Научная статья на тему 'Организация посреднической деятельности для потерявших работу в Европе (XVIII -начало XX вв. )'

Организация посреднической деятельности для потерявших работу в Европе (XVIII -начало XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
132
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТНЫЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РАБОЧИЕ СОЮЗЫ / БЮРО УКАЗАНИЯ ТРУДА / БИРЖИ ТРУДА / СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ПРИИСКАНИЮ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саенко Людмила Александровна

В статье автор рассматривает отдельные моменты становления и организации посреднической деятельности для потерявших и ищущих работу в Западной Европе конца XVIII и начала XX веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация посреднической деятельности для потерявших работу в Европе (XVIII -начало XX вв. )»

УДК 331.1

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОТЕРЯВШИХ РАБОТУ В ЕВРОПЕ (XVIII - НАЧАЛО XX вв.) Л.А. Саенко*

В статье автор рассматривает отдельные моменты становления и организации посреднической деятельности для потерявших и ищущих работу в Западной Европе конца XVIII и начала XX веков.

Ключевые слова: безработный; профессиональные рабочие союзы; бюро указания труда; биржи труда; союз предпринимателей; учреждения по приисканию работы.

ORGANIZATION OF INTERMEDIARY ACTIVITY FOR LOSING WORK IN EUROPE (XVIII - BEGAN XX cc.) L.A. Saenko

In the article an author examines the separate moments of becoming and organization of intermediary activity for losing and shopping around in Western Europe of end XVIII and began XX centuries.

Keywords: unemployed person; trade working unions; bureau of pointing of labour; labour exchanges; union of businessmen; establishment on searching for of work.

Все действия по поддержке безработных можно представить в виде нескольких направлений, каждое из которых имеет собственный набор социальных приемов и ведет к усилению тех социальных отношений, которые улучшают общественное состояние, затронутое исключением граждан из трудовых процессов.

Одним из этих направлений является посредническая деятельность по реализации социальноэкономического направления, проявляющегося в восстановлении профессионального статуса безработного путем подыскания новой работы либо путем подыскания новой профессии, востребованной в данный период развития общества. Основным звеном в этой деятельности выступают организации, деятельность которых направлена на приискание работы безработным гражданам.

Впервые об организации посреднической деятельности для потерявших работу людей мы на-

ходим упоминание еще в первой половине XVIII века (1741). Именно в это время начинают создаваться профессиональные рабочие союзы. Классической страной в этом отношении является Англия [1]. Здесь, как нигде в Европе, посредничество по приисканию работы сосредоточено в руках рабочих союзов - тред-юнионов. Английские тред-юнионы приняли систему помощи безработным, как необходимое условие утверждения политики союза в экономическом взаимоотношении их членов с предпринимателями.

Наиболее широкие масштабы организация посредничества принимает во второй половине XIX века, когда английские рабочие союзы, после периода подполья и утопически-революционного увлечения (чартизм), выдвигают экономический момент на первый план, строя свою деятельность на началах самопомощи. С этого времени (1850) английские тред-юнионы ставят помощь своим

* Саенко Людмила Александровна, доцент кафедры воспитания, социализации и развития личности Ставропольского государственного педагогического института, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: l.saenko@rambler.ru

безработным членам - в форме пособия до получения работы, указания работы, а также вспоможения на передвижение рабочего с целью отыскания работы - во главу своей деятельности, подчиняя ее принципам укрепления политики коллектива, с точки зрения поддержания жизненного уровня своих членов.

Так как тяжесть расходов на помощь безработным весьма значительна, то указание работы безработным - является весьма существенной функцией. Центральное Правление союза, получая постоянно сведения от своих местных отделений о количестве безработных и о свободных местах, располагает прекрасными сведениями о рабочем рынке страны и оказывает громадное содействие ищущим работы сообщением своих сведений. Вместе с тем, каждый член союза обязан сообщить Правлению об известных ему незанятых или освобождающихся местах, а также о том месте, которое оставляет сам. При отсутствии потребной работы в одном месте - безработный, смотря на надобности, посылается в другое место.

