Семилуцкая Л.В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа, г. Воронеж, учитель информатики и ИКТ, [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Проектный метод обучения, рефлексивные умения, поисковые (исследовательские) умения, менеджерские умения и навыки, коммуникативные умения, презентационные умения, информационная компетентность.
АННОТАЦИЯ
В статье обсуждается значимость проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность учащихся, которая дает возможность на уроках информатики, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества.
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
А.Н. Колмогоров
Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, т.е. уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности: определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники, искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, планировать, сотрудничать с другими учащимися. А научить всему этому позволяет как раз проектный метод обучения, как на уроках, так и во внеурочное время. Ключевой точкой в образовании становится опыт деятельности ученика. Метод проектов как технология компетентностно-ориентированного образования подразумевает продуктивную деятельность учащихся, способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности, а также компетентности, которую условно можно назвать «способностью к деятельности». В процессе реализации проекта у учащихся формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии.
С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках информатики, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества.
Итак, организуя учебно-исследовательскую деятельность учащихся, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для учащегося, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами.
Вывод. Какими бы не были по своему виду и типу проекты, с их помощью можно:
• Обучить учащихся:
1) выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ;
2) находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы;
3) находить конкретные собственные пути решения проблем;
4) применять полученную информацию для решения поставленных задач.
• Развивать у школьников исследовательские умения:
Рефлексивные умения:
a) Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
Ц Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Поисковые (исследовательские) умения:
a) Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
b) Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном
поле;
0 Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
d) Умение находить несколько вариантов решения проблемы;
e) Умение выдвигать гипотезы;
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
a) Навыки коллективного планирования;
b) Умение взаимодействовать с любым партнером;
0 Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;
d) Навыки делового партнерского общения;
e) Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Менеджерские умения и навыки:
a) Умение проектировать процесс (изделие);
b) Умение планировать деятельность, время, ресурсы;
0 Умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
d) Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов). Коммуникативные умения:
a) Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
b) Умение вести дискуссию;
0 Умение отстаивать свою точку зрения;
d) Умение находить компромисс;
e) Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
• Навыки монологической речи;
• Умение уверенно держать себя во время выступления;
• Артистические умения;
• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
• Умение отвечать на незапланированные вопросы.
• Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи.
• Развивать у учащихся умение творчески подходить к способу подачи материала.
• Развивать у учеников «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать.
• Способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения.
Проект — это "пять П":
• Проблема;
• Проектирование (планирование);
• Поиск информации;
• Продукт;
• Презентация.
Шестое "П" проекта — это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. Вывод:
1. В проектной и исследовательской деятельности учеников развиваются важнейшие общеучебные, познавательные умения и навыки;
2. Что исследовательская тактика ученика — это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля жизни и учебной деятельности учащегося. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм
саморазвития. Главное отличие учеников, способных принимать участие в
исследовательской работе, — наличие у них потребности узнавать новое;
3. Школьная практика работы над проектом и исследованиями показывает, что в них нет
неуспевающих учеников.
Кто участвует в исследовательской работе?
Таким кропотливым трудом невозможно заниматься по принуждению или только ради хорошей оценки. В течение учебного года для учеников 9-11 классов организую такие формы работы, как:
• фото вернисаж «Любимый город Воронеж»;
• выставка «Из нашего семейного архива»;
• акция «Историческая находка года»;
• проект «Литературное путешествие по Воронежу»;
• проект «Золотое кольцо Воронежского края»;
• видеоролик «Воронеж — колыбель российского флота» и др.
Почему именно такие темы? Считаем, что для ученика открытие родины, ее исторической памяти начинается с того, что ему наиболее близко и дорого.
На этом этапе и выявляются самые пытливые и любознательные, в каждом классе их набирается 4-6 человек. Наша задача — помочь им в их маленьких исследованиях, увлечь этой работой, постепенно усложняя задачи, развивать аналитические способности.
Материалы, собранные в процессе этой работы, послужили основой для создания конкурсных творческих работ по краеведческой тематике, презентаций, а итогом этой работы является газета «У каждого сердца хранится Родина», видеоролик «Воронеж — колыбель российского флота», который был выставлен на сайте http://pedsovet.su/publ/40-1-0-1929, за который мы получили сертификат и свидетельство за участие в номинации «Мой любимый край».
Из этих ребят формируется актив творческой группы «Исток».
У ребят участвующих в этой работе успешно формируются такие предметные компетентности как:
• социально — коммуникативная;
• ценностно — мировоззренческая;
• историко — познавательная;
• информационная;
• учебно — познавательные;
• личностного самосовершенствования.
Кроме того, у них развивается интерес к изучению истории своей малой и большой Родины.
Но главным результатом этой деятельности является формирование личностного отношения к изучаемому событию или явлению, определение их собственной позиции. Обычно я прошу ребят это сделать в заключении реферат, доклад, презентацию.
