УДК 332.133.6 UDC 332.133.6
О.В. ШАТОХИНА O.V. SHATOKHINA
соискатель факультета экономики и управления competitor of chair of applied economic disciplines of the
Орловского государственного университета Orel state university
Е-mail: [email protected] Е-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА ВЗАИМОДОПОЛНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ
THE USE OF THE MARKETING CONCEPT SYNERGIES IN THE CREATION AND OPERATION
OF INDUSTRIAL PARKS
В статье рассматриваются индустриальные парки как действенный механизм улучшения социально-экономического климата страны. Обосновывается целесообразность использования в процессе создания и функционирования индустриальных парков маркетинга взаимодополнения, который позволяет использовать достоинства и нивелировать недостатки всех участников процесса.
Ключевые слова: индустриальные парки, региональный маркетинг, маркетинг взаимодополнения.
The article examines industrial parks as an effective mechanism for improving the socio-economic climate of the country. The feasibility of use in the creation and operation of industrial parks marketing synergies, which allows the use of the advantages and disadvantages of all level stakeholders.
Keywords: industrial parks, regional marketing, marketing synergies.
Будучи одной из первых по численности населения страной мира и имея мощную капиталовооружённость, Советский Союз разделял первое-второе место с США. Однако инвестиционный процесс к концу 80-х прекратился. Если учесть, что физический и моральный износ основных производственных фондов составляет пятьдесят лет, то соответственно ежегодная амортизация - естественная убыль капитала составляет 2%. Таким образом, можно констатировать, что за тридцать лет Россия потеряла 80% основного капитала. На протяжении этих лет незначительное воспроизводство капитала присутствовало, но новые собственники некогда государственных предприятий не готовы вкладывать денежные средства в развитие, желая получить максимальную отдачу от оставшегося капитала.
Следствием данной политики является отставание по абсолютному большинству отраслей промышленности от индустриальных держав. Так, по производству электромоторов, генераторов, трансформаторов Россия отстает от США в 2,9 раза, от Германии - в 5,2, от Финляндии - в 14,6. В легкой промышленности отставание от Америки - в 5,9 раза, Германии - 4,4, Южной Кореи - 16,4. Производство медицинской аппаратуры на душу населения в 29 раз меньше, чем в США, в 17 раз меньше, чем в Германии, производство лекарств соответственно в 66 и 31 раз меньше. [10]
Изменение сложившейся ситуации возможно только благодаря политике накопления основного капитала, путем развития промышленного сектора, кластерного подхода к развитию ведущих отраслей, увеличению масштабов производства и объемов продаж, восстановлению позиций региональных товаропроизводителей
© О.В. Шатохина © O.V. Shatokhina
на внутреннем и внешнем рынке.
Все развивающиеся и развитые страны начинали подъем производства с создания сети индустриальных парков. В США их работает около 300, в каждой европейской стране - десятки, а в Китае - около 600 [14]. Индустриальный парк - это территория, на которой созданы максимально комфортные условия для организации нового производства, где участники (резиденты) получают возможность использовать синергию и эффект масштаба в содержании капиталоемкой инфраструктуры, что, в свою очередь, способствует снижению себестоимости производства и, как следствие, получению большей прибыли для предприятия, соответственно больших налоговых отчислений в местный и федеральный бюджет.
Развитие промышленности посредством создания и развития индустриальных парков требует консолидации усилий государственных институтов, предприятий естественных монополий и субъектов промышленной деятельности на основе рационального сочетания их взаимных интересов.
Необходима государственная поддержка, основным направлением которой должна стать стимулирование экономической активности. Разработка промышленного маркетинга на государственном и муниципальном уровне для российских предприятий является актуальной задачей экономического развития, которая позволит создать базу для эффективной экономической деятельности промышленных предприятий.
Целевую помощь из федерального бюджета начали оказывать совсем недавно, и объемы ее невелики. Дефицит внимания на федеральном уровне компенси-
08.00.00 - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 08.00.00 - БСОШМ1С 8С1БМБ8
руют региональные власти. На региональном уровне утверждаются стратегии, в рамках которых составляются инвестиционные проекты, носящие комплексный стимулирующий характер, где основными показателями эффективности при обосновании государственных инвестиций выступает отдача на рубль вложенных бюджетных средств.
