Научная статья на тему 'Проблемы снабжения населения Башкирии в годы Великой Отечественной войны'

Проблемы снабжения населения Башкирии в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
82
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / БАШКИРИЯ / НОРМИРОВАННОЕ СНАБЖЕНИЕ / КАРТОЧНАЯ СИСТЕМА / ТОВАРООБОРОТ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ОТДЕЛ РАБОЧЕГО СНАБЖЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТОРГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ / GREAT PATRIOTIC WAR / BASHKIRIA / RATIONING / RATIONING CARDS SYSTEM / GOODS TURNOVER / CONSUMER COOPERATION / DEPARTMENT OF WORKING SUPPLY / STATE TRADE INSPECTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Антошкин Анатолий Васильевич

В статье на основе архивных документов, впервые вводимых в научный оборот, анализируются основные проблемы, существовавшие в системе нормированного снабжения на территории Башкирии в годы Великой Отечественной войны. В условиях военного времени открытые формы торговли были заменены на нормированное снабжение, а в августе 1942 г. в Башкирии были созданы контрольно-учетные бюро продовольственных и промтоварных карточек. Налаживать снабжение населения государственным и кооперативным организациям приходилось в тяжелых экономических условиях. С одной стороны, значительно сократился товарооборот, многие опытные квалифицированные работники торговли ушли в ряды Красной Армии, с другой стороны, в Башкирию прибывало эвакуированное население, размещались эвакуированные предприятия, контингенты которых требовали качественного и своевременного снабжения. Из-за сокращения ревизорских аппаратов во многих организациях торговли были отмечены злоупотребления с карточками, увеличилось число растрат и хищений, возникли проблемы с комплектованием материально-ответственных кадров. Тем не менее, благодаря самоотверженной работе государственных и кооперативных организаций проблемы со снабжением населения, в том числе контингентов закрытых детских, медицинских учреждений и оборонных предприятий, были в основном решены, что позволило республике внести значительный вклад в победу в Великой Отечественной войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SUPPLYING THE PEOPLE OF BASHKIRIA DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

On the basis of archive documents which are introduced to scientific scrutiny for the first time, this article analyzes main problems of rationing in Bashkiria during the Great Patriotic War. In the wartime open trade was substituted with rationing and in August 1942 in Bashkiria bureaus for registration and control of rationing cards were created. State-owned and cooperative organizations had to establish the supply of people in hard economic conditions. On the one hand, the goods turnover decreased significantly, many qualified and experienced employees had joined the Red Army; on the other hand, Bashkiria received evacuated people and plants whose employees also needed good and timely supply. Due to the shrinking of auditing departments in many trading organizations misuse of rationing cards took place, the number of thefts and embezzlement increased, problems with employing responsible personnel arose. Nevertheless, thanks to the selfless work of state-owned and cooperative organizations problems of supplying people, including those in specialized children’s and medical institutions and military plants, were largely solved, and the Republic was able to significantly contribute to the victory in the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «Проблемы снабжения населения Башкирии в годы Великой Отечественной войны»

Краткие сообщения

УДК 94(470.57) DOI: 10.14529^190213

ББК ТЗ(2)622-2

проблемы снабжения населения Башкирии в годы великой отечественной войны

А. В. Антошкин,

Гимназия № 2, г. Стерлитамак,

Республика Башкортостан, Российская Федерация

В статье на основе архивных документов, впервые вводимых в научный оборот, анализируются основные проблемы, существовавшие в системе нормированного снабжения на территории Башкирии в годы Великой Отечественной войны. В условиях военного времени открытые формы торговли были заменены на нормированное снабжение, а в августе 1942 г. в Башкирии были созданы контрольно-учетные бюро продовольственных и промтоварных карточек. Налаживать снабжение населения государственным и кооперативным организациям приходилось в тяжелых экономических условиях. С одной стороны, значительно сократился товарооборот, многие опытные квалифицированные работники торговли ушли в ряды Красной Армии, с другой стороны, в Башкирию прибывало эвакуированное население, размещались эвакуированные предприятия, контингенты которых требовали качественного и своевременного снабжения. Из-за сокращения ревизорских аппаратов во многих организациях торговли были отмечены злоупотребления с карточками, увеличилось число растрат и хищений, возникли проблемы с комплектованием материально-ответственных кадров. Тем не менее, благодаря самоотверженной работе государственных и кооперативных организаций проблемы со снабжением населения, в том числе контингентов закрытых детских, медицинских учреждений и оборонных предприятий, были в основном решены, что позволило республике внести значительный вклад в победу в Великой Отечественной войне.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Башкирия, нормированное снабжение, карточная система, товарооборот, потребительская кооперация, отдел рабочего снабжения, государственная торговая инспекция.

