Научная статья на тему 'Организация проектной деятельности при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи" как показатель педагогического мастерства преподавателя'

Организация проектной деятельности при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи" как показатель педагогического мастерства преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / РУССКИЙ ЯЗЫК / КУЛЬТУРА РЕЧИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / MODERN EDUCATION / PROJECT ACTIVITY / TRAINING PROJECT / RUSSIAN LANGUAGE / CULTURE OF SPEECH / TEACHER'S PEDAGOGICAL MASTERY REFERENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомина Наталья Владимировна

В данной статье рассматривается использование технологии проектирования при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи». В качестве примера автор приводит разработанную им систему работы по организации проектной деятельности при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF A PROJECT ACTIVITY WHILE STUDYING "THE RUSSIAN LANGUAGE AND CULTURE OF SPEECH" AS AN INDICATOR OF THE TEACHER’S PEDAGOGICAL MASTERY

The use of projection technology in the study of the discipline ‘The Russian language and culture of speech’ is considered in this article. As an example, the author cites his system of work on the organization of project activities in the study of the discipline ‘The Russian language and culture of speech’.

Текст научной работы на тему «Организация проектной деятельности при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи" как показатель педагогического мастерства преподавателя»

УДК 372.881.161.1 Н. В. Фомина

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В данной статье рассматривается использование технологии проектирования при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи». В качестве примера автор приводит разработанную им систему работы по организации проектной деятельности при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи».

Ключевые слова: современное образование, проектная деятельность, учебный проект, русский язык, культура речи, педагогическое мастерство преподавателя.

Ключевой фигурой современного образовательного процесса является преподаватель, который способен на высоком профессиональном уровне, самостоятельно, творчески и ответственно решать проблемы образования.

Современное состояние российского образования выдвигает совершенно другие, чем ранее, требования к профессиональной подготовке педагога и его личностным качествам.

В условиях модернизации российского образования современный преподаватель должен быть профессионально подготовлен к реализации инноваций в образовательной практике.

К основным факторам, являющимся условием успешности педагогической деятельности, относятся профессиональные умения, знания и навыки, научное образование и личностные качества. Кроме указанных факторов, особо необходимо выделить творческую составляющую, которая является не только важнейшим компонентом мастерства, но и необходимым условием его совершенствования.

Таким образом, высокий уровень профессиональной деятельности педагога, который выражается в системе знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающих выполнение задач обучения и воспитания, — это и есть педагогическое мастерство преподавателя.

Фомина Наталья Владимировна — кандидат педагогических наук, преподаватель русского языка и культуры речи (Адыгейский государственный университет, Майкоп, Республика Адыгея, Россия); e-mail: venera725@rambler.ru

© Фомина Н. В., 2018

93

Одним из показателей педагогического мастерства современного педагога, признаком его высокого профессионализма является владение технологией проектирования (проектной деятельности).

Объясняется это тем, что, во-первых, для успешного осуществления проектной деятельности требуется серьёзная подготовка преподавателя к планированию и организации учебного проектирования, созданию дидактического, методического и материально-технического обеспечения. Именно поэтому преподаватель, берущийся за организацию проекта и руководство им, должен обладать высоким общим уровнем культуры, творческими способностями, фантазией, умением привлекать знания учащихся не только по конкретной учебной дисциплине, в рамках которой осуществляется проект, но и из других областей жизни и деятельности, достигая, таким образом, естественной интеграции знаний.

Особую значимость приобретает умение преподавателя-организатора привлекать к сотрудничеству в реализации проекта консультантов, в качестве которых могут выступать преподаватели интегрированных учебных дисциплин или быть задействованы представители интегрированных областей жизни и деятельности, выходящих за рамки образовательного процесса.

Во-вторых, проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса и на этой основе — возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний.

В современный образовательный процесс проектная деятельность включена сравнительно недавно.

