрения по заданной проблеме, более детально погрузиться в изучение обсуждаемого вопроса.

Практико-ориентировочные проекты. Основное направление работы в подобных проектах -социальные интересы самих обучающихся, являющихся непосредственными участниками процесса. Особо выделяет подобные проекты их прикладной характер. Например, в процессе реализации проекта обучающиеся могут осваивать определенные деловые либо профессиональные навыки.

Учебные предметные проекты. Реализация осуществляется в рамках конкретного учебного предмета, изучение которого осуществляется в школе. Такой проект требует четкой структуры оформления и включает в себя максимально точную постановку учебных целей и задач для усвоения знаний, предусмотренных учебной программой. Ученики должны в результате освоить информацию и получить знания, предусмотренные данной предметной линией, и на практике протестировать свои знания.

Учебные метапредметные проекты. Для реализации таких проектов потребуется совместная работа разных преподавателей для получения межпредметных знаний, которые находятся на стыке нескольких наук. Для реализации проекта потребуются творческие и научно-исследовательские навыки участвующих школьников.

Сегодня согласно требованиям ФГОС необходима синхронизация процесса обучения с системно-деятельностным подходом в освоении учебного материала в школе.

Одна из основных поставленных перед школой задач - подготовка учащегося к реальной жизни. Именно для ее решения в школах стал использоваться метод проектов, вызывающий интерес почти у всех преподавателей. Методика проектов продолжает развиваться, совершенствоваться. Важная особенность: школьники смогут применить свои знания не только в теории, но и в реальной ситуации, на практике.

Нужно помнить: проектные методы не заменяют традиционные способы обучения школьников, с их помощью можно существенно расширить, дополнить типовую программу. [12, с. 90]. Участие в решении нестандартных задач с помощью проектного метода позволит школьникам лучше подготовиться к сложностям реальной жизни и в дальнейшем применять полученные знания.

Термин «педагогическое проектирование» начал использовать А.С. Макаренко, который первым стал выделять роль педагогики при формировании «научных проектов личности». Основную задачу педагогики А.С. Макаренко видел в воспитании личности на основании реализации общего проекта. Причем проектный метод должен был учитывать как общие цели развития общества, так и индивидуальные особенности личности.

Сегодня в педагогику все больше внедряются информационные технологии. Одна из новинок - методика "scrum". Она была адаптирована для программы школьного обучения сравнительно давно (для чего даже используется специальный термин "edu scrum"). Изначально эта методика была разработана для проектного управления компьютерными программами. В дальнейшем она стала активно использоваться и в других сферах человеческой деятельности:

- для анализа, учета финансирования на крупных предприятиях;

- в кадровом деле;

- в ракетостроении, авиационной промышленности.

Основная особенность и одновременно преимущество SCRUM - точное и наглядное отображение динамики как группового, так и индивидуального вклада в проект. Для графического изображения результативности можно использовать интерактивную либо обычную школьную доску. Существует ряд ключевых приоритетов SCRUM-уроков: работа в команде, позиционирование преподавателя как мотиватора, создание условий для делового старта внутри школы. Использование SCRUM позволяет школьникам ещё в процессе обучения стать немного ближе к реальному производству и бизнесу, в том числе путем разработки стартапа.

Применение SCRUM дает возможность педагогическому совету максимально точно сформулировать список требований к навыкам и основным умениям учащихся после консультаций с деловыми и производственными партнерами, остальными участниками проектов из бизнеса. Важно помнить: все требования обязательно должны соответствовать, согласовываться с основными образовательными программами, разработанным ранее для школы, всеми компонентами установленных стандартов. В качестве модератора выступает преподаватель. Именно он устанавливает перечень источников для реализации проектов. Это могут быть:

- носители мультимедиа;

- интернет-ресурсы;

- периодические издания различного типа;

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

З

ы о со

- печатные учебники и другое.

Все ученики объединяются в проектные команды. По мере необходимости любая из команд может обратиться к шефу из предприятия или к учителю за получением консультации.

Использование рассматриваемой методики позволяет существенно повысить качество получаемых учащимися знаний. Специалисты смогли сделать такой вывод на основании анализа данных, полученных от школ, принявших участие в подобных проектах. Суммарное количество «плохих» и «удовлетворительных» оценок уменьшилось примерно на %. Привлекаемые школьники принимали участие в реализации технологичных, современных мастерских, лабораториях. SCRUM-технологии успешно работают во многих современных отраслях науки и опробованы обучающимися на практике (робототехника, биотехнологии, экологически чистые технологии получения энергии).

