Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОДУКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокляк Д.С.

Недостаточное внимание к профессиональной подготовке будущих учителей физики включающей идеи продуктивного обучения с использованием информационной образовательной среды вуза является причиной снижения их теоретической, практической и методической готовности наиболее эффективно организовывать образовательный процесс в школе. Проведен теоретический анализ потенциала применения информационной образовательной среды в организации продуктивной образовательной деятельности студентов. Установлено, что готовность учителей к реализации продуктивного обучения физике в школе требует интеграции образовательного процесса и информационной образовательной среды, что позволит обеспечить формирование необходимых компетенций у современного учителя. Проведенное исследование выявило необходимость включения в дисциплины методического модуля вопросов по организации технологий продуктивного обучения в педагогическом вузе базирующихся на возможностях информационной образовательной среды вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мокляк Д.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PRODUCTIVE LEARNING IN THE CONDITIONS OF INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Insufficient attention to the professional training of future physics teachers, including the ideas of productive learning by using the information educational environment of the university, is the reason for a decrease in their theoretical, practical and methodological readiness to organize the educational process at school most effectively. The theoretical analysis of the potential of using the information educational environment in the organization of productive educational activities of students was carried out. During the analysis it was found that the readiness of teachers to implement productive teaching of physics at school requires the integration of the educational process and the information educational environment. This will ensure the formation of the necessary competencies of a modern teacher. The conducted research revealed the need to include in the disciplines of the methodological module the questions on the organization of productive learning technologies in a pedagogical university based on the capabilities of the information educational environment of the university.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

ровья. В виду этих обстоятельств начальники структурных подразделений должны способствовать организации данных мероприятий и следить за состоянием здоровья своих работников, внедрять физкультурные паузы в служебную деятельность, так как от этого зависит климат в коллективе, рабочая обстановка, исключаются случаи нервных срывов, опозданий на рабочее место, постоянных выходов на больничный.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что, применяя в процессе служебной деятельности физкультурные паузы, мы способствуем всестороннему физическому и умственному развитию, приобщая тем самым сотрудников к формированию основ здорового образа жизни. Выполняя данные комплексы упражнений в течение рабочего времени, возможно, поддерживать на должном уровне работоспособность и активность всех органов и систем, исключая случаи утомления и переутомления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бузинская Э.Ю. Физическая активность как фактор сохранения и укрепления здоровья людей пожилого возраста / Э.Ю. Бузинская, А.С. Михайлов // Пермский период. Сборник материалов научно-практической конференции в рамках VII Международного научно-спортивного фестиваля курсантов и студентов. В 2-х томах. Составитель В.А. Овченков. - Пермь, 2020. - С. 299-300.

2. Михайлов А.С. Профилактика гиподинамии среди сотрудников УИС средствами ходьбы и бега / А.С. Михайлов // Вестник Пермского института ФСИН России. - 2016. - № 2 (21). - С. 67-71.

3. Кошкин Е.В. Оздоровительная физическая культура в подразделениях ФСИН России / Е.В. Кошкин, А.С. Михайлов // Ведомости уголовно-исполнительной системы.- 2019. - № 1 (200). - С. 27-33.

REFERENCES

1. Buzinskaya, E. Yu. and Mikhaylov, A.S. (2020), "Physical activity as a factor of preserving and strengthening the health of elderly people", Permian period. Collection of materials of the scientific and practical conference within the framework of the VII International Scientific and Sports Festival of Cadets and Students, Perm,. pp. 299-300.

2. Mikhaylov, A.S. (2016), "Prevention of physical inactivity among the employees of the UIS by means of walking and running", Bulletin of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, No 2 (21), pp. 67-71.

3. Koshkin, E.V. and Mikhaylov, A.S. (2019), "Improving physical culture in the divisions of the Federal Penitentiary Service of Russia", Bulletin of the penitentiary system, No 2 (21), pp. 27-33.

