Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ В ОБЛАСТИ ТЕПЛОЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ СПО'

ОРГАНИЗАЦИЯ-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ В ОБЛАСТИ ТЕПЛОЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ / СФЕРА ТЕПЛОЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ / PEDAGOGICAL SUPPORT / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / WORKERS AND EMPLOYEES / MOTIVATION FOR SUCCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яруллин Динар Наилевич

Актуальность статьи обусловлена возрастанием роли энергетического обеспечения существования человека в современных условиях и потребностью теплоэнергетики как высокотехнологичной отрасли производства в высококвалифицированных специалистах среднего звена и рабочих кадрах. Показано, что квалификация и профессиональное мастерство работников должны постоянно приводиться в соответствие с изменениями технологий, применяемых в отрасли, что ставит перед системами профессионального и дополнительного образования задачу модернизации процесса повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих для теплоэнергетики. Изучение опыта организации названного процесса как в системе профессионального образования, так и на производстве позволило автору сделать вывод о необходимости совершенствования педагогического сопровождения повышения квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров. Автором проведен анализ психолого-педагогической литературы, позволивший выделить формы и уровни такого сопровождения. Предлагается авторская трактовка феномена педагогического сопровождения повышения квалификации рабочих и служащих в условиях дополнительного профессионального образования в области теплоэлектроэнергетики представляет собой процесс целенаправленного взаимодействия субъектов образовательного процесса, ориентированного на реализацию содержания, форм, средств и методов повышения уровня компетентности и квалификации рабочих и служащих. Исходя из результатов проведенного опроса преподавателей курсов повышения квалификации, организуемых в ГАПОУ «Казанский энергетический колледж», обоснована структура педагогического сопровождения, включающая два взаимосвязанных и последовательно реализуемых компонента: координирующий, направленный на распределение полномочий и ответственности всех субъектов образовательного процесса, и педагогический, включающий содержание, формы и методы, направления, программно-методическое и информационное обеспечение процесса повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яруллин Динар Наилевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF WORKERS AND EMPLOYEES IN THE SPHEAR OF THE THERMAL POWER ENGINEERING IN THE CONDITIONS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The relevance of the article is due to the increasing role of energy support for human existence in modern conditions and the need for heat power as a high-tech industry in highly qualified middle-level specialists and workers. It is shown that the qualification and professional skills of employees must be constantly brought into line with changes in technologies used in the industry, which puts the task of modernizing the process of professional development and retraining of workers and employees for the heat power industry before the systems of professional and additional education. The study of the experience of organizing this process both in the system of professional education and in the workplace allowed the author to conclude that it is necessary to improve the pedagogical support for advanced training of middle-level specialists and workers. The author analyzes the psychological and pedagogical literature, which allowed to identify the forms and levels of such support. The author's treatment of the phenomenon of pedagogical support of training of workers and employees in terms of additional professional education in the field of thermal power is the process of purposeful interaction of subjects of educational process, based on the implementation of the content, forms, means and methods competence and training of workers and employees. Based on the results of the survey conducted teachers training courses, organized in GAPO "Kazan energy College", based on the structure of pedagogical support, including two interrelated and consistently implemented components: coordination, aimed at the distribution of powers and responsibilities on all stakeholders in the educational process, and teaching that includes the content, forms and methods, areas, program, methodical and information support of training process.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ В ОБЛАСТИ ТЕПЛОЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ СПО»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/70PDMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Яруллин Д.Н. Организация-педагогического сопровождения повышения квалификации рабочих и служащих в области теплоэлектроэнергетики в условиях учреждения СПО // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/70PDMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Yarullin D.N. (2020). Organizational and pedagogical support of the professional development of workers and employees in the sphear of the thermal power engineering in the conditions of professional educational organization. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/70PDMN620.pdf (in Russian)

УДК 377.4 ГРНТИ 14.37.27

Яруллин Динар Наилевич

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», Чебоксары, Россия

Аспирант E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1561-8527 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=967367

Организация-педагогического сопровождения повышения квалификации рабочих и служащих в области теплоэлектроэнергетики в условиях учреждения СПО

