ОБСЛУЖИВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Киселев Н.Н.
8. КРИМИНАЛИСТИКА; СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.12)
8.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ОБЪЕКТОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Киселев Николай Николаевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: заместитель начальника. Подразделение: кафедра оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Место работы: Уфимский юридический института МВД России.
Аннотация
Задача - Исследуются проблемы организации оперативного обслуживания органами внутренних дел объектов потребительского рынка на современном этапе.
Модель - Методологическая основа работы - всеобщий диалектико-материалистический метод познания объективной действительности. Использовались общенаучные методы - анализ и синтез, индукция и дедукция.
Выводы - В современных условиях для повышения уровня оперативной осведомленности о положении дел на предприятиях оптово-розничной торговли и других объектах потребительского рынка необходима консолидация усилий сотрудников различных подразделений ЭБиПК по оперативному обслуживанию вышеуказанных объектов.
Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы - Содержание работы дополняет научно-правовые основы института организации оперативного обслуживания органами внутренних дел объектов потребительского рынка; может быть использовано в дальнейших изысканиях, связанных с разработкой анализируемой проблемы.
Практическое значение - Отдельные выводы работы могут учитываться в практической деятельности оперативных подразделений ЭБиПК при организации оперативного обслуживания объектов потребительского рынка.
Оригинальность/ценность - Проводится анализ действующего законодательства, регулирующего деятельность оперативных подразделений ЭБиПК по организации оперативного обслуживания объектов потребительского рынка на современном этапе.
Ключевые слова: оперативное обслуживание, потребительский рынок, оперативные подразделения, оптово-розничная торговля, хозяйствующие субъекты.
THE ORGANISATION OF OPERATIVE SERVICE BY OBJECTS
OF THE CONSUMER MARKET AT THE PRESENT STAGE
Kiselyov Nikolay Nikolaevich, PhD in Law. Position: deputy chief. Department: chair of operatively-razysknoj activity of law-enforcement bodies. Place of employment: Ufa juristic institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation
Problem - problems of the organisation of operative service by law-enforcement bodies of objects of the law-enforcement bodies of sumer market at the present stage Are investigated.
Model - the Methodological basis of work - a general dialektiko-materialistic method of knowledge of the objective validity. General scientific methods - the analysis and synthesis, an induction and deduction were used.
Conclusions - In modern conditions consolidation of efforts of employees of various divisions EbiPk is necessary for increase of level of operative awareness on a state of affairs at the enterprises of wholesale-retail trade and other objects of the consumer market on operative service of the above-stated objects.
Frameworks of research/possibility of subsequent use of results of scientific work - the work Maintenance supplements scientifically-legal bases of institute of the organisation of operative service with law-enforcement bodies of objects of the consumer market; can be used in the further researches connected with working out of the analyzed problem.
Practical value - Separate conclusions of work can be considered in practical activities of operative divisions EbiPk at the organisation of operative service of objects of the consumer market.
Originality/value - is carried out the analysis of the current legislation regulating activity of operative divisions EbiPk on the organisation of operative service of objects of the consumer market at the present stage.
Keywords: operative service, the consumer market, operative divisions, the wholesale-retail trade, managing subjects.
Потребительский рынок является важнейшей составной частью экономики любого государства, так как в силу специфики деятельности его объектов в данной сфере пересекаются интересы, как хозяйствующих субъектов, так и практически всех граждан страны.
В современных условиях в структуре потребительского рынка нашей страны, центральное место занимает оптово-розничная торговля, так как деятельность ее хозяйствующих субъектов направлена на удовлетворение основных потребностей граждан в продуктах питания и товарах народного потребления, а рынок сферы услуг еще не получил своего широкого развития.
В настоящее время оптово-розничная торговля является одной из самых доходных сфер экономики нашего государства. По размерам налоговых платежей, поступающих в федеральный и региональные бюджеты, оптово-розничная торговля среди основных сфер и отраслей экономики уступает только промышленности.
По оценкам экономистов, самый высокий удельный вес прибыли в добавленной стоимости приходится на торговлю и если учесть, что время оборота капитала в торговле значительно меньше, чем в других сферах и отраслях экономики, то предпочтительность вложения денежных средств в торговлю вполне очевидна.
Практика наличных денежных расчетов с хозяйствующими субъектами потребительского рынка, способствовала распространению в оптово-розничной
201
6'2014
Пробелы в российском законодательстве
торговле «черного нала», являющегося «лакомым куском» для криминальных элементов.
