Научная статья на тему 'Организация партнёрских отношений в системах распределения продукции сельского хозяйства на региональном уровне'

Организация партнёрских отношений в системах распределения продукции сельского хозяйства на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ АПК / МАРКЕТИНГОВЫЕ КАНАЛЫ РАСПРЕДЕЛЕНИИ / ВЗАИМОДОПОЛНЕНИЕ / ПАРТНЁРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / SYSTEM OF DISTRIBUTION OF AGRICULTURAL PRODUCTS / MARKETING DISTRIBUTION CHANNELS / PARTNERSHIP / COMPLEMENTARITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самостроенко Г.М.

Одной из ключевых проблем обеспечения эффективного функционирования систем распределения про- дукции сельского хозяйства в регионах является организация истинного партнёрства между входящими в их состав хозяйствующими субъектами. В статье рассматривается подход к решению данной проблемы на основе концепции маркетинга взаимодополнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PARTNERSHIPS IN SYSTEMS OF DISTRIBUTION OF AGRICULTURAL OUTPUT AT THE REGIONAL LEVEL

One of the key problems to ensure the effective functioning of the distribution system of agricultural production in the region is the organization of a true partnership between their member business entities. The paper discusses an approach to solving this problem based on the concept of marketing synergies.

Текст научной работы на тему «Организация партнёрских отношений в системах распределения продукции сельского хозяйства на региональном уровне»

5. Маршал А. Принципы экономической науки. Т.1. М.: издательская группа «Прогресс», 1993. 415 с.

6. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

7. №4015-1 ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

8. Конституция РФ. URL: http://base.consultant.ru

9. Приказ Министерства Финансов от 2 июля 2012г. №100н «Об утверждении порядка размещения страховщиками средств страховых резервов».

10. URL:http://www.alfastrah.ru/individuals/lifeinsurance/endowment/

11. URL:http://www.rgs.ru/life/private_person/endowment-insurance/index.wbp

References

1. BeloserovS.A., GorbushinaS. G., Ivanov V.V. etal. Finance / Ed. by V.V. Kovalev. М.: LC Velbi, Prospect, 2006. 640 p.

2. Bernard I., Collie J.-C. Economics and finance Definition dictionary: French, Russian, English, German, Spanish terminology. V.II. М.: International relations, 1997. 759 p.

3. Valdaycev S.V, Vorobyev P. V., Gorbushina S. G. Investment / Ed. by V.V. Kovalev, V.V.Ivanova, V.A. Lyalina. М.: LC Velbi, 2003. 440 p.

4. Mcconnell C.R., Brue S.L. Economics: principles, problems and policies. 14th ed. М.: Infra-М, 2003. 972 p.

5. Marshall A. Principles of Economics I. M.: Publishing Group «Progress», 1993. - 415p.

6. №39- FL «About investment business in the Russian Federation in the form of capital investments». URL:http://base.consul-tant.ru

7. №4015-1 FL «On organization of insurance business in the Russian Federation». URL: http://base.consultant.ru

8. The Constitution of the Russian Federation. URL:http://base.consultant.ru.

9. Decree of Finance Ministry from 2 July 2012y. №100н «On establishing the order of placing funds of insurance reserves by insurer». URL: http://base.consultant.ru.

10. URL:http://www.alfastrah.ru/individuals/lifeinsurance/endowment/

11. URL:http://www.rgs.ru/life/private_person/endowment-insurance/ index.wbp

УДК 338.436.33(470) UDC 338.436.33(470)

Г.М. САМОСТРОЕНКО G.M. SAMOSTROYENKO

доктор экономических наук, профессор кафедры при- doctor of Economics sciences, professor of department of

кладных экономических дисциплин Орловского государ- applied economic disciplines, Orel state university

ственного университета E-mail: samostroenko@yandex.ru E-mail: samostroenko@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРТНЁРСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

ORGANIZATION OF PARTNERSHIPS IN SYSTEMS OF DISTRIBUTION OF AGRICULTURAL OUTPUT AT THE REGIONAL LEVEL

Одной из ключевых проблем обеспечения эффективного функционирования систем распределения продукции сельского хозяйства в регионах является организация истинного партнёрства между входящими в их состав хозяйствующими субъектами. В статье рассматривается подход к решению данной проблемы на основе концепции маркетинга взаимодополнения.

