Научная статья на тему 'Организация пленэр-тура как эффективной формы обучения бакалавров по направлению подготовки "Дизайн"'

Организация пленэр-тура как эффективной формы обучения бакалавров по направлению подготовки "Дизайн" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ПЛЕНЭР-ТУР / ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL PROJECT / OPEN-AIR TOUR / EXHIBITION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдина А.И., Колесникова П.С.

В статье рассматривается актуальный способ повышения эффективности профессиональной подготовки у студентов, обучающихся по направлению «Дизайн», посредством включения в учебнотворческий процесс междисциплинарных образовательных проектов, с помощью которых возможно моделировать ситуации реальной профессиональной деятельности. Авторами разработан и реализован плэнер-тур как специализированный туристский маршрут, который представляет собой экскурсионную программу, включающую в себя посещение объектов показа, организацию встреч, отвечающих профессиональным или любительским интересам всех участников путешествующей группы. Реализация данного проекта была осуществлена за счет средств гранта, при поддержке Федерального агентства по делам молодежи («Росмолодежь»). В ходе реализации проекта авторами доказано, что пленэрные работы в образовательном процессе позволяют определить задания и методологическую направленность деятельности, формирующую изобразительную грамотность, стилистическую корректность, владение выразительными средствами, сумма которых определяет образовательный продукт -качественно подготовленного выпускника. Результатом научного исследования, проведенного авторами, стал анализ эффективности реализованного пленэр-тура. С целью оценки эффективности проекта авторами была рассчитана сумма средних значений технологической, организационной и социальной эффективности выездного пленэр-конкурса. Доказано, что пленэр-тур является эффективной формой развития творческих способностей будущих специалистов визуальных искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of a Plener tour as an Effective Form of Training the Bachelors in the Direction of Training “Design”

In a scientific article, the authors consider the actual problem of professional training of students of the bachelor program “Design.” Interdisciplinary educational projects are included in the educational and creative process. With the help of projects, it is possible to simulate situations of real professional activity. The authors have developed and implemented a plener tour. This is a specialized tourist route, which is a sightseeing program. The tour program includes a visit to the objects of the show, organization of meetings. The program corresponds to the professional or amateur interests of all members of a traveling group. The project was implemented at the expense of the grant with the support of the Federal Agency for Youth Affairs “Rosmolodezh.” The authors proved that the open-air works in the educational process make it possible to determine the tasks and the methodological orientation of the activity, which forms graphic literacy, stylistic correctness, and possession of expressive means. All this determines the educational product: a well-trained graduate. The authors analyzed the effectiveness of an open-air tour. In order to assess the effectiveness of the project, the authors calculated the sum of the average values of the technological, organizational and social effectiveness of the open-air plener competition. The authors proved that the open-air tour is an effective form for the development of creative abilities of future specialists of visual arts.

Текст научной работы на тему «Организация пленэр-тура как эффективной формы обучения бакалавров по направлению подготовки "Дизайн"»

УДК 37.036.5

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛЕНЭР-ТУРА КАК ЭФФЕКТИВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ДИЗАЙН»

Юдина Анна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета социально-культурных технологий, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: yudinaannaivanovna@mail.ru

Колесникова Полина Сергеевна, магистрант, кафедра управления и экономики социально-культурной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: kolesnikova.polia2016@yandex.ru

