Н.Д. Ростов
Подготовка офицеров запаса в гражданских высших учебных заведениях Сибири в годы Великой Отечественной войны
Высшие учебные заведения традиционно занимали особое место в системе подготовки военно-обученного мобилизационного запаса средних командиров для Вооруженных сил. Подготовка начсостава запаса из числа студентов высших учебных заведений и техникумов началась в 1926 г. Именно 20 августа этого года Постановлением ЦИК и СНК СССР для учащихся вузов и техникумов была установлена высшая допризывная подготовка, на которую отводилось 180 часов теоретических занятий и 2 месяца летней практики в военных лагерях. Студенты, окончившие вузы и техникумы и прошедшие в них высшую допризывную подготовку, служили в армии 9 мес. и на флоте 1 год. Сдав испытания, они увольнялись в качестве среднего начсостава запаса [1, с. 132].
Постановлением ЦИК и СНК СССР «О введении в действие закона об обязательной военной службе» в новой редакции 1930 г. в большинстве вузов и техникумов высшая допризывная подготовка была заменена высшей вневойсковой подготовкой. Для студентов, ее проходящих, она являлась действительной военной службой. Теоретический курс занятий в зависимости от вуза составлял от 430 до 580 часов. Учебные военные сборы студентов продолжительностью 3-4 месяца проходили на базе воинских частей. По завершению сборов студенты сдавали испытания, и те из них, кто их выдерживал, зачислялись в запас средними командирами [1, с. 133].
В 1932 г. средних командиров запаса по 17 военноучетным специальностям в СССР готовили 162 вуза и 49 техникумов [1, с. 133]. В Сибирском военном округе (СибВО) подготовка средних командиров запаса проводилась на военных кафедрах Сибирского металлургического института, Томского государственного и Томского электромеханического инженерного институтов. Студенты, не прошедшие высшую вневойсковую подготовку, служили в армии 1 год и на флоте 2 года. По завершению действительной военной службы они сдавали испытания на звание среднего командира запаса [1, с. 133]. По приказу наркома обороны СССР №0135 от 14 июля 1938 г. в гражданских вузах страны высшая вневойсковая подготовка была упразднена [2, с. 323].
Угроза вовлечения советского государства во Вторую мировую войну потребовала от руководства страны принятия дополнительных мер по расширению и совершенствованию системы подготовки военных кадров не только в военных училищах и академиях,
но и в высших гражданских учебных заведениях. С принятием в 1939 г. IV сессией Верховного Совета СССР Закона «О всеобщей воинской обязанности» в высших учебных заведениях страны была введена допризывная военная подготовка студентов. Общее руководство допризывной подготовкой студентов было возложено на Наркомат обороны СССР [3]. Учебно-методическое руководство, планирование финансового обеспечения, организация подготовки и переподготовки военных руководителей, в том числе руководство работой военно-физкультурных кабинетов институтов и университетов [4, л. 17] было возложено на Управление военной и физкультурной подготовки студентов и учащихся Наркомата просвещения РСФСР, сформированное в начале 1940 г., и инспекторский аппарат в местных органах военного управления [5, л. 6об.].
К допризывной подготовке в вузах привлекались студенты, не прошедшие действительную военную службу. Обучение велось в объёме программы подготовки одиночного бойца. Исходя из объективной потребности Вооружённых сил в случае начала войны в медицинских кадрах студентки высших учебных заведений готовились как помощники среднего медицинского персонала [6, с. 248]. На 1 сентября 1940 г. в СибВО допризывная военная подготовка была организована в 10 вузах [7, л. 7; 8]. В соответствии с принятым законом,\ высшая вневойсковая подготовка была установлена только в некоторых высших учебных заведениях страны [1, с. 133]. В 1941 г. подготовку командных кадров проводили 10 военных факультетов при гражданских высших учебных заведениях [6, с. 247].
