Научная статья на тему 'Государственная торговля Башкирии в послевоенные годы (1945-1947 гг. )'

Государственная торговля Башкирии в послевоенные годы (1945-1947 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТОРГОВЛЯ / КАРТОЧНАЯ СИСТЕМА / ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФОНДЫ / ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ЗАГОТОВКИ / ПОСЛЕВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА / БАШКИРИЯ / STATE TRADE / RATIONING SYSTEM / CENTRALIZED FUNDS / DECENTRALIZED PURCHASES / POST-WAR ECONOMY / BASHKIRIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антошкин Анатолий Васильевич

В статье исследуется процесс восстановления государственной торговли в Башкирии в период с 1945-1947 гг. Автор уделяет особое внимание развитию товарооборота и изменениям в структуре торговой сети в период функционирования карточной системы снабжения. Если потребительская кооперация в основном сосредотачивалась на развитии торговли в сельской местности, то ответственность государственного сектора распространялась на обслуживание городских потребителей. В тяжелой послевоенной экономической обстановке республиканскому Наркомату торговли пришлось приложить значительные усилия и сконцентрировать дефицитные ресурсы для достижения роста торговой сети в Уфе и остальных городах Башкирии. Привлеченные к исследованию архивные документы позволили заключить, что городские предприятия государственной торговли в условиях жесткой экономии, скудности централизованных товарных фондов и неурожая 1946 г. добились существенных успехов в развитии товарооборота за счет децентрализованных закупок и развития собственных подсобных хозяйств. На основе анализа статистических данных и делопроизводственных материалов республиканского Наркомата торговли автор приходит к выводу, что дальнейшее развитие торговли государственного сектора могло осуществляться только при отказе от нормированного снабжения. Переход к свободной торговле без карточек в свою очередь требовал изменения основных принципов и методов работы Наркомата торговли и его органов на местах. В то же время в ходе исследования установлено, что развитие государственной торговли наталкивалось на значительные затруднения организационного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Trade in Bashkiria in the Post-war Years (1945 to 1947)

The article considers the process of recovery in the state trade in Bashkiria from 1945 till 1947. Much attention is paid to developing the goods turnover and changes in the trading network throughout the use of rationing. Whereas consumer cooperation was focused on trade in rural areas, the state sector catered for city consumers. The hard economic conditions forced People’s Commissariat for Trade to make great efforts to achieve some growth in the trading network in Ufa and other cities of Bashkiria. The archive documents used in this study support the conclusion that, despite the austerity policy, scarcity of centralized goods funds, and the poor harvest of 1946, state-owned city trading organizations attained prominent success in promoting the goods turnover through decentralized purchases and their farms. Analyzing the statistical data and the records of People’s Commissariat for Trade in the Republic shows that the further development of the state trading sector could be possible only after rescinding the rationing system. The transition towards open trade, in turn, required changing its underlying principles and working methods both of People’s Commissariat for Trade and its local branches. On the other hand, the study shows that the development of state trade faced considerable organizational difficulties.

Текст научной работы на тему «Государственная торговля Башкирии в послевоенные годы (1945-1947 гг. )»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ/HISTORICAL SCIENCES

УДК 94(470) https://doi.org/10.33619/2414-2948/46/59

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТОРГОВЛЯ БАШКИРИИ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

(1945-1947 гг.)

©Антошкин А. В., ORCID: 0000-0003-4901-3454, канд. ист. наук, Гимназия №2, г. Стерлитамак, Россия, aav151284@rambler.ru

STATE TRADE IN BASHKIRIA IN THE POST-WAR YEARS (1945 TO 1947)

©Antoshkin A., ORCID: 0000-0003-4901-3454, Ph.D., Gymnasium 2, Sterlitamak, Russia, aav151284@rambler.ru