Высокая доходность и быстрая оборачиваемость денежных средств, вложенных в оптово-розничную торговлю, возможность реализации нелегальной и неучтенной продукции привлекают в названную сферу экономики не только отдельных правонарушителей, но и организованные преступные группы. По оценкам экспертов, в среднем нелегальная торговля водкой дает до 300 % прибыли и является весьма быстрым товарно-денежным оборотом, одна бутылка спиртного задерживается на прилавке от 3 до 10 суток[1]1.
Осуществляемые в оптово-розничной торговле значительные обороты наличных денег позволяют организованным преступным группам через контролируемые коммерческие структуры отмывать полученные незаконным путем капиталы.
Вышеназванные обстоятельства способствовали росту экономических преступлений на потребительском рынке и в его ключевом звене - оптово-розничной торговле.
Устойчивый рост экономических преступлений на потребительском рынке и, в частности, в оптоворозничной торговле, их общественная опасность потребовали от органов внутренних дел принятия адекватных мер по преодолению криминальной экспансии в названной сфере экономики.
В органах внутренних дел головной службой по организации оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений в сфере экономики являются подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции.
Практика показывает, что несмотря на предпринимаемые органами внутренних дел меры потребительский рынок продолжает оставаться одной из самых пораженных преступностью сфер экономики. Традиционно применяемые подразделениями ЭБиПК оперативно-розыскные меры по борьбе с экономическими преступлениями на потребительском рынке в современных условиях зачастую являются недостаточно эффективными.
Это связано, прежде всего, с повышением организованности и профессионализма лиц, совершающих данные преступления. Появление в оптово-розничной торговле большого количества хозяйствующих субъектов частной формы собственности, отдельные из которых в погоне за сверхдоходами идут на всевозможные правонарушения, вплоть до совершения преступлений, которые они маскируют под те или иные законно осуществляемые торгово-хозяйственные отношения присущие рыночной экономике, что способствует росту на потребительском рынке ранее неизвестных сотрудникам подразделений ЭБиПК способов совершения экономических преступлений.
В этой связи с особой остротой встает вопрос о необходимости совершенствования организационнотактических мер оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по выявлению, предупреждению и раскрытию указанных преступлений на потребительском рынке[2].
Для успешного решения возложенных на подразделения ЭБиПК задач по борьбе с экономическими преступлениями, совершаемыми в оптово-розничной торговле, они должны владеть информацией о состоянии
1 Соболева М.В. Криминальная деятельность преступных групп в сфере фальсификации продукции и нарушения авторских прав. - М.: Московский институт МВД России. С. 327.
оперативной обстановки, складывающейся на ее объектах.
Непрерывное поступление такой информации достигается в процессе правильно организованного оперативного обслуживания подразделениями ЭБиПК объектов потребительского рынка.
Организация бесперебойного поступления в подразделения ЭБиПК данной информации позволяет определить приоритетные направления их деятельности, создать надлежащие условия для эффективного использования имеющихся в их распоряжении сил и средств, своевременно реагировать на негативные изменения, происходящие в оперативной обстановке обслуживаемых предприятий.
При этом не исключено, что отдельные сведения из полученных в процессе оперативного обслуживания при подтверждении их достоверности могут стать основаниями для осуществления оперативно-розыскной деятельности в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений.
Следовательно, реализация подразделениями ЭБиПК информации о подготовке или совершении преступлений, проведение профилактических мероприятий, то есть такая организационно-тактическая форма ОРД, как «оперативно-розыскная профилактика»^], лежит за пределами оперативного обслуживания подразделениями ЭБиПК объектов экономики и, в частности, такой ее сферы, как оптово-розничная торговля.
Таким образом, оперативное обслуживание - это только процесс добывания первичной оперативнорозыскной информации, а иная деятельность, в частности, связанная с принятием мер по конкретным сигналам о преступлениях, находится за пределами оперативного обслуживания[4].
Так, если оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая оперативными подразделениями ОВД в определенных организационно-тактических формах -это, прежде всего, тактика борьбы, которая решает задачи, связанные с принятием мер по конкретной информации, ставшей известной о готовящихся, совершаемых или совершенных преступлениях. То оперативное обслуживание, хотя и преследует конечную цель борьбы с преступностью, но решает иные в отличие от оперативно-розыскной деятельности задачи. Его главной задачей является обеспечение надлежащей осведомленности подразделений ЭБиПК о положении дел и обстановке, складывающейся на обслуживаемых ими объектах экономики в целях своевременного реагирования на негативные в ней отклонения.