С началом Великой Отечественной войны и массовым призывом в действующую армию, в том числе и студентов выпускных курсов вузов, эвакуацией высших учебных заведений в глубь страны проведение допризывной подготовки в вузах значительно усложнилось. Кроме того, в новых условиях ее уровень и содержание не отвечали потребностям начавшейся войны. 17 сентября 1941 г. ГКО принял Постановление №690 «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Телеграммой Главвсеобуча СССР от 5 октября 1941 г. было установлено, что студенты высших учебных заведений 110-часовую программу всеобуча проходят в учебных заведениях. Основным содержанием допризывной подготовки учащейся молодёжи и студентов являлось изучение
уставов, стрелкового оружия, действий в основных видах боя, а также строевая и огневая подготовка, воспитание молодёжи в духе любви к Родине и готовности к её защите [9, л. 1; 6, с. 248]. В 5 вузах Алтайского края к всеобщему обязательному военному обучению было привлечено 826 студентов, из них 682 девушки [10, л. 38].
Военное обучение в 6 вузах Омской области началось в ноябре - декабре 1941 г. и было завершено с 1 по 15 апреля 1942 г. На зачетных испытаниях по военной подготовке студенты показали высокие результаты. Завершили обучение 465 чел. (100%). Из них получили оценки: «отлично» - 154 чел. (35%), «хорошо» - 194 чел. (40%), 117 чел. (25%) получили оценку «удовлетворительно» [11, л. 76]. На 15 июля 1942 г. в 33 высших учебных заведениях СибВО к обязательному военному обучению было привлечено 3927 студентов [12, л. 91, 91об.].
В 1942-1943 учебном году военно-физическая подготовка студентов и учащейся молодежи приобрела стройную и логическую систему. На допризывную подготовку студентов 1-2 курсов вузов отводилось 4 час в неделю и для 3 курса - 5 час в неделю [13, л. 18]. Общий контроль за состоянием всеобщего обязательного военного обучения студентов на местах, помимо руководства наркоматов и отделов народного образования, партийных органов, также было возложено на Управления СибВО и Забайкальского фронта (Забфронта), а также на местные органы военного управления, в составе которых имелись инструкторы по вузам [14, л. 23].
Поворотным пунктом в организации военного обучения учащейся молодежи и студентов явилось принятое СНК СССР Постановление №1729 от 24 октября 1942 г. «О начальной и допризывной подготовке учащихся 5-10 классов неполных средних и средних школ и техникумов». Данное Постановление устанавливало в наркомпросах союзных и автономных республик должности заместителей наркомов по военному обучению, а в областных и краевых отделах народного образования должности заместителей заведующих по военному обучению [15, л. 21]. Постановлением СНК СССР № 1730 от 24 октября 1942 г. было утверждено Положение о начальной и допризывной военной подготовке [16, л. 13а].
На основании указания Главного управления формирования и укомплектования РККА №104 от 6 февраля 1943 г. командующим СибВО и Забфронта, во втором семестре 1942-1943 учебного года военная подготовка студентов, прошедших в 1941-1942 учебном году 110-часовую программу всеобуча, была продолжена. На её проведение в весеннем семестре было дополнительно отведено 80 час. В том числе для мужчин на тактическую подготовку - 23 час, на огневую - 10 час, 26 час на строевую подготовку, по 8 час на военную историю и военную топографию
и 5 часов на изучение общевоинских уставов. У женщин тактическая подготовка была заменена спецподготовкой, предусматривающей подготовку телефонисток, радисток, сандружинниц. На ее проведение было выделено 40 часов [17, л. 71]. Задачей допризывной военной подготовки студентов являлось совершенствование одиночной подготовки и подготовки бойца, способного действовать в составе отделения и взвода [17, л. 71]. В качестве инструкторов военного дела по предметам обучения в вузах активно использовались студенты из числа командного состава запаса и отставки [17, л. 73].
На 1 февраля 1943 г. в СибВО имелось 47 высших учебных заведений. Из них 17 - в Новосибирской области, 9 - в Омской, 4 - в Кемеровской, 5 - в Красноярском и 12 - в Алтайском краях. В Забфронте имелось 16 вузов. Из них: в Иркутской области - 10, в Читинской - 2, Бурят-Монгольской АССР - 2 и Якутской АССР - 2 [17, л. 128, 129, 131]. Наряду с имеющимися кафедрами военно-физической подготовки в ряде вузов, как, например, в Томском государственном университете, Томском и Московским электромеханических инженерных институтах, в Иркутском государственном педагогическом институте и в других вузах, начали последовательно создаваться кафедры военно-физической подготовки, офицеры-преподаватели которых стали главными организаторами всей военно-массовой работы в вузах [18, л. 14;
14, л. 23]. На этом этапе кафедры военно-физической подготовки вузов Сибири проводили обязательное военно-физическое обучение студентов по 110-часовой программе всеобуча [18, л. 13]. В отдельных вузах, особенно эвакуированных, военные кафедры не организовывались, а всю работу по военно-физической подготовке студентов осуществляли военные руководители [19, л. 20].