Проектная работа позволяет достичь основных целей и задач учебно-производственной деятельности, получить практические навыки учащимися. [6, с. 20].

Заранее ознакомиться с плюсами и минусами будущей профессии.

Но важно регулярно, на каждом этапе производить оценку технико-экономической эффективности проекта, учитывать объем выполненной работы, количество затрачиваемых ресурсов, результативность, возможные риски. [9, с. 5].

Основой успешной реализации школьного проектирования является грамотно составленный бизнес-план. Он позволяет обосновать экономическую эффективность проекта и определить основные параметры продукта. Подробно прописываются базовые требования заказчиков, потребителей к разрабатываемому продукту. Перед началом работы учащиеся самостоятельно изучают результаты маркетинговых, научных исследований. При возможности стоит подготовить проектную документацию перед началом работы. Если самостоятельно по каким-либо причинам школьники справиться с такой задачей не могут, то следует привлечь шефов проекта.

Также необходимо провести предварительно деловое совещание, где стоит обсудить все имеющиеся решения, позволяющие достичь поставленных учебных и производственных задач:

- конкурентоспособные качества разрабатываемого товара;

- оптимизацию затрат на реализацию поставленных задач.

В процессе достижения поставленных целей, при работе над проектом школьники смогут на практике освоить такие предметы, как менеджмент, право, экономика, психология, другие на-5 правления, в том числе повысить финансовую гра-§ мотность. Хорошим решением является решение ^ разыграть вместе с преподавателями роли заказ° чиков, подрядчиков, частных и государственных ав инвесторов, иных ключевых фигур, банкиров.

Успешность проекта должна измеряться по заранее сформированной шкале результативности. Также может быть оценена эффективность. Полный перечень показателей может быть сформирован преподавателем совместно с учениками. Оценка проекта должна включать в себя две основные составляющие - экономический (социальный) эффект и школьную оценку. Ниже приведен один из вариантов оценки деятельности проектного характера. Все группы оценок можно сформулировать следующим образом:

- «проект стал успешным лишь по основным показателям: технологическая готовность, ориентация на потребительские нужды, успешность реализации»;

- «проект удовлетворителен: основные требования заказчика были выполнены»;

- «проект успешен на 100%: соблюдены требования к объему выполняемых работ, срокам, качеству изготавливаемой продукции».

Литература

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.

2. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников / Л.В. Байбородова, И.Г. Харисо-ва, А.П. Чернявская // Управление современной школой. Завуч. - 2014. - № 2. - С. 94-117.

3. Васильев, В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / В. Васильев // Народное образование. - 2000. - № 9. -С.177-180.

4. Глухарева, О.Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы / О.Г. Глухарев // Стандарты и мониторинг в образовании. -2014. - № 1. - С. 17-24.

5. Громыко, Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В. Давыдова / Ю.В. Громыко // Изв. Рос. акад. образования. -2000. - № 2. - С. 36-43.

6. Зиняков, В.Н. Опыт организации проектной деятельности в профильном обучении / В.Н. Зиняков // Школа и производство. - 2013. - № 4. -С.18-23.

7. Зуев, А.М. Проектная деятельность в образовательном процессе / А.М. Зуев // Основы безопасности жизни. - 2014. - № 1. - С. 36-41.

8. Исакова, О.Ф. Условия формирования регулятивных УУД у школьников посредством самооценивания / О.Ф. Исакова // Управление начальной школой. - 2013. - № 9. - С. 11.

9. Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников / М.В. Иванова // Школа и производство. -2013. - № 4. - С. 3-7.

10. Игнатьева, Г.А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразователь-

ной школы / Г.А. Игнатьева // Психология обучения. - 2013. - № 11. - С. 20-33.

11. Карабанова, О.А. Универсальные учебные действия / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010. - № 2. - С. 11-12.

12. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2008. - 192 с.

13. Попова, Е. Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий / Е. Попова // Управление школой (ПС). - 2013. - № 4. - С. 35-38.

14. Сауренко, Н.Е. Проектный подход: интеграция теории и практики / Н.Е. Сауренко // Профессиональное образование. - 2014. - № 1. -С.44-47.

15. Хуторской, А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения / А.В. Хуторской // Школьные технологии. - 2013. - № 3. -С.95-100.

