ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы теории государства и права
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИЦЕЙСКОЙ СЛУЖБЫ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ПОЛИСАХ
А.А. ИВАНОВ,
профессор кафедры истории государства и права Московского университета МВД России,
доктор юридических наук, доцент Н.В. РУМЯНЦЕВ, кандидат юридических наук; Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве; 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право
E-mail: [email protected]
Аннотация. Освещаются особенности становления органов охраны общественного порядка в греческих городах-полисах. Акцентируется внимание на специфике методов и сил полицейской деятельности, обусловленной существенными различиями доминирующих в обществе морально-нравственных идей и политико-правовых основ существования рассматриваемых государств.
Ключевые слова: города-полисы, полицейская деятельность, архонты, астиномы, агораномы, метра-номы, токсоты, коллегия одиннадцати, спартиаты, илоты, криптии, полицейское государство.
ORGANIZATION OF POLICING IN ANCIENT GREECE POLISES
A.A. IVANOV,
professor of the Moscow University of the Ministry of Interior of Russia, LLD, Assistant Professor
N.V. RUMYANTSEV, the candidate of jurisprudence;
Annotation. The article deals with the specific features of development of law enforcement bodies in the Greek cities-polises. Special attention is paid to the specifics of methods and forces of police activity which is determined by the essential differences of moral-ethical ideas dominating in the society. The author considers the political-legal fundamentals of existence of the discussed states.
Keywords: cities-polises, policing, arhontes, agoranomes, metranomes, toksotes, the collegeum, of eleven, spartiates, cripties, the police state.
Ни в одном из древневосточных и античных государств ни собственно полиция, ни сама полицейская деятельность явно не выделялись из иных общегосударственных органов и функций. Как правило, все задачи по поддержанию внутригосударственного порядка и защите государства от внешних врагов возлагались на профессиональные армейские части. Проведение особых полицейских акций чаще было необходимо только при устройстве массовых зрелищных мероприятий и подавлении масштабных народных выступлений.
На низовом, местном уровне порядок обеспечивался силами самих сельских территориальных общин, жизнь которых строилась на основе жестких требований древних обычаев, принципах круговой поруки и коллективной ответственности.
В архаический период афинской истории (VIII—VI вв. до н.э.) для личной охраны правителей-тиранов (первоначально Писистрата и его сыновей, 560—527 гг. до н.э.) имелся сформированный по решению народного собрания отряд дубинщи-ков. Для этих целей использовались также особые подразделения так называемых волчьеногих1, создаваемые из наиболее рослых и ловких рабов.
Эта практика была обычным делом для греческих городов-полисов. Так, в самом начале тирании Дионисия в Сиракузах в 405 г. до н.э. им был создан отряд телохранителей из иностранцев-на-
1 По поводу этого названия определенного мнения нет. Иногда говорится, что оно пошло от эмблемы волка на щитах этих стражей, иногда — от практики обертывания ими ног волчьими шкурами.
- -Я. -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы теории государства и права
емников. Сначала отряд насчитывал 600 человек, а затем его численность была доведена до 10 тыс. солдат. Этой силой он отгородился от гражданской общины и поставил ее в рамки жесткого полицейского контроля. Благодаря разветвленной сети осведомителей всякое проявление нелояльности немедленно становилось известным и сурово наказывалось. Каменоломни в местечке Эпипол превратились в тюрьму, а конфискации и казни мог быть подвергнут любой человек, даже из ближайшего окружения тирана.
Полицейская деятельность в республиканских Афинах была связана с общегородским управлением и осуществлялась многими из 700 переизбираемых ежегодно должностных лиц полиса. Деятельность таких «полицейских» чиновников-администраторов курировал один из архонтов2. Полиция занималась не только преследованием и задержанием преступников, выслеживанием и разгоном тайных собраний и сборищ, но и наблюдала за пиршествами и иными увеселительными и массовыми мероприятиями. Следила за соблюдением норм нравственности афинскими гражданами и вообще всеми жителями города3. В этом архонту помогали 10 асессоров и столько же астиномахов.