Стабилизация численности офицерского состава действующей армии, изменение положения на фронтах Великой Отечественной войны в 1943 г., а также потребности формирования мобилизационного запаса командиров среднего звена предопределили принятие решения руководством страны о возобновлении подготовки офицеров запаса для Вооруженных Сил в гражданских высших учебных заведениях. На основании Распоряжения СНК СССР №150 032-Р от 10 августа 1942 г. «О военном обучении студентов в высших учебных заведений» Наркомат обороны СССР приступил к разработке программ военной подготовки студентов в соответствии с основными профилями вузов. На 2 августа 1943 г. Управлением военной подготовки учащихся гражданских учебных заведений Наркомата обороны были составлены и подготовлены Программы военной подготовки студентов по 14 профилям [20, л. 166]. К 23 августа 1943 г. был установлен срок разработки программы военной подготовки студентов по специальности «Автомобильная
служба» [20, л. 142]. К началу 1943-1944 учебного года разработка программ военной подготовки студентов была завершена.
Постановлением СНК СССР №413 от 13 апреля 1944 г. и приказом наркома обороны СССР №75 в высших учебных заведениях была вновь введена военная подготовка студентов, чтобы к концу обучения они стали офицерами и сержантами запаса [21, с. 125]. В соответствии с принятым решением в вузах СибВО и Забфронта стали организовываться военные кафедры, на которых с 1 сентября 1944 г. стала проводиться обязательная военная подготовка из числа студентов, офицеров и сержантов запаса [22, л. 240].
К военной подготовке в вузах привлекались все студенты. Военная подготовка имела цель воспитать студенческую молодежь в любви к Родине и преданности советской власти; сформировать дисциплинированный, физически крепкий и выносливый, овладевший военным делом офицерский и сержантский состав запаса Вооруженных сил; подготовить студентов, признанных негодными к строевой службе, а также студенток для несения тыловой и вспомогательной технической службы в армии [23, с. 285, 286].
Руководство военной подготовкой студентов было возложено на Наркомат обороны и Комитет по делам высшей школы при СНК СССР. В управлениях учебными заведениями наркоматов были созданы отделы военной подготовки [21, с. 125; 23, с. 287]. Кадровое и материальное обеспечение военной подготовки студентов учебным оружием, патронами, образцами вооружения, программами, уставами, военно-учебными пособиями возлагалось на Наркомат обороны, а снабжение всем остальным имуществом производили народные комиссариаты, в ведении которых состояли вузы [23, с. 287].
Профиль военной подготовки в каждом вузе и программа по военной подготовке утверждались Наркоматом обороны и Комитетом по делам высшей школы при СНК СССР [23, С. 286]. На комплектование формирующихся в стране военных кафедр было направленно несколько тысяч офицеров. Из них 70% -участники Великой Отечественной войны. Во всех учебных заведениях было заменено 2300 офицеров, не имеющих боевого опыта [21, с. 125]. При комплектовании военных кафедр офицерским составом возникли определенные трудности. Например, комплектование военной кафедры Иркутского финансовоэкономического института шло медленно в течение года. Преподавателями общевойсковых дисциплин были назначены в большинстве своем офицеры, окончившие курсы «Выстрел» [24, л. 5, 6].
Военные кафедры в основном были немногочисленными и имели в своем составе 3-4 преподавателя. В Читинском государственном педагогическом институте военная кафедра состояла из начальника военной кафедры, преподавателя военных дисцип-
лин, преподавателя физподготовки, лаборанта и двух совместителей: преподавателя физподготовки и преподавателя теоретических дисциплин физподготовки [22, л. 240]. В Иркутском государственном педагогическом институте в штате военной кафедры были: начальник кафедры, преподаватель общевоенных дисциплин и преподаватель физической подготовки [22, л. 13].
