Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УРОЧНОЕ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ / PROJECT ACTIVITY / STAGES OF PROJECT ACTIVITY / REGULAR AND EXTRA-CURRICULAR TIME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифорова Вера Валерьевна, Мамедова Лариса Викторовна

В статье рассматриваются работы исследователей, изучавших особенности проектной деятельности младших школьников, её влияние на их личностное развитие. Обзор статей позволил определить наиболее эффективные подходы к реализации проектной деятельности, которая будет способствовать личностному развитию школьников. Как показывают исследования, учителя начальных классов могут реализовать метод проектов во время уроков. Вначале учащиеся формулируют проблему, определяют способы её решения, осуществляют поисковый, обобщающий этапы, затем презентуют продукт. Анализ презентации проектов, реализованных учителями начальных классов, показал, что метод проектов эффективен во внеурочной деятельности. Внешний результат показал, что ученики расшили знания, полученные на уроках. Внутренним же результатом стало развитие логического мышления, приобретение навыка поиска информации из достоверных источников. В младшем школьном возрасте активно формируется система ценностей. Поэтому авторы работ рекомендуют учителям начальных классов работать над проектами, формирующими в младшем школьнике нравственные ценности. В частности, в публикациях учителей и учёных обращается внимание на проекты, в процессе реализации которой младшие школьники изучают родной край - свою малую родину, её вклад в развитие большой Родины. Цель работы - сформулировать рекомендации для школьных учителей, так как они нередко испытывают трудности в применении метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никифорова Вера Валерьевна, Мамедова Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES AS ONE OF THE MEANS OF PERSONAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

The article discusses the work of researchers who have studied the features of project activity of primary school children, its impact on their personal development. The review of the articles allowed us to determine the most effective approaches to the implementation of project activities that will contribute to the personal development of schoolchildren. Research shows that primary school teachers can implement the project method during lessons. First, students formulate the problem, determine how to solve it, perform search and generalizing stages, and then present the product. Analysis of the presentation of projects implemented by primary school teachers showed that the project method is effective in extracurricular activities. The external result showed that the students expanded the knowledge gained in the lessons. The internal result was the development of logical thinking, the acquisition of the skill of searching for information from reliable sources. In primary school age, a system of values is actively formed. Therefore, the authors recommend that primary school teachers work on projects that form moral values in the younger student. In particular, the publications of teachers and scientists draw attention to projects in which younger students study their native land - their small homeland, its contribution to the development of the big homeland. The aim of the work is to formulate recommendations for school teachers, as they often have difficulties in applying the method.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Организация проектной деятельности как одно из средств личностного развития младшего школьника

Никифорова Вера Валерьевна,

студент кафедры педагогики и методики начального обучения ТИ(Ф) «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» E-mail: vera-pavlova-94@list.ru

Мамедова Лариса Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ТИ(ф) «СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» E-mail: larisamamedova@yandex.ru

В статье рассматриваются работы исследователей, изучавших особенности проектной деятельности младших школьников, её влияние на их личностное развитие. Обзор статей позволил определить наиболее эффективные подходы к реализации проектной деятельности, которая будет способствовать личностному развитию школьников. Как показывают исследования, учителя начальных классов могут реализовать метод проектов во время уроков. Вначале учащиеся формулируют проблему, определяют способы её решения, осуществляют поисковый, обобщающий этапы, затем презентуют продукт. Анализ презентации проектов, реализованных учителями начальных классов, показал, что метод проектов эффективен во внеурочной деятельности. Внешний результат показал, что ученики расшили знания, полученные на уроках. Внутренним же результатом стало развитие логического мышления, приобретение навыка поиска информации из достоверных источников.

В младшем школьном возрасте активно формируется система ценностей. Поэтому авторы работ рекомендуют учителям начальных классов работать над проектами, формирующими в младшем школьнике нравственные ценности. В частности, в публикациях учителей и учёных обращается внимание на проекты, в процессе реализации которой младшие школьники изучают родной край - свою малую родину, её вклад в развитие большой Родины.