Сфера деятельности полицейских чиновников была широкой, поэтому имелось четкое распределение правомочий между ними. Так, в компетенции астиномов (греч. astynomos — градоначальник) был также строительный и санитарный надзор. Кроме того, астиномы выступали контролерами морских грузоперевозчиков и в случае обнаружения нарушений налагали штрафы на капитанов кораблей. Агораномамь!4 и мет-раномы следили за соблюдением порядка на рынках (маркировка и клеймение продаваемой продукции, ее качество, правильность мер и весов, соблюдение чистоты на рыночных местах, взимание пошлин с торговцев, контроль репертуара бродячих артистов). Важен был и контроль над ценами на хлеб, его осуществляли ситофилаков (10—35 специальных хлебных надзирателей).
Забота об обеспечении и поддержании особого положения граждан в условиях их относительной малочисленности среди всего населения Афин и широко распространенное предубеждение против полицейской службы, представлявшейся недостойной положению настоящего гражданина, а если
учесть условия постоянной вражды между собой разных политических группировок, то и опасной как возможного орудия сведения счетов привели к тому, что все низовые полицейские подразделения формировались из политически неполноправных жителей Афин — мэтеков, рабов-вольноотпущенников, также специально закупленных для этих целей государственных рабов — токсотов, скифов по происхождению5.
Токсоты (лучники), начиная с середины V в. до н.э., являлись городской полицейской стражей. Несмотря на рабский статус, их положение было значительно комфортнее, чем у других. Они получали жалование за свою государственную службу, жили в сносных условиях, в некоторых случаях могли обзаводиться собственным жилищем и, пользуясь относительной свободой и самостоятельностью, нередко посещали питейные и иные злачные заведения.
Первоначально отряд токсотов насчитывал 300 человек. С течением времени их численность была доведена до 1200 человек. Эти стражники, кроме лука, имели на вооружении деревянную дубинку и бич, иногда арсенал дополнялся небольшим мечом. Палатки токсотов стояли в разных частях города, в том числе на рынке и на акрополе, поэтому они могли немедленно отреагировать на любое нарушение порядка.
В функции полицейских стражников-скифов входило наблюдение за порядком при проведении массовых общественных мероприятий, в народных собраниях и судебных заседаниях. «По указанию должностных лиц, с помощью особых шнуров-плеток красного цвета — символа полицейской власти и орудия полицейского воздействия, сгоняли опаздывающий народ с агоры на собрание. Во время
2 Девять архонтов в Афинах занимали ключевые посты в системе государственного управления. Как правило, все они в той или иной мере обладали полицейско-судебными полномочиями (архонт-эпоним, архонт-базилевс, архонт-полемарх и шесть архонтов-фесмофетов).
3 В лучшие для Афин времена численность свободных граждан достигала 90 тыс. человек, более 45 тыс. вольноотпущенников и иностранцев и 365 тыс. рабов.
4 Агора — рыночная площадь в греческих городах, своеобразный местный торговый, культурный и политический центр.
5 Использование рабов из числа фракийцев, скифов и других варваров на полицейской службе началось с организации такого подразделения неким афинским публичным деятелем по имени Спевсин. Полицейские солдаты в разное время носили различные названия: спевсинии, скифы, токсоты. Toxovtai (стрелки, лучники) на афинской полицейской службе упоминалось наряду со скифами.
- -я.¿¿¿Ь'-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы теории государства и права
заседаний они по приказу чиновников (в народном собрании это были пританы — председательствующие, распорядители) могли удалять с трибуны выступающих не по делу или в пьяном виде. Они же, по соответствующему приказанию, осуществляли арест, вязали или забивали в колодки, а также доставляли в тюрьму людей, в чем-либо провинившихся перед государством»6.
Деятельность подразделений полицейских солдат из рабов была настолько неотъемлемой частью афинского быта, что многочисленные упоминания о них можно обнаружить даже в пьесах Аристофана (вторая половина V в. до н.э.)7.