В статье рассматривается актуальный способ повышения эффективности профессиональной подготовки у студентов, обучающихся по направлению «Дизайн», посредством включения в учебно-творческий процесс междисциплинарных образовательных проектов, с помощью которых возможно моделировать ситуации реальной профессиональной деятельности. Авторами разработан и реализован плэнер-тур как специализированный туристский маршрут, который представляет собой экскурсионную программу, включающую в себя посещение объектов показа, организацию встреч, отвечающих профессиональным или любительским интересам всех участников путешествующей группы. Реализация данного проекта была осуществлена за счет средств гранта, при поддержке Федерального агентства по делам молодежи («Росмолодежь»). В ходе реализации проекта авторами доказано, что пленэрные работы в образовательном процессе позволяют определить задания и методологическую направленность деятельности, формирующую изобразительную грамотность, стилистическую корректность, владение выразительными средствами, сумма которых определяет образовательный продукт -качественно подготовленного выпускника. Результатом научного исследования, проведенного авторами, стал анализ эффективности реализованного пленэр-тура. С целью оценки эффективности проекта авторами была рассчитана сумма средних значений технологической, организационной и социальной эффективности выездного пленэр-конкурса. Доказано, что пленэр-тур является эффективной формой развития творческих способностей будущих специалистов визуальных искусств.

Ключевые слова: образовательный проект, пленэр-тур, выставочная деятельность.

0RGANIZATI0N OF A PLENER TOUR AS AN EFFECTIVE FORM OF TRAINING THE BACHELORS IN THE DIRECTION OF TRAINING "DESIGN"

Yudina Anna Ivanovna, Dr of Pedagogical Sciences, Professor, Dean of the Faculty of Sociocultural Technologies, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: yudinaannaivanovna@mail.ru

Kolesnikova Polina Sergeevna, Postgraduate Student, Department of Management and Economics of Sociocultural Sphere, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: kolesnikova.polia2016@yandex.ru

In a scientific article, the authors consider the actual problem of professional training of students of the bachelor program "Design." Interdisciplinary educational projects are included in the educational and creative process. With the help of projects, it is possible to simulate situations of real professional activity. The authors have developed and implemented a plener tour. This is a specialized tourist route, which is a sightseeing program. The tour program includes a visit to the objects of the show, organization of meetings.

The program corresponds to the professional or amateur interests of all members of a traveling group. The project was implemented at the expense of the grant with the support of the Federal Agency for Youth Affairs "Rosmolodezh." The authors proved that the open-air works in the educational process make it possible to determine the tasks and the methodological orientation of the activity, which forms graphic literacy, stylistic correctness, and possession of expressive means. All this determines the educational product: a well-trained graduate. The authors analyzed the effectiveness of an open-air tour. In order to assess the effectiveness of the project, the authors calculated the sum of the average values of the technological, organizational and social effectiveness of the open-air plener competition. The authors proved that the open-air tour is an effective form for the development of creative abilities of future specialists of visual arts.

Keywords: educational project, open-air tour, exhibition activities.

На сегодняшний день появляется всё больше возможностей для реализации творческого потенциала молодого поколения. Это особенно важно для студентов вузов культуры, обучающихся на творческих специальностях. Свои таланты они могут проявить не только в рамках образовательного процесса и прохождения практики, но и участвуя в проектах, которые направлены на поддержку и самореализацию, например начинающих дизайнеров и художников.

При изучении перспективных форм включения потенциала социально-культурного пространства в образовательный процесс организаций высшего образования и актуализации практико-ориентированной деятельности бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Дизайн», выявлено, что наиболее востребованными формами являются междисциплинарные образовательные проекты, моделирующие ситуации реальной профессиональной деятельности [13, с. 195]. Одним из способов создания условий для уникального творческого процесса является организация пленэр-тура для студентов вузов искусств [6, с. 210].

В рамках такого пленэр-тура можно создать условия для проведения выездного пленэра, в ходе которого проводится конкурс среди творческих работ, выполненных студентами, а по итогу формируется художественная выставка. Для этого необходимо разработать специализированный туристский маршрут, который представляет собой тур, экскурсионная программа которого включает в себя посещение объектов показа, организацию встреч, отвечающих профессиональным или любительским интересам всех участников путешествующей группы [12, с. 234]. В данном контексте

мы рассматриваем специализированную творческую программу для студентов Кемеровского государственного института культуры направлений подготовки «Дизайн» и «Народная художественная культура».