Некоторые союзы выплачивают небольшую премию члену, который укажет безработному товарищу место. Наиболее крупные союзы публикуют периодические отчеты о состоянии рабочего рынка в главных пунктах своей деятельности. Другие - публикуют список тех заведений, в которых члены могут рассчитывать найти место. В практике некоторых профсоюзов (особенно строительных) существуют особые пособия на передвижение в целях поисков работы (путевое пособие). Отношение союзов к путевому пособию различно, и некоторые из них, как National Society of Amalgamated Brassworkers, видят в нем деморализующее влияние на членов, полагая, что чем раньше умрет система оказания помощи при передвижениях, тем лучше. Такое отношение профсоюза к путевому пособию - особенно важно потому, что в Англии, благодаря существованию профессиональных организаций и обязанности принятия указываемых мест, трудность контроля за путешествием безработных сводится к минимуму.

Те же начала политики заработной платы мы встречаем в деятельности громадной массы бюро указания труда при профсоюзах Германии. На третьем конгрессе профсоюзов (1899) высказывается заявление о том, что посредниче-

ство по приисканию работы, сосредоточенное в руках рабочих, «является условием жизни» для рабочих организаций.

В Германии некоторые посреднические организации рассматривали свою деятельность как самоцель, например Гирш-Дункеровские союзы. Здесь, как и в английских тред-юнионах, указание работы возникает из оказания помощи безработным. Помощь безработным, в форме пособий, требует особенно чуткой и подвижной организации указания работы. Нельзя не отметить, что указание труда в руках профсоюзов получило в Германии, сравнительно незначительно развитие.

Такой же характер носят французские синдикальные биржи труда, являющиеся по определению Пеллутье, организациями «сопротивления»

- сопротивление против понижения заработной платы, против чрезмерного удлинения рабочего дня, а также против возвышения цен на предметы потребления [4].

Основным началом в деятельности бирж труда, при замещении ими мест, является руководство синдикальным тарифом оплаты труда и порядком записи безработных. Последнее, являясь характерным вообще для посреднических учреждений, содержимых рабочими, служит предметом неистощимых нападок предпринимателей, видящих в суждении выбора рабочих нарушение неотъемлемых и главнейших прав предпринимателей.

Немалым препятствием для развития посреднической деятельности при союзах является то, что предприниматели не пользовались услугами этих контор.

Наряду с организациями рабочих по соисканию работы стали создаваться союзы, управляемые предпринимателями. Союзы предпринимателей выдвигают указание работы, сосредоточенное в своих руках, как особенно действительное средство в борьбе со всевластием рабочих союзов, полагая, что указание работы - есть исключительное право предпринимателей.

Из западно-европейских стран наибольшего распространения организуемое предпринимателями посредничество по приисканию работы достигает в Германии.

До 1890 года предпринимательские союзы возникали, главным образом, в целях защиты профессионально-экономических интересов, вообще, отодвигая регулирование отношений предприни-

мателей к рабочим на второй план. Однако, рост профессиональных организаций рабочих, распространение и углубление сферы деятельности, поставили перед предпринимателями вопрос об объединении их со специальной целью защиты своих интересов против требований рабочих.

Движение в сторону организации предпринимателями управляемых ими бюро по указанию работы исходит из Гамбурга, где особенно сильного развития достигают социал-демократические союзы.

В 1889 году «Союз железоделательной промышленности в Гамбурге» основывает посредническое бюро, первоначально в форме контрольного бюро, и обязывает членов союза не принимать рабочих на работу без особого свидетельства, выдаваемого контрольным бюро. В 1890 году посредническое бюро значительно реформируется, причем на бюро возлагается задача не ограничиваться только контролем за приемом рабочих на работы, но и указывать и подсказывать подходящую работу или рабочих.

Организация предпринимателями указания труда быстро воспринимается предпринимательскими союзами, становясь одним из основных пунктов рабочей политики и занимая центральное место в уставах союзов. Так, согласно уставу организованного в 1899 году союза берлинских предпринимателей, членами в союз принимаются лишь такая организация предпринимателей, которая при устройстве бюро найма и тому подобных учреждений не допускают содействия рабочих [3].

