УДК 372.851+376.5+371
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО МАТЕМАТИКЕ
Кардашян Оксана Георгиевна
студентка, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета,
г. Ишим, Российская Федерация E-mail: [email protected] Научный руководитель: Мамонтова Татьяна Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский государственный университет, г. Ишим, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES WITH GIFTED STUDENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN MATHEMATICS
Kardashyan Oksana Georgievna
student, Ishim pedagogical Institute them P.P. Ershova (branch), Tyumen state University, Ishim, Russian Federation
E-mail: [email protected] Scientific supervisor: Mamontova Tatyana Sergeevna Candidate of Sciences (Educational Science), Associate Professor,
University of Tyumen, Ishim, Russia E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена вопросу организации проектной деятельности с одаренными детьми. В ней рассматривается понятие
«одаренности», рассматривается внеурочная деятельность, как важная составляющая для работы с одаренными детьми, а также приводятся примеры типов проектов, которые можно писать по математике.
Abstract. The article is devoted to the organization of project activities with gifted children. It examines the concept of "giftedness", considers extracurricular activities as an important component for working with gifted children, and also provides examples of the types of projects that can be written in mathematics.
Ключевые слова, одаренность, внеурочная деятельность, одаренные дети, проектная деятельность, направления внеурочной деятельности, типы проектов.
Keywords: giftedness, extracurricular activities, gifted children, project activities, directions extracurricular activities, types of projects.
Современная образовательная система в России создает условия, необходимые для всестороннего развития и саморазвития подростков, выявления одаренных детей в разных областях и помощи им будущем.
Дается множество определений понятию «одаренность». Рассмотрим, которое дает Н.Л. Кизимова [3, с. 2]. Она утверждает, что термин «одаренность» относится к уровню способностей ребенка, который выше среднего среди его ровесников при равных условиях, и к более развитым творческим способностям. Термин «одаренность» происходит от «дар» и подразумевает наличие выдающихся внутренних качеств, способствующих развитию.
У таких детей есть специфические черты, которые необходимо учитывать при разработке образовательных программ для них [8].
К ключевым характеристикам таких детей относятся,
1. Их способность быстро понимать основы концепций и теорий требует обширного материала для глубокого осмысления.
2. Они имеют склонность сосредотачиваться на наиболее интересующих аспектах вопросов и стремятся понять их до конца. Это желание
редко находит удовлетворение в рамках стандартного образовательного процесса, поэтому необходимо предоставить им возможность для реализации этой потребности через индивидуальные учебные программы, самостоятельные работы и творческие задания, что способствует развитию необходимых исследовательских навыков.
3. Их умение замечать, анализировать и предлагать объяснения, а также целенаправленное развитие высших когнитивных функций в рамках специализированных образовательных программ, способствуют повышению этих способностей на принципиально новом уровне и облегчают избавление от необходимости многократных повторений очевидных вещей.
4. Они испытывают беспокойство и тревогу из-за своей непохожести на сверстников. Включение эмоционального элемента в учебную программу помогает детям лучше понять себя и свои эмоции, что способствует принятию себя и других.
Внеклассная деятельность по математике является важным компонентом в работе с одаренными детьми. Она позволяет расширить и углубить их знания, развить математические способности, логическое мышление и творческий потенциал.
По мнению Мальковой М.Г., внеурочная деятельность является важной составной частью учебно-воспитательного процесса в школе [4]. Она представляет собой одну из форм организации свободного времени учащихся.
Согласно высказыванию Суворовой Г.И., внеурочная работа включает организацию различных деятельностей для школьников во внеурочное время, целью которых является социализация, расширение и углубление знаний, развитие самостоятельности и индивидуальных способностей, а также удовлетворение интересов и обеспечение активного досуга. Внеурочная работа играет важную роль в образовательном процессе, позволяя школьникам развивать свои навыки и интересы, а также обеспечивая им возможность построения качественного и разнообразного досуга. Она способствует формированию личности ребенка и оказывает положительное влияние на его
образовательное развитие.
Роль и особенности внеурочной деятельности включены в Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования и среднего общего образования. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью школьного образовательного процесса. Она способствует полной реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов.
Стандарты определяют различные направления внеурочной деятельности, которые организуются образовательными учреждениями. К ним относятся:
1. Духовно-нравственное направление.
2. Физкультурно-спортивное и оздоровительное направление.
3. Социальное направление.
4. Обще-интеллектуальное направление.
5. Общекультурное направление [1; 2; 6].
