- увеличена доля педагогов, имеющих авторские учебно-методические разработки, публикации в сети Интернет;
- увеличена доля педагогов, принимающих участие в дистанционных конференциях, семинарах, конкурсах и фестивалях различного уровня;
- увеличена доля педагогов, использующих дистанционные образовательные технологии в обучении лицеистов;
- создан банк собственных дидактических и наглядных пособий, фрагментов уроков с поддержкой средствами ИКТ, собственных электронных курсов и мультимедийных справочников;
- обеспечена открытость результатов образовательного процесса в лицее;
- создан библиотечно-информационный центр.
В течение всего периода работы необходимо осуществлять мониторинг качества реализации проекта (табл.1). По каждому направлению проводится проблемно-ориентированный анализ достигнутых результатов, на основе которого корректируется дальнейшая работа педагогического коллектива.
Таблица 1
Направления контроля за ходом реализации проекта
Направления контроля Темы контроля Способ осуществления контроля Метод сбора информации
Повышение Некомпетентности учителя - повышение квалификации педагогов; - выступления педагогов с докладами на конференциях, совещаниях, семинарах; - наличие авторских учебно-методических разработок и публикаций в сети Интернет; - участие в профессиональных конкурсах; - наличие собственных дидактических и наглядных пособий, фрагментов уроков с поддержкой средствами ИКТ; - использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе. - система внут-ришкольного контроля; - мониторинг - анкетирование всех участников образовательного процесса; - наблюдение
Формирование информационной компетентности обучающихся. - повышение качества знаний; - организация проектной, научно-исследовательской деятельности учащихся; - участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах; - использование дистанционных технологий в обучении - система внутриш-кольного контроля; - мониторинг обу-ченности учащихся; - мониторинг внеурочной деятельности обучающихся - анкетирование всех участников образовательного процесса; - анализ результатов обучения и качества образования; - микроисследование; - наблюдение
Функционирование единой ин-формацион-но-образовательной среды лицея. - использование электронных журналов и дневников; - функционирование сайта лицея; - создание и функционирование лицейского сетевого портала; - техническое оснащение лицея. - внутришкольный контроль; - анкетирование всех субъектов образовательного процесса - анкетирование всех участников образовательного процесса; - микроисследование; - беседы с объектами образовательного процесса.
Для достижения заявленных результатов в лицее существует пространство продуктивного общения и сотрудничества, объединяющее всех субъектов образовательного процесса, позволяющее им развиваться и оптимально реализовывать свои возможности.
Данный проект не может быть остановлен в дальнейшем, он может только совершенствоваться, так как сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая бы развивалась столь же стремительно как информатика. Современный лицей должен ориентироваться в этих процессах, использовать новейшие разработки и технологии, чтобы соответствовать современным требованиям общества.
Андреева Татьяна Анатольевна,
заместитель директора по учебной работе МБОУ СОШ № 1, р. п. Степное, Саратовская область andr-ta@vandex.ru
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся -приоритетное направление работы школы в свете реализации образовательных стандартов нового поколения Аннотация. Статья посвящена вопросу организации и управлению проектно-исследовательской деятельностью обучающихся школы как одному из приоритетных направлений работы педагогического коллектива в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Основной упор в организации образовательного процесса делается на системность работы. Принцип преемственности на всех ступенях обучения в предлагаемом варианте - залог качественных изменений образовательного процесса в целом, эффективная реализация системно деятельностного метода обучения школьников. Целенаправленная деятельность коллектива по реализации представленной проектной линии школы позволит до-
стичь главного конечного результата - воспитания инициативных, самостоятельных, ответственных молодых людей, способных в современных условиях реализовать свои возможности и потребности в интересах нашего общества.
Ключевые слова: проектная линия, система работы, качественное изменение образования, эффективное сотрудничество, внутреннее самоизменение, модернизация образовательного процесса.
Сегодня, в условиях нарастания международной конкуренции, проблема развития образовательных учреждений находится на острие государственного, профессионально-педагогического и общественного внимания. Речь идет о двух типах развития: инновационном (основанном на внешних консультативных, организационных и технологических ресурсах) и новационном (основанном на внутреннем идейном, ценностном, методологическом и практическом потенциале коллектива).
Обычно развитие понимается как разработка или поиск «идеальных» методик и программ, а также их внедрение в образовательный процесс. Однако если внедрение этих программ и методик не сопровождается их творческим переосмыслением, они часто не меняют сути педагогического процесса.
