Научная статья на тему 'Особенности борьбы с безработицей в советском Союзе в первые годы нэпа (на материалах череповецкой губернии)'

Особенности борьбы с безработицей в советском Союзе в первые годы нэпа (на материалах череповецкой губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1394
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / НЭП / БИРЖА ТРУДА / БЕЗРАБОТНЫЙ / КВАЛИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куклин Александр Леонидович

В статье рассматривается проблема борьбы с безработицей в 1921-1925 годах на материалах Череповецкой губернии. Показаны некоторые особенности методов советской власти в решении данного вопроса и их эволюция в исследуемый период. Особое внимание уделяется процессу регистрации и учета безработных органами труда в 1922-1924 годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF DEALING WITH UNEMPLOYMENT IN THE SOVIET UNION DURING THE FIRST YEARS OF NEW ECONOMIC POLICY (ON THE MATERIALS OF THE CHEREPOVETSKAYA PROVINCE)

The problem of dealing with unemployment in the 1921-1925 years is considered in the article on the Cherepovetskaya province materials. Some features of the methods used by the Soviets to handle this issue and the evolution of these methods in the period under study are shown. Special attention is given to the registration and record process of the unemployed by the labour agencies in 1922-1924.

Текст научной работы на тему «Особенности борьбы с безработицей в советском Союзе в первые годы нэпа (на материалах череповецкой губернии)»

УДК 94(47).084.3

КУКЛИН Александр Леонидович, аспирант кафедры истории Череповецкого государственного университета. Автор 6 научных публикаций

ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ НЭПА (на материалах Череповецкой губернии)

В статье рассматривается проблема борьбы с безработицей в 1921-1925 годах на материалах Череповецкой губернии. Показаны некоторые особенности методов советской власти в решении данного вопроса и их эволюция в исследуемый период. Особое внимание уделяется процессу регистрации и учета безработных органами труца в 1922-1924 годах.

Безработица, нэп, биржа труда, безработный, квалификация

На протяжении целого десятилетия после окончания Гражданской войны безработица оставалась одной из острых социально-экономических проблем в СССР наравне с голодом и беспризорностью. Ее ликвидация имела большое значение для страны. Процесс борьбы с безработицей был сложен. Методы и способы снижения остроты данной проблемы постоянно разрабатывались и менялись центральными и местными органами регулирования вопросов труда, исходя из текущей политической и социально-экономической ситуации. Особенно активно данные процессы протекали в годы «новой экономической политики».

Во время Гражданской войны в связи с массовыми мобилизациями и оттоком городского населения в сельскую местность индустриальная безработица в стране практически не наблюдалась. Но полное исчезновение резервной армии труда в эти годы было явлением временным, вызванным специфическими условиями зарождения Советского государства. Уже с 1921 года отмечается постоянный рост

незанятого населения в стране. В декабре состоялось совместное заседание комиссий по борьбе с безработицей ВЦСПС и Госплана, где было указано, что «количество безработных по стране составило 100 тыс. и в перспективе это число будет увеличиваться»1.

В течение 1922 года безработица по всей стране выросла в 4 раза: на 1 января на учете бирж труда состояло 160 тыс. чел., на 1 июля безработных уже было 407,5 тыс., а на 1 января 1923 года - 641 тыс.2 Причинами нового роста безработицы явились экономический подъем в условиях кризиса и голода и демобилизация Красной армии. Органами труда начинают разрабатываться и приниматься меры по снижению остроты данного вопроса. Налаживается планомерная и организованная работа в этом направлении. Развиваются такие методы помощи безработным, как пособия, социальные льготы. Отделы труда начинают использовать новые формы трудовой помощи - создание коллективов и артелей из безработных, организация общественных работ.

Несмотря на принимаемые меры, безработица в Советском Союзе все увеличивалась. И органы охраны труда усиливают практику классово ориентированного регулирования рынка рабочей силы. В процессе борьбы с безработицей начинают в первую очередь обращать внимание на политические аспекты. В 1922 году по всей стране стали проводиться многочисленные перерегистрации безработных. Они имели целью выявление тех, кто действительно нуждался в работе, а не просто хотел получить льготы. В первую очередь были перерегистрированы члены профсоюзов, затем - все остальные.

В октябре 1922 года вышел циркуляр Народного комиссариата труда (НКТ), по которому установилась определенная очередность предоставления работы. Первоочередное право получения работы имели демобилизованные красноармейцы, затем - члены профсоюзов. Также преимуществом пользовались инвалиды 3-6 групп. В последнюю очередь работу получали остальные безработные, среди них преимущество отдавалось женщинам (особенно женам красноармейцев)3.

