Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 (НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТЕТА ПОЛИТОЛОГИИ МГУ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА)'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 (НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТЕТА ПОЛИТОЛОГИИ МГУ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ДИГИТАЛИЗАЦИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / BLENDING LEARNING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыбряева Марина Васильевна

Распространение новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19) стало переломным моментом в высшей школе всего мира. Перед странами различных частей света встали вопросы реализации и организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий, акцентируя внимание на новых условиях получения высшего образования. Трансформация образовательного процесса раскрыла одну из главных и важных проблем современного общества - цифровое неравенство, которое влияет не только на качество высшего образования, но и на его доступность. Дигитализация образования ставит новые задачи перед государственной политикой. Проведение постоянных эмпирических исследований помогает актуализировать вопросы, с которыми сталкивается образовательный процесс, что даёт возможность для поиска их решений. В статье рассматривается организация политологического образования на факультете политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова с начала пандемии COVID-19 по настоящее время. Представлены результаты социологического опроса, проведённого осенью 2021 г. среди студентов факультета политологии разных уровней подготовки. Анализ полученных данных выявил основные проблемы дистанционного обучения, которые во многом влияют на качественные и количественные показатели политологического образования в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF POLITICAL SCIENCE EDUCATION DURING COVID-19 PANDEMIC: A CASE STUDY OF THE FACULTY OF POLITICAL SCIENCE, LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY

The spread of the new coronavirus infection (hereinafter referred to as COVID-19) has become a turning point in higher education system around the world. All countries had questions about realization and organization of studying process with using distance technologies and focusing on the new conditions for getting higher education. Transformation of the educational process has revealed one of the main and important problems in modern society - digital inequality, which impact not only on the quality of high education, but also its accessibility. The digitalization of education is sharping new objectives of state policy. Conducting constant empirical research actualize the issues that educational process meets. It helps to search for their solutions. The article is devoted to implementation of Political Science education at the Faculty of Political Science of Lomonosov Moscow State University from the beginning of the COVID-19 pandemic to present time. The research is based at the materials of sociological survey of students of the Faculty of Political Science which was conducted in autumn 2021. The analyze of results shows the main problems of the online learning which impact on the qualitative and quantitative indicators of political science education in modern Russia.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 (НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТЕТА ПОЛИТОЛОГИИ МГУ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА)»

Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 2 (71). С. 95-100.

THE CASPIAN REGION: Politics, Economics, Culture. 2022. Vol. 2 (71). P. 95-100.

Научная статья

УДК 378.4

doi: 10.54398/1818510Х_2022_2_95

Организация политологического образования в период пандемии COVID-19

(НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТЕТА ПОЛИТОЛОГИИ МГУ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА)

Цыбряева Марина Васильевна

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия

[email protected] https://orcid.org/0000-0002-9777-2597

Аннотация. Распространение новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19) стало переломным моментом в высшей школе всего мира. Перед странами различных частей света встали вопросы реализации и организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий, акцентируя внимание на новых условиях получения высшего образования. Трансформация образовательного процесса раскрыла одну из главных и важных проблем современного общества - цифровое неравенство, которое влияет не только на качество высшего образования, но и на его доступность. Дигитализация образования ставит новые задачи перед государственной политикой. Проведение постоянных эмпирических исследований помогает актуализировать вопросы, с которыми сталкивается образовательный процесс, что даёт возможность для поиска их решений. В статье рассматривается организация политологического образования на факультете политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова с начала пандемии COVID-19 по настоящее время. Представлены результаты социологического опроса, проведённого осенью 2021 г. среди студентов факультета политологии разных уровней подготовки. Анализ полученных данных выявил основные проблемы дистанционного обучения, которые во многом влияют на качественные и количественные показатели политологического образования в современной России.

Ключевые слова: политологическое образование, высшее образование, пандемия COVID-19, дистанционное обучение, цифровое неравенство, государственная политика, дигитализация, качество образования, blending learning, образовательный процесс

Благодарности: Исследование выполнено в рамках Программы развития междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».

Для цитирования: Цыбряева М. В. Организация политологического образования в период пандемии COVID-19 (на примере факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова) // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 2 (71). С. 95-100. https://doi.org/10.54398/1818510X_2022_2_95.