Специализированные туристские программы достаточно разнообразны и классифицируются по различным направлениям. Одним из таких направлений выступают хобби-туры, это поездки для занятия любимым делом. Сюда же можно отнести и обучающие туры, целью которых является изучение различных видов искусств, а также повышение квалификации [13, с. 200]. Данные аспекты, характеризующие цель и специфику деятельности туристической группы, характерны и для пленэрного туризма.

Пленэр-тур - это организация выездного мероприятия с целью проведения пленэров. Пленэр (с франц. дословно - «на открытом воздухе») -это живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях [9, с. 3].

К этой категории также относятся и фототуры, которые направлены на освоение новой фототехники, изучение методологии профессиональной фотосъемки, работу в разных жанрах. Важным моментом в данном виде туризма является то, что у участников есть возможность выделить на фотосъемку столько времени, сколько потребуется [4, с. 300].

Изучив туристские возможности региона, мы выявили, что он обладает объектами инфраструктуры, которые необходимы для реализации специализированного туристского проекта [5, с. 45]. Среди таких объектов нами была выбрана заповедная зона территории санатория

«Танай», так как недалеко от средства размещения находятся природные объекты, необходимые для рисования. Санаторий расположен в горной местности, которая позволяет получить навыки в изображении горного рельефа, а также оказывает услуги кресельного подъемника, что дает возможность создать панорамный пейзаж, в ходе которого формируется умение по созданию линейно-воздушной перспективы [3].

В ходе реализации специализированного проекта были осуществлены два основных мероприятия.

1. Выездной пленэр-конкурс «Живописный Танай»

В первый день для участников была организована экскурсия по территории заповедной зоны, в ходе которой произошло знакомство с местностью; осуществлен подъем на вершину горы, где для участников был проведен мастер-класс и студенты выполнили творческие работы. По итогам дня состоялся общий просмотр, где участники показали свои работы, а руководители дали оценку этюдам и фотографиям.

Во второй день участники посетили озеро, здесь специалисты дали небольшие советы и студенты выполнили творческие работы. По итогам второго дня в ходе просмотра руководители оценили работы конкурсантов, выбрали лучшие фотографии и этюды для выставки и наградили участников сертификатами. На третий день участники вернулись в место своего постоянного пребывания - г. Кемерово.

Остановимся подробнее на пленэрной работе студентов, как одной из важных составляющих процесса профессионального развития.

Пленэрные работы в ходе образовательного процесса позволяют осмыслить ценность зрительно-логического компонента обучения, связывающего исследование историко-культурного контекста с конкретной наблюдаемой средой. Подобное осмысление пленэра позволяет определить задания и методологическую направленность деятельности, формирующей изобразительную грамотность, стилистическую корректность, владение выразительными средствами, сумма которых определяет образовательный продукт - качественно подготовленного выпускника [2].

При формировании программы пленэра необходимо учитывать задачу расширения кругозора обучающихся, включая историко-краеведческий аспект, определяющий содержание заданий по композиции. Соответственно одной из задач в процессе выполнения творческой работы является создание и донесение до зрителя образа и идеи произведения с помощью соответствующего сюжета. В рамках реализации выездного пленэр-конкурса «Живописный Танай» перед студентами стояла задача изобразить характерную природную особенность Сибири, раскрывая свое отношение через живопись к заповедной местности, прилегающей к санаторию «Танай». Перед началом работы студентам была озвучена тема будущей выставки по итогам выездного пленэра - «Природа родного края», с учетом которой участники искали образ и воплощали его в своей работе. В работе пленэра принимали участие студенты из Китайской Народной Республики, для которых впервые состоялось знакомство с историей и природой Сибири.

Исследователи утверждают, что пленэр способен решить задачи теоретико-методологического, социального и прикладного характера в подготовке выпускников высшей школы. Интерес к проблеме моделирования профессиональной компетентности студентов во время пленэра позволяет обратить внимание на значимость пространственных представлений человека, которые определяются особенностями его сознания, спецификой и функциями художественного осмысления мира. Поскольку изображения следуют за изменениями в сознании человека и фиксируют их, постольку можно соотнести усовершенствование путей художественного освоения мира и процесса рефлексии в процессе обучения [2].