Тяжелые экономические условия военного времени привели к замене открытой торговли на нормированное снабжение как в государственном, так и в кооперативном секторе. Перед торговыми организациями Башкирии были поставлены новые задачи, от решения которых зависела жизнь местного и эвакуированного населения. Возрожденная карточная система должна была обеспечить различные категории рабочих, служащих и их иждивенцев. В свою очередь, от качества снабжения рабочих военных предприятий Башкирии зависел вклад республики в укрепление обороноспособности страны. Торговым организациям надлежало перекрыть сокращение централизованных фондов за счет развития подсобных хозяйств и изыскания децентрализованных источников товаров. В такой обстановке в работе торговых организаций возникли специфические проблемы, решать которые требовалось максимально быстро и эффективно.

Для торговых организаций переход на новые принципы хозяйствования в первую очередь сказался на объемах товарооборота. Весь розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли Советского Союза сократился с 175,1 млрд руб. в 1940 г. до 152,8 млрд руб. в 1941 г. и до 77,8 млрд руб. в 1942 г. [2, с. 185]. В целом по стране наиболее низко упал товарооборот в 1942 г., когда он составил лишь 44 % к уровню 1940 г. Это отрицательно сказывалось на госбюджете, на денежном обращении, тем более

что росли расходы государства на непосредственные военные нужды [1, с. 57].

Выявить наиболее распространенные проблемы в повседневной практике торговых организаций можно, обратившись к материалам государственной торговой инспекции. В рамках действия нормированного снабжения работа государственной торговой инспекции претерпела изменения, большая часть которых была связана с особенностями функционирования карточной системы.

В новых экономических условиях государственная торговая инспекция должна была выполнить несколько задач. Во-первых, осуществлялся контроль над правильным использованием и расходованием рыночных товарных фондов. Во-вторых, проводилось исчисление принятых на государственное снабжение контингентов, проверялось соблюдение правил выдачи населению продовольственных и промтоварных карточек, а также распределение товаров по ним. В-третьих, осуществлялась проверка выполнения приказа Наркомата торговли СССР № 123 об улучшении санитарного состояния торговой сети, предприятий общественного питания и колхозных рынков. В-четвертых, проводилась комплексная проверка торговой сети и точек общественного питания, с привлечением к этой проверке общественного актива. При этом особое внимание было обращено на хранение еще не уничтоженных талонов

Краткие сообщения

от продовольственных карточек на хлеб и другие нормированные товары [3, л. 45].

Обратимся к конкретным примерам из практики государственной торговой инспекции в Башкирии. Проверкой в июле 1942 г. Второго торга Уфы было охвачено 43 торговых точки, из них нарушения были выявлены в 22 точках. Некоторые нарушения были свойственны и открытой торговле довоенного периода. Так, в магазине №2 92 использовались гири с просроченными клеймами, а также систематически не давались ответы на жалобы потребителей. Например, с 1 октября 1941 г. по 15 августа 1942 г. отсутствовали ответы на 11 жалоб. В магазине № 149 не было объявлений о часах торговли, и несвоевременно давались ответы на жалобы покупателей. Однако отмечались и принципиально новые нарушения, свойственные новым принципам хозяйствования в условиях военного времени. К примеру, в печке магазина № 149 были обнаружены припрятанные талоны на хлеб за июнь — июль в целом на 82 кг 600 грамм. В магазине № 63 талоны на нормированные товары не проверялись и не уничтожались в течение целого месяца [3, л. 49].

При проверке магазина №9 4 Уфимского Леспрод-торга под прилавком в ящике были обнаружены хлебные талоны в двух пакетах с надписями за 1-е и 10-е июня. В первом пакете находились талоны на 556 кг, во втором на 832 кг. Акт об уничтожении этих талонов был составлен 17 июля инспектором Леспродторга Агафоновым. Кроме того, в товарной книге на полке были найдены четыре карточки на крупу, мясо и жиры без указания фамилии и без печати [3, л. 54].