Среди существовавшего многообразия форм посредничества, организуемого предпринимателями в Германии, выделяются две системы: Берлинская и Гамбургская.

Согласно первой системе (принятой и введенной Союзом берлинских металозаводчиков) бюро указания труда бюро указания труда ставит своей задачей обслуживать входящие в союз предприятия поставкой им рабочих, в требуемом количестве и соответствующего качества.

Иначе организуется бюро указания работы по второй системе. Согласно (утвержденным общим собранием союза железоделательной промышленности г. Гамбурга, от 22 марта 1893 г.) правилам делопроизводства, бюро труда имеет целью служить для членов союза посредником по найму и поставке рабочих. Кроме того, бюро должно ука-

зывать рабочих тем цехам, предпринимательским союзам и отдельным фирмам, которые заключат по этому поводу специальные соглашения с союзами. Вместе с тем бюро должно поддерживать отношения и идти рука об руку с другими бюро, с которыми заключены взаимные соглашения.

Исследователи организованного предпринимателями указания труда безработным и рабочим констатируют, что данная система организованного указания труда значительно превосходит систему, предложенную рабочими союзами [2].

Политика работодателей по обеспечению найма труда, свободного от влияния рабочих организаций, находит себе место во всех странах. Особенно сильно это движение (1911) во Франции, где предпринимательские бюро замещают до 40 % мест, замещаемых всеми посредническими учреждениями. Ставя своей главной задачей набор подходящего состава работников, бюро оказывало посредничество лишь лицам с прекрасной репутацией, зачастую оставляя за бортом целые категории рабочих.

В Англии и Америке эта политика носит название «движение в пользу свободы труда» [6].

Совместная работа предпринимателей и рабочих по организации посредничества получает особое развитие в Германии.

Основным условием успешной работы таких организации является одинаковая мощность заинтересованных сторон. Вторым предварительным условием для жизнеспособности конторы по приисканию работы, управляемых на равных основаниях заинтересованными сторонами, является освобождение ее от выполнения непосильных задач социал-демократического характера, как «примирение интересов» и пр.

Особое значение указания работы, организуемого сообща предпринимателями и рабочими, заключается в том, что, обходя момент экономической борьбы, оно сохраняет в себе те выгодные черты, которые характеризуют посредничество, организуемое отдельно профессиональными организациями — именно: близкую осведомленность о нуждах профессии.

Существовало и посредничество, организуемое исключительно незаинтересованными сторонами, а именно: благотворительные общества и промысловое коммерческое посредничество.

Указание работы при благотворительных обще-

ствах, уже в силу своего характера, ограничивается обслуживанием, сравнительно, небольшого количества безработных, касаясь преимущественно чернорабочих и не принося пользы квалифицированным рабочим, потерявшим работу.

Наибольшей меры развития промысловое частное посредничество достигло во Франции и Германии. Промысловое частное посредничество имело ряд преимуществ: промысловое посредничество путем беспристрастной посреднической деятельности, в состоянии удовлетворить разнородные потребности, как работодателей, так и рабочих; при этом условии оно может оказать индивидуализированное посредничество, могущее быть соответствующим образом приспособленным ко всем многообразным местным, территориальным и иным особенностям; оно может применить эти естественные преимущества в сфере квалифицированных мест и профессий; оно заинтересовано в заключении рабочих и служебных контрактов; его деятельность очень удобна, особенно для работодателей, как экономически более сильного контрагента, для которого размер платы играет второстепенную роль; оно удовлетворяет экономическую потребность там, где общественное или каритативное посредничество еще совсем не развито.

Наряду с преимуществами, практика промыслового посредничества обнаружила громадные недостатки. Денежная заинтересованность частных контор в каждом случае посредничества часто ведет за собой пренебрежение интересами, обращающихся за посредничеством сторон и сопровождается широкой эксплуатацией публики. Такой характер посредничества вызвал большое движение в пользу законодательного ограничения частного посредничества. Начало этому было положено во Франции, где Наполеон III, еще в 1852 году, пытался прекратить частное посредничество, путем запрещения заниматься этим промыслом без разрешения муниципалитета.

