Научная статья на тему 'Организация педагогического коллектива сотрудников исправительно-трудовых учреждений в Вологодском опыте 60-х – 70-х гг. ХХ века'

Организация педагогического коллектива сотрудников исправительно-трудовых учреждений в Вологодском опыте 60-х – 70-х гг. ХХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
исправительное учреждение / исправительно-трудовое учреждение / педагогический коллектив сотрудников исправительно-трудового учреждения / методический кабинет / методический совет / совет воспитателей отряда. / correctional institution / correctional labor institution / teaching staff of employees of correctional labor institution / teaching room / methodical council / council of educators of the detachment.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бороздина Ольга Сергеевна

Статья посвящена проблеме организации педагогического коллектива сотрудников исправительных учреждений. Рассматривается опыт исправительно-трудовых учреждений Вологодской области в 60-х – 70-х годов ХХ века. Описывается работа методических кабинетов при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ), методических советов, советов воспитателей в отрядах ИТУ, направленная на повышение педагогических знаний сотрудников, вовлечение их в активную деятельность по исправлению и перевоспитанию осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE TEACHING STAFF EMPLOYEES OF CORRECTIONAL LABOR INSTITUTIONS IN THE VOLOGDA EXPERIENCE OF THE 60S-70S OF THE XX CENTURY

The article is devoted to the problem of organizing the teaching staff of correctional institutions. The experience of correctional labor institutions of the Vologda Oblast in the 60s 70s of the XX century is considered. It describes the work of teaching rooms at correctional labor institutions (ITU), methodological advice, and the advice of educators in ITU units, aimed at increasing the pedagogical knowledge of employees, involving them in active work to correct and re-educate convicts.

Текст научной работы на тему «Организация педагогического коллектива сотрудников исправительно-трудовых учреждений в Вологодском опыте 60-х – 70-х гг. ХХ века»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10363 БОРОЗДИНА Ольга Сергеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры юридической психологии и педагогики психологического факультета Вологодского института права и экономики ФСИН России,

e-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ВОЛОГОДСКОМ ОПЫТЕ 60-Х - 70-Х ГГ. ХХ ВЕКА

Аннотация. Статья посвящена проблеме организации педагогического коллектива сотрудников исправительных учреждений. Рассматривается опыт исправительно-трудовых учреждений Вологодской области в 60-х - 70-х годов ХХ века. Описывается работа методических кабинетов при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ), методических советов, советов воспитателей в отрядах ИТУ, направленная на повышение педагогических знаний сотрудников, вовлечение их в активную деятельность по исправлению и перевоспитанию осужденных.

Ключевые слова: исправительное учреждение, исправительно-трудовое учреждение, педагогический коллектив сотрудников исправительно-трудового учреждения, методический кабинет, методический совет, совет воспитателей отряда.

BOROZDINA Olga Sergeevna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Legal Psychology and Pedagogy Faculty of Psychology Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia

ORGANIZATION OF THE TEACHING STAFF EMPLOYEES OF CORRECTIONAL LABOR INSTITUTIONS IN THE VOLOGDA EXPERIENCE OF THE 60S-70S OF THE XX CENTURY

Annotation. The article is devoted to the problem of organizing the teaching staff of correctional institutions. The experience of correctional labor institutions of the Vologda Oblast in the 60s - 70s of the XX century is considered. It describes the work of teaching rooms at correctional labor institutions (ITU), methodological advice, and the advice of educators in ITU units, aimed at increasing the pedagogical knowledge of employees, involving them in active work to correct and re-educate convicts.

Key words: correctional institution, correctional labor institution, teaching staff of employees of correctional labor institution, teaching room, methodical council, council of educators of the detachment.

Введение. Коллектив воспитателей пенитенциарного учреждения - это объединение людей, обладающих достаточным профессиональным мастерством, сплоченных общей воспитательной целью, проявляющих единство действий в воспитательной работе, стремящихся к максимальному результату в исправлении осужденных [2, с.45]. Практическая деятельность пенитенциарных учреждений свидетельствует о том, что коллектив сотрудников не всегда является коллективом воспитателей, основной функцией которого является учебно-воспитательная. Связано это с тем, что сложившаяся оценка дея-

тельности отделов и служб различна и трудно сопоставима: на производстве - выполнение плана, в ПУ - обучение специальности, в отряде - порядок и дисциплина, в школе - успеваемость и т.д. Такая оценка их деятельности приводит к затушеванию основной цели деятельности исправительного учреждения - исправление осужденных. Успешная работа по созданию и укреплению коллективов осужденных в исправительных учреждениях зависит, прежде всего, от повышения педагогических знаний сотрудников, вовлечения их в активную деятельность по исправлению и перевоспитанию осужденных и сплочения в бое-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

способный коллектив воспитателей с едиными требованиями к осужденным, единой методикой и единым стилем в работе.

