Научная статья на тему 'Организация посредничества по приисканию работы в Западной Европе и в России (в период до 1917 года)'

Организация посредничества по приисканию работы в Западной Европе и в России (в период до 1917 года) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
190
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИРЖА ТРУДА / ПРИИСКАНИЕ РАБОТЫ / LABOUR EXCHANGES / UNEMPLOYED

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саенко Людмила Александровна

В статье автор раскрывает основные этапы формирования контор, бирж труда для безработных в Западной Европе и в России. Статья содержит характеристику этапов становления, позволяет сделать сравнительный анализ организации контор по приисканию работы в развитых странах до 1917 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author reveals the main stages of forming offices, labour exchanges for the unemployed in Western Europe and in Russian. The paper includes the characteristic of the formation stages and allows to make the comparative analysis of organizing office for job seeking in the developed countries before 1917.

Текст научной работы на тему «Организация посредничества по приисканию работы в Западной Европе и в России (в период до 1917 года)»

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИНУК И

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСРЕДНИЧЕСТВА ПО ПРИИСКАНИЮ РАБОТЫ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И В РОССИИ (В ПЕРИОД ДО 1917 ГОДА)

Л.А. Саенко

ORGANIZATION OF MEDIATION FOR JOB SEEKING IN WESTERN EUROPE AND IN RUSSIA (BEFORE 1917)

Saenko L.A.

The author reveals the main stages of forming offices, labour exchanges for the unemployed in Western Europe and in Russian. The paper includes the characteristic of the formation stages and allows to make the comparative analysis of organizing office for job seeking in the developed countries before 1917. In England, Germany, Austria, Switzerland, Hungary, France and Russia such work was carried out depending on the aim of such institution creation. The structure and work forms of mediation organisations for the unemployed in are shown in historical context.

В статье автор раскрывает основные этапы формирования контор, бирж труда для безработных в Западной Европе и в России. Статья содержит характеристику этапов становления, позволяет сделать сравнительный анализ организации контор по приисканию работы в развитых странах до 1917 года. В Англии, Германии, Австрии, Швейцарии, Венгрии, Франции, России такая работа осуществлялась в зависимости от цели создания такого типа учреждений. Показана организация и формы работы сети посреднических организаций для безработных граждан в историческом контексте.

Выделим основные содержание и цель посреднической деятельности по соисканию работы в Западной Европе.

В.И. Эдельштейн (1) пишет, что организация посредничества по приисканию работы или рабочих возникает из факта разобщенности рабочей силы от средств ее приложения и мыслится, прежде всего, как организация посредничества между наличными спросом и предложением труда. В этом отношении организация посредничества преследует цель удовлетворения двусторонней хозяйственной потребности - дать путем посредничества: предпринимателям -наиболее подходящую рабочую силу, рабочим - наиболее отвечающие места. Но уже из признания этой задачи для посредничества возникает потребность не ограничиваться в своей деятельности наличными спросом и предложением труда, дошедшими до посреднической организации, но находить работу или рабочих при наличности потребности в них. В таком понимании указание работы является не одним только посредничеством по приисканию работы или рабочих, но и доставлением самой работы или рабочих. Отсюда «под нормальным указанием работы надо понимать такое учреждение, которое самым совершенным образом способствует заключению рабочего договора, завязывая сношения между лицами, готовыми работать, и работодателями, желающими дать работу, а если на лицо имеется один только спрос или одно только предложение, то учреждение старается доставить недос-

УДК 331.5.07

тающий для заключения договора элемент в виде рабочих рук или вакантных мест» (2).

Впервые об организации посреднической деятельности для потерявших работу людей мы находим упоминание еще в первой половине 18 века (1741 год). Именно в это время начинают создаваться профессиональные рабочие союзы. Классической страной в этом отношении является Англия. Здесь, как нигде в Европе, посредничество по приисканию работы сосредоточено в руках рабочих союзов - тред-юнионов. Английские тред-юнионы приняли систему помощи безработным, как необходимое условие утверждения политики союза в экономическом взаимоотношении их членов с предпринимателями. Вебб С. (3) писал об организации: «Поддерживают друг друга, так что они сделались единым общест-вом...Для того, чтобы удержать на известной высоте свои заработки. они дают члену своего клуба, потерявшему работу, билет и деньги, чтобы он отправился на поиски работы в ближайший город, где есть такой же клуб».