Контактная информация: starioss@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2022

УДК 372.853

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Денис Сергеевич Мокляк, аспирант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация

Недостаточное внимание к профессиональной подготовке будущих учителей физики включающей идеи продуктивного обучения с использованием информационной образовательной среды вуза является причиной снижения их теоретической, практической и методической готовности наиболее эффективно организовывать образовательный процесс в школе. Проведен теоретический анализ потенциала применения информационной образовательной среды в организации продуктивной образовательной деятельности студентов. Установлено, что готовность учителей к реализации продуктивного обучения физике в школе требует интеграции образовательного процесса и информационной образовательной среды, что позволит обеспечить формирование необходимых

компетенций у современного учителя. Проведенное исследование выявило необходимость включения в дисциплины методического модуля вопросов по организации технологий продуктивного обучения в педагогическом вузе базирующихся на возможностях информационной образовательной среды вуза.

Ключевые слова: педагогическое образование, продуктивное обучение, информационная образовательная среда, обучение физике.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p278-283

ORGANIZATION OF PRODUCTIVE LEARNING IN THE CONDITIONS OF INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Denis Sergeevich Moklyak, the post-graduate student, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

Insufficient attention to the professional training of future physics teachers, including the ideas of productive learning by using the information educational environment of the university, is the reason for a decrease in their theoretical, practical and methodological readiness to organize the educational process at school most effectively. The theoretical analysis of the potential of using the information educational environment in the organization of productive educational activities of students was carried out. During the analysis it was found that the readiness of teachers to implement productive teaching of physics at school requires the integration of the educational process and the information educational environment. This will ensure the formation of the necessary competencies of a modern teacher. The conducted research revealed the need to include in the disciplines of the methodological module the questions on the organization of productive learning technologies in a pedagogical university based on the capabilities of the information educational environment of the university.

Keywords: pedagogical education, productive learning, information educational environment, learning physics.

ВВЕДЕНИЕ

Развития системы образования Российской Федерации определяет в настоящее время задачу поиска новых подходов к пониманию не только содержания профессиональной деятельности учителя - его теоретической, практической и методологической составляющих, но и его готовность эффективно и результативно организовывать образовательный процесс. Что для учителей не легкая задача, потому что они в большинстве случаев обучались и воспитывались в условиях репродуктивной системы обучения, основанной на запоминании без опоры на педагогические технологии продуктивного обучения, в тоже самое время, современные образовательные стандарты требуют, чтобы учитель реализовывал в обучении технологии, ориентированные на самостоятельную работу обучающихся по приобретению знаний, формировал универсальные учебные действия, естественнонаучную и технологическую грамотность, обеспечивал развитие личности обучающегося, создавал условия для непрерывного обучения на протяжении всей жизни; обеспечивал профориентацию обучающихся.

Такая многогранность профессиональной деятельности учителя требует пересмотра в рамках «Ядра высшего педагогического образования» подходов в подготовке будущих учителей с опорой на идеи продуктивного обучения и возможностей информационно-образовательной среды педагогического вуза.

Цель исследования: анализ возможностей информационно-образовательной среды педагогического вуза в формировании у будущих педагогов компетенций, способствующих освоению технологии продуктивного обучения.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на кафедре физики и методики обучения физике ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический универси-

тет», г. Челябинск. Использовались аналитические методы исследования специальной литературы и эмпирические методы исследования включения продуктивных методов организации образовательного процесса при обучении физике с учётом использования информационной образовательной среды в образовательных организациях г. Челябинска. Обработаны результаты опроса преподавателей, сделаны выводы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование познавательного интереса изучения физики указывается на существование тенденции его снижения к предмету у обучающихся с переходом в старшие классы, и как следствие пропадает эффективность и результативность образовательного процесса [5]. Традиционный процесс обучения физике, предусматривающий такие виды деятельности, как: наблюдение демонстрации, подготовленной учителем; решение задачи, предложенной учителем; выполнение лабораторной работы, ход которой подробно изложен в учебнике - не справляются с данной задачей. Различные педагогические исследования и опыт педагогической деятельности показывает, что не любое содержание урока привлекает интерес обучающегося.

В основу нашего исследования положены два понятия «технология продуктивного обучения» и «информационно-образовательной среда педагогического вуза», которые не являются новыми в российской и мировой педагогике.