Процесс формирования у студентов эстетического восприятия окружающего мира, как и развитие у них навыков отображения колористического состояния натуры в своих работах, неразрывно связан с приобретением опыта выполнения живописных этюдов на природе. Создание учебных этюдов на открытом воздухе несколько отличается от работы в помещении. Усложняют работу с натуры обилие света, множество разнообразных рефлексов, большая удаленность объ-

ектов пейзажа от наблюдателя, смена освещенности в короткие сроки. Перед учащимися ставятся сложные задачи - запечатлеть конкретное, сиюминутное состояние натуры, всегда зависящее от времени года, времени суток и, что немаловажно, от погодных условий, которые могут изменяться во время работы [1, с. 67].

В процессе пленэрных работ студенты систематизируют знания и практические навыки, которые Д. В. Одаряев предлагает рассмотреть как специальные компетенции в живописи пленэра [8, с. 161]:

1. Осознанное владение понятийным аппаратом, терминологией живописи и умение пользоваться ими, а также понимание отличительных особенностей живописи в условиях мастерской и в условиях пленэра; владение понятиями общего тона и общего цвета, предметного и обусловленного цвета, воздушной и линейной перспективы.

2. Владение знаниями и практическими умениями, обеспечивающими целенаправленность и последовательность составления эскиза пейзажа-картины: сбор подготовительного материала; эскизы, определяющие цветовое и тоновое состояние мотива; эскиз общего композиционного решения.

3. Готовность решать образные и пластические задачи этюдов пленэрной живописи: целенаправленный выбор пленэрного мотива; определение общего тона и общего цвета натуры (пейзажа или портрета) в условиях пленэра; определение больших цветовых отношений между основными объектами натуры (отношения неба, земли, воды и т. д.); моделировка больших форм с помощью тона и цвета; выявление в этюдах соотношения предметного и обусловленного цвета натуры.

4. Готовность ориентироваться в передаче средствами живописи постоянно меняющихся условий пленэра: применять работу памяти и представления не только в процессе составления композиции эскиза картины, но и в доработке этюдов с натуры в условиях мастерской; рассчитывать время выполнения каждой из задач натурных этюдов на пленэре.

Выделенные специальные компетенции не только способствуют освоению реалистической изобразительной грамоты и развивают чувство

цветовой гармонии, но и предоставляют большие возможности для проявления композиционно-образного мышления, которое необходимо для формирования будущего профессионала [8, с. 161].

В соответствии с компетентностным подходом к обучению живописи пленэра нами была разработана программа выездного пленэра. Каждый участник выездного пленэр-конкурса самостоятельно выбирал место для написания этюда в заданных условиях. Например, в первый день пленэр проводился на вершине горы, во второй день - в болотистой местности, возле озера. Соответственно композиционное решение являлось одной из первых задач, которую студенту необходимо было решить в ходе пленэра. Выездной конкурс был рассчитан на два пленэра в разное время суток, чтобы участники смогли передать разное состояние природы, в зависимости от погодных условий и степени освещенности при утреннем и дневном свете. Важный навык, который получили студенты во время второго дня пленэрных работ, - это изображение воды. Здесь у участников был выбор, так как можно было потренироваться в навыке передачи неподвижной и спокойной глади воды, небольшого водопада и болотистой местности.

Стоит отметить, что перед началом пленэра руководители группы давали советы по изображению природы в определенный период времени и при определенных условиях, обращая внимание участников на важные моменты, которые необходимо знать при написании этюда маслом или создании художественного фото.

В целом процесс формирования творчески мыслящей личности протекает более успешно при активной и разнообразной творческой деятельности. Особым фактором развития художественно-образного мышления выступает контакт с природой. Он обогащает творческую мысль, воображение, что особенно важно для специалистов сферы визуальных искусств [1, с. 66].