Аннотация. В статье исследуется процесс восстановления государственной торговли в Башкирии в период с 1945-1947 гг. Автор уделяет особое внимание развитию товарооборота и изменениям в структуре торговой сети в период функционирования карточной системы снабжения. Если потребительская кооперация в основном сосредотачивалась на развитии торговли в сельской местности, то ответственность государственного сектора распространялась на обслуживание городских потребителей. В тяжелой послевоенной экономической обстановке республиканскому Наркомату торговли пришлось приложить значительные усилия и сконцентрировать дефицитные ресурсы для достижения роста торговой сети в Уфе и остальных городах Башкирии. Привлеченные к исследованию архивные документы позволили заключить, что городские предприятия государственной торговли в условиях жесткой экономии, скудности централизованных товарных фондов и неурожая 1946 г. добились существенных успехов в развитии товарооборота за счет децентрализованных закупок и развития собственных подсобных хозяйств. На основе анализа статистических данных и делопроизводственных материалов республиканского Наркомата торговли автор приходит к выводу, что дальнейшее развитие торговли государственного сектора могло осуществляться только при отказе от нормированного снабжения. Переход к свободной торговле без карточек в свою очередь требовал изменения основных принципов и методов работы Наркомата торговли и его органов на местах. В то же время в ходе исследования установлено, что развитие государственной торговли наталкивалось на значительные затруднения организационного характера.

Abstract. The article considers the process of recovery in the state trade in Bashkiria in 1945 till 1947. Much attention is paid to developing the goods turnover and changes in the trading network throughout the use of rationing. Whereas the consumer cooperation was focused on trade in rural areas, the state sector catered for city consumers. The hard economic conditions forced People's Commissariat for Trade to make great efforts to achieve some growth in the trading network in Ufa and other cities of Bashkiria. The archive documents used in this study support the conclusion that, despite the austerity policy, scarcity of centralized goods funds, and the poor harvest of 1946, state-owned city trading organizations attained prominent success in promoting the goods turnover through decentralized purchases and their own farms. Analyzing the statistical data and the records of People's Commissariat for Trade in the Republic shows that the further development of the state trading sector could be possible only after rescinding the rationing system. The transition towards open trade, in turn, required changing its underlying principles and working

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

methods both of People's Commissariat for Trade and its local branches. On the other hand, the study shows that the development of state trade faced considerable organizational difficulties.

Ключевые слова: государственная торговля, карточная система, централизованные фонды, децентрализованные заготовки, послевоенная экономика, Башкирия.

Keywords: state trade, rationing system, centralized funds, decentralized purchases, post-war economy, Bashkiria.

После окончания Великой Отечественной войны в советской экономике сохранялось нормированное снабжение с дифференцированием по особым нормам для различных контингентов населения. Отменить карточную систему снабжения продовольственными и промышленными товарами, восстановить открытые формы торговли предполагалось только после проведения в жизнь целого комплекса мероприятий, направленных на стабилизацию экономики. До ликвидации системы нормированного распределения было необходимо подготовить розничные сети государственной и кооперативной торговли к продаже товаров в свободном порядке. Требовалось заранее предусмотреть возможности образования больших очередей и перебоев в торговле наиболее востребованными товарами, о чем свидетельствовал предвоенный опыт. В годы функционирования карточной системы спрос населения мало беспокоил торговые организации, так как нормированное снабжение не оставляло выбора потребителям при получении промышленных и продовольственных товаров по карточкам. Важнейшее значение имело насыщение торговой сети достаточными объемами продовольственных и промышленных товаров, для того чтобы магазины и палатки не остались без товаров за один-два часа открытой торговли.

Торговым организациям следовало учесть, что нормированным снабжением были охвачены не все категории населения республики, особенно в сельской местности. В планировании товарооборота городским торговым предприятиям нельзя было пользоваться только данными о количестве потребителей в пределе своего радиуса обслуживания. Наркомат торговли был вынужден учитывать возможность того, что потребительская кооперация столкнется с трудностями при развертывании своей розничной сети в деревнях и селах. В таком случае с высокой вероятностью часть сельского населения республики также устремилась бы за товарами в городские магазины. Для этого в тяжелых экономических условиях первостепенное значение приобретало выполнение и перевыполнение плана розничного товарооборота, расширение децентрализованных торговых операций, а также улучшение качества и увеличение объемов выпускаемой продукции подсобными хозяйствами торговых организаций. Свою роль в дополнении централизованных рыночных фондов должны были сыграть промысловая кооперация, кооперация инвалидов и предприятия местной промышленности.

В законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства на 19461950 гг. задачи подъема материального благополучия народов СССР были сформулированы следующим образом: «Требуется добиться подъема сельского хозяйства и промышленности, производящей средства потребления, для обеспечения материального благополучия народов Советского Союза и создания в стране обилия основных предметов потребления» [1, с. 138].

Для определения успешности выполнения данных задач в государственной торговле Башкирии обратимся к годовым отчетам по местным торгам Башкирской АССР за 1946 и 1947 гг. Существенных структурных изменений в системе местных торгов за 1946 г. не произошло. Однако в торговой сети произошли некоторые изменения. С одной стороны, количество магазинов сократилось на 71 единицу в основном за счет временного закрытия

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

совхозной сети, что произошло из-за снятия их со снабжения хлебом с четвертого квартала 1946 г. С другой стороны, в мелкой розничной сети количество ларьков и палаток увеличилось на 17 единиц. В системе общественного питания в то же время количество столовых сократилось на 25 единиц, а количество чайных и закусочных увеличилось на 22 единицы [2, л. 80]. Безусловно, столь незначительные изменения в торговой сети не могли обеспечить стремительный рост товарооборота.

Плановые товарные остатки в нормированной торговле по фактическому товарообороту четвертого квартала 1946 г. в товарной стоимости выразились в сумме 28666 тыс. руб. Отметим, что в числе остатков имелись неходовые и малоходовые товары на общую сумму 1037 тыс. руб. Оборачиваемость товаров в пути и в сети (без коммерческой торговли) составила 33,46 дня против 34,5 дней по плану. В целом такие результаты незначительно расходились с запроектированными показателями.

Для покрытия дефицита централизованных товарных фондов особое значение имели децентрализованные источники поступления товаров. Поступление товаров в предприятия государственной торговли по децентрализованным источникам в 1946 г. составило 70236 тыс. руб. или 24,1 % к обороту без учета коммерческой торговли [2, л. 82].

В тяжелых экономических условиях послевоенного времени важной задачей стало снижение издержек обращения и производства. Издержки по складам и розничной сети в 1946 г. дали перерасход в размере 0,19% к обороту, что составило 775 тыс. руб. Из данной суммы 163 тыс. руб. было израсходовано на содержание зданий и помещений, еще 122 тыс. руб. было излишне затрачено на текущий ремонт. По нормальной убыли товаров значилось 408 тыс. руб. и еще 124 тыс. руб. пришлось на актируемые потери [3, л. 33].

Перерасход на содержание помещений объяснялся увеличением расходов на сторожевую охрану. По нормальной убыли товаров перерасход был связан с коммерческой реализацией хлеба на 81183 тыс. руб., а также с увеличением удельного веса пайковых товаров и со снижением оборота по водке на 25 млн. руб. Все это не было учтено в плане издержек обращения. Характерными были актируемые потери, которые в основном относились к соленой рыбе получаемой навалом. Рыба кантарилась в тару торгующих организаций, а при хранении тара впитывала некоторое количество веса товара.

При переходе к открытой торговле требовалось решить проблему с нехваткой кадров в предприятиях государственной розничной сети. Так, по данным на 1946 г. нагрузка на одного торгово-складского работника составляла 279 тыс. руб. в год, тогда как по плану значилось 257 тыс. руб., то есть нагрузка была доведена до 108,6%. В связи с повышенной нагрузкой средняя зарплата работника в системе государственной торговли достигла 3522 руб. в год, тогда как по плану она должна была составлять 3200 руб. в год [2, л. 83]. Решать проблему нехватки кадров предполагалось за счет специалистов из других регионов страны, так как в республике не было высших и средних учебных заведений по подготовке продавцов и товароведов.

Ограниченность централизованных фондов в некоторой степени перекрывалась продукцией собственных предприятий Наркомата торговли. Выпуск товаров широкого потребления собственными предприятиями торгов Башкирии за 1946 г. составил 13877 тыс. руб. Кроме того, заготавливались дрова и лесоматериалы для обеспечения работы самих торгов. За 1946 г. системой местных торгов было выпечено хлеба на сумму 5400 тыс. руб., а всего было выпущено продукции на сумму 22847 тыс. руб., что составило 137,7% годового плана, а по товарам ширпотреба — 138% [3, л. 35]. Несмотря на перевыполнение плана в целом отмечались затруднения с выдерживанием ассортиментного минимума. Так, имелось

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

недовыполнение плана по обувному, трикотажному и галантерейному товару, а также по хозяйственным товарам и бытовому ремонту.