При проверке ОРСов Башкирии инспекция обследовала 22 точки, из которых в 19 были выявлены нарушения. Так, в магазине № 2 ОРСа Бельского речного пароходства в несгораемом ящике в кабинете завмага были обнаружены талоны на сахар. Кроме того, в подсобном помещении были обнаружены невыпущенные в продажу товары: чулки, носки, пудра, мыло, яйца и сахар. Под прилавком были обнаружены брошенные в беспорядке талоны за май-июль месяцы. Среди талонов были и январские талоны на 2930 коробков спичек. Означенные талоны по актам значились как уничтоженные. За целый комплект таких нарушений завмага Козлову с работы сняли и передали дело в следственные органы, также как и на инспектора ОРСа Соколову, составившую акт об уничтожении талонов, которые при проверке были обнаружены в наличии. В системе Транспортторгпита были выявлены факты подделки талонов на 10 кг хлеба [3, л. 72].

Механизм хищения в торговых точках Башкирии был типичен для карточной системы времен войны: составлялся фиктивный акт на уничтожение талонов на хлеб и другие продукты, затем вносились деньги, а по количеству якобы уничтоженных талонов выбирались продукты. Работники, составляя акт об уничтожении карточек, на самом деле их подшивали в отчетность, присваивая полученные по ним продукты [12, с. 37].

В отношении подделки карточек проводилась некоторая профилактика. Предприятия и учреждения сообщали в бюро продовольственных и

промтоварных карточек образцы подписей лиц, имевших право подписывать требования на выдачу карточек, а также образцы печатей предприятий и учреждений [11, с. 11—12]. Однако привлеченные к исследованию документы свидетельствуют о том, что профилактика не давала должного эффекта.

Некоторые нарушения в системе нормированного снабжения проходили и без манипуляций с карточками. К примеру, в июле 1942 г. в буфетном объединении Уфы «разбазаривались» нормируемые продукты, в том числе был установлен факт реализации масла и колбасы через буфеты без талонов продовольственных карточек, о чем материал был передан в ОБХСС для привлечения виновных к уголовной ответственности [4, л. 12].

Своевременное нормированное снабжение можно было обеспечить лишь при бесперебойном завозе продовольствия в торговую сеть. Распоряжением Наркомата торговли республики от 21 декабря 1942 г. в целях систематического контроля за выпечкой и завозом хлеба в торговую сеть Уфы в обязанность дежурных по Наркомату в часы дежурства был вменен контроль за ходом выпечки хлеба в Уфе. Кроме того, контроль вводился за выборкой хлеба торговыми организациями и за ходом завоза в торговую сеть. Для этого устанавливалась оперативная связь с дежурным треста Росглавхлеба и Уфимским городским торговым отделом.

Каждый дежурный по Наркомату торговли держал под контролем несколько вопросов. Во-первых, контролировалось состояние с выпечкой хлеба и положение с очередями и обеспеченностью магазинов хлебом и мукой. Во-вторых, в случае остановки пекарни устанавливалась причина по справке дежурного треста. Перебои в работе пекарен, как правило, возникали из-за отсутствия энергии, воды, топлива или муки. В-третьих, в случае остановки одной пекарни с торговым отделом города согласовывалось переключение торговых организаций на другую пекарню. Кроме того, экономист торгового отдела должен был систематически вести контрольную тетрадь сведений о выпечке хлеба, с указанием суточной производительности [4, л. 5].

Характерно, что и в условиях военного времени Наркомат торговли учитывал необходимость организации предпраздничной торговли. Например, накануне 7 ноября перед директорами торгующих организаций Наркоматом торговли была поставлена задача обеспечить выборку фондов и по мере поступления товаров в сеть немедленно отоварить карточки населению. На 5 и 6 ноября 1942 г. была разрешена продажа населению хлеба и хлебобулочных изделий вперед на два дня, а с 1 по 10 ноября наряду с бесперебойным обеспечением хлебом разрешалась продажа муки по карточкам на 5 дней во всех торговых точках республики. В связи с этим в торговой сети был создан полусуточный запас хлебобулочных изделий.

В целях рационального использования ограниченных продовольственных ресурсов приказом республиканского Наркомата торговли от 27 октября 1942 г. были определены мероприятия по экономии хлеба. В соответствии с постановлением правительства и приказом Наркомата торговли СССР от

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Gumanities, 2019, vol. 19, no. 2

А. В. Антошкин

Проблемы снабжения населения Башкирии в годы Великой Отечественной войны

15 октября 1942 г. повсеместно прекращалась продажа хлеба по повышенным ценам, кроме ресторанов станций Уфа, Чишмы, Стерлитамак, ресторанов Госпароходства и непосредственно на пароходах. Отпуск хлеба по повышенным ценам в ресторанах станций и на пароходах разрешалось производить только пассажирам дальнего следования, так как они не могли получать карточки своевременно.

