Научная статья на тему 'Внедрение ИКТ в деятельность учителя-предметника (из опыта работы)'

Внедрение ИКТ в деятельность учителя-предметника (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнякова Галина Николаевна

Современное развитие образования связано с широким использованием информационнокоммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. Компьютер используется в сфере образования не только как предмет изучения, но и как мощное средство повышения эффективности обучения. Очевидно, что человек, плохо владеющий информационными технологиями, не может обеспечить качественного развития информационной культуры подрастающего поколения в том объеме, который востребован сегодня в современном обществе. Информационная компетентность педагога – это компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства. Информационная компетентность педагога – это умение ориентироваться в информационном поле, находить необходимую информацию и внедрять ее в педагогическую деятельность для решения практических задач. Поэтому перед администрацией школы встают задачи по формированию информационной компетентности педагога, повышению его квалификации, включению педагога в совместную с коллегами информационно-образовательную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение ИКТ в деятельность учителя-предметника (из опыта работы)»

просы благоустройства многих конкретных сел, проект «Есть ли у поселка будущее?» и другие с аналогичными названиями заставляют ребят задуматься о перспективах развития малой родины; «Эко-турбаза "Крутой угор"» представляет перспективы развития экотуризма в районе, строительства турбазы в местах с относительно нетронутой природой и хорошо сохранившимся культурно-историческим наследием; «Берегите Землю, берегите!» рассказывает о благоустройстве известного села Дивеево (Серафимо-Дивеевский монастырь) в летнее время бригадами школьников; «Проблема чистоты Рогожского парка» посвящен благоустройству великолепного парка с особой системой прудов (основан А.Н. Карамзиным, сыном великого писателя и историографа Н.М. Карамзина).

Отметим проекты экологической направленности'. «Как сохранить птиц зимой?», предлагающий школьникам изготавливать и размещать кормушки для птиц в окрестностях школ; «Загрязнение реки», организующий учащихся школ для работы по очистке берега рек от мусора.

Часть проектов посвящена улучшению здоровья учащихся, предупреждению появления вредных привычек. «Мы против курения!», «Курить или не курить?!», «Проблемы учеников в школе и дома» - демонстрируют агитационную работу по данной теме в образовательном учреждении. «Наш спортивный клуб» посвящен организации спортивных секций для жителей села силами школьников в летний период, а проект «На зарядку становись!» решил проблему вялости, рассеянности, невнимательности учеников начальной школы на первых уроках.

Особое место занимают проекты, направленные на формирование активной жизненной позиции юных нижегородцев: «Мой славный город!», «Озеро Свято», «Чье имя носит город?», экскурсии «Центральная улица села. прошлое и настоящее», «Путешествие по моему городу», включают в себя рассказ об истории того или иного объекта, организацию конкурса на лучший экскурсионный маршрут, предусматривают создание разнообразных буклетов. Данные проекты разрабатываются с целью изучения истории родного города, поселка или села и привлечения внимания общественности к сохранению и преумножению их традиций.

В рамках проектов «Если не мы, то кто?», «Войны далекой той печальный глас нашел свой отклик в сердце каждого из нас», «Гражданином не быть, а слыть» реализуются программы оказания помощи семьям ветеранов, разрабатываются праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы, пополняются коллекции школьных музеев, организуются виртуальные музеи на страницах Летописи.

=10- Литература

Чему и как учиться и учить в XXI век: из опыта реализации программ Intel и Нижегородской области. Н. Новгород: НРЛ, 2009. 118 с.

Внедрение ИКТ в деятельность учителя-предметника

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Корнякова Галина Николаевна

МОУ «Белослудская общеобразовательная школа», МО «Красноборский район», Архангельской области

Современное развитие образования связано с широким использованием информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. Компьютер используется в сфере образования не только как предмет изучения, но и как мощное средство повышения эффективности обучения. Очевидно, что человек, плохо владеющий информационными технологиями, не может обеспечить качественного развития информационной культуры подрастающего поколения в том объеме, который востребован сегодня в современном обществе. Информационная компетентность педагога - это компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства. Информационная компетентность педагога - это умение ориентироваться в информационном поле, находить необходимую информацию и внедрять ее в педагогическую деятельность для решения практических задач. Поэтому перед администрацией школы встают задачи по формированию информационной компетентности педагога, повышению его квалификации, включению педагога в совместную с коллегами информационно-образовательную деятельность.

