Научная статья на тему 'Организация платных медицинских услуг'

Организация платных медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1243
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
платные медицинские услуги / гарантированный объем медицинской помощи / договор / потребитель / информация / paid medical services / guaranteed volume of medical assistance / contract / consumer / information

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А И. Ломакин, Л В. Паришкова

В статье рассматривается изменение законодательства в сфере предоставления платных медицинских услуг. Рассмотрены регламент предоставления платной медицинской помощи, преимущества для пациента и медицинской организации. Отражены проблемы, не учтенные в современной нормативной документации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А И. Ломакин, Л В. Паришкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PAID MEDICAL SERVICES

The article discusses the changing of the legislation in the sphere of rendering of paid medical services. Considered the rules of providing paid medical care, benefits for the patient and the medical institution. Reflected problem, not accounted for in the modern normative documentation.

Текст научной работы на тему «Организация платных медицинских услуг»

ADMINISTERING MEDICAL AID TO THE INHABITANTS OF ZHELEZNOGORSK CLOSED ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL ENTITY IN 2012 A.I. Lomakin, L.A. Zhilkina

Clinical Hospital №51 of FMBA of Russia, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, RF

Abstract. The article deals with the organization of medical assistance to residents of Zheleznogorsk in 2012. Particular attention is paid to the state of logistics, human resources and information of Clinical Hospital № 51. Presented problems to be solved in 2013.

Key words: health care, medical aid, quality, availability, modernization.

Статья поступила в редакцию 15 января 2013 года

ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

© ЛОМАКИН А.И., ПАРИШКОВА Л.В.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ А.И. Ломакин, Л.В. Паришкова

ФГБУЗ КБ № 51 ФМБА России, Железногорск, Красноярский край, РФ

662971, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Кирова, д.5 E-mail: [email protected]

Резюме: В статье рассматривается изменение законодательства в сфере предоставления платных медицинских услуг. Рассмотрены регламент предоставления платной медицинской помощи, преимущества для пациента и медицинской организации. Отражены проблемы, не учтенные в современной нормативной документации.

Ключевые слова: платные медицинские услуги, гарантированный объем медицинской помощи, договор, потребитель, информация.

Медицинская организация может иметь как один, так и несколько источников финансирования. Так, например, медицинская помощь оказывается за счет средств бюджетов (федерального, регионального, местного) в рамках целевого финансирования или по утвержденному государственного задания; застрахованным гражданам за счет средств системы обязательного медицинского страхования; в рамках национальных проектов и, естественно, за счет внебюджетных источников финансирования. И, одним из внебюджетных источников финансирования являются платные медицинские услуги, оказываемые за счет собственных средств юридических и физических лиц. Остановимся на данном виде деятельности подробнее.

Необходимо отметить тот факт, что законодательные и нормативные акты, регламентирующие оказание медицинской помощи на платной основе на территории РФ, подлежат исполнению организациями всех форм собственности без исключения.

Законодательство в сфере здравоохранения в новейшей истории нашей страны кардинально менялось два раза: принятие Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 г. «Основ законодательства Российской Федерации

об охране здоровья граждан» № 5487-1 и в 2012 году: вступление в действие Федерального закона РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». При этом законодательство по оказанию платных медицинских услуг претерпело изменения трижды:

- Постановлением Верховного Совета РСФСР от 28 июня 1991 г. «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» введено понятие добровольного медицинского страхования, а Указом Президента Российской Федерации от 26.09.1992 N 1137 «О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации предусмотрено «разгосударствление и приватизация учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности»;

- 13 января 1996 года Правительство РФ упорядочило оказание платной медицинской помощи изданием постановления № 27 «Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями»;

- и, наконец, после очень длительной подготовки, в жарких спорах, особенно по поводу возможности оказания платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохране-

ния, Правительство РФ 4 октября 2012 г. принимает Постановление № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (далее - Постановление № 1006).

Толчок к реформированию возмездного предоставления медицинских услуг за счет собственных средств граждан дал, если можно так выразиться, настоящий «бардак», выражавшийся практически в полном бесправии пациента, особенно в организациях государственной системы здравоохранения, где, ввиду ограниченного финансирования, появлялись огромные очереди практически на все виды гарантированной государством помощи. Наиболее доходным местом являлись диагностические службы. После выхода приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2009 г. № 377 «О неотложных мерах по обеспечению гарантий по оказанию гражданам бесплатной медицинской помощи», стали наблюдаться перегибы в другую сторону, вплоть до полного запрета в некоторых государственных учреждениях платных медицинских услуг. К чему это привело, всем известно: к уходу легальных платных медицинских услуг «в тень» и повышению расценок за предполагаемый риск персонала, оказывающего услугу.

Так что же изменилось с момента введения в действие Постановления № 1006 в 2013 году?