Наиболее широкие масштабы организация посредничества принимает во второй половине 19 века, когда английские рабочие союзы, после периода подполья и утопически-революционного увлечения (чартизм), выдвигают экономический момент на первый план, строя свою деятельность на началах самопомощи. С этого времени (1850 г.) английские тред-юнионы ставят помощь своим безработным членам - в форме пособия до получения работы, указания работы, а также вспоможения на передвижение рабочего с целью отыскания работы - во главу своей деятельности, подчиняя ее, всецело, принципам укрепления политики коллектива, с точки зрения поддержания жизненного уровня своих членов.

Так как тяжесть расходов на помощь безработным весьма значительна, то указание работы безработным - является весьма существенной функцией. Центральное Правление союза, получая постоянно сведения от своих местных отделений о количестве безработных и о свободных местах, располагает прекрасными сведениями о ра-

бочем рынке страны и оказывает громадное содействие ищущим работы сообщением своих сведений. Вместе с тем, каждый член союза обязан сообщить Правлению о известных ему незанятых или освобождающихся местах, а также о том месте, которое оставляет сам. При отсутствии потребной работы в одном месте - безработный, смотря на надобности, посылается в другое место.

При этом весьма важно отметить, что в английской практике рабочих союзов, в виду тесной связи указания работы с помощью безработным, принятие указанной работы, как правило, обязательно.

Некоторые союзы выплачивают небольшую премию члену, который укажет безработному товарищу место. Наиболее крупные союзы публикуют периодические отчеты о состоянии рабочего рынка в главных пунктах своей деятельности. Другие -публикуют список тех заведений, в которых члены могут рассчитывать найти место. В практике некоторых профессиональных союзов (особенно строительных) существуют особые пособия на передвижение в целях поисков работы (путевое пособие). Отношение союзов к путевому пособию различно, и некоторые из них, как National Society of Amalegamated Brassworkers, видят в нем деморализующее влияние на членов, полагая, что чем раньше умрет система оказания помощи при передвижениях, тем лучше. Такое отношение профессионального союза к путевому пособию - особенно важно потому, что в Англии, благодаря существованию профессиональных организаций и обязанности принятия указываемых мест, трудность контроля за путешествием безработных сводится к минимуму.

Те же начала политики заработной платы мы встречаем в деятельности громадной массы бюро указания труда при профессиональных союзах Германии. На третьем конгрессе профессиональных союзов (1899 г.) высказывается заявление о том, что посредничество по приисканию работы, сосредоточенное в руках рабочих, «является условием жизни» для рабочих организаций.

Отметим, что в сознании важности указания работы для рабочих, германские

свободные профессиональные организации развили довольно широкую систему посредничества по приисканию работы. Основной чертой организации посредничества этих союзов является широкая централизация указания работы для каждой определенной отрасли промышленности.

В соответствии с задачами союзов, в организуемых при союзах учреждениях по указанию труда, отдается преимущество стачечнику, а также безработному, перед имеющим работу.

В Германии некоторые посреднические организации рассматривали свою деятельность как самоцель. Например, Гирш-Дункеровские союзы. Здесь, как и в английских тред-юнионах, указание работы возникает из оказания помощи безработным. Помощь безработным, в форме пособий, требует особенно чуткой и подвижной организации указания работы. Нельзя не отметить, что указание труда в руках профессиональных союзов получило в Германии, сравнительно незначительно развитие.

Такой же характер носят французские синдикальные биржи труда, являющиеся по определению Пеллутье, (4) организациями «сопротивления» - сопротивление против понижения заработной платы, против чрезмерного удлинения рабочего дня, а также против возвышения цен на предметы потребления.

Ставя одной из главных задач приискание мест ищущим работы, биржи труда непосредственно или через посредничество примыкающих к ним синдикатов вызывают из соседних местностей ищущих работы, для заявивших о своей нужде в них предпринимателей, или, наоборот, разыскивают предпринимателей нуждающихся в свободных рабочих.

Основным началом в деятельности бирж труда, при замещении ими мест, является руководство синдикальным тарифом оплаты труда и порядком записи безработных. Последнее, являясь характерным вообще для посреднических учреждений, содержимых рабочими, служит предметом неистощимых нападок предпринимателей, видящих в суждении выбора рабочих наруше-

ние неотъемлемых и главнейших прав предпринимателей.

Немалым препятствием для развития указания труда при союзах является то, что в период депрессии и угнетенного состояния рабочего рынка, когда рабочие особенно нуждаются в указании работы, предприниматели не пользовались услугами этих контор.

Наряду с организациями рабочих по соисканию работы стали создаваться союзы управляемые предпринимателями. Союзы предпринимателей выдвигают указание работы, сосредоточенное в своих руках, как особенно действительное средство в борьбе со всевластием рабочих союзов, полагая, что указание работы - есть исключительное право предпринимателей.