Однако созданная в период относительного благополучия афинского государства в первой половине V в. до н.э. полицейская служба рабов-скифов в более поздние времена практически не встречается. Государство вступило в полосу затяжного кризиса, экономических возможностей содержать дорогостоящую внутреннюю охрану становилось все меньше, впрочем, как и притока новых рабов.
В борьбе с общеуголовной преступностью подразделения афинской полиции и соответствующие должностные лица городского управления активно сотрудничали с коллегией одиннадцати, которой были подсудны дела разбойников, ночных и карманных воров и других особо опасных преступных элементов, а также заведовали тюрьмами и исполняли приговоры. Именно в их распоряжении находился отряд лучников-токсотов.
Несмотря на негативное отношение граждан Афин к полицейской службе как таковой, сами афинские граждане также вносили свою лепту в охрану общественного порядка: согласно древнему обычаю, застав преступника на месте преступления или уличенному в очевидном преступлении, любой афинянин мог схватить нарушителя и привести его в Совет к пританам. Примечательно и то, что в случае обнаружения гражданами явных нарушений публичных интересов афинского полиса (в сфере финансов, обеспечения города, торговли) любой из них мог подать иск в суд и по результатам дела рассчитывать на часть штрафа или конфискованного имущества. Такой поиск потенциальных нарушений в городе был широко распространен, и многие из афинян «профессионально» занимались доносами, сутяжничеством и откровенным шантажом.
Нередко это дело передавалось по наследству. Такие люди назывались сикофантами8.
Естественно, их деятельность вызывала недовольство горожан, так как зачастую была связана со злоупотреблениями, однако, не позволяя некоторым из них возвыситься над обществом из страха быть оговоренными, разоблаченными, являлась неким условием поддержания определенного уровня демократического равенства граждан. И хотя во все времена делались попытки если не искоренить, то хотя бы ограничить зло от их деятельности, справиться с сикофантами не удавалось. Даже при «Тирании Тридцати» (404—403 гг. до н.э.)9, во время которой многие из высокопоставленных и наиболее одиозных сикофантов были арестованы и казнены.
Своеобразно строилась система полицейских органов в Древней Спарте. В рамках государственных и социальных реформ Ликургом проведены значительные по своей важности мероприятия по борьбе с одними из самых распространенных видов преступлений — посягательствами на собственность граждан. Всю имеющуюся до него в государстве серебряную и золотую денежную массу он
6 Фролов Э.Д. Полицейская служба в демократическом полисе: скифы в Афинах // Парадоксы истории — парадоксы античности. СПб., 2004. С. 195—220.
7 Аристофан, древнегреческий комедиограф, «отец комедии» оставил нам несколько сцен, рисующих действия скифов-полицейских. В «Ахарнянах» (425 г. до н.э.) лучники (скифы) по приказу глашатая, в свою очередь выполнявшего волю пританов, прогоняют с собрания юродивого Амфитея, утверждавшего, что он принадлежит к сонму бессмертных и что боги поручили ему заключить мир со Спартой. Во «Всадниках» (424 г. до н.э.) колбасник Агоракрит рассказывает, как на заседании Совета пятисот пританы и лучники стащили с трибуны его соперника кожевника Клеона, который «молол вздор». В «Лисистрате» (411 г. до н.э.) пробул (член высокой государственной комиссии) с отрядом скифских лучников пытается пробиться в захваченный женщинами Акрополь. Он бранит лучников-ротозеев, знающих только одно, — «кабаки высматривать», он приказывает схватить предводительницу мятежных женщин Лисистрату и связать ее. Аристофан остроумно высмеивал примитивизм стражников, их грубость и низменность инстинктов, их постоянную готовность выместить на других обиду за свое собственное ущербное рабское положение (Фролов Э.Д. Указ. соч.).
8 Такое явление, как сикофантия, возникло в период запрета вывоза плодов смоковницы (инжира) из города. По распоряжению властей любой гражданин, указавший на нарушителя и выступавший в суде как «указатель смоковницы» — сикофант, мог рассчитывать на вознаграждение. С течением времени это название стало синонимом официального и профессионального доносчика и клеветника.