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена возрастанием роли энергетического обеспечения существования человека в современных условиях и потребностью теплоэнергетики как высокотехнологичной отрасли производства в высококвалифицированных специалистах среднего звена и рабочих кадрах. Показано, что квалификация и профессиональное мастерство работников должны постоянно приводиться в соответствие с изменениями технологий, применяемых в отрасли, что ставит перед системами профессионального и дополнительного образования задачу модернизации процесса повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих для теплоэнергетики. Изучение опыта организации названного процесса как в системе профессионального образования, так и на производстве позволило автору сделать вывод о необходимости совершенствования педагогического сопровождения повышения квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров. Автором проведен анализ психолого-педагогической литературы, позволивший выделить формы и уровни такого сопровождения. Предлагается авторская трактовка феномена педагогического сопровождения повышения квалификации рабочих и служащих в условиях дополнительного профессионального образования в области теплоэлектроэнергетики представляет собой процесс целенаправленного взаимодействия субъектов образовательного процесса, ориентированного на реализацию содержания, форм, средств и методов повышения уровня компетентности и квалификации рабочих и служащих. Исходя из результатов проведенного опроса преподавателей курсов повышения квалификации, организуемых в ГАПОУ «Казанский энергетический колледж», обоснована структура педагогического сопровождения, включающая два взаимосвязанных и последовательно реализуемых компонента: координирующий, направленный на распределение полномочий и ответственности всех субъектов образовательного процесса, и педагогический, включающий

https:// mir-nauki. com

содержание, формы и методы, направления, программно-методическое и информационное обеспечение процесса повышения квалификации.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение; учреждение среднего профессионального образования; повышение квалификации рабочих и служащих; сфера теплоэлектроэнергетики

Актуальность проблемы исследования обусловлена внедрением идеи образования через всю жизнь, непрерывного совершенствования компетенций человека, необходимого для обеспечения его конкурентоспособности в профессиональной и социальной среде. Соответственно важной задачей становится модернизация не только профессионального образования, но и системы повышения квалификации специалистов, служащих и рабочих кадров для любой отрасли производства. В полной мере это относится и к теплоэнергетике, отрасли, которая вместе со всем обществом переживает период цифровых трансформаций. Вместе с тем анализ образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования, результаты опроса работников в области теплоэлектроэнергетики свидетельствуют о том, что повышение их квалификации осуществляется недостаточно эффективно, без учета особенностей возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; педагоги, ведущие занятия, зачастую не владеют технологией педагогического сопровождения исследуемого процесса. Поставленная задача требует разработки теоретических оснований организации процесса повышения квалификации рабочих и служащих в области теплоэнергетики, основополагающих подходов к реализации его педагогического сопровождения. Целью исследования стало изучение сущности, содержания и особенностей организации педагогического сопровождения процесса повышения квалификации рабочих и служащих теплоэлектроэнергетической отрасли в учреждении СПО.

Были использованы методы содержательного анализа научных трудов, посвященных проблемам повышения квалификации работников различных отраслей производства (И.В. Гойнов, Е.И. Зритнева [1], С.О. Стародубцев [2] и др.), а также проблеме организации педагогического сопровождения образовательного процесса. Применение индуктивного метода было необходимо для выявления в педагогической практике факторов, которые необходимо учитывать при организации педагогического сопровождения процесса повышения квалификации. Синтез полученной информации позволил путем применения методов систематизации и обобщения вывести авторское определение понятия «педагогическое сопровождение» применительно к процессу повышения квалификации рабочих и служащих в условиях дополнительного образования.

Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет понятие «сопровождать» как «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» [3]. Термин «сопровождение» в педагогической науке понимается более широко. Отвечая требованиям гуманистического подхода, оно сходно по смыслу и значению с такими категориями, как "преодоление", "фасилитация", "обеспечение", "снятие", "разгрузка", "помощь" и др.

Введение

Материал и методы исследования

Результаты исследования

Анализ трудов ученых позволил выделить виды сопровождения.

1. Педагогическое сопровождение - особая сфера деятельности педагога, направленная на решение конкретных проблем, чаще всего через приобщение сопровождаемого к социально-культурным и нравственным ценностям на которые он опирается в процессе самореализации.

2. Психологическое сопровождение - целенаправленная совместная деятельность психологической службы с другими участниками образовательного процесса, направленного на разрешение проблем сопровождающихся.

3. Психолого-педагогическое сопровождение - модель деятельности педагога-психолога, предназначенная для создания в учебно-воспитательном процессе условий для успешного развития и социализации сопровождаемого.

