Научная статья на тему 'Биржа труда как регулятор рынка рабочей силы в годы НЭПа'

Биржа труда как регулятор рынка рабочей силы в годы НЭПа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
862
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИРЖА ТРУДА / ПОСРЕДНИЧЕСКОЕ БЮРО / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ / БЕЗРАБОТИЦА / СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаров Георгий Александрович

В статье рассматривается деятельность биржи труда как регулятора рабочей силы на рынке труда 1920-х гг. В центре внимания находятся вопросы регулирования спроса и предложения, безработица, условия организации труда органов занятости. Эти процессы увязываются с социально-экономической политикой советского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биржа труда как регулятор рынка рабочей силы в годы НЭПа»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 30 (211).

История. Вып. 42. С. 41-44.

Г. А. Гончаров

БИРЖА ТРУДА КАК РЕГУЛЯТОР РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ

В ГОДЫ НЭПА

В статье рассматривается деятельность биржи труда как регулятора рабочей силы на рынке труда 1920-х гг. В центре внимания находятся вопросы регулирования спроса и предложения, безработица, условия организации труда органов занятости. Эти процессы увязываются с социально-экономической политикой советского государства.

Ключевые слова: биржа труда, посредническое бюро, спрос и предложение рабочей силы, безработица, социалистическая рационализация, плановая экономика.

«Служба занятости» в России возникла после неоднократной трансформации организаций, занимающихся трудоустройством граждан с конца XIX в. Первые «работные дома» появились на рубеже Х1Х-ХХ вв. Они оказывали помощь людям, потерявшим работу и заработок. В первые годы XX в. появились частные учреждения, занимавшиеся подбором рабочих мест. С установлением советской власти регулирование занятости населения приобрело общегосударственный характер и стало осуществляться через Наркомат труда и созданные в январе 1918 г. биржи труда, действующие под контролем государства и профсоюзов. В условиях «военного коммунизма» последние были преобразованы в местные органы распределения рабочей силы.

Возобновление деятельности бирж труда было связано с НЭПом, который подразумевал возрождение рынка труда, решение таких вопросов, как регулирование спроса и предложения, борьба с безработицей, развитие трудового посредничества. Все они оказались в центре внимания как специалистов, так и практических работников. Их книги и статьи - это анализ структуры и генезиса российской безработицы, разработка прикладных методов управления1. С ликвидацией НЭПа все эти вопросы перестали быть предметом специального исследования.

Интерес к опыту регулирования рынка, накопленному в 1920-е гг., проявился в постсоветской России. Исследователи, анализирующие социально-экономические процессы, так или иначе касались деятельности бирж труда: анализировался общий ход развития рынка труда, масштабы и последствия безработицы, рассматривалось трудовое посредничество, изучалось формирование системы мотивации труда2. Поэтому мы остановимся на том, дей-

ствительно ли биржи труда в годы НЭПа являлись регулятором рынка рабочей силы?

В 1922 г. был принят «Кодекс о труде РСФСР», который законодательно закрепил новый принцип организации труда - принцип свободного найма. На практике это потребовало создания органов, которые должны были регулировать спрос и предложение рабочей силы. Ими стали биржи труда. В соответствии с новым трудовым законодательством все безработные должны были регистрироваться в этих органах3. При этом существование частных бюро по найму запрещалось. Это означало, что все операции по найму сосредотачивались в одном месте, и работа должна была распределяться в соответствии с принципом «наибольшей нуждаемости». Было создано более 280 бирж труда и тысячи корреспондентских пунктов.

Став монополистами в области трудового посредничества, биржи труда приступили к регистрации безработных. В конце 1922 г. было зарегистрировано около 641 тыс. человек, в конце 1923 г. - 1 млн 240 тыс., к маю 1924 г. - 1 млн 424 тыс4. По свидетельству современников, рост притока свободной рабочей силы обгонял рост промышленности в два раза5.

При постоянном росте безработицы на биржах труда было зарегистрировано небольшое количество ценной для производства рабочей силы: только 30 % учтенных безработных имели профессиональную квалификацию. Это порождало неудовлетворённый спрос. На 100 предложений в 1923 г. посланных на работу приходилось 57 человек6.

Складывающаяся ситуация в немалой степени была обусловлена тем, что биржи труда должны были не только обеспечивать работой нуждающихся, но и предоставлять

пособия и льготы по уплате налогов, коммунальных платежей зарегистрированным на бирже. Пользуясь этим обстоятельством, на биржах регистрировались люди, не имевшие действительного желания получить работу. «Вот тут стой по 3-4 часа. А ведь ещё на базар нужно... - «Не знаю какого ты чёрта тут стоишь - шла бы.» - «Вишь вы какие, чай налог нужно платить, а тут я безработная, с меня - взятки гладки.», - такие разговоры можно было часто услышать у биржи труда7.

