УДК 947+957 О. Ю. БУХАРЕНКОВА
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ В ГОДЫ НЭПА______________________________
Автор ставит цель переосмыслить место профсоюзов в решении проблемы массовой безработицы в годы НЭПа. В современных условиях профсоюзы существенно сдали свои позиции в деле защиты интересов рабочих, поэтому важным является изучение влияния этих организаций на решение серьезных государственных задач. Участие профсоюзных организаций в оказании помощи безработным было специфической чертой политики по борьбе с безработицей в рассматриваемый период. Однако эта помощь помимо важных достоинств имела и ряд существенных недостатков.
Решение социально-экономических проблем является важным направлением внутренней политики каждого государства. Одним из приоритетов в этой области был и остается контроль над состоянием рынка труда. Обеспечение удовлетворения права на труд для всех граждан является залогом стабильности общества и государства.
В начале 20-х годов XX в., когда завершилась гражданская война, экономика всей советской страны находилась в состоянии тяжелейшего кризиса. С переходом к новой экономической политике (НЭП) были связаны изменения во всех сферах советского общества. Одним из «символов» этого периода истории нашего государства стала массовая безработица.
Регулирование рынка труда и борьба с безработицей стали ведущими направлениями социально-экономической политики молодого Советского государства. Однако в условиях тяжелейшего кризиса, государственная политика по ликвидации безработицы и помощи безработным требовала поддержки со стороны населения в лице различных общественных организаций. Ведущей организацией, защищавшей и выражавшей права рабочих, были профсоюзы. Именно они стали той силой, которая способствовала вовлечению временно незанятых квалифицированных и полуквалифицированных рабочих в сферу трудовой деятельности.
В советской историографии констатировался факт привлечения профсоюзных организаций к непосредственной деятельности бирж труда1. Однако рассматривались лишь основные направления профсоюзной помощи безработным. Сам механизм взаимодействия и тем более перегибы со стороны отдельных профсоюзных организаций обходились. Современные исследователи, подробно анализируя социально-экономическую ситуацию того времени, также не уделяют должного внимания вопросу взаимоотношений и взаимодействия государственных органов и профсоюзов. Делаются попытки концептуально нового переосмысления накопленного по теме теоретического и фактического материала, характерно желание переосмыслить политику советского госу-
дарства в области трудовых отношений, проблемы взаимоотношений идеологических институтов, государственных органов и личности на рынке труда в 20-е годы. Публикуются работы, частично затрагивающие региональные аспекты данной проблемы2. Но роль общественных организаций в этих работах уходит на второй план. Сведения региональных профсоюзов используются как иллюстративный материал к теоретическим выводам авторов.
Следует отметить, что период НЭПа явился новым этапом во взаимоотношениях государственных органов труда и профсоюзов. Их сотрудничество определялось общей целью, но методы ее достижения не всегда совпадали.
С отказом от политики военного коммунизма и переходом к новой экономической политике после
X съезда партии в марте 1921 г. произошли существенные изменения на рынке труда. На IV Всероссийском съезде профсоюзов, который состоялся в мае 1921 г., был поставлен вопрос об изменении политики профсоюзов в новых условиях. Логическим следствием стала независимость профсоюзов от государства.
Партийные деятели, осознавая важную роль профсоюзных организаций в сложившихся условиях, наоборот стремились установить контроль над ними.
XI съезд партии (27 марта—2 апреля 1922 г.) официально одобрил резолюцию Политбюро «О роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики»3 и с тем, чтобы сделать партийный контроль более надежным, постановил, что только члены партии, имеющие партийный стаж в несколько лет, могли быть избраны на руководящие посты в профсоюзных организациях, причем величина требуемого стажа зависела от важности поста. За профсоюзами сохранилась монополия на охрану труда и защиту интересов рабочих; выборы фабричных комитетов проводились в соответствии с уставом соответствующего профсоюза, и результаты выборов утверждались им. А все вопросы, связанные с реорганизацией рынка труда в новых условиях и борьбы с все возрастающей безработицей, были переданы
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (63) 2008
Народному Комиссариату Труда (НКТ) и его отделам.