4. Тьюторское сопровождение - тьютор в своей деятельности ориентируется на: образовательный опыт ученика; активное действие ребенка как источник новых направлений в его образовательном движении; выбор ребенка, его осмысленность по отношению к собственным действиям.

5. Научно-методическое сопровождение - управленческая технология организации сотрудничества субъектов образования, обеспечивающая условия развития и квалифицированной помощи педагогу в его профессиональной карьере.

6. Научно-педагогическое сопровождение профессионального образования в гуманитарном вузе - ресурс совершенствования профессионального образования, позволяющий субъектам образовательного процесса координировать и активизировать управленческие воздействия для совершенствования профессионального образования.

7. Организационно-педагогическое сопровождение - особый вид институциональной деятельности, предполагающий совокупность организационных действий, определение содержания, форм и методов, создание программно-методического обеспечения, адекватного целям, принципам, закономерностям процесса сопровождения.

8. Дидактическое сопровождение - создание условий в учебном процессе для естественного, свободного развития личности.

9. Методическое сопровождение - целенаправленная совместная деятельность методической службы и коллектива образовательного учреждения, направленная на повышение качества образовательного процесса.

10. Комплексное сопровождение - процесс взаимодействия субъектов, интегрирующий развитие организационно-управленческой, психолого-педагогической, социально-педагогической, индивидуально-личностной и других личностных составляющих сопровождаемого.

11. Арт-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущего учителя (Н.Ю. Сергеева [4]) - образовательный феномен функциональное назначение, которого связано с обеспечением гуманитаризации и оптимизации профессиональной подготовки, индивидуально-личностного развития и творческой самореализации участников образовательного процесса на основе системного введения в него средств искусства.

12. Социально-педагогическое сопровождение - процесс создания педагогом ситуаций для того, чтобы обучающийся мог осознанно и самостоятельно

определить необходимость действий в построении им своих социальных отношений (М.И. Рожков [5]).

Все перечисленные виды, по нашему мнению, можно объединить под одним общим понятием - педагогические сопровождение.

Понятия «педагогическое сопровождение» и «педагогическая поддержка» были изначально сформулированы представителями гуманистической педагогики О.С. Газманом и Н.Б. Крыловой [6]. Феномены, которые обозначаются этими терминами, основываются, прежде всего, на помощи, оказываемой обучаемым, на присущих любому человеку чувствах сострадания и любви к ближнему.

Мы согласны с мнением Е.М. Муравьева о том, что «данное понятие применяется в тех сферах жизнедеятельности личности, малых групп и общества, где имеют место экстремальность, неопределенность социальных и деятельностных факторов [7]. Диапазон таких факторов, как показали результаты проведенного наблюдения за процессом повышения квалификации рабочих и служащих в условиях дополнительного профессионального образования, весьма разнообразен: это различия в возрасте слушателей курсов, их уровне подготовленности, уровне их квалификаций, уровне владения информационными технологиями в рамках дистанционного обучения и т. п.

Значительная часть ученых (Л.Н. Бережнова и В.И. Богословский [8], М.Р. Битянова [9], Е.И. Казакова [10], М.Г. Синякова [11] и др.) рассматривают педагогическое сопровождение как технологию решения проблем обучающихся, оказания им помощи в сложных ситуациях, заключающуюся в усилении позитивных факторов развития и нейтрализации негативных, соотнесении их с внешними преобразованиями, благоприятными для поддержки, подкрепления внутреннего потенциала субъекта развития.

Всеми учеными признается тот факт, что целью и назначением педагогического сопровождения является развитие сопровождаемого.

Интерес для нашего исследования представляет вывод, сделанный Л.Н. Бережновой и В.И. Богословским [8] со ссылкой на труды М.Е. Битяновой [9], Е.И. Казаковой [10] и др., о том, что программа сопровождения должна включать реализацию определенных шагов: первый шаг связан с диагностикой проблемы; второй ориентирован на информационный поиск специалистов, методов, средств для решения этой проблемы; третий шаг предполагает обсуждение проблемы и поиск наиболее оптимальных путей ее решения; четвертый шаг -оказание первичной помощи на начальных этапах реализации плана.

Ю.А. Федорова, рассматривая педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов в условиях реализации дополнительных образовательных программ, предлагает реализовать это сопровождение на шести этапах: диагностика, проблематизация, концептуализация, планирование, реализация, рефлексия [12].