Из западно-европейских стран наибольшего распространения организуемое предпринимателями посредничество по приисканию работы достигает в Германии.

До 1890 года предпринимательские союзы возникали, главным образом, в целях защиты профессионально-экономических интересов, вообще, отодвигая регулирование отношений предпринимателей к рабочим на второй план. Однако рост профессиональных организаций рабочих, распространение и углубление сферы деятельности поставили перед предпринимателями вопрос об объединении их со специальной целью защиты своих интересов против требований рабочих. Естественно, что в этом объединении в пользу организации собственных контор по указанию работы должно было занять одно из первых мест, так как только с образованием таковых контор предприниматели освобождались бы от всевластия рабочих союзов, особенно сильно сказывавшегося при пользовании предпринимателями услугами рабочих бюро по указанию работы.

Движение в сторону организации предпринимателями управляемых ими бюро по указанию работы исходит из Гамбурга, где особенно сильного развития достигают социал-демократические союзы.

В 1889 году «Союз железо-делатель-ной промышленности в Гамбурге» основывает посредническое бюро, первоначально в

форме контрольного бюро, и обязывает членов союза не принимать рабочих на работу без особого свидетельства, выдаваемого контрольным бюро. В 1890 году посредническое бюро значительно реформируется, причем на бюро возлагается задача не ограничиваться только контролем за приемом рабочих на работы, но и указывать и подсказывать подходящую работу или рабочих.

Организация предпринимателями указания труда быстро воспринимается предпринимательскими союзами, становясь одним из основных пунктов рабочей политики и занимая центральное место в уставах союзов. Так, согласно уставу организованного в 1899 году союза берлинских предпринимателей, членами в союз принимаются лишь такая организация предпринимателей, которая при устройстве бюро найма и тому подобных учреждений не допускают содействия рабочих (5). Союз допускает, чтобы бюро найма неквалифицированных (в особенности сельскохозяйственных и прислуг) рабочих устраивались общинами; но относительно квалифицированных рабочих, посредничество при найме, по мнению союза -дело предпринимателей; это - прямой вывод из своих мастерских недобросовестных элементов, которые нарушают пристойность и порядок; поступая так, полагает союз, предприниматели защищают не только свои права, но и права «желающих трудиться» рабочих от все возрастающего терроризма их коллег.

Среди существовавшего многообразия форм посредничества, организуемого предпринимателями в Германии, выделяются две системы: Берлинская и Гамбургская.

Согласно первой системе (принятой и введенной Союзом берлинских металоза-водчиков) бюро указания труда бюро указания труда ставит своей задачей обслуживать входящие в союз предприятия поставкой им рабочих, в требуемом количестве и соответствующего качества.

Иначе организуется бюро указания работы по второй системе. Согласно (утвержденным общим собранием союза железоделательной промышленности г. Гамбурга, от 22 марта 1893 г. правилам делопроизвод-

ства), бюро труда имеет целью служить для членов союза посредником по найму и поставке рабочих. Кроме того, бюро должно указывать рабочих тем цехам, предпринимательским союзам и отдельным фирмам, которые заключат по этому поводу специальные соглашения с союзами. В месте с тем бюро должно поддерживать отношения и идти рука об руку с другими бюро, с которыми заключены взаимные соглашения.

Исследователи организованного предпринимателями указания труда безработным и рабочим (в частности, Громан В. В.) констатируют, что данная система организованного указания труда значительно превосходит систему, предложенную рабочими союзами. В.В. Громан пишет: «В результате бюро работает настолько удачно, что рабочие на самом деле поступают, благодаря ему, на места, и акт принятия его на работу предпринимателем есть ни более, ни менее, как выполнение простой формальности. Фактическая, если и не формальная, передача права принимать рабочих на работу во все предприятия, входящих в состав союза, заведующему бюро оказались возможной исключительно по той причине, что последний находится на службе у работодателей и обязан соблюдать их интересы. Только при таких условиях рабочие могут получать работу в самом бюро; при всех других системах бюро, рабочему, все-таки, приходится разыскивать, где бы получить работу, так как, если он и отправится по указанию бюро, его могут там не принять» (6).

Политика работодателей по обеспечению найма труда, свободного от влияния рабочих организаций, находит себе место во всех странах. Особенно сильно это движение (1911г.) во Франции, где предпринимательские бюро замещают до 40% мест, замещаемых всеми посредническими учреждениями. Ставя своей главной задачей набор подходящего состава работников, бюро оказывало посредничество лишь лицам с прекрасной репутацией, зачастую оставляя за бортом целые категории рабочих.