Приоритетным направлением работы стало создание информационного пространства школы, как один из путей повышения доступности качественного образования в условия сельской малокомплектной основной школы. В настоящее время в школе есть компьютерный класс, локальная сеть,

316

ИТО Марий Эл -2010

выход в Интернет, три интерактивных доски, в классах в распоряжении учителя компьютер или ноутбук с мультимедийным проектором, одна документ-камера, графический планшет. Эффективное использование информационных технологий может быть достигнуто при условии овладения учителями-предметниками основами компьютерной грамотности. Работу по совершенствованию ИКТ-компетентности мы можем разделить на несколько этапов, которые являются одной из методик введения ИКТ в деятельность учителя-предметника.

1. Знакомство с компьютером у автора было обусловлено необходимостью представить свой опыт в печатном виде. Для повышения опыта работы на компьютере автор учавствовала в работе семинара по использованию ИКТ в учебном процессе в опорной школе № 5 в г. Коряжма. В школе были организованы индивидуальные занятия учителей для обучения работе на компьютере. Универсальных дисков для работы на уроках нет: в одних встречаются ошибки, другие или неинтересны, или не подходят к концепции учебника, по которым работает учитель, или мал объем заданий. Но все-таки частично материал выбрать можно. Автор использует CD-диск электронного учебного пособия «Интерактивная математика 5-9 классы», который может работать и в сетевом режиме «учитель-ученик». Пособие состоит из 12 виртуальных лабораторий. В каждой лаборатории есть примеры задач, которые можно решать с помощью инструментария лаборатории. В задачах систематически используется наблюдение и эксперимент. Пособие позволяет моделировать графики кусочных функций.

2. Создание собственных учебно-методических материалов и их применение. С помощью текстового редактора Microsoft Word и других программ (Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher) автор стала планировать уроки и разрабатывать необходимый дидактический материал. Появилась возможность разрабатывать тестовый материал в программе Tester и применять его на уроках для диагностики знаний учащихся с помощью компьютера, а также при подготовке к итоговой аттестации. Мультимедийные презентации позволили представить учебный материал наглядно. На слайдах размещаются формулы, алгоритмы, задачи с последующим решением для самопроверки, геометрические объекты, задачи для устного решения по готовым чертежам. Для обеспечения динамического характера применяются анимации. После ознакомления с программой Windows Movie Maker, автор с учащимися стали создавать короткие учебные фильмы по предмету. Видеофильм позволяет представить учебный материал образно. Демонстрируем школьные фильмы в Доме культуры для населения о жизни деревни.

3. Привлечение ресурсов Интернета. Глобальная сеть Интернет предоставляет неограниченные возможности получения огромного количества информации для учеников и учителей: справочники, рефераты, разработки уроков, презентации по учебным темам, фотоматериалы. Все это оказывает неоценимую помощь педагогу. Сейчас часто можно видеть учителей школы после уроков сидящими за компьютером в Интернете при подготовке к уроку. У сельского учителя появилась, наконец, возможность индивидуального, группового и коллективного общения и обучения. Виртуальные методические сообщества оказывают существенную методическую поддержку. Интернет является мощным средством обучения, самообразования, саморазвития ребят и педагогов. Но... в сельской школе Интернет подключен через спутниковую связь, и порой бывают сбои в работе сети. Это, когда выход в Интернет особенно необходим. Объем канала связи не позволяет выйти в Интернет одновременно даже с восьми компьютеров. Чтобы найти какую-либо нужную информацию приходится тратить порой по полчаса, а это отбивает желание выхода в сеть Интернет, ограничивает возможности работы с информационной сетью Интернета на уроке.

4. Применение информационных технологий. Проектные работы учащихся по темам «Числа Фибоначчи», «Симметрия бордюров, паркетов, орнаментов», «Применение подобия в измерительных работах на местности» выполнялись с применением ИКТ и привлечением информации из Интернета. Даже на экзамене по геометрии девятиклассники при защите рефератов пользовались презентациями.