Это произведение публикуется по лицензии Creative Commons «Attpribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Organization of political science education during COVID-19 pandemic:

A CASE STUDY OF THE FACULTY OF POLITICAL SCIENCE, LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY Marina V. Tsybryaeva

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia [email protected] https://orcid.org/0000-0002-9777-2597

Abstract. The spread of the new coronavirus infection (hereinafter referred to as COVID-19) has become a turning point in higher education system around the world. All countries had questions about realization and organization of studying process with using distance technologies and focusing on the new conditions for getting higher education. Transformation of the educational process has revealed one of the main and important problems in modern society - digital inequality, which impact not only on the quality of high education, but also its accessibility. The digitalization of education is sharping new objectives of state policy. Conducting constant empirical research actualize the issues that educational process meets. It helps to search for their solutions. The article is devoted to implementation of Political Science education at the Faculty of Political Science of Lomonosov Moscow State University from the beginning of the COVID-19 pandemic to present time. The research is based at the materials of sociological survey of students of the Faculty of Political Science which was conducted in autumn 2021. The analyze of results shows the main problems of the online learning which impact on the qualitative and quantitative indicators of political science education in modern Russia.

Keywords: political science education, high education, COVID-19 pandemic, online learning, digital inequality, state policy, digitalization, quality of education, blending learning, educational process

Acknowledgments: The research has been done within the framework in the Program of the development interdisciplinary scientific and educational school of Moscow State University "Preservation of world cultural and historical heritage".

© Цыбряева М. В., 2022

For citation: Tsybryaeva, M. V. Organization of political science education during COVID-19 pandemic: a case study of the faculty of political science, Lomonosov Moscow State University. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture]. 2022, no. 2 (71), pp. 95-100. https://doi.org/10.54398/1818510X_2022_2_95.

© CD

This work is licensed under a Creative Commons Attpribution 4.0 International License.

Введение

Цифровизация образования и онлайн-обучение по-разному оценивались и внедрялись в национальные системы высшего образования [1, с. 3170-3172]. Проблема цифрового неравенства породила большое количество дискуссий, а, начиная с марта 2020 г., в связи с распространением COVID-19 стала важной темой для обсуждения [5, с. 145-147; 10, с. 19] и находится в центре внимания международных организаций [12].

С введением повсеместных локдаунов вузам необходимо было продолжать осуществлять образовательный процесс и готовить мобильных специалистов, способных адаптироваться в своей будущей профессиональной деятельности к различным вызовам времени [8, c. 108], но делать это было крайне непросто.

Переход к дистанционному обучению сразу показал цифровую дифференциацию образовательных учреждений, преподавателей и студентов [9, с. 75]. Это выражалось в проблемах технического оснащения, отсутствием специальных онлайн-платформ для проведения занятий, нестабильностью интернет-соединения, цифровой некомпетентностью, что привело к трудностям не только в процессе обучения, но и в доступности получения образовательных услуг.

Вновь ярко обозначилась проблема нетократической элиты, но уже на новой цифровой основе. «Неравное цифровое участие» создаёт новые политические вызовы, связанные с иерархизацией доступа к информации и цифровым платформам [2, с. 273-274], что способствует снижению доверия к институту образования в целом. Более того, дигитализация углубляет уже существующее неравенство, в особенности из-за ограниченности доступа к её возможностям уязвимых социальных групп [3, с. 165]. С увеличением темпа и интенсивности трансформаций необходимы будут новые гибкие механизмы, с помощью которых можно будет направлять изменения в позитивное русло, способствовать реализации Целей устойчивого развития ООН до 2030 г. и минимизировать (порой непредвиденные) негативные последствия развития технологий [11]. В свою очередь, Генеральный секретарь ООН А. Гуттериш [4] акцентирует внимание на общечеловеческой угрозе - «тёмная сторона цифрового мира».

Между тем качественное высшее образование является преимуществом на рынке труда и залогом процветания экономики любой страны. Поэтому с начала пандемии COVID-19 перед государственной политикой встала задача регулирования и развития цифровизации образования.

Так, Программа фундаментальных научных исследований Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 гг.) содержит в себе перечень приоритетных направлений развития образования в РФ с применением современных электронных образовательных технологий [6]. В частности, особое внимание предлагается уделить поиску возможностей повышения эффективности традиционных и дистанционных образовательных технологий. Цифровая трансформация вузов также находится под пристальным вниманием Министерства науки и высшего образования РФ [7].