В Англии и Америке эта политика носит название «движение в пользу свободы труда» (7).

Выше мы видели, что посредничество по приисканию работ и рабочих, организуемое отдельно, как предпринимателями, так и рабочими, является одним из орудий экономической борьбы, одним из средств утверждения односторонней политики организации. «Поэтому у предпринимателей и у рабочих не могла не зародиться мысль о том, что вред, который проистекает для обоих сторон от односторонней организации указания работы, мог бы быть устранен совместной работой в деле посредничества по приисканию работы», - пишет К. Конрад.

Совместная работа предпринимателей и рабочих по организации посредничества получает особое развитие в Германии.

Основным условием успешной работы таких организации является одинаковая мощность заинтересованных сторон. Вторым предварительным условием для жизнеспособности конторы по приисканию работы, управляемых на равных основаниях заинтересованными сторонами, является освобождение ее от выполнения непосильных задач социал-демократического характера, как «примирение интересов» и пр.

Особое значение указания работы, организуемого сообща предпринимателями и рабочими, заключается в том, что, обходя момент экономической борьбы, оно сохраняет в себе те выгодные черты, которые характеризуют посредничество, организуемое отдельно профессиональными организациями - именно: близкую осведомленность о нуждах профессии.

Существовало и посредничество организуемое исключительно незаинтересованными сторонами, а именно: благотворительные общества и промысловое коммерческое посредничество.

Указание работы при благотворительных обществах уже в силу своего характера ограничивается обслуживанием, сравнительно, небольшого количества безработных, касаясь преимущественно чернорабочих и не принося пользы квалифицированным рабочим, потерявшим работу.

Большое поле для деятельности промыслового посредничества предоставляют большие города, так как здесь под влиянием

конъюнктуры, создаются особо благоприятные условия для частого обращения к посредничеству.

Наибольшей меры развития промысловое частное посредничество достигло во Франции и Германии. Промысловое частное посредничество имело ряд преимуществ.

1. Промысловое посредничество, по существу своему, путем беспристрастной посреднической деятельности, в состоянии, в случае достаточного количества контрагентов, согласных на заключение рабочих и служебных контрактов, удовлетворить разнородные потребности, как работодателей, так и рабочих.

2. При этом условии оно может оказать тщательно индивидуализированное посредничество, могущее быть соответствующим образом приспособленным ко всем многообразным местным, территориальным и иным особенностям.

3. Оно может в лучшей степени применить эти естественные преимущества в сфере квалифицированных мест и профессий.

4. Оно заинтересовано в заключении рабочих и служебных контрактов, и не жалеет поэтому ни времени, ни усилий, дабы помочь совершению таковых.

5. Его деятельность очень удобна, особенно для работодателей, как экономически более сильного контрагента, для которого размер платы за посредничество или вовсе не играет роли или играет второстепенную роль.

6. Оно удовлетворяет экономическую потребность там, где общественное или ка-ритативное посредничество еще совсем не развито, или развито не достаточно сильно.

Наряду с преимуществами, практика промыслового посредничества обнаружила громадные недостатки. Денежная заинтересованность частных контор в каждом случае посредничества часто ведет за собой пренебрежение интересами, обращающихся за посредничеством сторон и сопровождается широкой эксплуатацией публики. Такой характер посредничества вызвал большое движение в пользу законодательного ограничения частного посредничества. Начало

этому было положено во Франции, где Наполеон III, еще в 1852 году, пытался прекратить частное посредничество, путем запрещения заниматься этим промыслом без разрешения муниципалитета.

То же ограничение начала свободы частного промыслового посредничества наблюдается и в других странах, получая наиболее значительные выражения в Германии и Австрии.

В Германии первоначально частное промысловое посредничество регулировалось уставом промышленности 1869 года, объявлявшим посредничество по приисканию работы и рабочих свободным промыслом, не подлежащим контролю административных властей. Некоторые изменения вводятся в 1883, 1900, 1910 годах.

Те же общие принципы приняты австрийской новеллой 1907 года.

Основным моментом современного движения в организации посредничества по приисканию работы и рабочих является развитие и распространение коммунальных и государственных учреждений указания труда безработным. Рост крупной промышленности и вызванное им идущее под знаком грандиозного роста городов и обезлюдения деревни перераспределение рабочих сил, сопровождающееся в крупных городах скоплением громадных армий ищущих работы, наконец, длительная безработица конца 19 века, а также вошедшая в норму для некоторых отраслей промышленности сезонная безработица - выдвигают вопрос об организации посредничества по приисканию работы и рабочих в число основных проблем социальной политики, и, привлекая к нему внимание органов местного самоуправления и государства, делают его широким полем социально-политического экспериментаторства.

