Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СНАБЖЕНИЯ В ДАГЕСТАНЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СНАБЖЕНИЯ В ДАГЕСТАНЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / GREAT PATRIOTIC WAR / НОРМИРОВАННОЕ СНАБЖЕНИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ КАРТОЧКИ / FOOD CARDS / ТОРГОВЛЯ / TRADE / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ / SUPPLEMENTARY SOURCES OF FOOD STUFFS / КОЛХОЗНАЯ ТОРГОВЛЯ / COLLECTIVE FARM TRADE / ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / FIXED FOOD-SUPPLY / HOME FARMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Эмирханов И.А.

В статье на материалах ДАССР сделана попытка рассмотреть социальную политику государства в области организации продовольственного обеспечения населения в 1941-1945 гг. Основную роль играло нормированное снабжение, с помощью которого республиканские органы власти старались поддержать необходимый для выживания людей в условиях военного времени уровень. Затруднения в обеспечении жителей региона основными продуктами питания в годы войны были вызваны не только ухудшением военной обстановки и связанных с ним сокращением продовольственных фондов, но также и случаями преступной халатности и махинаций со стороны некоторых работников торговли и ответственных чиновников. В качестве дополнительных источников продовольственного снабжения жителей республики выступала продукция подсобных хозяйств при промышленных предприятиях, организациях и учреждениях. Существенным подспорьем в решении продовольственной проблемы служили личное и коллективное огородничество рабочих и служащих, а также колхозная и коммерческая торговля. Децентрализованные продовольственные ресурсы служили дополнительным источником снабжения. Несмотря на некоторые недостатки в работе республиканских органов власти, вызванные сложной военной обстановкой, основные продовольственные проблемы населения в годы Великой Отечественной войны были решены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Эмирханов И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of foodstuff supply in Dagestan during the Great Patriotic War

The article makes an attempt to consider the social policy of the state in the field of providing the population with food-stuff in 1941-1945. The main role is played by the fixed food supply, with which the local authorities tried to maintain the level that was necessary for the survival of people in the time of war. The difficulties in providing residents of the region with basic foodstuffs during the war were not only caused by the aggravation of the military situation and as the result the reduction foodstuff funds, but also by cases of criminal negligence and machinations on the part of some trade workers and responsible officials. The products of home farms in industrial enterprises, organizations and institutions served as the additional sources of food supply for the residents of the Republic. Personal and collective gardening of factory workers and office workers, as well as collective farm and commercial trade were a great help in solving the food problem. Decentralized food resources served as the additional source of supply. Despite some shortcomings in the work of the local authorities, caused by the difficult military situation, the main food stuff problems during the Great Patriotic war were solved.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СНАБЖЕНИЯ В ДАГЕСТАНЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

УДК 94 (470.67) «1941/1945»: 339.166.82. И.А. Эмирханов

Организация продовольственного снабжения в Дагестане в годы Великой Отечественной войны

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43 а; historik2008@yandex.ru

В статье на материалах ДАССР сделана попытка рассмотреть социальную политику государства в области организации продовольственного обеспечения населения в 1941-1945 гг. Основную роль играло нормированное снабжение, с помощью которого республиканские органы власти старались поддержать необходимый для выживания людей в условиях военного времени уровень. Затруднения в обеспечении жителей региона основными продуктами питания в годы войны были вызваны не только ухудшением военной обстановки и связанных с ним сокращением продовольственных фондов, но также и случаями преступной халатности и махинаций со стороны некоторых работников торговли и ответственных чиновников.

В качестве дополнительных источников продовольственного снабжения жителей республики выступала продукция подсобных хозяйств при промышленных предприятиях, организациях и учреждениях. Существенным подспорьем в решении продовольственной проблемы служили личное и коллективное огородничество рабочих и служащих, а также колхозная и коммерческая торговля. Децентрализованные продовольственные ресурсы служили дополнительным источником снабжения. Несмотря на некоторые недостатки в работе республиканских органов власти, вызванные сложной военной обстановкой, основные продовольственные проблемы населения в годы Великой Отечественной войны были решены.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, нормированное снабжение, продовольственные карточки, торговля, общественное питание, дополнительные источники питания, колхозная торговля, подсобные хозяйства.