Цель работы - сформулировать рекомендации для школьных учителей, так как они нередко испытывают трудности в применении метода.

Ключевые слова: проектная деятельность, этапы проектной деятельности, урочное и внеурочное время.

о с

CJ

Актуальность работы. ФГОС НОО ставит главной задачей развитие ученика, которое осуществляется в процессе системно-деятельностного подхода к его обучению [7]. Данный подход к обучению учащихся предполагает поиск наиболее эффективных методов, одним из которых является проектная деятельность. В связи с этим становится насущной проблема изучения этапов работы в процессе их реализации.

Анализ содержания ФГОС НОО показывает: одной из важнейших личностных характеристик выпускника основной современной школы является любознательность, стремление активно и заинтересованно познавать мир и целом жизнь. Значимым личностным образованием стандарт называет также владение основами умения учиться и применять свои знания, способность к организации собственной деятельности.

Е.В. Чердынцева определяет особенности проектной деятельности в контексте начальной школы: «Проектная деятельность представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. При этом у детей должно быть сформировано представление о конечном продукте деятельности, этапах проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию деятельности» [8, с. 69]. Анализ работ отечественных исследователей позволяет автору утверждать, что проектная деятельность в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода помогает ученику начальной школы осознанно усваивать базовые знания, самостоятельно приобретать недостающие знания из доступных достоверных источников, использовать полученные знания для решения практических задач. Так как нередко проектная деятельность осуществляется в группе, то младшие школьники приобретают в процессе её реализации коммуникативные умения. Ученик выслушивает точку зрения своего товарища в группе, оценивает её, высказывает своё мнение и т.д. Кроме того, в процессе работы над проектом ученики начальной школы выявляют проблему, которую необходимо решить; собирают необходимую информацию, наблюдают, проводят эксперимент, анализируют, строят гипотезу, обобщают информацию. Всё это говорит о том, что ученики развивают исследовательские умения.

Е.В. Чердынцева отмечает двойной результат проектной деятельности. Внешний результат, представляющий собой продукт деятельности ученика, может быть оценен. Дополняя утверждение автора, можно заметить, что этот результат может быть оценен другими школьниками, учителем, внешней экспертизой и т.д. Внутренний же результат является достоянием ученика, выражаясь в приобретённых знаниях, умениях, в формировании компетенций, определённых ценностей.

Автор работы выделяет три уровня, входящих в систему организации проектной деятельности младших школьников. Так, на базовом уровне, только включаясь в проектную деятельность, школьники начинают приобретать проективные умения. Ученики пишут рассказы, сказки, составляют памятки и т.д. Взаимодействие между учителем начальной школы и школьниками Е.В. Чердынцева делит на четыре этапа: подготовительный, ориентационный, поисковый и аналитический.

На подготовительном этапе учитель вводит понятие «проект». Ученики же осмысливают информацию, выделяют его структурные компоненты. На ориентационном этапе формулируется проблема, определяются направления проектирования. Ученики её осмысливают и осуществляют выбор личностно значимого направления деятельности. Далее, то есть на поисковом этапе, ученики осуществляют поиск нужной информации. Учитель по мере необходимости помогает им в этом. На аналитическом же этапе проводится рефлексия.

Автор даёт следующую характеристику продвинутому уровню: «На продвинутом уровне цель состоит в расширении и углублении знаний младших школьников о процессе проектирования, совершенствовании проектировочных умений. Содержанием их деятельности выступает создание группового проекта по изученному разделу какого-либо учебного предмета. Включению учащихся в проектно-исследовательскую деятельность будут способствовать интерактивные методы обучения, такие как групповая дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры. Задача учителя - создать условия для проявления ими инициативы, поддержать процесс выработки нового опыта» [8, с. 71. Крусив Е.В. Чердынцевой].