Отсюда для органов публичной власти встала задача организации такого типа посредничества, которое могло бы оказать посильную помощь в сближении спроса и предложения труда и, вместе с тем, быть чуждым экономической борьбе предпринимателей и рабочих. Иначе говоря, для органов публичной власти встала задача органи-

зации нейтрального, общедоступного, обслуживающего все виды труда, и бесплатного посредничества по приисканию работы. Главнейшей из перечисленных задач, явилась задача организации нейтрального посредничества.

Первоначально была попытка разрешить эту задачу путем организации чисто коммунальных учреждений, но практика показала несостоятельность данного предприятия. Прежде всего, на этого рода учреждениях посредничества не мог не отразиться преимущественно владельческий состав коммунальных учреждений, а также малая осведомленность лиц, поставленных во главе посреднических учреждений, с профессиональными нуждами.

Вместе с тем многообразие одновременно существующих, но не связанных между собой единым руководящим принципом деятельности, форм посреднических по указанию труда учреждений, затемняя истинное положение рынка труда, закрывало путь к надлежащему уравнению спроса и предложения труда, вело к бесполезной растрате народнохозяйственных сил.

Естественно, что в таких условиях для органов публичной власти вставала серьезная задача по регулированию посредничества по приисканию работы и рабочих.

Рассмотрим развитие коммунальных и государственных учреждение посредничества для безработных граждан.

Первая попытка привлечь государство к регулированию посредничества относится к 1884 году, когда рабочими было внесено соответствующее предложение в Германский рейхстаг. Однако проводится в жизнь вмешательство государства в организацию посредничества, и то в смысле лишь направления его движения, начинается значительно позже, - после того, как за дело организации посредничества берутся органы местного самоуправления. Организация коммунального посредничества по приисканию работы безработным получила впервые практическое осуществление в Швейцарии (в Берне -1888 г., Базеле - 1889 г.), но наибольшего развития достигла в Германии.

Толчок, исходивший из Швейцарии, нашел отклик, прежде всего, в южной Германии. Так, в 1893 г., промышленный суд в Штутгардте, по инициативе своего председателя, Лаутеншлагера, внес в городское управление проект об устройстве городского бюро по приисканию работы. Основные положения этого проекта таковы: бюро находится под наблюдением комиссии из 9 членов. Председателем Комиссии является председатель промышленного суда. Остальные члены Комиссии избираются из числа членов промышленного суда, в равном числе от предпринимателей и рабочих. Все издержки по содержанию бюро несет город -посредничество безработным оказывается безвозмездно. Особое значение проекта Лаутеншлагера заключается в том, что им с самого начала к делу посредничества привлекаются заинтересованные в заключении рабочего договора стороны, - предприниматели и безработные рабочие.

Вскоре после основания первых коммунальных бюро труда в Германии, движе-

ние в пользу учреждения бюро труда органами публичной власти начинается в Австрии.

В 1895 году австрийская палата депутатов, по предложению депутата Бг. М.Ме^ега принимает резолюцию, в которой указывает на настоятельность обследования современного положения посредничества в Австрии, а также на желательность устройства учреждений посредничества.

Первая часть резолюции была исполнена. После того, как в августе 1895 года уполномоченным Министерства торговли было произведено обследование положения указания труда за границей, Министерство торговли приступило к исследованию положения посредничества внутри страны. Согласно этого исследования к началу 1896 года в Австрии всего было 2858 учреждений посредничества, оказавших посредничество в 319.000 случаях, распределяясь по роду посреднических учреждений следующим образом (см. табл.):

Таблица

Род учреждения Число учреждений Число замещенных мест

Кол-во %

Питательные станции 814 28,5 44.544 или 13,96%

Прочие публичные установления 133 4,7

Цехи 405 14,2 76.875 или 24,09%

Предпринимательские союзы 17 0,6

Рабочие союзы 362 12,7

Смешанные союзы рабочих и предпринимателей 33 1,2

Общеполезные союзы и установления 178 6,3 17.002 или 5,33%

Частные посредники 916 3,20 180.692 или 56,62%

В Венгрии публичное посредничество по приисканию работы и рабочих развивается очень медленно. Циркуляром от 28 декабря 1899 года Министр земледелия устанавливает посредничество по приисканию работы для сельскохозяйственных рабочих, рассматривая посредничество, как задачу правительственных учреждений.