Категорически запрещалась продажа хлеба по повышенным ценам обслуживающему персоналу самих ресторанов и буфетов, работникам железнодорожных станций и пристаней. На всех остальных предприятиях общественного питания продажа хлеба к обеду или к отдельным блюдам, включая также и отпуск хлеба к дополнительному второму горячему, производилась только по талонам хлебных карточек.

Госплан при СНК СССР рассмотрев представленный Госпланом при СНК БАССР народнохозяйственный план на 1942 г. по товарообороту республики, внес в соответствии с обстановкой военного времени свои коррективы. В частности были значительно увеличены децентрализованные источники поступления товаров, как например: повсеместная организация собственной продовольственной базы торговых организаций, развитие пригородных хозяйств, откорм животных, птиц, рыбная ловля и пчеловодство. Увеличивалось также количество пунктов по переработке сельскохозяйственной продукции и цехов по производству пищевых концентратов [5, л. 112].

Значительно расширялись децентрализованные заготовки и закупки продукции у местных организаций, совхозов и колхозов. Уделялось внимание развитию производства товаров широкого потребления из местного сырья и продуктов по линии государственной и кооперативной промышленности, также была предусмотрена организация новых артелей и отдельных цехов.

Кроме того, в товарообороте учитывалась рыночная продукция государственной и кооперативной промышленности эвакуированной в Башкирию из прифронтовых районов СССР. Отходы этих предприятий, если не могли перерабатываться самим предприятием, становились базой для организации предприятий местной кооперативной промышленности. При этом следует иметь в виду, что эффективность использования указанных источников поступления товаров в товарооборот торгов, магазинов и сельпо зависела от инициативы торгующих организаций, которые за счет требований к производственным предприятиям должны были стать проводниками развития местной промышленности.

По отдельным группам централизованных товаров отмечались разнонаправленные тенденции. С одной стороны, по маслу, сахару, чаю, консервам, алкогольным напиткам, кондитерским изделиям, швейным изделиям, мылу, табаку и обуви предусматривалось сокращение товарооборота. С другой стороны, по молоку, рыбе, картофелю и овощам намечалось увеличение товарооборота. В течение года товарооборот по отдельным группам товаров корректировался правительством через оперативные квартальные и месячные планы [5, л. 2].

В военные годы особое значение приобрел вопрос о количестве людей, взятых на снабжение в централизованном порядке. В целях борьбы с раздутыми контингентами и для прекращения незаконного расходования хлеба, где были введены карточки, контрольно-учетные бюро во всех городах и районных поселках проводили сплошную проверку правильности выдачи хлебных карточек.

Нарком торговли республики П. К. Коршунов приказал виновных в хищении, а также в попытках обмана контрольно-учетных бюро, путем всевозможных комбинаций с талонами продовольственных и промышленных карточек, — немедленно с работы снимать с одновременным взысканием по повышенным ценам стоимости недостающих товаров, а в особо злостных случаях — привлекать к судебной ответственности. При этом речь шла в первую очередь о директорах и начальниках, а не о рядовых продавцах. В приказе Наркома торговли республики буквально было сказано: «Предупреждаю руководителей торговых организаций, что непринятие мер в отношении лиц, виновных в растаскивании продуктов и промтоваров, буду рассматривать как создание благоприятных условий для всевозможных хищений и злоупотреблений в торговой сети» [4, л. 46].

В приказе Наркома торговли содержалось требование к заведующей Уфимским торговым отделом Кузнецовой принимать по материалам контрольно-учетных бюро не позднее 24-х часов решения о мерах наказания виновных и передавать на исполнение директорам соответствующих торгов и начальникам ОРСов. Директора торгов и начальники ОРСов не позднее 24-х часов с момента получения приказа были обязаны провести его в жизнь и об исполнении доложить торговому отделу в письменной форме.

Постепенно решалась проблема низких норм снабжения. К примеру, в январе 1943 г. учителя в 43 районах республики получали по 7 кг муки в месяц, а в 19 районах — по 8,5 кг. Начиная с 1 марта 1944 г. повсеместно была установлена норма для учителей в 10 кг муки на каждый месяц [6, л. 145].

