Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ГБОУ «АЛЕКСЕЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ГБОУ «АЛЕКСЕЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предметно-развивающая среда / дети с ОВЗ / сенсорное воспитание. / subject-developing environment / children with disabilities / sensory education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губенко Любовь Владимировна

в статье представлена реализация образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). С помощью предметно-развивающей среды (оборудование кабинета психолога) у детей формируются процессы восприятия и представления о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губенко Любовь Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT FOR CHILDREN WITH DISABILITIES (INTELLECTUAL DISABILITIES) IN THE STATE EDUCATIONAL INSTITUTION "ALEKSEEVSKAYA GENERAL EDUCATION BOARDING SCHOOL"

the article presents the implementation of educational needs of students with disabilities (intellectual disabilities). With the help of a subject-developing environment (equipment of a psychologist's office), children develop processes of perception and ideas about objects, objects and phenomena of the surrounding world.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ГБОУ «АЛЕКСЕЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ГБОУ «АЛЕКСЕЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

Губенко Л.В.

Губенко Любовь Владимировна - преподаватель, ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат» г. Алексеевка

Аннотация: в статье представлена реализация образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). С помощью предметно-развивающей среды (оборудование кабинета психолога) у детей формируются процессы восприятия и представления о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Ключевые слова: предметно-развивающая среда, дети с ОВЗ, сенсорное воспитание.

ORGANIZATION OF SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT FOR CHILDREN WITH DISABILITIES (INTELLECTUAL DISABILITIES) IN THE STATE EDUCATIONAL INSTITUTION "ALEKSEEVSKAYA GENERAL EDUCATION BOARDING SCHOOL"

Gubenko L.V.

Gubenko Lyubov Vladimirovna - teacher,

STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION "ALEKSEEVSKAYA COMPREHENSIVE BOARDING SCHOOL"

ALEKSEEVKA

Abstract: the article presents the implementation of educational needs of students with disabilities (intellectual disabilities). With the help of a subject-developing environment (equipment of a psychologist's office), children develop processes ofperception and ideas about objects, objects and phenomena of the surrounding world. Keywords: subject-developing environment, children with disabilities, sensory education.

Для успешной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями важно использовать разнообразные методики и подходы, учитывая специфику каждого ребенка. Это может включать индивидуальные уроки, групповые занятия, игровые техники, а также работу с родителями и специалистами из различных областей. Современные образовательные ресурсы, такие как компьютерные программы, мультимедийные материалы и онлайн-курсы, также играют важную роль в обучении и воспитании детей с особыми потребностями.

Кроме того, создание благоприятной социальной среды для развития и взаимодействия детей с интеллектуальными нарушениями включает в себя работу над формированием позитивного самооценки, поддержку в общении с окружающими, а также организацию социальных мероприятий и специальных групп для детей с особыми потребностями. Важно помнить, что поддержка со стороны семьи, общества и государства играет ключевую роль в успешной адаптации и развитии этих детей.

Интеграция детей с интеллектуальными нарушениями в общество является одним из основных принципов современной специальной педагогики. Участие в интеграционных проектах, волонтерских программ и спортивных мероприятиях способствует развитию социальных навыков, коммуникации и самоутверждению у таких детей. Поэтому важно создавать условия для полноценного участия детей с интеллектуальными нарушениями в общественной жизни и обеспечивать равные возможности для их развития и самореализации.

Включение в систему специального образования детей с интеллектуальными нарушениями закрепило за ними право на получение образования, что «приводит к наиболее полному по возможности вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка» (п. 3 ст. 23 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной РФ 15 сентября 1990 г.) [3].

Создание благоприятной предметно-пространственной среды подразумевает такую организацию пространства, при которой воспитательная и образовательная работа осуществляется наиболее эффективно. Для этого необходимо, чтобы пространство, где протекает данный процесс, уже само по себе являлось средством данного процесса, несло большую смысловую и эмоциональную нагрузку.