На сегодняшний момент в системе российского образования сложилась очень непростая обстановка с сущностными инновациями - принципиально новыми предметами, процессами, технологиями и т. д. [1].
Происходящие в современной системе образования изменения нацелены на развитие новых способов обучения, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, развитие навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем [2]. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Всем, перечисленным выше, обусловлено максимальное введение в образовательный контекст школы технологии проектно-исследовательской деятельности обучающихся всех возрастных групп, начиная с младшего школьного возраста - учеников 1-ых классов и заканчивая выпускниками школы.
Одна из основных задач работы педагогического коллектива школы сегодня - качественное изменение образовательного процесса, а именно - изменение содержания и форм обучения. Но эти изменения только тогда позволят улучшить качество образовательного процесса, когда они будут носить не эпизодический характер, а будут подготовленными, методически обоснованными, продуманными по содержанию, выверенными по времени.
Зачастую проектная деятельность представляет собой «достройку», нечто постороннее по отношению к образовательному процессу. Как правило, такая деятельность осуществляется учениками за пределами учебного времени и, как следствие, может вызвать серьёзные перегрузки учеников. Особенно остро это касается обучающихся начальной ступени обучения и учеников 5-6 классов основной ступени.
Для успешного решения основной задачи, поставленной перед педагогическим коллективом, и была разработана проектная линия школы «Система работы по организации и управлению про-ектно-исследовательской деятельностью обучающихся 1-11-х классов МБОУ СОШ №1».
Проектная линия «Система работы по организации и управлению проектно-исследовательской деятельностью обучающихся 1-11-х классов МБОУ СОШ №1» - это аналогово-комбинаторная инновация (известный ранее, но модифицированный, переработанный непосредственно применительно к учебному заведению и скомбинированный из нескольких блоков ранее известный подход, в результате которого получился качественно новый продукт).
В основе организации проектной линии обучающихся лежит метод учебного проекта. Это одна из известных личностно ориентированных технологий, способ эффективной организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на решение учебного проекта, интегрирующий в себе все составляющие системно деятельностного метода обучения [3].
Для того, чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов, проектная деятельность обучающихся 1-11 классов (на сегодняшний момент, на этапе практической реализации) включена в учебные планы классов за счёт часов школьного компонента. Это позволяет решить следующие важные моменты.
1. Обеспечение 100% охвата проектной деятельностью обучающихся.
2. Обеспечение системного характера работы.
3. Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Проектная линия школы ориентирована на все категории участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, администрацию, законных представителей обучающихся.
Учебный проект с точки зрения обучающегося это:
- возможность делать что-то интересное самостоятельно либо в сотрудничестве со сверстниками;
- деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, публично представить достигнутый результат;
- деятельность, направленная на решение интересной проблемы, когда результат этой деятельности - найденный способ решения - носит практический характер и интересен для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения педагога - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволят вырабатывать и развивать следующие компетентности своих учеников:
- формулировка проблемы/подпроблемы, постановка задач;
- целеполагание и планирование деятельности;
- самоанализ и рефлексия;
- презентация деятельности и её конечных результатов;
- поиск необходимой информации, её систематизация и структуризация;
- практическое применение знаний, умений и навыков в различных ситуациях;
- выбор, освоение и эффективное использование адекватной ситуации технологии;
- проведение исследования [4].
Организация проектной деятельности в школе для администрации - это:
- возможность максимального внедрения в образовательный процесс приоритетных технологий обучения;
- возможность превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную творческую созидательную работу;
- возможность эффективного мониторинга происходящих изменений, оценки уровня эффективности/ неэффективности осуществляемой деятельности.
Активное привлечение к процессу реализации проектной деятельности родителей (законных представителей) обучающихся не просто сторонними наблюдателями, присутствующими на занятиях, а активно участвующими непосредственно в процессе в качестве экспертов, делает образовательный процесс максимально прозрачным, открытым. Родители получают возможность личного оценивания возможностей, успехов или определённых затруднений своих детей, возможность оценить организацию, качество предоставляемых образовательных услуг, т. е. становятся непосредственными участниками образовательного процесса.
Организация проектно-исследовательской деятельности требует грамотного обоснованного подхода и решения комплекса задач кадрового обеспечения, организационно-управленческих, психолого-педагогических и т. д. Эти задачи могут быть решены только при наличии коллектива педагогов-единомышленников во главе с руководителем-управленцем и заинтересованном в конечном результате куратором данного вида деятельности. Поэтому на подготовительном этапе заместитель директора по учебной работе, назначенный куратором данного направления работы, прошёл обучение по модулю дополнительной профессиональной программы «Приоритетные направления инновационной деятельности. Организация и управление исследовательской деятельностью в образовательных учреждениях»; из членов педагогического коллектива были сформированы тематические группы постоянно действующего методического семинара (в соответствии со ступенями обучения); изучались и обсуждались нормативные документы, методическая литература, обсуждались оптимальные варианты предстоящей работы.