Также немаловажными являются просмотры в ходе пленэрных работ. Во время реализации выездного пленэр-конкурса просмотры осуществлялись по итогам каждого дня и в завершении был проведен просмотр с подведением итогов всего

выездного пленэра. Здесь же и состоялась конкурсная часть, где руководители групп выступили экспертами и оценили качество выполненных работ, присуждая первое, второе и третье место в номинации «Живописный этюд» и «Художественное фото», а также были выбраны лучшие творческие работы, которые вошли в состав выставки. Необходимо подчеркнуть, что просмотры являлись общими для студентов направления подготовки «Дизайн» и «Народная художественная культура», что особенно важно в обмене опытом и знаниями в смежных отраслях искусства. Во время просмотров каждый из руководителей поднимал вопросы, касающиеся композиции, техники исполнения, колористки и состояния работы, что важно усвоить будущим профессионалам графического дизайна и фотоиндустрии.

Одним из наиболее значимых результатов проекта для студентов Кемеровского государственного института культуры является опыт пленэрной работы. Для некоторых студентов направления подготовки «Дизайн» живопись маслом осуществлялась впервые. Студентки КемГИК из Китайской Народной Республики тоже впервые писали маслом.

2. Выставка по итогам выездного пленэр-конкурса

Под художественной выставкой понимают показ экспонатов, в той или иной степени относящихся к деятельности в области искусства. На художественных выставках могут быть представлены предметы декоративно-прикладного искусства, живопись, графика, акварель, костюмы, ювелирные украшения и прочее [7, с. 284].

Выставочная деятельность является важным, итоговым этапом в обучении студентов творческой специальности. Участие в выставках помогает студентам представить результаты своего творчества зрителю, что способствует дальнейшему осознанному поиску новых образов и форм, выработке своего индивидуального стиля, неповторимого художественного видения. На выставке по итогам выездного пленэр-конкурса «Живописный Танай» были представлены лучшие работы студентов, выполненные с натуры,

передающие состояние, колористику и характерные особенности осеннего пейзажа в Сибири.

Реализация данного проекта оказалась возможной за счет средств гранта, при поддержке Федерального агентства по делам молодежи («Росмолодежь»). На этапе формирования заявки были определены основные показатели, которые характеризуют качественные и количественные результаты, направленные на реализацию творческого потенциала участников, получение новых знаний и умений, создание живописных этюдов и художественных фотографий, оформление выставки творческих работ по итогам выездного пленэр-конкурса.

Пленэр-тур направлен на формирование условий реализации творческого потенциала молодежи средствами туристско-экскурсионной деятельности, что соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации «О Всероссийском конкурсе молодежных проектов», где в качестве цели обозначено «вовлечение молодежи Российской Федерации в творческую деятельность и социальную практику, а также повышение гражданской активности, формирование здорового образа жизни и раскрытие потенциала молодежи в интересах развития страны» [11].

Подводя итоги, мы проанализировали эффективность реализованного пленэр-тура. Для расчета эффективности проекта была использована методика, представленная в статье И. С. Пилко и С. А. Мухамедиевой [9]. Мы рассчитали сумму средних значений технологической, организационной и социальной эффективности выездного пленэр-конкурса, принимая за единицу положительный результат. Таким образом, условно принимая технологическую эффективность за 0,2, организационную эффективность - за 0,3 и социальную эффективность - за 0,5, в сумме мы получаем единицу.

Таблица 1 отражает расчет технологической эффективности, где в качестве индикаторов мы выявили количественные показатели проекта, фактическое значение которых соотнесли с плановыми показателями и получили среднее значение балла технологической эффективности.

