Научная статья на тему 'Военно-физическая подготовка учащихся в школах Ставрополья в годы Великой Отечественной войны'

Военно-физическая подготовка учащихся в школах Ставрополья в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ / ШКОЛЫ СТАВРОПОЛЬЯ / СОДЕРЖАНИЕ ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / РЕЗУЛЬТАТЫ ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / МАССОВАЯ ВОЕННО-СПОРТИВНАЯ РАБОТА / MILITARY PHYSICAL TRAINING / PERIOD OF WORLD WAR II / SCHOOLS OF STAVROPOL REGION / CONTENT OF MILITARY PHYSICAL TRAINING / RESULTS OF MILITARY-PHYSICAL TRAINING / MASS MILITARY SPORTS ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петьков Валерий Анатольевич

В статье раскрываются особенности военно-физической подготовки учащихся школ Ставрополья в годы Великой Отечественной войны и состояние военно-физического обучения в школах края. На основе анализа архивных материалов описываются содержание и качество уроков по военно-физической подготовке, формы организации массовой военно-спортивной работы, формулируются выводы о достоинствах и недостатках системы военно-физической подготовки учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петьков Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military physical training of school students in Stavropol during the Great patriotic war

The article deals with specific features of the military physical training of school students in Stavropol region during the Great Patriotic War, as well as the status of military physical training in the schools of the region. On the basis of the archival materials study, the author describes the content and the quality of the military physical training lessons, the forms of mass military sports activities. Conclusions about advantages and disadvantages of the system of students' military physical training are formulated.

Текст научной работы на тему «Военно-физическая подготовка учащихся в школах Ставрополья в годы Великой Отечественной войны»

УДК 371.7

Петьков Валерий Анатольевич

доктор педагогических наук,

профессор кафедры педагогики и психологии

Кубанского государственного университета

ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ В ШКОЛАХ СТАВРОПОЛЬЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Petkov Valeriy Anatoliyovych

D.Phil. in Education Science, Professor, Education Science and Psychology Department, Kuban State University

MILITARY PHYSICAL TRAINING OF SCHOOL STUDENTS IN STAVROPOL DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Аннотация:

В статье раскрываются особенности военно-физической подготовки учащихся школ Ставрополья в годы Великой Отечественной войны и состояние военно-физического обучения в школах края. На основе анализа архивных материалов описываются содержание и качество уроков по военно-физической подготовке, формы организации массовой во-енно-спортивной работы, формулируются выводы о достоинствах и недостатках системы военно-физической подготовки учащихся.

Ключевые слова:

военно-физическая подготовка, годы Великой Отечественной войны, школы Ставрополья, содержание военно-физической подготовки, результаты военно-физической подготовки, массовая военно-спортивная работа.

Summary:

The article deals with specific features of the military physical training of school students in Stavropol region during the Great Patriotic War, as well as the status of military physical training in the schools of the region. On the basis of the archival materials study, the author describes the content and the quality of the military physical training lessons, the forms of mass military sports activities. Conclusions about advantages and disadvantages of the system of students' military physical training are formulated.

Keywords:

military physical training, period of World War II, schools of Stavropol Region, content of military physical training, results of military-physical training, mass military sports activities.

Особое внимание Народного комиссариата просвещения (НКП) в годы Великой Отечественной войны уделялось военно-физической подготовке учащихся. Военная обстановка и освобождение Ставропольского края от немецко-фашистских захватчиков требовали дальнейшего укрепления учебной дисциплины учащихся школ и усиления их подготовки к обороне страны. Это обязывало краевые отделы народного образования (крайоно) и его местные органы усилить контроль за выполнением решений партии и правительства о военно-физической подготовке учащихся [1, л. 12].

Приказ НКП РСФСР от 24.08.1943 г. № 98 ориентировал местные органы власти на выполнение постановления Правительства Союза ССР от 24.10.1942 г. о введении военно-физической, начальной и допризывной военной подготовки учащихся.

На основании этого приказа военно-физическая, начальная и допризывная военная подготовка в школах Ставрополья проводилась по нормативным учебным планам и программам. Организовывались беседы о Красной армии и важнейших событиях из военного прошлого нашей Родины. Посредством комплекса воспитательных мероприятий обеспечивалось привитие учащимся практических навыков, особое внимание уделялось идейно-воспитательным аспектам каждого урока и активному вовлечению учащихся в массовую военно-спортивную работу [2, л. 103].

Наряду с разрешением этих задач крайоно Ставрополья и его местными органами решалась задача повышения идеологического содержания военно-физического обучения в школах края, улучшения успеваемости учащихся и качества учебно-воспитательного процесса по военно-физической подготовке.