Многие квалифицированные работники торговли государственных и кооперативных организаций были призваны в ряды Красной Армии, следовательно, обострился вопрос с кадрами. Проверкой лета 1942 г. было установлено, что в тресте столовых и Спецторге НКАП работа с кадрами ухудшилась. Небрежно оформлялись личные дела, слабо занимались подбором и изучением кадров. Квалификационные комиссии не работали, не уделялось должного внимания созданию резервов и вопросу учебы и подготовки кадров, вследствие чего участились случаи снятия с работы руководящих и материально-ответственных работников. Например, в Уфимском тресте столовых только за второй квартал 1942 г. было снято с работы 12 человек. Записи в трудовых книжках о перемещении не делались, результаты ревизий в личных делах материально-ответственных лиц не отмечались. Изученного и проверенного резерва для выдвижения на должности не было. Контрольно-ревизионный состав в Башторге не был укомплектован, вследствие чего резко ослабла борьба с растратами и хищениями [7, л. 100].

Краткие сообщения

Согласно приказу Наркомата торговли Башкирской АССР от 12 октября 1942 г. в условиях военного времени подсобные хозяйства системы Наркомата торговли должны были стать одним из важнейших источников продовольственного снабжения населения. Однако с организацией собственного производства у торговых организаций возникли затруднения. Для примера обратимся к проблемам в работе подсобных хозяйств в Благовещенске. Так, спущенный план озимого сева до начальника Благовещенского участка не был доведен вовремя, вследствие чего, при наличии свободной земли и семян, озимые не были посеяны. Выделенные 8 тонн кормов не были выбраны, и наряд пришлось аннулировать. Свинарники не были отремонтированы, поголовье свиней совершенно не обеспечено кормами, а к заготовке силосных кормов, при наличии их в большом количестве в рядом расположенном совхозе ОРСа завода № 768 не приступали. За сентябрь привес должен был составить 2600 кг, а фактически было получено снижение на 398 кг. Несмотря на требования Наркомата торговли, фуражный баланс по хозяйству не был составлен, а уборку картофеля и овощей не успели закончить [8, л. 37].

По состоянию на 1 января 1945 г. в системе потребкооперации Башкирии состояли на снабжении 120 детских домов [9, л. 12]. Упомянем дело заместителя председателя Президиума С. И. Башсоюза Пупышева, который допустил безответственное отношение к вопросу снабжения Старо-Кишкинского детского дома. В январе и феврале 1945 г. было недодано детскому дому в значительных количествах мясо и молоко. Правление не повлияло на поставщиков и не добилось воздействия на них через местные органы власти. Кроме того, потребкооперация допустила отпуск детскому дому вместо хлеба зерна, чем проявила исключительную халатность [10, л. 39].

Таким образом, в условиях военного времени торговые организации Башкирии столкнулись с множеством проблем, но благодаря самоотверженной и слаженной работе всех звеньев торговли, заготовительных контор, подсобных хозяйств и ОРСов удалось в целом решить проблему продовольственной безопасности контингентов взятых на снабжение. Привлеченные к исследованию архивные материалы позволили выявить в работе государственных и кооперативных организаций специфические нарушения свойственные нормированному снабжению и карточной системе. Решение проблем снабжения позволило эффективно выполнять производственные программы оборонным предприятиям республики, сохранить жизнь и здоровье эвакуированного населения, а также контингентов закрытых детских и медицинских учреждений.

Литература и источники

1. Любимов, А. В. Торговля и снабжение в годы Великой Отечественной войны /А. В. Любимов. — М.: Экономика, 1968. — 231 с.

2. Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. : стат. сб. — М. : Госкомстат СССР, 1990. — 235 с.

3. НАРБ Ф. Р-976. Оп. 1. Д. 470.

4. НАРБ. Ф. Р-976. Оп. 1. Д. 509.

5. НАРБ. Ф. Р-976. Оп. 1. Д. 511.

6. НАРБ. Ф. П-122. Оп. 25. Д. 550.

7. НАРБ. Ф. Р-976. Оп. 3. Д. 112.

8. НАРБ. Ф. Р-389. Оп. 1. Д. 1167.

9. НАРБ. Ф. П-122. Оп. 24. Д. 724.

10. НАРБ. Ф. Р-389. Оп. 1. Д. 1180.

11. Сборник важнейших приказов и инструкций по вопросам карточной системы и нормированного снабжения. — Л. : Леноблисполком, 1945. — 152. с.