Любая новация будет успешной только при условии системности работы, соблюдения принципа преемственности и вовлечения в работу всего педагогического коллектива. Именно по такому принципу и построена проектная линия школы.
Проектные задачи (начальная школа) >=> групповые, парные, индивидуальные проекты (основная школа) |=> самостоятельная исследовательская деятельность старшеклассников (старшая школа).
Выбор заявленных форм организации проектной деятельности школьников на каждой ступени обучения не был случайным. При формировании системы работы упор был сделан, прежде всего, на возрастные психолого-физиологические особенности школьников определённой ступени обучения. Для избежания серьёзных негативных последствий: повышение тревожности обучающихся, появление стрессовых нагрузок и депрессивных состояний, резкого переутомления - определялись наиболее оптимальные и адекватные возрасту учеников формы работы. Именно поэтому, присущая возрасту младших школьников игровая деятельность стала основой решения проектных задач. В сложный для учеников переходный период с начальной ступени обучения в основную школу преднамеренно выбрана групповая работа, позволяющая детям чувствовать себя более уверенно, ощущать «плечо товарища» в сложные моменты, не остаться один на один с возникшими трудностями. Намеренное уменьшение численности групп в 6 классе, парная работа (различная по способу формирования коммуникативных учебных действий) - постепенная целенаправленная подготовка к самостоятельной работе над обязательным индивидуальным итоговым проектом в 9 классе. Предполагая, что к старшей ступени обучения у обучающихся будут сформированы основные, необходимые для успешной проектно - исследовательской работы навыки, старшеклассникам предоставлено право самостоятельного выбора формы реализации проекта.
Разработанная проектная линия школы представлена в виде пяти рабочих модулей.
Модуль Тема модуля Ступень обучения, классы
Модуль №1 «Решение проектных задач» начальная, 1-4 классы
Модуль №2 «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся 5-6 классов» основная, 5-6 классы
Модуль №3 «Обучение технологии парной работы по теме проекта» основная, 7-8 классы
Модуль №4 «Реализация итогового исследовательского проекта» основная, 9 класс
Модуль №5 «Научно-исследовательская деятельность обучающихся» старшая, 8-11 классы
Содержание каждого рабочего модуля предназначено конкретно для определённых классов по ступеням обучения, разработано в соответствии с возрастными психолого-физиологическими особенностями обучающихся. В приведённой таблице заявлены направления работы коллектива на определённой ступени обучения по теме каждого модуля, в не сокращённом же варианте содержание каждого модуля разработано по следующим индикаторам:
- информационная справка;
- % охвата обучающихся на данной ступени обучения;
- место в образовательном процессе;
- уровень внедрения;
- форма работы;
- периодичность выполнения работы;
- типология, структура учебных заданий модуля;
- педагогические цели, эффекты работы;
- ожидаемые результаты;
- банк учебных заданий;
- мониторинг процесса;
- нормативно-правовая база, регламентирующая вид деятельности;
- тезаурус.
Например:
Модуль №1 Решение проектных задач
Наименование индикатора модуля Содержание
Информационная справка Возрастные особенности учащихся младшего подросткового возраста не позволяют осуществлять полноценную проектно-исследовательскую деятельность. Именно на начальной ступени обучения может возникнуть её прообраз в виде специально созданных творческих заданий, т. е. проектных задач. Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приёмов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным, но разработанным с учётом возрастных особенностей обучающихся.
% охвата обучающихся 100% обучающихся 1-4-х классов
Место в образовательном процессе Решение проектных задач включено в рабочие программы педагогов; оценивание деятельности обучающихся отражается в классных журналах (т.о. данный вид работы введён в урочную проектную деятельность)
Уровень внедрения Этап практического применения (данный вид работы реализуется с 1.09.09 года)
Тезаурус Проектная задача - это система или набор заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального конечного продукта и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Квазиреальная ситуация - это проблемная ситуация, в которой намеренно скрыта (напрямую не поставлена) учебная задача. «Неделя решения проектных задач» - три учебных дня, в течение которых остальные уроки не проводятся. Поэтому в календарно-тематическом планировании предметных рабочих программ за счёт часов резерва выделено специальное время для реализации проектных задач. На решение одной предметной проектной задачи отводится, как правило, два урока; решение метапредметной задачи может быть более длительным по времени ( время решения - по усмотрению учителя). В течение «недели...» должно быть реализовано (в зависимости от сложности и объёма задачи) 4-6 проектных задач.
