Ростов Николай Дмитриевич
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДБОРА ВОЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НАРКОМПРОСА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В статье на основе широкого круга источников рассматривается организация подбора военных руководителей для учебных заведений Наркомпроса в Алтайском крае в годы Великой Отечественной войны. Показываются формы и методы работы, использовавшиеся отделами народного образования и военными комиссариатами в целях совершенствования военных знаний, общеобразовательного уровня и учебно-методических навыков военных руководителей. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/9/40.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 9(83) C. 153-156. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/9/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
3. Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний, по общему учреждению управляемых: Указ Императора от 25 декабря 1862 г. // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1862. Собрание II. Т. XXXVII. Ч. 2. № 39087.
4. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф. 76. Оп. 1.
5. ГАУО. Ф. 76. Оп. 4.
6. Зайончковский П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М.: Мысль, 1978. 288 с.
7. Инструкция околоточным надзирателям. СПб., 1867. 300 с.
8. Мулукаев Р. С. Общеуголовная полиция в дореволюционной России. М.: РИО Акад. МВД СССР, 1979. 27 с.
9. Нарбутов Р. В. Полиция Российской империи (1862-1917 гг.): историко-правовой аспект: дисс. ... к.ю.н. М., 1992. 224 с.
10. Об организации сыскной части: Закон от 6 июля 1908 г. // ПСЗРИ. СПб.: Государственная типография, 1911. Отделение I. Т. XXVIII. № 30672.
11. Об усилении полиции в 50 губерниях империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов: Постановление Совета министров от 30 октября 1916 г. // Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1916. № 307. Ст. 2426.
12. Реент Ю. А. Общая и политическая полиция России (1900-1917 гг.). Рязань: Узорочье, 2001. 284 с.
13. Рыжов Д. С. Борьба полиции России с профессиональной преступностью в 1866-1917 гг.: дисс. ... к.ю.н. М., 2000. 194 с.
14. Тушемилов Н. В. Организация и деятельность полиции России в XIX - начале ХХ в. в документах Полного собрания законов Российской империи // Власть. 2010. № 5. С. 135-138.
15. Устав благочиния, или полицейский: Указ Императрицы от 8 апреля 1872 г. // ПСЗРИ. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. Собрание I. Т. XXI. № 15379.
16. Харитонов И. К., Яшин В. Н. Исторические предпосылки формирования полиции в современной России // Общество и право. 2016. № 2 (56). С. 39-42.
17. Шинджикашвили Д. И. Сыскная полиция царской России в период империализма. Омск, 1973. 67 с.
EVOLUTION OF LAW-ENFORCEMENT POLICE IN EUROPEAN RUSSIA TOWNS IN THE SECOND HALF OF THE XIX - AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY (BY THE EXAMPLE OF SIMBIRSK PROVINCE)
Romanova Anna Valer'evna
Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov [email protected]
The article examines the problem of organizing law-enforcement police forces in the towns of the Russian Empire in the second half of the XIX - at the beginning of the XX century. In this connection the author analyzes the process of the structure evolution and different factors determining these changes. The study identifies a number of development stages, analyzes their content, and considers regional specificity. The researcher argues that over the mentioned period the structure of law-enforcement police forces became more complicated, which was conditioned by contradictory processes that occurred in the Russian society.
Key words and phrases: Russian state; police; law-enforcement (general) police; municipal police; municipal police department; chief of municipal police; police station; superintendent of police station; police ward; warder.
УДК 94(470)"1941/1945" Исторические науки и археология
В статье на основе широкого круга источников рассматривается организация подбора военных руководителей для учебных заведений Наркомпроса в Алтайском крае в годы Великой Отечественной войны. Показываются формы и методы работы, использовавшиеся отделами народного образования и военными комиссариатами в целях совершенствования военных знаний, общеобразовательного уровня и учебно-методических навыков военных руководителей.
Ключевые слова и фразы: Великая Отечественная война; учащаяся молодёжь; Сибирский военный округ; Алтайский край; военные комиссариаты; отделы народного образования.
Ростов Николай Дмитриевич, д.и.н.
Алтайский государственный технический университет имени И. И. Ползунова, г. Барнаул ndгostov@mail. ги
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДБОРА ВОЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НАРКОМПРОСА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Публикация подготовлена при совместной финансовой поддержке РФФИ и Администрации Алтайского края в рамках реализации проекта «Историческое развитие Алтая в контексте общегосударственных и религиозных процессовXVIII- началаXXI в.» (грант № 17-11-22006).