Однако профсоюзные деятели четко осознавали необходимость в оказании помощи безработным, прежде всего, членам союзов. Член Всероссийского (после 11.11.1924 г. — Всесоюзного) Центрального Совета Профессиональных Союзов (ВЦСПС) А. Лернер писал: «В области борьбы с безработицей перед союзами стоит огромной важности задача — предохранить своих членов от деклассации и морального разложения. Посылка на работу членов союза в первую очередь должна стать незыблемым правилом. Трудовая помощь, установление квалификации и норм социального страхования должны целиком проводиться под руководством профсоюзов. Угроза расслоения индустриального пролетариата в массе деклассированных крестьянских элементов требует постоянного воздействия со стороны профорганов»4. Идея сохранения пролетариата в условиях наплыва населения из деревни была центральной в политике ВЦСПС по борьбе с безработицей в годы НЭПа.
Знаковым моментом в вопросе социального обеспечения рабочих в условиях свободного рынка стал декрет СНК РСФСР от 15.11.1921 г. «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом». По нему государственное социальное обеспечение на все случаи временной и постоянной утраты трудоспособности, на случай безработицы, а также на случай смерти заменялось социальным страхованием. Страховые взносы платились в зависимости от количества занятых лиц и вредности предприятий, учреждений и хозяйств администрацией или владельцами последних без права обложения страхуемых. Тарифы взносов на социальное страхование издавались Народным Комиссариатом Социального Обеспечения по соглашению с ВЦСПС5. Уже в декабре 1921 г. на заседании Комиссии при ВЦСПС по обеспечению безработных были заслушаны доклады и приняты важные решения по вопросам социального страхования на случай безработицы. При установлении норм пособия по безработице за счетную единицу была взята минимальная ставка, исходя из среднего размера оплаты, утвержденного ВЦСПС для данной губернии. Минимальное пособие устанавливалось в 1/3 от расчетной единицы, а максимальное — в средний размер оплаты труда. Пособие выдавалось каждому безработному не более 6 месяцев в течение года6. Также был определен размер страхового взноса для покрытия расходов по обеспечению безработных, который составил 2 % фонда заработной платы для государственных и 4 %
'■'7
для частных предприятий7.
Однако в период массовой безработицы отдельные профсоюзы, где число безработных было чрезвычайно высоко, самостоятельно повышали процент отчислений в фонд помощи безработным. Так, некоторые союзы (местного транспорта, связи, народного питания и др.) вводили обязательные 1 % отчисления в фонд безработных непосредственно от заработной платы помимо членских взносов, 3 — 5 % которых переводились в помощь безработным8. При этом центральные органы профорганизаций относились к такой инициативе на местах отрицательно, считая эти отчисления чрезмерными даже в сложившихся условиях. В итоге 12 февраля 1924 г. ВЦСПС издал циркуляр с требованием отмены непосредственных систематических отчислений, что было поддержано и представителями НКТ.
Следующим важным шагом в вопросе взаимоотношений государственных органов и профсоюзов стало восстановление бирж труда. Постановление
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) от 3 марта 1922 г. устанавливало принцип добровольности в деле посылки безработных на работу. Тем самым был осуществлен переход от принудительного привлечения рабочей силы к посредничеству по найму на началах добровольного согласия безработных.
В постановлениях и циркулярах НКТ весны-лета 1922 г. оформились основные положения связанные с реформированием отдела рынка труда. Постановлением от 12 апреля подотделы распределения были преобразованы в биржи труда. Они стали органом, выполняющим функции по государственному регулированию рынка труда.
С одной стороны, профсоюзам предоставлялась широкая возможность участия в работе бирж: организация профессиональных секций и направление своих членов в Комитеты бирж труда, занимавшиеся их непосредственным руководством. Но, с другой стороны, «организация при профсоюзах аппаратов по непосредственному распределению рабочей силы, то есть работе, параллельной деятельности бирж труда» не допускалась9. Однако это соблюдалось не всегда. В отчете Отдела рынка труда НКТ РСФСР за июнь 1922 г. сообщалось, что «профсоюзы в некоторых губерниях предприняли самостоятельную, независимую от бирж труда, борьбу с безработицей (например, в Петрограде, Баку и прочих городах). С этой целью они начали организовывать при профсоюзах Бюро труда с функциями вполне аналогичными функциям бирж труда, артели безработных и т. п.»10. Отдел рынка труда отнесся к этим фактам отрицательно, Бюро труда были заменены профсекциями при биржах.
