Научная статья на тему 'Организация педагогического руководства самостоятельными занятиями физическими упражнениями студентов вуза'

Организация педагогического руководства самостоятельными занятиями физическими упражнениями студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкаренко О.В., Трофимов В.Н., Логунов В.И.

Здоровье студентов, их физическая и умственная работоспособность неразрывно связаны с двигательной активностью и представляют важную социальную проблему. В настоящее время стала общепризнанным фактом неудовлетворительная постановка процесса физического воспитания во всех звеньях государственной системы образования. Существующая система организации, содержания, направленности физического воспитания учащейся молодежи не обеспечивает решения задач укрепления здоровья, разностороннего развития; наблюдается неспособность ее форм, средств и методов к формированию у студентов культуры жизнедеятельности, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Материал. В данной статье теоретически обоснована и экспериментально доказана значимость использования студентами технических вузов самостоятельных форм занятий физическими упражнениями для дальнейшей профессиональной деятельности. Важным условием вовлечения студентов вузов в систематическую деятельность по оздоровлению является педагогическое руководство самостоятельными занятиями избранным видом спорта или упражнениями оздоровительной направленности. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты. В ходе педагогического эксперимента проведена направленная работа по активной пропаганде применения оптимальной мышечной нагрузки с использованием наглядных, убедительных примеров рациональной организации образа жизни, предусматривающих ежедневное выполнение системы двигательных заданий как эффективного способ восстановления после напряженного интеллектуального труда, характерного для студентов вузов. Выбор студентами видов двигательных действий и способов их использования определялся их интересами, запросами, потребностями и проводился с консультативной помощью и рекомендациями преподавателя и врача. По мере формирования ответственности за состояние своего здоровья будущие выпускники вуза вели дневники самоконтроля, где находила свое отражение положительная динамика показателей физической подготовленности и состояния здоровья. Заключение. Самостоятельная организация занятий физическими упражнениями обеспечивает индивидуальный подход к выбору и методике выполнения мышечной нагрузки, оценке уровня физической подготовленности и функционального состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL GUIDANCE BY INDEPENDENT PHYSICAL ACTIVITIES OF STUDENTS

Students' health, their physical working capacity and mental capacity are connected with physical activity and present an important social problem. Nowadays the unsatisfactory organization of the process of physical upbringing, on all stages of a state system of education, is a well-known fact. The existing system of organization, content and direction of physical upbringing of students does not provide health improvement and versatile development. The forms, methods and means of an existing system are unable to form a culture of life, the need for the regular physical exercise. Research methods. Scientific methodical literature analysis and synthesis, testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Materials. The article gives theoretical substantiation and experimental facts of the importance of independent forms of exercises use by the students from technical colleges for their future professional activity. An important condition for the students involvement into a systematic activities on health improvement is a pedagogical guidance of independent lessons on the selected kind of sport or health-improving exercises. Results. During the pedagogical experiment an orientated work on an active propaganda of an optimal muscle load use was held. This propaganda was held using vivid examples of rational life organization, providing the daily fulfillment of motor tasks, as an effective method of recovery after a hard intellectual work, typical for students. The choice of the types of motor actions and the methods of their use by students was determined by their interests, demands, needs of the individual and was conducted with the help and recommendations of a teacher and a doctor. During the responsibility formation for their health, the future University graduates kept diaries of self-control, which reflected positive dynamics of physical fitness indices and health state. Conclusion. Thus, an independent organization of physical exercises provides an individual approach to the selection and implementation methodology of a muscular load, evaluation of physical fitness level and a functional state.

Текст научной работы на тему «Организация педагогического руководства самостоятельными занятиями физическими упражнениями студентов вуза»

УДК:796 DOI:10.14526/08_2014_21

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ ЗАНЯТИЯМИ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

О.В. Шинкаренко - кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Трофимов - кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный технический университет,

Самара, Россия В.И. Логунов - кандидат педагогических наук, доцент, Сызранский филиал Самарского государственного технического университета,

Сызрань, Россия

ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL GUIDANCE BY INDEPENDENT PHYSICAL

