Научная статья на тему 'Организация пенитенциарного дела и учебно-воспитательной работы в местах лишения свободы в первые годы советской власти (на материалах Рязанской губернии)'

Организация пенитенциарного дела и учебно-воспитательной работы в местах лишения свободы в первые годы советской власти (на материалах Рязанской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
65
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ ДЕЛО / РЯЗАНСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ТЮРЬМА / PENAL CASE / RYAZAN PROVINCIAL PRISON / РЯЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / RYAZAN PROVINCE / КАРАТЕЛЬНЫЙ ОТДЕЛ / PUNITIVE DEPARTMENT / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И ПОЛИТИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / EDUCATIONAL AND IDEOLOGICAL WORK IN PRISONS / ПРИНЦИПЫ ИС ПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЙ ПОЛИТИКИ / THE PRINCIPLES OF THE FORCED LABOR POLICY / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / CIVIL WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильева Светлана Анатольевна, Тарасов Олег Александрович

В статье рассматривается проблема формирования основ новой пенитенциарной (исправительно-трудовой) политики Народным комиссариатом юстиции РСФСР (Наркомюстом) и ее реализации на местном уровне в 1917-1920 гг. В первые годы советской власти одним из обязательных условий режима содержания в местах лишения свободы становится организация учебно-воспитательной и культурнодосуговой работы, которая в документах того времени именовалась пенитенциарным делом. На основе архивных источников, впервые вводимых в научный оборот, показан процесс создания в Рязанской губернии организационной структуры в рамках губернского карательного отдела и отдельных мест лишения свободы. Пенитенциарное дело предполагало создание системы профессионального обучения, общего образования и воспитания заключенных в рамках скромных возможностей местной губернской власти в условиях Гражданской войны и острого экономического кризиса. Дается подробное описание конкретных форм и методов учебно-воспитательной и политико-просветительной работы, которая проводилась сотрудниками Рязанского исправительного отделения и Рязанской губернской тюрьмы, приводятся доказательства того, что воспитательная работа в местах лишения свободы по своему содержанию носила ярко выраженный идеологический и классовый характер. Рассматриваются проблемы, с которыми столкнулись органы уголовно-исполнительной системы Народного комиссариата юстиции при постановке пенитенциарного дела в Рязанской губернии: хронический голод заключенных, острая нехватка элементарных вещей нательного белья, спальных мест, дезинфицирующих средств, а также угроза распространения эпидемических заболеваний. Тем не менее пенитенциарное дело в 1919 г. становится важной частью исправительно-трудовой политики государства, которое всерьез рассматривало освобождающихся из мест лишения свободы в качестве естественных агитаторов. Отмечается наивность и утопичность пенитенциарного дела первых лет советской власти, основанного на оптимизме и вере в торжество исправительно-трудовых принципов, которыми была проникнута уголовно-исполнительная политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Васильева Светлана Анатольевна, Тарасов Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of forming the foundations of a new prison (Forced Labor) by the People's Commissariat of Justice of the Russian Federation and its implementation at the local level in 1917-1920. In the first years of Soviet power a prerequisite for the detention regime in prisons is the organization of educational, cultural and leisure activities, which in the documents of the time was called the penal case. On the basis of archival sources, first introduced in the scientific revolution, shows the process of creation of organizational structure within the provincial punitive department and separate prisons in the province of Ryazan. The penal case assumes the creation of a system of vocational training and general education of prisoners within the modest capabilities of the local provincial government during the civil war and severe economic crisis. Provides a detailed description of the specific forms and methods of educational and ideological work carried out by employees of the Ryazan branch of the provincial prison. The authors provide evidence consistent position that the educational work in prisons in its content had an obvious ideological and class character. It shows the problems faced by the authorities of the correctional system in case of the foundation of a new penitentiary affairs. The problem of chronic hunger prisoners, an acute shortage of basic things-underwear, beds, disinfectants, as well as the threat of the spread of epidemic diseases, that's what was most important. However, the penal case in 1919, becoming an important part of a forced labor policy. It seriously considered released from prison as a natural agitators. The authors evaluate the effectiveness of these activities. The authors insist on the naive and utopian prison case of the first years of Soviet power, based on the penal optimism and faith in the triumph of the principles of forced labor, which was imbued with penal policy.