В период войны предприятия республиканского Наркомата торговли были вынуждены сделать ставку на развитии собственных подсобных хозяйств по выработке сельскохозяйственной продукции. Однако неудовлетворительная обработка почвы и посевов отразилась на урожайности зерновых и огородных культур. Вместе с тем неблагоприятные климатические условия также оказали влияние на отрицательные результаты, с которыми закончили 1946 г. местные торги. Всего по растениеводству было получено убытков на 601 тыс. руб., а по животноводству — 890 тыс. руб. Убыточность растениеводства и животноводства не могла не сказаться на торговле. Например, себестоимость свинины по плану значилась 14,45 руб. за 1 кг, в то время как фактически вышло — 23,53 руб. [3, л. 33].

Убытки по животноводству объяснялись не только высокой себестоимостью скота и кормов, но и отсутствием должного контроля за поступлением продукции и недопустимое отношение к сохранности поголовья и готовой продукции. Так, в течение 1946 г. по различным причинам пало 294 головы различного скота, в том числе: 120 голов крупнорогатого скота, 104 свиньи, 65 овец и 5 лошадей.

В целом подсобные хозяйства местных торгов закончили 1946 г. с убытком в 1491 тыс. руб. Только Второй уфимский торг получил рекордный убыток в 906 тыс. руб., а Башторг — 221 тыс руб. [4, л. 41].

Помимо собственных подсобных хозяйств в государственной торговле особое внимание Наркомата торговли концентрировалось на децентрализованных заготовках незерновых сельскохозяйственных продуктов. Объем заготовок сельхозпродуктов был запроектирован в сумме 4142 тыс руб., а фактически было заготовлено продукции на 4293 тыс руб., то есть имело место перевыполнение плана. Перевыполнение было достигнуто в основном за счет заготовок лесощепных товаров. Вместе с тем расходы по заготовкам составили 48% к обороту вместо 37,4% по плану. Данный факт был обусловлен тем, что заготовки проводились в глубинных пунктах вдали от железнодорожных станций и речных пристаней. Следовательно, расходы на транспортировку товаров к местам реализации также увеличились.

В значительной мере на недовыполнение плана повлияли непланируемые потери, составившие 2199 тыс. руб. Среди них штрафы и пени, уплаченные в основном за несвоевременную оплату счетов поставщикам и несвоевременный возврат тары на 449 тыс. руб. Уценка товаров, произведенная с целью приведения товаров в ликвидное состояние, составила 398 тыс руб. [4, л. 45].

Немаловажной проблемой в государственной торговле были списания дебиторской задолженности по коммерческой торговле и по растратам. В результате план накоплений на 1946 г. был недовыполнен на сумму 5169 тыс. руб., что повлияло на состояние оборотных средств. Так, норматив на 1 января 1947 г. составлял 25703 тыс. руб., а фактически имелось в наличии 22417 тыс. руб. Таким образом, недостаток собственных оборотных средств выразился в сумме 3286 тыс руб. [4, л.51].

Существенным тормозом в развитии государственной торговли были растраты и хищения. Всего за 1946 г. было выявлено растрат и хищений на сумму 1744 тыс руб. Как правило, данные правонарушения выявлялись в ходе производства документальных ревизий. Большое место среди растрат и хищений занимал Черниковский торг, который оказался наиболее пораженным имущественными и должностными преступлениями во всей системе государственной торговли Башкирии. В этом торге ревизией были вскрыты растраты на сумму 108 тыс. руб. завуалированные на различных товарно-материальных счетах. К

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

сожалению, слабо обстояли дела с взысканием растрат. Таковых значилось за 1946 г. только 833 тыс руб. [2, л. 85].

В деле борьбы с растратами и хищениями ключевую роль должны были сыграть контрольно-ревизионные органы. Несмотря на усиление ревизионной работы в 1946 г. и улучшение качества ревизий, все же план проведения документальных ревизий по торгам не был выполнен в полном объеме. Из 145 балансовых предприятий было обревизовано 108, то есть только 75%, а 37 предприятий торговли вообще остались не обревизованными.