Таблица 1

Расчет технологической эффективности выездного пленэр-конкурса «Живописный Танай»

Индикаторы Показатели Баллы

Плановые Фактические

1. Количество участников выездного пленэр-конкурса 28 28 i

2. Количество дней выездного пленэр-конкурса 3 3 i

3. Общее количество часов пленэра во время выездного пленэр-конкурса 8 ч. 30 мин. 8 ч. 0,94

4. Количество творческих работ, которые выполнила группа дизайнеров за время выездного пленэр-конкурса 24 24 1

5. Количество творческих работ, которые выполнила группа фотографов за время выездного пленэр-конкурса 24 24 1

6. Количество творческих работ, которые группа дизайнеров предоставила для выставки по итогам выездного пленэр-конкурса 12 13 1,1

7. Количество творческих работ, которые группа фотографов предоставила для выставки по итогам выездного пленэр-конкурса 12 12 1

8. Количество победителей выездного пленэр-конкурса 6 6 1

9. Количество творческих номеров от студентов для открытия выставки по итогам выездного пленэр-конкурса 1 3 3

10. Бюджет выездного пленэр-конкурса 300 000 р. 299 999 р. 20 к. 0,99

Средний балл 1,2

В таблице 2 представлен расчет организаци- ты опроса участников пленэр-тура и характеризует онной эффективности, которая отражает результа- условия проведения выездного пленэр-конкурса.

Таблица 2

Расчет организационной эффективности выездного пленэр-конкурса «Живописный Танай»

Индикаторы Показатели, % Баллы

Плановые Фактические

1. Оценка участниками выездного пленэр-конкурса качества гостиничных услуг ООО «Санаторий Танай» 100 90 0,9

2. Оценка участниками услуг трансфера Кемерово - Танай - Кемерово 100 98 0,98

3. Оценка участниками качества питания в ресторане «Фьюжн» 100 94 0,94

4. Общая оценка выездного пленэр-конкурса участниками 100 93 0,93

5. Оценка участниками заповедной зоны «Танай» как места для проведения выездного пленэр-конкурса 100 100 1

6. Оценка участниками открытия выставки по итогам выездного пленэр-конкурса 100 93 0,93

Окончание таблицы 2

Индикаторы Показатели, % Баллы

Плановые Фактические

7. Оценка участниками качества художественных материалов, использованных в ходе выездного пленэр-конкурса (этюдник, кисти, масляные краски, холсты и другие материалы) 100 98 0,98

8. Оценка участниками организации экскурсии по территории заповедной зоны «Танай», проведенной сотрудником ООО «Санаторий Танай» 100 98 0,98

9. Оценка участниками качества дополнительных услуг, предоставленных ООО «Санаторий Танай» (услуга кресельного подъемника на вершину горы, оборудование зала для конференций) 100 100 1

10. Оценка участниками качества работы экспертов конкурса 100 100 1

Средний балл 0,96

В таблице 3 приводится расчет социальной эффективности, исходя из экспертного мнения по оценке универсальных компетенций, установленных программой бакалавриата, которые частично

могли формироваться в ходе реализации проекта. При оценке компетенций экспертами выступили преподаватели Кемеровского государственного института культуры.

Таблица 3

Индикаторы Показатели Баллы

Плановые Фактические

1. Способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения практических задач 10 10 1

2. Способность определять круг задач в рамках поставленной цели 10 10 1

3. Способность выбирать оптимальные способы решения поставленных задач 10 10 1

4. Способность решать задачи исходя из имеющихся ресурсов, ограничений и действующих правовых норм 10 10 1

5. Способность осуществлять межкультурные взаимодействия 10 9 0,9

6. Способность реализовать свою роль в команде 10 9 0,9

7. Способность осуществить деловые коммуникации 10 10 1

8. Способность воспринимать межкультурные различия общества 10 10 1

9. Способность управлять своим временем 10 8 0,8

10. Способность выстраивать траекторию саморазвития и реа-лизовывать её 10 10 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний балл 0,96

Расчет социальной эффективности выездного пленэр-конкурса «Живописный Танай»