В России технологии продуктивного обучения были исследованы и внедрены в образовательную практику командой под руководством профессора МИ. Башмакова [1].

В данных работах прослежена связь между сущностью продуктивного обучения, как «гибкой системы обучения, которая адаптируется к изменениям, происходящим с ее участниками, и последовательностью продуктивных актов, обеспечивающих индивидуальное развитие личности обучающегося» [1]. В практическом аспекте особенности продуктивного обучения рассмотрены в работах М.А. Горюновой, С.В. Крайневой, Т.Н. Лебедевой, О.Р. Шефер, Н.А. Шкилевой и др. [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].

На первый план выходит необходимость построения образовательного процесса по физике не с позиции восприятия обучающимся образцов деятельности, а с позиции их вовлечения в продуктивную деятельность, самостоятельную работу по овладению ее теорией и практикой [6]. Учителю необходимо организовывать образовательный процесс наиболее эффективно и продуктивно для обучающегося, используя внутренние возможности изучаемых тем и разделов с учётом дидактической ценности применяемого метода.

Конструирование образовательного процесса в случае продуктивного обучения физике должно быть направлено, в первую очередь, на отбор оптимального содержания учебного материала, во-вторых, на выбор различных форм и методов обучения, активизирующих познавательный интерес обучающегося и зависящих от того на сколько они предполагают самостоятельную умственную и практическую деятельность обучающегося. Именно самостоятельное добывание знаний обучающимися, их активная работа над такими источниками знания, как окружающие физические тела (системы) и происходящие с ними явления и процессы (явления), позволяют добиться от образовательного процесса наибольшей продуктивности.

Среди наиболее продуктивных и наиболее распространённых, на наш взгляд, является метод (учебных) проектов. В тоже самое время, не стоит забывать, что мотивами для обучающихся в рамках выполнения проектов могут выступать потребности, интересы, установки, идеалы, влечения, эмоции. Само же выполнение учебного проекта требует инициативного, самостоятельного, творческого решения обучающимся выбранной самостоятельно или совместно с учителем проблемы, а сама проектная деятельность имеет в основном продуктивный характер (получение продукта).

При проведении исследования на кафедре физики и методики обучения физике по изучению применения продуктивного обучения и продуктивных методов на уроках физи-

ки получены следующие результаты опроса практикующих учителей физики (72 человека):

1) главным критерием выбора метода обучения является: педагогическое мастерство учителя - 57,89% опрошенных учителей; развитие и подготовленность обучающихся - 52,63% опрошенных; материальное оснащение кабинета физики - 47,37% учителей;

2) используют технологию продуктивного обучения в образовательном процессе по физике не в полной мере (68,42%);

3) обучающиеся участвуют в продуктивную деятельности всего 0-25% времени на уроке - 52,63% опрошенных, всего 26-50% - 42,11% опрошенных, всего 51-75% -5,26% опрошенных.

По данным исследования в области технологии продуктивного обучения получены также следующие данные, позволяющие провести оценку эффективности данной технологии в образовательном процессе (170 респондентов) (таблица):

Таблица - Оценка применения продуктивной технологии на уроках физики в основной школе

Вопрос Вариант ответа Кол-во студентов, чел. Кол-во учителей, чел. Кол-во, чел-к % к общему числу

Применение технологии продуктивного обучения физике ... позволяет больше экспериментировать и получать мгновенную обратную связь 56 42 98 57,65

обеспечивает активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс 88 64 152 89,41

позволяет использовать множество ресурсов для организации продуктивной образовательной деятельности 31 23 54 31,76

позволяют педагогу автоматизировать или упросить выполнение ряда утомительных обязанностей 31 23 54 31,76

обеспечивает мгновенный доступ к нужной информации и воспитывают важные навыки по работе с источниками 21 15 36 21,18

позволяет развить умение использовать ИК-технологии 26 19 45 26,47

позволяет отвлечь обучающегося от образовательного процесса 5 4 9 5,29

позволяет влиять на развитие коммуникативных навыков учащихся и социальное взаимодействие 62 45 107 62,94

