Научная статья на тему 'Маркетинговые аспекты создания и функционирования индустриальных парков в регионах страны'

Маркетинговые аспекты создания и функционирования индустриальных парков в регионах страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК / МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самостроенко Георгий Максимович, Шатохина Ольга Валерьевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием маркетинга в процессе создания и функционирования индустриальных парков. Особое внимание уделено формированию системы маркетинговых данных, позволяющей оценить эффективность деятельности индустриальных парков. Авторами обосновывается, что геоинформационная система индустриальных парков должна выступить одним из ключевых инструментов обеспечения маркетинговыми данными потенциальных инвесторов и резидентов, а также должна стать основой для формирования программ и мер господдержки развития современной промышленной инфраструктуры страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самостроенко Георгий Максимович, Шатохина Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые аспекты создания и функционирования индустриальных парков в регионах страны»

УДК 339.138:332.13 DOI:10.12737/16831

МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ В РЕГИОНАХ СТРАНЫ

Самостроенко Г.М., Шатохина О.В.1

В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием маркетинга в процессе создания и функционирования индустриальных парков. Особое внимание уделено формированию системы маркетинговых данных, позволяющей оценить эффективность деятельности индустриальных парков.

Авторами обосновывается, что геоинформационная система индустриальных парков должна выступить одним из ключевых инструментов обеспечения маркетинговыми данными потенциальных инвесторов и резидентов, а также должна стать основой для формирования программ и мер господдержки развития современной промышленной инфраструктуры страны.

Ключевые слова: индустриальный парк, маркетинг, маркетинговая информация, маркетинговые коммуникации.

MARKETING ASPECTS OF CREATION AND FUNCTIONING OF INDUSTRIAL PARKS IN THE REGIONS

SAMOSTROENKO G.M. — Doctor of Economic Sciences, Professor, Orel State University (Russian Federation, Orel), e-mail: z47sam@yandex.ru

SHATOKHINA O.V. — Applicant, Financial Executive of «InvestStroy» (Russian Federation, Orel), e-mail: olga_shatohina@mail.ru

The article examines the issues associated with the use of marketing in the creation and functioning of industrial parks. Particular attention is paid to the formation of marketing data to allow evaluation of the effectiveness of the industrial parks.

The authors prove that the geo information system of industrial parks must be one of the key tools to ensure marketing data for potential investors and residents: and it should be the basis for the formation of programs and measures of state support of development of modern industrial infrastructure of the country.

Keywords: industrial park, marketing, marketing information, marketing communication.

Ситуация, сложившаяся в России и вокруг в последние два года, наглядно показали, что устойчивое её социально-экономическое развитие не может быть обеспечено лишь за счет сырьевого сектора народного хозяйства. Необходимые и достаточные условия для ускорения научно-технического прогресса, снижения зависимости от импорта товаров, услуг и инновационных технологий создает промышленность.

Самостроенко Георгий Максимович — доктор экономических наук, профессор, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева (Российская Федерация, г. Орёл), e-mail: z47sam@yandex.ru

Шатохина Ольга Валерьевна — соискатель на получение ученой степени, финансовый директор ООО «ИнвестСтрой» (Российская Федерация, г. Орел), e-mail: olga_shatohina@mail.ru

Однако доля промышленного производства в ВВП России в течение последних 12 лет составляет всего около 30%.1

Одним из важнейших инструментом развития промышленности и наиболее эффективной формой организации промышленных территорий являются индустриальные парки. Управляемые единым оператором, индустриальные парки представляют собой комплекс объектов недвижимости, обеспеченный энергоносителями, инженерной и транспортной инфраструктурой и административно-правовыми условиями для размещения и развития производств.