То же ограничение начала свободы частного промыслового посредничества наблюдается и в других странах, получая наиболее значительные выражения в Германии и Австрии.

В Германии первоначально частное промысловое посредничество регулировалось уставом промышленности 1869 года, объявлявшим посредничество по приисканию работы и рабочих

свободным промыслом, не подлежащим контролю административных властей. Некоторые изменения вводятся в 1883, 1900, 1910 годах. Те же общие принципы приняты австрийской новеллой 1907 года.

Для органов публичной власти встала задача организации такого типа посредничества, которое могло бы оказать посильную помощь в сближении спроса и предложения труда и, вместе с тем, быть чуждым экономической борьбе предпринимателей и рабочих. Иначе говоря, для органов публичной власти встала задача организации нейтрального, общедоступного, обслуживающего все виды труда, и бесплатного посредничества по приисканию работы. Главнейшей из перечисленных задач, явилась задача организации нейтрального посредничества.

Первоначально была попытка разрешить эту задачу путем организации чисто коммунальных учреждений, но практика показала несостоятельность данного предприятия. Прежде всего, на этого рода учреждений посредничества не мог не отразиться преимущественно владельческий состав коммунальных учреждений, а также малая осведомленность лиц, поставленных во главе посреднических учреждений, с профессиональными нуждами.

Вместе с тем многообразие одновременно существующих, но не связанных между собой единым руководящим принципом деятельности, форм посреднических по указанию труда учреждений, затемняя истинное положение рынка труда, закрывало путь к надлежащему уравнению спроса и предложения труда, вело к бесполезной растрате народнохозяйственных сил.

Естественно, что в таких условиях для органов публичной власти вставала серьезная задача по регулированию посредничества по приисканию работы и рабочих.

Рассмотрим развитие коммунальных и государственных учреждение посредничества для безработных граждан.

Первая попытка привлечь государство к регулированию посредничества относится к 1884 году, когда рабочими было внесено соответствующее предложение в Германский рейхстаг. Однако, проводится в жизнь вмешательство государства в организацию посредничества, и то в смысле лишь направления его движения, начинается значитель-

но позже, - после того, как за дело организации посредничества берутся органы местного самоуправления. Организация коммунального посредничества по приисканию работы безработным получила впервые практическое осуществление в Швейцарии (в Берне - 1888 г., Базеле — 1889 г.), но наибольшего развития достигла в Германии.

Движение, исходившее из Швейцарии, нашело отклик, прежде всего, в южной Германии. Так, в 1893 году промышленный суд в Штутгардте по инициативе своего председателя Лаутеншлагера внес в городское управление проект об устройстве городского бюро по приисканию работы. Все издержки по содержанию бюро несет город - посредничество безработным оказывается безвозмездно. Особое значение проекта Лаутеншлагера заключается в том, что к делу посредничества привлекаются заинтересованные в заключение рабочего договора стороны, - предприниматели и безработные рабочие.

Вскоре после основания первых коммунальных бюро труда в Германии, движение в пользу учреждения бюро труда органами публичной власти начинается в Австрии.

В 1895 году австрийская палата депутатов, по предложению депутата Ог.М. \lengera принимает резолюцию, в которой указывает на настоятельность обследования современного положения посредничества в Австрии, а также на желательность устройства учреждений посредничества.

В Венгрии публичное посредничество по приисканию работы и рабочих развивается очень медленно. Циркуляром от 28.12.1899 года Министр Земледелия устанавливает посредничество по приисканию работы для сельскохозяйственных рабочих, рассматривая посредничество, как задачу правительственных учреждений.

В 1900 году Будапешт открывает первую публичную посредническую контору. Законодательное регулирование посредничества неоднократно было предметом обсуждения правительственных учреждений, но до этого времени не получило своего осуществления.