Е.Г. Мошкина же предлагает рассматривать организационно-педагогическое сопровождение как совокупность организационных действий в виде организационной составляющей и педагогической составляющей [13] и считает, что сопровождение осуществляется по определенным заданным направлениям: организационно-методическом, учебном и аналитическом.

Д.С. Занин, исследуя психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития личности специалистов на предприятиях (на примере предприятий малого и среднего бизнеса), предлагает пять этапов этого сопровождения: диагностика и планирование, индивидуальное сопровождение, организационное сопровождение, мониторинг и коррекция, оценка уровня профессионального развития [14].

И.Л. Ярчак, представляя в своем исследовании специфику технологического сопровождения будущих бакалавров в интерактивном обучении деловому общению в процессе совместной деятельности преподавателя, эксперта и студента, делает акцент на то, что данное технологическое сопровождения необходимо осуществлять в процессе последовательно реализуемых этапов: информационно-аналитического, категориально-понятийного, проблемно-содержательного и результативно-рефлексивного [15].

А.А. Субачева считает, что содержание дидактического сопровождения профессиональной подготовки инженеров пожарной безопасности на основе компьютерного моделирования осуществляется в процессе реализации четырех блоков: планово-нормативного, учебно-методического, ресурсного и оценочно-контролирующего [16].

На основе синтеза полученной информации мы сформулировали авторское определение ключевого понятия исследования: педагогическое сопровождение повышения квалификации рабочих и служащих в области теплоэлектроэнергетики в условиях дополнительного профессионального образования представляет собой процесс целенаправленного взаимодействия субъектов образовательного процесса, ориентированного на реализацию содержания, форм, средств и методов повышения уровня компетентности и квалификации рабочих и служащих.

Проведенное исследование процесса повышения квалификации работников теплоэнергетической отрасли на примере ГАПОУ «Казанский энергетический колледж» позволило нам также определить особенности педагогического сопровождения данного процесса. Мы сформулировали их в пяти положениях.

Во-первых, в соответствии с принятым в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Казанский энергетический колледж» Положением, дополнительное образование направлено на решение таких задач как удовлетворение потребности регионального рынка труда в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена; создание условий для развития их профессиональных компетенций; совершенствование учебно-производственной базы колледжа и качества профессионального образования путем установления сетевого взаимодействия с работодателями и социальными партнерами; проектирование образовательных программ на основе изучения потребностей рынка труда и пр.

Реализация вышеперечисленных задач повышения квалификации рабочих и служащих в условиях дополнительного профессионального образования (в области тепло электроэнергетики) направлена на:

• кадровое обеспечение потребностей региона путем повышения квалификации работников с использованием инновационных технологий, материалов и оборудования;

• обеспечение трудовой мобильности рабочих кадров путем ускоренной подготовки персонала для перехода на новую должность, освоения нового оборудования, смежных профессий и специальностей;

• консультирование по вопросам технологической модернизации и инновационного развития, обеспечение методическими и нормативными материалами по выполняемым производственным задачам и функциям;

• поддержка профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных организаций путем предоставления соответствующих консультационных услуг;

• учебно-методическое обеспечение реализации программ, направленных на освоение и совершенствование профессиональных квалификаций путем разработки, апробации и экспертизы современных программ дополнительного профессионального образования и технологий обучения;

• консультирование по вопросам технологической модернизации и инновационного развития, обеспечение методическими и нормативными материалами, по выполняемым производственным задачам и функциям.

Достижение целей и решение поставленных задач педагогического сопровождения повышения квалификации рабочих и служащих в условиях дополнительного профессионального образования предполагает не просто организацию образовательной деятельности по реализации программ повышения квалификации рабочих, служащих, но и оказание услуг по организации и проведению мероприятий (конференции, лекции, семинары, выставки, олимпиады, ярмарки), по выполнению учебно-методических работ и консультационных услуг, а также взаимодействие с центрами занятости населения, образовательными организациями, органами власти и производственными предприятиями по вопросам дополнительного профессионального образования и повышения квалификации рабочих и служащих.

Во-вторых, реализация дополнительных профессиональных программ обеспечивается педагогическими кадрами, отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, соответствующими профилю преподаваемой дисциплины, систематически повышающими свою профессиональную квалификацию. В качестве консультантов и руководителей проектов при реализации программ дополнительного образования могут привлекаться высококвалифицированные специалисты промышленного производства соответствующего направления деятельности и преподаватели профессиональных образовательных организаций высшего образования.