Вот некоторые из них:
1. «Исторические памятники города Воронежа»;
Визитной карточкой города Воронежа является Петровский сквер. С гордостью осознаем, что Петр I выбрал наш город для строительства военных кораблей.
2. Презентация и видеоролик «Воронеж — колыбель российского флота». Я думаю, что изучаемая тема актуальна и в наше время.
3. «Легенды и мифы Воронежской области»
4. Презентации и буклеты «Шаги к здоровью»
5. Презентации и буклеты ««Их именами названы улицы города Воронежа» (великие математики прошлого)
6. Проект, посвященный Отечественной войне 1812 года
7. Проект «Многоликий Интернет», в который входят буклеты, видео, посвященный защите информации на компьютере и др.
8. Презентация « Мои любимые улицы города Воронежа». В результате был составлена небольшая энциклопедия Воронежских улиц старых и новых, а также выпущена газета «У каждого сердца хранится Родина», и под таким же названием сайт http://my-sity-myrik.siteedit.su/;
9. Презентация «Храмы города Воронежа» Всего у нас 29 храмов, а в Успенской церкви был освящен Андреевский флаг, позднее он стал символом российского флота.
10. Презентация «Придания о происхождении названий». Например: Петр I плыл по реке Дон и его встретили в деревне односельчане и угостили борщом, и Петр I назвал село Борщовка, и т.д.
11. Презентация «Литературная прогулка по Воронежу». «Прогулка позволяет быть неторопливым, останавливаться там, где захотим, чтобы навестить забытый уголок».
12. и видеоролик «Жемчужины Воронежского края». О Рамони старой и новой, о замке Ольденбургской принцессы.
13. Проект « День информатики в России» — презентации, буклеты, листовки
14. Проект «Путешествия», фотовыставка в школе и участие в конкурсах «Цифровой мир» ВИВТ
15. Проект мультимедиа
16. Презентация и сайт «Воронеж — герой воинской славы». «Мы молодое поколение XXI века должны сейчас научиться понимать и анализировать события истории своей Родины ».
Думаю, что этими строчками и оценивается результативность поисково — исследовательской деятельности старшеклассников. Ребята сумели, глядя в прошлое, увидеть настоящее и задуматься о будущем.
Задачи, которые решаются в процессе деятельности обучения учащихся:
• совершенствовать умения и навыки поисково — исследовательской деятельности;
• развивать способность осмысления исторического прошлого через изучение событий и явлений, связанных с историей своей семьи, родного села и нашего края.
Но наш коллектив не является замкнутым: в зависимости от направлений и форм работы в его деятельность вовлекаются и другие учащиеся (кто-то временно, у кого-то появляется устойчивый интерес к краеведению), так постепенно и происходит смена поколений наших поисковиков-исследователей.
Проекты:
• «Хдчу купить компьютер» (презентаций).
• «Многоликий Интернет* (сайт буклет, вики):
• «Мы против спама» (презентация, сайт, буклет):
• «Не курим в XXI веке» (презентация. буклет):
• «Гербы Воронежа* (сайт):
• «70 пет Великой Отечественной войне» (сайт):
• «Абсолютная безопасность данных* (Презентация буклет): ■ «V каждого сердца хранит си Родина» (сайт).
• «Компьютер, нк средство образования! (презентация, буклет)
• «Животные в космосе» (презентация;
• «Воронеж - колыбель российского флота»
• «Золотое кольцо 8оронежского края»
• «Литературная прогулка по Воронежу»
• «Мамаев курган Путешествие»
• Туризм в Воронежской области
• Их именами названы улицы нашего города
• Воронеж - город моей мечты
Рис.1. Организация проектно-исследовательской деятельности
Одной из форм, позволяющей активизировать познавательную активность учащихся на уроке информатики — это внедрение в процесс преподавания краеведческого материала. Использование на уроках краеведческого материала является питательной средой для духовно-нравственного воспитания учащихся.
Что дает школьникам XXI вена проектно - исследовательское обучение
Ценность метода в преподавательской деятельности В основе метода проектов лежит развитие
- познгаагпельети навыков учащихся.
- уыеине самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве
- критического н теорческозо мышления
- умения увидеть, сформировать и решить проблему.
Метод проект на -мссл едо ват епьс кн н позволяет подготовить ШКОЛЬНИКОВ К ЖИЗНИ Б современном информационном обществ»
На уроках информатики основой для такого воспитания является использование краеведческого материала.
Активное включение краеведения в процесс обучения решает следующие задачи:
• развитие творческих способностей;
• проведение межпредметных связей;
• воспитание бережного отношения к родной культуре;
• формирование исследовательских навыков;
• повышение интереса к информатике и к истории родного края.
Источники информации по краеведению:
1. пресса;
2. Интернет;
3. школьная библиотека.