Одним из актуальных направлений в современной отечественной исторической науке является исследование социальной политики СССР в годы Великой Отечественной войны. Интерес к данной проблеме обусловлен «самой значимостью данного периода и происходящих во время него социально-экономических процессов для истории всех государств на постсоветском пространстве» [1, с. 63]. К тому же, в отличие от советской историографии, подверженной государственной идеологии, «современная историографическая ситуация создает значительно более благоприятные возможности... чему способствует общая атмосфера в науке, расширение круга источников и появление новых подходов в осмыслении темы» [2, с. 16]. При подробном изучении факторов победы советского народа над фашизмом практически малоизученной осталась организация снабжения продовольствием жителей тыловых областей, обеспечивавших фронт всем необходимым. Опыт решения Советским правительством острых социальных задач в сложных условиях войны, особенно в области обеспечения населения продуктами питания, имеет научно-познавательное и общественно-политическое значение, привлекая внимание историков и политологов, что делает данную проблему актуальной и интересной.

Великая Отечественная война стала суровым испытанием для всего советского народа, проверкой на прочность коммунистического режима. В результате стремительного наступления немецко-фашистских сил в самом начале войны была потеряна значительная часть европейской территории СССР, главным образом сельскохозяйствен-

ные и промышленные районы, обеспечивавшие своей продукцией всю страну. Вследствие этого в городах резко вырос спрос на основные продукты питания, начались перебои в их снабжении. Обычным явлением стали очереди в продовольственных магазинах. На многих рынках и в магазинах цены на продукты повысились в несколько раз. В этих условиях необходимость удовлетворения нужд населения в питании, хотя бы в ограниченных размерах, потребовала от государственных органов введения нормированного снабжения населения основными продуктами.

Для планомерного и бесперебойного обеспечения продуктами питания населения с августа 1941 г. в СССР был осуществлен переход к государственному нормированию продажи продовольственных товаров по карточкам. Централизованному распределению подлежали хлеб и сахар, а также и некоторые другие виды продовольственных товаров (крупа, масло, мясо, рыба и кондитерские изделия). Основными принципами нормированной системы снабжения стали: жесткая экономия продуктов питания, усиление контроля над обеспечением продовольствием для всех категорий населения, поиск дополнительных источников питания, введение различных норм снабжения для разных категорий граждан [3, с. 99]. Для решения продовольственной проблемы все население страны было разделено на четыре основные группы: а) рабочие и инженеры; б) служащие; в) иждивенцы; г) дети (в возрасте до 12 лет) [4, с. 92]. Такими методами правительство страны стремилось сосредоточить в своих руках основную массу хлеба и организовать строгий учет и планомерное распределение продуктов.

По нормам снабжения рабочие и служащие были разделены на две категории. К первой группе относились работники оборонной промышленности и стратегически важных предприятий и транспорта, которые получали 800 г хлеба в день. Все остальные работники были отнесены ко второй категории и получали 600 г в день. Служащие в зависимости от категории получали 400-500 г, а иждивенцы и дети - 400 г хлеба ежедневно. Сахара выдавалось в зависимости от категории - от 200 до 500 г в день [5, с. 59]. Для особо отличившихся на производстве рабочих вводились дополнительные нормы снабжения хлебом и другими продуктами, они получали добавочное второе горячее питание, им отпускалась сверхположенных норм сельскохозяйственная продукция из подсобных хозяйств.

Карточная система снабжения на продовольственные товары начала функционировать в Дагестане с 1 сентября 1941 г. Всего за первый месяц продуктовых карточек было выдано чуть более 374 тыс.1 Вопросы снабжения населения республики продуктами питания были предметом особого внимания со стороны руководящих и партийных органов республики. С осени 1941 г. при Дагестанском обкоме и Горкомах партии были созданы отделы торговли и введены должности секретарей по торговле и общественному питанию. Распространением продовольственных карточек занимались работники карточных бюро при городских и районных Советах депутатов трудящихся. Для контроля за правильностью выдачи карточек, точным расходованием продтоваров торговыми организациями, проверки контингента, принимаемого на централизованное снабжение, были учреждены контрольно-учетные бюро.