Чтобы не потерять контроль над регулированием рынка рабочей силы, было решено уменьшить количество зарегистрированных безработных с помощью так называемых «чисток». В 1922-1923 гг. был введён новый принцип регистрации на биржах труда - по признаку стажа работы по найму и квалификации; принято решение при регистрации безработного проводить экспертизу; сужен круг лиц, имевших право на получение пособия, был установлен предельный радиус найма через биржу - 15 вёрст. «Безработными» стали считаться квалифицированные работники со стажем, остальные попадали в разряд «ищущие работу». Пособия стали предоставляться тем, кто зарегистрировался в течение недели со дня прекращения работы по найму; служащим и неквалифицированным рабочим оно полагалось при наличии стажа работы не менее трёх лет. Был уменьшен размер пособий. В результате предпринятых мер с учёта на биржах труда было снято от 30 до 60 % безработных8. Но как показала новая «чистка» 1924 г., административные методы оказались недостаточно эффективными: в списках безработных продолжали оставаться «.лица, имеющие по 2 наёмные прислуги, собственные магазины, или “голодные”, пребывающие в период безработицы за собственный счёт в Крымских санаториях»9.

Проводимые «чистки» зарегистрированных безработных явно не соответствовали предназначению бирж труда. Они осуществлялись в рамках государственной политики «социалистической рационализации», сущность которой в области регулирования рынка труда изложил возглавлявший в те годы ВСНХ Ф. Э. Дзержинский: «Нас безработица мучает и мучает очень серьёзно, но никоим образом нельзя вести борьбу с безработицей путём предоставления рабочему на заводе места, где для него работы нет»10. В 1924 г. Наркомат труда принимает постановление

«О прекращении выдачи билетов безработным лицам, состоящим на учёте Бирж труда». После государственного вмешательства в деятельность бирж численность зарегистрированных безработных сократилось на 60 %. Это было воспринято как признак того, что на биржах остались «.действительные безработные, а лица, имеющие побочный заработок или не имевшие необходимого стажа, рассеялись»11.

В годы непрерывных чисток посылаемая рабочая сила часто не соответствовала требованиям заявок. Работу можно было получить, дав взятку на бирже. Эта практика широко обсуждалась на страницах как местной, так и центральной печати12. Биржа под давлением профсоюзов была вынуждена отступать от требований нанимателей и посылать членов профсоюза на работу во внеочередном порядке, даже если они не имели нужной квалификации. Кроме того, на биржу оказывали давление партийные органы, различные комиссии, требовавшие внеочередного трудоустройства членов партии, демобилизованных, инвалидов и т. д.13 Одновременно был узаконен принцип приёма на работу с последующей регистрацией на бирже труда.

13 февраля 1923 г. был утверждён перечень профессий, на которые распространялся этот принцип. В него входили ответственные работники, бухгалтера, специалисты, директора. В это же время были расширены права нанимателей рабочей силы, которые теперь могли проводить самостоятельно её отбор на биржах труда14. Всё это свидетельствовало о том, что порядок деятельности бирж всё более переставал соответствовать механизму «естественного» отбора рабочей силы.

Не соответствовали решаемым задачам и те условия, в которых осуществлялась деятельность бирж труда. Помещения были абсолютно не приспособлены к массовому обслуживанию безработных. В Казани, например, помещение биржи труда не отапливалось, ночью не закрывалось, а в Москве для того, чтобы попасть в помещение, надо было устраивать рукопашный бой15. К этому приплюсовывалась чрезмерная загруженность работников и мизерная оплата труда сотрудников. В январе 1923 г. на содержание бирж труда было отпущено средств в 3 раза меньше, чем на январь 1922 г. Это сказывалось на состоянии аппарата: в 1923 г. его численность составляла 1662 чел., в 1924 г. - 1001 чел.

Сокращение происходило в условиях роста количества зарегистрированных безработных, несмотря на постоянные «чистки». В результате возникла сильная перегрузка сотрудников, которая в 2 раза превышала установленные нормы16. Создаётся впечатление, что государство не воспринимало биржи труда как органы, которые должны были являться его опорой в процессе регулирования рабочей силы. Подтверждением этому является и то, что количество бирж труда стало сокращаться: если на 1 января 1924 г. насчитывалось 149 бирж и 148 корреспондентских пунктов, то на

1 января 1925 г. - 99 и 64 соответственно17.

Закономерным итогом как деятельности бирж по регулированию рынка труда, так и отношения к ним государственных органов стала демонополизация трудового посредничества. В 1924 г. было принято решение о ликвидации бирж труда как обязательных органов регулирования рабочей силы. Формально этот процесс был узаконен Положением о Биржах труда в 1925 г.18 Ключевым моментом реформы стало создание при биржах труда Посреднических бюро по найму, обращение в которые было добровольным. Согласно постановлению Наркомата труда от 21.08.1924 г.. перед ними была поставлена задача создания для нанимателей необходимых условий рационального подбора рабочей силы в соответствии со спросом. Это были принципиально новые органы на рынке труда, которые строили свою работу на основе профессиональных секций (полиграфисты, швейники, металисты, совслужащие и др.). В итоге, они уже не являлись органами регулирования свободной рабочей силы, а стали переходить к планомерному распределению квалифицированной рабочей силы. По мнению специалистов, посреднические бюро, охватывая одну профессию за другой, должны были в будущем заменить биржу труда19.