12. Твердюкова, Е. Д. Борьба со злоупотреблениями в сфере карточного снабжения населения в СССР. 1941—1947 гг. / Е. Д. Твердюкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. — 2010. — № 2. — С. 32—40.

АНТОШКИН Анатолий Васильевич, кандидат исторических наук, учитель истории и обществозна-ния, иимназия № 2 г. Стерлитамак, Республика Башкортостан (Российская Федерация). E-mail: aav151284@ rambler.ru

Поступила в редакцию 7 февраля 2019 г

DOI: 10.14529/ssh190213

problems of SUPPLYING THE people of BASHKIRIA DURING the great patriotic war

A. V. Antoshkin, aav151284@rambler.ru, Gimnasium No. 2, Sterlitamak, Bashkortostan, Russian Federation

On the basis of archive documents which are introduced to scientific scrutiny for the first time, this article analyzes main problems of rationing in Bashkiria during the Great Patriotic War. In the wartime open trade was substituted with rationing and in August 1942 in Bashkiria bureaus for registration and control of rationing cards were created. State-owned and cooperative organizations had to establish the supply of people in hard economic conditions. On the one hand, the goods turnover decreased significantly, many qualified and experienced employees had joined the Red Army; on the other hand, Bashkiria received evacuated people and plants whose employees also needed good and timely supply. Due to the shrinking of auditing departments in many trading organizations misuse

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Gumanities, 2019, vol. 19, no. 2

А. В. Антошкин

Проблемы снабжения населения Башкирии в годы Великой Отечественной войны

of rationing cards took place, the number of thefts and embezzlement increased, problems with employing responsible personnel arose. Nevertheless, thanks to the selfless work of state-owned and cooperative organizations problems of supplying people, including those in specialized children's and medical institutions and military plants, were largely solved, and the Republic was able to significantly contribute to the victory in the Great Patriotic War.

Keywords: Great Patriotic War, Bashkiria, rationing, rationing cards system, goods turnover, consumer cooperation, department of working supply, state trade inspection.

References

1. Lyubimov A. V. Torgovlya i snabzhenie v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [The trade and supply during the Great Patriotic War]. Moscow: "Economics" Publ, 1968, 231 p.

2. Narodnoe khozyaystvo SSSR v Velikoy Otechestvennoy voyne 1941—1945 gg. Statisticheskiy sbornik [The economy of the USSR in the Great Patriotic War of 1941 to 1945: a collection of statistical data]. Moscow: the Centre for information and publishing at the State committee for Statistics of the USSR, 1990, 235 p.

3. Natsional'nyi Arkhiv Respubliki Bashkortostan [The National Archive of the Republic of Bashkortostan]. F. R-976. Op. 1. D. 470.

4. NARB. F. R-976. Op. 1. D. 509.

5. NARB. F. R-976. Op. 1. D. 511.

6. NARB. F. P-122. Op. 25. D. 550.

7. NARB. F. R-976. Op. 3. D. 112.

8. NARB. F. R-389. Op. 1. D. 1167.

9. NARB. F. P-122. Op. 24. D. 724.

10. NARB. F. R-389. Op. 1. D. 1180.

11. Sbornik vazhneyshikh prikazov i instruktsiy po voprosam kartochnoy sistemy i normirovannogo snabzheniya [A collection of most important orders and instructions as to the rationing cards system and rationing]. Leningrad: Bureau for information and publishing at the department of trade of the Leningrad Executive Committee, 1945, 152 p.

12. Tverdyukova Y. D. Fighting corrupt practices in the sphere of rationing in the USSR. 1941 to 1947. [Bor'ba so zloupotre-bleniyami v sfere kartochnogo snabzheniya naseleniya v SSSR. 1941—1947 gg.], Herald of Saint-Petersburg University, history [Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Istoriya], 2010, No. 2, PP. 32—40.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Антошкин, А. В. Проблемы снабжения населения Башкирии в годы Великой Отечественной войны / А. В. Антошкин // Вестник ЮУрГУ Серия «Социально-гуманитарные науки». — 2019. — Т. 19, № 2. — С. 93—97. DOI: 10.14529^Ы90213

Received February 07, 2019

FOR CITATION

Antoshkin A. V. Problems of supplying the people of Bashkiria during the Great Patriotic war. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Gumanities. 2019, vol. 19, no. 2, pp. 93—97. (in Russ.). DOI: 10.14529/ ssh190213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.