В результате, основными формами сотрудничества бирж труда с профсоюзами стали:
1. участие представителей последних в руководстве деятельностью бирж труда;
2. проведение мероприятий по усилению влияния профсоюзов на биржах в основном за счет предоставления работы в первую очередь членам союзов;
3. оказание профсоюзами материальной помощи безработным за счет создания специальных фондов;
4. помощь в борьбе с безработицей через участие в организации артелей и общественных работ для безработных;
5. ведение профессиональной и культурно-просветительной работы на биржах.
Такая тесная связь определялась, прежде всего, самим характером Советского государства. К тому же партийное руководство в условиях НЭПа видело в профсоюзах надежный рычаг осуществления контроля над такой важной сферой как рынок труда. Таким образом, фактически ни одно решение НКТ по вопросам труда не принималось без предварительного обсуждения и согласования с профсоюзами.
Существенную роль профсоюзы сыграли в процессе проводившейся в 1924 г. демонополизации посреднической деятельности бирж труда, вызванной необходимостью оптимизировать их работу. Между представителями хозорганов и профсоюзов в конце 1922 г. возникла дискуссия, по вопросу реорганизации бирж труда. Она была порождена неспособностью бирж в сложившихся социально-экономических условиях ликвидировать избыточное предложение труда и удовлетворить в должной мере спрос со стороны нанимателей. Звучали предложения об отказе от обязательного трудоустройства через государственные органы трудового посредничества и переходе к свободному найму. Эта дискуссия была
временно прекращена в связи с постановлением Президиума ВЦСПС от 30.01.1923 г. о сохранении и обязательности обращения сторон в биржи труда11.
Несмотря на то, что совместное постановление НКТ и ВЦСПС в феврале 1923 г. предоставило право свободного найма с последующей регистрацией в органах труда для лиц определенных профессий, требовавших высокой квалификации, имущественного (инкассаторы, сторожа и прочие), политического и личного доверия, профсоюзные деятели очень насторожено относились к такой либерализации трудовых отношений. Прежде всего это было связано с опасением, что «право вольного найма помимо бирж труда породит кумовство и протекционизм, позволит предпринимателям обходить при найме неугодные им категории безработных, например, членов профсо-юзов»12. Однако недоверие нанимателей и безработных к биржам труда росло, что было вызвано случаями взяточничества и проволочками в их работе. Уровень безработицы при этом не только не снижался, а даже увеличивался. В январе 1923 г. на 279 биржах труда РСФСР было зарегистрировано 480,8 тыс. человек, а в июне того же года эта цифра достигла 693,8 тыс. безработных, в декабре 1923 г. — 900 тыс.13 К концу 1923 г. необходимость реформирования бирж труда в целях их частичной демонополизации стала острой необходимостью.
В середине 1924 г. Ленинградская биржа труда перешла на посредническо-добровольные начала найма рабочей силы. Государственным и кооперативным организациям было предоставлено право набора рабочей силы из числа как состоявших, так и не состоявших на учете безработных, но с обязательной последующей регистрацией факта найма на бирже труда. На первых порах это дало интересный результат: из 170 тыс. зарегистрированных безработных на Ленинградской бирже осталось только 13 тыс.14. Работники Отдела рынка труда НКТ РСФСР предложили расширить опыт ленинградской биржи по всей стране. Однако такое решение не могло быть принято без одобрения ВЦСПС.
Профсоюзные деятели предельно серьезно подошли к разработке вариантов дальнейшего развития политики на рынке труда. 24 июня 1924 г. ВЦСПС создал специальную комиссию для решения вопроса о реорганизации бирж труда по ленинградскому образцу. В ее состав вошли: А. А. Андреев, А. М. Ба-хутов, Г. Д. Вейнберг, М. П. Владимиров, И. И. Лепсе, Г. Н. Мельничанский и др. В рамках деятельности комиссии был проведен опрос об отношении отдельных профсоюзов к этой проблеме.
