Научная статья на тему 'Организация по подготовке и сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»'

Организация по подготовке и сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стеблецов Евгений Андреевич, Григорьева Ия Викторовна, Волкова Елена Григорьевна, Парфенов Михаил Валерьевич, Тычинин Николай Викторович

Статья посвящена внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в современную систему физического воспитания и в повседневную жизнь студенческой молодежи. Комплекс упражнений и средства индивидуальной тренировки необходимо подбирать не только согласно с задачами совершенствования физических качеств и практических навыков, которые необходимы для выполнения нормативов комплекса ГТО, но и для восстановления трудовой активности, а также снижения усталости и морально-психологической нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стеблецов Евгений Андреевич, Григорьева Ия Викторовна, Волкова Елена Григорьевна, Парфенов Михаил Валерьевич, Тычинин Николай Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization for preparation and passing All-Russian sports complex standards "Ready for Labor and Defense"

The article is devoted to the introduction of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" in the modern system of physical education and the daily life of students. The set of exercises and means of an individual training needs to be selected not only according to the problems of improvement of physical qualities and practical skills which are necessary for implementation of the standards of the GTO complex, but also for restoration of the labor activity and for decrease in fatigue and moral and psychological loading.

Текст научной работы на тему «Организация по подготовке и сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»»

4, pp. 69-71.

4. Shapkova, L.V. (2002), Moving gamesfor children with developmental disabilities, "Childhood - PRESS", St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.11.2017

УДК 796.011

ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ НОРМ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И

ОБОРОНЕ»

Евгений Андреевич Стеблецов, кандидат педагогических наук, профессор, Воронежский государственный педагогический университет, Ия Викторовна Григорьева, доцент, Елена Григорьевна Волкова, старший преподаватель, Михаил Валерьевич Парфенов, доцент, Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова; Николай Викторович Тычинин, кандидат педагогических наук, Воронежский государственный университет инженерных технологий

Аннотация

Статья посвящена внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в современную систему физического воспитания и в повседневную жизнь студенческой молодежи. Комплекс упражнений и средства индивидуальной тренировки необходимо подбирать не только согласно с задачами совершенствования физических качеств и практических навыков, которые необходимы для выполнения нормативов комплекса ГТО, но и для восстановления трудовой активности, а также снижения усталости и морально-психологической нагрузки.

Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», физическая подготовленность, физическое воспитание.

ORGANIZATION FOR PREPARATION AND PASSING ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX STANDARDS "READY FOR LABOR AND DEFENSE"

Evgeny Andreevich Stebletsov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Voronezh State Pedagogical University; Iya Victorovna Grigorieva, the senior lecturer, Elena Grigo-ryevna Volkova, the senior teacher, Mikhail Valerievich Parfenov, the senior lecturer, Voronezh State Forestry University named after G.F. Morozov; Nikolay Viktorovich Tychinin, the candidate ofpedagogical sciences, Voronezh State University of Engineering Technologies

Annotation

The article is devoted to the introduction of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" in the modern system of physical education and the daily life of students. The set of exercises and means of an individual training needs to be selected not only according to the problems of improvement of physical qualities and practical skills which are necessary for implementation of the standards of the GTO complex, but also for restoration of the labor activity and for decrease in fatigue and moral and psychological loading.

Keywords: All-Russian physical culture and sports complex "Ready for labor and defense", physical fitness, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» играет важную роль в развитии физической культуры и достижении высокого уровня спортивного мастерства, способствует развитию современной системы физического воспитания, дальнейшему внедрению физической культуры в повседневную жизнь граждан России.

Успешной работе по комплексу ГТО способствует учет реальных возможностей вуза (материально-технической база и кадровый состав), развитие научно-методической работы, направленной на повышение эффективности подготовки студентов на академических занятиях по физической культуре, разработка системы подготовки общественных

кадров и их использование в работе внедрению комплекса ГТО в вузе.

Важным условием успешной работы является активная деятельность комиссий по ГТО, позволяющая в полной мере координировать и направлять работу всех подразделений и общественных организаций вуза. Новый комплекс ГТО, являясь программой и нормативной основой системы физического воспитания, способствует формированию морального и духовного облика студентов, их всестороннему гармоническому развитию и подготовке к трудовой деятельности в условиях научно-технического прогресса.