Второй частью проводимого нами исследования являлось изучение «готовности учителей к реализации продуктивного обучения физике в школе» среди студентов 4 - 5 курсов педагогического университета, прошедших производственную практику в образовательных организациях, и учителями физики, ведущими образовательную деятельность в настоящее время, средствами анкетирования. К продуктивным методам обучения респонденты (98 человек) относят: лабораторные работы (25,5%); исследовательскую деятельность (50,0%); кейс-метод (15,3%); метода проектов (59%); использование различных видов заданий, в том числе исследовательских, качественных, творческих, межпредметного и практического содержания, физических экспериментов и опытов (64,3%); работа с 1Т-приложений, учебной анимации, мобильных технологий и десктопными приложениями (39,8%). Это позволяет сделать следующие выводы, что применение продуктивной технологии в процессе обучения физике в основной школе позволяет:

1) обеспечить активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

2) влиять на развитие коммуникативных навыков учащихся и социальное взаимодействие;

3) больше экспериментировать и получать мгновенную обратную связь между обучающимся и учителем.

Погружение в формат продуктивного обучения важно не только ученикам, но и педагогам, которые в годы обучения в вузе или в рамках курсов повышения квалификации должны иметь свои собственные ученические практики подобного рода с опорой на циф-ровизацию образования [9], так как цифровые технологии являются наиболее востребованным инструментом современного образовательного процесса (ФГОС всех уровней образования, Федеральном проекте «Цифровая образовательная среда»).

Реализация идей продуктивной технологии обучения с учётом цифровой образовательной среды позволит, например, включить весть необходимый теоретический и практический материал по физике, в том числе и дополнительный материал, задания, необходимые для выполнения обучающимися учебных проектов.

В условиях последней идет формирование компетентного учителя способного и готового к реализации технологий продуктивного обучения за счет построения эффективных образовательных маршрутов, представляющих собой последовательность учебных и производственных модулей, самостоятельно выбираемых индивидуумом и обеспечивающих рост его общеобразовательной подготовки и культуры, осуществление различных этапов профессионального образования, его уверенное вхождение в социум с учётом своих склонностей и особенностей своего развития.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование выявило необходимость включения в дисциплины методического модуля вопросов по организации технологий продуктивного обучения в педагогическом вузе, которые будут являться и средством подготовки будущего учителя, и результатом освоения методических компетенций, позволяющим в самостоятельной профессиональной деятельности реализовывать идеи продуктивного обучения. Такие методы обучения позволят обеспечить качественное обучение в предметной области «Физика», как «системообразующего учебного предмета для предметной области «Естественнонаучные предметы»», а цифровые технологии и информационная образовательная среда позволит добиться данного результата за меньшее время и с минимальными затратами средств и сил со стороны преподавателя, создавая для обучающегося ситуацию успеха.

ЛИТЕРАТУРА

1. Теория и практика продуктивного обучения: коллективная монография / составитель М.И. Башмаков. - Москва : Народное образование, 2000. - 248 с.

2. Горюнова М. А. Роль информационных технологий в реализации идей продуктивного обучения педагогов / М. А. Горюнова, М. Б. Лебедева // Человек и образование. - 2018. - № 1 (54). -С. 59-63.

3. Крайнева С.В. Анализ влияния кластера педагогических технологий на формирование учебно-профессиональной мотивации студентов бакалавриата / С.В. Крайнева, О.Р. Шефер // Педагогический журнал Башкортостана. - 2019. - №5(84). - С. 22-29.

4. Крайнева С.В. Использование современных технологий и активных методов обучения в развитии компетенций студентов в обучении дисциплинам естественнонаучного цикла / С.В. Крайнева, О.Р. Шефер, Т.Н. Лебедева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2019. - № 4. - С 102-116.

5. Лебедева Т.Н. Влияние внутриличностного конфликта на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы бакалавров и магистрантов / Т.Н. Лебедева, О.Р. Шефер // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 6. - С. 145-158.