Примеры использования краеведческого материала
в процессе обучения информатике и ИКТ. •Тема «Алгоритмизация и программирование»
Использование краеведческого материала на уроке информатики, в разделе «Алгоритмизация и программирование» позволяет решать задачи практического содержания. Ученики, помимо знаний по программированию, знакомятся с различными аспектами жизни области, ее историей. •Тема «Системы счисления»
Задание. Провести опрос учащихся по следующим вопросам: сколько городов в Воронежской области?; назовите эти города, какой город самый большой? Год его основания? Какой город самый юный? Год его основания.
Затем перевести числа в двоичную систему счисления. •Тема: «Организация вычислений с помощью компьютера. Электронные таблицы». Использование задач с применением статистических данных по Воронежской области, Железнодорожному району и селу Рождественская Хава, в результате чего построить диаграмму для сравнения численности городского и сельского населения в 1926-20012 годах. •Тема: «Мультимедиа»:
• демонстрация примеров мультимедиа на диске «Литературное путешествие по Воронежу»;
• создание видеороликов: «Наша школа», «Последний звонок 2013 год», «Мамаев курган. Путешествие», «Воронеж — колыбель российского флота», «Мы за «чистый» компьютер», «Компьютерные вирусы» и другие.
Рис2. Продукты проектно-исследовательской деятельности
Таким образом, информатика выполняет интегрирующую функцию, формируя на своих уроках знания и умения по курсу информатика, и мотивируя учащихся к активному
использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационной образовательной среде школы.
Получение определенной информации в виде знаний во время обучения не может стать гарантом успеха карьеры выпускника. Информационный бум порождает новые профессии, становятся востребованными целые области профессиональной деятельности, что требует от людей высокой мобильности. Неслучайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным и в настоящее время заменяется лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда.
Вывод. Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование — по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Проект всегда ориентирован на практику. Ученик, реализующий тот или иной проект, решает реальную проблему. Проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий.
Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование допускает бесконечное движение вглубь. Исследовательская деятельность, в отличие от проектирования, значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.
Поэтому так важно, чтобы педагог, занимающийся проектно-исследовательским обучением, мог не только сам четко разграничивать эти понятия, но и помощь ученику разобраться в отличительных особенностях основ проектной и основ исследовательской деятельности.
Ведь утверждение Коменского Я.А. «обучая других, обучаешься сам» — не преувеличение.
Таким образом, работа творческой группы по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся является основой формирования ключевых компетенций учащихся в условиях образовательного пространства школы.
Приоритетное место среди ключевых компетенций, предоставлено в сфере самостоятельной информационной и коммуникативной деятельности. Информационные компетенции (учебно-познавательные) — это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию. Содержание коммуникативной компетенции направлено на приобретение коммуникативных умений, работая в различных группах, выступая перед аудиторией. Школьники должны уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию, диалог и др.
Таким образом, эффективная и грамотная организация деятельности творческой группы по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся будет способствовать более целенаправленному формированию информационно-коммуникативной компетентности учащихся: учащиеся познакомятся с новыми возможностями использования компьютера для работы с информацией, школьники будут обеспечены возможностью успешно продолжать образование в течение всей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе.
ВЫВОД
При явных отличиях проектной деятельности (направленность на получение практического результата) от исследовательской (получение знаний) есть много общего в отдельных этапах их осуществления, что является причиной частого смешения этих видом деятельности и употребления термина проектно — исследовательская деятельность. Вместе с тем строгое соблюдение этапов осуществления этих видов деятельности, целевых установок, поможет развести понятия исследовательская: работа и проектная работа школьников.
Школьная практика работы над проектом и исследованиями показывает, что в них нет неуспевающих учеников. Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры — каждому находится дело по душе.
Литература
1. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / М.: «Сентябрь», 2003. — 204с.
2. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. / Под общей редакцией к.пс.н. А.С. Обухова. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — С. 24-43.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Академия, 2007.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989 г.- 191 с.
5. Козлова Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС в образовательный процесс. Личность, общество, образование в изменяющемся мире. Сб. научных трудов в 2-х частях, ч. 1. Санкт-Петербург, 2013, 319.
6. Семилуцкая Л.В. Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности учащихся. — Ставрополь, Центр научного знания «Логос», 2012 .-106 с., 57.
7. Семилуцкая Л.В., Марова Н.Ю. Межпредметная интеграция с применением информационно-компьютерных технологий в проектно-исследовательской деятельности учащихся. — М.: Наука и образование в современном мире, ч. III , 2013 г. — 148 с., 21.
8. Семилуцкая Л.В., Использование проектной деятельности на уроках информатики в вечерней школе. — М.: ИНТУИТ. РУ2012 г. — 1050 с.,874.
9. Всероссийский съезд учителей информатики 24 марта 2011 года http://it.teacher.msu.ru/plenary/sadovnichiy .
10. Новаторство Intel® в образовании http://www.intel.com/cd/corporate/education/emea/rus/377338.htm.