В результате был сделан общий вывод о допустимости реорганизации бирж по опыту ленинградской. 20 августа 1924 г. Политбюро ЦК РКП(б) утвердило предложения, предусматривавшие переход к активному трудовому посредничеству без обязательного найма через биржи труда. А постановление НКТ СССР от 21 августа об организации посреднических бюро по найму при биржах труда положило конец монополии последних на рынке труда. Посреднические бюро выполняли функции обслуживания безработных высокой квалификации, приглашаемых на должности, требующие личного, политического и материального (имущественного) доверия, а также лиц, приглашаемых на временные работы неквалифицированного характера сроком до 2-х недель15.
Увеличение влияния профсоюзов на рынке труда отразилось на руководстве биржами. Органами, осуществлявшими трудовое посредничество на основе постановления ЦИК и СНК СССР от 02.01.1925 г.,
стали биржи труда. Непосредственное руководство ими возлагалось на заведующего, выдвигавшегося Губернским советом профессиональных союзов (ГСПС) или Уездным профбюро и утверждавшегося Отделом труда. В местностях, где не было бирж труда или где они не обслуживали малочисленные группы безработных, посредничество передавалось соответствующим профсоюзам. Фактически представители государственных органов в руководстве биржами труда были заменены профсоюзными деятелями. Итогом усиления роли профсоюзов на рынке труда явилось упразднение НКТ и передача его функций органам ВЦСПС в 1932 г. Это стало закономерным итогом стремления партии через профсоюзные органы осуществлять контроль над отдельными сферами жизни общества и, прежде всего, трудовыми отношениями.
Советское правительство, столкнувшись с неведомой до этого по масштабам безработицей, разрабатывая и реализуя на практике политику по ее смягчению и ликвидации, опиралось на имевшие опыт деятельности в этой сфере профсоюзы. Они, являясь независимыми от государства общественными организациями, в период новой экономической политики на деле были реальной силой в реализации государственных мер борьбы с безработицей и оказании помощи безработным. Профсоюзы были призваны контролировать и дополнять работу бирж труда. Их деятельность носила многоплановый характер.
Однако в деятельности профсоюзов можно отметить ряд недостатков. Прежде всего, это стремление к подмене своими органами государственные отделы труда, дублирование или наоборот игнорирование основных требований к работе бирж труда. Сюда же следует отнести жесткую политику в отношении так называемых нетрудовых элементов, вплоть до полного отказа в предоставлении им трудовой и материальной помощи. А также явную классовую направленность их деятельности.
В общем, говоря о взаимодействии государственных органов труда и профсоюзов в годы НЭПа, следует отметить, что в этой области четко прослеживается тенденция к усилению роли последних в решении общегосударственных вопросов. В условиях однопартийной системы, это было оправданно. Профсоюзы, четко обозначив линию на защиту прав трудящихся, во многом смогли реализовать основные цели своей деятельности. Это необходимо воспринимать как важный исторический опыт, который современные профсоюзы могут использовать при адаптации его к реалиям нашей страны. Однако не следует забывать, что подмена государственных интересов, интересами отдельных общественных организаций, сколь многочисленными они бы ни являлись, влечет за собой искаженное одностороннее решение важных социальных проблем. Государство должно до известной меры контролировать и направлять работу такой важной общественной организации как профсоюзы.
Примечания
1 См.: Гиндин, Я.И. Безработица и трудовое посредничество, — М., 1928; Исаев, А. Происхождение и характер безработицы в СССР. — М., 1926; Суворов, К.И. Исторический опыт КПСС по ликвидации безработицы (1917— 1930). — М., 1968; Рогачев-ская, Л.С. Ликвидация безработицы в СССР 1917—1930 гг. — М., 1973 и др.
2 См.: Лихолет, О.В. Социальная политика Советской власти в годы НЭПа (на материалах Нижнего Поволжья): Дис...канд. ист. наук. — Астрахань, 2003; Лысенков, С.А. Борьба с безработицей
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008
и Самарская биржа труда: сравнительный анализ (80-е гг. XIX — пер. тр. XX вв): Дис. канд. ист. наук. — Самара, 2003; Шес-так, О.И. Советская социальная политика и ее реализация на Дальнем Востоке (1922 — 1941гг.): Дис.канд. ист. наук. — Владивосток, 2003; Колесьянкина, И.И. Быт населения Карелии в годы НЭПа: 1921 — 1927гг.: Дис.канд. ист. наук. — Петрозаводск, 2003; Терняев, А.П. Социально-экономическое развитие Мордовии в период новой экономической политики: Дис.канд. ист. наук. — Саранск, 2004.