В связи с постоянным притоком в республику эвакуированных людей количество граждан, становившихся на нормированное обеспечение в республике, постоянно увеличивалось. Однако из-за дальнейшего ухудшения положения на фронте, перемещения в республику воинских контингентов и эвакуированного населения запасы продоволь-

1 Центральный Государственный архив Республики Дагестан. Ф-491. Оп. 8. Д. 100. Л. 6.

ствия в государственных фондах сокращались, что затрудняло обеспечение населения согласно установленным нормам.

Поражение Красной Армии во второй половине 1942 г. не могло не повлиять на состояние дел в тылу. В республике резко обострилась ситуация со снабжением. В частности, к весне 1942 г. карточки на продукты во многих городах и поселках отоваривались наполовину, а то и на треть. С ноября 1943 г. согласно Постановлению СНК СССР норма хлеба для рабочих была сокращена до 500 г в день, служащих - до 300 г, а иждивенцы и дети получали по 200 г в день. Данное постановление как нельзя лучше доказывает, что успехи на фронтах не всегда благоприятно сказывались на продовольственной ситуации. Это объяснялось тем, что по мере освобождения оккупированных территорий количество жителей, становившихся на централизованное снабжение, постоянно возрастало.

В то же время негативной стороной нормированного снабжения стало возникновение благоприятных условий для хищений, махинаций и спекуляций карточками, что объяснялось сложностью отоваривания продуктовых карточек. Хлеб населению продавался по талонам на каждый день, причем его разрешалось продавать только на один день раньше, просроченные и утерянные карточки не восстанавливались [6, с. 32]. В результате частыми явлениями стали случаи злоупотреблений и мошенничества с выдачей продовольственных талонов, незаконной выдачи карточек, вписывания в них несуществующих членов семьи, их подделок, перепродажи и т. д. В результате подобных ухищрений перерасход хлеба по столице республики за первые три месяца в 1941 г. составил почти на 79 т больше, чем фактически выдано было карточек1. Такие же правонарушения были характерны и другим городам и поселкам республики.

Правоохранительные органы республики предпринимали всевозможные меры для борьбы с преступлениями в сфере потребления и торговли продуктами питания. Только за первую неделю войны в Махачкале было раскрыто 9 случаев незаконной скупки хлебных и других продовольственных товаров2. В 1941 г. в Дагестане за хищения и растрату в сфере торговли было осуждено 43 человека3. Положение в сфере распределения продуктовых карточек в Дагестане заметно улучшается после принятия в начале 1943 г. ГКО СССР постановления, ужесточившего контроль и выдачу продовольственных талонов, уголовную ответственность за махинации с ними. С 1944 г. после освобождения значительной территории страны, особенно сельскохозяйственных областей, ситуация с продовольственным снабжением населения республики начала улучшаться. Была возобновлена выдача продуктов по установленным нормам. В городах стали открываться магазины, снабжавшие продовольственными товарами различные категории населения.

В годы войны одним из существенных факторов социального развития стало общественное питание, что было обусловлено недостатком продуктов, увеличением рабочего времени, ростом интенсивности труда, а также привлечением в промышленность большего количества женщин, раньше занимавшихся только домашним хозяйством. В условиях продовольственного кризиса столовые могли более экономно использовать продукты, полагающиеся по карточкам, и обеспечить граждан более обильным питанием за счет привлечения различных видов дополнительных ресурсов и ненорми-руемых продуктов.

1 Там же. Ф. п. 1. Оп. 1. Д. 5468. Л. 1.

2 Центральный Государственный архив Республики Дагестан. Ф-491. Оп. 8. Д. 4949. Л. 1.

3 Там же. Д. 4891. Л. 97, 137.