Оперативное обслуживание имеет ярко выраженный управленческий аспект, его оперативно-розыскное назначение состоит в создании необходимых условий для эффективной организации оперативно-розыскной деятельности подразделений ЭБиПК по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений отнесенных к их компетенции.
Сказанное, позволяет сделать вывод, что оперативное обслуживание - это деятельность подразделений ЭБиПК по организации поступления информации о состоянии оперативной обстановки, складывающейся на обслуживаемых ими объектах экономики, и слежения за ее изменениями в целях своевременного выявления, предупреждения и раскрытия совершаемых там экономических преступлений.
202
ОБСЛУЖИВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Киселев Н.Н.
В этой связи возникает необходимость дальнейшего совершенствования организации данного направления деятельности службы ЭБиПК.
Появление в оптово-розничной торговле большого количества многопрофильных объектов, действующих на основе всего многообразия форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования, способствовало тому, что одни и те же предприятия потребительского рынка оказались в оперативном обслуживании подразделений ЭБиПК разных уровней. В связи с этим перед практиками часто возникает вопрос, какое подразделение ЭБиПК согласно своему иерархическому положению должно обслуживать тот или иной объект оптово-розничной торговли. По мнению большинства (88,5%) опрошенных сотрудников подразделений ЭБиПК, это является препятствием эффективной организации оперативного обслуживания объектов оптово-розничной торговли, так как имеет место дублирование и нерациональное использование их оперативно-розыскных сил и средств борьбы с преступностью.
Причиной такого положения дел, является то, что сегодня нормативно не регламентирован порядок определения уровня оперативного обслуживания подразделениями ЭБиПК объектов экономики и, в частности, такой ее сферы, как оптово-розничная торговля.
Ранее существовавший порядок определения уровня оперативного обслуживания не соответствует реалиям сегодняшнего дня.
Практика показывает, что в настоящее время на каждого сотрудника ЭБиПК ГРОВД приходится большое количество хозяйствующих субъектов оптоворозничной торговли, подлежащих оперативному обслуживанию.
Необходимо отметить, что в современных условиях в оптово-розничной торговле осуществляют свою деятельность большое количество как крупных баз, складов, торговых компаний, оптовых торговых и посреднических организаций, продовольственных и вещевых рынков, товарных бирж, транспортно-экспедиционных предприятий, так и целая сеть мелких и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с требованиями директивных документов МВД России, в оперативном обслуживании сотрудников ЭБиПК ГРОВД должны находиться в основном мелкие и средние предприятия оптово-розничной торговли. Объяснением этому, прежде всего, является их многочисленность, многопрофильность и нестабильность функционирования.
В настоящее время мелкими предприятиями считаются предприятия, средняя численность работников которых не превышает в оптовой торговле 50 человек, в розничной торговле - 30 человек, средними - где трудятся от 50 до 300 человек[5].
Все крупные предприятия оптово-розничной торговли, а также оптовые торговые и посреднические организации, должны находиться в оперативном обслуживании сотрудников подразделений ЭБиПК областного, краевого и республиканского уровня.
В качестве аргумента здесь можно привести то, что большая часть таких предприятий занимается оптовой торговлей, осуществляет крупные финансовые операции, сделки по купле-продаже товаров, часто совершаются в других регионах.
Практика показывает, что хищения путем мошенничества в крупных и особо крупных размерах, в указанной сфере экономики, в большинстве случаев совершаются на этапе прохождения потребительских това-
ров через звено оптовых торговых и посреднических организаций, как правило, контролируемых организованными преступными группами. Практика показывает, что совершаемые в оптовой торговле мошенничества зачастую носят межрегиональный характер. Лица, их совершающие, втягивают в орбиту своих преступных действий большое количество предприятий, расположенных, как на территории России, так и ближнего зарубежья.
В современных условиях было бы целесообразным в оперативное обслуживание ГУЭБиПК МВД России и подразделений ЭБиПК уровня УМВД передать (оставить) департаменты (управления) потребительского рынка и органы государственного регулирования торговли, крупные объекты оптово-розничной торговли, предприятия оптовой торговли, контролируемые организованными преступными группами, а также посреднические организации, осуществляющие крупные финансовые операции, деятельность которых носит межрегиональный характер.