Ключевые слова: система распределения продукции АПК, маркетинговые каналы распределении, партнёрские отношения, взаимодополнение.

One of the key problems to ensure the effective functioning of the distribution system of agricultural production in the region is the organization of a true partnership between their member business entities. The paper discusses an approach to solving this problem based on the concept of marketing synergies.

Keywords: system of distribution of agricultural products, marketing distribution channels, partnership, complementarity.

© Г.М. Самостроенко © G.M. Samostroyenko

Вхождение России в ВТО предусматривает существенные ограничения прямой государственной помощи отечественному сельскому хозяйству. Тем не менее, государство российское должно и готово помочь товаропроизводителям, вынужденным конкурировать в новых условиях. В числе краткосрочных мер в 2013 году помимо средств на погектарные субсидии в федеральном бюджете предусмотрено выделение более 6 млрд. руб. на субсидирование краткосрочных кредитов, которые также можно использовать на приобретение горюче-смазочных материалов, средств защиты растений, запасных частей к сельскохозяйственной технике; полмиллиарда рублей выделяются на субсидирование части затрат на приобретение элитных семян. Кроме того, более 3 млрд. руб. направляется на поддержку региональных экономически значимых программ.

В комплексной программе по развитию агропромышленного комплекса на период до 2020 года предусмотрено развитие глубокой переработки сельскохозяйственной продукции с тем, чтобы обеспечить удо -влетворение внутренних потребностей страны и стать крупным игроком на мировом рынке. Важным направлением помощи является усиление государственной поддержки сельхозпроизводителям за счёт программ развития не только производства, но и социальной сферы, повышения качества жизни сельских жителей посредством развития здравоохранения, образования, информационных технологий, культуры, строительства дорог, газификации населённых пунктов и т. д.

Реализация мероприятий, предусмотренных федеральными и региональными программами, безусловно, будет способствовать повышению конкурентоспособности России на мировом продовольственном рынке. Вместе с тем необходимо максимально использовать и другие меры поддержки, входящие в «зелёную корзи -ну», включая различные маркетинговые мероприятия. Среди них особое место занимают меры по развитию маркетинговых систем распределения продукции сельского хозяйства, которые представляют собой группы независимых предприятий, состоящих из производителей, оптовых и розничных торговцев, призванных довести созданную продукцию до потребителей в соответствующем месте и в нужное время.

Значение маркетинговых систем распределения трудно переоценить, поскольку для того, чтобы реализовать, продать произведенную продукцию у предприятий сельского хозяйства есть только два пути: первый - создать собственную систему распределения, второй - присоединиться к системе, созданной другими. Маркетологи не без основания утверждают, что только так предприятие может выжить на современном рынке [1]. У крупных товаропроизводителей, как правило, имеются возможности пользоваться первым путём. Что касается средних, малых и индивидуальных предприятий, занятых в сельском хозяйстве, то их удел - второй путь, поскольку самостоятельно создать эффективную систему распределения им не под силу. И это весьма актуальная и серьёзная проблема для нашей страны, что обусловлено, во-первых, значительным удельным

весом малых и средних предприятий в объёме производства фруктов, овощей и картофеля, во-вторых, нежеланием крупных торговых сетей включать мелких товаропроизводителей в число своих поставщиков.

По объективным причинам важнейшая роль в решении данной проблемы отводится региональным и муниципальным органам власти, которые с помощью имеющихся в их распоряжении методов и механизмов управления могут и должны способствовать формированию эффективных систем распределения и партнёрских отношений между их участниками. К примеру, поощряя и стимулируя создание в АПК эффективных альянсов, включая производственно-потребительские кооперативы; посредством создания налоговых механизмов, препятствующих появлению в цепочках товародвижения посредников, которые лишь удорожают продукцию, не увеличивая её потребительскую ценность, и т. п.