Учет успеваемости по физическому воспитанию осуществлялся в порядке опроса учащихся после каждой пройденной темы раздела с занесением отметки в классный журнал. Задачей проверочных испытаний по военно-физической подготовке в школах Ставрополья являлась проверка военных знаний и практических навыков учащихся. Проверочные испытания освоенного программного материала по военно-физической подготовке для юношей и девушек проводились раздельно: для юношей - по тактической, огневой, строевой подготовке, для девушек -по огневой, строевой, специальной подготовке [3, л. 45].

Анализ архивных материалов показал, что высокое качество уроков по военно-физической подготовке было достигнуто в следующих школах края: № 4, 14 (Кисловодск), № 1 (Ессентуки), № 11 (Пятигорск), № 3, 9 (Ставрополь).

Элементы военного дела в школах края изучались в процессе освоения общеобразовательных предметов: на уроках географии - углубление знания топографии; химии - знакомство с отравляющими веществами (ОВ), их свойствами и назначением; истории - беседы о Красной армии и героическом прошлом русского народа [4, л. 46].

Военно-физическая подготовка девушек 8-10-х классов в школах Ставрополья проводилась по трем специальностям: радиотелеграфистки, телефонистки и сандружинницы. В архивных материалах отмечается недостаточное количество преподавателей телеграфии и телефонии, вследствие чего приходилось заменять указанные дисциплины на санитарную подготовку [5].

Девушки 5-10-х классов проходили курс санитарной подготовки. В разных классах были определены темы и разделы военно-физической подготовки: первая помощь и уход за ранеными, пораженными ОВ и больными; работа санитарных дружин в условиях ПВО; транспортировка раненых, пораженных ОВ и больных; эпидемиологические заболевания и борьба с ними [6, л. 94].

Во всех школах края имелись школьные учебные краевые подразделения. С командами отделений и взводов школ военруки проводили инструктивные занятия. Учебная программа в течение учебного года выполнялась с небольшими изменениями согласно указаниям СевероКавказского военного округа и Наркомпроса. Программный материал, не включенный в урочную деятельность, рекомендовалось изучить во внеклассное время совместно с военным руководителем в том же порядке и тем же методом, как и классные занятия [7].

Большой интерес учащихся к военно-физической подготовке, добросовестное выполнение своих обязанностей основной массой военных руководителей и некоторые улучшения в процессе руководства военным обучением со стороны органов народного образования, директоров школ обеспечили первые успехи.

В соответствии с требованиями НКП РСФСР перед началом учебного года, в период летних каникул, краевым отделом народного образования совместно с Крайвоенкоматом проводились курсовые мероприятия по повышению военно-физической, методической и педагогической подготовки преподавателей школ края [8].

Особое внимание в школах края уделялось подготовке и проведению смотров, посвященных разным событиям. В соответствии с указаниями от 28.12.1944 г., Военный отдел совместно с военкоматом и районо созвал совещание директоров и военруков школ по вопросу подготовки и проведения смотра в честь 24-й годовщины Красной армии [9, л. 20].

В Буденовском районе 1 мая 1944 г. был проведен смотр военной подготовки учащихся 510-х классов, студенческой молодежи и учебных подразделений Осоавиахима, в котором участвовало всего 641 чел.

В Ставрополе на майские праздники были организованы массовые спортивные соревнования среди учащихся спортивных обществ и молодежи Ставрополья. Проводились соревнования по легкой атлетике, стрельбе из мелкокалиберной винтовки, футболу и волейболу [10, л. 26].

В школах и учебных заведениях города Черкесска, согласно директивным указаниям № 03/2 от 28.12.1944 г. о проведении смотра военной подготовки, был проведен смотр школ и училищ, во время которого были продемонстрированы и оценены пройденный материал военно-физической подготовки учащихся, строевая подготовка и состояние оборонно-массовой работы в школах и училищах [11, л. 21].

Кроме проведения смотров серьезное внимание в летнее время уделялось организации сельскохозяйственной работы учащихся, проведению оздоровительных мероприятий, лагерных сборов, обслуживанию площадок в период сельскохозяйственных работ. Время пребывания школьников на сельскохозяйственных работах использовалось для совершенствования в полевых условиях знаний и навыков, полученных учащимися на занятиях по военной подготовке в зимний период, а также для систематической тренировки и закаливания их организма [12, л. 22]. Для выполнения этой задачи в свободное от сельскохозяйственных работ время была широко развернута массовая военно-спортивная работа, проводились походы, краевые спартакиады, военизированные и спортивные игры, соревнования, сдачи норм ПВХО, БГТО и ГТО, устраивались народные игры и танцы, хождения под песни и т. п. [13, л. 54].