Во-первых, несмотря на то, что и ранее медицинская услуга считалась потребительской, теперь, в Постановлении № 1006 напрямую применяется понятие «Потребитель» услуги, и в обязательном порядке, заявлено требование включения указанного наименования в договор. Что это меняет? А то, что все статьи закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» распространяются и на платные медицинские услуги. Пациент получает право рассматривать приобретение платной медицинской услуги как покупку бытовой техники или ремонт часов и требовать от медицинской организации качества оказания услуги в его представлении. При этом, такое понятие, как «качество медицинской услуги», впрямую зависящее от оснащения учреждения, уровня квалификации его специалистов и их деонтологии, чрезвычайно широкое и не имеет однозначного толкования. Медицинское учреждение в настоящее время является практически незащищенным перед часто необоснованными претензиями со стороны пациента. Что мы имеем в результате? Количество исков, в том числе и заканчивающихся судебными разбирательствами, к медицинским учреждениям растет в геометрической прогрессии, судьи не знают, как судить, поскольку предмет иска им нов и непонятен, и нет наработанной практики. Учреждения, порой и сами себя подставляют, небрежно относясь к

оформлению медицинской документации.

Во-вторых, при наличии медицинской услуги, необходимой пациенту, в программе государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи, в организации любой формы собственности ему обязаны предложить бесплатное получение такой услуги. И, только в случае письменного отказа пациента и при наличии иных условий (не указанных в Программе государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи) получения требуемой пациенту медицинской услуги, ее можно предоставлять на платной основе.

В-третьих, для медицинских учреждений скорее положительное нововведение, хотя и требующее дополнительного времени, это документальное оформление факта предоставления услуги.

Документом, подтверждающим намерения сторон, является договор, обязательными реквизитами которого являются:

- указание участвующих лиц: «Заказчик» (Пациент) и «Исполнитель» (медицинское учреждение) - при прямом предоставлении услуги или «Заказчик» (плательщик: как юридическое, в том числе и Страховая компания, так и физическое лицо), «Потребитель» (пациент) и «Исполнитель» (медицинское учреждение) - при опосредованном предоставлении услуги;

- предмет договора;

- обязанности, права и ответственность

сторон;

- сроки оказания услуг и условия их получения;

- перечень и стоимость услуг;

- подписи сторон.

Публичный договор (устное соглашение сторон) Постановлением № 1006 не предусмотрен, хотя, Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (глава 28), несомненно являющийся законодательным документом более высшего порядка, его не отменял. Рекомендовано, все-таки следовать Постановлению № 1006, поскольку при наличии судебного прецедента, все сомнения будут трактоваться в сторону пациента.

Документом, подтверждающим сам факт оказания услуги, является запись в медицинской документации и выписка, выданная Пациенту на руки, с указанием полученной им услуги (медицинской помощи) и рекомендациями по дальнейшему лечению или профилактике.

В-четвертых, расширено информационное право пациента. В обязанность медицинских учреждений включено ознакомление пациентов со всеми видами оказываемой медицинской помощи (услуг) и условиями ее (их) получения пу-

тем размещения информационных материалов до момента фактического предоставления:

- в специально отведенных удобных местах на территории организации;

- в информационной сети «Интернет» (на сайте организации).

Также, пациенту до и в процессе лечения должна быть предоставлена полная информация о состоянии его здоровья, методах и способах лечения, возможных рисках, применяемых лекарственных препаратах и т.п.

По запросу пациента учреждение обязано выдать ему копии медицинской документации или требуемые справки (за исключением оружейной и водительской) в неограниченном количестве экземпляров без взимания платы.

В-пятых, при предоставлении платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи.

В-шестых, изменилась система ценообразования в государственных медицинских учреждениях. Порядок определения цен (тарифов) устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. И понятие прибыли в структуре цены платной медицинской услуги, реализуемой государственным учреждением, полностью исключено. Цена на такие услуги должна только лишь покрывать расходы на ее оказание. Ни о каком дополнительном доходе речи не идет. Медицинские организации иных форм собственности порядок ценообразования определяют самостоятельно.

В-седьмых, более конкретно определены виды медицинской помощи, которые оказываются только за счет собственных средств юридических и физических лиц:

- индивидуальный уход;

- лечение препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, дополнительное питание и т.п.;

- анонимное лечение (за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ);

- лечение нерезидентов и лиц, незастрахованных в системе ОМС;

- лечение по желанию пациента.

И, наконец, все действующие в настоящее время нормативные документы, регламентирующие платную медицинскую деятельность: Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. N З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности», Постановление Правительства РФ от 22.10. 2012 г. № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 го-

дов», Постановление Правительства РФ № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» и др. являются согласованными и не имеющими разночтений, что является большим достижением наших законодателей.