Теоретической основой для создания сплоченных коллективов воспитателей в исправительных учреждениях являются важнейшие положения педагогического учения А.С. Макаренко, с учетом особенностей в работе исправительно-трудовых учреждений [1, с. 9]. Главной и определяющей задачей правильного руководства коллективом сотрудников является обеспечение их сплоченности и единства. Сила воспитательного процесса состоит, прежде всего, в согласованности действий и планомерности работы всего коллектива сотрудников. «...Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный риск и свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого подхода ... там не может быть никакого воспитательного процесса» [3, с.179 -180]. Высокая ответственность каждого сотрудника не только за свою работу, но за работу всего коллектива, является важнейшим условием успешного решения всех задач.

В работе по воспитанию сотрудников необходимо постоянно прививать им высокие моральные качества, ответственное отношение к выполнению служебного долга. Невоспитанность самих работников, проявление ими высокомерия, бездушия, грубости, эгоизма, неряшливости, нечестности терпимыми в коллективе быть не могут, так как наносят серьезный ущерб в работе с правонарушителями. Сплоченный коллектив сотрудников создается в процессе вдумчивой и напряженной работы с осужденными на протяжении длительного времени. Тем важнее изучение опыта организации педагогического коллектива сотрудников исправительных учреждений. Такой положительный опыт был осуществлен в исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) Вологодской области в 60-х - 70-х годах ХХ века [4, с. 11 - 19]. Рассмотрим основные положения данного опыта.

Основная часть. Организация работы в Вологодских ИТУ по исправлению и перевоспитанию осужденных через коллектив потребовала привлечения к этому делу большинства сотрудников и знания ими, кроме исправительно-трудового права, также основ педагогики, психологии и главным образом педагогической системы А.С. Макаренко.

Для обучения сотрудников формам и методам воспитательной работы в каждой колонии, а также при отделе ИТУ были созданы педагогические кабинеты. В них имелась необходимая юридическая, педагогическая, справочная и специальная литература, а также методические разра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

ботки и наглядные пособия. Сотрудники колонии имели все материалы, необходимые для подготовки к проведению различных мероприятий с осужденными. В методических кабинетах проводились занятия, семинары сотрудников, одновременно с этим они являлись центром обобщения и изучения опыта работы с коллективом осужденных. На должность заведующего методическим кабинетом подбирались лица, имеющие высшее педагогическое образование.

Со всеми сотрудниками в учреждениях организовывались занятия по педагогическому минимуму, а затем по изучению основ исправительно-трудовой педагогики, педагогической системы А.С. Макаренко, психологии и исправительно-трудового права по специально разработанной программе. После изучения сотрудники сдавали зачеты по пройденному материалу.

С заместителями начальников ИТК по политико-воспитательной работе, с начальниками отрядов и с заведующими методическими кабинетами систематически в ОИТУ проводились семинары. На каждом семинаре читались лекции и доклады о педагогическом опыте А.С. Макаренко, а также по другим вопросам педагогики, психологии и организации воспитательного процесса в ИТУ. Семинары проводились с руководящими работниками и других служб ИТУ. В обучении всех работников ИТУ главное внимание обращалось на обеспечение единых режимно-педагогических требований, методики и действий каждого коллектива сотрудников в работе с осужденными.

В 1974 г. отделом исправительно-трудовых учреждений совместно с Академией МВД СССР была подготовлена и проведена научно-практическая конференция на тему «Коллектив и личность осужденных как объект целенаправленного педагогического воздействия». На конференции были заслушаны доклады и выступления с сообщениями об организации индивидуальной работы с осужденными в коллективе и через коллектив, о сочетании коллективных и индивидуальных форм воздействия на личность осужденного, о принципах индивидуального и дифференцированного подхода к воспитательной работе с осужденными, а также по другим вопросам использования коллективов осужденных в воспитательном процессе в исправительно-трудовых учреждениях. Проведенная конференция способствовала повышению педагогического мастерства воспитателей и эффективности работы исправительно-трудовых учреждений Вологодской области по перевоспитанию правонарушителей.