Итоги переучета безработных были признаны неудовлетворительными, поэтому на сессии ВЦСПС в декабре 1922 года было предложено провести основательные чистки безработных. В результате с учета бирж труда были сняты следующие лица: 1) безработные, материальное положение семьи которых, т. е. общий доход ближайших родственников, признавалось хорошим, а также имевшие земельный участок; 2) бывшие дворяне, купцы и служители культа; 3) претенденты на работу, живущие далее 15 верст от города (кроме высококвалифицированных)4. Также с учета снимались: 1) подростки до 16 лет, не имеющие разрешения отдела охраны труда; 2) мужчины старше 60 и женщины старше 55 лет; 2) нерегулярно отмечающиеся на бирже труда; 3) зарегистрировавшиеся с корыстной целью. Кроме того с учета должны были сниматься кустари, домовладельцы, лица, обеспеченные заработком других членов семьи и т.д.5

С 10по 25 января 1923 года по распоряжению уполномоченного НКТ Северо-Западной

области череповецкая биржа труда приступила к перерегистрации безработных6. За время ее проведения через биржу прошло свыше тысячи безработных. На учете оставлено около 300 чел., остальные с учета были сняты7, в т.ч. и те, кто просто не успел явиться на перерегистрацию в означенный срок8.

Процесс переучета и перерегистрации безработных занял довольно продолжительное время. Реорганизация череповецкой губернской биржи труда была закончена лишь в июне

1923 года, когда возобновилась «регистрация всех ищущих работу и работающих, но желающих переменить службу по специальности и квалификации»9. За 1923 год на череповецкую биржу поступило 14 590 предложений труда. Спрос на труд за этот период выразился в 10 114 безработных. Он был удовлетворен биржей полностью. За это же время при разгрузке биржи труда от «непролетарского элемента» сняли с учета 3 482 чел.10, т.е. 23,9% зарегистрированных за год безработных.

В ходе перерегистрации 1922-1923 годов на наиболее крупных биржах страны с учета было снято от 25 до 40% безработных11.

К 1924 году безработица достигает значительных размеров, несмотря на усилия органов труда. По общесоюзным данным, на 1 января

1924 года зарегистрировано 1 240 тыс. чел., предлагающих свой труд, а к 1 июля - 1 344,3 тыс.12 К этому времени биржи труда были значительно перегружены в своей работе руководящей установкой на охват всего спектра вопросов регулирования трудовых отношений. В сферу их деятельности входили статистические процедуры, контроль над соблюдением трудового права, посреднические операции и мероприятия, связанные с трудоустройством и его дифференциацией. Все это привело к ограничению эффективности деятельности органов по регулированию рынка труда. Вновь поднимается вопрос о реорганизации работы данных учреждений.

Первым важным изменением становится предложение об отмене обязательного найма через биржи труда и превращении последних в орган добровольного посредничества, которое

было воплощено в жизнь в 1923-1924 годах. Государственным и кооперативным организациям было предоставлено право самостоятельного набора рабочей силы, хоть и с обязательной последующей регистрацией факта найма на бирже труда. Выходит постановление НКТ «О расширении права участия нанимателям в подборе рабочей силы, направляемой на работу биржами труда» от 24 июня 1924 года и циркулярное письмо от 30 июня 1924 года о проведении вышеуказанного постановления13. По этому постановлению всем учреждениям, предприятиям и хозяйствам, государственным, общественным и частным предоставлялось право самостоятельного найма рабочих на временные работы (сроком не более двух недель) без регистрации на бирже труда. Регистрировать требовалось только наем квалифицированных рабочих всех профессий14.

30 июля 1924 года вышел циркуляр НКТ СССР, в котором указывалось, что порядок последующей регистрации распространяется не только на лиц, состоящих на учете биржи труда, но и не состоящих на таковой в случае, если она не может предоставить рабочих соответствующей квалификации и специальности15.

Одновременно с этим при губернских биржах труда были созданы специальные экспертные комиссии. Целью их работы являлось уменьшение количества безработных путем проверки их квалификации. Если квалификация не совпадала с указанной безработным, то он или снимался с учета биржи труда, или переводился на более низкую специальность, или направлялся на переобучение.

Так, в Череповце к 1 апреля 1924 года членами экспертных комиссий выявлено, что из 594 чел., прошедших проверку, у 371 квалификация соответствовала указанной (62,5%), а у 223 - не соответствовала (37,5%). Большинство из числа не прошедших проверку были отправлены на переквалификацию или сняты с учета, т.е. исключены из разряда безработных16.