Со стороны локальных исследовательских проектов постоянно проводится мониторинг акторов образовательной деятельности, что помогает показать влияние онлайн-обучения на различные стороны и направления системы высшего образования и на отношение субъектов образовательного процесса к происходящим изменениям. В настоящей статье это будет рассмотрено на примере реализации и организации политологического образования в МГУ имени М. В. Ломоносова в период пандемии COVID-19.

C усилившимися процессами политизации современного общества необходимо объективное объяснение связанных друг с другом многогранных и противоречивых на этом фоне событий. Но это возможно только при наличии высококвалифицированных специалистов в этой области. Политологическое образование является востребованным направлением в современной России. Государство стимулирует развитие приоритетных исследований этой области и привлекает к этому преподавателей и студентов: проводятся конкурсы политологов, выделяются гранты РФФИ-ЭИСИ, организовываются форумы Диго-рия, Siberia, «Территория смыслов» и др. Поэтому в целях выявления качественных и количественных изменений в реализации политологического образования с использованием дистанционных технологий в октябре 2021 г. было проведено социологическое исследование среди студентов факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Опрос проходил анонимно.

Основная часть

В опросе приняли участие 167 студентов двух уровней подготовки, поступившие в МГУ с 2016 по 2021 г., среди которых было также два выпускных курса - 2020 и 2021 гг., что показано в таблице 1.

Таблица 1 - Распределение студентов по годам поступления

Год поступления1 Общее кол-во студентов2 Кол-во опрошенных Доля от общего кол-ва опрошенных, %

2016 77 29 38

2017 75 23 31

2018 161 30 18

2019 161 37 23

2020 138 22 16

2021 152 26 17

К моменту проведения исследования уже все студенты имели опыт дистанционного и смешанного формата обучения, что во многом помогает сделать наиболее качественные выводы.

В ответе на вопрос: «Был ли у вас опыт онлайн-обучения до марта 2020 г.?», 69,3 % респондентов ответили об его отсутствии, а 30,7 % указали, что имели такую практику. Таким образом, только треть опрошенных имела представление об обучении с использованием электронных технологий.

При переходе к дистанционному формату обучения весной 2020 г. студенты указали большой спектр проблем разного характера, с которыми они столкнулись: плохое интернет-соединение (дома, в общежитии), нагрузка со стороны преподавателей в виде большого количества материала, предоставленного на самостоятельное освоение, и подготовку домашнего задания; освоение новых онлайн-платформ, техническое оснащение, отсутствие интереса к новому формату, постоянное времяпрепровождение перед компьютером, коммуникационные проблемы, малоподвижный образ жизни и др. При этом 22,8 % указали на отсутствие каких-либо сложностей при переходе к новому формату освоения образовательной программы.

Для 69,3 % студентов главной проблемой онлайн-обучения является отсутствие «живого» общения с преподавателями и однокурсниками: «нет прямого контакта с преподавателем, нет атмосферы, нет духа знаний и любимых стен университета»; «отсутствие постоянной прямой коммуникации с профессорско-преподавательским составом», «отсутствие очных консультаций». Это ведёт к проблеме социализации и интеграции (особенно для первокурсников) с университетской средой, что является одной из особенностей студенческой жизни, а это в совокупности ведёт, по мнению опрошенных (38 %), к «трудностям в мотивации и интересу к обучению, вследствие отсутствия общения и живого фидбэка». Также уязвимым местом дистанционного обучения является наличие плохого интернета, о чём свидетельствуют 39,2 % студентов.

При освоении материала больше всего трудностей возникло со следующими дисциплинами: «Государственная политика и управление» - у 12,7 % опрошенных, «История социально-политических учений» - у 9 %, «Политический анализ и прогнозирование» - 9 %. В магистратуре были проблемы с курсом «Методология политических исследований» - 4,2 % человек. Также среди предметов студенты указывали на такие дисциплины, как «Теория политики», «Политический менеджмент», «Мировая политика и международные отношения». Некоторые студенты выделили «Английский язык», указывая на то, что «пропадает чувство иной языковой среды, которая возбуждает лишний раз мыслить и выражать даже небольшие замечания на изучаемом языке». У 36,1 % студентов никаких трудностей не возникло.