ACTIVITIES OF STUDENTS O.V. Shinkarenko - Ph.D., Associate Professor, V.N. Trofimov - Ph.D., Associate Professor, Samara State Technical University, Samara, Russia V.I. Logunov - Ph.D., Associate Professor, Syzransky Branch of Samara State Technical University Syzran, Russia E-mail: elena_funina@mail.ru

Аннотация. Здоровье студентов, их физическая и умственная работоспособность неразрывно связаны с двигательной активностью и представляют важную социальную проблему. В настоящее время стала общепризнанным фактом неудовлетворительная постановка процесса физического воспитания во всех звеньях государственной системы образования. Существующая система организации, содержания, направленности физического воспитания учащейся молодежи не обеспечивает решения задач укрепления здоровья, разностороннего развития; наблюдается неспособность ее форм, средств и методов к формированию у студентов культуры жизнедеятельности, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Материал. В данной статье теоретически обоснована и экспериментально доказана значимость использования студентами технических вузов самостоятельных форм занятий физическими упражнениями для дальнейшей профессиональной деятельности. Важным условием вовлечения студентов вузов в систематическую деятельность по оздоровлению является педагогическое руководство самостоятельными занятиями избранным видом спорта или упражнениями оздоровительной направленности.

Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Результаты. В ходе педагогического эксперимента проведена направленная работа по активной пропаганде применения оптимальной мышечной нагрузки с использованием наглядных, убедительных примеров рациональной организации образа жизни, предусматривающих ежедневное выполнение системы двигательных заданий как эффективного способ восстановления после напряженного интеллектуального труда, характерного для студентов вузов. Выбор студентами видов двигательных действий и способов их использования определялся их интересами, запросами, потребностями и проводился с консультативной помощью и рекомендациями преподавателя и врача. По мере формирования ответственности за состояние своего здоровья будущие выпускники вуза вели дневники самоконтроля, где находила свое отражение положительная динамика показателей физической подготовленности и состояния здоровья.

Заключение. Самостоятельная организация занятий физическими упражнениями обеспечивает индивидуальный подход к выбору и методике выполнения мышечной нагрузки, оценке уровня физической подготовленности и функционального состояния.

Ключевые слова: студенты, физическая культура, спорт, самостоятельные формы занятий, педагогический процесс, физическая подготовленность.

Annotation. Students' health, their physical working capacity and mental capacity are connected with physical activity and present an important social problem. Nowadays the unsatisfactory organization of the process of physical upbringing, on all stages of a state system of education, is a well-known fact. The existing system of organization, content and direction of physical upbringing of students does not provide health improvement and versatile development. The forms, methods and means of an existing system are unable to form a culture of life, the need for the regular physical exercise.

Research methods. Scientific - methodical literature analysis and synthesis, testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics.

Materials. The article gives theoretical substantiation and experimental facts of the importance of independent forms of exercises use by the students from technical colleges for their future professional activity. An important condition for the students involvement into a systematic activities on health improvement is a pedagogical guidance of independent lessons on the selected kind of sport or health-improving exercises.

Results. During the pedagogical experiment an orientated work on an active propaganda of an optimal muscle load use was held. This propaganda was held using vivid examples of rational life organization, providing the daily fulfillment of motor tasks, as an effective method of recovery after a hard intellectual work, typical for students. The choice of the types of motor actions and the methods of their use by students was determined by their interests, demands, needs of the individual and was conducted with the help and recommendations of a teacher and a doctor. During the responsibility formation for their health, the future University graduates kept diaries of self-control, which reflected positive dynamics ofphysical fitness indices and health state.

Conclusion. Thus, an independent organization of physical exercises provides an individual approach to the selection and implementation methodology of a muscular load, evaluation ofphysical fitness level and a functional state.

Keywords: students, physical education, sports, independent forms of study, teaching process, physical fitness.

Актуальность. Современная экономика определяется состоянием научно-технического прогресса, обеспечивающего появление, развитие и совершенствование новых технологий, что, в свою очередь, требует повышения интеллектуализации производственных процессов. Согласно статистическим данным, структура спроса специалистов существенно меняется каждые 15-20 лет, а продолжительность их активной деятельности существенно зависит от необходимости постоянного повышения квалификации и поддержания на оптимальном уровне показателей физической подготовленности, функционального

состояния, морально-волевых и

нравственных качеств. Это свидетельствует о важности организации образовательного процесса, обеспечивающего выявление и раскрытие потенциальных возможностей индивида как условия усвоения образовательных ценностей и использования личного опыта студента в сфере физической культуры и спорта.