Ведущей особенностью при интеллектуальных нарушениях у детей является недоразвитие познавательной деятельности и, прежде всего, высших форм мышления. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда для детей с нарушением интеллекта должна обеспечить:

- привитие ребенку элементарных навыков самообслуживания;

- формирование познавательной деятельности (развитие предметно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления);

-формирование тесной связи между практическим опытом ребенка и наглядно-абстрактными представлениями;

-включение речи в мыслительную деятельность - знакомство с предметом и названием, действий с группой однородных предметов; отбор предметов по словесной инструкции, использование их в практических

ситуациях; знакомство со свойствами предметов (обследование, определение свойств, выделение признаков); расширение сенсорного опыта в предметно-практической деятельности [1].

Для этого развивающая предметно-пространственная среда должна содержать атрибуты, которые смогут обеспечить приобретение предметно-практического и чувственного опыта и перенос его в практические ситуации; формирование познавательного ориентирования в окружающем пространстве. У каждого из нас сохранились свои собственные, особые воспоминания о первом пристанище в школе. Для кого-то это большая аудитория со светлыми стенами, заставленная партами [2].

Одной из основных зон является игровая зона, где дети могут свободно играть и проявлять свою фантазию. Здесь расположены разнообразные игрушки, конструкторы, настольные игры и другие материалы, которые способствуют развитию творческих способностей и социальных навыков.

Другая важная зона - зона для индивидуальных консультаций. Здесь психолог может проводить индивидуальные сессии с детьми или их родителями, обсуждать проблемные ситуации, помогать справляться с трудностями и находить пути решения.

Также в кабинете предусмотрена зона для групповых занятий, где дети могут работать вместе, общаться, развивать навыки сотрудничества и эмоционального контроля. Здесь проводятся игровые, образовательные и творческие занятия, направленные на развитие различных аспектов личности.

Важным элементом кабинета является также зона отдыха, где дети могут расслабиться, отдохнуть от интенсивной деятельности, насладиться тишиной и спокойствием. Здесь есть удобные диваны, пуфики, мягкие коврики, где дети могут почитать книгу, посмотреть мультфильм или просто посидеть в одиночестве.

Таким образом, кабинет сенсорной комнаты является пространством, специально созданным для комфортного и продуктивного взаимодействия психолога с детьми и их окружающей средой. Вся организация пространства и его наполнение направлены на поддержку развития детей, помощь в решении их проблем и создание благоприятной атмосферы для их самовыражения и самореализации..

Зона организационно-планирующей деятельности, или рабочая зона психолога, необходима для подготовки к работе (к занятиям, консультациям и пр.), обработки данных. Для плодотворной работы имеется всё необходимое оборудование: компьютер, принтер, интернет, шкаф для хранения методической литературы, журналов регистрации видов деятельности педагога-психолога, рабочих программ и результатов диагностики, а также для хранения раздаточного материала.

В коррекционно-развивающей зоне кабинета проводятся индивидуальные и групповые занятия с детьми разного возраста, как по развитию психомоторики и сенсорных процессов, так и по коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер. В зависимости от индивидуальных особенностей воспитанника, педагог-психолог использует в работе методы и приёмы игровой терапии, аутотренинга, арт-терапии. С большим успехом используется сказкотерапия, которая позволяет поддерживать у детей интерес к занятию, расширяет их социальный опыт [1].

Использовать в работе и другие арт-терапевтические методы помогает оснащение кабинета: наборы фигурок для развития мелкой моторики рук, наборы настольных печатных игр, многочисленные мозаики, шнуровки, напольная сенсорная дорожка, кубики, декоративно-развивающая панель «Времена года», интерактивная звуковая панель «Домашние животные», комплекты материалов для развития сенсорики «Знакомство с формой», «Знакомство с цветом», «Тактильное домино», «Свойства предметов», развивающая среда «Фиолетовый лес», световой стол для рисования с подсветкой, мячи массажные, домик с дверцами и замочками, развивающий кубик, интерактивный стол, тактильный ящик.

Благодаря этому оборудованию педагог-психолог более эффективно строит работу с детьми по развитию мелкой моторики рук, обогащению сенсорного опыта ребят, формирует представление о цвете, форме, величине предметов, организует занятия по развитию познавательной сферы; процессов памяти, внимания, мышления, по коррекции эмоционально-волевой сферы, по развитию активной речи [4].