Осуществление этих целей комплекса ГТО непосредственно связано с дальнейшим совершенствованием процесса физического воспитания, поиском более эффективных форм организации и планирования содержания физической подготовки студенческой молодежи. Необходимо рассматривать всю систему работы по ГТО в вузе, как работу по любому виду спорта, со своим начальным звеном, промежуточными этапами и периодом достижения наивысших спортивных результатов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Высокие требования ступеней ГТО вызывают необходимость дифференцированного подхода к обучению на основе ФГОС и нормативов комплекса ГТО. При этом необходимо отметить, что низкий уровень физической подготовленности поступающих на первый курс и недостаточный объем учебного времени дисциплины физического воспитания, являются основной причиной слабой подготовленности студентов к сдаче норм комплекса ГТО.

Значительный эффект в повышении результатов сдачи комплекса ГТО может быть достигнут за счет организации самостоятельной работы студентов.

Успех этой работы во многом определяется целенаправленной и систематической агитацией и пропагандой задач и содержания ВФСК ГТО, строгим учетом сдачи нормативов и оказанием практической помощи в самостоятельной подготовке студентов.

Самостоятельно можно заниматься, прежде всего, гимнастическими упражнениями, которые используются для утренней гигиенической гимнастики, силовыми упражнениями и упражнениями, обеспечивающими подготовку к выполнению легкоатлетических видов, плавания, ходьбы на лыжах. Гимнастические комплексы упражнений дают возможность избирательно развивать основные группы мышц, укреплять суставы и связки.

Для самостоятельно занимающихся необходимо подбирать комплексы упражнений с учетом их воздействия на сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы. Необходимо обратить внимание занимающихся на необходимости ежедневного выполнения рекомендованных комплексов.

Проведение разъяснительной работы среди студентов, изучение теоретических основ и требований для решения оздоровительных, спортивных, образовательных и воспитательных задач, привлечение к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом является одним из важных моментов работы кафедры физического воспитания.

Оказание помощи в самостоятельной подготовке студентов в сдаче тестов на значок ГТО необходимо осуществлять посредством регулярных консультаций с преподавателями кафедры физического воспитания, которые должны давать практические консультации по развитию основных физических качеств и совершенствованию двигательных навыков.

Уровень физической подготовленности является одним из определяющих факторов, которые обуславливают конкретные сроки подготовки занимающихся к выполнению тестов комплекса ГТО. Человеку, физически более подготовленному, необходимо значительно меньше времени, чем менее подготовленному, как для овладения отдельными видами комплекса ГТО, так и для выполнения всех его нормативов. Для лиц, которые регулярно занимаются в группах ОФП и в спортивных секциях, требуется наиболее короткий период подготовки.

Длительность одного занятия может варьироваться в пределах от 45 до 90 минут в зависимости от степени физической подготовленности занимающихся.

Учебно-тренировочные занятия обычно состоят из трех частей (подготовительная, основная и заключительная), каждая из которых имеет свои задачи.

Подготовительная часть должна обеспечить успешное выполнение физических упражнений, которые осваиваются в основной части занятия. Поэтому наряду с разнообразными общеразвивающими упражнениями в разминку должны быть включены упражнения, по характеру двигательных действий близкие к тем, которые будут изучаться в основной части занятия.

Основная часть занятия - это освоение и совершенствование техники выполнения отдельных видов испытаний комплекса ГТО, а также повышение физической подготовленности занимающихся. В начале основной части занятия осваиваются наиболее сложные двигательные действия, отрабатывается техника выполнения упражнений, пройденных ранее. Если говорить о воспитании физических способностей, то в первую очередь необходимо развивать ловкость, координацию движений, скоростные и скоростно-сило-вые качества. Упражнения, направленные на развитие силы и выносливости, выполняются в конце основной части занятия.

Задача заключительной части занятия - постепенный переход от возбужденного состояния занимающихся, вызванного интенсивной двигательной деятельностью, к относительно спокойному. В заключительной части происходит постепенное снижение функциональных показателей до исходного уровня.

При составлении занятий, направленных на подготовку по определенному виду испытаний ВФСК ГТО, целесообразно комплексно воздействовать на все функциональные системы организма. Комплексные занятия являются наиболее эффективными при подготовке ко всем видам испытаний комплекса ГТО. Они приносят большую пользу, если протекают эмоционально и доставляют удовольствие занимающимся. Для этого целесообразно как можно чаще применять соревновательно-игровой метод, который позволит добиться от занимающихся максимального проявления их физических способностей.