Форма работы Принципиально групповая, ориентированная на главную цель начальной школы - организовать группу детей как учебное сообщество, способное организовываться для совместного учебного труда. Коллективно-распределительная деятельность учащихся позволяет формировать умения грамотно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь, взаимоконтроль и т. д. Групповая работа нацелена на учеников и учителей. 1. У учеников: - получение эмоциональной и содержательной поддержки, без которой многие не могут включиться в общую работу; - оценку своих сил в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса; - на приобретение опыта выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учить-ся(контроль, оценка, целеполагание, планирование) 2. У учителя: - органическое сочетание на уроке «обучения» и «воспитания», одновременного формирования лич-ностно-эмоциональных и деловых отношений детей; - мониторинг формирования учебного сотрудничества.
Наименование индикатора модуля Содержание
Периодичность выполнения работы «Неделя решения проектных задач» - 3 раза в течение учебного года: 1. Стартовая «неделя» - актуализация предыдущего материала, оценивание возможностей, способностей, готовности детей к обучению (конец сентября-начало октября). 2. Промежуточная «неделя» - обучение учебному сотрудничеству, действию в нестандартных ситуациях (середина-конец февраля) 3. Рефлексивная «неделя» - отслеживание способности учеников переноса освоенных способ действий из учебного материала в квазиреальную ситуацию, мониторинг формирования УУД и т. д. (конец апреля)
Типология, структура учебных заданий модуля Типология проектных задач: - предметные/метапредметные - одновозрастные - 1-3 классы / разновозрастные - 3-4 классы Структура проектной задачи: 1. Описание квазиреальной (проблемной ситуации) без прямой постановки задачи. 2. Набор или система заданий (действий) в явном и скрытом виде, которые должны быть выполнены группой детей для решения задачи, а именно получения конечного реального продукта. 3. Обязательная публичная презентация и оценка конечного реального продукта своего труда (созданные тексты, макеты, модели, презентации, книги, стихи, плакаты, карты и т. д.).
Педагогические цели, эффекты работы Педагогические цели решения проектных задач: 1-3 классы - формирование разных способов учебного сотрудничества 4 класс - выявление способности учащихся переносить известные им способы действия в новую для них (квазиреальную) ситуацию Педагогические эффекты решения проектных задач: - реальная возможность организации взаимодействия учеников при решении поставленной ими задачи - обучение способу проектирования через специально разработанные задания - мониторинг качественных изменений и самоизменений в поведении учащихся
Ожидаемые результаты В ходе решения проектных задач у младших школьников(1-4 классы) должны быть сформированы следующие способности: - целеполагать (ставить и удерживать цели) - планировать (составлять план своей деятельности) - проявлять инициативу при поиске способа решения - рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное-почему получилось/не получилось, видеть трудности, ошибки) - вступать в коммуникацию(взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять иные точки зрения). Наиболее ожидаемый результат от выполнения данного вида деятельности - качественное изменение ребёнка (группы детей)
Банк учебных заданий Предметные проектные задачи: 1. Интерьер кукольного домика (технология) 2. Путешествие в город Величия (математика) 3. Что нам осень подарила (окружающий мир) 4. Путешествие в сказку (литературное чтение) 5. Математика в городе Относитикус (математика) 6. Волшебные новости (литературное чтение) 7. Доктор Айболит (окружающий мир) 8. Ковёр (технология) 9. Танграм (математика) 10. Тайны космоса (окружающий мир) Метапредметные проектные задачи: 1. Конструирование детской площадки (математика, технология) 2. Мир глазами животных (литературное чтение, окружающий мир, русский язык) 3. Что нам осень подарила (окружающий мир, технология, ИЗО) 4. Построй свой дом (математика, технология) 5. Путешествие по городу Относитикус (окружающий мир, ОБЖ)
Мониторинг процесса администрация школы: - контроль проведения «недель решения проектных задач» (заместители директора по учебной работе/ аналитическая справка/ информация на официальном сайте школы) - посещение «недель решения проектных задач» (директор/совещание при директоре) - психолого-педагогическое сопровождение процесса (психолог/ информационная справка, результаты анкетирования) - аналитический отчёт по итогам учебного года (куратор направления работы/ педсовет, родительские собрания, информация на официальном сайте школы) члены педагогического коллектива: - посещение занятий «недель решения проектных задач» ( учителя 1-4 классов, учителя-предметники 5-х классов/ выступление на совещаниях при директоре, педсоветах, заседании ПДМС по направлению «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения») законные представители обучающихся: - участие в процессе решения проектной задачи в качестве эксперта (экспертный лист наблюдений) и наблюдателя (выступление на классных/общешкольных родительских собраниях)
Нормативно-правовая база, регулирующая вид деятельности - ФГОС НОО второго поколения; - Устав школы; - Положение о системе, форме, процедуре оценивания промежуточной аттестации учащихся; - Рабочие программы педагогов; - Локальные акты(приказы, распоряжения).