Респонденты высоко оценивают организацию лекционных и семинарских занятий на факультете политологии: баллы 4 и 5 поставили 80 % опрошенных. Что касается проведения практических занятий, то здесь мнения разделились: на 5 баллов оценивают 28,3 % опрошенных, на 4 балла - 25,3 %, 3 балла - 25,9 %. При этом 9 % опрошенных поставили самый низкий балл, а 11,5 % - оценку 2.

Выпускники положительно характеризуют подготовку и проведение факультетом политологии ГИА и промежуточной аттестации. «Поначалу было не очень понятно, как всё будет проходить. Непривычный формат и стресс из-за него. Но руководство факультета сделало для нас онлайн-встречи с ответами на вопросы и назначило кураторов, поэтому проблемы вскоре разрешились», - пишет один из студентов, но, в целом, многие столкнулись с рядом трудностей.

Одной из главных проблем выпуска 2021 г. стало проведение очной сдачи государственных экзаменов и защиты выпускных работ: «Государственные экзамены были очно, хотя полтора года обучения проходили в дистанционном формате. Это было дополнительным испытанием и неожиданностью». «Основная трудность состояла в том, что все занятия были в дистанционном формате, а ГИА очно, соответственно тяжёло было резко перестроиться». Можно предположить, что это отразилось на количестве дипломов «с отличием».

1 2018-2021 г.п. суммарно учитывают два уровня подготовки - бакалавриат и магистратуру.

2 Данные приведены по количеству выпускников 2020 и 2021 гг. и по количеству учащихся по направлениям 41.04.04 и 41.04.04 «Политология» на октябрь 2021 г.

В таблице 2 отражены: общее число выпускников за 2017-2021 гг., дипломы «с отличием» и процентное соотношение дипломов «с отличием» на общее количество выпускников. Сравнивая эти показатели, можно сказать, что до дистанционного формата обучения в процентном соотношении количество «красных» дипломов было больше (30 %), а к выпуску 2021 г. оно снизилось до 25 %, хотя количество выпускников за последние 2 года было больше, чем в 2018-2019 гг. Во многом это связано с психологическим состоянием выпускников, о чём они неоднократно говорили, и влияние формата обучения на качество подготовки за последние два года: «Полтора года из двух лет обучения в магистратуре проходили в дистанционном формате, а ГИА проходила в очном режиме. Требования к выпускникам были такие же, как в доковидное время к государственным экзаменам, что нельзя сказать о запросах со стороны преподавателей к студентам в течение семестра».

Таблица 2 - Количество дипломов «с отличием» за последние пять лет (2017-2021 гг. выпуска)

Год выпуска Кол-во выпускников Кол-во дипломов «с отличием» Дипломов «с отличием» от общего кол-ва выпускников, %

2017 157 52 33

2018 133 50 38

2019 128 41 32

2020 162 46 28

2021 160 40 25

Сами респонденты обратили внимание на качественные изменения в рамках получения политологического образования в условиях онлайн-обучения: «у основной массы студентов уменьшается мотивация при онлайн-формате. Я оцениваю дистанционный формат как полностью отрицательный и почти уверена, что он серьёзно ухудшает уровень подготовки будущих политологов». «Это связано с двумя субъектами этой системы: преподавателем и студентом. Отношение первых во многом сводится к "ослаблению" требований к последним, а студенты не могут сконцентрировать своё внимание на материале, который они получают по ту сторону экрана, в связи с рядом "расслабляющих" факторов, что приводит к снижению качества образования».

Оценивая перспективы модели blending learning (смешанное обучение) в рамках реализации политологического образования, 73 % респондентов видят в нём перспективы на будущее: «она позволит сохранить преимущества очного обучения: живое общение между группой, преподавателем и студентами, а также онлайн-обучения: более комфортное психологическое состояние и сосредоточенность. Также такой формат занятий позволит студентам уделять больше времени на саморазвитие в карьерном и ином плане». Большинство считает такой формат успешным и результативным при чтении лекционных курсов в онлайн-режиме и проведении семинарских и практических занятий в очном формате. 27 % имеют иную точку зрению, которая сводится к тому, что «смешанное обучение, возможно, имеет перспективу, но нужно чётко понимать, что преподаватель, живое общение -главные в цепи получения образования. Наилучшее взаимодействие возможно только при офлайн -обучении, на мой взгляд».