Текст научной работы на тему «Организация пенитенциарного дела и учебно-воспитательной работы в местах лишения свободы в первые годы советской власти (на материалах Рязанской губернии)»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ДЕЛА И УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ)*

Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования основ новой пенитенциарной (исправительно-трудовой) политики Народным комиссариатом юстиции РСФСР (Наркомю-стом) и ее реализации на местном уровне в 1917-1920 гг. В первые годы советской власти одним из обязательных условий режима содержания в местах лишения свободы становится организация учебно-воспитательной и культурно-досуговой работы, которая в документах того времени именовалась пенитенциарным делом.

На основе архивных источников, впервые вводимых в научный оборот, показан процесс создания в Рязанской губернии организационной структуры в рамках губернского карательного отдела и отдельных мест лишения свободы. Пенитенциарное дело предполагало создание системы профессионального обучения, общего образования и воспитания заключенных в рамках скромных возможностей местной губернской власти в условиях Гражданской войны и острого экономического кризиса. Дается подробное описание конкретных форм и методов учебно-воспитательной и политико-просветительной работы, которая проводилась сотрудниками Рязанского исправительного отделения и Ря-

С. А. Васильева, О. А. Тарасов

занской губернской тюрьмы, приводятся доказательства того, что воспитательная работа в местах лишения свободы по своему содержанию носила ярко выраженный идеологический и классовый характер.

Рассматриваются проблемы, с которыми столкнулись органы уголовно-исполнительной системы Народного комиссариата юстиции при постановке пенитенциарного дела в Рязанской губернии: хронический голод заключенных, острая нехватка элементарных вещей— нательного белья, спальных мест, дезинфицирующих средств, а также угроза распространения эпидемических заболеваний. Тем не менее пенитенциарное дело в 1919 г. становится важной частью исправительно-трудовой политики государства, которое всерьез рассматривало освобождающихся из мест лишения свободы в качестве естественных агитаторов.

Отмечается наивность и утопичность пенитенциарного дела первых лет советской власти, основанного на оптимизме и вере в торжество исправительно-трудовых принципов, которыми была проникнута уголовно-исполнительная политика.

Ключевые слова: пенитенциарное дело, Рязанская губерния, Рязан-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Рязанской области, проект № 13-11-62002.

ская губернская тюрьма, карательный отдел, воспитательная и политико-просветительная работа в местах лишения свободы, принципы исправительно-трудовой политики, Гражданская война.

Становление исправительно-трудовой политики, определявшей основные направления перестройки системы мест заключения в Советском государстве, началось сразу после Октября 1917 г., в тяжелых условиях Гражданской войны и экономических трудностей послевоенного периода. Советская власть провозгласила отказ «от кары и мести», которыми, по установившемуся мнению, была проникнута вся уголовная и уголовно-исполнительная политика царизма, и взяла «исправительный курс» на общественное предупреждение преступлений и специальное предупреждение рецидива со стороны лиц, уже однажды преступивших уголовный закон.

Первые циркуляры, направленные в регионы, подконтрольные советскому правительству, декларировали важнейшее положение исправительно-трудовой политики страны — ее гуманную сущность. В соответствии с этим одним из обязательных условий режима содержания в местах лишения свободы становится организация учебно-воспитательной и культурно-досуговой работы, которая в документах того времени именовалась пенитенциарным делом.

До Октября 1917 г. общее управление местами заключения Российской империи осуществляло Министерство юстиции, поэтому автоматически полномочия руководства пенитенциарны-

ми учреждениями Советской России получил «в наследство» Народный комиссариат юстиции РСФСР, который начал перестройку всей системы управления уголовно-исполнительной системой как в центре,так и на местах. Окончательно новая структура управления местами лишения свободы была представлена во Временной инструкции Нарко-мюста РСФСР от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы, как о мере наказания, и о порядке отбывания такового», которая заменила потерявшие силу старорежимные Уставы о содержащихся под стражею и о ссыльных [6, с. 708-714].