В оперативное обслуживание подразделений ЭБиПК ОМВД необходимо передать (оставить), прежде всего, мелкие и средние предприятия оптово-розничной торговли, находящиеся на территории дислокации органа внутренних дел, в том числе контролируемые организованными преступными группами.
Уровень оперативного обслуживания необходимо определять с учетом региональных особенностей, складывающейся оперативной обстановки в сфере оптово-розничной торговли и штатных возможностей подразделений ЭБиПК.
Как справедливо отмечают отдельные авторы, правильное определение уровня оперативного обслуживания:
- исключает возможность возникновения ситуации, при которой известная часть объектов оптоворозничной торговли может оказаться вне поля зрения оперативных работников подразделений ЭБиПК;
- позволяет за объектами со сложной криминогенной обстановкой закрепить в качестве субъектов рассматриваемой деятельности наиболее опытных сотрудников подразделений ЭБиПК;
- способствует оптимальному использованию оперативно-розыскных сил и средств борьбы с преступностью, исключает вероятность дублирования оперативно-розыскных и иных мероприятий[б].
Практика показывает, что при организации оперативного обслуживания объектов оптово-розничной торговли невозможно руководствоваться каким-либо одним организационным принципом. Сложившаяся на сегодняшний день практика организации оперативного обслуживания объектов потребительского рынка, на основе объектово-отраслевого и территориального принципов, изначально ограничивает деятельность оперативных работников обслуживаемой органом внутренних дел территорией, не позволяет им охватить оперативным слежением предприятия, тесно взаимодействующие с обслуживаемыми объектами.
При осуществлении оперативного обслуживания крупных предприятий оптово-розничной торговли, оптовых торговых и посреднических организаций, а также объектов потребительского рынка контролируемых организованными преступными формированиями, сотрудникам подразделений ЭБиПК уровня МВД, УМВД целесообразно руководствоваться не только традиционными принципами его организации, такими, как объектово-отраслевой и территориальный, но и при необ-
203
6'2014
Пробелы в российском законодательстве
ходимости сочетать их с другими принципами, в первую очередь с линейным и поисковым.
В основе организации оперативного обслуживания подразделениями ЭБиПК ОМВД мелких и средних предприятий оптово-розничной торговли, приоритет должен быть отдан таким принципам, как территориальный и поисковый.
По этому поводу отдельные авторы справедливо отмечают, что, осуществляя оперативное обслуживание объектов экономики, следует сочетать при необходимости используемые практикой принципы его организации в зависимости от складывающейся на обслуживаемых объектах оперативной обстановки и избегать жесткости и присущего в прошлом догматизма[7]. Большинство (73,7%) опрошенных нами сотрудников подразделений ЭБиПК в настоящее время при организации оперативного обслуживания объектов оптоворозничной торговли широко используют названные принципы.
Практика показывает, что в настоящее время охватить оперативным обслуживанием все объекты оптово-розничной торговли, действующие на обслуживаемой органом внутренних дел территории, не представляется возможным.
Исходя из этого, основные усилия сотрудников подразделений ЭБиПК должны быть направлены на обслуживание объектов, наиболее подверженных криминогенным факторам. В этой связи в усиленном режиме целесообразно обслуживать объекты оптово-
розничной торговли, контролируемые организованными преступными группами, возглавляемые лицами, ранее неоднократно судимыми, руководители которых поддерживают устойчивые связи с преступными формированиями, проходят по проверочным материалам, делам оперативного учета и уголовным делам по подозрению в совершении преступлений, а также те объекты, на которых ранее, неоднократно выявлялись экономические преступления и различные нарушения правил торговли.
Учитывая то обстоятельство, что большая часть предприятий торговли в процессе своей деятельности тесно взаимодействуют как между собой, так и с хозяйствующими субъектами, осуществляющими оптовую торговлю (базы), перевозку (транспортные организации) и хранение товаров (склады), представляется целесообразным для повышения эффективности рассматриваемой деятельности, осуществлять единое оперативное обслуживание объектов потребительского рынка поддерживающих между собой устойчивые торгово-хозяйственные связи.