В 1924 году еще более ужесточается работа по ограничению регистрации безработных. Усиливается отслеживание материального положения: перед проверкой квалификации безра-

ботный предъявлял документы о семейно-имущественном положении (о месте работы и заработке каждого члена семьи), в сомнительных случаях проводилось обследование квартиры, которое помогало более точно установить имущественное положение безработного. Также снимались с учета все служащие, имеющие стаж менее 5 лет и не состоящие в профсоюзах, а также рабочие, занятые на производстве менее 3 лет. Безработные, хотя бы раз отказавшиеся от предложенной работы, тоже снимались с учета. Кроме того, была введена регулярная явка безработных, при нарушении которой человек снимался с учета. Если до августа 1924 года при постановке на учет стаж и профессия указывались со слов безработного, то теперь требовалось документальное подтверждение с прежнего места работы17. Из всего этого мы видим, что сокращение количества безработных проводилось не только за счет устройства их на работу, но и за счет снятия с учета биржи труда.

Заключительным этапом реформы стало принятие постановления НКТ от 21 августа

1924 года «Об организации посреднического бюро по найму при биржах труда»18, в его задачи входило содействие по поиску работы безработным, которые в силу разных причин не могли состоять на учете биржи труда. При этом деятельность посреднических бюро распространялась только на лиц, искавших временную неквалифицированную работу, и работников, от которых требовались специальные познания, материальная ответственность или личное доверие19 .

Исходя из анализа методов и подходов советской власти и органов труда, можно отметить следующее: в вопросах решения проблемы безработицы в первой половине 1920-х годов органы регулирования труда в первую очередь руководствовались принципами классового подхода и политической целесообразностью. Первоочередное значение имела официальная статистика и удовлетворение потребностей тех классов, которые являлись опорой политического строя - рабочих и служащих членов профсоюзов и демобилизованных красноармейцев.

Что же касается такого явления, как «чистки безработных», то это был характерный для того времени подход, при котором вместо решения проблемы производилась «подтасовка статистики». Несомненно, данный подход назвать «методом» борьбы с безработицей можно

лить с очень серьезной натяжкой, поскольку в действительности он не способствовал снижению резервной армии труда, а лишь переводил ее из сферы открытой статистики в область скрытой безработицы, самостоятельного найма.

Примечания

ТАРФ.Ф.р-5451,Оп.5.Д.519.Л. 1.

2Рогачевская Л.С. Ликвидация безработицы в СССР 1917-1930 гг. М., 1973. С. 77.

3 Лысенков С.А. Борьба с безработицей и самарская биржа труца: сравнительный анализ (80-е гг. XIX - первая третьXX вв.): дис.... канд. ист. наук. Самара, 2003. С. 85-86.

4Коммунист. 1923. 7 сент.

5Лысенков С.А. Указ. соч. С. 88.

6Коммунист. 1923. 5 янв.; 6 янв.; 21 янв.

7 7ам же. 3 февр.

8 Там же. 26 янв.

9 Там же. 11 мая.

10 Там же. 22 дек.

11 Вопросы труца. 1924. № 1. С. 15.

пМатюгинА.А. Рабочий класс СССРвгоды восстановления народного хозяйства (1921-1925 гг.). М., 1962. С. 190. 13Гиндин Я.И. Новые формы работы биржтруца. М., 1924. С. 21.

14Коммунист. 1924. 26 июля.

15Гиндин Я.И. Указ. соч. С. 21.

16Коммунист. 1924. 7 сент.

17 7ам же.

18Вопросы труца. 1924. № 9. С. 12.

19 Коммунист. 1924.24 авг.

Kuklin Aleksandr

SOME FEATURES OF DEALING WITH UNEMPLOYMENT IN THE SOVIET UNION DURING THE FIRST YEARS OF NEW ECONOMIC POLICY (ON THE MATERIALS OF THE CHEREPOVETSKAYA PROVINCE)

The problem of dealing with unemployment in the 1921-1925 years is considered in the article on the Cherepovetskaya province materials. Some features of the methods used by the Soviets to handle this issue and the evolution of these methods in the period under study are shown. Special attention is given to the registration and record process of the unemployed by the labour agencies in 1922-1924.

Контактная информация: e-mail\ fion@inbox.ru

Рецензент - Шубин С.И., доктор исторических наук, профессор кафедры регионоведения Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.