Республиканские органы власти отводили важную роль развитию сети столовых, которых к 1941 г. насчитывалось 211, предпринимали меры для их дальнейшего развития, они обеспечивались продуктами, непоставленными на нормированное снабжение. Большое количество столовых функционировало благодаря урожаям, получаемым в подсобных хозяйствах при отделах рабочего снабжения заводов и фабрик (ОРСах). Продукция, получаемая с хозяйств ОРСов, дополняла рацион столовых мясом, молоком и овощами. Многие руководители промышленных предприятий старались максимально расширять ассортимент блюд в столовых, стремясь практически безотходно использовать имеющиеся в наличии продукты и сырье. Например, предприятия рыбоконсервной и мясной отраслей ДАССР обязали сдавать в столовые пищевые отходы (головы, кости и т. д.), из которых для рабочих варили бульон1. Положение в сети общественного питания изменяется в лучшую сторону на последнем этапе войны, когда был установлен обязательный минимум блюд, включавший два первых блюда, три вторых, одно сладкое и один горячий напиток [7, с. 156].

Одной из форм снабжения трудящихся продуктами питания в годы Великой Отечественной войны являлась колхозная торговля, которая в условиях войны обеспечивала дополнительные потребности городского населения в молоке, овощах и мясных продуктах. Благодаря колхозным рынкам, развитию которых со стороны руководящих органов уделялось особое внимание, осуществлялась прямая связь в вопросах снабжения продовольствием между селом и городом, между колхозами и промышленными предприятиями. К лету 1942 г. в республике насчитывалось 49 колхозных рынков, снабжавших жителей городов и рабочих поселков дополнительными видами сельскохозяйственной продукции. Однако их возможности не были полностью реализованы, зачастую продукция колхозов не доходила до рынков, а закупалась спекулянтами для последующей перепродажи втридорога. Многие рынки в городах и поселках не отвечали санитарно-гигиеническим и бытовым условиям, цены в них не регулировались, из-за чего продавцы самовольно завышали стоимость сельскохозяйственной продукции.

Принимая во внимание все эти негативные факты, летом 1942 г. руководством республики было принято постановление, в результате которого под государственный контроль было взято развитие колхозной торговли. Для пресечения случаев самовольного завышения цен на сельскохозяйственную продукцию правлениям колхозов было предписано выдавать колхозникам, отправлявшимся в город для торговли, квитанции с фиксированной ценой на реализуемые продукты питания. Для колхозников, привозивших свою продукцию на рынки, открывались чайные, постоялые дворы, организовывалась встречная торговля необходимыми в селе товарами. В результате с конца 1943 г. из-за улучшения продовольственного состояния в стране, а также усиления контроля со стороны государства происходит понижение цен на рынках.

Широкое развитие в годы войны получили подсобные хозяйства при заводах и фабриках. В апреле 1942 г. Советское правительство приняло постановление, предусматривавшее выделение пустующих государственных земель предприятиям и организациям для развития сельскохозяйственных баз и огородов [8, с. 313]. Часть урожая, получаемого в подсобных хозяйствах, реализовывалась через сеть столовых, буфетов и продмагов при предприятиях. Для популяризации этой работы партийные и профсоюзные активисты проводили агитационную работу среди трудящихся. Осенью 1942 г. Советское правительство издало постановление, разрешавшее использование продукции подсобных хозяйств для дополнительного питания передовиков производства, что при-

1 Там же. Ф. 491. Оп. 8. Д. 72. Л. 47-48.

вело к их заметному росту. За период с 1942 по 1943 гг. руководство ДАССР приняло ряд постановлений, расширявших и укреплявших подсобные хозяйства не только при промышленных предприятиях, но также и в системе Наркомторга. Для развития подсобных хозяйств республиканские органы власти выделяли кредиты заводам и фабрикам.

Государство поощряло развитие коллективного и индивидуального огородничества, служившего дополнительным источником снабжения продовольствием трудящихся. Причем земли под огороды для рабочих и служащих выделялись из свободных фондов вблизи городов и рабочих поселков [9, с. 232]. При распределении земельных участков преимущественным правом обладали семьи военнослужащих и инвалидов Отечественной войны, а также рабочие, перевыполнявшие свой план. Им выделялись лучшие земельные участки, расположенные недалеко от места их жительства, в первую очередь выдавались семенные материалы. К 1944 г. в ДАССР насчитывалось около 25 тыс. семей рабочих и служащих, занимавшихся индивидуальным огородничеством, где выращивали кукурузу и овощебахчевые культуры [10, с. 125].