В данной статье мы хотели обратить внимание на методологические аспекты решения указанной задачи, которые лежат в основе организации отношений между участниками систем распределения, к числу которых относятся не только хозяйствующие субъекты, но косвенно также органы власти регионов и муниципальных образований. Эти отношения во многом определяются концепцией маркетинга, которой руководствуются в своей практической деятельности участники каналов распределения продукции сельского хозяйства в регионах.

Из трёх основных парадигм маркетинга, включающих неоклассическую, конкурентную и отношений, задачам организации и функционирования систем распределения продукции сельского хозяйства в регионах по определению в наибольшей степени соответствует последняя. Справедливость данного утверждения обусловлена тем, что формирование и управление системами распределения требует формирования modus Vivendi со многими независимыми субъектами, которые отличаются различными интересами и организуют свою деятельность, ориентируясь на разные приоритеты. Между тем основная сложность заключается в выборе не парадигмы маркетинга, а конкретной её концепции из числа возможных. Ведь только в рамках маркетинга отношений учёные выделяют не менее пятнадцати концепций.

Для формирования и управления системами распределения наибольший интерес представляют концепции, основанные на использовании подходов, ориентирующих на более тесное и эффективное сотрудничество, интеграцию, взаимодействие. Именно поэтому менеджмент акцентирует внимание субъектов управления на такие концепции, как маркетинг взаимодействия, партнёрских взаимоотношений [2].

Так, маркетинг партнёрских взаимоотношений предполагает непрерывный процесс определения и создания новых ценностей при непосредственном участии индивидуального потребителя и затем совместного получения и распространения выгод от этой деятельности между участниками взаимодействия. Приоритет в мар-

кетинге партнёрских взаимоотношений отдаётся долговременным связям, взаимоотношения формируются и согласовываются под обеспечение конечного результата, который желает получить покупатель. Маркетинг партнёрских взаимоотношений, в конечном счете, способствует формированию деловой маркетинговой сети, которая включает в себя организацию и все остальные заинтересованные в её работе группы.

Отношения в подобной сети интерпретируются как ресурс, а их наличие - как конкурентное преимущество: чем теснее эти отношения, тем оно значительнее, так как устойчивые связи создают барьер для вхождения в этот рынок других фирм, обеспечивают эксклюзивный доступ к его возможностям. Степень зависимости партнёров является характеристикой структуры связей и распределения ресурсов сети. Зависимость является основой построения властных связей и оппортунистического поведения, которое минимизируется и контролируется, как только участники сети начинают ценить связи, а не отдельные сделки. Связи - источник координации, которая достигается через усиление взаимных обязательств и доверие. При таком восприятии новой рыночной организации меняется роль и содержание маркетинга, он начинает выполнять функцию согласования интересов различных субъектов рынка в системе их взаимодействия, становится концепцией управления всей сетью.

Вместе с тем существует немало примеров, свидетельствующих о наличии противоречий, включая антагонистические, в организациях, реализующих принципы маркетинга партнёрских отношений.

К примеру, субъекты системы распределения зачастую относятся с недоверием к стратегическим намерениям партнёра или их способности сохранять конфиденциальность стратегически важной информации. Реализация принципа взаимодействия требует обеспечения взаимной связи и взаимообусловленности действий участников канала распределения. Однако субъекты могут взаимодействовать в одном процессе, преследуя противоположные стратегические цели, имея разные интересы, руководствуясь разными принципами, что будет иметь негативные последствия. Реализация принципа интеграции участников рынка может проходить как при обоюдном согласии всех сторон, так и при инициативе только части из них, при этом планы по осуществлению интеграции могут быть осуществлены без согласования со всеми участниками и без учёта их интересов.

Для устранения указанных противоречий нами предлагается концепция, в наибольшей степени соответствующая специфическим задачам организации управления системами распределения продукции сельского хозяйства, в которой потенциал маркетинга используется более полно, обеспечивая тем самым больше возможностей для достижения поставленных целей с учётом интересов всех её прямых и косвенных участников.