Выводы

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

• При переходе к онлайн-обучению на факультете политологии МГУ имени М. В. Ломоносова в марте 2020 г. участники учебного процесса столкнулись с рядом технических трудностей и сложной адаптацией к новому формату обучения, вызванного цифровым неравенством. Это также свидетельствует о приоритете традиционного образовательного процесса в Московском университете над дистанционным и предрасположенностью к этому самих студентов.

• Главной проблемой обучения с использованием электронных технологий является отсутствие очной коммуникации как с преподавателями, так и с однокурсниками. По мнению самих респондентов, это ведёт к снижению интереса к образовательному процессу, отсутствием мотивации к получению образования, к сложностям в усвоении больших объёмов информации и, как следствие, к серьёзным деформациям политологического образования.

• Большинство студентов видят будущее в модели blending learning (смешанное обучение) для политологического образования. По их мнению, синтез классических семинаров с чтением лекционных курсов в онлайн-формате будет эффективным, востребованным, гибким вариантом получения образования.

Список литературы

1. Абрамова, М. А. Цифровизация образования в условиях цифрового неравенства / М. А. Абрамова, М. Фар-ника // Профессиональное образование в современном мире. - 2019. - Т. 9, № 4. - С. 3167-3175. -DOI: 10.15372/PEMW20190403.

2. Бронников, И. А. Самоорганизация граждан в эпоху цифровых коммуникаций / И. А. Бронников // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2020. - Т. 13, №. 2. - С. 269-285. - DOI: 10.23932/25420240-2020-13-2-14.

3. Волченко, О. В. Динамика цифрового неравенства в России / О. В. Волченко // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2016. - № 5. - С. 162-181. - DOI: 10.14515/monitoring.2016.5.10.

4. Генсек ООН назвал четыре угрожающих миру «всадника Апокалипсиса». - 22 января 2020 г. - URL: https://ria.ru/20200122/1563758442.html (дата обращения: 30.11.2021).

5. Комлева, В. В. Доступность и качество высшего образования в условиях COVID-19: правительственные усилия в расчете на будущее / В. В. Комлева // Вопросы управления. - 2021. - № 1. - С. 144-155. - DOI: 10.22394/2304-3369-2021 -1-144-155.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 3684-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (20212030 гг.)». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373604/42978d897ca72be7fc7ce3506e822feb 17537699/ (дата обращения: 27.11.2021).

7. Страны БРИКС поддержали развитие цифровизации систем образования. - 7 июля 2021 г. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=36450 (дата обращения: 27.11.2021).

8. Шабров, О. Ф. Образование - концентрированное выражение политики / О. Ф. Шабров // Проблемный анализ и государственное управленческое проектирование: политология, экономика, право. - 2013. - № 1. - С. 106-109.

9. Штыхно, Д. А. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски / Д. А. Штыхно, Л. В. Константинова, Н. Н. Гагиев // Открытое образование. - 2020. - Т. 24, № 5. - С. 72-81. -DOI: 10.21686/1818-4243-2020-5-72-81.

10. Crawford, J. COVID-19: 20 countries' higher education intra-period digital pedagogy responses / J. Crawford, K. Butler-Henderson, J. Rudolph, & M. Glowatz // Journal of Applied Learning & Teaching. - 2020. - Vol. 3, № 1. - P. 1-20. -DOI: 10.37074/jalt.2020.3.1.7.

11. High-level Panel on Digital Cooperation. - 11.06.2020. - URL: https://www.un.org/en/pdfs/DigitalCooperation-report-for%20web.pdf (дата обращения: 29.11.2021).

12. UNESCO COVID-19 Education Response. COVID-19: reopening and reimagining universities, survey on higher education through the UNESCO National Commissions. - 2021 - URL: https://unesdoc.unesco.org/arkY48223/pf0000378174 (дата обращения: 17.10.2021).

References

1. Abramova, M. A., Farnika, M. Tsyfrovizatsiya obrazovaniya v usloviyakh tsyfrovogo neravenstva [Digitalization of education in the context of digital inequality]. Professionalnoe obrazovanie v sovremennom mire [Professional education in modern world]. 2019, vol. 9, no. 4, pp. 3167-3175. DOI: 10.15372/PEMW20190403.