Сказанное позволяет сделать вывод, что в современных условиях необходимо осуществлять единое оперативное обслуживание всех хозяйствующих субъектов являющихся звеньями одной цепочки обеспечивающей продвижение товаров от производителей к потребителям. Концентрируя основное внимание на объектах оптово-розничной торговли наиболее подверженных криминогенным факторам необходимо охватить оперативным обслуживанием все предприятия поддерживающие с ними тесные торговохозяйственные связи.
В контексте сказанного необходимо отметить, что в отдельных локальных документах МВД России говорится о том, что оперативные работники обслуживающие сферу потребительского рынка обязаны особое внимание уделять выявлению объектов первоочередной оперативной заинтересованности. К которым следует относить предприятия и организации (независимо
от форм собственности) осуществляющие деятельность на территории оперативного обслуживания органа внутренних дел и соответствующие одному из нижеперечисленных критериев:
1. Потенциальная угроза коррупционной подверженности которых способна повлечь тяжкие общественноопасные последствия для граждан, общества и государства в целом.
2. Градообразующие предприятия - юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта, а также организации, численность работников которых превышает 5 тысяч человек (с учетом положений Федерального закона от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О банкротстве»).
3. Бюджетообразующие предприятия - основные налогоплательщики в лице крупнейших оптоворозничных рынков, торгово-сервисных комплексов, товарных бирж, финансово-промышленных групп и т.д. (исходя из критериев, утвержденных приказом МНС России от 16.04.2004 г. № САЭ-3-3-/290), а также юридические лица, доходы которых составляют весомый вклад в бюджет соответствующего уровня (федеральный, региональный, муниципальный).
4. Предприятия (организации), находящиеся под контролем организованной преступности - юридические лица, прямо или опосредованно находящиеся под влиянием лидеров и участников, состоящих на оперативном учете организованных группировок, преступных сообществ, незаконных вооруженных формирований (для регионов СКФО), доходы (либо их часть) которых служат источником финансирования противоправной деятельности указанных криминальных элементов.
В качестве основных задач оперативного контроля за объектами ПОЗ рассматривают:
1) профилактику совершения экономических и коррупционных преступлений на объектах ПОЗ, в том числе посредством:
- внесения представлений, согласно п. 12 от. 13 Федерального закона № 07.02.2011 № 3-Ф3 «О полиции»;
- направления предложений в заинтересованные ведомства об увольнении лиц «в связи с утратой доверия», подозреваемых в подготовке либо в совершении преступлений, с занимаемых должностей;
- создания иных условий, препятствующих реализации преступного умысла и т.п.
2) выявление, документирование и раскрытие преступлений (особое внимание тяжким и особо тяжким, совершенным в крупном и особо крупном размере) экономической и коррупционной направленности на каждом из объектов ПОЗ, а также возмещение ущерба, прежде всего по направлениям:
- борьбы с коррупцией;
- подрыва экономических основ организованных групп и преступных сообществ (ОГ и ПС);
легализации средств, полученных преступным путем;
- противодействия рейдерству и криминальным банкротствам и т.п.
3) установление причин и условий, способствующих совершению экономических и коррупционных преступлений на объектах ПОЗ, и выработку мер по их устранению во взаимодействии с заинтересованными ведомствами (следственными органами, органами законодательной и исполнительной власти и т.п.), в т.ч. из числа руководителей объектов ПОЗ[8].
204
ОБСЛУЖИВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Киселев Н.Н.
В современных условиях для повышения уровня оперативной осведомленности о положении дел на предприятиях оптово-розничной торговли и других объектах потребительского рынка необходима консолидация усилий сотрудников различных подразделений ЭБиПК по оперативному обслуживанию вышеуказанных объектов, в том числе по созданию оперативных позиций в ключевых звеньях этой сферы экономики в целях постоянного слежения за прохождением товаров по цепочке: производитель - посредник - продавец. Для этого целесообразно, как показывает изучение практики, объединить названных сотрудников в постоянно действующие оперативные группы под эгидой подразделений ЭБиПК МВД, УМВД ОМВД республики, края, области, города либо создавать при них межрайонные отделы по данному направлению работы.
Руководящие и контролирующие функции в таких группах должны осуществлять руководители и наиболее опытные сотрудники ЭБиПК УМВД краев и областей, республик в составе России, в оперативном обслуживании которых должны находиться самые крупные из контролируемых организованными преступными формированиями и подверженные криминогенным факторам объекты данной цепочки.