До 60% всех растрат было вскрыто документальными ревизиями. Необходимо отметить, что срыв плана ревизий объяснялся не только неполным комплектованием ревизорского аппарата, но и тем, что отдельные главные бухгалтеры торгов в ущерб производству ревизий отвлекали ревизоров на посторонние работы. Примером чему могут служить Башторг и Второй торг Уфы. Так, в первом из них при наличии 7 ревизоров было обревизовано 50 предприятий из 70, а во Втором торге при укомплектованности ревизоров на 100% было обревизовано за год только 13 из 20 предприятий торговли.

План производства внезапных ревизий по инвентаризации товароматериальных ценностей и денежных средств был выполнен на 93%. По плану было запроектировано 8214 ревизий, а в действительности было проведено только 7614. Качество проведенных ревизий также нельзя признать удовлетворительным. На работе ревизоров сказывалась нехватка технических средств: спиртометров, прейскурантов, технических условий.

Некоторые нарекания вызывало состояние учета в торговых предприятиях республики. В целом организация бухгалтерского учета в системе местных торгов и в тресте столовых была в основном удовлетворительной. Однако для улучшения качества учета и внедрения положения о документах и записях в бухгалтерском учете предприятий и хозяйственных организаций от 25 января 1946 г. требовалось получать бланки учетно-отчетной документации и периодической отчетности в централизованном порядке и в достаточном количестве. Начало такого мероприятия со стороны Министерства торговли РСФСР было уже положено. К примеру, в 1947 г. Министерство торговли БАССР получило для местных торгов 40 тыс. штук контокоррентных карточек и 20 тыс. карточек количественного учета, однако это обеспечивало только 30% потребности в этих карточках, не говоря уже о бланках первичной документации, начисляемых миллионами экземпляров. Печатание карточек на месте было сопряжено с большими трудностями, а в централизованном порядке этот процесс обходился значительно дешевле [5, л. 86].

Особое внимание в системе государственной торговли республики уделялось работе нерентабельных предприятий, они подвергались тщательному анализу с целью выявления причин убыточности. Были разработаны конкретные мероприятия по ликвидации убыточности. По подсобным хозяйствам принимались меры направленные на выполнение плановых заданий по урожайности и продуктивности животноводства. Кроме того, налаживался контроль за поступлением продукции в хозяйства. Все это содействовало обеспечению безубыточности подсобных хозяйств. По заготовительным операциям проводилось сокращение заготовительного аппарата. Была предусмотрена более полная загрузка оставшегося аппарата по закупке сельскохозяйственных продуктов для коммерческих чайных. Ликвидировались отдельные нерентабельные заготовительные пункты с развертыванием заготовок в таких районах только в период сезона заготовок.

Кроме того, по торговле проводилась реорганизация головных магазинов совхозной сети, и принимались меры к загрузке торговых точек и увеличению товарооборота. В феврале 1947 г. было созвано областное совещание актива торговых работников, на котором

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

принимались социалистические обязательства по улучшению работы и по обеспечению выполнения плановых заданий.

При анализе товарооборота важно выявить структурные изменения в ассортименте. Для этого обратимся к заключению отдела финансирования народного хозяйства республиканского Министерства финансов по годовому отчету Министерства торговли за 1946 г.

В структуре товарооборота по сравнению с 1945 г. существенных изменений не было. Несколько увеличился удельный вес промтоваров — с 24 до 25,2% при снижении удельного веса продовольствия — с 76 до 74,2%, в том числе по водочным изделиям — с 50,3 до 34,4%. Отметим, что удельный вес хлеба в розничном товарообороте увеличился почти в два раза и составил 14,2% [6, л. 165].

По отчетным данным Министерства финансов возможности поступления децентрализованных товаров у торгов имелись в больших объемах, но руководители торговых предприятий недостаточно занимались этим вопросом. Такие оценки были небезосновательными. Так, в некоторых отделения Башторга децентрализованная заготовка не только не развертывалась, но и совершенно прекратилась. Например, Туймазинское отделение за нарушение установленного порядка о децентрализованных заготовках во втором квартале было снято с заготовок. Имелись случаи незаконной закупки товаров по неутвержденным ценам на рынках, что влекло за собой из-за высокой цены образование залежей неходовых товаров. К примеру, головным магазином Башторга при Конесовхозе № 105 были заготовлены по рыночной цене деревянные ложки.