Государство должно вырабатывать взаимовыгодные формы сотрудничества с реальным бизнесом и профессиональными девелоперами, содействовать в вопросах территориального планирования, развитии транспортной и социальной инфраструктуры. Но воплощение проектов должно быть в руках бизнеса, который хорошо понимает, что такое инвестиционные затраты, окупаемость, и сможет сделать проект действительно эффективным.
При наличии системной целенаправленной политики стимулирования индустриальных парков темпы их создания в России могли бы быть гораздо выше. В Китае, где не только реализуется стимулирующая промышленность политика, но и работает мощная государственная корпорация развития «Факел», - нечто родственное нашему ОАО «Особые экономические зоны», - за 40-50 лет создано около 400 индустриальных парков. В нашей стране за восемь лет без должной поддержки - лишь четыре десятка действующих. Правда, в Китае самый маленький парк равен самому большому российскому.
В настоящее время государство пытается заниматься созданием индустриальных парков самостоятельно. Местной властью выделяются необходимые территории, предоставляются преференции по ввозу и вывозу продукции без НДС, дополнительные льготы.
В некоторых регионах под конкретные инвестиционные проекты вводят пониженную ставку арендной платы на землю; вводят налоговые каникулы сроком до десяти лет с момента запуска проекта или снижают ставки, иногда увязывая их размер с объемом инвестиций. Так, Ивановская область вводит закон о налоге на имущество, предусматривающий существенные льготы, в Ярославской области готовы давать землю под строительство предприятий бесплатно.
Примером для подражания может стать принятый в 2009 году в Ставропольском крае Закон № 98 «О региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парках». В нем прописаны основные цели, принципы, условия создания парков, механизмы управления и контроля за их деятельностью, а также правовые основы государственной поддержки. По мнению краевых властей, принятый закон закрепил понятие «резидент индустриального парка» с тем, чтобы присвоение статуса автоматически влекло за собой применение налоговых льгот. В результате механизм поддержки не «размазывается» по многочисленным нормативным актам. Благодаря закону модель поддержки стала понятна и получила нормативное закрепление, что в России очень важно. К тому же в законе предусмотрена территориальная привязка - для получения статуса резидента нужно зарегистрироваться на
территории индустриального парка или муниципального образования, чтобы налоги поступали в местный и краевой бюджеты. [9]
В России есть успешные результаты создания индустриальных парков в Калужской, Ульяновской областях, Татарстане. Однако общая проблема заключается в том, что они строятся на бюджетные деньги и это очень дорого. Так, создание индустриального парка в 200-300 гектаров требует 2-3 млрд. рублей.
Вторая проблема заключается в целеполагании при создании индустриальных парков государством. Государство преследует две цели: создание новых рабочих мест и увеличение налоговых поступлений в бюджет. Эффективность парка государство оценивает исходя из этих параметров. При этом задача обеспечения эффективности парка как бизнеса уходит на второй план: он может быть планово убыточен, хотя в него вложены миллиарды рублей.
Для решения указанных проблем необходимо создание максимально комфортных условий для привлечения частных инвестиций в индустриальные парки. В частности, наряду с государственными необходимо стимулировать создание частных индустриальных парков. Во-первых, это будет способствовать снижению бюджетных расходов государства. Во-вторых, повышению эффективности расходов, поскольку частный парк не может быть убыточен по определению.
Однако сегодня частные промпарки поставлены в неравные условия с государственными. Последние финансируются из бюджета, куда поступают налоговые отчисления от резидентов. А частник все делает за свой счет. Федеральным законодательством не урегулировано содержание общей территории в индустриальных парках. Так, по мнению директора ИП «Орел» А. Ереничева, для покрытия данных издержек нужно предусмотреть возврат частным индустриальным паркам некоторой доли налоговых доходов от резидентов. [11]
Для выбора наилучшего пути, ведущего к решению существующих в формировании и развитии индустриальных парков проблем, необходимо использовать принципы маркетинга, ориентирующего управление на удовлетворение потребностей участников рынка. Маркетинг как методология рыночной деятельности получил заслуженное признание в России, в научной и практической среде. Не случайно маркетинг как один из главных элементов управления производственно-хозяйственной деятельностью уже в течение длительного времени широко используется в экономике различных стран как небольшими, так и крупными фирмами, частными компаниями, государственными, акционерными предприятиями и организациями для производства и сбыта всех видов товаров и услуг.