В целях оказания методической помощи сотрудникам по улучшению воспитательной работы с осужденными в ОИТУ систематически обобщался передовой опыт работы, издавались обзоры и высылались на места. В качестве при-

мера можно привести следующие обзоры: из практики работы методического совета учреждения ОЕ-256/17; из опыта работы руководителя группы политических занятий с осужденными учреждения ОЕ-256/1 Н.В. Миролюбовой; об участии комсомольских организаций Вологодской области, шефствующих над ИТУ, в исправлении и перевоспитании осужденных из числа молодежи; об опыте работы начальника отряда Л.Н. Стреб-ковой (Учреждение ОЕ-256/1); об использовании кино в воспитательных целях в работе с осужденными в Вологодской области; об опыте работы методического кабинета учреждения ОЕ-256/1.

В 1961 г. в ОИТУ был создан методический совет, который систематически обсуждал важнейшие практические вопросы, концентрируя внимание руководства и сотрудников на разработке единой методики в решении стоящих перед ИТУ педагогических задач.

Методический совет создавался приказом начальника УВД из числа руководящих работников ОИТУ, начальников колоний, их заместителей по политико-воспитательной работе, директоров и преподавателей общеобразовательных школ при ИТУ, а также представителей суда, прокуратуры, преподавателей пединститута, работников областного отдела народного образования, профессионально-технического обучения, шефствующих над учреждениями предприятий в количестве до 25 - 30 человек.

Методический совет проводился не реже одного раза в квартал. Особое значение при рассмотрении вопросов на заседаниях методического совета придавалось организации и укреплению коллективов осужденных, совершенствованию форм и методов работы сотрудников в этом деле.

Вот некоторый перечень вопросов, рассмотренных на заседаниях методического совета: о практике работы по присвоению осужденным индивидуальных званий по ступеням исправления и звания «Коллектив отличного труда и быта»; о состоянии и мерах по повышению роли самодеятельных организаций и укреплении коллективов осужденных; о состоянии и мерах по устранению недостатков в организации трудового соревнования среди осужденных ИТУ Вологодской области; о льготах и поощрениях, предоставляемых осужденным, имеющим индивидуальные звания по ступеням исправления; о единых знаках различия для осужденных исправительно-трудовых колоний Вологодской области; методика изучения личности осужденного; наглядная агитация в ИТУ и ее использование в воспитательной работе с осужденными; практика шефской работы в ИТУ и ее влияние на перевоспитание осужденных; итоги изучения причин рецидива и меры по его предупреждению; о состоянии и мерах по улучшению правового воспитания осужденных и пропаганды

юридических знаний в ИТУ Вологодской области; об организации полезной занятости осужденных в свободное от работы время; об эффективности применения мер дисциплинарной практики в работе с осужденными; о состоянии работы с первичными коллективами - звеньями и их роли в воспитательном процессе.

На методическом совете ОИТУ по всем обсуждаемым вопросам вырабатывались и принимались рекомендации, которые на местах используются в практической работе.

В первой половине 1962 г. методические советы были созданы также во всех колониях Вологодской области. Центральная идея, определяющая все содержание деятельности методического совета, состояла в том, что сотрудники ИТК должны составлять единый сплоченный коллектив воспитателей, предъявлять к осужденным единые требования, использовать единую методику в работе, единый подход в решении всех практических задач.

В состав методического совета колонии подбирались лучшие сотрудники, представители общественности, шефствующих предприятий и наблюдательной комиссии. Председателем методического совета был начальник колонии, а его заместителем - заместитель по политико-воспитательной работе, на которого, как правило, возлагалась обязанность подготовки вопросов к заседаниям, подготовки рекомендаций и контроль за их исполнением, а также контроль за работой членов методического совета. Все члены методического совета закреплялись для руководства секциями совета коллектива колонии и несли ответственность за выполнение возложенных на них задач.

Исходя из опыта работы методических советов учреждений, четко определилось направление работы членов методического совета. Начальник колонии - осуществлял непосредственное руководство методическим советом, советом коллектива колонии, организовывал работу со звеньевыми, раз в месяц проводил с ними занятия, утверждал звеньевых. Заместитель начальника колонии по политико-воспитательной работе -организовывал повседневную работу совета коллектива колонии, организационно-контрольной комиссии, культурно-массовой секции, отвечал за выпуск общеколонийской стенной газеты и руководил культорганизаторами. Директор предприятия ИТУ - организовывал и направлял работу секции производственно-массовой работы и профессионально-технического обучения. Заместитель начальника колонии по режиму и оперативной работе - организовывал и направлял работу секции внутреннего порядка колонии. Директор школы - отвечал за работу секции общеобразовательного обучения. Начальник медчасти - закре-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

плялся за санитарно-бытовой секцией и организует ее работу. Инженер по технике безопасности - отвечал за работу секции охраны труда и техники безопасности.