Военное обучение учащейся молодежи в годы Великой Отечественной войны имело исключительно большое значение для подготовки волевых, физически крепких и подготовленных в военном отношении будущих защитников Отечества. В соответствии с постановлением ГКО № 690 от 17 сентября 1941 г. «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» и телеграммой Главвсевобуча СССР от 5 октября 1941 г. учащиеся учебных заведений 110-часовую программу всевобуча проходили в учебных заведениях [7, д. 8, л. 1]. Общее руководство военным обучением учащихся возлагалось на Главвсевобуч Наркомата
обороны СССР и Наркомат просвещения РСФСР. В Управлении СибВО (Сибирский военный округ) и Алтайском крайвоенкомате были сформированы отделы всевобуча. Непосредственное руководство военным обучением учащихся возлагалось на инспекторский состав всевобуча горрайвоенкоматов и отделы народного образования [6, д. 6152, л. 80]. Учебно-методическое обеспечение учащихся возлагалось на Наркомат просвещения РСФСР [5, д. 677, л. 8]. На 1 декабря 1941 г. к военному обучению в Алтайском крае было привлечено 826 студентов вузов, 3267 студентов техникумов и 16413 учащихся школ [7, д. 8, л. 13, 20].
Тяжёлые потери Красной Армии в 1941-1942 гг. потребовали от руководства СССР и Наркомата обороны начать призыв допризывной молодёжи. В декабре 1941 г. по указанию штаба СибВО в Алтайском крае был проведён досрочный призыв призывников 1923 г.р. На 20 сентября 1942 г. в Алтайском крае было призвано и направлено в войска 66053 призывника 1922-1924 г.р. В 1943 г. с призывом юношей 1925 и 1926 г.р. призывной возраст был снижен до 17 лет [4, д. 4, л. 55, 56]. Увеличение числа допризывной молодёжи в структуре призывных ресурсов потребовало совершенствования системы военного обучения учащихся.
Постановлением СНК СССР № 1729 от 24 октября 1942 г. «О начальной и допризывной подготовке учащихся 5-10 классов неполных средних и средних школ и техникумов» были утверждены «Положение о начальной и допризывной военной подготовке» и «Программа начальной и допризывной подготовки учащихся 5-10 классов неполных средних и средних школ и техникумов». В соответствии с постановлением СНК СССР № 1730 от 24 октября 1942 г. «О военно-физической подготовке учащихся начальных и 1-4 классов неполных средних и средних школ» с 1942-1943 учебного года в указанных учебно-образовательных учреждениях вводилась военно-физическая подготовка [6, д. 6153, л. 19]. Программа военной подготовки учащейся молодёжи утверждалась Наркоматом обороны. Общее количество часов на военную подготовку учащихся было увеличено и составило в учебном году: для 1-2 классов - 33 часа, 3-4 классов - 66 часов, 5-7 классов - 99 часов, 8-9 классов - 132 часа, 10 классов - 165 часов. Кроме того, для юношей 8-9 классов отводилось 120 часов для прохождения программы лагерного сбора [7, д. 210, л. 50]. В 1942-1943 учебном году в 43 учебных заведениях г. Барнаула обучалось 18956 учащихся, из них к военному обучению в школах было привлечено 12037 чел. В Наркомпросах союзных и автономных республик были введены должности заместителей наркомов по военному обучению, а в областных и краевых отделах народного образования -должности заместителей заведующих по военному обучению [3, д. 240, л. 18]. На должность заместителя заведующего краевым отделом народного образования был назначен кадровый офицер капитан Л. В. Гриша-нов [7, д. 266, л. 42]. Непосредственное руководство военным обучением учащихся возлагалось на отделы инспектирования военной подготовки учащихся гражданских учебных заведений в Управлении СибВО и Алтайском крайвоенкомате, в горрайвоенкоматах - на инструкторов по военной подготовке учащихся [6, д. 6152, л. 80].