Создание таких групп на уровне ГУЭБиПК МВД России, УЭБиПК МВД, УМВД, ОМВД субъектов Российской Федерации в ходе проводимых мер по декриминализации потребительского рынка позволит осуществлять контроль за движением товаров, ввозимых в Россию в целях своевременного выявления и пресечения незаконных каналов их поставок и сбыта на внутреннем рынке России.
Все остальные объекты оптово-розничной торговли, целесообразно обслуживать в нормальном режиме.
Список литературы
1. Соболева М.В. Криминальная деятельность преступных групп в сфере фальсификации продукции и нарушения авторских прав. - М.: Московский институт МВД России. С. 327.
2. Миняшева Г.И. Правоприменительная тактика / Ми-няшева Г.И. // Бизнес в законе. - 2011. - № 2.
3. Козаченко И.П. Правовые и организационнотактические основы оперативно-розыскной профилактики преступлений: Дисс. ... докт. юрид. наук. - М.: ВНИИ МВД РФ, 1991. С. 60.
4. Фальченко А.А. Организация оперативного обслуживания аппаратами БЭП закрепленных объектов и линии работы // Организация и тактика деятельности аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями: Учебник: -М.: ЦИ и НМО КП МВД России, 2000. С. 85.
5. Сафронов Н.А. Экономика предприятий : Учебник. -М.,1999.С.48.
6. Токарев Е.В., Богданов Б.Е., Перепелица Н.Н. Оперативное обслуживание аппаратами БЭП объектов и отраслей экономики. - М.: Академия МВД РФ, 1995. С.69.
7. Егоров Н.Б., Куликов А.В., Лукша А.Е. Организация оперативного обслуживания объектов экономики аппаратами по борьбе с экономическими преступлениями. - Калининград: КЮИ МВД России , 2000. С. 17.
8. Подразумеваются коррупционные проявления со стороны должностных лиц органов власти (в том числе спецсубъектов, из числа перечисленных в ст. 447 УПК РФ, в отношении которых ОВД полномочны проводить ОРМ).
Рецензия
На статью по теме: «Организация оперативного обслуживания органами внутренних дел объектов потребительского рынка на современном этапе» Киселева Николая
Николаевича, заместителя начальника кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России, кандидата юридических наук, доцента
В представленной на рецензирование научной статье исследуются проблемы организации оперативного обслуживания органами внутренних дел объектов потребительского рынка на современном этапе.
Потребительский рынок является одной из самых доходных сфер экономики нашего государства.
Высокая доходность и быстрая оборачиваемость денежных средств, вложенных в сферу потребительского рынка, возможность реализации нелегальной и неучтенной продукции привлекают в названную сферу экономики не только отдельных правонарушителей, но и организованные преступные группы.
Устойчивый рост экономических преступлений на потребительском рынке, их общественная опасность потребовали от органов внутренних дел принятия адекватных мер по преодолению криминальной экспансии в названной сфере экономики.
В органах внутренних дел головной службой по организации оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений в сфере экономики являются подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции.
Практика показывает, что несмотря на предпринимаемые органами внутренних дел меры потребительский рынок продолжает оставаться одной из самых пораженных преступностью сфер экономики. Традиционно применяемые подразделениями ЭБиПК оперативно-розыскные меры по борьбе с экономическими преступлениями на потребительском рынке в современных условиях зачастую являются недостаточно эффективными.
Совершенствования организационно-тактических мер оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по выявлению, предупреждению и раскрытию указанных преступлений на потребительском рынке.
Для успешного решения возложенных на подразделения ЭБиПК задач по борьбе с экономическими преступлениями, совершаемыми на потребительском рынке, они должны владеть информацией о состоянии оперативной обстановки, складывающейся на ее объектах.
Непрерывное поступление такой информации достигается в процессе правильно организованного оперативного обслуживания подразделениями ЭБиПК объектов потребительского рынка.
Содержание работы дополняет научно-правовые основы института организации оперативного обслуживания органами внутренних дел объектов потребительского рынка и может быть использовано в дальнейших изысканиях, связанных с разработкой анализируемой проблемы.
Отдельные выводы работы могут учитываться в практической деятельности оперативных подразделений ЭБиПК при организации оперативного обслуживания объектов потребительского рынка.
Рецензент:
Доцент кафедры ОРД ОВД Уфимского юридического института МВД, кандидат юридических наук, доцент Хусаинов Р.Р.
205