9 Греческую «Тиранию Тридцати» не следует путать с таким явлением из истории Древнего Рима, как «правление тридцати тиранов», которое связано с глубоким политическим кризисом в годы правления императора Галлиена (253—268 гг.) и попытками на этом фоне обретения провинциями самостоятельности.
- -Я. -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы теории государства и права
заменил металлическими монетами низкого стоимостного наполнения, зато такими же громоздкими по внешнему объему. Вследствие этого такие монеты ни украсть, ни спрятать стало невозможно.
В спартанском государстве вообще отсутствовала специальная система полицейских органов, но зато все государство веками было мобилизовано на выполнение одной единственной полицейской функции — подавление сопротивления населения покоренной страны и всемерное угнетение государственных рабов — илотов.
В ходе завоевания дорийскими племенами территорий Лаконики и Мессении в IX в. до н.э. они столкнулись с сопротивлением их коренных жителей — периеков, скиритов и илотов. Причем именно последние не только наиболее отчаянно сопротивлялись агрессорам, но и в дальнейшем не раз поднимали национальные восстания10, за что и были в конце концов в отличие от иных народов бывшей Лаконики лишены практически всех прав и превратились в государственных рабов. В лучшие времена общая численность покоренных спар-тиатами11 народов превышала 370 тыс. человек, из них более 200 тыс. илотов при числе самих спар-тиатов в 10 тыс. человек.
В землях периэков, покоренных народов, проживавших своими общинами внутри спартиат-ского полиса (статус доминиона) и занимавшихся в основном торговлей, мореплаванием, разными ремеслами, полицейский порядок поддерживался силами гармостов — особых военных чиновников.
В целях предотвращения малейших попыток недовольства на территориях Лаконии и Мессении периодически проводились специальные, или «плановые», карательные экспедиции. Наибольшую организацию получили полицейские акции устрашения в отношении илотов. Они назывались криптиями (греч. krupteia — засада или тайник).
Криптии или беспричинные массовые убийства рабов-илотов берут свое начало из многовековой борьбы покоренного дорийскими племенами народа. Первоначально это были вполне объяснимые военные действия по захвату новых территорий, а через века (примерно в VII в. до н.э.) превратились в четко отлаженный механизм угнетения и подавления рабов. К тому же криптии органично вписывались в воспитательный процесс юных спартиа-тов, из которых и формировались агелы (отряды)
для несения двулетней военно-полицейской службы, во время которой руководители воспитательным процессом (пайдономы), их помощники (бидии), а также надсмотрщики-кнутоносцы — ма-стигофоры делали из них будущих воинов. Отработка навыков определения подозрительных лиц, а следовательно, потенциальных врагов государства, их безжалостное уничтожение должно было приучить подрастающую молодежь к жизни в окружении ненавидящих их илотов, выносливости, хладнокровию, крайнему презрению к покоренному народу. Ксенофонт говорит о культивировавшейся специально подозрительности спартиа-тов, прошедших суровое и целенаправленное воспитание, когда они специально выискивали заговорщиков из числа собственных солдат-наемников и, определяя их по самым незначительным, но ярким признакам, не задумываясь, убивали12.
Молодые спартиаты нападали из засады на работавших в полях, шедших по дороге илотов и убивали наиболее выделявшихся из них. Плутарх описывал эти события так: «Вот как происходили криптии. Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днем они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах...». В криптиях, как, впрочем, и в военных походах, участвовали и девушки, которые должны были быть достойными хранительницами домашнего очага мужа-воина. «На всей земле для одних лишь спартанцев война оказывалась отдыхом от подготовки к ней» (Плутарх).
Илотам под страхом смерти запрещалось выходить ночью из дома. Они должны были носить вместо одежды звериные шкуры. Бесправность
10 Так, крупнейшее из подобных восстаний — так называемая Третья мессенская война (464 г. до н.э.), последние очаги которой были ликвидированы только через 10 лет.