Значение и перспективность создания индустриальных парков очевидны, о чем свидетельствуют следующие данные: на сегодняшний день на территории России существует около 72 действующих индустриальных парков, ещё 48 парков создаются, — что уже превышает число субъектов федерации (хотя пока ещё они имеются не во всех субъектах федерации).2

Главным субъектом управления, от лица и в интересах которого осуществляется вся работа по формированию и развитию индустриальных парков, является конкретный регион, предоставляющий потенциальным резидентам не только свою территорию, но и целый ряд материальных преференций, финансово-экономических льгот и властных услуг. В ответ на своё предложение органы власти региона ожидают от резидентов инвестиции в развитие территории. Таким образом, в данном случае имеет место классическая маркетинговая деятельность органов власти.

По вполне понятным причинам успех данного перспективного направления развития промышленности в регионах страны во многом зависит от умелого использования ими общеизвестных принципов маркетинга территорий. В этой связи в рамках данной статьи поставлена цель: рассмотреть наиболее важные маркетинговые аспекты формирования и развития индустриальных парков.

Одним из таких аспектов является установление эффективных маркетинговых коммуникаций с резидентами индустриальных парков. Маркетинговые коммуникации используются, прежде всего, на стадии работы с потенциальными резидентами. В процессе взаимодействия с инвесторами происходит выяснение и уточнение их запросов, сравнение с данными, полученными с помощью маркетинговой разведки, установление необходимого баланса между спросом и предложением, что должно стимулировать потенциального инвестора к принятию решения стать резидентом индустриального парка.

Кроме того, большие возможности в осуществлении эффективной маркетинговой коммуникационной политики заложены в системе взаимодействия органов власти региона с Ассоциацией Индустриальных парков. Данная некоммерческая организация объединяет основную часть действующих и создаваемых в стране парков. Совместная работа органов власти регионов с Ассоциацией позволяет не только разрабатывать, но и постоянно совершенствовать систему мер поддержки и развития индустриальных парков.

Появление в индустриальном парке желаемых резидентов вполне справедливо следует рассматривать как успех маркетинговой деятельности. Однако заинтересованность органов власти в привлечении на территорию региона инвесторов не должна и не может ограничиваться лишь указанным результатом. Важнейший маркетинговый аспект формирования индустриальных парков заключается в оценке эффективности маркетинговых усилий, эффективности связанных с данным процессом расходов средств регионального бюджета.

Один из предлагаемых теорией и практикой управления подходов к обеспечению расчета эффективности предусматривает создание системы данных, которая объединяет процессы сбора, методы хранения информации из области маркетинга, финансов и производства, а также поступающей из всех внешних или внутренних источников. Система данных состоит из модулей, содержащих

1 http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/# (дата обращения 10.10.2015)

2 Отраслевой обзор Индустриальные парки России. Выпуск третий. Ассоциация индустриальных парков, 2015.—С.13-16

сведения о потребителях, экономической и демографической ситуациях, конкурентах, отраслях, включая тенденции на рынке1.

Такая система данных призвана обеспечивать планирование, учёт, контроль, координацию, которые представляют собой комплекс работ по анализу факторов внешней и внутренней среды, прогнозированию и выбору наилучшего варианта, разработку стратегий и тактики развития взаимоотношений, фиксации показателей по оценке повышения эффективности. Исполнение данных функций обеспечивает принятие эффективных управленческих решений хозяйствующими субъектами и региональными властями, что возможно только при наличии актуальной и достоверной информационной базы данных.

При этом необходимо подчеркнуть, что понимание практической ценности подобной структуры возникло не сегодня. Так, в середине 3 тыс. до н. э. на территории древней Сирии существовал город-государство - Эбла, в котором из огромного количества чиновников была создана специальная канцелярия, собиравшая все сведения об экономических отношениях города-государства. В частности, ею проводился мониторинг потребностей в определенном виде товаров, определялись сроки поставок, а также проверялось качество отправляемого и получаемого товара2.

То есть, по сути, органы государственного управления города Эбла создали систему маркетинговых данных в интересах купцов и ремесленников, которые получали достоверную информацию для принятия управленческих решений, экономя при этом свои собственные силы и средства. С другой стороны, государству это также было чрезвычайно выгодно, поскольку успешное функционирование производства и торговли приумножали богатство города и пополняли казну.