Предлагаемая концепция названа маркетингом взаимодополнения, она относится к парадигме маркетинга

отношений и представляет собой развитие концепции маркетинга партнёрских отношений.

Предлагая новую концепцию, мы исходим из постулата, гласящего, что истинное партнёрство в процессе взаимодействия может быть достигнуто лишь на основе взаимодополнения.

Маркетинг взаимодополнения представляет собой деятельность, направленную на удовлетворение коллективных и индивидуальных потребностей входящих в социально-экономическую систему самостоятельных и независимых субъектов и обеспечивающую синерге-тический эффект за счёт совместного использования имеющихся у них преимуществ и нивелирования присущих им недостатков.

Ключевая идея концепции маркетинга взаимодополнения в управлении системами распределения продукции сельского хозяйства в регионах состоит в возможности и необходимости формирования такого образа отношений между субъектами системы, при котором каждый из них, специализируясь на выполнении конкретных функций, взаимно дополняет друг друга в процессе реализации цели системы в целом.

Маркетинг взаимодополнения основан на использовании системного, интеграционного и процессного научных подходов.

В частности, процессный подход в реализации предлагаемой концепции предусматривает рассмотрение общих функций управления как взаимосвязанных:

- планирование - комплекс работ по изучению, анализу факторов внешней и внутренней среды, оценка альтернативных вариантов достижения целей, прогнозирование и выбор наилучшего варианта развития систем распределения. Следует особо выделить исследование потребностей и ожиданий субъектов системы, а также отношений между ними;

- организация процесса реализации планов, включая формирование выделенных приоритетов в отношениях между субъектами маркетинга взаимодополнения, разработка и реализация тактики их развития с использованием конкретных составляющих маркетинга-микс;

- учёт и контроль - комплекс работ, осуществляемых на основе фиксации результатов реализации ожиданий партнёров, а также показателей по оценке повышения эффективности и/или действенности системы создания ценности;

- координация - комплекс работ по поддержанию взаимодействия и согласованности деятельности компонентов системы.

Целью маркетинга взаимодополнения является формирование и поддержка цепочек продуктивных отношений по созданию ценностей, востребованных каждым субъектом системы распределения продукции сельского хозяйства в регионе. В данном контексте ценность рассматривается как то, чем система владеет, стремится сохранить либо иметь в будущем. При этом ценность может быть классифицирована по следующим признакам:

- вид ценности - материальные, нематериальные, социальные, культурные, природно-климатические,

политические;

- содержание ценностей - качественные, стоимостные, поведенческие, синергетические;

- динамичность проявления ценностей - стратегические и тактические.

Маркетинг взаимодополнения базируется на использовании следующих принципов:

- взаимопонимание;

- доверие;

- взаимодополнение;

- субсидиарность и солидарность;

- взаимополезность;

- содействие.

Указанные принципы должны определять отношения между субъектами систем распределения продукции сельского хозяйства в новой конкурентной среде.

Понимание культуры другой организации, уважение к этой культуре и адаптация к этой культуре -ключевые моменты для взаимопонимания и успешного межорганизационного общения. Взаимопонимание - одна из важнейших переменных, обусловливающих успешность протекания как деятельности общения, так и формирования гуманистической их направленности. Таким образом, взаимопонимание обеспечивает более высокий уровень межличностного, межорганизационного общения и ведения бизнеса.

Взаимопонимание - способ отношений между отдельными людьми, социальными группами, коллективами; организациями и странами, который максимально содействует осмыслению и учету на практике взглядов, позиций, интересов сотрудничающих сторон. Взаимопонимание является показателем социально-психологического общения и имеет исключительную значимость для групповой и общей деятельности людей. Объективной основой взаимопонимания выступает общность интересов и целей. Взаимопонимание между отдельными людьми предполагает сложный и динамический процесс межличностного познания друг друга.