Борьба за качество поступаемых в торговую сеть товаров, а также за ускорение оборачиваемости в местных торгах велась чрезвычайно слабо. В силу чего масса некачественных и неходовых товаров оставалась стабильной. По данным отчета Министерства торговли на 1 января 1947 г. сумма неходовых и малоходовых товаров достигла 1027 тыс. руб., что составляло 75,8% от общей суммы всех товарных остатков.

По данным Министерства торговли средства на капиталовложения в торговых предприятиях расходовались бесконтрольно. Так, за 1946 г., минуя Торгбанк, было затрачено 1721 тыс. руб. Средства по амортизационным отчислениям, предназначенные взносу на особый счет Госбанка, а также в Торгбанк не вносились, а произвольно использовались в хозяйстве. Между тем на 1 января 1947 г. на счет Госбанка амортизационных отчислений подлежало внести 714 тыс. руб. и подлежало взносу в бюджет через Торгбанк — 15 тыс. руб. Такое состояние финансовой дисциплины вело к тому, что значительные средства тратились не по назначению. К примеру, при отсутствии сверхплановых прибылей Вторым торгом на премирование участников всесоюзного социалистического соревнования было израсходовано 15 тыс руб. [7, л. 174].

Структурных изменений в системе местных торгов за 1947 г. не произошло. В сводный годовой отчет были включены отчеты Первого и Второго уфимских городских торгов, Черниковского торга, Башторга (вместе с совхозной сетью, переданной в январе 1948 г.) и треста столовых. Кроме того, в соответствии с указанием Главторга в сводный отчет включался также отчет ликвидированного Спецторга вместе с предприятиями.

Данные Таблицы 1 свидетельствуют о том, что к отмене карточной системы государственная торговля республики значительно расширила розничную торговую сеть и незначительно сократила сеть общественного питания. Количество торговых точек за 1947 г. возросло на 22%, а количество предприятий общепита сократилось на 13%. Отметим, что не все торговые точки были открыты за счет нового строительства. В 1947 г. в государственную торговлю была принята сеть от ликвидированных ОРСов, Спецторга и Уполминзага.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

Расширение торговой сети также шло за счет нового строительства и за счет переоборудования неторговых помещений.

Таблица 1.

ТОРГОВАЯ СЕТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТОРГОВЛИ БАШКИРИИ по состоянию на 1 января 1948 г.

Торговая сеть Торговые точки Сеть общественного питания Всего

Состояло к началу года 469 165 634

Принято и открыто 154 22 176

Передано и закрыто 19 43 62

Итого состояло на 1 604 144 748

января 1948 г.

Сост. по: НАРБ. Ф. Р-976. Оп. 5. Д. 2. Л. 242.

Согласно официальной статистике в послевоенные годы государственный сектор торговли развивался наиболее динамично, в том числе и за счет сокращения колхозной торговли [8, с. 338]. Весь розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли Башкирии составлял 1351,9 млн. руб. в 1945 г., а в 1947 г. он увеличился до 3008 млн руб. [9, с. 130]. В то же время товарооборот розничной сети СССР в 1945 г. составлял 12704 млн. руб., в 1946 г. — 19841 млн. руб., а в 1947 г. — 26273 млн руб. [10, с. 40]. Таким образом, в республиканской государственной торговле прослеживались общесоюзные тенденции.

Из данных Таблицы 2 следует, что по розничной сети и по предприятиям общественного питания план товарооборота в целом перевыполнялся. По сравнению с показателями 1946 г. товарооборот в государственном секторе вырос в целом на 48%. Невыполнение плана товарооборота по коммерческой торговле объяснялось в основном отгрузкой поставщиками промтоваров низкого качества и несоответствующего ассортимента. Следует отметить, что для торговли в открытом режиме эти недостатки могли стать определяющими. Министерству торговли надлежало принять неотложные меры к поставщикам товаров в розничную сеть.

Таблица 2.

РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТОРГОВЛИ БАШКИРИИ

за 1946-1947 гг. (в тыс. руб.)

Показатели По По данным за 1947 г. Процент выполнения

отчету Годовой План 4-х Фактическое Годового Плана 4-х

за 1946 г. план кварталов выполнение плана кварталов

Розничная сеть 408109 543600 566900 592559 109 104,5

В том числе 116952 150000 136000 105837 70,5 77,8

коммерческая

Общественное 80960 108000 119200 131716 122 110,5

питание

В том числе 45549 82000 95000 105340 128,5 110,9

коммерческое

Всего 489069 651600 686100 724275 111,2 105,6

Сост. по: НАРБ. Ф. Р-976. Оп. 5. Д. 2. Л. 242.

Проанализировав основные показатели развития государственной торговли Башкирии в 1945-1947 гг., обратив внимание на отдельные ее участки как со стороны качественной, так и количественной, необходимо отметить, что накануне отмены карточной системы были достигнуты значительные успехи. Последовательно возрастал объем товарооборота, расширялась торговая сеть, увеличивались децентрализованные заготовки. Министерство

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

торговли республики уделило достаточное внимание работе с нерентабельными предприятиями торговли, по возможности содействовало расширению ассортимента продовольственных и промышленных товаров в торговой сети. В то же время многие недостатки в работе торговых предприятий сохранялись. Особенно это касалось издержек обращения, культуры обслуживания потребителей. Торговая система Башкирии нуждалась в притоке грамотных специалистов. В магазинах не хватало торгового инвентаря, спецодежды. Безусловно, крупным недостатком следует считать тот факт, что документальные ревизии регулярно вскрывали значительные суммы растрат и хищений.

Список источников и литературы:

1. Советская торговля за 30 лет / под ред. М. М. Лифица. М.: Госторгиздат, 1947. с. 164.

2. Национальный архив Республики Башкортостан (НАРБ). Ф. Р-976. Оп. 5. Д. 2.

3. НАРБ. Ф. Р-976. Оп. 5. Д. 3.

4. НАРБ. Ф. Р-976. Оп. 5. Д. 10.

5. НАРБ. Ф. Р-976. Оп. 5. Д. 12.

6. НАРБ. Ф. Р-976. Оп. 5. Д. 13.

7. НАРБ. Ф. Р-976. Оп. 5. Д. 20.

8. Достижения советской власти за сорок лет в цифрах. Статистический сборник. М.: Государственное статистическое издательство, 1957. 371 с.

9. Народное хозяйство и культурное строительство Башкирской АССР. Статистический сборник. Уфа: Государственное статистическое издательство, 1959, 170 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Советская торговля. Статистический сборник. М.: Статистика, 1964. 504 с.

References:

1. The Soviet Trade Over 30 Years. (1947). Ed. by M M. Lifits. Moscow: Gostorgizdat, 164.

2. The National Archive of the Republic of Bashkortostan. F. R-976. Op. 5. D. 2.

3. NARB. F. R-976. Op. 5. D. 3.

4. NARB. F. R-976. Op. 5. D. 10.

5. NARB. F. R-976. Op. 5. D. 12.

6. NARB. F. R-976. Op. 5. D. 13.

7. NARB. F. R-976. Op. 5. D. 20.

8. The achievements of the soviet rule over 40 years in figures. A statistical collection. (1957). Moscow: Gosudarstvennoe statisticheskoe izdatel'stvo, 371.

9. The Economyand the Cultural Development in Bashkir ASSR. (1959). Statistical Materials Ufa, Gosudarstvennoe statisticheskoe izdatel'stvo Publ.,170.

10. Soviet Trade. (1964). Statistical Materials Moscow, Statistika, 504.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 19.07.2019 г. 29.07.2019 г.

Ссылка для цитирования:

Антошкин А. В. Государственная торговля Башкирии в послевоенные годы (1945-1947 гг.) // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №9. С. 489-496. https://doi.org/10.33619/2414-2948/46/59

Cite as (APA):

Antoshkin, A. (2019). State Trade in Bashkiria in the Post-war Years (1945-1947). Bulletin of Science and Practice, 5(9), 489-496. https://doi.org/10.33619/2414-2948/46/59 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.