В-третьих, программы дополнительного профессионального образования включают в себя следующие виды обучения:

• краткосрочное обучение (объёмом от 16 часов);

• обучение по индивидуальному учебному плану (объёмом от 16 часов);

• выездные тематические семинары и мастер-классы (методические дни) (объемом от 16 часов).

Одним из наиболее популярных в последние годы видов обучения является стажировка, направленная на ознакомление с отечественным и зарубежным передовым опытом, совершенствование приобретенных в процессе обучения на курсах повышения квалификации теоретических знаний, практических навыков и умений. Следует отметить, что содержательное наполнение стажировки формируется с учетом требований работодателей, предъявляемых к работникам. Возможны индивидуальная и групповая формы прохождения стажировки с включением различных видов деятельности: отработка навыков профессиональной деятельности и навыков в области организаторской деятельности; ознакомление с организацией и технологией производства; накопление опыта работы с документацией (технической, нормативной и т. п.); самообразовательная деятельность.

В-четвертых, педагогическое сопровождение повышения квалификации рабочих и служащих в условиях дополнительного профессионального образования (в области тепло электроэнергетики) должно осуществляться с ориентацией на то, что обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам может осуществляться как

https:// mir-nauki. com

единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе пассивно и активно посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании. Кроме того, рекомендуется использовать форму организации образовательной деятельности, основанную на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

В-пятых, педагогическое сопровождение повышения квалификации рабочих и служащих в условиях дополнительного профессионального образования (в области теплоэлектроэнергетики) должно быть нацелено на осуществление оценки качества освоения дополнительных профессиональных программ в рамках повышения квалификации слушателей в следующих формах: внутренний мониторинг качества образования и внешняя независимая оценка качества образования. При этом контроль успеваемости слушателей осуществляется при помощи текущего контроля качества освоения пройденного материала, который осуществляется преподавателем в ходе проведения занятий и промежуточной аттестации с целью проверки качества освоения пройденного материала в целом по дисциплине (модулю), практике в виде или зачета, или экзамена, или контрольной работы.

Перечисленные выше пять позиций отвечают на четыре вопроса структуры любого сопровождения, сформулированные М.И. Губановой: на вопрос «кто сопровождает?» отвечает вторая позиция; на обеспечение содержательного наполнения сопровождения («чем?» и «ради чего?») - первая позиция; на вопрос «как?» - четвертая и пятая позиция; на вопрос, какие используются средства для осуществления сопровождения («с помощью чего?») - третья позиция.

В структуре педагогического сопровождения мы выделяем две взаимосвязанных и последовательно реализуемых составляющих: координирующей, направленной на распределение полномочий и ответственности всех субъектов образовательного процесса, и педагогической, ответственной за определение содержания, форм и методов, направлений, программно-методического и информационного обеспечения процесса повышения квалификации.

Педагогическую составляющую мы рассматриваем на уровнях: федеральном, региональном, предметном, личностном. Каждый уровень включает инвариантный и вариативный блоки.

На федеральном уровне педагогическое сопровождение включает программу развития системы повышения квалификации страны, санитарно-технические правила и нормы, программу информатизации профессионального образования страны (инвариантный блок), Федеральный банк электронных образовательных ресурсов профессионального образования страны (вариативный блок).

Региональный уровень педагогического сопровождения предполагает опору на Программу развития системы повышения квалификации региона (инвариантный блок), Программу информатизации профессионального образования региона (вариативный блок).

На предметном уровне педагогическое сопровождение основывается на дополнительной профессиональной программе повышения квалификации, включает учебно-методический комплекс по каждой учебной дисциплине (инвариантный блок); предметные электронные образовательные ресурсы, 1Т-инструменты обучения, предметную информационно-образовательную среду (вариативный блок).

https:// mir-nauki. com

Личностный уровень педагогического сопровождения включает требования к личности преподавателя и слушателя (инвариантный блок); требование готовности личности к продуктивной информационной деятельности (вариативный блок).