Все модули объединены принципами ориентации на личностные достижения учащихся, успешности и развития навыка самостоятельной поисковой деятельности, способствующего самоопределению. Это позволяет рассматривать представленный продукт как систему работы педагогического коллектива по построению гармоничной, комфортной образовательной среды, ориентированной, с одной стороны, на самореализацию школьников и педагогов, а с другой - на удовлетворенность родителей ходом и результатами образовательного процесса, становление полноценной системы социального партнерства. Данный продукт является комплексной системой работы по повышению качества образования, способствует личностному развитию каждого ученика на всех ступенях обучения; обеспечивает процесс приобретения социального опыта, практики самопрезентации; развитие образовательной мотивации школьников.
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся направлена на достижение следующих педагогических эффектов.
1. Обучение самостоятельному освоению обучающимися научно-практических знаний и ключевых компетенций и созданию интеллектуального продукта;
2. Формирование самостоятельных исследовательских умений способствующих развитию творческих способностей и логического мышления, а именно:
- постановка проблемы;
- сбор и обработка информации;
- проведение экспериментов;
- анализ полученных результатов;
- навыка публичной презентации интеллектуального конечного продукта.
3. Изменение психологии обучающихся и перестановка акцентов с традиционных образовательных форм на сотрудничество, партнерство учителя и ученика, их совместный поиск новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом.
4. Смещение акцентов в компетентностной составляющей результата образования от области знаний к области умений, от «знаю, что» к «знаю, как» (т. е. выполнение основного требования новых образовательных стандартов - умения практического применения полученных знаний).
5. Формирование эффективной системы мониторинга образовательного процесса, результаты которого позволят значительно улучшить качество образовательных услуг.
6. Устранение изолированности ступеней обучения в образовательном процессе.
7. Позитивные изменения в содержании и организации образовательного процесса в целом. Разработанная проектная линия «Система работы по организации и управлению проектно-
исследовательской деятельностью обучающихся 1-11 классов» направлена на достижение главной цели - воспитание инициативных, самостоятельных, ответственных молодых людей, способных в современных условиях реализовать свои возможности и потребности в интересах нашего общества. Библиографический список
1. Кукушкин М. А. Организация и управление инновационной деятельностью в условиях модернизации российского образования. - Саратов: Издательство ГОУ ДПО СарИПКиПРО, 2009. - 64с.
2. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова.-2-е изд. - М.: Просвещение. 2010. - 176с.-(Стандарты второго поколения)
3. А. М. Анфиногенов. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях, Москва,38 с.
4. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Технология организации проектной и исследовательской деятельности. - Санкт-Петербург, 2007.
Бессчетнова Ирина Алексеевна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ ДОД «Центр детского творчества», г. Кемерово cdtcr@mail.ru
Продюсирование - как эффективная функция целостной системы управления УДОД Аннотация. В статье представлен образ продюсера, работающего в системе дополнительного образования, основополагающей целью деятельности которого является осуществление воспитательно-образовательного процесса посредством привлечения спонсорской помощи для создания и реализации качественного проекта, организации и проведения игрового мероприятия. Для эффективного функционирования современной модели управления УДОД как целостной системы к основным пяти функциям управления автор предлагает подключить жизненно необходимую в рыночных условиях функцию - продюсирование, имеющую косвенный характер, но при этом способную оказывать мощное стимулирующее воздействие на основные функции управления. Ключевые слова: продюсирование - как эффективная функция, образ продюсера, педагог - организатор, бренд шахтерских творческих коллективов.
Ситуация, сложившаяся, в общем и дополнительном образовании на сегодняшний день такова, что управление является одним из наиболее сложных и важных вопросов для практики учрежде-