Важно отметить, что различные формы и виды внеурочной деятельности тесно связаны между собой. К ним можно отнести разного вида кружки, факультативы, математические олимпиады, конкурсы и турниры.
Согласно Г.К. Новохатской [5], кружок относится к систематизированным дополнительным занятиям, которые часто включаются в учебный или внешкольный график. Они предоставляют школьникам возможность участвовать в групповых занятиях, направленных на развитие определенных навыков, интересов или талантов. Увлекательные внешкольные мероприятия способствуют постепенному переходу от учебных занятий к коллективной работе.
Цели внеклассной деятельности не только по математике, но и по другим предметам согласуются с целями развития и воспитания учащихся в духовно -нравственной сфере.
Особенности проведения внеклассных занятий включают:
1. Свободный выбор темы и содержания внеклассных занятий.
2. Разнообразные формы и виды проведения внеклассной
деятельности.
3. Оригинальный подбор материала для занятий.
4. Возможность повторения одной и той же темы в процессе массовых мероприятий.
5. Обычно внеклассные занятия проводятся в групповом формате.
Остановимся на таком виде внеурочной деятельности, как проектная.
Проекты должны затрагивать ключевые и актуальные темы в области
науки, культуры, политики, права, экономики или социума в наше современное мировое общество. Существует несколько основных типов и направлений проектов [7]:
Информационный проект, нацеленный на сбор, анализ, систематизацию и интерпретацию данных по конкретной теме или проблеме. В рамках работы над ним школьники развивают умения работы с разнообразными источниками информации, научатся выделять ключевые моменты и структурировать материал в доступной форме. Этот тип проекта не включает в себя гипотезы, эксперименты или тестирование, но остается одним из наиболее распространенных и востребованных.
Исследовательский проект, который предполагает самостоятельное исследование школьниками определенной темы. Учащиеся формулируют гипотезы, разрабатывают и проводят исследования (включая опросы, эксперименты), анализируют полученные данные и делают выводы. Такие проекты способствуют развитию критического мышления, аналитических навыков и умения работы с научной литературой.
Социальный проект фокусируется на решении конкретных социальных проблем или на улучшении качества жизни общества. Учащиеся имеют возможность проводить исследования, организовывать мероприятия, запускать информационные кампании, предлагать инновационные подходы к решению проблем и многое другое.
Творческий проект, как правило, связан с творческим процессом создания оригинальных художественных или литературных произведений, сценариев,
музыкальных композиций, театральных постановок и т. д. Учащиеся в процессе работы над таким проектом раскрывают свои творческие способности, развивают воображение, «научаются» выражать свои мысли и эмоции через искусство.
Инженерно-конструкторский проект предполагает разработку и внедрение технических решений. Это может включать создание моделей, макетов, прототипов устройств или технологий. Ученики приобретают навыки в области технического моделирования, конструирования и проектирования.
Проектная индивидуальная работа не только включает в себя сбор, систематизацию и обобщение информации по проблеме, но и представляет собой независимое исследование, демонстрирующее уникальное видение проблемы со стороны автора, оригинальное ее толкование.
Проектная работа позволяет одаренным детям реализовать свои творческие способности, критическое мышление и исследовательские навыки. В процессе работы над проектом учащиеся учатся самостоятельно ставить цели, планировать свою деятельность, находить необходимую информацию, анализировать ее и делать выводы. Это способствует развитию таких важных качеств, как инициативность, ответственность, умение работать в команде.
Особенно ценно, что проектная деятельность дает возможность одаренным детям погрузиться в интересующую их предметную область и исследовать ее более глубоко. Это позволяет им не только расширить свои знания, но и развить творческий подход к решению задач. Кроме того, публичная защита проектов помогает развить навыки презентации и публичных выступлений.
Проектное обучение не должно заменять традиционную систему обучения и становиться универсальным решением, а следует использовать как дополнение к другим формам обучения, прямым или косвенным.
Для достижения успеха во внеурочной работе по предмету необходимо начинать ее на уроках. Именно во время уроков учителя задают вопросы, которые должны пробудить любознательность учащихся и вдохновить их на
самостоятельные попытки осуществить то, что рассматривается в учебнике.
Рассмотрим, какие темы для написания проектов можно предложить ученикам 8 класса. Возьмем учебник А.Г. Мордкович «Алгебра-8», глава 4: «Квадратные уравнения». Когда учащиеся изучают данную главу, учитель может предложить следующие темы для написания проектных работ.
«Исследование корней квадратных уравнений».