6. Мокляк Д. С. Изучение причин снижения познавательного интереса к физике у обучающихся школ и вузов // Преподаватель XXI век. - 2021. - № 2. - Часть 1. - С. 86-93.

7. Шкилева Н.А. Методические условия и способы реализации продуктивно обогащенного обучения в предметной области «Черчение» / Н. А. Шкилева // Наука и образование. - 2016. № 1 (14). - С. 37-45.

8. Хуторской, А.В. Современная дидактика : учебник для вузов / А.В. Хуторской. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2021. -406 с.

9. Шефер, О.Р. Электронное портфолио в системе подготовки студентов бакалавриата к будущей профессиональной деятельности / О.Р. Шефер, Л.С. Носова, Т.Н. Лебедева // Информатика и образование. - 2019. - № 2 (301). - С. 56-62.

REFERENCES

1. Bashmakov, M.I. (ed.), (2000), Theory and practice of productive learning, Narodnoe obra-zovanie, Moscow.

2. Goryunova, M.A., and Lebedeva, M.B. (2018), "Role of information technologies in implementation of ideas of teachers' productive train", Human and education, No. 1 (54), pp. 59-63.

3. Krajneva, S.V. and SHefer, O.R. (2019), "Analysis of the impact of the cluster of pedagogical technologies on the formation of educational and professional motivation of undergraduate students", Pedagogical journal of Bashkortostan, No. 5 (84), pp. 22-29..)

4. Kraineva S.V., Shefer, O.R., Lebedeva, T.N. (2019), "The use of modern technologies of active learning methods in the development of students' competence in teaching natural sciences", The Herald of South-Ural state Humanities-Pedagogical University, No. 4, pp. 102-116.

5. Lebedeva, T.N. and Shefer, O.R. (2018), "The impact of intrapersonal conflict on the achievement of the planned results of the development of the basic educational program of bachelors and masters", The Herald of South-Ural state Humanities-Pedagogical University, No. 6, pp. 145-158.

6. Moklyak, D.S. (2021)," Study of the Reasons for the Decline in Cognitive Interest in Physics among School and Universities Students", TeacherXXI century, No. 2, part 1, pp. 86-93.

7. Shkileva, N.A. (2016), "Methodological conditions and ways of implementing productively enriched learning in the subject area Technical drawing", Science and education, No. 1 (14), pp. 37-45.

8. Hutorskoj, A.V. (2021),Modern didactics, Urait, Moscow.

9. Shefer, O.R., Nosova, L.S. and Lebedeva, T.N. (2019), "E-Portfolio in the system of preparation of students of baccalaureate for future professional activity", Informatics and education, No. 2, pp. 56-62.

Контактная информация: moklyakds@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 03.03.2022

УДК 797.2

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА ПО ЗИМНЕМУ ПЛАВАНИЮ ДЛЯ ЛИЦ ПЕРВОГО ПЕРИОДА ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Марк Георгиевич Мордовцев, аспирант, Леонид Вячеславович Винокуров, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с зимним плаванием. Целебные и закаливающие свойства холодной воды с незапамятных времен широко использовались разными племенами и народами Древней Руси. Основоположник медицины Гиппократ применял холодную воду при кровотечениях, разнообразных воспалительных процессах, опухолях и др. Зимнее плавание является эффективным средством повышения устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды: улучшает кровообращение, дыхательную функцию, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает работу выделительной системы и нормализует обмен веществ. Цель исследования - выявление воздействия занятий зимним плаванием на функциональное состояние организма и общий уровень здоровья людей первого периода зрелого возраста. Методика и организация исследования. Исследование реализовано с сентября 2020 года по май 2021 года. В эксперименте участвовали 48 человек (из них 24 чел. - женщины, 24 чел. - мужчины) первого периода зрелого возраста. Для оценки функционального состояния до и после эксперимента были выполнены следующие пробы: проба Мартина, проба Генчи, проба Штанге, а также оценка холодовой реакции организма. Использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, опрос, педагогический эксперимент. Результаты исследования и их обсуждение. Результаты спортивно-педагогического те-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.