Организация бирж труда во Франции непосредственно связывается с именем экономиста Молинари. В 1842 году им впервые была высказана мысль о настоятельности организации бирж труда, долженствовавших, по его мнению, благодаря оказываемому ими посредничеству, служить

интересам рабочих и направлять их внимание на область чисто профессиональной деятельности.

Первая биржа труда была открыта в Париже в 1887 году. За Парижем вскоре последовали и другие общины. Особенность этой организации по приисканию работы в том, что роль общины здесь сводится исключительно к восполнению местной инициативы и заключается в предоставлении существующим рабочим организациям бюро и помещений для собраний.

Таким образом, это не коммунальная организация приискания работы, как это понимается в настоящее время. Оказание посредничества здесь находится всецело в руках профсоюзов. Вместе с тем, так как средства по содержанию бюро частично отпускаются общиной, на бюро возлагается обязанность оказывать посредничество всем обращающимся за его услугами лицам, независимо от того, состоят ли они членами профсоюза [5].

Английский закон 1905 года о безработице (Unemployed Workmen Act) предусматривает образование двух особых типов учреждений местных и центральных по содействию приискания работы. Издержки здесь покрываются из особого фонда. Закон издается на 3 года.

В 1909 году проводится реформа организации государственных бирж труда в Англии. Обращаясь к оценке тех результатов, которые сопровождали организацию бирж труда в Англии, следует отметить, что здесь далеко не было единодушного отношения к новому опыту. И если успех биржи труда имел место, то они в значительной степени обязаны в этом надлежащему выбору персонала бюро, вербуемого из представителей науки, учителей, служащих, различных бюро и рабочих.

Итак, литературные источники и публицистические данные показывают, что с возникновением безработицы в промышленно развитых странах стали складываться социальная защита и помощь безработным. Первым и важнейшим является помощь в трудоустройстве, создание сведений о рынке труда, сбор денежных средств для безработных.

На начальном этапе (этапе становления, формирования систем) организация помощи безработным выстраивалась стихийно, в большей степени организовывались биржи труда, комитеты помощи приискания работы. Движение в помощь безработным было делом самих безработных, и

общин, в которых они жили. Государство лишь поддерживало эти действия.

При всем разнообразии национального опыта систем защиты от безработицы основными тенденциями их развития являются:

- в организационном аспекте - движение от разрозненных служб помощи безработным к централизованной системе институтов, функционирующих в тесном взаимодействии;

- в институциональном аспекте - эволюция от организаций, находящихся в ведении одной социальной группы (рабочих и их объединений) либо отдельного территориального образования, к системному государственному управлению при тесном сотрудничестве с другими социальными партнерами;

Литература

1. Вебб. С. Положение труда в Англии за последние 60 лет. — СПб.: Типолитография Я. Коровицкого, 1899. - 32 с.

2. Громан В.В. Организации работодателей в Германии. - СПб.: Изд-во Русская скоропечатня, 1908,- 132 с.

3. Зомбарт В. Современный капитализм. Том 1.-М.: Издание Д.С. Горшкова, 1903.-687с.

4. Конрад К. Посредничество в приискании работы в Германии. - СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1913.-496 с.

5. Пеллутье П. История бирж труда / Пер. с фр. А.И. Певзнера / Под ред. и с предисл. Е. Татарского. - М.: Типография Ф Я. Бурче, 1906. - 104 с.

6. Швиттау Г.Г. Промышленные конфликты: Экономическое исследование в области современной политики труда на Западе. - СПб.: Типография Ю.Н. Эрлих, 1911.-486 с.

- в социально-экономическом аспекте - переход от адресной помощи отдельным социальным группам к решению задач регулирования рынка труда в целом.

Союзы предпринимателей создавали собственные инструменты отбора квалифицированных работников максимально лояльных работодателю, что снижало эффективность формирующейся системы защиты труда.

К концу XIX века частное посредничество, благотворительность, биржи труда и союзы безработных стали не эффективны. Возникла необходимость централизованного государственного управления и учета вакансий, особенно остро это проявилось на большой территории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.