Подбор военных руководителей, повышение их общеобразовательного и методического уровня явились одной из сложнейших задач партийных, государственных и военных органов управления. Для всех типов школ и педучилищ Алтайского края требовалось подобрать 3449 военных руководителей и 4156 преподавателей военного дела [Там же, д. 6163, л. 111]. Работа по подбору военных руководителей значительно осложнялась массовым призывом в ряды Красной Армии. К началу 1942 г. на укомплектование новых воинских формирований военными комиссариатами Алтайского края было направлено военнослужащих запаса 197 841 чел. [1, с. 10]. Вследствие этого в учебных заведениях Алтайского края наблюдались большой некомплект и текучесть кадров военных руководителей. Это серьезно тормозило накопление и обобщение опыта военного обучения учащихся. Вновь назначаемые опыта этой работы не имели, и всё приходилось начинать сначала [6, д. 6177, л. 146]. На 1 сентября 1941 г. укомплектованность школ Алтайского края военными руководителями составляла 80-90%, в октябре-ноябре 1941 г. - только 60% от потребности [Там же, д. 6158, л. 18]. В ряде вузов военное дело вели преподаватели других дисциплин по совместительству, а в Московском пединституте в г. Ойрот-Туре военное дело вел свой же студент последнего курса. В техникумах, им равных и средних школах из 160 военных руководителей старший комсостав составлял 7 чел., средний - 52 чел., младший - 58 чел., не имели воинских званий - 43 чел. [2, д. 245, л. 39].
В Алтайском крае, как и в других регионах Сибири, развернулась работа по подготовке военных руководителей из числа женщин. Насколько серьёзным был вопрос поиска кандидатов на должности военных руководителей учебных заведений, свидетельствует доклад заместителя начальника 2 отдела Главвсевобуча А. А. Бусяц-кого. Исходя из потребности набора 7000 военных руководителей, он считал необходимым дать указания обл-крайвоенкоматам о подборе на должности военных руководителей среднего и младшего командного состава и даже из рядового состава со средним образованием, с обязательным проведением для кандидатов 15-дневных учебно-методических сборов [7, д. 46, л. 17].
Основным источником пополнения кадров военных руководителей явились командиры запаса, еще не призванные в Красную Армию, и командиры - участники войны по ранению или болезни. На должности военных руководителей в начальных школах назначались лица среднего и младшего командного состава запаса, получившие подготовку для занятий со школьниками, и учителя, прошедшие военное обучение для проведения занятий со школьниками по военно-физической подготовке. Многие военные руководители неполных средних школ назначались из числа преподавателей физической культуры, прошедших военные сборы. В малокомплектных начальных школах, как правило, по совместительству из учителей 1-4 классов, имеющих педагогическое образование и прошедших факультативные курсы физической культуры в педучилищах. Большинство из них были женщины [6, д. 6153, л. 19]. Подбор военных руководителей из числа женщин, в том числе по совместительству, был вынужденной мерой. Многие фронтовики, уволенные по ранению, имели в большинстве физические недостатки и являлись инвалидами Отечественной войны [Там же, д. 6157, л. 5].
На 1 февраля 1943 г. из необходимых 3605 военных руководителей было подобрано только 2817 чел.: из учителей - 1904, младший начсостав - 591, средний комсостав - 321, старший комсостав - 1 [Там же, д. 6163, л. 111 об.]. На 2 февраля 1943 г. не было укомплектовано 639 должностей военных руководителей школ, в том числе 79 преподавателей военного дела. Причинами неукомплектования являлось то, что в свыше 500 начальных школах с количеством учащихся 16-25 чел. учителями работали женщины в возрасте старше 30 лет, не имеющие военной подготовки. На 20 марта 1943 г. военными руководителями в Алтайском крае работало 3066 чел., в том числе 1982 - из учителей и 1084 - из военнослужащих запаса [Там же, л. 114]. В целях закрепления военных руководителей в учебных заведениях время службы на должностях командного и начальствующего состава Красной Армии и Военно-морского флота, а также на должностях преподавателей учебных заведений было разрешено включать в стаж педагогической работы, зарплата военных руководителей производилась по ставкам для учителей [Там же, д. 6153, л. 21].
Значительное число военных руководителей и преподавателей военного дела в Алтайском крае были подобраны из учителей, в том числе женщин, не имеющих достаточного военного образования. С другой стороны, в составе военных руководителей имелось большое число младших командиров и рядового состава запаса и лиц, не служивших в армии (из числа преподавателей физкультуры и общеобразовательных предметов), имеющих низкую общеобразовательную подготовку и небольшой педагогический стаж. Для большинства из них были характерны слабая теоретическая подготовка и методическая квалификация, «бедный, сухой протяжный стиль речи, низкая культура речи, низкая требовательность, формальная подготовка к занятиям или вообще ее отсутствие» [Там же, д. 2638, л. 40].