Как отмечает автор, достигнув творческого уровня, ученики начальной школы обобщили и систематизировали знания о проектировании, возможности применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Ученики могут создавать интегрированный проект на основе знаний по нескольким учебным дисциплинам или в системе воспитательной работы. Как отмечает Е.В. Чердынцева, ученики на всех этапах проектной деятельности теперь могут проявлять большую самостоятельность.

Т.В. Уткина и И.С. Бегашева, в свою очередь, дают методические рекомендации учителям для реализации проектной деятельности в школе [6].

Авторы работы, характеризуя особенности проектной деятельности школьника, утверждают, что она развивает у него потребность влиять на ситуацию. Выявив проблему, ученик нацеливается на её решение. У ученика проявляется активная позиция по отношению к достижению результата, ведь он не получает знания в готовом виде.

Успешность проектной деятельности зависит от выбора проблемы. Т.В. Уткина и И.С. Бегашева рекомендуют обращаться к проблемам, близким пониманию учащихся того или иного возраста, касающимся социальных, личных и коллективных взаимоотношений, потому что темы работ могут быть из разных областей: предметной, межпредметной и надпредметной.

Т.В. Уткина и И.С. Бегашева подчёркивают, что результат деятельности должен быть социально и практически значимым. Дополняя аргументы авторов работы, необходимо отметить, что при реализации проекта для ученика важен как внешний, так и внутренний результат. Внутренний результат, который проявляется в приобретении новых знаний и умений, повышении самооценки школьника, зависит и от результата внешнего, выражающегося в признании значимости выполненной им работы.

Т.В. Уткина и И.С. Бегашева дают рекомендации: «Презентация результатов проектирования целесообразно проводить на заседаниях научного общества учащихся или школьной конференции. При этом педагоги должны иметь в виду реальные сроки проведения таких мероприятий и соответствующим образом планировать завершение работ обучающихся, тем самым дать шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств, проектной компетентности» [6, с. 31]. Дополняя рекомендации авторов, можно отметить: в настоящее время проводятся различные конференции, информацию о которых позволяет получить сеть Интернет. Поэтому можно ученик может принять участие в мероприятиях различного уровня.

Выступая же на конференции с продуктом проектной деятельности, например с докладом, а также во время подготовки к выступлению, ученик формирует, как уже отмечалось, коммуникативную компетенцию. Учителю, готовя ученика к выступлению, необходимо обратить внимание на невербальные средства, с помощью которых ученик презентует свой продукт.

Кроме того, сформированная коммуникативная компетенция у ученика или группы учеников реализуется в умении отвечать на вопросы по содержанию выступления. Поэтому учитель организует обсуждение презентации продукта. В процессе прослушивания учащиеся могут задавать вопросы по содержанию, которое лишь в данный момент было озвучено.

Позже учителя или другие приглашённые лица, являющиеся профессионалами в обсуждаемой области, могут задавать более сложные вопросы. Если же работа была из надпредметной области,

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

то в обсуждении работы могут принять участие люди, компетентные в данной области. Учитель должен формировать умение учеников отвечать на незапланированные вопросы до презентации продукта. Хорошее знание содержания работы должно помочь ученикам в этом, ведь учащимся предстоит выступать перед аудиторией. Следовательно, необходимо, чтобы речь выступающего была внятная, выразительная и убедительная. Значит, учителю нужно формировать в учениках умение держать себя перед слушателями уверенно, с осознанием того, что выступающий является источником важной для слушающих информации.

Если ученики не смогли ответить на вопросы, то учитель может обсудить ответ на сложный вопрос после презентации, потому что у них, возможно, недостаточно сформирована коммуникативная компетенция. Они могут переволноваться, поэтому не сконцентрироваться или не понять вопроса, а может быть, ответ на этот вопрос был за границей их знаний по этой теме.