В 1900 году Будапешт открывает первую публичную посредническую контору. Законодательное регулирование посредничества неоднократно было предметом обсу-

ждения правительственных учреждений, но до этого времени не получило своего осуществления.

Организация бирж труда во Франции непосредственно связывается с именем экономиста Молинари. В 1842 году им впервые была высказана мысль о настоятельности организации бирж труда, долженствовавших, по его мнению, благодаря оказываемого ими посредничества, служить интересам рабочих и . направлять их внимание на

область чисто профессиональной деятельности.

Первая биржа труда была открыта в Париже в 1887 году. За Парижем вскоре последовали и другие общины. Особенность этой организации по приисканию работы в том, что роль общины здесь сводится исключительно к восполнению местной инициативы и заключается в предоставлении существующим рабочим организациям бюро и помещений для собраний. Таким образом, это не коммунальная организация приискания работы, как это понимается в настоящее время. Оказание посредничества здесь находится всецело в руках профессиональных союзов. Вместе с тем, так как средства по содержанию бюро частично отпускаются общиной, на бюро возлагается обязанность оказывать посредничество всем обращающимся за его услугами лицам, независимо от того, состоят ли они членами профессионального союза (8).

Английский закон 1905 года о безработице (Unemployed Workmen Act) предусматривает образование двух особых типов учреждений местных и центральных по содействию приискания работы. Издержки здесь покрываются из особого фонда. Закон издается на 3 года.

В 1909 году проводится реформа организации государственных бирж труда в Англии.

В итоге закона 1905 года получало ежегодно места через названные учреждения до 80-90.000 безработных (результаты ничтожные). Новый английский закон о биржах труда представляет собой наиболее радикальный, сильный и интересный опыт организации государственного посредничества по приисканию работы безработным.

Все Соединенное Королевство было разделено на 8 округов (первоначально 11), в каждом округе создавались биржи труда в виду разделения их на классы (6 классов, определяемые численностью населенного пункта), при каждой бирже труда били организованы дополнительные агентуры. Ищущие работу заполняли регистрационную карточку. Карточки различались по цвету (для мужчин, женщин, подростков).

Обращаясь к оценке тех результатов, которые сопровождали организацию бирж труда в Англии, следует отметить, что здесь далеко не было единодушного отношения к новому опыту. И если успех биржи труда имел место, то они в значительной степени обязаны в этом надлежащему выбору персонала бюро, вербуемого из представителей науки, учителей, служащих, различных бюро и рабочих.

По иному обстоял вопрос организации посредничества по приисканию работы в России.

Распространенный в центральных, прибалтийских и северо-западных губерниях отход от сельскохозяйственных работ проходит совершенно неорганизованно, и громадная партия безработных идут «в темную», «на авось», легко поддаваясь всяким слухам о высоких заработках в город. При малокультурности народных масс стихийность передвижения рабочих принимает, зачастую, прямо угрожающий характер и влечет за собой громадную растрату народно-хозяйственных сил. На этот факт указывает Н. Шаховской (9). Попытки упорядочения передвижения безработных сельскохозяйственных рабочих были сделаны в 1874-75гг. - Сызранским земством, Симбирской губернией; в 1875 году - Ростовской и Мариупольской земскими управами; в 187782 гг. - Прилукской земской управой; в 1886 году - Александровской земской управой. Отдельные попытки имели место и позже -в конце 90-х годов (Самара, Симбирск), но все они окончились полнейшей неудачей, «всегда сопровождающей частные раздробленные усилия в деле, требующем объединенных действий правительства и местных сил».

При полном неуспехе общественных начинаний в деле передвижения безработных сельско-хозяйственных рабочих, долгое время главнейшим посредником по приисканию работы и рабочих служили частные конторы найма и отдельные агенты. Особенно распространенные в губерниях Прибалтийских, Северо-Западного края, Царства Польского, эти конторы и агентства сниска-

ли себе печальную известность поставкой безработных в Восточную Пруссию.

Вредная деятельность частных контор по найму, проявляясь особенно сильно в сельском хозяйстве, сказалась также и в промышленности. Монополистом рынка долгое время служили конторы для найма ресторанной, домашней прислуги, дворников и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В таких условиях не мог не возникнуть вопрос об организации общественных контор по приисканию работы безработным рабочим. Достаточно серьезное содействие предпринимала контора, открытая в 1899 году в Москве (10), однако другие организации подобного типа не могли оказать посреднических услуг ни ищущим работу, ни предпринимателям.