Для информационного обеспечения их работы по территориальному обмену трудовыми ресурсами Наркомат труда в 1924 г. приступил к изданию еженедельного бюллетеня «Трудовой посредник». Посреднические бюро, в свою очередь, стали предлагать новые методы работы: устанавливали договорные отношения с предприятиями и организациями, создали систему трудовых агентов и т. д. Удельный вес принятых на работу при их посредничестве поднялся с 27 % в 1925 г. до 70 % в 1927 г. Улучшился качественный со-

став предлагаемой рабочей силы, что нашло отражение в сокращении «безрезультатных посылок»20. Постепенно они завоёвывали доверие работодателей. Но в конце 1920-х гг. уже нужны были органы, которые «...обязаны будут давать необходимую рабочую силу, а не удовлетворять спрос на труд в зависимости от наличия рабочей силы и умения посредников привлечь её в производство»21. Это означало, что в условиях индустриализации регулятором рабочей силы должны были быть не биржи труда, а государственный план. В этих условиях их существование было бессмысленным, тем более что в ноябре 1930 г. безработица в СССР была объявлена несуществующей. Судьба бирж труда была предопределена тем, что в своей деятельности они руководствовались не законами рынка труда, а текущим моментом и задачами социалистического строительства. В этих условиях стать действенным регулятором спроса и предложения рабочей силы биржи труда не смогли. В 1933 г. за ненадобностью они были упразднены.

Примечания

1 См.: Исаев, А. Указатель литературы по рынку труда и борьбе с безработицей. М. : Вопр. труда, 1925.

2 Черных, А. И. Рынок труда в 20-е годы // Со-цис. 1989. № 4. С. 118-126; Атаян, И. М. Биржи труда в 20-е годы : опыт государственного трудового посредничества // Социс. 2000. № 4. С. 117-122; Бородкин, Л. И. Государственное регулирование трудовых отношений в годы НЭПа : формирование системы мотивации труда в промышленности / Л. И. Бородкин, Е. И. Сафонова // Экон. история. Обозрение. Вып. 5. М., 2000. С. 23-46; Фельдман, М. А. Стимулы к труду рабочих промышленности Урала в первые десятилетия XX века // Экон. история. Обозрение. Вып. 12. М., 2006. С. 36-55; Морозов, А. «За бортом труда» : повседневная жизнь 1920-х годов глазами казанских безработных // Советская социальная политика 1920-1930-х годов : идеология и повседневность : сб. ст. М. : Вариант, 2007. С.145-181 и др.

3 Киселев, И. Я. Трудовое право России // Приложение. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 года. М., 2001. Ст. 5-7.

4 Вопр. труда. 1925. № 10. С. 9.

5 Гиндин, Я. Безработица и трудовое посредничество. М. : Вопр. труда, 1925. С. 38.

6 Гиндин, Я. От бирж труда к посредническим бюро по найму. М. : Вопр. труда, 1924. С. 6.

7 Бездомный, М. У Биржи труда // Изв. Тат-цик. 1922. 1 дек.

8 Труд. 1923. 28 сент., 13 дек.; Вопр. труда.

1927. № 10. С. 41.

9 Мохов, Е. Организационное состояние и деятельность бирж труда // Вопр. труда. 1927. № 10. С. 23-24.

10 Дзержинский, Ф. Э. Избр. произведения. М., 1977. Т. 2. С. 481.

11 Розенфельд, Ю. С. Промышленная политика СССР. М., 1926. С. 321.

12 Изв. Татцик. 1922. 14 нояб.; Правда. 1926. 30 сент.

13 Гиндин, Я. Новые формы работы бирж труда (с приложением постановлений и распоряжений Наркомтруда СССР о реорганизации Бирж труда). М. : Вопр. труда, 1924. С. 11; Герман, Л. Работа местных органов Наркомтруда // Вопр. труда. 1924. № 9. С. 133.

14 Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1923. № 13. Ст. 171; СУ СССР. 1923. № 68. Ст. 655;

Сборник декретов, постановлений, распоряжений и приказов по народному хозяйству. 1923. № 1. С. 91-92.

15 Изв. Татцик. 1923. 29 марта; Изв. МК РКП(б). 1925. № 3. С. 18.

16 Мохов, Е. Организационное состояние и деятельность бирж труда. С. 23-24.

17 Там же. С. 23.

18 Собрание законов и распоряжений рабочекрестьянского правительства СССР. 1925. № 2. Ст. 15.

19 Гиндин, Я. Посреднические бюро по найму и биржи труда // Антология социальноэкономической мысли в России. 20-30-е гг. XX века. М. : Академия, 2001. С. 347.

20 См.: Мохов, Е. Организационное состояние и деятельность бирж труда. С. 23-33.

21 Исаев, А. Наём рабочей силы в условиях советского планируемого хозяйства // Снабжение народного хозяйства рабочей силой и помощь безработным. М. : Вопр. труда,

1928.С. 79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.