2. Bronnikov, I. A. Samoorganizatsiya grazhdan v epokhu tsyfrovikh kommunikatsiy [Self-organization of citizens in the age of digital communications]. Konturi globalnykh transformatsiy: politika, ekonomika, pravo [Outlines of global transformation: politics, economics, law]. 2020, vol. 13, no. 2, pp. 269-285. DOI: 10.23932/2542-0240-2020-13-2-14.

3. Volchenko, O. V. Dinamika tsyfrovogo neravenstva v Rossii [Dynamics of digital inequality in Russia]. Monitoring obschestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial'nie peremeny [Monitoring of public opinion: economic and social changes]. 2016, no. 5, pp. 163-182. DOI: 10.14515/monitoring.2016.5.10.

4. Gensek OON nazval chetyre ugrozhayuschikh miru "vsadnika Apokalipsisa" [UN Secretary General named four "horseman of Apocalypse threatening to the world]. Available at: https://ria.ru/20200122/1563758442.html/ (Accessed: 30.11.2021).

5. Komleva, V. V. Dostupnost i kachestvo vysshego obrazovaniya v usloviyakh COVID-19: pravitelstvennye usiliya v raschete na buduschee [Accessibility and quality of high education under the COVID-19 pandemic: governmental efforts with an eye to the future]. Voprosy upravleniya [Management issues]. 2021, no. 1, pp. 144-155. DOI: 10.22394/2304-3369-2021 -1 -144-155.

6. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 31 dekabrya 2020 № 3684-r "Ob utverzhdenii Programmy fundamentalnykh nauchnykh issledovaniy v Rossiyskoy Federatsii na dolgosrochniy period (2021-2030) [Decree of Russian Federation's Government of December 31, 2020 No 3684-r "About the approval of the Program at fundamental scientific research in the Russian federation for the long term (2021-2030)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373604/42978d897ca72be7fc7ce3506e822feb17537699/ (accessed: 27.11.2021).

7. Strany BRIKS podderzhali razvitie tsifrovizatsii system obrazovaniya [BRICS countries supported the development of digitalization of education system]. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=36450/ (accessed: 27.11.2021).

8. Shabrov, O. F. Obrazovanie - kontsentrirovannoe virazhenie politiki [Education is a concentrated expression of politics]. Problemniy analiz i gosudarstvennoe upravlencheskoe proektirovanie: politologiya, ekonomika, pravo [Problem analysis and state management design: political science, economics, law]. 2013, no. 1, pp. 106-109.

9. Shtykhno, D. A., Konstantinova, L. V., Galiev, N. N. Perekhod vuzov v distantsionnyi rezhim v period pandemii: problem i vozmozhnye riski [Transition of universities to distance mode during the pandemic: problems possible risks]. Otkrytoe obrazovanie [Open education], 2020, vol. 24, no. 5, pp. 72-81. DOI: 10.21686/1818-4243-2020-5-72-81.

10. Crawford, J., Butler-Henderson, K., Rudolph, J., & Glowatz, M. COVID-19: 20 countries' higher education intra-period digital pedagogy responses. Journal of Applied Learning & Teaching. 2020, vol. 3, no. 1, pp. 1-20. DOI: 10.37074/jalt.2020.3.1.7.

11. High-level Panel on Digital Cooperation. Official website of the United Nations. 11 June 2020. Available at: https://www.un.org/en/pdfs/DigitalCooperation-report-for%20web.pdf/ (accessed: 29.11.2021).

12. UNESCO COVID-19 Education Response. COVID-19: reopening and reimagining universities, survey on higher education through the UNESCO National Commissions. UNESDOC Digital Library. 2021. Available at: https://unesdoc.unesco.org/arkV48223/pf0000378174/ (accessed: 17.10.2021).

Информация об авторе

Цыбряева М. В. - аспирант.

Information about the author Tsybryaeva M. V. - postgraduate student.

Статья поступила в редакцию 13.12.2021; одобрена после рецензирования 02.03.2022; принята к публикации 28.03.2022.

The article was submitted 13.12.2021; approved after reviewing 02.03.2022; accepted for publication 28.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.