Малочисленность штатов военных кафедр в ряде вузов объяснялась небольшим числом студентов в ряде вузов Сибири. Так, в Тюменском государственном педагогическом институте военную подготовку проходили по профилю «преподаватель физического воспитания» на первом курсе - 43 чел. и на 2 курсе -35 чел. [22, л. 210]. В Томском государственном университете в 1941-1942 гг. в связи с начавшейся войной досрочно были выпущены из вуза 703 студента. В 1942-1943 учебном году из стен вуза было выпущено 34 студента, в 1943-1944 учебном году - 142 чел. Из 1084 студентов вуза, завершивших обучение в период с 1940 по 1944 г., в ряды Вооруженных сил было призвано свыше 400 студентов [25, л. 1]. Из-за небольшого числа студентов в Колпашевском учительском институте при формировании военной кафедры ее штат был укомплектован не полностью. Старший преподаватель общевойсковых дисциплин одновременно проводил занятия и по физподго-товке [26, л. 52]. Организационно-штатная структура военной кафедры Тюменского государственного педагогического института включала: начальника военной кафедры, выполнявшего также функции начальника учебной части, двух старших преподавателей -по общевойсковым дисциплинам и физподготовке -и одного преподавателя по физподготовке [22, л. 210].
В вузах с числом студентов свыше 500 чел. приказом наркома обороны были установлены должности начальника учебной части военной кафедры [23, с. 287]. Учебные части военных кафедр возглавляли, как правило, их начальники. Помимо общей организации планирования учебного процесса на них возлагалось также утверждение конспектов преподавателей [18, л. 65об.].
В некоторых вузах штатный состав военной кафедры был в 2-3 раза больше приведенного выше. Так в штате военной кафедры Томского электромеханического инженерного института в 1944-1945 учебном году состояло 11 офицеров [27, л. 90]. Это главным образом определялось большим числом студентов вуза. В 1944-1945 учебном году в этом институте из числа студентов военную подготовку проходили 517 чел., из них 246 девушек [27, л. 90].
При формировании новых военных кафедр определенные трудности возникли с укомплектованием их учебно-материальной базы. Под военные кабинеты, склады оружия и военно-учебного имущества в вузах отводились специальные помещения. Обо-
рудовались гимнастические залы, учебные полигоны, спортивные площадки и гимнастические городки [23, с. 287]. Однако в большинстве вузов помещений катастрофически не хватало. Так, Иркутские горнометаллургический институт и государственный университет учебными классами и спортзалами были обеспечены неудовлетворительно [27, л. 42, 44]. В целях обеспечения учебного процесса будущих офицеров стала использоваться учебно-материальная база общественно-оборонных организаций.
Военное обучение студентов на военных кафедрах в вузах слагалось из курса военной подготовки, проводимого в вузе, и учебных сборов в войсках. За период обучения на военную подготовку студентов отводилось: 450 час в вузах с 5-летним сроком обучения; 360 час в вузах с 4-летним сроком обучения и 150 часов в учительских институтах с 2-летним сроком обучения [23, с. 286]. Кроме того, за исключением студентов учительских институтов студенты, проходящие военное обучение, дважды призывались на учебные лагерные сборы при войсковых частях в вузах с 5-летним сроком обучения при переходе со 2-го курса на 3-й и с 4-го на 5-й; с 4-летним сроком обучения - при переходе с 1-го курса на 2-й и с 3-го на 4-й [23, с. 286]. В Читинском государственном педагогическом институте из числа студентов, проходящих военную подготовку, были созданы строевые подразделения: батальоны, роты, взводы и отделения. Командирами подразделениями назначались наиболее подготовленные студенты [18, л. 65].
Малочисленный состав военных кафедр не позволял иметь штатных преподавателей-специалистов. В Иркутском государственном педагогическом институте для проведения занятий со студентами по спецподготовке (радиоподготовка, санитарное дело) приглашались специалисты с почасовой оплатой [18, л. 13об.]. В Читинском государственном педагогическом институте в 1943-1944 учебном году для изучения студентами специальных тем и дисциплин приглашались внештатные преподаватели: врачи, офицеры управления и воинских частей Забайкальского фронта, специалисты телефонисты и телеграфисты [18, л. 65об.]. Для организации занятий и оплаты приглашаемых специалистов, использования учебноматериальной базы общественно-оборонных организаций военным кафедрам выделялись бюджетные средства. Так, военной кафедре Иркутского государственного педагогического института на 1943-1944 учебный год на военную подготовку студентов было выделено 7500 руб. Из них было израсходовано 6260 руб. [18, л. 14об.]