Комплекс упражнений и средства индивидуальной тренировки необходимо подбирать не только согласно с задачами совершенствования физических качеств и практических навыков, которые необходимы для выполнения нормативов комплекса ГТО, но и для восстановления трудовой активности, а также снижения усталости и морально-психологической нагрузки. Поэтому в этот период преподавателям физической культуры следует уделять больше внимания организации и проведению комплексов специальных упражнений для восстановления организма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важным требованием в организации учебных групп является однородность состава. При занятии в группе лиц разного возраста и разной физической подготовленности, будут возникать трудности. Так будет трудно найти общий интерес в занятиях, так как одним будут импонировать более интенсивные занятия с большим объемом физических нагрузок, а другим - более умеренные. А также слишком большая разница в результатах выполнения упражнений может вызывать неуверенность у студентов, имеющих недостаточную физическую подготовку. С точки зрения физической подготовленности, неоднородность группы ставит сложные задачи перед инструктором (тьютором). Так как он должен не только подобрать упражнения, которые могли бы выполнять все занимающиеся, но и определить дозировку, контролировать уровень физической нагрузки.

Для того чтобы сформировать однородные группы, необходимо провести предварительные соревнования по нескольким базовым видам испытаний комплекса ГТО. И определить насколько успешно выполняются основные тесты ГТО студентами.

Соревнования необходимо планировать не чаще одного раза в месяц по отдельным видам испытаний. В положении о соревнованиях необходимо указать: организаторов соревнований и задачи; подготовить программу соревнований, как по видам испытаний, так

и по дням их проведения; наметить время и место проведения; определить сроки представления заявок на участие в соревнованиях; а также оговорить условия допуска участников к соревнованиям.

Положение о соревнованиях составляется заранее и предоставляется для ознакомления.

Инструктор физической культуры должен напомнить, что все участники перед соревнованиями должны пройти медицинский осмотр и иметь от врача персональное разрешение на участие в них.

Места проведения соревнований должны соответствовать установленным требованиям. Все соревнования необходимо начинать с организационных мероприятий:

- выбор места проведения соревнований;

- подготовка мест по видам испытаний;

- подготовка вспомогательного инвентаря;

- подготовка судейской измерительной аппаратуры и документации.

Эффективность работы по комплексу ГТО в коллективах физической культуры зависит от того, насколько глубоко учтены все ее аспекты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьева, И.В. Физическая культура. Основы спортивной тренировки : учебное пособие / И.В. Григорьева, Е.Г. Волкова, Ю.С. Водолазов. - Воронеж : Изд-во Воронеж гос. лесо-технич. акад., 2012. - 87 с.

2. Петров, А. Организация воспитания в вузе / А. Петров // Высшее образование в России. - 2006. - № 3. - С. 87-90.

3. Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество / Ю.Г. Фокин. - М. : Академия, 2002. - 224 с.

4. Хлопова, Т.П. Мониторинг качества образования в современных условиях / Т.П. Хлопова, М.Л. Романова, Т. Л. Шапошникова ; Кубан. гос. технол. ун-т. - Краснодар : [б.и.], 2013. - 166 с.

REFERENCES

1. Grigoryeva, I.V., Volkova, E.G., and Divers, Y.S. (2012), Physical Culture. Fundamentals of sports training, Voronezh, Russian Federation.

2. Petrov, A. (2006), "Organization of education at the university", Higher education in Russia, No. 3, pp. 87-90.

3. Fokin, J.G. (2002), Teaching and training in higher education: methodology, objectives and content, creativity, Moscow, Russian Federation.

4. Hlopova, T.P., Romanova, M.L. and Shaposhnikova, T.L. (2013), Monitoring of quality of education in modern conditions, Krasnodar, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.11.2017

УДК 796.011.3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОК ВУЗОВ К НОРМАТИВУ КОМПЛЕКСА ГТО «САМОЗАЩИТА БЕЗ ОРУЖИЯ»

Гаджиахмед Султанахмедович Султанахмедов, кандидат педагогических наук, доцент,

Герман Владиславович Лурье, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

В статье представлена методика подготовки студенток вузов к выполнению норматива комплекса ГТО «самозащита без оружия». Выявлены физические качества, которые оказывают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.