Реализация принципа взаимопонимания в деятельности территориальной социально-экономической системы состоит в определении четырёх стратегических компонентов: миссии, цели, задач и возможностей, ко -торые должны стать фундаментом существующих и формируемых отношений. Взаимопонимание лежит в основе формирования отношений взаимного уважения и доверия, что со временем позволяет участникам отношений приходить на помощь друг другу в достижении полезных для них целей.

Доверие между субъектами системы распределения сельхозпродукции снижает вероятность оппортунистического поведения и, следовательно, потребность в сложных системах контроля, позволяет экономить на транзакционных издержках. При этом облегчается последовательное развитие стратегического сотрудничества, повышается его материальная и финансовая отдача, сглаживаются «острые углы» взаимоотношений на всех уровнях управления территорией за счёт открытого общения и обмена информацией, что особен-

но важно в условиях нестабильной внешней среды. Не случайно доверие становится важным источником конкурентного преимущества.

Требования к системе управления с позиций принципа доверия изложены выше. Следует подчеркнуть, что достижение доверия - сложный и длительный процесс, в высокой степени неопределенный и зависящий от многочисленных обстоятельств: содержания сотрудничества, характера партнёров, их предварительного опыта и т. д. При этом соблюдение принципа доверия есть лишь необходимое, но не достаточное условие эффективного управления территориями.

Принцип взаимодополнения - это система «отношения - действия» субъектов хозяйствования, ориентированная на удовлетворение потребностей всех сторон взаимодействия, обеспечивающая усиление достоинств и нивелирование недостатков друг друга. Реализация принципа взаимодополнения означает обеспечение гармонической связи между всеми субъектами системы, создающей синергетический эффект. Данный эффект обусловлен совместным использованием субъектами взаимодополняющих ключевых активов и компетенций.

В условиях глобализации мировой экономики, в целях обеспечения конкурентоспособности следует учитывать объективное стремление субъектов хозяйствования к взаимодополнению. Маркетинг взаимодополнения отражает естественный ход развития отношений и представляет собой социально-экономические отношения, которые предполагают совместные усилия сторон, направленные на удовлетворение коллективных и индивидуальных нужд и потребностей.

Принцип субсидиарности давно и широко используется в практике европейского социально-территориального управления в процессе перераспределения полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами управления. Мы предлагаем использовать этот общеизвестный принцип, указывающий на тонкий баланс свободы и эффективности, также и при формировании маркетинговых отношений между субъектами хозяйствования.

Соблюдение принципа субсидиарности позволяет успешно решать проблемы координации между субъектами хозяйствования. В соответствии с ним элементы системы действуют согласованным образом не потому, что подвергаются давлению сверху или представляют собой самостоятельные единицы, свободно принимающие решение войти в коалицию либо выйти из нее, но потому, что и сами они, и система имеют общие ценности и интересы. Составные элементы не могут покинуть систему (так как они не в состоянии выжить вне системы), однако и система не обладает никаким иерархическим превосходством по отношению к своим составляющим частям (поскольку и сама она не может выжить без них).

Формируя свои отношения на основе принципа субсидиарности, все участники конкретной маркетинговой системы распределения могут извлекать пользу

из конструктивного распределения своих обязательств. В результате улучшается функционирование системы в целом и управление различными активами и компетенциями в противовес попыткам получить свою долю и достичь краткосрочных выгод ценой отсутствия общей выгоды.

Раскрытый выше принцип субсидиарности находится в потенциальной гармонии с принципом солидарности, который присущ низшим уровням структур организации, общества, стран и др. Получая должную свободу деятельности, они своими результатами вносят свой вклад в реализацию общих целей той или иной системы.