Военно-физическая подготовка студентов планировалась семестровым тематическим планом и специальным расписанием, которое составлялось на каждый месяц и каждую неделю отдельно от общего расписания, но не выходя из его учебной сетки.
В расписании занятий по военно-физической подготовке указывались не только темы занятий, но и их узловые вопросы [18, л. 13]. Учет посещаемости занятий по военной подготовке преподавателями военных кафедр велся в отдельных журналах по каждой дисциплине [18, л. 65об.].
Изучение студентами специальных дисциплин планировалось в два учебных семестра. Если в первом семестре в основном изучались теоретические вопросы, то во втором семестре обучаемые осваивали военно-учетные специальности непосредственно в поле, госпиталях, учебных пунктах Осоавиахима. Так, в 1943-1944 учебном году в Иркутском государственном институте 55 студентов изучали санитарное дело и 44 студента 2 и 3-х курсов занимались по программе подготовки медсестер. Во втором семестре все занятия проходили исключительно в военных госпиталях Иркутска под руководством врачей-специалистов. По программе подготовки телефонистов и радистов обучался 61 чел. Во втором семестре программа их обучения выполнялась практически в полевых условиях и на базе военно-учебных пунктов Всеобуча, где студенты изучали материальную часть, средства связи и тренировались на спецоборудовании Осоавиа-хима [18, л. 15об.].
Студенты с большим желанием изучали военные дисциплины. Об этом свидетельствует высокая посещаемость военных занятий. В Иркутском государственном институте в 1943-1944 учебном году в большинстве учебных групп посещаемость военных занятий составляла 94-98%. В 24 кружках Ворошиловских стрелков науку меткой стрельбы из винтовки осваивал 571 чел. [18, л. 16] В целях закрепления пройденного материала и углубления военно-специальных знаний в 1943-1944 учебном году со студентами Читинского государственного педагогического института было организовано изучение новых систем вооружения, не входящих в разделы программы [18, л. 65].
В политико-массовой и воспитательной работе со студентами в течение всей войны особый упор делался на формирование у них любви к Родине, к Красной армии, высоких морально-боевых, психологических и профессиональных знаний. В этих целях в рамках учебно-воспитательного проводились лекции и беседы о героическом прошлом русского народа и Красной армии, великих русских полководцах А.В. Суворове, М.И. Кутузове, Александре Невском, К. Минине и Д. Пожарском [27, л. 12]. В ходе изучения военной истории студенты знакомились с военным прошлым русского народа и военным искусством прославленных полководцев А.В. Суворова, и М.И. Ку -тузова. Знакомство с основными родами войск проводилось с помощью экскурсий в военные училища, воинские части, на аэродромы, полигоны и учебные центры [17, л. 72].
В целях физического развития студентов во вне-учебное часы массово-спортивной работы широко использовались студенческие спортивные залы и по договоренности учебно-материальная база общественных оборонных организаций [17, л. 73]. Во всех учебных заведениях проводились строевые смотры, военизированные походы и различные военно-спортивные соревнования [18, л. 65].
В целях изучения опыта фронта использовались выступления офицеров и красноармейцев - участников Великой Отечественной войны, тематические вырезки из газет, лекции и беседы по важнейшим военным операциям Советских Вооруженных Сил, действиям отдельных видов и родов войск [27, л. 55]. В 1944-1945 учебном году в Сибирском металлургическом и Омском машиностроительном институтах офицерами-преподавателями военной кафедры и военных учреждений для студентов читались лекции «Сталинградская битва», «Корсунь-Шевченковская операция», «Артиллерия в Отечественной войне» и другие [27, л. 55]. Рост числа фронтовиков среди студентов позволил все проводимые занятия тесно увязывать с опытом войны [26, л. 52].
Опыт Великой Отечественной войны офицеры-преподаватели военных кафедр вузов изучали как самостоятельно, так и в ходе командирских занятий и методических сборов. На командирских занятиях и заседаниях, организуемых военной кафедрой Иркутского государственного института (темы и планы занятий утверждались работниками управления вуза), начальник военной кафедры и преподаватель общевоенных дисциплин по газетам и журналам изучали тактическое применение минометов и новые элементы в общевойсковой тактике, преподаватель физподготовки изучал значение видов военного спорта (лыжи, плавание и штыковой бой) в Отечественной войне. Кроме того, опыт войны изучался офицерами-преподавателями военных кафедр Иркутска на командирских занятиях, организуемых Иркутским горвоенкоматом для военных руководителей школ и вузов один раз в неделю [18, л. 13].