Однако метод проектов не нов в мировой педагогике. Разработан он был в 20-е годы ХХ века американским философом и педагогом Джоном Дьюи и его учеником В. Х. Килпатриком. В основе этого метода были положены гуманистические идеи в философии и образовании. Параллельно с созданием аналогичных методик преподавания в США похожие идеи появились и в России. Так, под руководством отечественного педагога С. Т. Шацкого в 1905 году был создан небольшой кружок из научных деятелей, которые своей целью ставили активное использование метода проекта в преподавании. В настоящее время, когда в нашей стране назрела необходимость в качественно новых подходах к образовательным системам, метод проектов снова востребован и популярен.

Основной идеей метода является вовлечение каждого обучающегося в активный творческо-познавательный процесс. При этом необходимо, чтобы познавательная деятельность была организована на основе взаимодействия, сотрудничества учащихся в процессе коммуникации. Таким образом, проект как способ познавательной деятельности позволяет обучающимся, во-первых, приобрести самостоятельность, а во-вторых, выработать ценностное отношение к общению со сверстниками и преподавателем.

94

Применительно к учебно-исследовательской деятельности студентов ССуЗов проектирование или проектную деятельность можно определить как особый вид деятельности, связанный с планированием, моделированием и прогнозированием, используемый для решения различных учебных задач и проблем на теоретическом и практическом уровнях. В учебном процессе проектная деятельность опирается на использование различных образовательных ресурсов и подразумевает как самостоятельную работу с научно-исследовательской и учебной литературой на бумажных носителях, так и использование электронных информационных ресурсов.

Целью проектной деятельности обучающихся является:

- понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении различных предметов;

- повышение мотивации при выполнении заданий;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- развитие коммуникативных способностей в групповой работе;

- создание условий для сотрудничества между преподавателем и учащимися;

- формирование исследовательской культуры обучающихся в целом.

В результате выполнения учебного проекта у обучающихся формируются необходимые умения ведения исследовательской работы:

- постановка исследовательских вопросов;

- формулирование проблемы;

- выдвижение гипотезы;

- составление плана работы;

- организация наблюдений;

- планирование и проведение опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;

- выделение существенной информации из разных источников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, схемы, модели и т. п.);

- организация (систематизирование) информации;

- представление результатов работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение и т. п.)

В связи с этим нами была разработана система работы по организации проектной деятельности в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи». Эта система работы состоит из нескольких этапов:

1 этап — диагностический. На данном этапе осуществляется диагностика уровня подготовки и способностей обучающихся. Этот этап совпадает с первыми учебными занятиями. Учащимся предлагается заполнить анкету, которая уточняет их учебно-предметные интересы, а также представления о научно-исследовательской деятельности в целом.

2 этап — подготовительный. На данном этапе обучающиеся получают опыт начальной учебно-исследовательской деятельности через выполнение сообщений и рефератов по дисциплине «Русский язык и

95

культура речи». Именно подготовка сообщений и написание рефератов являются пропедевтической работой в проектной деятельности.

Выполняя такие работы, обучающиеся приобретают новые или углубляют имеющиеся знания в исследуемой области, делают личные открытия и накапливают опыт исследовательской, а также творческой деятельности.

Перед выполнением данных видов работы мы составляем «словарик» (методические рекомендации), в который записываем определения терминов, соответствующих данным формам работы, и их особенности. В процессе презентации, которая осуществляется на учебном занятии при изучении конкретной темы, мы останавливаемся на «+» и «-» в выполненной работе. (Длительность этапа — 2 — 3 месяца).

3 этап — целеполагание. Этот этап характеризуется тем, что обучающиеся уже имеют представление об элементарных видах учебно-исследовательской деятельности и опыт их реализации. На одном из учебных занятий по русскому языку и культуре речи у обучающихся углубляются представления о таком виде учебно-исследовательской деятельности, как учебный проект, его особенностях, целях выполнения данной работы. Этот этап является новой ступенью учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Также на данном этапе учащимся предлагается объединиться в микрогруппы для выполнения проекта.