Г.М. Первова и М.М. Гутарин, обращаясь в своей работе к истории развития проектной деятельности при обучении школьников, а также анализируя неудачный опыт учителей при реализации её, утверждают: «Разнообразие применяемых проектов оказывает огромное влияние на разностороннее развитие главного субъекта воздействия - младшего школьника, его инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения. Учебные проекты имеют высокую познавательную значимость и помогают учащимся освоить следующие навыки: работу с информацией; принятие самостоятельных, аргументированных позиций при выборе пути решения проблемы; умение выстраивать свою деятельность, опираясь на имеющиеся предметные и межпредметные связи; умение работать в команде, выполняя разные социальные роли» [3, с. 152]. Исследователи при этом подчёркивают, что для получения таких результатов учителям необходимо приобретать опыт разработки проекта, получения продукта.

Анализируя опыт учителей начальных классов, авторы труда отмечают публикацию в журнале «Начальная школа» С.В. Мамаевой, внедрявшей проект «Тайна имени» на уроках русского языка в третьем классе [1]. Ученики с помощью учителя знакомились со значением и происхождением имен собственных. На протяжении нескольких уроков учащихся работали со словарём личных имён, учась искать информацию. После проделанной работы ученики презентовали свой продукт перед другими учениками и родителями.

В числе удачных опытов, представленных коллегам, Г.М. Первова и М.М. Гутарин, называют проект «Мир добрых волшебников» учителей на° чальных классов И.А. Марковой и Е.Н. Видяшевой " [2]. Проектная деятельность учителей и их учени-g ков была направлена с помощью сказкотерапии на формирование системы ценностей личности, Ü нравственности ученика, его социального опы-

та. Г.М. Первова и М.М. Гутарин дают следующий комментарий к работе: «Проект осуществлялся в шесть основных этапов: первичная диагностика и анкетирование обучающихся; информационный; исследовательский; творческий; работа с родителями; подведение итогов проекта и итоговая диагностика. В результате выполнения проекта дети пришли к следующему выводу: волшебству мы можем учиться и можем создавать его сами, потому что доброе волшебство - это способность человека творчески изменять себя, развиваться, поддерживать в себе особое творческое состояние, по-доброму влиять на окружающий мир» [3, с. 152]. Анализируя этапы работы учителей, можно заметить, что внешним результатом деятельности учеников стала творческая работа, подарившая общение друг с другом, учителями, родителями. Внутренний же результат - формирование желания и умения делать доброе для людей.

Г.М. Первова и М.М. Гутарин отмечают также проект «Зимний огород в классе», который разрабатывала и осуществляла учитель высшей категории Л.В. Толстова в рамках предмета «Окружающий мир» [5]. Целью учителя было углубление представлений учащихся о размножении и развитии растений из семени. Ученики начальной школы вместе с учителем подготовили соответствующие ёмкости и грунт для посадки семян, посадили их, затем ухаживали за растениями, проводили наблюдения за их ростом и получили урожай. Результатом проектной деятельности, осуществлённой учителем, стали приобретение базовых знаний, сформированного умения, а также создание продукта. При этом учащиеся были мотивированы на то, чтобы посадить зимний огород в своём классе, так как в различных средствах массовой информации люди делятся подобным опытом. Здесь же ученики начальной школы посадили его сами под руководством своего учителя.

В свою очередь, Г.М. Первова и М.М. Гутарин делятся опытом реализации проектной деятельности среди студентов педагогического института ТГУ им. Державина в 2017-2018 гг. Название проекта - «Родиноведение». Авторы описывают проект: «Цель нашего проекта -создание позитивного образа родины, гражданско-патриотическое воспитание младших школьников. Конечный продукт - создание учебно-методического комплекта «Родиноведение» для начальной школы как дополнительного пособия по краеведению, расширяющего представления детей по предметам «Окружающий мир» и «Литературное чтение» [3, с. 152].