Принцип взаимополезности требует, чтобы каждый субъект отношений обеспечивал пользу для каждого из партнёров в процессе достижения целей. В данном контексте речь должна идти не о выгоде, а о пользе для потребителей и других потенциальных партнёров. Полезность как философская категория означает «удовлетворение желаний». Полезность, польза - вот о чём думает человек, общество (в данном случае как потребители конечной продукции, так и субъекты хозяйствования), предпочитая одну вещь или товар, услугу другой. Следовательно, и определение ценности осуществляемых процессов, например, интеграционных, производственных и др., должно производиться с позиций пользы, а не выгоды. Процесс, в основу которого положено стремление получить пользу, имеет совершенно иной характер. Здесь чрезвычайно важно понять, что пользу можно получить в результате сохранения существующей системы, при этом минимизировать потери, недостатки и усовершенствовать преимущества системы в целом или же определенных её звеньев, структур, процессов и т.д.

Взаимополезность субъектов хозяйствования, обмен вознаграждениями являются источником социальной солидарности, возникновения и сохранения нормативного порядка в системе «отношения - действия». Другими словами, вознаграждается не «выгода», а польза партнёра. Чем больше поведение соответствует ожиданиям других, тем больше оно вознаграждается этими другими. Принятие существующих норм приводит к взаимодополняемости прав и обязанностей, при которой один участник социального взаимодействия ожидает вознаграждения не большего, чем может и хочет дать другой.

Основополагающим в концепции маркетинга взаимодополнения является принцип содействия. Он предполагает оказание участниками трудового процесса взаимной помощи друг другу в достижении поставленных индивидуальных или коллективных целей. Данный принцип нацеливает субъекты, входящие в систему распределения продукции сельского хозяйства, на максимальное использование потенциала мудрости, которая им присуща и которая, к сожалению, в процессе принятия и реализации управленческих решений в сложных системах проявляется далеко не всегда.

Маркетинг взаимодополнения представляет собой более высокий уровень формирования и реализации

отношений в сложных и динамичных системах, к которым относятся и системы распределения продукции сельского хозяйства. Возможности концепции маркетинга взаимодополнения были рассмотрены нами при формировании стратегических альянсов [3], а также в системах управления регионами [4].

Таким образом, установлено, что под влиянием агрессивной внешней среды участники систем распределения, включая органы власти, постепенно меняют отношение к своей роли в процессе функционирования, к партнёрам, понимают необходимость и плодотворность взаимодополнения. Вместе с тем пока ещё отсутствует апробированный подход к формированию истинного уровня партнёрских отношений, то есть база в виде эффективной концепции маркетинга, на основе которой должно строиться взаимодополнение в системах распределения продукции сельского хозяйства.

В качестве такого подхода может служить предлагаемая в статье концепция маркетинга взаимодополнения, особенностью которой является акцент не на абстрактное взаимодействие, а на выявление и использование возможностей содействовать друг другу в осуществлении процесса, достижении общей цели, решении общих задач. Она позволяет всей цепочке взаимодействующих субъектов выстраивать отношения не только на стремлении получить желаемое, удовлетворить свои запросы, но и на понимании необходимости содействия друг другу в реализации совместных действий.

По нашему мнению, маркетинг взаимодополнения отражает естественный ход развития отношений взаимодействия между субъектами хозяйствования в современной экономике. Практика показывает, что в процессе поиска средств повышения конкурентоспособности менеджмент предприятий проявляет объективное стремление к налаживанию отношений взаимодополнения с партнёрами по хозяйственным связям. Об этом свидетельствует анализ поведения предприятий различных сфер деятельности.

В качестве примера, подтверждающего обоснованность данного вывода, можно привести действия российской компании «Электрон» - производителя медицинской техники. Небольшая по размерам и масштабам деятельности компания за короткий срок сумела создать эффективную модель трансфера технологий. Стремясь выйти со своей продукцией на европейский рынок, компания «Электрон» сформировала отношения взаимодополнения с небольшой немецкой фирмой «Inter Medical», обладающей устойчивыми позициями на рынке медицинской техники Германии. Со своей стороны компания «Электрон» предоставила партнёру, производящему целую линейку комплексов для изотопной диагностики, свои технологические возможности, знание особенностей российского рынка медицинской техники и свою позицию на нём. В конечном счёте, каждая из компаний достигла желаемой цели, дополняя друг друга в процессе совместного использования своих компетенций.