Целью данной работы является теоретическое и методическое обеспечение значимости использования студентами

технических вузов самостоятельных форм занятий физическими упражнениями для дальнейшей профессиональной

деятельности.

Задачи:

1. Выявление эффективных форм самостоятельного использования средств физической культуры студентами и педагогического руководства данным процессом.

2. Экспериментальная проверка эффективности применения самостоятельных форм занятий физическими упражнениями.

Происходящие в стране политические, экономические и социокультурные преобразования детерминируют

необходимость нового подхода к оценке деятельности выпускников технических вузов, предусматривающего развитие культуры мышления, прогнозирования условий предстоящей профессиональной деятельности, стремления к физическому и духовно-нравственному развитию.

Культура профессионального мышления занимает особое место среди других характеристик современного

высококвалифицированного специалиста

благодаря особой познавательной активности, ценностно-ориентированной позиции, ответственной за расширение образовательно-воспитательного пространства для реализации собственного личностного потенциала, предполагающего создание условий для непрерывного саморазвития и самосовершенствования [1, 5, 6].

Общество с соответствующими экономическими, культурными и

политическими отношениями имеет четко сформулированные потребности и представляет системе профессионального образования свой заказ. В соответствии с концепцией модернизации российского образования главным условием

принципиально нового развития системы образования признается консолидация усилий государства и общества, где подчеркивается, что активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и

региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Модернизация образования,

эффективность взаимодействия государства и общества как условие реализации данной задачи обусловливают необходимость всестороннего научного обоснования, глубокого анализа и стратегического прогноза предполагаемых результатов. Ведущее значение в связи с этим приобретает изучение, теоретическое осмысление и обобщение имеющегося опыта реформирования профессионального

образования, соотношение его структурных компонентов, объективной оценки значимости каждого из них [2, 6, 7].

В государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников технических вузов

подчеркивается, что молодой специалист должен быть готовым к самостоятельному поиску истины, к системному действию в производственной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, к самосовершенствованию.

Практика подготовки специалистов различной квалификации и

профессиональной направленности

выдвигает настоятельное требование к образованию, ориентированному на

реализацию персонифицированных

особенностей и способностей индивида с учетом состояния его здоровья, обусловливающего степень приложения знаний, умений и навыков, а также осуществление творческих замыслов.

В настоящее время стала общепризнанным фактом

неудовлетворительная постановка процесса физического воспитания во всех звеньях государственной системы образования. Существующий подход к его организации, направленности и содержанию не обеспечивает решения задач по укреплению здоровья, разностороннего развития, формирования потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Анализ и выявление основных недостатков, смена парадигмы, разработка новой концепции образовательного процесса по физическому воспитанию направлены на формирование потребности в усвоении способов физического и духовно-нравственного развития и

совершенствования, результатом которого должно явиться укрепление и сохранение здоровья.

С этих позиций здоровье становится итогом собственной деятельности и свидетельствует об определенном уровне культуры жизнедеятельности человека [3,4,5,7], воспитания отношения к здоровью как личностному потенциалу, управление которым формируется в процессе образования. Реализация данной концепции обусловливает необходимость глубокого, всестороннего анализа содержания существующей системы физического воспитания учащейся молодежи, результаты которого показали несоответствие ее направленности запросам настоящего времени, неспособность ее форм, средств и методов к формированию культуры жизнедеятельности выпускников вузов, неотъемлемой частью которой является самоорганизация оптимального объема двигательной деятельности посредством реализации принципов систематизации, последовательности, непрерывности,

индивидуализации.

Методика и организация исследования.

Для проверки выдвинутых положений был проведен

педагогический эксперимент с участием 160 студентов 1-2-х курсов технического вуза (возраст 17-20 лет).

Это обусловливает необходимость направленной работы по активной пропаганде оптимальной мышечной нагрузки с использованием наглядных, убедительных примеров рациональной организации образа жизни, предусматривающего ежедневное выполнение системы двигательных заданий, как эффективного способа восстановления после напряженного интеллектуального труда, характерного для студентов вузов.