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что процесс повышения квалификации рабочих и служащих имеет свои особенности, определяемые такими факторами как потребности рынка труда, потребности предприятия или организации, личностные потребности работника. Современная ситуация развития теплоэнергетической отрасли требует модернизации процесса повышения квалификации рабочих и служащих, организации его педагогического сопровождения. Анализ сущности феномена педагогического сопровождения позволил разработать его структуру относительно процесса повышения квалификации рабочих и служащих в условиях дополнительного профессионального образования (в области теплоэлектроэнергетики) по компонентам (координирующая и педагогическая составляющие), по уровням реализации (федеральный, региональный, предметный, личностный), по содержанию (инвариантный и вариативный блоки). Применение полученных результатов в практике дополнительного образования, по нашему убеждению, может способствовать развитию профессионального мастерства рабочих и служащих в области теплоэлектроэнергетики, повышению уровня их квалификации.

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

1. Гойнов И.В. Педагогическое сопровождение повышения квалификации сотрудников ФСИН России: мнение экспертного сообщества, проблемы, условия реализации / И.В. Гойнов, Е.И. Зритнева // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 2(71). - С. 120-129.

2. Стародубцев С.О. Необходимость повышения квалификации трудового персонала как фактор успешного развития организации / С.О. Стародубцев // Молодой ученый. - 2016. - № 6 (110). - С. 559-561. - URL: https://moluch.ru/archive/110/26928/ (дата обращения: 29.09.2020).

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М: Русский язык, 1990. -

917 с.

4. Сергеева Н.Ю. Артпедагогика как ресурс гуманитаризации непрерывного образования / Н.Ю. Сергеева // Непрерывное образование: 21 век. - 2014. - Вып. 2 (6). - БОТ: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2014.2362.

5. Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение детских объединений и организаций [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. URL: http://vestnik.yspu.org.

6. Газман О.С. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования / О.С. Газман, Р.М. Вейсс, Н.Б. Крылова; Рос. гуманитар. науч. фонд и др. - М.: Б. и., 1995. - 103 с.

7. Муравьев Е.М. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности персонала органов управления образованием. - Москва: ИУО РАО,

2003. - 208 с.

8. Бережнова Л.Н. Сопровождение в образовании как технология разрешения проблем развития / Л.Н. Бережнова, В.И. Богословский // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2005. - С. 109-123.

9. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 2011. - 298 с.

10. Казакова Е.И. Процесс психолого-педагогического сопровождения / Е.И. Казакова // На путях к новой школе. 2009. - № 1. С. 36-46.

11. Синякова М.Г. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития педагога в поликультурном образовательном пространстве / М.Г. Синякова // Педагогическое образование в России. 2014. № 2. С. 68-73.

12. Федорова Ю.А. Профессиональное самоопределение студентов высшей школы / Ю.А. Федорова // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 1. - С. 269273.

13. МоБИкта E.G. Organizational and Methodical Support of the Academic Process for Extra-Mural Department Students on the Basis of Distant Education Technologies / Elena V. Moshkina, Olga G. Smolyaninova // Journal of Siberian Federal University. -2013. - № 4. - C. 574-578.

14. Занин Д.С. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей сирот к жизни в замещающей семье [Текст] / Д.С. Занин, О.Н. Хахлова - Уфа: Изд-во БГПУ, 2010.

15. Ярчак И.Л. Теоретические основы технологического сопровождения в процессе интерактивного обучения бакалавров деловому общению на иностранном языке [Текст] / И.Л. Ярчак // Успехи современной науки и образования. - 2017. - № 2. -С. 89-91.

16. Субачева А.А. Внедрение информационных технологий для дидактического сопровождения специальных технических дисциплин при подготовке специалистов профессии риска / А.А. Субачева, Б.Н. Гузанов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск, 2010. - № 6. - С. 64-76.

Yarullin Dinar Nailevich

Chuvash I. Yakovlev state pedagogical university, Cheboksary, Russia

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1561-8527 PHH^ https://elibrary.ru/author profile. asp?id=967367

Organizational and pedagogical support of the professional development of workers and employees in the sphear of the thermal power engineering in the conditions of professional educational organization