В годы Великой Отечественной войны обеспечение жителей республики продуктами питания стало для местных органов власти одной из основных задач. Были приняты всевозможные меры для предотвращения массового голода и выживания населения. В первые же месяцы войны в результате огромных усилий республиканским органам власти удалось решить продовольственную проблему, целесообразно использовав имеющиеся продовольственные ресурсы и организовав нормированную систему снабжения на основные виды продуктов питания. Благодаря централизации запасов из продовольственных фондов в ДАССР в годы войны поддерживался необходимый уровень питания кормящих матерей, беременных женщин, детей и других социально незащищенных категорий населения. Серьезным фактором, позволившим дагестанцам успешно бороться с голодом, стало развитие колхозной торговли и коллективного и индивидуального огородничества. Централизованная и децентрализованная система снабжения в республике санкционировала создание собственной продовольственной базы, что позволило дагестанскому народу выжить, трудиться и помогать фронту и армии в суровые годы Великой Отечественной войны.

Литература

1. Есип И.М., Кринко Е. Ф., Юрчук И.В. Социальная политика СССР в годы Великой Отечественной войны в оценках советских и современных российских и украинских исследователей // Былые годы. Российский исторический журнал. - Сочи. - 2011. - № 1 (19).

2. Кринко Е.Ф. Современная российская историография Великой Отечественной войны: итоги двух десятилетий // Былые годы. Черноморский исторический журнал. -2009. - № 4 (14).

3. Игнатов К.А. Особенности введения карточной системы в Москве. Июнь 1941 -март 1942 г. // Вестник МГОУ. Сер. «Исторические и политические науки». - 2012. -№ 1.

4. Красноженова Е.Е. Социальная политика Советского государства в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (на материалах Нижнего Поволжья) // Вестник МГОУ. Сер. «Исторические и политические науки». - 2012. - № 1.

5. Лаптева Е.В., Пачулия Н.Н. Продовольственная политика Российского государства в чрезвычайных условиях: историко-правовой аспект // Вестник Финансового университета. Гуманитарные науки. - 2013. - № 2 (10).

6. Твердюкова Е.Д. Борьба со злоупотреблениями в сфере карточного снабжения населения СССР. 1941-1947 гг. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. История. - 2010. - № 2. - С. 32.

7. Загвоздкин Г.Г. Цена победы. Социальная политика военных лет. - Киров,

1990.

8. Чадаев Я.Е. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (19411945). - М.,1965.

9. Сомов В.А. Материально-бытовые факторы мотивации труда в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2011. - № 1.

10. Панарина Е.В. Реализация социальной политики Советского государства в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) (на материалах Дона и Северного Кавказа): дис. ... док. ист. наук. - Армавир, 2009.

Поступила в редакцию 28 ноября 2014 г.

UDC 94 (470.67) «1941/1945»: 339.166.82.

Organization of foodstuff supply in Dagestan during the Great Patriotic War

I.A. Emirkhanov

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43 a; histo-rik2008@yandex. ru

The article makes an attempt to consider the social policy of the state in the field of providing the population with food-stuff in 1941-1945. The main role is played by the fixed food supply, with which the local authorities tried to maintain the level that was necessary for the survival of people in the time of war. The difficulties in providing residents of the region with basic foodstuffs during the war were not only caused by the aggravation of the military situation and as the result the reduction foodstuff funds, but also by cases of criminal negligence and machinations on the part of some trade workers and responsible officials.

The products of home farms in industrial enterprises, organizations and institutions served as the additional sources of food supply for the residents of the Republic. Personal and collective gardening of factory workers and office workers, as well as collective farm and commercial trade were a great help in solving the food problem. Decentralized food resources served as the additional source of supply. Despite some shortcomings in the work of the local authorities, caused by the difficult military situation, the main food stuff problems during the Great Patriotic war were solved.

Keywords: Great Patriotic War, fixed food-supply, food cards, trade, supplementary sources of food stuffs, collective farm trade, home farms.

Received 28 November, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.