Ценными видами, формами агитации и пропаганды занятий физической культурой и спортом являются регулярные встречи с известными спортсменами, их беседы о значимости специальной тренировочной нагрузки для совершенствования внимания, памяти, логического и творческого мышления, а также других интеллектуальных качеств; саморазвития морально-волевых качеств: ответственности, инициативности, самодисциплины, работоспособности и др.; повышения показателей функционального состояния, свидетельствующих об улучшении здоровья.

Организация и проведение тщательно продуманных диспутов; круглых столов, дискуссионных клубов на спортивную тематику, раскрывающую сущность занятий физическими упражнениями с целью укрепления здоровья; их разнообразие, динамичность, эмоциональность, глубина и убедительность станут ощутимым подспорьем в деле вовлечения будущих выпускников вузов в регулярные самостоятельные занятия с использованием средств физической культуры и спорта.Одним из основополагающих условий вовлечения студентов вузов в систематическую деятельность по

оздоровлению является педагогическое руководство самостоятельными занятиями избранным видом спорта или упражнениями оздоровительной направленности.

Цель, задачи и содержание педагогического руководства определяются необходимостью целенаправленной

систематической работы по

консультированию занимающихся в вопросах выбора системы физических упражнений или вида спорта; подготовительной работы к

самостоятельному использованию мышечной нагрузки; усвоения методов и приемов самоконтроля за функциональным состоянием; дозировки физических упражнений, управления

психоэмоциональным состоянием;

Были организованы две группы: контрольная (КГ) - 78 студентов, и экспериментальная (ЭГ) - 82 студента. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование с целью определения исходных показателей физической подготовленности студентов с использованием контрольных

упражнений: челночного бега 3х11 (с); бега 60м (с); прыжка в длину с места (см); броска набивного мяча весом 1 кг (см) правой и левой рукой; подтягивания из виса на перекладине (количество раз); наклона вперед, стоя на гимнастической скамейке (см).

Материалы. Анализ специальной литературы, изучение передового

педагогического опыта, материалы собственных исследований свидетельствуют о потребности общества в принципиально новом подходе к организации и содержанию образовательного процесса по физическому воспитанию в вузе, способном поставить учебно-воспитательный процесс на один уровень с медициной путем реализации его здоровьеформирующей функции,

обеспечивающей профилактику отклонений в состоянии здоровья, обусловленных дефицитом двигательной активности и отсутствием навыков усвоения и реализации методики закаливания организма.

Современная система подготовки специалистов направлена на обеспечение их готовности к профессиональной

деятельности, не предусматривает

возможности организации, проведения ежедневных занятий физическими упражнениями и заранее обусловливает неэффективность учебного процесса по физическому воспитанию.

Идея укрепления и сохранения здоровья студентов может быть реализована, на наш взгляд, путем формирования навыков самостоятельного использования средств физической культуры и спорта, приобщения к их ценностям. Однако внедрение самостоятельного выполнения физических упражнений в процессе жизнедеятельности индивида сопряжено с большими трудностями, детерминированными

инертностью мышления, связанного с непониманием и недооценкой средств физической культуры и спорта как мощного фактора оздоровления [2, 4].

завершения самостоятельных тренировочных занятий и т.д.

Оборудование в читальном зале стенда или методического уголка со специальной литературой в помощь самостоятельно занимающимся физическими упражнениями привлечет внимание многих студентов. Расписание консультаций по вопросам физкультурного самообразования и их проведения опытными преподавателями поддержат инициативу будущих

выпускников по индивидуальному выбору и использованию доступных форм занятий и средств физической культуры и спорта.

Оздоровительный бег, комплекс общеразвивающих гимнастических и игровых упражнений (элементы волейбола, баскетбола, футбола, городков и др.); серии силовых прыжковых и других двигательных действий составляют основное содержание самостоятельных занятий, обеспечивающих необходимый объем двигательной активности для нормального

функционирования организма и поддержания здоровья.