Следовательно, умножая средний балл технологической, организационной и социальной эффективности на соответствующее значение мы получаем следующие слагаемые: 1,2 х 0,2 + 0,96 х 0,3 + 0,96 х 0,5, которые в сумме дают 1, 008. Результат больше единицы, соответственно реализованный проект эффективен.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что пленэр-тур является достаточно интересной и успешной формой для развития творческих способностей будущих специалистов визуальных искусств. В процессе реализации выездного пленэр-конкурса «Живописный Танай» студента-

ми воплощаются на практике полученные знания. Во время выполнения работ формируется уникальное художественное видение с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности; глубокая пространственная ориентация, способность воспринимать трехмерное пространство и передавать его характерные особенности в двухмерном пространстве на плоскости в быстро меняющихся условиях; развиваются способности к творческому воображению, которые способствуют созданию художественного образа средствами живописи.

Литература

1. Амелина И. В. Роль пленэра в процессе обучения студентов // Поволж. пед. вестн. - 2014. - № 3 (4). -С. 66-69.

2. Дьячкова Л. Г., Карев Б. А. Образовательная ценность и смысл пленэра // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 16. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/obrazovatelnaya-tsennost-i-smysl-plenera (дата обращения: 21.03.2019).

3. Инфраструктура курорта [Электронный ресурс] // Санаторий Танай: официальный сайт. - URL: http://tanay42. ru/resort/infrastruktura-kurorta/ (дата обращения: 25.01.2019).

4. Кляп М. П., Шандор Ф. Ф. Современные разновидности туризма: науч. пособие. - М., 2011. - 334 с.

5. Колесникова П. С. Особенности проектирования маршрутов культурно-исторического туризма в Кемеровской области // Коммуникативные возможности современных музеев, библиотек и архивов: сб. мат-лов VIII Меж-дунар. музейных чтений «Современные проблемы музеологии» / гл. ред. Паршиков Н. А. - Электрон. дан. (77 Мб). - Орел: Орлов. гос. ин-т культуры. - 2018. - С. 44-49.

6. Кудрина Е. Л., Юдина А. И., Мухамедиева С. А. Социально-культурные технологии туристской деятельности: проектный подход // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - Кемерово. - 2015. - № 31 - С. 207-216.

7. Логутова Е. В. К истории художественных выставок в Санкт-Петербурге XIX - начала XX века // Тр. ист. фак. С.-Петерб. ун-та. - 2010. - № 2. - С. 284-294.

8. Одаряев Д. В. Компетентностный подход к обучению живописи пленэра // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 4. - С.160-162.

9. Пилко И. С., Мухамедиева С. А. К оценке эффективности библиотечной деятельности // Науч. и техн. б-ки. -2019. - № 3. - С. 31-45.

10. Пленер: практ. пособие / сост. В. И. Морозов. - Ижевск: Удмурт. ун-т, 2012. - 15 с.

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сент. 2017 года № 1120 «О Всероссийском конкурсе молодежных проектов». - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71770318/paragraph/1:0.

12. Словарь международных туристских терминов: русско-английско-французско-немецкий / сост.: И. А. Рябова, Д. К. Исмаев, С. Н. Путилина. - М.: Книгодел: МАТГР, 2005. - 466 с.

13. Тельманова А. С., Колесникова П. С. Социально-культурные условия реализации междисциплинарных проектов в образовательном процессе организаций высшего образования в сфере культуры // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2019. - № 46. - С. 194-296.

References

1. Amelina I.V. Rol' plenera v protsesse obucheniya studentov [The role of the plein air in the process of teaching students]. Povolzhskiypedagogicheskiy vestnik [Volgapedagogical journal], 2014, no. 3 (4), pp. 66-69. (In Russ.).

2. Dyachkova L.G., Karev B.A. Obrazovatel'naya tsennost' i smysl plenera [Educational value and meaning of plein air]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2015, no. 16. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/nobrazovatelnaya-tsennost-i-smysl-plenera (accessed 21.03.2019).