Попытка организации учреждений посредничества органами общественного самоуправления относится к девяностым годам, когда вопрос о посредничестве встал перед Петроградским и Московским самоуправлениями; так в 1894 г., Петроградская управа наметила создать справочную контору труда, которая помогла бы лицам, отправляющимся на заработки в столицу (безработным гражданам), приискивать себе работу. По мысли Управы (11), главная роль в устройстве такой конторы должна принадлежать Петроградскому Городскому Управлению, но Губернское Земство предлагало взять на себя инициативу и принять некоторое материальное участие в содержании конторы, а также посредничество между конторой и безработным населением губерний. Обозначенный проект был разослан на заключение уездных земских собраний, из которых только два (Петроградское и Шлис-сельбургское) одобрили все предложения Губернской Управы и решили принять их. В виду такого отношения, проект был на время оставлен без осуществления. Дело посредничества получило свое осуществление спустя 10 лет. В 1909 году Петроградской городской Управой было принято временное Положение о Городской Бирже Труда, на основании которого она действовала до войны.

Существенной чертой этого положения было то, что им устанавливалось лишь место встречи предпринимателей и рабочих, причем деятельность Городской управы, кроме отвода помещения, сводилась к группировкам рабочих и их регистрации. Таким образом, сколько нибудь организованного посредничества здесь не имелось.

К тому времени, что и в Петрограде, -к концу 90-х годов, относится проект устройства Центральной посреднической конторы в Москве.

Вопрос об устройстве в Москве такой конторы возник в начале 1897 года среди городских попечительств о бедных. Попечительства с самого начала своего основания, признали, что помощь в виде приискания работы является одной из самых действительных мер предупреждения бедности, и что существующая в Москве, так называемые, рекомендательные конторы, преследующие коммерческие цели, ложатся тяжелым бременем на нуждающуюся и ищущую заработка часть населения. Поэтому представлялось более целесообразным иметь посредническую контору, распространяющую свою деятельность на весь город. В соответствии с этим в 1898 году был выработан проект Положения о такой конторе, принятый Городской Думой в 1899 г., но получивший свое осуществление лишь в 1906 году. Согласно этому положению, измененному Думой в 1907 г., контора принимает посредничество по всем видам и отраслям наемного труда. Важнейшее ограничение состояло в отказе оказания посредничества всем лицам моложе 15 лет. На практике в виду большого спроса и предложения труда малолетней прислуги, конторе пришлось отступить от этого правила. Контора указывает занятия только тем ищущим работы лицам, которые в данное время живут в г. Москве и ее ближайших окрестностях, не ограничиваясь каким-либо сроком пребывания в них.

Требования работодателей удовлетворяются вне зависимости от местожительства. Пользование услугами конторы - бесплатные. Оплачиваются только справки (по 30 к. за справку), наводимые конторой по

поручению нанимателей у прежних хозяев посылаемого лица.

В главной своей массе посредничество было оказано безработным женщинам, а именно прислуге; так, за пятилетие 19071911 гг., процент женщин, среди искавших работу, составлял 46%, среди получивших работу - 73%.

Параллельно с деятельностью городской конторы по посредничеству, под влиянием громадного скопления безработных в 1905-1906 гг., мысль об учреждении биржи труда зародилась в совете городского попечительства о бедных Хитрова рынка.

Совет городского попечительства о бедных Хитрова рынка внес докладную записку в Городскую Управу: «Об устройстве рынков труда». Записка с 1906 г. по 1910 г. передавалась из одной комиссии в другую. Конец волоките положили пожертвования на биржу труда в память Т.С. Морозова в 75000 р. и приобретение земли городом за счет Ермаковского капитала для постройки биржи. В 1912 г. приступили к постройке биржи труда, а в начале 1914 г. это учреждение открыло свое действие под именем «Биржи труда памяти Саввича Морозова».

Биржа ставит себе целью сконцентрировать в одном месте спрос и предложение рук, главным образом, в области строительной промышленности и по найму неквалифицированных рабочих. Непосредственное управление биржей труда принадлежит городскому самоуправлению, наблюдение предоставлено попечительскому совету о бедных Хитрова рынка. Содержание и все расходы по бирже труда взяла на себя Городская Дума, ассигновать по докладу от 9 октября 1913 г. 12904 р. На расходы по содержанию и функционированию биржи труда; одновременно Дума утвердила Положение о бирже труда. Функции биржи труда ограничиваются, согласно заявления членов попечительского совета граждан В.Н. Боб-ринской и А.А. Зубрилина, предоставлением удобного помещения, куда могли бы приходить рабочие, ищущие работы, и наниматели. Служебный персонал биржи труда (заведующий и его помощники) не принимают никакого участия при найме рабочих; их

роль сводится к ведению регистрации спроса и предложения и к ежедневному вывешиванию справочных цен на рабочие руки.