Таким же образом и другим членам методического совета определялись участки работы с осужденными. Это позволяло более конкретно и целенаправленно работать с осужденными, предъявлять к ним единые требования и единый подход. Присутствие членов методического совета на всех мероприятиях, проводимых на закрепленных участках, было обязательным.

При методических советах ОИТУ и колоний в соответствии с направлениями работы создавались секции: трудового соревнования; режима и внедрения единых режимно-педагогических требований; по работе самодеятельных организаций, укреплению коллективов осужденных, применения мер поощрений и взысканий; по идеологической работе; по общеобразовательному обучению и внеклассной воспитательной работе с осужденными; трудового устройства и борьбы с рецидивной преступностью. Состав секций и кандидатуры их руководителей рассматривались и утверждались на заседании методического совета. Одной из основных форм вовлечения сотрудников в активную работу по перевоспитанию осужденных являлись советы воспитателей в отрядах. Повседневное укрепление коллективов осужденных, использование их воспитательных возможностей, повышение роли самодеятельных организаций осужденных являлось одной из главных задач в работе советов воспитателей. Совет воспитателей отряда создавался приказом начальника ИТК в количестве 10 - 15 человек. В совет воспитателей входили: начальник отряда, учителя общеобразовательной школы, работники производства, медицинской части, оперативно-режимной части, контролеры и сотрудники других частей и служб, наиболее подготовленные и способные обеспечить эффективную воспитательную работу с осужденными. Такой порядок подбора членов совета воспитателей отряда, когда по существу в совет входят представители всех частей и служб колонии, позволял организовать работу с осужденными по всем основным направлениям жизни коллектива, обеспечить единство действий работников всех служб. Советы воспитателей отряда на практике показали, что они являются действенным средством сплочения сотрудников колонии в боеспособные коллективы воспитателей.

Четко определилось распределение обязанностей между членами совета воспитателей. Начальник отряда - председатель совета воспитателей, осуществляет постоянное руководство работой совета коллектива отряда и организационно-контрольной комиссии, отвечает за выпуск стенной газеты. Работник оперативной части -отвечает за работу секции внутреннего порядка

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

отряда. Инженер, мастер или другой работник производственной части - организует и направляет работу секции производственно-массовой работы и профессионально-технического обучения. Один из преподавателей школы - направляет работу секции общеобразовательного обучения, другой преподаватель направляет работу культурно-массовой секции. Работник медицинской части - организует работу санитарно-бытовой секции. Один из членов совета - направляет работу физ-культурно-спортивной секции. Кроме того, члены совета воспитателей обязательно закрепляются за звеньями, организуют и направляют их работу. Такое распределение обязанностей между членами совета воспитателей позволяло обеспечить проведение всех мероприятий в коллективах осужденных (собрания в звеньях, заседания секций, культурно-массовые мероприятия и др.) в присутствии представителей администрации.

На каждый месяц совет воспитателей отряда разрабатывал и утверждал план работы, предусматривая в нем не только проведение заседаний, но и руководство членами совета воспитателей секциями, первичными коллективами - звеньями, проведение культурно-массовых мероприятий в отряде, организацию индивидуальной работы с осужденными и другие вопросы.

При организации работы совета воспитателей начальник отряда не брал на себя все запланированные мероприятия, а использовал возможности всех членов совета воспитателей в работе с осужденными.

Совет воспитателей отряда на своих заседаниях обсуждал план работы совета, план-календарь основных мероприятий с коллективом осужденных на месяц, рассматривал и ходатайствовал перед административной комиссией о предоставлении осужденных на условно-досрочное освобождение, заслушивал отчеты старших дневальных, звеньевых, культоргов, руководителей самодеятельных организаций, обсуждал нарушителей порядка и дисциплины, заслушивал членов совета воспитателей о руководстве порученных им участков работы, проводил аттестацию осужденных, обсуждал итоги трудового соревнования за каждый месяц и другие вопросы.

Члены совета воспитателей отряда организовывали и направляли работу секций, звеньев, рассматривали и утверждали их планы, проводили индивидуальную работу с осужденными, особенно из числа трудноподдающихся воспитательному воздействию.

В качестве примера можно привести организацию работы советов воспитателей в учреждении ОЕ-256/2. В советах воспитателей учреждения работало 56 сотрудников. В состав советов воспитателей были включены все преподаватели школы. В каждом совете работало 2 учителя, работник оперативно-режимного аппарата, произ-

водства, бухгалтерии, медчасти и других служб. За каждым советом воспитателей отряда были закреплены руководящие работники колонии -члены методического совета, которые направляют их работу и оказывают повседневную помощь.