Abstract. The relevance of the article is due to the increasing role of energy support for human existence in modern conditions and the need for heat power as a high-tech industry in highly qualified middle-level specialists and workers. It is shown that the qualification and professional skills of employees must be constantly brought into line with changes in technologies used in the industry, which puts the task of modernizing the process of professional development and retraining of workers and employees for the heat power industry before the systems of professional and additional education. The study of the experience of organizing this process both in the system of professional education and in the workplace allowed the author to conclude that it is necessary to improve the pedagogical support for advanced training of middle-level specialists and workers. The author analyzes the psychological and pedagogical literature, which allowed to identify the forms and levels of such support. The author's treatment of the phenomenon of pedagogical support of training of workers and employees in terms of additional professional education in the field of thermal power is the process of purposeful interaction of subjects of educational process, based on the implementation of the content, forms, means and methods competence and training of workers and employees. Based on the results of the survey conducted teachers training courses, organized in GAPO "Kazan energy College", based on the structure of pedagogical support, including two interrelated and consistently implemented components: coordination, aimed at the distribution of powers and responsibilities on all stakeholders in the educational process, and teaching that includes the content, forms and methods, areas, program, methodical and information support of training process.

Keywords: pedagogical support; additional professional education; professional development; workers and employees; motivation for success

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Goinov I.V. Pedagogical support of professional development of employees of the Federal penitentiary service of Russia: opinion of the expert community, problems, conditions of implementation / I.V. Goinov, E.I. Zritneva // Bulletin of the North Caucasus Federal University. 2019. no. 2(71). - pp. 120-129.

2. Starodubtsev S.O. The need to improve the skills of labor personnel as a factor of successful development of the organization / S.O. Starodubtsev // Young scientist. 2016. - no. 6 (110). - pp. 559-561. - URL: https://moluch.ru/archive/110/26928/ (Data: 29.09.2020).

3. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language / S.I. Ozhegov. - M.: Russian Language, 1990. - 917 p.

4. Sergeeva N.Yu. Artpedagogika as a resource for the humanitarization of continuing education / N.Yu. Sergeeva // Continuing education: the 21st century. - 2014. - Issue 2 (6). - DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2014.2362.

5. Rozhkov M.I. Socio-pedagogical support of children's associations and organizations [Electronic resource] // Yaroslavl pedagogical Bulletin. URL: http://vestnik.yspu.org.

6. Gazman O.S. New values of education: content of humanistic education / O.S. Gazman, R.M. Veiss, N.B. Krilova. Russian humanitary scientific fond, etc. - Moscow, 1995. -103 p.

7. Muravjev E.M. Psychological and pedagogical support of professional activity of educational management bodies personnel / E.M. Muravjev: abstract of dissertation. -Velikij Novgorod, 2004. - 61 p.

8. Berezhnova L.N. Support in education as a technology for solving development problems / L.N. Berezhnova, V.I. Bogoslovsky // Izvestiya RSPU named after A.I. Herzen. - 2005. - P. 109-123.

9. Bityanova M.R. Organization of psychological work at school [Text] / M.R. Bityanova.

- M.: Perfection, 2011. - 298 p.

10. Kazakova E.I. Process of psychological and pedagogical support / E.I. Kazakova // On the way to the new school. 2009. - no. 1. P. 36-46.

11. Sinyakova M.G. Psychological and pedagogical support of professional development of a teacher in a multicultural educational space / M.G. Sinyakova // Teacher education in Russia. 2014. No. 2. Pp. 68-73.

12. Fedorova Yu.A. Professional self-determination of higher school students / Yu. a. Fedorova // Teacher education in Russia. - 2011. - No. 1. - Pp. 269-273.

13. Moshkina E.G. Organizational and Methodical Support of the Academic Process for Extra-Mural Department Students on the Basis of Distant Education Technologies / Elena V. Moshkina, Olga G. Smolyaninova // Journal of Siberian Federal University. -2013. - № 4. - C. 574-578.

14. Zanin D.S. Psychological and pedagogical support of adaptation of orphans to life in a substitute family [Text] / D.S. Zanin, O.N. Khakhlova - Ufa: BSPU publishing House, 2010.

15. Yarchak I.L. Theoretical foundations of technological support in the process of interactive training of bachelors in business communication in a foreign language [Text] / I.L. Yarchak // Successes of modern science and education. - 2017. - No. 2. - Pp. 8991.

16. Subacheva A.A. Introduction of information technologies for didactic support of special technical disciplines in the training of specialists in the risk profession / A.A. Subacheva, B.N. Guzanov // Bulletin of the Chelyabinsk state pedagogical University.

- Chelyabinsk, 2010. - No. 6. - P. 64-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.