PRACTICE OF DESIGN MANAGEMENT AT LESSONS AT SCHOOL

Kuznetsova M.A., Aleshina A.V., Bulgakov A.L.

Moscow school No. 1065; Lomonosov Moscow State University

The article considers the method of projects as a form of the educational process. The innovative essence of the method of projects in education is analyzed. The history of the origin of project forms of conducting classes is considered. Particular attention is paid to the factors of project management in the classroom. The features of traditional and project lessons are compared. The key didactic principles of project activity management are singled out. The aspects of project activity management in questions of increasing the effectiveness of the teaching and educational process are considered. The components of a successful lesson are systematized through the prism of the project management process. The technological map of the project lesson is analyzed. The components of a successful project lesson are compared: skills, skills, universal learning activities, creativity, practical orientation. Today, pedagogy is intensively fueled by technical and information technologies. The article describes the popular pedagogical technology "scrum" and its essence for the school education system "edu scrum". The key priorities of SCRUM lessons are teamwork, self-organization, changing the role of a teacher from a dictaphone to a motivator, the opportunity to create a business startup within the school, the connection of schoolchildren with real production and business. The moderator (teacher) determines the list of sources for the implementation of the project, for example, audio and video carriers, interactive and Internet resources, electronic and printed textbooks and collections, periodicals, etc. The school class is combined into project teams. Today, with the participation of schoolchildren, high-tech training

workshops and laboratories are created, in practice nanotechnol-ogy, robotics, biotechnology, alternative energy sources are used. Project management in the school implies the achievement of the objectives of training and production activities, it is necessary to carry out a technical and economic measurement of the effectiveness of the project.

Keywords: project method; project training; project management in the classroom; innovation in education; didactics; lesson technological map; teaching skills; pedagogical design; business plan.

References

1. Asmolov, A.G. How to design universal educational activities in primary school: from action to thought: manual for the teacher / A.G. Asmolov. - Moscow: Education, 2010. - 152 p.

2. Bayborodova, L.V. Project activity of schoolchildren / L.V. Bay-borodova, I.G. Harisova, A.P. Chernyavskaya // Management of modern school. The head teacher. - 2014. - No. 2. - P. 94-117.

3. Vasiliev, V. Design and research technology: the development of motivation / V. Vasiliev // Public education. - 2000. - No. 9. -P. 177-180.

4. Glukhareva, O.G. The influence of project training on the formation of key competencies in high school students /

0.G. Glukhareva // Standards and monitoring in education. -2014. - No. 1. - P. 17-24.

5. Gromyko, Yu.V. Concept and project in the theory of developing education V.V. Davydova / Yu.V. Gromyko // Izv. Ros. acad. Education. - 2000. - № 2. - C. 36-43.

6. Zinyakov, V. N. Experience in organizing project activities in profile training / V.N. Zinyakov // School and production. - 2013. -No. 4. - P. 18-23.

7. Zuev, A.M. Project activity in the educational process / A.M. Zuev // Fundamentals of Life Safety. - 2014. - No. 1. -P. 36-41.

8. Isakova, O. F. Conditions for the Formation of Regulatory DAL in Schoolchildren through Self-Assessment. F. Isakova / O.F. Isakova // Management of primary school. - 2013. - No. 9. - P. 11.

9. Ivanova, M.V. Experience of pedagogical support of project activity of schoolchildren / M.V. Ivanova // School and production. - 2013. - No. 4. - P. 3-7.

10. Ignatyeva, G.A. Design Forms of Educational Activity for Students in the General Education School / G.A. Ignatyeva // Psik-hologiya obucheniya. - 2013. - No. 11. - P. 20-33.

11. Karabanova, O.A. Universal educational actions / O.A. Kara-banova // Municipal formation: innovations and experiment. -2010. - № 2. - C. 11-12.

12. Polivanova, K.N. Project activity of schoolchildren: manual for teachers / K.N. Polivanov. - Moscow: Education, 2008. - 192 p.

13. Popova, E. Introduction of the project-target method and design technologies / E. Popova // Management of the school (PS). -2013. - No. 4. - P. 35-38.

14. Saurenko, N.E. Project approach: integration of theory and practice / N.E. Saurenko // Vocational education. - 2014. - No.

1. - P. 44-47.

15. Khutorskoy, A.V. The method of projects and other foreign learning systems / A.V. Khutorskoy // School technology. -2013. - No. 3. - P. 95-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.