4 этап — реализация. На этапе реализации участники проекта узнают общую тему проекта и распределяются задания между микрогруппами. Каждая микрогруппа инструктируется по полученным заданиям и срокам их выполнения. Контроль выполнения и консультации осуществляются во внеурочное время индивидуально с каждой микрогруппой.

При выборе общей темы мы ориентируемся на практическую значимость реализации проекта и, вместе с тем, на то, что он требует привлечения знаний учащихся не только по русскому языку, но и из других областей жизни и деятельности. Таким образом достигается естественная интеграция знаний.

5 этап — заключительный. Презентация и защита проекта осуществляется на учебном занятии, отведённом на изучение данной темы, предусмотренной тематическим планом. В ходе данного этапа каждая микрогруппа представляет результаты работы по своему направлению. В итоге занятия студенты делают общий вывод, исходя из поставленной проблемы.

Результаты применяемой системы работы позволяют сделать вывод о том, что работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, превратить образовательный процесс в результативную творческую работу. Это очень важный психологический момент, обеспечивающий позитивный настрой, продуктивную деятельность и рождающий у обучающихся чувство уверенности в своих силах. Решающим звеном этой деятельности выступает преподаватель.

96

Список литературы

1. Бахтиярова Е. М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении / / Школьные технологии. 2001. № 2. С. 57 — 65.

2. Борозняк И. Н. Роль учителя в проектной деятельности учащихся [Электронный ресурс]. URL: http://lyceum2.ru/ archiv/ metod/master/4.pdf

3. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов — технология ком-петентностно-ориентированного образования: метод: пособие для педагогов — руководителей проектов учащихся основной школы / под ред. Е. Я. Когана. Самара: Учебная литература: Федоров, 2006. 176 с.

4. Иванова Л. В. Педагогические условия развития проектной компетентности учителя в системе повышения квалификации [Электронный ресурс]. URL: http://www.uchportal.ru/board/8-1-0-116

5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования. М.: Высшее профессиональное образование, 2001. 223 с.

* * *

Fomina Natalia V.

THE ORGANIZATION OF A PROJECT ACTIVITY WHILE STUDYING «THE RUSSIAN LANGUAGE AND CULTURE OF SPEECH» AS AN INDICATOR OF THE TEACHER'S PEDAGOGICAL MASTERY

(Adyghe State University, Maykop, Republic of Adygea)

The use of projection technology in the study of the discipline 'The Russian language and culture of speech' is considered in this article. As an example, the author cites his system of work on the organization of project activities in the study of the discipline 'The Russian language and culture of speech'.

Keywords: Modern education, project activity, training project, Russian language, culture of speech, teacher's pedagogical mastery

References

1. Bahtiyarova E. M. Method of projects and individual programs in a productive learning [Metod proektov i individual'nye programmy v produktivnom obuchenii], Shkol'nye tekhnologii, 2001, no. 2, pp. 57—65.

2. Boroznyak I. N. Rol' uchitelya v proektnoj deyatel'nosti uchashchihsya (The role of the teacher in the project activities of students), Available at: http://lyceum2.ru/ archiv/ metod/master/4.pdf

3. Golub G. B., Perelygina E. A., Churakova O. V., Kogan E. Ya. (ed). Metod proektov — tekhnologiya kompetentnostno-orientirovannogo obrazovaniya: metod: posobie dlya pedagogov — rukovoditelej proektov uchashchihsya osnovnoj shkoly (Project method — technologies of competence-oriented education: methodical manuals for teachers-project managers of high school students), Samara, 2006. 176 p.

4. Ivanova L. V. Pedagogicheskie usloviya razvitiya proektnoj kompetentnosti uchitelya v sisteme povysheniya kvalifikacii (Pedagogical conditions of development of the teacher's project competence in the system of professional development), Available at: http://www.uchportal.ru/board/8-1-0-116

5. Polat E. S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya (New pedagogical and information technologies in the education system), Moscow, 2001. 223 p.

•Jc -Jc -Jc

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.