В 1943 г. в Алтайском крае руководители городских и районных отделов народного образования уделяли недостаточное внимание организации военного обучения. Не имели минимальной военной подготовки. К тому же большая их часть находилась в командировках (хлебозаготовка, посевная и т.д.) [Там же, д. 6163, л. 78]. Многие руководители школ, контролируя занятия по военной подготовке, не обращали достаточного внимания на качество преподавания из-за своей неподготовленности [Там же, д. 6160, л. 2]. Расписания занятий по военному делу составлялись не по форме, данной отделом народного образования, и не утверждались директорами школ. Конспекты военных руководителей не проверялись и не утверждались. Отдельные руководители выходили на занятия без конспектов. Так, военный руководитель 105-й железнодорожной школы г. Барнаула лейтенант Зайцев ни разу за 3 месяца работы не составлял конспектов, и директор на это не обратил внимания [4, д. 14, л. 174].
В целях повышения квалификации военных руководителей использовались разнообразные формы и методы работы. В 1941-1942 учебном году проводились 6-дневные семинары и учебно-методические сборы военных руководителей по 110-часовой программе всевобуча [6, д. 6158, л. 19]. Действенной формой повышения профессиональных знаний и методического мастерства военных руководителей явились летние лагерные военные сборы. Впервые проведенные в июне-июле 1942 г., они стали ежегодными [7, д. 73, л. 420]. В целях повышения методических навыков военных руководителей в Алтайском крае широко практиковались проведение открытых уроков, посещение военными руководителями уроков учителей общеобразовательных предметов и учителями уроков по военной подготовке. В большинстве школ края военные руководители проводили занятия с учителями по изучению военного дела и учителя с военными руководителями -по общеобразовательным предметам. Повышению уровня военных знаний и методических навыков военных руководителей способствовала и командирская подготовка. Она проводилась 1 день в неделю в городах и 2 дня в месяц - в сельской местности [6, д. 6163, л. 80].
По постановлению СНК РСФСР № 592 от 17 июня 1943 г. с 20 августа по 5 сентября 1943 г. по районам Алтайского края состоялись учебно-методические сборы, на которые было привлечено 80,1% военных руководителей и преподавателей военного дела. Сборы ставили задачу повысить методическую квалификацию военруков, научить их организации и проведению уроков с учащимися, правильно планировать учебные занятия, проводить воспитательную и массовую военно-спортивную работу в школе [Там же, д. 6158, л. 6, 9]. В период зимних каникул для военных руководителей были организованы 5-дневные учебно-методические семинары [Там же, д. 6186, л. 4]. В июле 1944 г. были проведены 15-дневные учебно-методические лагерные сборы, на которые были привлечено 839 военных руководителей. Кроме этого, 257 человек из этой категории были привлечены в лагеря учащихся старших классов в качестве командиров подразделений [2, д. 614, л. 22].
Постановлением СНК РСФСР № 730 от 18 августа 1943 г. и приказом Наркома просвещения РСФСР № 110 от 27 августа 1943 г. «О повышении педагогической квалификации военных руководителей неполных средних и средних школ» была поставлена задача проведения в 1943-1944 учебном году 1,5-месячных курсов по повышению педагогической квалификации военных руководителей неполных средних и средних школ. В Алтайском крае курсы были организованы при учительских институтах в г. Бийске и г. Камне-на-Оби [6, д. 6159, л. 18]. Задачу повышения общеобразовательной и педагогической подготовки военных руководителей Нарком просвещения РСФСР поставил в своем приказе «О повышении общеобразовательной и методической подготовки военных руководителей сельских средних школ и педучилищ» № 119 от 30 августа 1943 г. [Там же, д. 6177, л. 146]. В 1944 г. краевой отдел народного образования обязал всех военных руководителей, имеющих семилетнее образование, поступить учиться заочно в педучилища. Для подготовки преподавателей 7-летних и средних школ по физической подготовке были организованы годичные курсы с отрывом от производства. В целях повышения общеобразовательного уровня для военных руководителей в школах организовывались репетиторские занятия по общеобразовательным предметам [Там же, д. 6157, л. 67 об.].