В Инструкции еще раз подтверждалось положение о том, что главное за-ведывание делом применения уголовных наказаний принадлежит Народному комиссариату юстиции и входящему в этот Комиссариат Карательному отделу, заменившему Главное управление местами заключения. Губернским карательным отделам под непосредственным наблюдением местных комиссаров юстиции вверялось распоряжение всеми местами лишения свободы и всеми принудительными работами в пределах губернии, которые подчинялись в этом отношении всем законам и распоряжениям Центрального карательного отдела и его непосредственному контролю [5, с. 16, 20].

В соответствии с Временной инструкцией для организации пенитенциарного дела в структуре центрального и губернских карательных отделов предусматривались постоянные отделения и совещания, отвечающие за «разработку методов воспитания применительно к жизни и существующим условиям», профессиональное обучение, общее образование и воспитание,

снабжение учебными пособиями и создание штата учителей для мест заключения. Всем местам заключения нормального типа (то есть рассчитанным на значительное количество заключенных) предписывалось обязательно иметь в административном персонале должности заведующего учебной частью, учителя, заведующего воспитательной частью, распределяющего заключенных по категориям и группам, и при нем штат воспитателей для отдельных групп [5, с. 17, 21]. В соответствии с этим в Рязанской губернии приказом Рязанского губернского комиссариата юстиции от 10 июля 1918 г. были упразднены прежние тюремные ведомства — Губернская тюремная инспекция (наследие царской России) и Тюремный отдел, и вместо них образован Карательный отдел при Губернском комиссариате юстиции [1, л. 37]. В своем первом отчете от 7 августа 1918 г. Захар Селиванкин, назначенный заведующим отдела, докладывал: «Правильная постановка дела перевоспитания заключенных и выработка методов их исправления являются ближайшей задачей Карательного отдела. Ожидаемое от закрытия мелких тюрем сокращение расходов казны по содержанию мест заключения даст возможность Отделу обратить освободившиеся средства для усиления педагогического и технического персонала и содержания лиц, могущих проводить в жизнь выработанные образцовые методы воздействия на преступников» [1, л. 39].

В местных газетах появилось объявление для педагогических работников об имеющихся вакансиях на должности помощников начальников по воспитательной части в двух пенитенциарных

учреждениях г. Рязани — исправительном отделении и губернской тюрьме. Вскоре эти должности были заняты: в губернскую тюрьму назначили студента 2-го курса историко-филологического факультета МГУ П.И. Мезенцева, а в исправительное отделение — слушательницу Московских педагогических курсов Е.А. Даркову. На устройство библиотеки при губернской тюрьме была выделена сумма в 1000 руб. с указанием приобрести, главным образом, партийную литературу. Уже в сентябре 1918 г. в тюрьме начались школьные занятия, к октябрю 1918 г. организовано две группы обучающихся: безграмотные — 17 человек и малограмотные — 30 человек. В исправительном отделении на занятия записались 12 заключенных [1, л. 82].

С самого начала в развитии пенитенциарного дела в местах лишения свободы Рязанской губернии отчетливо проявляются три официальных направления: 1) учебная работа; 2) воспитательная и политико-просветительная работа; 3) организация исправительных работ. В русле первого направления в местах заключения проводили занятия по русскому языку, арифметике, истории и природоведению, а также дважды в день (после обеда с двух до пяти и вечером) — чтения и беседы. Из обсуждаемых произведений в отчетах упоминаются «Шинель» Н. Гоголя, «Пути жизни» Л. Толстого, «Руслан и Людмила» А. Пушкина, а также рассказы А. Куприна, И. Тургенева, А. Чехова [1, л. 121].

В организации школьных занятий губернскому карательному отделу содействовал губернский отдел просвещения. Из его фондов в тюремную би-

блиотеку были переданы книги преимущественно политического содержания, а также научная литература и беллетристика, предоставлена возможность пользоваться световым фонарем, чтобы сопровождать школьные занятия картинками. Кроме того, сотрудники губернского отдела просвещения в обязательном порядке привлекались для чтения лекций в местах заключения [8].