3. Infrastruktura kurorta [Resort infrastructure]. Sanatoriy Tanay: sayt [Sanatorium Tanai: official site]. (In Russ). Available at: http://tanay42.ru/resort/infrastruktura-kurorta/ (accessed 25.01.2019).

4. Klyap M.P., Shandor F.F. Sovremennye raznovidnosti turizma [Modern types of tourism]. Moscow, 2011. 334 p. (In Russ).

5. Kolesnikova P.S. Osobennosti proektirovaniya marshrutov kul'turno-istoricheskogo turizma v Kemerovskoy oblasti [Features of the design of routes of cultural and historical tourism in the Kemerovo region]. Kommunikativnye vozmozhnosti sovremennykh muzeev, bibliotek i arkhivov: sb. materialov VIII Mezhdunarodnykh muzeynykh chteniy "Sovremennye problemy muzeologii" [Communicative features of modern museums, libraries and archives: Collection of materials of the VIII International Museum Readings "Modern Problems of Museology"]. Orel, Orel State Institute of Culture Publ., 2018, pp. 44-49. (In Russ.).

6. Kudrina E.L., Yudina A.I., Mukhamedieva S.A. Sotsial'no-kul'turnye tekhnologii turistskoy deyatel'nosti: proektnyy podkhod [Socio-cultural technologies of tourism: a project approach]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts]. Kemerovo, 2015, no. 31, pp. 207-216. (In Russ.).

7. Logutova E.V. K istorii khudozhestvennykh vystavok v Sankt-Peterburge XIX - nachala XX veka [To the history of art exhibitions in St. Petersburg XIX beginning XX]. Trudy istoricheskogo fakul'teta Sankt-Peterburgskogo universiteta [Proceedings of the Faculty of History of St. Petersburg University], 2010, no. 2, pp. 284-294. (In Russ.).

8. Odaryaev D.V. Kompetentnostnyy podkhod k obucheniyu zhivopisi plenera [Competence-based approach to teaching plein air painting]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2012, no. 4, pp. 160-162. (In Russ.).

9. Pilko I.S., Mukhamedieva S.A. K otsenke effektivnosti bibliotechnoy deyatel'nosti [To assess the effectiveness of library activities]. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki [Scientific and technical libraries], 2019, no. 3, pp. 31-45. (In Russ.).

10. Plener: prakticheskoe posobie [Plein air: a practical guide]. Izhevsk, Udmurt University Publ., 2012. 15 p. (In Russ).

11. Postanovlenie Pravitel 'stva Rossiyskoy Federatsii ot 19 sentyabrya 2017 goda № 1120 "O Vserossiyskom konkurse molodezhnykh proektov" ["On the All-Russian competition of youth projects"]. (In Russ.). Available at: http://ivo. garant.ru/#/document/71770318/paragraph/1:0.

12. Slovar mezhdunarodnykh turistskikh terminov: russko-angliysko-frantsuzsko-nemetskiy [Dictionary of international tourist terms: Russian-English-French-German]. Moscow, Knigodel Publ., 2005. 466 p. (In Russ).

13. Telmanova A.S., Kolesnikova P.S. Sotsial'no-kul'turnye usloviya realizatsii mezhdistsiplinarnykh proektov v obrazovatel'nom protsesse organizatsiy vysshego obrazovaniya v sfere kul'tury [Socio-cultural conditions for the implementation of interdisciplinary projects in the educational process of higher education institutions in the field of culture]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2019, no. 46, pp. 194-296. (In Russ.).

УДК 378

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Ляхова Елена Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий, Московский государственный лингвистический университет (г. Москва, РФ). E-mail: liakhoval@mail.ru

Мороз Наталья Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий, Московский государственный лингвистический университет (г. Москва, РФ). E-mail: nataschamoroz@yandex.ru

Цацкина Елена Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры международной информационной безопасности, Московский государственный лингвистический университет (г. Москва, РФ). E-mail: elena-tsatskina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.