Г.М. Первова и М.М. Гутарин описывают задачи проекта, этапы, собранный, обработанный и проанализированный материал; пособие, выступившее в качестве продукта, и рефлексию. Студенты, принимавшие участие в проекте, усовершенствовали различные навыки: коммуникативные, информационные, творческие, исследовательские, оценочно-рефлексивные и презентационные. Всё это ими будет использоваться в процессе профессиональной деятельности.

Г.М. Первова и М.М. Гутарин представляют педагогический проект по краеведению в начальных классах МАОУ гимназии № 7 им. святителя Пити-рима г. Тамбов под названием «Памятники Тамбова - от прошлого к настоящему» [4]. Цель проекта заключалась в знакомстве с памятниками Тамбова, которое покажет связь города со всей Россией, формируя в учениках начальной школы гражданские чувства. Авторы описывают задачи, этапы работы, направления внеурочной деятельности. Г.М. Первова и М.М. Гутарин пишут: «В рамках работы над проектом была разработана программа для учащихся 2-4 классов с целью ознакомления с основными достопримечательностями Тамбова. Этот проект осуществлялся не только ради получения информации, но и для преображения человека, облагораживания его души, общего развития ребенка, его приобщения к культуре в целом [3, с. 153].

Г.М. Первова и М.М. Гутарин также представляют удачный опыт использования проектной деятельности учителя начальных классов МБОУ Токаревской СОШ № 2 Тамбовской области Т.А. Десятниковой. Т.А. Десятникова обращается к проектной деятельности во время уроков окружающего мира и в рамках этого предмета после уроков. Учитель является руководителем кружка «Мы в проекте». Г.М. Первова и М.М. Гутарин пишут о педагогической деятельности учителя: «Заинтересованно учащиеся выполняли проекты на темы: «Моя малая родина», «Можно ли кошкам сладкое?», «История школы», «Планета Марс» и др. Дети под ее руководством выступают на научно-практических конференциях и в конкурсах, предложенных администрацией района. К примеру, в прошлом году ее 2 класс занял 3-е место с проектом «Песня военных лет - Катюша» [3, с. 153]. Несмотря не успешность использования проектной деятельности в педагогической работе, Т.А. Десятникова утверждает, что учителям начальных классов использование метода проектов даётся не просто. Часто учителю приходится делать работу за ученика и вместе с ним. Поэтому необходимо, чтобы ученик понимал цель такой деятельности и выполнял в её рамках доступную работу.

На вопрос же о готовности младшего школьника к проектной деятельности Г.М. Первова и М.М. Гутарин, несмотря на сложности, возникающие сейчас, отвечают: «Младший школьный возраст - благоприятный период для саморазвития. Именно в это время у ребенка формируются ценностные установки и личностные качества, осознанное отношение к себе и окружающим, развивается логическое мышление, появляется опыт оценочной деятельности» [3, с. 153].

Исследователи утверждают, что проектная деятельность способствует развитию жизненно необходимых трудовых умений, является стимулом к интеллектуальному саморазвитию, а ведь развитие интеллектуальной сферы младшего школьника играет важнейшую роль в его дальнейшей жизни. Интеллектуально развитый человек обладает суммой знаний, которая позволяет ему в течение жизни познавать её во всей полноте.

Таким образом, обзор источников показывает, что проектная деятельность является одним из востребованных методов в обучении, так как она отвечает принципам системно-деятельностного подхода, который предполагает развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Исследователи отмечают, что в начальной школе, как и в основной, можно использовать проектную деятельность во время урока, выбирая при этом доступный для возраста младшего школьника проект.

Значимым фактором успешности проектной деятельности является мотивация ученика. Поэтому темы проекта должны заинтересовать ученика. В процессе реализации его ученик развивает жизненно необходимые компетенции.

Исследователи обращают особое внимание на осуществление проектной деятельности во внеурочное время при работе с младшим школьником. В силу возрастных особенностей он с особым интересом отнесётся к проектам краеведческой направленности, а также к проектам, формирующим систему нравственных ценностей, так как они обращены к душе ребёнка, вступающего в мир.