В полной мере данный постулат относится также к процессам формирования и развития индустриальных парков. Вопрос заключается лишь в том, какая из многочисленных концепций маркетинга в наибольшей степени соответствует цели и задачам продвижения стратегии развития региона, исключая возможные не-
гативные явления для всех субъектов рынка.
Создание индустриальных парков связано с необходимостью учёта запросов различных субъектов управления, в том числе органов власти регионов и муниципальных образований, собственников и менеджеров предприятий промышленности, связи, транспорта, услуг и т.д., а также населения. Для того чтобы учитывать специфику запросов разных субъектов управления, создано немало концепций маркетинга.
Так, создание новых и усиление имеющихся преимуществ с целью привлечения в регион инвестиций, способных повысить благосостояние жителей региона, является задачей регионального маркетинга. Основоположники теории и практики регионального маркетинга в России A.M. Лавров и B.C. Сурнин считают региональный маркетинг элементом системы рыночных отношений, который, в отличие от общепринятого в практическом отношении маркетинга, действует на ином уровне - на уровне области, края, республики (так называемый мезоуровень) [3, С. 30]. Субъектами регионального маркетинга выступают органы законодательной и исполнительной власти, бюджетные организации, промышленные, торговые, финансово-кредитные предприятия региона различных форм собственности. Кроме того, в сферу регионального маркетинга попадают органы и предприятия, не находящиеся на территории региона, но взаимодействующие и оказывающие влияние на субъекты региона. Помимо предприятий и организаций, масштабным и одновременно единичным субъектом регионального маркетинга выступает население региона с его основными характеристиками.
Сегодня региональный маркетинг рассматривается учёными не только как вид маркетинга, но и как цельная концепция, применяемая органами управления для разработки и реализации стратегии и тактики развития территории с привлечением всего имеющегося в её распоряжении потенциала. При этом в экономической литературе акцентируется внимание на целевую ориентированность и комплексность регионального маркетинга, необходимость слияния в единый процесс всех элементов предпринимательской, хозяйственной, производственно-сбытовой деятельности и объединения их в систему, действующую в интересах региона. [7, С. 31-32]
А.П. Панкрухин под маркетингом территории понимает деятельность, предпринимаемую для создания, поддержания или изменения мнений, намерений или поведения субъектов, внешних по отношению к данной территории, но так или иначе влияющих на её развитие. [4, С. 83-96] При этом А.П. Панкрухин подчёркивает, что территориальный маркетинг может быть направлен как на внутренних, так и на внешних для региона субъектов.
Существуют концепции маркетинга, которые акцентируют внимание на формирование отношений между субъектами управления. Так, маркетинг партнёрских отношений представляет собой процесс формирования целостной системы, целью которой является
построение долгосрочных взаимовыгодных отношений с индивидуальными клиентами и партнерами, государством и частным бизнесом на основе совместного создания ценностей, а также получения и распределения выгоды от этой деятельности между всеми участниками взаимодействия. [5, С. 42]
Признавая достоинства данных концепций маркетинга, следует отметить их недостатки. Так, взаимодействие означает взаимную связь, обусловленность, а также взаимное воздействие субъектов друг на друга. Вместе с тем, субъекты могут взаимодействовать в одном процессе, преследуя противоположные стратегические цели, имея разные интересы, руководствуясь разными принципами, что будет иметь негативные последствия. Данное обстоятельство требует создания в системе управления дополнительных корректирующих механизмов. В свою очередь, истинное партнёрство может быть реализовано только по принципу взаимодополнения. [12, С. 29]
В данном контексте взаимодополнение - это более высокий уровень отношений по сравнению с простым взаимодействием и интеграцией. Взаимодополнение позволяет выстраивать и поддерживать цепочки взаимоотношений в интересах создания ценностей, востребованных каждым заинтересованным лицом.
В этой связи мы полагаем, что формировать и развивать индустриальные парки необходимо на основе концепции маркетинга взаимодополнения. Ключевая идея маркетинга взаимодополнения в сфере управления социально-экономическим развитием состоит в возможности и необходимости формирования такого образа отношений между субъектами, при котором каждый из них, специализируясь на выполнении конкретных функций, взаимно дополняет другого в процессе реализации цели системы в целом, способствует усилению достоинств и нивелированию недостатков друг друга. [12, С. 95-96]
Необходимым условием создания максимального эффекта является зарождение в системе отношений на любом уровне (фирма, общность, муниципальное образование, регион, страна) Коллективного разума, от имени «МЫ» решающего возникающие задачи. При этом используется потенциал мудрости каждого участника, то есть мудрости «Я», и одновременно - потенциал коллективной мудрости, то есть мудрости «МЫ».