Для детей с различными психологическими проблемами, такие зоны играют важную роль в процессе коррекции и релаксации. Разнообразные упражнения, проводимые в этой зоне, помогают улучшить самочувствие и настроение детей, а также способствуют развитию навыков саморегуляции. Мягкие пуфики-кресла и другие элементы оборудования создают комфортную атмосферу, в которой дети чувствуют себя спокойно и защищенно. Интерактивные элементы, такие как световые панели и звуковые эффекты, помогают детям сосредоточиться на своих ощущениях и внутреннем состоянии. Это способствует улучшению их внимания и концентрации, а также помогает им находить внутренний покой. Музыкальное кресло-подушка и другие звуковые элементы создают приятную атмосферу, способствующую расслаблению и отдыху.

Такие зоны психологического кабинета являются важным инструментом для работы с детьми, испытывающими стресс и эмоциональное напряжение. Они помогают им находить внутреннюю гармонию и уравновешивать свои эмоции, что способствует повышению их благополучия и общего самочувствия. В результате дети могут лучше справляться с повседневными стрессовыми ситуациями и развивать навыки саморегуляции в долгосрочной перспективе.

Зона для консультаций также оборудована мягкими пуфиками-креслами и журнальным столиком, на котором стоит декоративный фонтан. Здесь проводится консультирование педагогов, воспитанников, а также родителей по вопросам развития и воспитания детей. Атмосфера настраивает на диалог и доверительное общение [5].

Для проведения диагностической работы в кабинете используется зона коррекционно-развивающих занятий - это стол, стулья, компьютер, с установленной программной по психологической диагностике «Эффектон Студио», диагностический коррекционно-развивающий комплекс с видеорегистрацией «Песочная терапия», а также используем диагностический комплект «Семаго» и невербальные психологические тесты.

В этой части кабинета нет лишних предметов, ярких деталей интерьера, которые могут отвлекать внимание, мешать им сосредоточиться на предлагаемых заданиях. Все необходимые для диагностики материалы систематизированы (по возрасту, проблематике) и размешены в шкафу.

Сенсомоторная зона предполагает формирование у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления, т.е. усвоения меры качеств-эталонов, выработанных человечеством. Это - есть первый этап в сенсорном воспитании, т.е. эталоны цвета (цвета спектра), форм (геометрические плоскостные и объёмные фигуры), эталоны пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа). Вторым этапом сенсорного воспитания является обучение детей обследовательским, перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках.

Итак, задачи сенсорного развития для детей предполагают [4].

1. Совершенствование двигательных функций (развитие и

совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков.

2. Тактильно-двигательное восприятие.

3. Развитие слухового восприятия.

4. Развитие зрительного восприятия.

5. Восприятие формы, величины, цвета.

Для выполнения этих задач в нашем кабинете используется необходимое оборудование: сухой душ, массажные мячи, сенсорная дорожка, сухой бассейн, интерактивная панель «Весёлые квадраты», звуковая панель «Звуки воды», тактильная панель, комплекты материалов для развития сенсорики «Знакомство с формой», «Знакомство с цветом», «Свойства предметов», «Тактильное домино», сенсорный ящик, полифункциональный набор «Радуга», набор плоскостных геометрических фигур, развивающая среда «Фиолетовый лес», развивающие игры, развивающий кубик, мозаики, шнуровки, музыкальный центр, детское панно «Кривое зеркало».

Список литературы /References

1. Задумова Н.П. Роль вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталостью во взаимодействии со сверстниками // Практическая психология и логопедия, 2005, № 1(12).

2. Забрамная С.Д. Использование компьютерной техники в активизации психической деятельности детей с нарушением интеллекта: Тезисы Международного семинара «Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушением развития». — СПб., 1995.

3. Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития. — М., 2006.

4. Старобина ЕМ. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. — М., 2003.

5. Филиппова М.В. Развитие обучаемости у детей с тяжелыми нарушениями интеллекта // Модернизация образования: опыт и исследования. — Ярославль, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.