В настоящее время Российская Федерация имеет службу государственной статистики (Росстат), которая в определенной части и исполняет роль той самой канцелярии в древнем городе Эбла. Основными функциями Росстата являются формирование официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны. Выполняя свои основные функции, Россатат должен принимать участие в создании таких аналитических и информационных данных, которые бы способствовали выработке наиболее эффективных управленческих решений как органами государственной власти, так и хозяйствующими субъектами.

Статистика как отрасль практической деятельности, должна быть направлена не только на сбор, обработку, но и на анализ и публикацию статистических данных, отражающих явления и процессы общественной жизни. Статистические организации должны исходить из потребностей пользователя и стремиться к тому, чтобы каждый нашел полезную для себя информацию3.

В полной мере это относится и к деятельности индустриальных парков. Как было подчеркнуто ранее, со стороны региональных властей и частных инвесторов существует объективная потребность в определении эффективности от деятельности таких институтов развития промышленности, как индустриальные парки. Целесообразно рассматривать экономическую, бюджетную и социальную эффективность деятельности индустриальных парков. При этом экономическую эффективность необходимо оценивать как соотношение экономического результата и затрат факторов производственного процесса4. Бюджетную эффективность — как соотношение объемов платежей в бюджеты различных уровней от резидентов индустриальных парков с затратами на их создание и функционирование. Социальную эффективность - как соответствие результатов хозяйственной

1 Черчилль, Г.А. Маркетинговые исследования. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — С. 44

2 Маттеэ П., Дьяконова И.М. Древняя Эбла. — М.: Прогресс, 1985. — С. 219-236

3 Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник/ Под ред. И.И. Елисеевой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2004. — С. 34;

4 Щербаков А. И. Совокупная производительность труда и основы её государственного регулирования. — М.: Издательство РАГС. — 2004. — С. 15

деятельности основным социальным потребностям и целям общества, интересам отдельного человека. Здесь уместно учитывать создание и реконструкцию рабочих мест, повышение уровня жизни и улучшение здоровья населения, образовательного и квалификационного уровня рабочей силы, уменьшение случаев профессиональной заболеваемости и производственного травматизма, улучшение демографической ситуации, социального климата, изменение имиджа региона и его руководителей.

Анализ деятельности индустриальных парков по всем группам эффективности должен производиться на основании соответствующих критериев и показателей. Расчет показателей, характеризующих данные виды эффективности, представляется необходимым при принятии решений о создании и развитии индустриальных парков, как частными инвесторами, так и региональными властями. Приоритет при этом необходимо отдавать показателям экономической эффективности: то есть прибыли, рентабельности собственного капитала, экономической добавленной стоимости (EVAC средневзвешенная стоимость капитала (weighted average cost of capital — WACC), которая характеризует стоимость всех задействованных финансовых ресурсов организации: собственного и заемного капитала, с учетом их доли в общем объеме источников. Принципиальное значение последнего показателя состоит в том, что его величина характеризует требуемую норму доходности на вложенный совокупный капитал)1.

Несмотря на очевидную потребность в структурированной информации по ключевым показателям, которая позволяет оценить эффект от создания и развития индустриальных парков, приходится констатировать, что на федеральном и региональном уровне она отсутствует.

На сегодняшний день Росстат выпускает ряд статистических изданий на основе утвержденных форм. Издания содержат обобщенные показатели отдельно в регионе или в государстве в целом, либо отдельно по отраслям. Разработанные и утвержденные формы сбора данных не отражают всей социально-экономической ситуации предприятия по ключевым показателям эффективности. Так, например, в рамках ежегодного сплошного наблюдения органы статистики собирают со всех предприятий страны бухгалтерский баланс с приложениями, который отражает активы и пассивы предприятия, наличие прибыли или убытка, движение капитала и денежных средств, то есть данные оперативной финансово-хозяйственной деятельности предприятия за последний отчетный год.