С членами советов воспитателей проводилась учеба по повышению педагогического и профессионального мастерства, по изучению исправительно-трудовой педагогики и психологии. По пройденному материалу от членов совета воспитателей принимались зачеты. С учетом способностей членов совета распределялись обязанности между ними.

За каждой секцией и первичным коллективом - звеном закреплялся член совета воспитателей. Четкость и конкретность в планировании работы, правильная расстановка сил членов совета, постоянная забота о состоянии дел в отряде позволяла эффективно и с максимальной отдачей использовать их организаторские способности и жизненный опыт в работе с осужденными.

В колонии был установлен единый день недели и время для работы совета воспитателей. Такая практика дисциплинировала членов совета, создавала возможность постоянного контроля и оказания им необходимой помощи. При этом члены совета воспитателей не ограничивались в своей работе только определенным днем, а строили свою деятельность с учетом условий и сложившейся обстановки в отряде и в другие дни недели.

Члены совета воспитателей привлекались к чтению лекций, к проведению бесед и других воспитательных мероприятий с осужденными. Улучшение воспитательной работы с осужденными позволило коллективу сотрудников добиться положительных результатов в выполнении производственных заданий, в укреплении режима содержания осужденных, порядка и организованности в колонии. Большое значение приобрело соревнование между советами воспитателей отрядов. Условия соревнования между советами воспитателей были предусмотрены специальным положением, утвержденным начальником ИТУ. Итоги соревнования рассматривались методическим советом учреждения и объявлялись приказом. Победителю в соревновании присваивалось звание «Лучший совет воспитателей», вручался переходящий вымпел и выдавалась денежная премия. Значительная работа среди сотрудников была проведена в связи с утверждением коллегией УВД единых режимно-педагогических требований к сотрудникам и осужденным. Соблюдение сотрудниками единого подхода к работе с осужденными, предъявление к ним единых требований явилось необходимым условием в укреплении коллективов осужденных, порядка и дисциплины в колониях.

Заключение. Чтобы коллектив сотрудников стал коллективом воспитателей необходима систематическая, постоянная, кропотливая работа администрации, которая предполагает: формирование морально-психологического климата в коллективе сотрудников; выработку единой для всех сотрудников ценностной ориентации по поводу основных вопросов деятельности учреждения, исходящей из принципов исправительной политики; формирование у сотрудников профессиональной направленности; выработку и введение в действие четко продуманной системы воспитательной работы с осужденными [2, с.43]. Изучение и использование в современной пенитенциарной практике опыта исправительно-трудовых учреждений Вологодской области по организации педагогического коллектива сотрудников несомненно будет способствовать решению этих задач.

Список литературы:

[1] Ковтуненко Л.В. Педагогический потенциал наследия А.С. Макаренко для пенитенциарной практики: учебное пособие / Л.В. Ковтуненко; Воронежский институт ФСИН России. - Воронеж, 2015. - 54 с.

[2] Литвишков В.М., Вилкова А.В. Коллектив сотрудников-воспитателей в исправительном учреждении// Образование и наука в России и за рубежом. - 2018. - №8. - С. 45 - 51.

[3] Макаренко, Антон Семенович. Сочинения : В 7 т. / Ред. коллегия: И. А. Каиров (глав. ред.) [и др.] ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - [2-е изд.]. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957-1958. - Т. 5.

[4] Создание и укрепление коллективов осужденных, и использование их в воспитательном процессе в исправительно-трудовых учреждениях Вологодской области. - Вологда, 1975. - 155 с.

Spisok literatury:

[1] Kovtunenko L.V. Pedagogicheskij potencial naslediya A.S. Makarenko dlya penitenciar-noj prak-tiki: uchebnoe posobie / L.V. Kovtunenko; Voronezh-skij institut FSIN Rossii. - Voronezh, 2015. - 54 s.

[2] Litvishkov V.M., Vilkova A.V. Kollektiv sotrud-nikov-vospitatelej v ispravitel'nom uchrezhdenii// Obrazovanie i nauka v Rossii i za rubezhom. - 2018. - №8. - S. 45 - 51.

[3] Makarenko, Anton Semenovich. Sochi-neniya : V 7 t. / Red. kollegiya: I. A. Kairov (glav. red.) [i dr.] ; Akad. ped. nauk RSFSR. In-t teorii i istorii ped-agogiki. - [2-e izd.]. - Moskva : Izd-vo Akad. ped. nauk RSFSR, 1957-1958. - T. 5.

[4] Sozdanie i ukreplenie kollektivov osuzhden-nyh, i ispol'zovanie ih v vospitatel'nom processe v ispravitel'no-trudovyh uchrezhdeniyah Vologodskoj oblasti. - Vologda, 1975. - 155 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.