Обобщение опыта преподавания военных дисциплин с учетом Отечественной войны проходило также на областных методических сборах начальников и офицеров военных кафедр, проводимых Иркутским областным военным комиссариатом. В 19431944 учебном году на базе военной кафедры Иркутского государственного педагогического института было проведено два областных методико-педа-гогических сбора с военными руководителями учебных заведений всех типов [26, л. 13]. В Читинской области командирские занятия с военными руководителями учебных заведений горвоенкомат проводил еженедельно. Командирскую подготовку активно осуществляли и в ходе летнего лагерного сбора военных руководителей Читинской области [18, л. 65].
Повышению качественного уровня преподавания и в целом учебного процесса на военных кафедрах Сибири способствовал четко отлаженный механизм взаимного контроля и помощи. В 1943-1944 учебном году военную кафедру Иркутского государственного педагогического института 21 раз проверяли представители института, военные отделы горкома и райкома ВКП(б), комитеты по делам физкультуры и спорта города и области, а также комиссия Наркомата обороны. В марте 1944 г. по итогам работы этой комиссии военная кафедра института заняла первое место в области среди высших учебных заведений [18, л. 14]. В свою очередь, по поручению военных отделов горкома и райкома ВКП(б) начальник военной кафедры обследовал состояние военно-физической подготовки в Иркутском финансовом институте и ряде школ [18, л. 14]. В Читинском государственном педагогическом институте наряду с руководством института контроль учебного процесса на военной кафедре осуществляли представители штаба Забайкальского фронта, облвоенкомата, горвоенкомата и военные отделы партийных органов [18, л. 66об.]. Проверки военных кафедр, проводимые офицерами управлений СибВО и Забфронта, не только повышали качество учебного процесса, но и увеличивали реальную помощь офицерам-преподавателям со стороны органов военного управления [27, л. 55].
Ежегодно по окончании весеннего семестра студенты сдавали экзамены по военной подготовке [15, с. 286]. При изучении военного дела студенты показывали высокие результаты. 3 марта 1943 г. решением бюро Томского городского комитета ВКП(б) за лучшие результаты военной подготовки в вузах и полное проведение программы Всеобуча среди студентов были поощрены начальники военных кафедр Томского государственного университета, Томского и Московского электромеханических инженерных институтов [14, л. 23]. В 1943-1944 учебном году студенты Иркутского государственного педагогического института по огневой подготовке показали очень высокие результаты. 67,7% студентов по знанию материальной части стрелкового оружия получили отличные и хорошие оценки, и только 23,3% - посредственные. При выполнении упражнения по стрельбе из мелкокалиберной винтовки 39% получили оценку «отлично», 32,3% -«хорошо», 28,7% - «посредственно» [18, л. 16]. 100% девушек, обучающихся по программе курсов медсестер, получили отличные и хорошие оценки. Из числа обучающихся по программам подготовки телефонистов 24,6% получили отличные, 44,2% - хорошие оценки. Оценку «неудовлетворительно» получила только одна студентка. По санитарной подготовке 61,8% обучаемых получили отличные оценки, 32,7% -хорошие и 5,5% - удовлетворительные. Девушки, обучающиеся по программам подготовки радистов, на зачетных испытаниях также показали высокие
результаты: 38% - «отлично», 42,3% - «хорошо» и 19,7% - «удовлетворительно» [18, л. 15, 16].
В 1944-1945 учебном году военные кафедры вузов Сибири осуществляли подготовку офицеров и сержантов запаса из числа студентов по военно-учетным специальностям. Офицеров запаса бронетанковых и механизированных войск готовили военные кафедры Сибирского металлургического и Омского машиностроительного институтов. В 1944-1945 учебном году на военных кафедрах этих вузов военную подготовку проходили 454 студента, из них 257 девушек [24, л. 66]. Военные кафедры Алтайского машиностроительного института, Иркутского и Новосибирского сельскохозяйственных институтов и Сибирского автодорожного института проводили подготовку командиров-техников автомобильных войск, командиров пехоты и медицинских сестер. Из 442 обучающихся 157 были девушки [24, л. 100-101].