Кроме Петрограда и Москвы, городские посреднические учреждения имели место в Риге и Одессе, но сколько-нибудь значительного влияния на рынок им достичь не удалось.

При полной неорганизованности рынка труда, предоставленные сами себе, спрос и предложение труда здесь подвержены особенно сильным колебаниям и случайностям.

Эти последствия колебания одинаково тяжелы для народного хозяйства, как в периоды промышленной депрессии, так и в периоды промышленного оживления.

Нельзя не отметить, что для русской промышленности особое значение имеет вопрос о недостатке рабочих.

В условиях русской жизни, с ее огромным ростом населения, в подавляющей своей массе сельскохозяйственного, и с относительно ничтожным числом промышленных рабочих, - вопрос о недостатке рабочих в промышленности, звучит противоречием; и тем не менее, это не противоречие мысли, а противоречие жизни, давящей своей стихийностью и не регулируемой твердой волей государственной и общественной организованности.

Через всю экономическую историю России красной нитью проходит вопрос безработицы и недостатка рабочих рук одновременно.

Таким образом, потребности промышленности и сельского хозяйства выдвигают вопрос об организации посредничества в число вопросов первостепенной государственной важности. Но именно важность этого вопроса и выдвигает необходимость его разрешения во всероссийском масштабе - путем организации централизованной сети посреднических учреждений. Отмеченные выше задачи посредничества в России указывают, что нельзя ограничиваться при этом организацией посреднических контор в городах, - выдвигается необходимость распространить эту сеть посреднических учреждений на все более крупные центры спро-

са, и, что особенно важно - предложение труда.

В таких условиях приобретает особую важность вопрос о самой форме организации этой сети. На Западе движение организации посредничества по приисканию работы идет в сторону сосредоточения посредничества в руках органов местного самоуправления, на началах равномерного представительства рабочих и предпринимателей в управлении посредническими учреждениями.

Несомненно, что в России, поскольку речь идет об обязательной организации сети посреднических учреждений, сосредоточение дела указания труда в руках органов местного самоуправления является наиболее желательным. Существующая организация местного самоуправления является недостаточной для выполнения поставленных посредничеству задач. Если органы городского и земского самоуправления в состоянии оказать посредничество доходящим до него спросу и предложению труда, то регулировать само передвижение и направление рабочих сил - они не в состоянии. Пространственные условия России делают последнее особенно необходимым, - требуют приближения посредничества к более мелким единицам, чем городские и земские учреждения, - выдвигают необходимость создания демократической мелкой земской единицы.

Нельзя не отметить, что на общем фоне бессистемности и хаоса рабочего рынка весьма большую роль в его упорядочении сыграла Петроградская Городская биржа Труда. С 1915 года Петроградская Биржа Труда состоит из 8 отделений: одно несет функции центрального отделения, одно -специально для беженцев, и шесть остальных отделений функционируют при попечи-тельствах, которые и ведают их управлением. В виду того, что доступ в члены попечительства широкий (достаточно внести рубль), то в некоторых отделениях, сюда

вошли рабочие, вошедшие также в коллективы, непосредственно ведающие управлением отделений. Представители отделений, по одному от каждого, а также шесть лиц, избранных во втором отделении Комитета по сбору и распределению пожертвований на нужды военного времени, образуют Комитет Биржи, на который возлагается: а) выработка проекта регламента постоянной Биржи Труда; б) управление делами существующей Биржи Труда, впредь до создания ее постоянных органов.

С началом гражданской войны деятельность комитетов и бирж по приисканию работы постепенно затухает.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М.: Наука, 1991.

2. Грейсон Дж., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. - М.: Политиздат, 1992.

3. Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. -М.: Прогресс, 1979.

4. Зарубина Н.Н. Модернизация и хозяйственная культура (концепция М. Вебера и современные теории развития) // Социологические исследования. - 1997. - № 4.

5. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. - Новосибирск: Наука, 1991. - 448 с.

6. Коваль Т.Б Тяжкое благо. Христианская этика труда. - М.: Наука, 1994.

7. Корнилов М.Н. О типологии японской культуры // Япония: культура и общество в эпоху НТР. - М.: Наука, 1985.

8. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию / Пер. с англ. - М.: Дело, 1999.

Об авторе

Саенко Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социализации и развития личности Ставропольского государственного педагогического института. Сфера научных интересов - социальная педагогика, социальная работа, управление социальной работой в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.