Воспитательная и политико-просветительная работа занимала, судя по ежемесячным отчетам, большую часть учебного времени. По своему содержанию она носила ярко выраженный идеологический и классовый характер. Темы общих лекций говорят сами за себя: «Мировое значение и смысл Октябрьской революции», «Народная история Парижской коммуны», «Революционное движение на Западе и попытки старого буржуазного строя сохранить власть капиталистов» и др. В ходе бесед с заключенными разбирали положения Конституции РСФСР и вопросы федеративного устройства, разъясняли «сущность социализма и задачи и цели Компартии и определяемый ими путь социалистической революции, на который впервые в мире вступила Советская Российская Республика». Все губернские пенитенциарные учреждения исправно снабжали газетами «Правда» и Известиями центральных и местных органов власти. В день празднования первой годовщины социалистической революции в губернской тюрьме было организовано пение революционных и народных песен.

К декабрю 1918 г. штат воспитателей увеличился: в исправительном отделении заведующим воспитательной

частью стал юрист Петропавловский, учителем — Н.П. Вельяминов, Е.А. Дар-кова перешла учителем в губернскую тюрьму [2, л. 124, 134]. Однако уже в январе 1919 г. Петропавловский и Мезенцев оставили службу, и новым заведующим воспитательной частью исправительного отделения стал Л.А. Меллер, а в губернской тюрьме — П.И. Ларцев.

В 1919 г. пенитенциарное дело в Рязани становится более разноплановым. Заметное направление пенитенциарной политики в губернских местах заключения — организация культурно-досуговой деятельности. Еще в декабре 1918 г. встречаются первые упоминания о хоре из числа заключенных губернской тюрьмы, на январь 1919 г. приходятся организация струнного оркестра и начало занятий по нотной грамотности. Заведующий воспитательной частью губернской тюрьмы П. Лар-цев инициировал получение от горисполкома пианино. Музыкальные вечера начинались под аккомпанемент пианино и гитары с репертуаром: «Смело, товарищи, в ногу», «Дубинушка», «Вы жертвою пали...» (похоронный гимн), заканчивались танцами под гармонь [2, л. 48об.]. Карательный отдел обратился к представителям «Бюро по устройству советских концертов» с предложением об организации в тюрьмах бесплатных концертов.

В связи с тем что губернское руководство отдела юстиции и карательного отдела планировало организовать земледельческую колонию на 100 заключенных, в школьные занятия, лекции и беседы был введен курс получения практических знаний (сельское хозяйство, почвоведение, травосеяние, устройство шахт, физические свойства

воздуха и пр.). Л. Меллер организует в исправительном отделении демонстрацию физических опытов.

Ежемесячно приглашенные специалисты проводили занятия по повышению медицинской грамотности заключенных: с лекциями о сыпном и возвратном тифе перед заключенными выступал знаменитый рязанский врач Кудрявцев, врачи из числа заключенных Фролов и Докукин проводили беседы на тему угрозы венерических заболеваний, особенностей распространения эпидемических заболеваний(оспы,хо-леры, туберкулеза) и борьбы с ними. Очевидно, такая тематика была вызвана тревожной ситуацией в губернии, в разных районах которой свирепствовали эпидемии испанки и брюшного тифа, которые унесли больше жизней, чем военные действия, белый и красный террор, вместе взятые [3, с. 180].

В политпросвещение включали информацию международного плана, расширяющую кругозор обучающихся: обзор международных событий, информацию о Болгарии, Суэцком и Панамском каналах, сведения о рабочем классе Англии.

Однако идеологически и классово выдержанное содержание занятий оставалось доминирующим в деле просвещения и воспитания, перевоспитания и исправления заключенных. Среди откровенно агитационных лекций и бесед скромное место занимал блок тем, посвященных общим вопросам морали и нравственности, которые, по сути, должны были стать основным средством воспитательного воздействия. В отчетах карательного отдела упоминаются беседы на темы: «Религия и нравственность», «Мораль и пра-

во», «О пользе книг», «О вреде азартных игр для психики человека».