С целью подведения итогов военно-физической подготовки учащихся и самодеятельной спортивной работы, стимулирования физкультурной работы в средних семилетних школах края, выявления сильнейших спортсменов-школьников и команд, определения кандидатов и состава сборного коллектива края, участвующих во Всероссийской спартакиаде школьников, проводилась краевая спартакиада школьников.

Для руководства всеми вопросами по проведению спартакиады создавался оргкомитет из представителей крайоно. Соревновательной частью спартакиады руководила судейская коллегия, утвержденная Краевым комитетом по делам физической культуры и спорта. Спартакиада проводилась в городе Ставрополе. Программа спартакиады слагалась из четырех разделов:

а) легкая атлетика, б) баскетбол, в) стрельба из малокалиберного оружия, г) военизированный марш-бросок по азимуту [14, л. 20].

В краевой спартакиаде школьников принимали участие сборные команды городов и районов Ставрополья, укомплектованные учащимися семилетних и средних школ края, успешно окончившими учебный год. Возраст участников определялся на первый день спартакиады. Коллектив города, района состоял из следующих команд: команда легкоатлетов - 10 чел., из них девушек -5 чел. и юношей - 5 чел.; команды баскетболистов - 10 чел., из них команда юношей - 5 чел., команда девушек - 5 чел. [15, л. 21].

Состояние военно-физического обучения в школах края было различным. Рассмотрим его особенности на примере средней школы № 1 села Петровское. С начала учебного года школа приступила к занятиям по военно-физической подготовке в разрезе постановления Совета министров СССР от 13.08.1946 г. № 1771. В результате пересмотра сетки часов было увеличено количество часов, отведенных на военно-физическую подготовку, например: в 5-7-х классах - 2 ч. в неделю; в 8-10-х классах для девушек занятия составляли 1 ч. в неделю с учетом, что на год отводилось 25 ч. гимнастики, 8 ч. лыжной подготовки и 3 ч. физического воспитания; в 10-м классе занятия по военно-физической подготовке для мальчиков и девочек проводились одновременно, но по отдельным программам [16, л. 47].

Кроме этого, военно-физическая подготовка учащихся школ Ставрополья актуализировала организацию краткосрочных курсов по переподготовке военруков средних школ при пединститутах, выработку предложений об укреплении и усилении руководства военной подготовкой, проведение учебно-методических сборов военных руководителей школ и осенних военно-спортивных соревнований учащихся [17, л. 14].

Однако в постановке военно-физического обучения учащихся школ Ставрополья этого периода имелись и недостатки: слабое руководство военно-физическим обучением в школах со стороны органов народного образования; отсутствие военных руководителей в школах; слабая организация и постановка массовой военно-спортивной работы в большинстве школ края [18].

Таким образом, проведенный анализ архивных материалов позволил оценить содержание и качество уроков по военно-физической подготовке в указанный период, раскрыть основные формы организации массовой военно-спортивной работы, выявить достоинства и недостатки военно-физической подготовки учащихся школ Ставрополья.

Ссылки:

1. Планы работ народного комиссара просвещения РСФСР и крайоно // ГАСК (Гос. арх. Ставроп. края). Ф. Р-2174. Оп. 2. Д. 3. Л. 12-22.

2. Телеграммы о военно-физической подготовке учащихся начальных и 1-4-х классов неполных средних школ. Приказы и инструкции Народного комиссариата просвещения. Постановления Совета народных комиссаров СССР по военной подготовке учащихся // Там же. Д. 392. Л. 103-392.

3. Сведения о ходе военного обучения в школах крайоно // ГАНИСК (Гос. арх. новейшей ист. Ставроп. края). Ф. 1. Оп. 2. Д. 1496. Л. 20-46.

4. ГАНИСК. Ф. 1. Оп. 2. Д. 1496. Л. 46.

5. Там же.

6. ГАСК. Ф. Р-2174. Оп. 2. Д. 392. Л. 94.

7. Там же.

8. Там же.

9. ГАНИСК. Ф. 1. Оп. 2. Д. 1496. Л. 20.

10. Там же. Л. 26.

11. Там же. Л. 21.

12. ГАСК. Ф. Р-2174. Оп. 2. Д. 392. Л. 22.

13. Там же. Л. 54.

14. Там же. Л. 20.

15. Там же. Л. 21.

16. Там же. Л. 47.

17. ГАСК. Ф. Р-2174. Оп. 2. Д. 3. Л. 14.

18. Реутова Л.П., Журавлева Ю.И. Периоды и этапы развития физического воспитания в России в довоенное и послевоенное время (1900-1953 гг.) // KANT. 2016. № 1 (18). С. 47-53.

References:

Reutova, LP & Zhuravleva, YI 2016, 'Periods and stages in the development of physical education in Russia in the pre-war and post-war period (1900-1953)', KANT, no. 1 (18), pp. 47-53, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.