В течение Великой Отечественной войны в составе военных руководителей учебно-образовательных учреждений Алтайского края увеличивалось число участников войны и офицеров, окончивших военные
училища. Во втором полугодии 1943-1944 учебного года 93,2% военных руководителей в средних школах и 86,1% в неполных средних школах являлись военнослужащими запаса [2, д. 614, л. 3, 21, 22]. В 1944-1945 учебном году процент военнослужащих запаса, в том числе фронтовиков, среди военных руководителей учебных заведений Алтайского края еще более увеличился. Так, в начальных классах этот показатель возрос с 7% на 1 сентября 1944 г. до 17,5% к концу учебного года [Там же, л. 3]. На 1 июля 1945 г. в учебных заведениях Алтайского края на должностях военных руководителей работало 2602 чел., из них 1159 чел. военнослужащих, в том числе 1057 чел. - фронтовиков [6, д. 6207, л. 118, 119].
Таким образом, кардинальные изменения в системе военного обучения учащейся молодёжи в годы Великой Отечественной войны потребовали от партийных, государственных и военных органов управления Алтайского края организации подбора военных руководителей. В целях повышения военных знаний, общеобразовательного уровня и методических навыков военных руководителей использовались разнообразные формы и методы работы. Увеличение числа военнослужащих запаса, в том числе фронтовиков, в составе военных руководителей оказывало положительное влияние на организацию учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях и подготовку учащейся молодёжи к военной службе.
Список источников
1. Военный комиссариат Алтайского края / под ред. В. П. Розовенко. Барнаул: Графике, 2004. 42 с.
2. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. П-1. Оп. 18.
3. ГААК. Ф. П-10. Оп. 27.
4. ГААК. Ф. П-5155. Оп. 2.
5. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. П-4. Оп. 7.
6. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-2306. Оп. 70.
7. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО). Ф. 57. Оп. 12305.
CHOICE OF MILITARY CHIEFS FOR EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE PEOPLE'S COMMISSARIAT FOR EDUCATION WITHIN THE ALTAI TERRITORY IN THE YEARS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR
Rostov Nikolai Dmitrievich, Doctor in History Polzunov Altai State Technical University in Barnaul ndrostov@mail. ru
Using a wide range of sources the article examines the choice of military chiefs for educational institutions of the People's Commissariat for Education within the Altai Territory in the years of the Great Patriotic War. The author describes forms and methods used by departments of education and military commissariats to improve military knowledge, general educational level and educational-methodical competence of military chiefs.
Key words and phases: The Great Patriotic War; students; Siberian military district; Altai Territory; military commissariats; departments of education.
УДК 78; 78.3 Искусствоведение
Статья посвящена историческому обзору развития музыкальной культуры Европы и России в Х-ЯУШ вв. Делается акцент на несовпадении достижений в области музыкального искусства в период Средневековья и Возрождения, обусловленном объективными историческими причинами для России: позднее принятие христианства (988 г.), княжеская междоусобица, татаро-монгольское нашествие, позднее формирование Великого Московского княжества (XV в.) и, как следствие, отсутствие профессиональной инструментальной культуры. Поворотный момент в развитии русской музыкальной культуры - реформы Петра I и основание Санкт-Петербурга. Новым в статье представляется рассмотрение достижений развития музыкальной культуры Европы и России на достаточно большом отрезке времени (X-XVШ вв.) как целостного явления, определяемого и общими закономерностями исторического процесса, и национальным своеобразием.
Ключевые слова и фразы: культура; христианство; композитор; музыкальное искусство; клавир; скрипка; развитие; достижение; Средневековье; григорианский хорал; Возрождение; вокально-хоровая музыка; знаменное пение; музыкальные жанры и формы.
Самсонова Татьяна Петровна, д. филос. н., к. искусствоведения, доцент
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина [email protected]
РУССКАЯ МУЗЫКА В РУСЛЕ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ (Х-ХУШ ВВ.)
Многовековые факторы исторического развития оказывали сильнейшее влияние на формирование неповторимых черт культурного облика Европы и России. Как известно, выход России на историческую арену состоялся лишь в конце Х века с принятием христианства в 988 г., когда западно-христианская цивилизация