Взаимодополнение создает синергетический эффект, который обусловлен совместным использованием ресурсов, принадлежащих населению, бизнес-сообществу и органам управления региона. В условиях глобализации именно взаимодополнение является основой, способной обеспечить повышение конкурентоспособности страны, региона, муниципального образования. [13] Таким образом, использование концепции маркетинга взаимодополнения позволит региональным и федеральным властям совместно со всеми участниками процесса обеспечить устойчивое экономическое развитие страны.
08.00.00 - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 08.00.00 - ECONOMIC SCIENCES
Библиографический список
1. Гордон Ян. X. Маркетинг партнёрских отношений. СПб.: Питер, 2001. 384c.
2. Данько Т.П. Управление маркетингом. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001. 334c.
3. Лавров A.M., Сурнин B.C. Формирование рыночной экономики: региональный аспект. Ч.2. Региональный маркетинг и тенденции его развития. Кемерово: Кузбасвузиздат, 1994. 164 с.
4. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2006. 416 с.
5. Пёртая О.А. Маркетинг партнерских отношений в современном страховом бизнесе. Страховое дело 2006; ноябрь: С. 41-48.
6. ПортерМ.Э. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. глава 7.
7. Самостроенко Г.М. Интеграционный маркетинг региона: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. Орёл, Изд-во ОРАГС, 2005. 140 с.
8. Вестник КрасГУ, Гуманитарные науки 2003. №4.
9. Великанова О., ПроценкоН., Ольховская У., ПеречневаИ. Обзор индустриальных парков. Эксперт 2012; №48: С. 100-109.
10. Гурова Т., Ивантер А. Мы ничего не производим. Эксперт 2012. №47: 21-28.
11. Ткачева Татьяна Выбор резидента. Почему в индустриальных парках Воронежской области остается немало свободных площадок. Российская газета (Экономика Центрального округа) 2013. N6046.
12. Самостроенко Г.М. Маркетинг взаимодополнения в системе государственного и муниципального управления. Современная экономика: проблемы и решения 2012. № 3: С. 93-102.
13. Самостроенко Г.М., Прокофьев, A.B. Логисто-маркетинг: синергия взаимодополнения. Российское предпринимательство 2007; №5, выпуск 1: С. 25-30.
14. http://www.indparks.ru
References
1. Gordon Ian. X. Relationship marketing. - St. Petersburg.: Peter, 2001. 384 p.
2. Danko T.P. Marketing Management. Ed. 2nd, revised. and add. - Moscow: INFRA-M, 2001. 334 p.
3. Lavrov A.M., Surnin B.C. Formation of a market economy: regional aspect. P.2. Regional marketing and trends of its time development. Kemerovo Kuzbasvuzizdat, 1994. 164 p.
4. Pankrukhin A.P. Marketing area. Ed. 2nd, revised. and add. - St. Petersburg.: Peter, 2006. 416 p.
5. Perth O.A. Relationship marketing in today's insurance business 2006; November: Pp. 41-48.
6. PorterM.E. Competition. - Moscow: Publishing House "Williams", 2000. Chapter 7.
7. Samostroenko G.M. Integration Marketing Region: Studies tutorial. Ed. 2nd, revised. and add. - Orel Publishing House ORAGS 2005. 140 p.
8. Vestnik of KSU, Gimanitarnye science 2003; № 4.
9. Velykanova O., Procenko N., Olkhovskaya U., Perechneva I. Overview of industrial parks. Expert 2012; No 48: Pp. 100-109.
10. Gurov T.A. Ivanter We do not manufacture. Expert 2012; No 47: Pp. 21-28.
11. Tkachev Tatiana Choice resident. Why in the industrial parks of the Voronezh region remains a lot of free sites. The Russian newspaper (Central Business District), 2013; N6046.
12. Samostroenko G.M. Marketing synergies in the state and municipal management. The modern economy: problems and solutions 2012; No 3: Pp. 93-102.
13. Samostroenko G.M., Prokofiev A.B. Logistics Marketing: synergistic ergy complementarity. Russian Entrepreneurship 2007; No 5, edition 1: Pp. 25-30.
14. http://www.indparks.ru