11 Полноправными гражданами Спарты были только спартиаты, издревле гордо именовавшие себя гомеями (греч. — равными).
12 По свидетельству Фукидида, в 425 г. до н.э. за один раз были убиты более 2 тыс. рабов, официально объявленных свободными. Эта мера была предпринята для предупреждения появления среди рабов свободолюбивых, инициативных и способных к военному делу людей и своевременному устранению их. Отобранным илотам объявили о принятии их в армию на правах свободных людей, а затем втайне перебили всех. Эта мера должна была устрашить илотов за их попытку побега в оккупированный афинянами Пилос.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы теории государства и права
илотов доходила до того, что ежегодно они должны были безропотно выдерживать профилактические избиения палками. Более того, если в хозяйстве того или иного спартиата вдруг обнаруживался раб, выделявшийся своей физической силой, смекалкой, красотой, и выяснялось, что владелец не предпринял никаких мер для предотвращения этого, на него налагался ощутимый штраф. У илотов была едва ли не единственная сакральная гарантия личной безопасности — право убежища в храме Посейдона в Тенаре13.
Высший полицейский надзор за охраной установленного порядка, в том числе в отношении покоренного населения, осуществлялся ежегодно переизбиравшимися пятью эфорами, первоначально осуществлявшими контроль над деятельностью царей. Эфоры могли сместить любого царя и предать его суду. Они распределяли военную добычу, устанавливали налоги, проводили военные наборы, определяли систему воспитания молодых спартиатов и др. Именно эфоры устанавливали время очередной криптии. Ответственны они были исключительно перед своими преемниками.
Таким образом, в спартанском полисе еще в архаичные времена было создано и эффективно функционировало самое настоящее полицейское даже не государство, а общество с отлаженной государственной контрольно-надзорной системой и мощной репрессивной машиной. Вся деятельность социально-государственного механизма базировалась на особой идеологической платформе, суть которой была сформулирована Платоном: «Никто никогда не должен оставаться без начальника — ни
мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению: нет, всегда — и на войне и в мирное время — надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям. Даже в самых незначительных мелочах надо ими руководствоваться, например по первому его приказанию останавливаться на месте, идти вперед, приступать к упражнениям, умываться, питаться и пробуждаться ночью для несения охраны и для исполнения поручений... Словом, пусть человеческая душа приобретет навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей и даже не понимать, как это возможно. Пусть жизнь всех людей всегда будет возможно более сплоченной и общей. Упражняться в этом надо с самых ранних лет, и не только в военное, но и в мирное время. Надо начальствовать над другими и самому быть у них под началом. А безначалие должно быть изъято из жизни всех людей и даже животных, подвластных людям»14. Во время Тирании тридцати для проведения особой полицейской операции узурпаторы договорились с властями Спарты о присылке отряда спартиатов численностью в 700 человек во главе с гармостом Каллибием для устранения «дурных людей», т.е. политической оппозиции. Жертвами репрессий, по свидетельству Аристотеля, стало более 1,5 тыс. человек15.
13 Печатнова Л.Г. Формирование спартанского государства (VIII—VI вв. до н.э.). СПб., 1997.
14 Там же.
15 Владимирский М.Ю. Афинская олигархия. URL: http:// www.centant.pu.ru/aristeas/monogr/vladim_m/vlad_m10.htm.
История политических и правовых учений: учеб. пособие / под ред. Н.В. Михайловой, А.А. Опалевой, А.Ю. Олимпиева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 367 с.
Изложены основные политические и правовые теории Древнего мира, Средних веков, Возрождения, Нового и Новейшего времени, дан анализ представлений о власти, политике, праве в восточной, европейской, американской политико-правовой мысли. Большое внимание уделено истории политических и правовых учений в России, в том числе концепции государства и права в теории и практике ленинизма, политико-правовой мысли русского зарубежья.
Для студентов и аспирантов юридических вузов и факультетов, а также для всех тех, кто интересуется историей политических и правовых учений.