Офицеров запаса железнодорожных войск и службы военных сообщений готовила военная кафедра Томского электромеханического инженерного института. В 1944-1945 учебном году на этой кафедре проходили подготовку по этим специальностям 517 чел., из них 246 девушек [27, л. 90]. Офицеров запаса артиллерии готовили Иркутский государственный университет и Иркутский горно-металлургический институт [27, л. 42]. На военных кафедрах этих вузов
проходили военную подготовку 168 мужчин и 117 женщин - госуниверситет [27, Л. 44].
По профилю «офицер запаса пехоты» к концу 1944-1945 учебного года в 44 вузах СССР обучались 1800 мужчин [27, л. 17, 18]. В том числе в Заб-фронте - 1, в СибВО - 2 вуза, в которых обучалось в СибВО на 1 курсе - 15 чел., на 2 курсе - 3, всего 18 человек, в Забайкальском фронте один вуз, в котором обучалось 11 будущих офицеров. Иркутский финансово-экономический институт наряду с подготовкой офицеров запаса пехоты осуществлял подготовку и офицеров запаса финансовой службы РККА [24, л. 5; 27, л. 17]. По профилю «военный переводчик» по 12 военным округам проводили военные кафедры 18 вузов. Эту профессию осваивали 3787 чел., из них 3291 женщина [27, л. 25]. В СибВО и Забфрон-те по этой специальности подготовку вели две военных кафедры, на которых обучалось 66 чел. [27, л. 25].
Всего в 1944-1945 учебном году обучение по программам подготовки командиров запаса разных родов войск на военных кафедрах 15 вузов Сибири проходило 1793 чел. [24, л. 90; 27, л. 17, 25, 44, 66, 100, 101]. По завершению программы военной подготовки в специальной комиссии выпускники военных кафедр держали испытания для определения военных знаний и представления на присвоение соответствующего воинского звания [23, с. 286].
Библиографический список
1. Иовлев, А.М. Деятельность КПСС по подготовке военных кадров / А.М. Иовлев. - М., 1976.
2. Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР. - М., 1994.
- Т. 13 (2-1).
3. О всеобщей воинской обязанности : Закон СССР // Правда. - 1939. - 1-4 сент.
4. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). - Ф. А-2306. - Оп. 70. - Д. 6150.
5. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). - Ф. 57. - Оп. 12305.
- Д. 46.
6. Советская военная энциклопедия. - М., 1987.
- Т. 3.
7. ГАРФ. - Ф. А-2306. - Оп. 70. - Д. 6149.
8. Советские Вооруженные Силы. История строительства. - М., 1978.
9. ЦАМО РФ. - Ф. 57. - Оп. 12305. - Д. 8.
10. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК). - Ф. П-1. - Оп. 18. - Д. 245.
11. Центр документации новейшей истории Омской области (ЦДНИОО). - Ф. 4. - Оп. 8. - Д. 16.
12. ЦАМО РФ. - Ф. 57. - Оп. 12305. - Д. 85.
13. ЦХАФ АК. - Ф. П-10. - Оп. 27. - Д. 240.
14. Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИТО). - Ф. 80. - Оп. 3. - Д. 261.
15. ГАРФ. - Ф. А-2306. - Оп. 70. - Д. 6153.
16. Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ).
- Ф. П-1. - Оп. 1. - Д. 1877.
17. ЦАМО РФ. - Ф. 57. - Оп. 12305. - Д. 210.
18. ГАРФ. - Ф. А-2306. - Оп. 75. - Д. 3495.
19. ЦДНИТО. - Ф. 80. - Оп. 3. - Д. 267.
20. ЦАМО РФ. - Ф. 57. - Оп. 12305. - Д. 211.
21. Военные кадры Советского государства в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. : справочно-стат. материалы / под ред. А.П. Белобородова. - М., 1963.
22. ГАРФ. - Ф. А-2306. - Оп. 75. - Д. 3496.
23. Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР. - М., 1997.
- Т. 13(2-3).
24. ЦАМО РФ. - Ф. 57. - Оп. 12305. - Д. 715.
25. ЦДНИТО. - Ф. 607. - Оп. 1. - Д. 327.
26. ГАРФ. - Ф. А-2306. - Оп. 75. - Д. 3498.
27. ЦАМО РФ. - Ф. 57. - Оп. 12305. - Д. 716.