5. Обработка и систематизация. Накопленный материал необходимо было систематизировать по разделам. С помощью программы Microsoft Publisher автор стала объединять имеющийся материал по темам. В одном ресурсе оказались конспекты уроков, презентации, тесты, раздаточный материал, кроссворды. За время работы накопился материал задач с краеведческим сюжетом. Теперь появилась возможность напечатать сборник таких задач с методическими рекомендациями. С материалами сборника теперь работают учителя математики района.

6. Освоение новой техники. В 2008 году в школе появилась интерактивная доска. Уроки стали интересней. Интерактивные средства обучения позволяют моделировать процесс рассуждения и де-

монстрировать динамику этого процесса «в замедленном темпе», если это необходимо, делают доступным учебный материал для учеников. Все, что воспроизводится на доске, можно хранить на компьютере. Функция шторки помогает проводить обучающие самостоятельные работы, дозировано осваивать новый материал. В презентациях можно что-то выделить, дописать, дорисовать. Презентации стали обладать повышенной интерактивностью. В 2009 году школа приобрела сенсорную интерактивную доску в компьютерный класс.

При защите электронных проектов учащиеся приобретают опыт публичных выступлений с помощью графического планшета. Использование презентационного инструментария интерактивной доски для демонстрации работ развивает логическое мышление.

В настоящее время учителя школы активно работают с документ-камерой, которая дает возможность без предварительной подготовки демонстрировать на доску рисунки, схемы, тексты, таблицы, фотографии, чертежи.

Активизируется познавательная деятельность учащихся, развивается творческое мышление, повышается познавательная активность учащихся. Все это приводит к повышению уровня и качества знаний.

7. Распространение опыта. Накопленным опытом применения ИКТ в работе учителя автор делилась на мероприятиях различного уровня. В марте 2007 года в целях повышения профессионального уровня учителей был разработан и проведен семинар-практикум для заместителей директоров и учителей информатики школ Красноборского района по теме «Использование информационно-компьютерных технологий в образовательной среде школы». Основная цель данного семинара: ознакомление и практическое освоение методики использования компьютера в образовательном процессе для повышения качества знаний. На семинаре выступили совместно учителя и ученики школы по следующим разделам:

1. «Программа развития и использования информационно-компьютерных технологий в школе», показ использования DVD фильмов в воспитательной работе.

2. Работа в программе Power Point. Применение презентаций на уроках. Работа с программой как домашнее задание.

3. Технология ТОГИС. Выход в Интернет. Работа с найденными в сети материалами, презентация проекта (фрагменты урока).

4. Работа в программе Movie Maker. Технология создания фильмов.

5. Работа в Word. Технология выпуска газеты.

6. Проектно-исследовательская работа по созданию фильмов.

Участие в семинаре способствовало осознанию значимости работы каждого учителя и оказало влияние на весь коллектив. Сегодня большинство учителей используют компьютер в своей работе. Это считается престижным, необходимым.

В феврале 2008 года на базе школы прошел межрайонный семинар для директоров и завучей Красноборского и Верхнетоемского районов по теме «Создание единой информационной среды школы», получивший хорошие отзывы участников. В марте 2009 года на межрайонном семинаре по теме «Создание и использование видеоресурсов в школьной практике» были проведены 6 открытых уроков с использованием видеороликов, конкурс видеофильмов школьников, видеоконференция. В сентябре 2009 года прошел двухдневный Фестиваль любительских видеофильмов школьников трех районов области. В рамках фестиваля ребята не только посмотрели созданные фильмы, но и поработали над видеофильмами на заданную тему. Фестиваль способствовал выявлению и развитию творческих способностей школьников, которые обменивались опытом друг с другом. В декабре 2008 года на региональной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании -2008» в Архангельске автор выступила со стендовым докладом «Использование компьютерных инструментов на уроках математики». В марте 2010 года на семинаре заместителей директоров ОУ района - «Практическое применение технологии ТОГИС в УВП».

Учитель всегда в поиске нового. Ищет более эффективные формы и методы организации учебного процесса. Информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать урок по-настоящему продуктивным, динамичным, процесс обучения интересным, что стимулирует активность учеников, придает учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, помогает осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.