3 См.: Материалы XI съезда РКП(б). Стенографический отчет. - М., 1961, С. 885.
4 ГАРФ. Ф. 5451 Оп. 5. Д. 512. Л. 19.
5 См.: Там же. Л.13.
6 Там же. Д. 520. Л. 5.
7 Там же. Л. 6.
8 Там же. Оп. 8. Д. 292. Л. 22.
9 Там же. Л. 9.
10 ГАРФ. Ф. 382. Оп. 4. Д. 1091. Л. 21.
11 ГАРФ. Ф. 5451. Оп. 9. Д. 348. Л. 69.
12Гаусман, А. К Реорганизации бирж труда // Труд. — 1923. -№19. - 4.
13 ГАРФ. Ф. 382. Оп. 4. Д. 1196. Л.46.
14 См.: Лысенков, С.А. Борьба с безработицей и Самарская биржа труда: сравнительный анализ (80-е гг. XIX — пер. тр. XX вв): Дис.канд. ист. наук. — Самара, 2003, с. 104.
15 См.: Гиндин, Я.И. Новые формы работы бирж труда. — М., 1924, С. 32.
БУХАРЕНКОВА Ольга Юрьевна, аспирантка кафедры политической истории факультета государственного управления.
Статья поступила в редакцию 10.01.08 г.
© О. Ю. Бухаренкова
УДК 070 (09) (571-54) Н. В. ЦЫПЫШЕВА
Восточно-Сибирский государственный технологический университет, г. Улан-Удэ
РОЛЬ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ПРИБАЙКАЛЬЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ РЕСПУБЛИКИ 1920-1922 гг.
В статье проанализирована роль периодической печати Прибайкалья в политической жизни Дальневосточной Республики. Прибайкалье стало родиной нового государства — Дальневосточной Республики и имело ряд особенностей политического, социального и культурного характера. В работе акцентировано внимание на общественном звучании и отражении в прессе разных политических направлений актуальных вопросов периода ДВР, показано взаимодействие прессы с политическими процессами в новом государстве.
Роль периодической печати Прибайкалья в политической жизни Дальневосточной Республики — тема, слабо изученная в работах исследователей. Именно здесь, в Прибайкалье, — Западном Забайкалье с центром в г. Верхнеудинске, после наступления Красной армии весной 1920 г. было создано буферное государство — Дальневосточная Республика (ДВР), призванное предотвратить войну Советской России с Японией. Потерпевшие крах в центральной России политические устремления русской интеллигенции к созданию демократического государства с парламентарной формой правления получили возможность реализации в ДВР. Руководство ДВР, учитывая сложную внешнеполитическую ситуацию, сложившуюся на Дальнем Востоке, постоянную угрозу Японии начать военные действия, вынуждено было допустить легальную деятельность различных общественных групп в буферном государстве. Газеты широкого политического спектра вписали яркую страницу в историю ДВР, являясь зеркалом общественного мнения и ареной политических баталий.
Первыми газетами ДВР стали официальные информационные органы. В марте 1920 г. в только что
очищенном от семеновских и японских войск Верх-неудинске была создана Временная земская власть Прибайкалья и организован ее печатный орган «Известия Временной земской власти Прибайкалья». Газета выходила в типографии политотдела Забайкальской группы войск на 1—3 полосах. В номерах указы и постановления Временной земской власти, журналистских статей нет. Временная земская власть через свой орган решительно заявляет о намерении навести порядок в Прибайкалье, подавляя попытки к сепаратным выступлениям, и призывает население сплотить силы вокруг временной власти [1; 2]. Газета являлась официальным информационным вестником Временной земской власти Прибайкалья, призванной организовать порядок в Прибайкальском районе.
6 апреля 1920 г. состоявшийся в Верхнеудинске съезд трудящихся Прибайкалья принял декларацию об образовании ДВР. В ее состав вошли Забайкальская, Приморская, Камчатская, Сахалинская области и полоса отчуждения КВЖД. Государство по форме буржуазно-демократическое, но руководимое коммунистами [2; 140—141]. Верхнеудинск более полуго-да оставался столицей этого государства, здесь были