Но, несмотря на тщательную проработку вышеуказанных документов, нерешенные проблемы в сфере предоставления платных медицинских услуг остались.

Так, не определена ответственность пациентов за предоставление исчерпывающей известной им информации о состоянии своего здоровья и наличии возможных противопоказаний к проведению тех или иных видов медицинских вмешательств. Тем более, что оказание платных медицинских услуг может проводиться в любых медицинских организациях, в том числе не располагающих какими-либо предварительными сведениями о пациенте [1].

Отсутствуют современные методические рекомендации по организации платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в т.ч. рекомендующие порядок разделения потоков пациентов, получающих платные медицинские услуги и медицинские услуги без взимания платы, а также организации работы медицинских специалистов и использования медицинского оборудования и аппаратуры [1].

Немного подробнее по поводу законности оказания платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения:

- право лица, (юридического или физического) в получении платных медицинских услуг регламентировано статьей 41 Конституции Российской Федерации;

- право учреждения оказывать платные медицинские услуги регламентировано Федеральным законом РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Постановлением № 1006, Уставом учреждения, наличием разрешения, выданного органом управления данным учреждением (при его наличии) и внутренними документами учреждения (приказами, распоряжениями и т.п.).

Самое главное, что не должно нарушаться, это право лица на получение гарантированного государством объема медицинской помощи. Гарантии государства и порядки оказания медицинской помощи определены в Федеральном законе РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и подробно расшифрованы в программе государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации и территориальной программе государственных гарантий

оказания населению бесплатной медицинской помощи, утверждаемой законодательным органом края (области, республики). При этом, если физическое лицо желает получить услугу, гарантированную государством, на иных условиях, ему никто не может отказать в приобретении такой медицинской услуги.

В части конкурентоспособности, частные медицинские учреждения, несомненно, выигрывают:

- практически мгновенное приобретение медикаментов, изделий медицинского назначения, оборудования, новых технологий и пр., ввиду отсутствия обязательных для государственных учреждений конкурсных процедур.

Необходимо отметить, что в 2012 году многим государственным медицинским учреждениям в рамках программы модернизации и других целевых программ были выделены дополнительные финансовые средства для развития и укрепления материально-технической базы, закупки современного диагностического оборудования, что позволило учреждениям расширить спектр предоставляемых платных медицинских и немедицинских услуг, повысить степень комфортности [1]. Но, это разовая акция. А, поскольку, существующие условия предполагают ускоренное моральное старение технологий и оборудования,

преимущества прошедшей модернизации имеют очень быстротечный эффект.

- отсутствие большой управленческой надстройки,

- возможность использования в производственной деятельности труда специалистов, прошедших обязательную специализацию за счет средств государственных учреждений,

- возможность выбора налогового режима,

- свободное ценообразование.

Заключение. В свете всего вышесказанного, необходимо отметить, что, конечно, когда-нибудь, все станет на круги своя, и в государственных учреждениях предоставление платной медицинской помощи станет невозможным по определению. Но, до этого еще очень далеко, поскольку для этого, необходимо оснастить, отремонтировать, выучить и еще многое другое, а все это стоит очень и очень больших денег, которых на сегодня у государства нет, поэтому, финансовые проблемы государственной системы здравоохранения будем решать мы с вами, уважаемые граждане. Литература:

1. Сквирская С.И., Юрова С.И., Гаджалиев Г.Ш. Предоставление платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения в свете нового законодательства // Заместитель главного врача. - 2013. - № 2. - С. 7-11.

ORGANIZATION OF PAID MEDICAL SERVICES A.I. Lomakin, L.V. Parishkova

Clinical Hospital № 51 of FMBA of Russia, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, RF

Abstract: The article discusses the changing of the legislation in the sphere of rendering of paid medical services. Considered the rules of providing paid medical care, benefits for the patient and the medical institution. Reflected problem, not accounted for in the modern normative documentation.

Key words: paid medical services, guaranteed volume of medical assistance, contract, consumer, information.

Статья поступила в редакцию 19 февраля 2013 года

ЛЕКЦИИ

© ШНАЙДЕР Н.А., ЕЖИКОВА В.В.

ПАРАНЕОПЛАСТИЧЕСКАЯ ДЕГЕНЕРАЦИЯ МОЗЖЕЧКА В ПРАКТИКЕ

НЕВРОЛОГА И ОНКОЛОГА Н.А. Шнайдер13, В.В. Ежикова12

1ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, 2ГБУЗ Красноярский Краевой онкологический диспансер, Красноярск, 3ФГБУЗ Клиническая больница №51 ФМБА России, Железногорск,

Красноярский край, РФ

660022 Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1

тел.: (391) 201-65-24

е-таП: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.