Литература

1. Мамаева С.В. Проект «Тайна имени» на уроке русского языка / С.В. Мамаева // Начальная школа - 2010 - № 12 - с. 67-71.

2. Маркова И.А., Видяшева Е.Н. Проектная деятельность - один из факторов формирования социального опыта/И.А. Маркова, Е.Н. Видяшева // Начальная школа - 2011 - № 11 - с. 7476.

3. Первова Г.М. Метод проектов в современной начальной школе/Г.М. Первова, М.М. Гутарин // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки - 2019 - Т. 24 -№ 183 - с. 148-155

4. Первова Г.М. Реализация педагогического проекта по краеведению в начальных классах/Г.М. Первова, Ю.В. Сухова, М.В. Борисова // Воспитание школьников. 2017. № 2. С. 1-12.

5. Толстова Л.В. Проект «Зимний огород в классе» / Л.В. Толстова // Начальная школа - 2011 -№ 11 - с. 17-20.

6. Уткина Т.В. Проектная и исследовательская деятельность: сравнительный анализ / Т.В. Уткина, И.С. Бегашева. - Челябинск: ЧИППКРО, 2018. - 60 с.

7. Чердынцева Е.В. Организация проектной деятельности в начальной школе/Е.В. Чердынцева // Ученые записки - 2009 - Т. 1 - Сер. Психология. Педагогика - № 1 (5) - с. 69-73

ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES AS ONE OF THE MEANS OF PERSONAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Nikiforova V.V., Mamedova L.V.

North -Eastern Federal Institute of M.K. Ammosova

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

The article discusses the work of researchers who have studied the features of project activity of primary school children, its impact on their personal development. The review of the articles allowed us to determine the most effective approaches to the implementation of project activities that will contribute to the personal development of schoolchildren. Research shows that primary school teachers can implement the project method during lessons. First, students formulate the problem, determine how to solve it, perform search and generalizing stages, and then present the product. Analysis of the presentation of projects implemented by primary school teachers showed that the project method is effective in extracurricular activities. The external result showed that the students expanded the knowledge gained in the lessons. The internal result was the development of logical thinking, the acquisition of the skill of searching for information from reliable sources. In primary school age, a system of values is actively formed. Therefore, the authors recommend that primary school teachers work on projects that form moral values in the younger student. In particular, the publications of teachers and scientists draw attention to projects in which younger students study their native land - their small homeland, its contribution to the development of the big homeland. The aim of the work is to formulate recommendations for school teachers, as they often have difficulties in applying the method.

Keywords: project activity, stages of project activity, regular and extra-curricular time.

References

1. Mamaeva S.V. Project "the Secret of the name" in the Russian language lesson / S.V. Mamaeva // Primary school-2010-No. 12-pp. 67-71.

2. Markova I. A., Vidyasheva E.N. Project activity - one of the factors of social experience formation/I. A. Markova, E.N. Vidyasheva // Primary school-2011-No. 11 -pp. 74-76.

3. Pervova G.M. Method of projects in modern primary school / G.M. Pervova, M.M. Gutarin // Bulletin of Tambov University. Series: Humanities - 2019-Vol. 24-no. 183-pp. 148-155

4. Pervova G.M. Implementation of the pedagogical project on local history in primary classes/G. M. Pervova, Yu.V. Sukhova, M.V. Borisova // Education of schoolchildren. 2017. No. 2. Pp. 1-12.

5. Tolstova L.V. Project "Winter garden in the classroom" / L.V. Tol-stova // Primary school-2011-No. 11 -pp. 17-20.

6. Utkina T.V. Project and research activities: comparative analysis / T.V. Utkina, I.S. Begasheva. - Chelyabinsk: CHIPPCRO, 2018. - 60 p.

7. Cherdyntseva E.V. Organization of project activities in primary school/E. V. Cherdyntseva // Scientific notes-2009-Vol. 1-Ser. Psychology. Pedagogy-No. 1 (5) - pp. 69-73

o d

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.