Анализ применяемого компанией «Электрон» подхода к формированию и развитию хозяйственных

связей с партнёрами по бизнесу показывает, что по существу она применила принципы маркетинга взаимодополнения. Поэтому осознанное и целенаправленное использование данных принципов в процессе форми-

рования маркетинговых систем распределения сельхозпродукции обеспечит отечественным предприятиям получение аналогичного результата от совместного использования имеющихся конкурентных преимуществ.

Библиографический список

1. Амблер Т. Практический маркетинг /Пер. с англ. под общей ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. 400 с.

2. ChristopherM. Relationship Marketing. Bringing quality, customer service and marketing together / M. Christopher, А. Payne, D. Ballantyne. Oxford, Butterworth-Heinemann Ltd., 1991.

3. Самостроенко Г.М. Управление конкурентоспособностью предприятий агропромышленного комплекса на основе маркетинга взаимодействия / Г.М. Самостроенко, Е.И. Ситникова. Орёл: Издательство ОРАГС, 2009. 184 с.

4. Самостроенко Г.М. Маркетинг взаимодополнения в системе управления развитием региона / Г.М. Самостроенко // Экономика, социология и право. 2011. № 6. С. 83-86.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Tim Ambler Practical Marketing /Translated from English under the general editorship of N. Kapturevskogo. St. Petersburg: «Peter», 1999. 400 p.

2. ChristopherM. Relationship Marketing. Bringing quality, customer service and marketing together / M. Christopher, А. Payne, D. Ballantyne. Oxford, Butterworth-Heinemann Ltd., 1991.

3. Samostroenko G.M. Management of competitiveness of agricultural enterprises based on the interaction marketing / G.M. Samostroenko, Sitnikova E.I. Orel: Publishing House ORAGS, 2009. 184 p.

4. Samostroenko G.M. The complementary marketing in system of regional development management / G.M. Samostroenko // Economics, Sociology, Law. 2011. № 6. Pp. 83-86.

УДК 51-7:303.722.2:332.81 H.A. СЕЛЮТИНА

аспирант кафедры статистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова E-mail: Selyutina_na@minbank.ru

UDC 51-7:303.722.2:332.81 N.A. SELYUTINA

graduate student of Department of Statistics, Moscow State University named after M.V. Lomonosov E-mail: Selyutina_na@minbank.ru

ТИПОЛОГИЯ РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА ПО КОМПЛЕКСУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫМ ЖИЛЬЕМ

TYPOLOGY OF THE CENTRAL DISTRICT A RANGE OF INDICATORS PROVISION OF QUALITATIVE HOUSING

Статья посвящена разработке типологии регионов Центрального федерального округа по комплексу показателей обеспечения населения качественным жильем. В результате факторного анализа обосновано, что множество индикаторов благоустройства жилищного фонда может быть сведено к трем латентныт факторам - фактору оборудования жилья водоснабжением и водоотведением, фактору благоустройства газом и электроплитами и фактору оборудования жилья центральным отоплением. Предложена классификация регионов по степени благоустройства жилищного фонда на кластеры, однородные по выделенным факторам, выполнена идентификация кластеров.

Ключевые слова: Центральный федеральный округ, регион, качественное жилье, благоустройство жилищного фонда, индикаторы благоустройства, факторный анализ, латентные факторы, типология, кластерный анализ.

The article is devoted to developing a typology of regions of the Central Federal District, a range of indicators providing the population with quality housing. As a result of factor analysis substantiated that many indicators of improvement of the housing stock can be reduced to three latent factors - factor equipment housing water supply and sanitation, beautification factor gas and electric stoves and equipment factor housing central heating. The classification of regions according to the degree of improvement on the housing clusters with homogeneous dedicated factors made the identification of clusters.

Keywords: Central federal district, region, quality housing, housing improvement, improvement indicators, factor analysis, latent factors, typology, cluster analysis.

© Н.А. Селютина © N.A. Selyutina

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.