В течение 1919 г. регулярно встречаются упоминания о митингах и праздниках: День Парижской коммуны, Пер-вомай, День советской пропаганды. По случаю главного праздника Советской страны — второй годовщины Октябрьской революции — по постановлению ВЦИК было освобождено 176 заключенных, все остальные освобождены от работ, улучшена пища, здание тюрьмы украшено знаменами революции [2, л. 107].

22 января 1919 г. в исправительном отделении и губернской тюрьме были организованы митинги в связи с убийством К. Либкнехта и Р. Люксембург, что совпало с 14-й годовщиной памяти событий 9 января 1905 г. Заведующий карательным отделом И. А. Бараков в отчете уделил особенное внимание данному событию: «Память погибших борцов за свободу и вождей мирового пролетариата была почтена вставанием и общим пением похоронного гимна. Дружное пение показывало охватившее всех истинное воодушевление и горячее желание выразить свои чувства по поводу переживаемого момента. Митинг продолжался около часа, и на нем была вынесена резолюция протеста против убийц и их наемников — капиталистов, каковая резолюция по просьбе самих заключенных была послана в редакцию «Рязанских известий» и напечатана в одном из номеров газеты» [2, л. 33-33об.].

Насколько описанная в отчете версия совпадала с действительностью, трудно судить, однако искренность чувств заключенных «по поводу переживаемого момента» вызывает опре-

деленные сомнения, особенно в связи с общей ситуацией, сложившейся в тот период в губернских местах лишения свободы. Проблемы хронического голода заключенных, острой нехватки элементарных вещей — нательного белья, спальных мест, дезинфицирующих средств, а также угроза распространения эпидемических заболеваний — вот что было наиболее актуальным.

Тем не менее пенитенциарное дело в 1919 г. становится важной частью исправительно-трудовой политики государства, которое всерьез рассматривало освобождающихся из мест лишения свободы в качестве естественных агитаторов. Так, в одном из докладов заведующего карательным отделом И. Баракова есть интересное замечание о том, что беседы с заключенными на политические темы проводятся «с расчетом, чтобы все слышанное ими могло проникнуть через них в деревню» [2, л. 40]. Выпущенным на свободу по декрету от 23 февраля 1919 г. красноармейцам по личному распоряжению заведующего отделом юстиции была бесплатно выдана партийная литература, по камерам развешаны плакаты и воззвания от партийной организации Российской коммунистической партии. Подобные надежды свидетельствуют об элементах наивности и утопичности, основанных на пенитенциарном оптимизме и вере в торжество

исправительно-трудовых принципов, которыми была проникнута уголовно-исполнительная политика первых лет советской власти.

Литература

1. Государственный архив Рязанской области. Фонд Р-49. Опись 1. Дело 511: Циркуляры Наркоматов Внутренних дел и Юстиции. Отчеты о деятельности губернского отдела юстиции и его подотделов.

2. Государственный архив Рязанской области. Фонд Р-49. Опись 1. Связка 25. Дело 366: Материалы (приказы, протоколы, отчеты и др.) о деятельности Губернского комиссариата юстиции.

3. История Рязанского края. 1778-2007 / под ред. П. В. Акульшина. Рязань: Изд-во Ряз. обл. тип., 2007. 448 с.

4. Реент Ю.А, Жигалев А.В. Педагогика политико-воспитательной и культурно-массовой работы с заключенными в 20-е годы прошлого века // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 107-123.

5. Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву (1917-1959 гг.). История законодательства / сост. П.М. Лосев, Г.И. Рагулин. М.: Госюриздат, 1959.

6. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Ст. 589. М. : Управление делами Совнаркома СССР, 1942.

7. ТарасовО.А,ВасильеваС.А.Межведомственная конкуренция наркомата юстиции и НКВД как фактор становления советской пенитенциарной системы в годы Гражданской войны и «военного коммунизма» // Государство, общество, церковь в истории России XX-XXI вв. : материалы XIII Меж-дунар. науч. конф. Иваново, 2014. С. 655-661.

8. Тарасов О.А, Васильева С.А. Особенности реорганизации и реформирования пенитенциарной системы Советской России в 1918 году на региональном уровне (по материалам Рязанской губернии) // Обеспечение процесса реформирования исполнения наказаний в Российской Федерации : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Рязань, 2010. С. 335-338.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.