Учебные занятия по физическому воспитанию в вузе призваны, на наш взгляд, осуществлять диагностику уровня здоровья студентов; разъяснять значимость средств физической культуры и спорта для физического и духовно-нравственного развития; формировать навыки

самостоятельного выполнения физических упражнений и самоконтроля

функционального состояния. Выбор студентами видов двигательных действий и способов их использования обусловлен интересами, запросами, потребностями индивида и проводится с консультативной помощью и рекомендациями преподавателя и врача.

По мере формирования ответственности за состояние своего здоровья будущие выпускники вуза ведут дневники самоконтроля, где находит свое отражение динамика показателей физической

Литература

Бальсевич, В.К. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. -2001. - № 1. - С. 50-56. Белов, В.И. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие / В.И. елов, Ф.Ф. Михайлович. - М., 1999. - С. 14-46.

подготовленности и состояния здоровья, учитываемая при выставлении оценки по данной учебной дисциплине.

Результаты исследования.

Экспериментальная проверка данного подхода к организации физического воспитания студентов вузов показала свою эффективность. В экспериментальной группе существенно улучшилась посещаемость учебных занятий. Так, перед началом педагогического эксперимента посещаемость составила 47-53%, после его окончания результат улучшился и достиг 67-70%. До проведения педагогического эксперимента уровень физической подготовленности студентов 1-3-х курсов был оценен как низкий у 73%; средний - у 43%, выше среднего - у 11%; высший - у 15%.

После окончания педагогического эксперимента низший уровень физической подготовленности был выявлен у 19% студентов; средний - у 54%; выше среднего -у 20%; высокий - у 15% (характерные для занимающихся в различных спортивных секциях).

Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали перспективность данного подхода к организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов. Его использование обеспечивает

систематичность и непрерывность выполнения мышечной нагрузки по интересам; предусматривает возможность выбора времени для занятий; регулярную методическую помощь; четко определенные этапы педагогического и медицинского контроля за функциональным и психоэмоциональным состоянием.

Самостоятельная организация занятий физическими упражнениями обеспечивает индивидуальный подход к выбору и методике выполнения мышечной нагрузки, оценке уровня физической подготовленности и функционального состояния.

Bibliography

Balsevich, V.K. The social significance of physical culture and sports in the modern conditions of Russia / V.K. Balsevich // Theory and Practice of Physical Culture. - 2001. - №1. - P.50-56. Vilensky, MY. Student as the subject of physical culture / M.J. Vilensky // Theory and Practice of Physical Culture. - 1999. - № 10. - C.2-5.

Виленский, М.Я. Студент как субъект физической культуры / М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. -1999. - № 10. - С.2-5.

Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. -М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003. - 240 с.

Скрябин, Е.Г. Особенности физического воспитания студентов, обучающихся в вузах, расположенных в северном регионе / Е.Г. Скрябин// Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 6. - С. 35-39.

Теплых, Л.В. Самообразовательная деятельность студентов: взгляд сегодня / В.Г. Закирова, Л.В. Теплых // Педагогические науки. - № 4 (14). -2005. - С. 125-126.

Пушкарева, И.Н. Адаптация студентов к учебному процессу в системе современного высшего образования / И.Н. Пушкарева, С.В. Кумская, С.А. Новоселов // Теория и практика физической культуры. - 2010. - №3. - С.55-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию: 16.09.2014 г.

Belov, V.I. Valueology: health, youth, beauty, longevity / V.I. Belov, F.F. Mikhailovich. - M., 1999. - P. 14-46.

Nazarenko, L.D. Health basics of an exercise / L.D. Nazarenko. - M. : Publishing house VLADOS PRESS, 2003. - 240 c.

Scriabin, EG. Features of physical education students enrolled in universities located in the northern region / E.G. Scriabin // Theory and Practice of Physical Culture, 2008. - № 6. - P. 35-39.

Warm, L.V. Self-educational activity of students: a look today / (V.G. Zakirova, L.V. Teplyh // Jurisprudence. - № 4 (14). - 2005. - S. 125-126.

Pushkarev, I.N. Adaptation of students to the educational process in the system of modern higher education / I.N. Pushkarev, S.V. Kum, S.A. Novoselov // Theory and Practice of Physical Culture. - 2010. - № 3. - P. 55-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.