Федеральной службой статистики разработаны и утверждены формы отчетности, на основании которых можно выбрать данные и произвести анализ по ключевым показателям эффективности отдельно по каждому предприятию, однако не все респонденты обязаны отчитываться по указанным формам. Так, субъекты малого предпринимательства сдают отчетность в том случае, если попадают в выборку Росстата. Более того, часть предприятий (резидентов) индустриальных парков сдают отчетность не по месту фактического производства, а по месту регистрации своего юридического лица, что существенно затрудняет объективную оценку социально-экономического эффекта от деятельности соответствующего индустриального парка, как для инвесторов, так и для органов государственной власти.

Наряду с указанными трудностями оценки необходимо заметить, что промышленные предприятия посредством своих экономических служб производят обязательные аналитические расчеты и анализ по основным технико-экономическим и ключевым показателям.

В этой связи существует не только необходимость, но и реальная возможность сбора и анализа данных Федеральной службой государственной статистики на основании отчетов резидентов индустриальных парков по основным технико-экономическим и ключевым показателям. Мы предлагаем обязать управляющие компании индустриальных парков ежегодно в электронном виде сдавать в Росстат консолидированную отчетность о деятельности парка в разрезе резидентов по всем ключевым

'Ефимова. О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник, 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство «Омега*Л», 2010. — С. 153, 301

показателям. По нашему убеждению, создание системы маркетинговых данных по созданию, функционированию и развитию индустриальных парков является категорическим императивом оценки их эффективности на конкретных территориях.

Транслятором данных может стать геоинформационная система индустриальных парков Российской Федерации (ГИСИП), созданная в 2014 году Министерством промышленности и торговли Российской Федерации России, целью которой стала презентация инвестиционных проектов потенциальным резидентам и инвесторам, и размещение исчерпывающей информации о площадках для размещения производств, их обеспеченности промышленной, коммунально-энергетической и транспортно-логистической инфраструктурой. Конечным продуктом данной инициативы должен стать портал с системой ввода, хранения, систематизации, анализа и графической визуализации на карте-схеме пространственных данных и связанной с ними информации об индустриальных парках России. Таким образом, геоинформационная система индустриальных парков должна выступить одним из ключевых инструментов обеспечения маркетинговыми данными потенциальных инвесторов и резидентов, а также должна стать основой для формирования программ и мер господдержки развития современной промышленной инфраструктуры страны.

Библиография / References:

1. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Ефимова О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник, 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство «Омега-Л», 2010.

3. Маттеэ П., Дьяконова И.М. Древняя Эбла. - М.: Прогресс, 1985.

4. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. - СПб: Издательство «Питер», 2000.

5. Щербаков А. И. Совокупная производительность труда и основы её государственного регулирования.-М.: Издательство РАГС. - 2004.

6. Отраслевой обзор Индустриальные парки России. Выпуск третий - Ассоциация индустриальных парков, 2015.

1. Eliseeva, I.I., Iuzbashev, M.M. (2004) Obshchaia teoriia statistiki [General Theory of Statistics]: Uchebnik / Pod red. I.I. Eliseevoi. - 5-e izd., pererab. i dop. - M.: Finansy i statistika. (In Russ.)

2. Efimova, O.V. (2010) Finansovyi analiz: sovremennyi instrumentad dlia priniatiia ekonomicheskikh reshenii [Financial analysis: a modern tool for economic decision-making]: uchebnik, 3-e izd., ispr. i dop. - M.: Izdatel'stvo «Omega-L». (In Russ.)

3. Mattee, P., D'iakonova, I.M. (1985) Drevniaia Ebla [Ancient Ebla]. - M.: Progress. (In Russ.)

4. Cherchill', G.A. (2000) Marketingovye issledovaniia [Marketing researches]. - SPb: Izdatel'stvo «Piter». (In Russ.)

5. Shcherbakov, A. I. (2004) Sovokupnaia proizvoditel'nost' truda i osnovy ee gosudarstvennogo regulirovaniia [Aggregated productivity and the basis for state regulation]. - M.: Izdatel'stvo RAGS. (In Russ.)

6. Otraslevoi obzor Industrial'nye parki Rossii [Industrial Parks Industry Report in Russia]. Vypusk tretii -Assotsiatsiia industrial'nykh parkov, 2015. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.