Идея: ученики могут исследовать различные методы решения квадратных уравнений и классифицировать корни уравнений в зависимости от дискриминанта.
«Графическое представление квадратных уравнений».
Идея: учащиеся могут изучить, как график квадратного уравнения связан с его коэффициентами, и провести анализ различных типов графиков.
«Практическое применение квадратных уравнений».
Идея: школьники могут исследовать реальные ситуации, где квадратные уравнения используются для решения задач, например, в физике или экономике.
«История развития квадратных уравнений».
Идея: ученики могут изучить историю квадратных уравнений, их применение в различных культурах и в разных исторических периодах.
«Квадратные уравнения в повседневной жизни».
Идея: школьники могут исследовать примеры использования квадратных уравнений в повседневной жизни, такие как спортивные мероприятия, строительство и дизайн.
«Решение квадратных уравнений в Древней Индии, Китае, Греции».
Идея: ученики могут исследовать различные методы решения квадратных уравнений в Древней Индии, Китае, Греции, выяснить, в чем схожи методы их решения между собой и узнать различия.
Эти темы позволят учащимся не только углубить свои знания в области квадратных уравнений, но и применить их на практике, развивая аналитические и исследовательские навыки.
Возьмем учебник Л.С. Атанасян «Геометрия 7-9», глава 7: «Подобные треугольники». Предложим следующие темы для написания проектных работ. Например:
«Исследование свойств подобных треугольников».
Идея: ученики могут изучить основные свойства подобных треугольников, такие как соотношение сторон и углов, и провести сравнительный анализ различных типов подобия.
«Практическое применение подобия треугольников».
Идея: школьники могут исследовать применение подобия треугольников в реальных ситуациях, таких как измерение высоты недоступного объекта, построение теней и другие практические задачи.
«Исследование геометрических фигур через подобие».
Идея: учащиеся могут исследовать, как подобие треугольников помогает понять свойства других геометрических фигур, таких как квадраты, прямоугольники или круги.
«Применение подобия треугольников в архитектуре».
Идея: школьники могут исследовать, как архитекторы используют принципы подобия треугольников при проектировании зданий и сооружений.
«Игровой подход к изучению подобия треугольников».
Идея: ученики могут разработать образовательную игру или задачи, которые помогут им лучше понять концепцию подобия треугольников и применить их знания на практике.
Эти темы позволят школьникам углубить свои знания в области подобия треугольников, расширить их понимание геометрических концепций и развить навыки анализа и применения полученных знаний.
Таким образом, организация проектной деятельности с одаренными детьми в школе не только способствует развитию их интеллектуальных способностей, но и формирует важные навыки и качества, необходимые для успешной жизни учащихся и их карьеры в будущем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева С.Р. Виды деятельности с одаренными детьми в рамках внеурочных занятий / С.Р. Андреева // Научный электронный журнал Меридиан. - 2018. - № 2(13). - С. 61-63.
2. Воюшина М.П. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности -условие повышения качества образовательных результатов / М.П. Воюшина, Е.П. Суворова // Начальная школа. - 2015. - № 8. - С. 37-40.
3. Кизимова Н.Л. Особенности работы с одарёнными детьми на уроках географии и во внеурочное время / Н.Л. Кизимова // Интерактивная наука. - 2021. - № 7(62). - С. 15-18.
4. Малькова М.Г. Виды и формы внеурочной деятельности в образовательной области «Технология» / М.Г. Малькова // Инновационная наука. - 2015. - № 12-2. - С. 240-242.
5. Новохатская Г.К. Организация внеклассной деятельности по математике / Г.К. Новохатская // Вопросы науки. - 2015. - Т. 1. - С. 113-120.
6. Сивенкова В.А. Развитие творческих способностей школьников на основе проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности / В.А. Сивенкова // Технологии образования. - 2020. - № 4(10). -С. 73-86.
7. Создание метода проекта / В.Н. Серебрянская, С.Н. Лоскутова, В.А. Конопатова, Е.А. Купцова // Актуальные исследования проблем социальных наук: материалы научно-практической конференции, Москва, 14-16 ноября 2022 года / под ред. Ф.В. Конеева. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Социально-культурная инициатива», 2022. - С. 82-94.
8. Хертуева Т.Г. Проектная и исследовательская деятельность как формы организации работы с одаренными детьми во внеурочное время / Т.Г. Хертуева. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. — № 19 (257). - С. 377-379. - URL: https://moluch.ru/archive/257/58800/ (дата обращения: 14.05.2024).